Литература возникла на Руси одновременно с принятием христианства. Однако, письменность на Руси существовала за долго до возникновения христианского мира. Об этом свидетельствуют тысячи берестяных грамот, датируемых XI-XV веками, найденных при раскопках культурного слоя Новгорода, Пскова, Смоленска, Твери, Торжка и других древних городов, подтверждают существование письма на Руси до её крещения. Берестяные грамоты отчётливо продемонстрировали наличие грамотных крестьян и ремесленников, купцов и бояр. Однако, следов письменного литературного творчества в них найдено не было и 95 процентов берестяных грамот имеют бытовое содержание. Так, например, в новгородской грамоте №78 содержится наказ «забрать у Тимошки конское снаряжение и деньги за коня», а в тверской грамоте №5 говорится о том, что «Фома грабит ульи». Очевидно, что до крещения Руси существовало только устное творчество: песни, сказки, пересказы, былины
Вложение | Размер |
---|---|
vozniknovenie_drevnerusskoy_literatury.docx | 30.98 КБ |
dr._russk._lit._1.pptx | 2.37 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Д О К Л А Д
по литературе на тему:
«Становление древнерусской
литературы»
подготовили
ученицы 9 класса «А»
Валерия Пашкова
Дарья Антошина
Тамрико Чхиквадзе
2014 год
1. Возникновение русской литературы.
Литература возникла на Руси одновременно с принятием христианства. Однако, письменность на Руси существовала за долго до возникновения христианского мира. Об этом свидетельствуют тысячи берестяных грамот, датируемых XI-XV веками, найденных при раскопках культурного слоя Новгорода, Пскова, Смоленска, Твери, Торжка и других древних городов, подтверждают существование письма на Руси до её крещения. Берестяные грамоты отчётливо продемонстрировали наличие грамотных крестьян и ремесленников, купцов и бояр. Однако, следов письменного литературного творчества в них найдено не было и 95 процентов берестяных грамот имеют бытовое содержание. Так, например, в новгородской грамоте №78 содержится наказ «забрать у Тимошки конское снаряжение и деньги за коня», а в тверской грамоте №5 говорится о том, что «Фома грабит ульи». Очевидно, что до крещения Руси существовало только устное творчество: песни, сказки, пересказы, былины.
Приняв христианство, Древняя Русь одновременно получила и письменность и литературу. Древнерусским книжникам в короткие сроки нужно было: обеспечить церкви и монастыри необходимыми для богослужения книгами; ознакомить новообращенных христиан с основами христианской морали; ознакомить с историей церкви и историей жизни христианских народов с помощью переводной литературы; рассказать об устройстве мира и объяснить смысл природы, «устроенной богом» с христианской точки зрения. Одним словом, нужно было незамедлительно создавать литературу, посвященную сложнейшим мировоззренческим вопросам. Книги, привезенные из Болгарии, не могли обеспечить все эти разносторонние потребности молодого христианского государства, и, следовательно, нужно было переводить, переписывать, размножать произведения христианской литературы. Вся энергия, все силы, все время древнерусских книжников на первых порах были поглощены выполнением этих первоочередных задач. Процесс письма был длительным, материал письма (пергамент) дорогим, и это не только делало каждый книжный фолиант (толстую книгу большого размера) трудоёмким, но и придавало ему особый ореол ценности и значительности. Литература воспринималась как нечто очень важное, серьезное, предназначенное обслуживать наиболее высокие духовные потребности. Письменность была необходима во всех сферах государственной и общественной жизни. Появление письменности стимулировало деятельность переводчиков и переписчиков, а главное – создало возможности для появления оригинальной литературы, как обслуживающей потребности церкви (поучения, торжественные слова, жития), так и сугубо светской (летописи). Однако совершенно естественно, что в сознании древнерусских людей того времени христианизация и возникновение письменности (литературы) рассматривались как единый процесс.
Литература — свидетельство жизни и обряд. Главной опорой её служат исторические события, и она обряжает тему в соответствующий ей литературный наряд. Основоположниками Древнерусской литературы были великие киевские князья-книжники Владимир Святославич и Ярослав Мудрый. В статье 988 г. древнейшей русской летописи – «Повести временных лет» сообщается о том, что сразу, после принятия христианства князь Владимир, Начал обучать грамоте детей знатных людей («послав, нача поимати у нарочитые чади дети, и даяти нача на ученье книжное»). В статье 1037 г., характеризуя деятельность сына Владимира – князя Ярослава, летописец отмечает, что он любил читать книги («книгам прилежа, и почитая е, часто в нощи и в дне»). Поэтому в короткие сроки Ярослав собрал много писцов и переводчиков, чтобы как можно быстрее приобщить людей к чтению божественных книг, которые наставляют, учат разумению и являются источниками мудрости. Именно Киево-Печерский монастырь стал одним из литературных центров, в котором создавались первые образцы отечественной литературы различных жанров.
Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни.
Хотя не все произведения были посвящены мировой истории, но этих произведений очень много. Древнерусская литература рассказывает не о придуманном, а о реальном.
В самом деле, вымысел в древнерусских произведениях маскируется правдой. Открытый вымысел не допускается. Все произведения посвящены событиям, которые были, совершились или, хотя и не существовали, но всерьез считаются совершившимися. Древнерусская литература вплоть до XVII в. не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц – исторические: Борис и Глеб, Феодосии Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский... При этом древнерусская литература рассказывает по преимуществу о тех лицах, которые сыграли значительную роль в исторических событиях: будь то Александр Македонский или Авраамий Смоленский.
Обстоятельства возникновения древнерусской литературы, ее место и функции в жизни общества определили систему ее исходных жанров, то есть тех жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. На первых порах, по выразительному определению Д. С. Лихачева, это была литература «одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни» И действительно, этой теме и этому сюжету были посвящены все жанры древнерусской литературы, особенно если говорить о литературе раннего периода.
В становлении Древнерусской литературы можно выделить несколько этапов:
XI-XIII века – литература крещения Киевской Руси и распада Древнерусского государства
на удельные княжества;
XIII-XV века - литература периода ордынского ига и борьбы с монголо-татарскими захватчиками;
XV-XVI века - литература эпохи становления централизованного Русского государства и объединения княжеств вокруг Москвы;
XVII век – процесс преобразования древнерусской литературы, как особого явления русской и мировой культуры, в литературу нового времени.
2. Жанры литературы Древней Руси.
Рассмотрение древнерусской литературы принято начинать с обзора переводной литературы. Русь стала читать чужое раньше, чем писать свое. Благодаря Ярославу Мудрому, несмотря на первоочередную потребность в церковных книгах, киевские книжники переводили и переписывали произведения других жанров: хроники, исторические повести, сборники изречений, естественнонаучные сочинения.
Поэтому становится очевидно, что византийская литература в отдельных своих жанрах не просто повлияла, но и частично была перенесена на древнерусскую литературу.
Хроники. Интерес к прошлому Вселенной, истории других стран, к судьбам великих людей древности удовлетворялся переводами византийских хроник. Хроники эти начинали изложение событий от сотворения мира, пересказывали библейскую историю, приводили отдельные эпизоды из истории стран Востока, рассказывали о походах Александра Македонского, а затем об истории стран Ближнего Востока, излагали древнейшую историю Рима, начиная от легендарных времен основания города. Завершались хроники описанием событий, современных их составлению. Таким образом, хронисты создавали впечатление о непрерывности исторического процесса, о своеобразной «смене царств».
Во всём христианском мире высоко ценились авторы поучений и проповедей. Их творения помогали формировать нравственные идеалы христианского мира, заставляли задуматься над свойствами человеческого характера и обращали внимание на различные особенности человеческой психики. В своих творениях они раскрывали тайну духовного счастья. Слушая их проповеди и читая их творения, христиане постигали истинный смысл жизни.
Патери́ки (в переводе с греческого — «отечник») были широко известны и почитаемы в Древней Руси. Это сборники коротких рассказов о святых отцах или изречения святых отцов, ведущих аскетический образ жизни, отказывающихся, прежде всего, от удовольствий и роскоши. Это рассказы о всесильной молитве, творящей чудеса, о непрерывной борьбе добра и зла за души людей. Рукописи славянских переводов Скитского, Египетского и Иерусалимского патериков сохранились до наших дней. Патристика занимала большое место в древнерусской переводной письменности, то есть сочинения тех римских и византийских богословов III-VII вв., которые пользовались в христианском мире особым авторитетом и почитались как «отцы церкви»: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина, Афанасия Александрийского и других. В их произведениях разъяснялись догматы христианской религии, толковалось Священное писание, утверждались христианские добродетели и обличались пороки, ставились различные мировоззренческие вопросы. В то же время произведения как учительного, так и торжественного красноречия имели немалое эстетическое значение. Авторы торжественных слов, предназначенных для произнесения в церкви во время богослужения, отлично умели создавать атмосферу праздничного экстаза или благоговения, которая должна была охватывать верующих при воспоминании о прославляемом событии церковной истории. Они в совершенстве владели искусством риторики, которую византийские писатели унаследовали еще из античности.
Особо почитаемыми были Три Святителя IV-Vвеков: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. На Руси особой известностью пользовался Иоанн Златоуст. Из слов, ему принадлежащих или ему приписываемых, составлялись целые сборники, носившие наименования «Златоуст» или «Златоструй».
По образу переводных патериков создавались и отечественные произведения этого жанра. К наиболее известным относится «Киево-Печерский патерик». В основе рассказов «Киево-Печерского патерика» лежит переписка, которую вели между собой, в начале XIII в., владимирский епископ Симон и Киево-Печерский монах Поликарп. В ней много традиционных патериковых мотивов: праведные монахи творят чудеса, успешно борются с мирскими помыслами и искушениями, одерживают победы над бесами…
Однако все события происходят на фоне действительного монастырского быта, и описывают реальные политические события в Киевской Руси XI-XII вв., рядом с идеализированными портретами Киево-Печерских подвижников появляются живые характеры жестоких князей, жадных купцов, неправедных судей и недобродетельных монахов, которыми обуревает зависть, сребролюбие и вражда.
Апо́крифы - легенды о библейских персонажах, описания рая и ада или неведомых земель «на краю света», рассуждения на темы, волновавшие читателей о борьбе в мире добра и зла и о конечной судьбе человечества. Так, например, существовали апокрифические «Евангелие Фомы», рассказы об Адаме и Еве, в которых говорится о второй жене Адама — Лилит, о детстве Моисея, об испытании мудрости мальчика-Моисея фараоном, о земной жизни Иисуса Христа, а также сказания и пророчества.
Легендарно-религиозные апокрифы отвергались церковью, но были любимым жанром христиан Древней Руси. Легенды о библейских персонажах вызывали постоянный интерес у древнерусских книжников, начиная с древнейшей поры истории русской литературы. Большинство апокрифов – это занимательные сюжетные рассказы, которые поражали воображение читателей либо неизвестными им бытовыми подробностями о жизни Христа, апостолов, пророков, либо чудесами и фантастическими видениями. Церковь пыталась бороться с апокрифической литературой. Составлялись специальные списки запрещенных книг – индексы. Однако в суждениях о том, какие произведения являются безусловно «отреченными книгами», то есть недопустимыми для чтения правоверными христианами, и какие лишь апокрифическими (буквально апокрифические – тайные, сокровенные, то есть рассчитанные на искушенного в богословских вопросах читателя), у средневековых цензоров не было единства. Индексы различались по составу. Порой в весьма авторитетных сборниках, мы встречаем рядом с каноническими библейскими книгами и житиями также апокрифические тексты. Тем не менее, апокрифических произведений существовало очень много, и они продолжали переписываться в течение всей многовековой истории древнерусской литературы.
Тексты апокрифа помещались в богослужебные сборники в составе рождественских чтений под 25 декабря.
«Хождение Агапия в рай» – один из древнейших славяно - русских апокрифов XII – XIII вв. В нём повествуется об Агапии, который не только «физически» достигает пределов рая, но проходит и духовный путь познания того, для чего люди оставляют своих близких и следуют «за господом». Апокриф содержит одно из древнейших в русской письменности описаний рая. Интересен тот факт, что в богословских спорах середины XIV в. по вопросу о том, существует ли «рай земной» или только «рай мысленный», новгородский архиепископ Василий в «Послании епископу Федору о земном рае» ссылается именно на старца Агапия как свидетеля существования «земного рая».
Однако Русь начинает тяготиться византийской опекой и стремится к церковной самостоятельности. Уже в XI в. на Руси возникает летописание, которому было суждено на несколько веков, вплоть до петровского времени, стать одним из ведущих литературных жанров. "Повесть временных лет"- самый ранний из дошедших до наших дней литературный памятник, созданный монахом Киево-Печерского монастыря, Нестором. Опираясь на устное творчество, он сумел живо и образно рассказать историю Руси и связать её с историей других стран. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати.
«Слово о полку Игореве» - выдающееся произведение конца XII в. относится к особому жанру. Оно является памятником, стоящим на грани литературы и фольклора. «Слово», проникнутое мотивами славянской народной поэзии с элементами языческой мифологии, по своему художественному языку и литературной значимости стоит в ряду крупнейших достижений древнерусской литературы.
В начале XIII века наряду с летописанием важнейшим жанром древнерусской литературы является агиография — жития святых, которые повествовали о жизни
и подвигах людей, признанных церковью святыми. Уже в Киевской Руси в XI — начале XII в. были переведены многие византийские жития. В это же время Киевские князья стремятся повысить авторитет русской церкви и настойчиво добиваются у константинопольского патриарха прав на канонизацию своих, русских святых. Создание жития являлось непременным условием канонизации святого.
Первыми русскими святыми стали сыновья Владимира Святославовича Борис и Глеб. Их канонизировали в1072 г. в лике мучеников-страстотерпцев. Братья сделали то, что было ещё непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести. Они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить».
Житие Авраамия Смоленского повествует о жизни проповедника и иконописца, преподобного святого, жившего в начале XII в. и канонизированного на Макарьевском соборе в 1549 г.. Эта книга о монахе, к которому стекаются люди. Они жаждут услышать Авраамия, ибо он может так истолковать Писание, что даже самые тёмные и несведущие понимают всё, им сказанное. Когда по клевете епископ Игнатий запретил ему священнодействовать, в городе открылись разные беды: засуха и болезни. Но по усердной молитве преподобного Авраамия за город и жителей пошел обильный дождь и засуха кончилась. Тогда все убедились воочию в его праведности и стали высоко почитать и уважать.
Житие Варлаама Хутынского рассказывает о жизни новгородского чудотворца, основателя Спасо-Преображенского Хутынского монастыря, жившего в XII в. и канонизированного в 1461г. В книге говорится о том, что к Преподобному шли князья, вельможи и бедные люди, которых он кротко поучал: "Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимства, пристрастного суда; оставьте ложную присягу, воздерживайтесь от блуда, особенно имейте кротость и любовь - мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами".
Житие Михаила Черниговского рассказывает о благоверном князе Михаиле и боярине Феодоре, которые в 1246 г. прибыли в Орду. Перед входом в шатер Батыя монгольские жрецы повелели им пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил ответствовал: «Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения по приказу Батыя князь был казнен. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Михаил Черниговский был канонизирован в лике мученика на соборе в 1547г.
К началу XIII в. древнерусская литература уже обладала сложившейся системой жанров и почти в каждом из них были созданы произведения, которые сами являлись образцами, достойными подражания. Древнерусские книжники не уступали теперь в искусстве слова византийским или болгарским авторам. Очевидно, что в течение полутора столетий была создана высокая культура «византийского типа».
XIII век обещал древнерусской литературе новый, значительный шаг вперед, но монголо-татарское нашествие прервало развитие русской культуры, и в значительнейших размерах уничтожило достигнутое.
Монголо-татарское нашествие принесло жесточайший урон русской материальной культуре, затормозило процесс культурного развития страны. Людские потери были чрезвычайно велики. Захватчики уничтожили многие города Северо-Восточной и Южной Руси, были разрушены ценнейшие архитектурные памятники, под развалинами и в огне пожарищ гибли произведения ремесленников, памятники изобразительного искусства, книги. Русь была отброшена назад на несколько столетий. Но духовно русский народ не был ни уничтожен, ни порабощен. Борьба с монголо-татарами вызвала подъем патриотизма. Патриотическая тема становится основной темой литературы XIII в. Она нашла отражение и в летописании, и в агиографии, и в памятниках красноречия.
Летописная повесть в период монголо-татарского ига занимает ведущее место. Вот, например, «Повесть о Шевкале» - это яркий рассказ о стихийном народном восстании в Твери в 1327 г. против Чол-хана, ханского наместника, творившего бесчинства в тверской земле. Чаша терпения тверичей переполняется из-за мелочи. Польстившись на «тучную» кобылу диакона Дудко, татары отнимают её, и на крик ограбленного диакона сбегаются люди. Драка перерастает в вооружённое столкновение. Разгневанные люди убивают не только множество татар, но и самого Шевкала. Спасаются лишь татарские пастухи. За смерть своего наместника хан сжигает Тверь и жестоко мстит.
Нельзя не отметить вклад в историю древнерусской литературы своеобразного произведения середины XV в. «Хождение за три моря», особенность которого заключается в том, что путешествие купца Афанасия Никитина было не в Святую землю, а по торговым делам в Индию. Автобиографичность и лиричность «Хождения за три моря», передающего душевные переживания и настроения автора, были новыми чертами в древнерусской литературе. Записки тверского купца Афанасия Никитина о его "Хождении за три моря" были включены в летопись.
Куликовская битва взволновала русских людей. Неудивительно поэтому, что Мамаеву побоищу после 1380 г. посвящено несколько литературных памятников, создававшихся в разное время. Различны все эти произведения и по своему характеру и стилю Особое место занимает первоначальная краткая летописная поэтическая повесть «Задонщина», наполненная воинской героикой и отзвуками фольклора. «Задонщина» замечательна как отражение передовой политической идеи своего времени: во главе всех русских земель должна стоять Москва, и единение русских князей под властью московского великого князя служит залогом освобождения Русской земли от монголо-татарского господства. Наиболее подробное описание событий Куликовской битвы сохранило нам «Сказание о Мамаевом побоище» — основной памятник Куликовского цикла. «Сказание о Мамаевом побоище» имеет ярко выраженный сюжетный характер способный увлечь читателя. Произведение это пользовалось огромной популярностью у древнерусских читателей. Сказание многократно переписывалось и перерабатывалось и дошло до нас в восьми редакциях и большом количестве вариантов.
В XVI веке в судьбе русской литературы наступает глубокий перелом после того,
как в 1547г. русский государь — молодой Иван IV — стал именоваться царем.
Литература приобретает характер ничем не ограниченной самодержавной власти.
XVI век — один из наиболее сложных и противоречивых периодов в истории русской культуры и литературы.
XVII век — век перехода к литературе нового времени. Это век развития индивидуальных вкусов и стилей, писательского профессионализма и чувства авторской собственности.
3. Заключение
В древней русской литературе мы находим идеи глубокого патриотизма, нравственности и сознания высокого гражданского долга, выраженные с такой силой, на какую был способен только народ громадного духовного потенциала. Корни творчества Пушкина, Гоголя, Державина, Толстого, Некрасова, Горького и других великих русских писателей не случайно восходят к древнейшим слоям русской литературы. Литература Древней Руси актуальна и сегодня, потому что памятники культуры и истории будут молчать без памятников письменности, и прежде всего без памятников литературы, которая в Древней Руси была в основном исторической. Приобщиться к древней русской литературе — великое счастье и великая радость.
Итак, основным памятником древнерусской литературы являются религиозно-назидательные сочинения, жития святых, богослужебные песнопения. Древнерусская литература возникла в XI в. Один из первых её памятников – «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона – был создан в 30-40-е гг. XI века. XVII столетие – последний век древнерусской литературы. На его протяжении постепенно разрушаются традиционные древнерусские литературные каноны, рождаются новые жанры, новые представления о человеке и мире. Литературой называют и произведения древнерусских книжников, и тексты авторов XVIII в., и творения русских классиков прошлого столетия, и сочинения современных писателей. Конечно, очевидны различия между литературой XVIII, XIX и XX вв. Но вся русская литература трех последних столетий совсем не похожа на памятники древнерусского словесного искусства. Однако именно в сравнении с ними она обнаруживает много общего.
Искусство слова находится в органической связи с изобразительным искусством, с зодчеством, с музыкой, и не может быть подлинного понимания одного без понимания всех других областей художественного творчества Древней Руси. В великой и своеобразной культуре Древней Руси тесно переплетаются изобразительное искусство и литература, гуманистическая культура и материальная, широкие международные связи и резко выраженное национальное своеобразие.
Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Лыткарино Презентация Тема: «Возникновение и становление древнерусской литературы» подготовлена учащимися 9 класса «А»: Дарьей Антошиной Тамрико Чхиквадзе Валерией Пашковой Учитель: Васильева Т.А. 2014 годСлайд 2
Периоды становления древнерусской литературы XI-XIII века – литература крещения Киевской Руси и распада Древнерусского государства на удельные княжества; XIII-XV века - литература периода ордынского ига и борьбы с монголо-татарскими захватчиками; XV-XVI века - литература эпохи становления централизованного Русского государства и объединения княжеств вокруг Москвы; XVII век – процесс преобразования древнерусской литературы как особого явления русской и мировой культуры в литературу нового времени.
Слайд 3
Берестяные грамоты отчётливо продемонстрировали наличие грамотных крестьян и ремесленников, купцов и бояр. Однако, следов письменного литературного творчества в них найдено не было, и 95 процентов берестяных грамот имеют бытовое содержание. Так, например, в новгородской грамоте № 78 содержится наказ « забрать у Тимошки конское снаряжение и деньги за коня» , а в тверской грамоте №5 говорится о том, что «Фома грабит ульи». Очевидно, что до крещения Руси существовало только устное творчество: песни, сказки, пересказы, былины. Тысячи берестяных грамот, датируемых XI-XV веками, найденных при раскопках культурного слоя Новгорода, Пскова, Смоленска, Твери, Торжка и других древних городов, подтверждают существование письма на Руси до её крещения.
Слайд 4
Приняв христианство, Древняя Русь одновременно получила и письменность, и литературу. Древнерусским книжникам нужно было: обеспечить церкви и монастыри необходимыми для богослужения книгами; ознакомить новообращенных христиан с основами христианской морали; ознакомить с историей церкви и историей жизни христианских народов с помощью переводной литературы; рассказать об устройстве мира и объяснить смысл природы, «устроенной богом» с христианской точки зрения. Одним словом, нужно было незамедлительно создавать литературу, посвященную сложнейшим мировоззренческим вопросам.
Слайд 5
Литература — свидетельство жизни и обряд. Главной опорой её служат исторические события, и она обряжает тему в соответствующий ей литературный наряд. Основоположниками древнерусской литературы были великие князья-книжники Владимир Святославович и Ярослав Мудрый. Князь Владимир I Святой 960-1015 (Красное солнышко) Креститель Руси Князь Ярослав Владимирович 978 -1054 (Мудрый) Именно Киево-Печерский монастырь стал одним из литературных центров, в котором создавались первые образцы отечественной литературы различных жанров.
Слайд 6
Рассмотрение древнерусской литературы принято начинать с обзора переводной литературы . Русь стала читать чужое раньше, чем писать свое. Благодаря Ярославу Мудрому, несмотря на первоочередную потребность в церковных книгах, киевские книжники переводили и переписывали произведения других жанров: хроники, исторические повести, сборники изречений, естественнонаучные сочинения. Поэтому становится очевидно, что византийская литература в отдельных своих жанрах не просто повлияла, но и частично была перенесена на древнерусскую литературу.
Слайд 7
Во всём христианском мире высоко ценились авторы поучений и проповедей. Их творения помогали формировать нравственные идеалы христианского мира, заставляли задуматься над свойствами человеческого характера и обращали внимание на различные особенности человеческой психики. Особо почитаемыми были Три Святителя IV-V веков: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. В своих творениях они раскрывали тайну духовного счастья. Слушая их проповеди и читая их творения, христиане постигали истинный смысл жизни.
Слайд 8
Широко известны были в Киевской Руси Патери́ки (в переводе с греческого — «отечник»). Это сборники коротких рассказов о святых отцах или изречения святых отцов, ведущих аскетический образ жизни, отказывающихся, прежде всего, от удовольствий и роскоши. Это рассказы о всесильной молитве, творящей чудеса, о непрерывной борьбе добра и зла за души людей. Рукописи славянских переводов Скитского, Египетского и Иерусалимского патериков сохранились до наших дней. Иерусалимский Патерик
Слайд 9
В основе рассказов «Киево-Печерского патерика» лежит переписка, которую вели между собой в начале XIII в. владимирский епископ Симон и Киево-Печерский монах Поликарп. В переписке много традиционных патериковых мотивов: праведные монахи творят чудеса, успешно борются с мирскими помыслами и искушениями, одерживают победы над бесами… Однако все события происходят на фоне действительного монастырского быта и описывают реальные политические события в Киевской Руси XI-XII вв. Рядом с идеализированными портретами Киево-Печерских подвижников появляются живые характеры жестоких князей, жадных купцов, неправедных судей и недобродетельных монахов, которыми обуревает зависть, сребролюбие и вражда. По образу переводных патериков создавались и отечественные произведения этого жанра. К наиболее известным относится Киево-Печерский патерик.
Слайд 10
Апо́крифы - легенды о библейских персонажах, описания рая и ада или неведомых земель «на краю света», рассуждения на темы, волновавшие читателей о борьбе в мире добра и зла и о конечной судьбе человечества. Так, например, существовали апокрифические «Евангелие Фомы», рассказы об Адаме и Еве, в которых говорится о второй жене Адама — Лилит, о детстве Моисея, об испытании мудрости мальчика-Моисея фараоном, о земной жизни Иисуса Христа, а также сказания и пророчества. Легендарно-религиозные апокрифы отвергались церковью, но были любимым жанром христиан Древней Руси. «Завет Моисеев» «Жизнь Адама и Евы» «Жизнь Иисуса Христа»
Слайд 11
Тексты апокрифа помещались в богослужебные сборники в составе рождественских чтений под 25 декабря. «Хождение Агапия в рай» – один из древнейших славяно-русских апокрифов XII – XIII вв. В нём повествуется об Агапии, который не только «физически» достигает пределов рая, но проходит и духовный путь познания того, для чего люди оставляют своих близких и следуют «за господом». Апокриф содержит одно из древнейших в русской письменности описаний рая. Интересен тот факт, что в богословских спорах середины XIV в. по вопросу о том, существует ли «рай земной» или только «рай мысленный», новгородский архиепископ Василий в «Послании епископу Федору о земном рае» ссылается именно на старца Агапия как свидетеля существования «земного рая».
Слайд 12
Но Русь начинает тяготиться византийской опекой и стремится к церковной самостоятельности. Уже в XI в. на Руси возникает летописание, которому было суждено на несколько веков, вплоть до петровского времени, стать одним из ведущих литературных жанров. "Повесть временных лет"- самый ранний из дошедших до наших дней литературный памятник, созданный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором . Опираясь на устное творчество, он сумел живо и образно рассказать историю Руси и связать её с историей других стран. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати.
Слайд 13
К особому жанру относится выдающееся произведение конца XII в. «Слово о полку Игореве». Оно является памятником, стоящим на грани литературы и фольклора. «Слово», проникнутое мотивами славянской народной поэзии с элементами языческой мифологии, по своему художественному языку и литературной значимости стоит в ряду крупнейших достижений древнерусской литературы.
Слайд 14
В XIII в. наряду с летописанием важнейшим жанром древнерусской литературы является агиография — жития святых , которые повествовали о жизни и подвигах людей, признанных церковью святыми. Уже в Киевской Руси в XI — XII веках были переведены многие византийские жития. В это же время Киевские князья стремятся повысить авторитет русской церкви и настойчиво добиваются у константинопольского патриарха прав на канонизацию своих, русских святых. Создание жития являлось непременным условием канонизации святого. Первыми русскими святыми стали сыновья Владимира Святославовича Борис и Глеб. Их канонизировали в 1072 г. в лике мучеников. Братья сделали то, что было ещё непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести. Они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить»
Слайд 15
Когда по клевете епископ Игнатий запретил ему священнодействовать, в городе открылись разные беды: засуха и болезни.Но по усердной молитве преподобного Авраамия за город и жителей пошел обильный дождь и засуха кончилась. Тогда все убедились воочию в его праведности и стали высоко почитать и уважать. Житие святых представляют два агиографических типа: монашеского жития — о всем жизненном пути праведника и жития-мартирия — о мученической смерти святого. Житие Авраамия Смоленского повествует о жизни проповедника и иконописца, преподобного святого, жившего в начале XII в. и канонизированного на Макарьевском соборе в 1549 г. Эта книга о монахе, к которому стекаются люди. Они жаждут услышать Авраамия, ибо он может так истолковать Писание, что даже самые тёмные и несведущие понимают всё, им сказанное.
Слайд 16
Житие Варлаама Хутынского рассказывает о жизни новгородского чудотворца, основателя Спасо-Преображенского Хутынского монастыря, жившего в XII в. и канонизированного в 1461г. В книге говорится о том, что к Преподобному шли князья и вельможи и бедные люди, которых он кротко поучал: "Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимства, пристрастного суда; оставьте ложную присягу, воздерживайтесь от блуда, особенно имейте кротость и любовь - мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами".
Слайд 17
повелели им пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил ответствовал: «Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». Михаил Черниговский был канонизирован в лике мученика на соборе в 1547г. Житие Михаила Черниговского рассказывает о благоверном князе Михаиле и боярине Феодоре, которые в 1246 г. прибыли в Орду. Перед входом в шатер Батыя монгольские жрецы За отказ от поклонения по приказу Батыя князь был казнен. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью.
Слайд 18
К началу XIII в. древнерусская литература уже обладала сложившейся системой жанров, и почти в каждом из них были созданы произведения, которые сами являлись образцами, достойными подражания. Древнерусские книжники не уступали теперь в искусстве слова византийским или болгарским авторам. Очевидно, что в течение полутора столетий была создана высокая культура «византийского типа».
Слайд 19
XIII век обещал древнерусской литературе новый, значительный шаг вперед, но монголо-татарское нашествие прервало развитие русской культуры и в значительнейших размерах уничтожило достигнутое. Но духовно русский народ не был ни уничтожен, ни порабощен, и патриотическая тема становится основной темой литературы XIII в.
Слайд 20
В период монголо-татарского ига летописная повесть занимает ведущее место . Вот, например, «Повесть о Шевкале» - это яркий рассказ о стихийном народном восстании в Твери в 1327 г. против Чол-хана, ханского наместника, творившего бесчинства в тверской земле. Чаша терпения тверичей переполняется из-за мелочи. Польстившись на «тучную» кобылу диакона Дудко, татары отнимают её , и на крик ограбленного диакона сбегаются люди. Драка перерастает в вооружённое столкновение. Разгневанные люди убивают не только множество татар, но и самого Шевкала. Спасаются лишь татарские пастухи. За смерть своего наместника хан сжигает Тверь и жестоко мстит.
Слайд 21
Нельзя не отметить вклад в историю древнерусской литературы произведения середины XV в. «Хождение за три моря» купца Афанасия Никитина. Своеобразие заключается в том, что путешествие было не паломническим в Святую землю, а по торговым делам в Индию. Автобиографичность и лиричность «Хождения за три моря», передающего душевные переживания и настроения автора, были новыми чертами в древнерусской литературе. Записки купца Афанасия Никитина были включены в летопись.
Слайд 22
В XVI веке в судьбе русской литературы наступает глубокий перелом после того, как в 1547г. русский государь — молодой Иван IV — стал именоваться царем. Литература приобретает характер ничем не ограниченной самодержавной власти. XVI век — один из наиболее сложных и противоречивых периодов в истории русской культуры и литературы. XVII век — век перехода к литературе нового времени. Это век развития индивидуальных вкусов и стилей, писательского профессионализма и чувства авторской собственности.
Слайд 23
В древней русской литературе мы находим идеи глубокого патриотизма, нравственности и сознания высокого гражданского долга, выраженные с такой силой, на какую был способен только народ громадного духовного потенциала. Корни творчества Пушкина, Гоголя, Державина, Толстого, Некрасова, Горького и других великих русских писателей не случайно восходят к древнейшим слоям русской литературы. Литература Древней Руси актуальна и сегодня, потому что памятники культуры и истории будут молчать без памятников письменности, и прежде всего без памятников литературы, которая в Древней Руси была в основном исторической. Приобщиться к древней русской литературе — великое счастье и великая радость.
Заяц-хваста
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Свинья под дубом
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Как Снегурочке раскатать тесто?