Актуальность данной работы, определяется интересом к данному явлению, так как имеет эстетическое и воспитательное значение в интеграции образовательного процесса и искусства, вызывает положительные эмоции у читателей, повышая качество и привлекательность читательских услуг. Большая часть литературы по книжному знаку издавалась в России небольшими тиражами. В настоящее время старые издания стали библиографической редкостью и не всегда имеются даже в крупных библиотеках, поэтому понятен интерес многих коллекционеров экслибриса к библиографии о нем.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_petrova_k.docx | 44.19 КБ |
МБОУ «Средняя образовательная школа №9»
г. Чебоксары
Научно-исследовательская работа по искусству
на тему: «Экслибрис - след личности»
Выполнила ученица 7 «А» класса
МБОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары
Петрова Ксения Ильинична
Руководитель: учитель русского языка
и литературы
Кряжевских Светлана Викторовна
Чебоксары 2017
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
I глава. Из истории экслибриса……………………………………………………..4-7
1.1 Где зародился экслибрис ………………………………………………………….4
1.2 Германские художники – экслибристы………………………………………….5
1.3 История возникновения экслибриса в России………………………………...6-7
1.4 Трансформация экслибриса……………………………………………………….7
II глава. Практическая часть . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8-9
2.1 Структура и описание экслибриса……………………………………………...8-9
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….9
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..10
Введение
Актуальность данной работы, определяется интересом к данному явлению, так как имеет эстетическое и воспитательное значение в интеграции образовательного процесса и искусства, вызывает положительные эмоции у читателей, повышая качество и привлекательность читательских услуг. Большая часть литературы по книжному знаку издавалась в России небольшими тиражами. В настоящее время старые издания стали библиографической редкостью и не всегда имеются даже в крупных библиотеках, поэтому понятен интерес многих коллекционеров экслибриса к библиографии о нем.
Я решила предположить, что нашей школьной библиотеке так же необходимо наличие своего книжного знака.
Целью моей работы является создание экслибриса для школьной библиотеки.
Задачи:
-изучить историю возникновения и развития экслибриса, дать определение этому понятию;
-оценить вклад моего экслибриса для всего общества нашей школы.
Объектом исследования являются словари С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой, Д.Н. Ушакова (символы, знаки, логотипы), специальная литература.
Субъектом моей работы является экслибрис для библиотеки нашей школы.
Методы исследования: для решения поставленных задач используются наблюдение и описание. Сбор материала проводился посредством методов анализа и сравнения.
I глава. Из истории экслибриса
1.1 Где зародился экслибрис
До сих пор единого мнения о том, что такое экслибрис нет. “Экслибрис – книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги, преимущественно на внутреннюю сторону переплёта; обычно на нём обозначено имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии, интересах или о составе библиотеки” вот то определение, которое можно найти в любом книговедческом словаре, но так ли все просто? Так ли быстро и внезапно возник экслибрис? И как маленькая картинка превратилась в большое искусство? Кто помог экслибрису стать достойным другим видам гравюры, кто усовершенствовал его, делал новые открытия и достижения? Ведь на это всё ушла не одна сотня лет. Чтобы разобраться подробнее, нужно обратиться к истории, и не только старой, но и поздней, так как особо заметные перемены экслибрис претерпел в конце XIX-XX веках.
Термин экслибрис в культуре понятие одновременно старое и новое. Экслибрис зарождается в 15 веке и претерпевает большие изменения, дойдя до современности. Для более точного определения это понятия я обратилась к толковым словарям С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой, Д.Н. Ушакова.
Слово Экслибрис в словаре С.И Ожегова: ЭКСЛИБРИС - на книге: художественно выполненный ярлычок с обозначением владельца или знак, виньетка с таким обозначением. [5] Слово Экслибрис в словаре Ефремовой толкуется как - художественно оформленный книжный знак – ярлычок, виньетка с именем владельца книги или с каким-л. символическим рисунком, наклеиваемый на внутреннюю сторону переплета или обложки книги.[1]
Толковый словарь Д.Н. Ушакова дает следующее определение слову: ЭКСЛИ́БРИС - ярлык (обычно художественно исполненный) с именем владельца книги, наклеиваемый на внутренней стороне ее переплета или обложки. [6] Как видим, в данных словарных статьях экслибрис рассматривается в первую очередь, как ярлык с именем владельца.
Впервые появляется "книжный сторож" в Германии в середине 15 века почти одновременно с книгопечатанием. Он представлял собой печатный лист с именем владельца и каким-либо изображением. Появление экслибриса возникает с усилением общеевропейских связей в немецкой культуре 15 века, проникновением идей итальянского Ренессанса. Изобретение И. Гуттенбергером около 1445 года техники книгопечатания способствовало популярности и распространению книг, поэтому появление экслибриса, как охранного документа на книгу было исторически обусловлено.
Особую роль в предыстории книжного знака сыграла средневековая книга. Предшественниками экслибриса были владельческие и вкладные (дарственные монастыри или церкви) надписи на рукописных книгах — так называемых проэкслибрисы.
В Германии с древних времен существовал обычай помечать ценные вещи знаком о принадлежности их определенному лицу. Этот обычай признавался и судом. Лицо, у которого находился какой-либо предмет, помеченный знаком другого, считалось его похитителем. Книги представляли в те времена значительную ценность, и владелец библиотеки, отмечая их своим знаком, тем самым оберегал свою собственность. Так возник обычай снабжать книгу своим экслибрисом.
Первыми обладателями книг в Германии были духовные лица или монастыри, и на книжных знаках обозначались соответствующие атрибуты: посох, ключ или гербы, на которых шлем заменялся митрой; иногда также изображались фигуры святых.
Большого расцвета немецкий книжный знак достиг в XVI веке. Нам известно, что над экслибрисами работали Альбрехт Дюрер, Лука Кранах, Ганс Гольбейн и другие.
1.2 Германские художники – экслибристы
Альбрехт Дюрер - немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Он признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства..
В первые годы XVI века художник занялся изготовлением печатных книжных знаков, всего известно 20 экслибрисов авторства Дюрера. Одним из лучших считают книжный знак 1525 года для Гектора Помера, настоятеля церкви св. Лаврентия в Нюрнберге. На нем изображен святой с пальмой в одной руке и жаровней в другой. Над именем владельца помещена надпись на латинском, греческом и древнееврейском языках: "Чистому все чисто". Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 году. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Орлиные крылья и чёрная кожа мужчины — символы, часто встречающиеся в южно-немецкой геральдике; они использовались также нюрнбергской семьёй матери Дюрера, Барбары Хольпер. Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей.[7]
Из работ других художников эпохи Северного Возрождения сохранилось несколько экслибрисов Луки Кранаха (на одном из них изображена мощная фигура апостола Петра) и два-три книжных знака Ганса Гольбейна-Младшего.
Расширение книгопечатания в XVI веке подтверждает тот знаменитый факт, что немецкие художники вводили в свои композиции сложные символы, пространные аллегории, которые, разумеется, в духе и характере эпохи, раскрывали не только иерархические, но и отличительные особенности человека, чистая геральдика перестала удовлетворять художников.
В XVI и XVII веках экслибрисы носили в основном геральдический характер, но нередко появлялись и книжные знаки, украшенные портретами собственников библиотек, и с изображением монастырей и замков. Немецкий экслибрис того времени отличался тяжеловесным стилем и сложностью рисунка. Но в XVIII веке торжественный стиль барокко сменил легкий стиль рококо. В конце века наступил упадок экслибриса. Только во второй половине XIX века возродился интерес к геральдическим книжным знакам, чему способствовали прекрасные художники Г. Гильденбрандт и О. Хуп.[9]
В 1895 году появилось издание с сорока двумя экслибрисами художника Я. Затлера с разнообразными сюжетами, во многом способствовавшее популярности книжного знака среди широких слоев интеллигенции.
Последователями Затлера в XX веке стали многие первоклассные художники, работавшие в различной технике: в гравюре на дереве, на меди, на стали, на линолеуме, в офорте, такие, как Э. Деплер, М. Клингер, О. Грейнер, А. Кольба, Вилли Гейгер и другие. Более чем по триста экслибрисов выполнили А. Рейде и Ф. Байрос. Издавались многочисленные альбомы с их экслибрисами, ставшие популярными среди любителей графики малых форм. Книжный знак получил в Германии большое распространение. Нет почти ни одной темы, доступной графике, которая не была бы использована для немецкого экслибриса.
Развитие экслибриса в Германии в 20 веке во многом определялось деятельностью Немецкого общества, стремившегося распространить искусство книжного знака, способствовать укреплению международных контактов.
В последние годы среди художников, работающих над книжными знаками, в Германии пользуются известностью: Вермер Клемке, К. Дитце, Г. Ильгенфриц, Херберт Отт, Р. Преуссе, И. Наха и Ганс Шульце[9]
1.3 История возникновения экслибриса в России
В России экслибрисы появились в начале XVIII века – наряду с другими европейскими новшествами, введенными Петром I. Естественно, что первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Знатный владелец книги украшал ее изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был супер экслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.
В следующем, XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий. Владельцами значительных библиотек становились писатели, ученые и просто просвещенные люди, что способствовало массовому распространению экслибриса. Но это также приводило и к тому, что из помпезного изображения фамильного герба или замысловатого вензеля экслибрис зачастую превращался, в том числе и в простой ярлык, выполненный типографским набором. Он служил лишь для указания фамилии владельца и обозначения постоянного места книги – номера полки и номера книжного шкафа.
Но в ХХ веке, который породил изящную (и, что важно, целостную как произведение искусства) книгу, произошел настоящий ренессанс экслибриса. Экслибрис превратился практически в самостоятельный жанр графического искусства. И во многом благодаря тому обстоятельству, что к этому жанру в России обращались Георгий Нарбут, Иван Билибин, Елена Лансере, Лев Бакст, Константин Сомов, Михаил Добужинский, Александр Бенуа и другие значительные художники Серебряного века.[3]
Именно в это время экслибрис обрел новый, более глубокий смысл – он все больше становился отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась эпоха коллекционирования экслибрисов. Это вид собирательства получил название экслибристики.
В конце XIX века некоторые ученые, библиофилы, библиографы и антиквары начали коллекционировать книжный знак. Экслибрисы помогали одним собирателям восстанавливать старые, иногда исчезнувшие библиотеки и проследить за переходом их к новым владельцам. Другие же, видя в книжных знаках миниатюрные произведения художественной графики, изучали по ним творчество отдельных художников.
Один из известных московских собирателей того времени - библиофил Алексей Петрович Бахрушин, передавший в 1905 году свои книги и художественное собрание редкостей, стоимостью в сто сорок тысяч рублей, Историческому музею в Москве. В его коллекции экслибрисов было 472 экземпляра, из них 108 гербовых.
1920-е годы в России явились периодом расцвета гравюры на дереве. Тогда же значительно расширилась тематика экслибрисов. В этот период книжный знак поднялся до философского обобщения и глубокого проникновения в сущность личности владельца книги. Этот поистине золотой век отечественного экслибриса неразрывно связан с именами Владимира Фаворского, Николая Пискарева, Алексея Кравченко, Николая Купреянова и других замечательных художников-графиков той эпохи.[3]
Вновь большая мода на экслибрис пришла в 1960–1970-е годы. Это было вызвано не столько расцветом графики, сколько подъемом книжного коллекционирования, массовым библиофильским движением в стране. И несмотря на значительные ограничения творчества, связанные с узкими идеологическими рамками того времени, искусство экслибриса поднялось на новую ступень. Книги стали издаваться громадными тиражами. Для их оформления были привлечены многие талантливые графики, которые охотно выполняли и заказы на экслибрисы. Развивается и коллекционирование экслибриса. В Москве и Ленинграде организовались общества коллекционеров книжного знака.
Сейчас, в начале XXI века, интерес к экслибрису возвращается. И возвращается, как всегда, в немного новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку. Неудивительно, так как в настоящее время все больше людей интересуются своими корнями, восстанавливают разрушенные родовые цепочки, создают собственные геральдические знаки, которые можно передать своим детям.
1.4 Трансформация экслибриса.
Упадок книжного знака в период конца 19- начала 20 века объясняется и тем, что гербовой знак отходил на второй план, а новый ассоциативный, делал в России лишь первые шаги на пути самостоятельного развития. Он пока ещё был слишком повествователен, громоздок, стараясь в ряде случаев за счет величины и шикарности мотива перещеголять экслибрис-герб. Художники перенимали от знаков-гербов их высокомерие, но в новом, не гербовом знаке оно выглядело смешным. Экслибрис конца 19 века, как правило, декламировал, а не выражал, «разглагольствовал», а не информировал, пересказывал, а не обобщал.
Современное изучение и сбор экслибрисов начались около 1860 года. Часто им уделяется большой интерес, даже больший, чем книге, в которой они содержатся. Они имеют историческую ценность как образцы искусства конкретного временного периода, но так же могут иметь "персональную историю", если они принадлежали известным людям.
Сегодня, в XXI веке, интерес к экслибрису становится все сильнее. Связано это, прежде всего, с тем, что все больше наших современников стремятся иметь личный, собственный книжный знак, передающийся по наследству.
Очень часто элементы оформления книги XVI-XVII веков напоминает ювелирные изделия. Ведь художник - гравёр того времени почти всегда начинал свой путь как ювелир. Изумительные миниатюры французского гравёра Этьена Делона похожи на драгоценные ювелирные гирлянды, и эта драгоценность долго сохранялась в книжном знаке.
В середине XVIII века экслибрис приобретает характер небольшой рокайльной виньетки, похожие на концовку сборника элегических стихов. Иногда на нём изображалась урна или могильный камень с факсимиле владельца книги на фоне романтического пейзажа. Кромки знака как бы растворены в бумаге. Появляются на экслибрисе и всевозможные эмблемы, аллегории и символы.
В настоящее время старые издания стали библиографической редкостью и не всегда имеются даже в крупных библиотеках, поэтому понятен интерес многих коллекционеров экслибриса к библиографии о нем.
II глава. Практическая часть
2.1 Структура и описание экслибриса
Посмотрев на работы известных художников – экслибристов, мне захотелось создать экслибрис для школьной библиотеки. В первую очередь я внимательно изучила структуру экслибриса, продумала, что я хочу отобразить в нем и, имея опыт обучения в художественной школе, я приступила к карандашным поискам.
Структура экслибриса:
1. Фамилия, имя и отчество или наименование владельца.
2. Краткие сведения о владельце.
3. Фамилия, имя и отчество лица, исполнившего экслибрис.
4. Способ исполнения экслибриса (гравюра, цинкография и т. п.).
5. Формат экслибриса.
6. Размеры экслибриса по печати (высота на ширину).
7. Цвет и сорт бумаги, и цвет печати.
8. Местонахождение библиотеки.
9. Год исполнения экслибриса.
10. Подробное описание экслибриса.
11. Краткие сведения о библиотеке.
12. Библиография экслибриса.
13. Когда, от кого и как приобретен экслибрис (если покупной, то цена его).
В своем экслибрисе я попыталась отобразить основные символы нашей школы, поэтому не случайно я изобразила цифру девять на переднем плане. Я изучила символику числа девять, она оказалась очень обширная и интересная. Это число играло издавна большую роль у народов, которые пользовались месячным календарем и считали, что промежуток между двумя одинаковыми фазами Луны равен двадцати семи дням. Третья же часть месяца равнялась девяти дням, что давало повод приписывать девятке особое значение. Ее считали символом знания, мудрости, судьбы, образования. Можно привести много примеров отображающих то, как воспринималось число девять людьми разных стран и эпох. Так, в Древней Греции существовало 9 муз покровительниц искусства и науки, жюри на Олимпийских играх состояло из девяти судей, у власти в греческих республиках стояли девять архонтов – высших руководящих деятелей, а такой персонаж древнегреческой мифологии как Лернейская Гидра имела девять голов.[10]
В русских и украинских сказках действие часто происходит в тридевятом царстве и за тридевять земель. Народные поверья о силах природы, из которых самая грозная – девятая – отражает и известная всем картина Айвазовского «Девятый вал».[10] Исходя из выше сказанного, число девять можно назвать совершенным и могущественным. Далее в центре девятки я изобразила сову, олицетворяющую мудрость.
Стопка нескольких книг для меня имеет значение того, что если человек любит много читать, то он обязательно поднимается высь. Позади девятки можно заметить такие буквы как «ПГ». Наверное, многие догадались, что эти буквы являются началом фамилии и имя нашего директора.
Буква «А» и перо на переднем плане имеют значение созданию чему-то новому и совершенному, что наша школа полна сил и мужества.
Я думаю, что создание экслибриса поможет повысить интерес читателей к школьной библиотеке, заинтересует и сподвигнет к созданию собственного знака. В настоящее время книжные знаки служат не только для сохранения целостности библиотеки, но и как объекты коллекционирования. Они могут многое рассказать о той или иной эпохе, владельцах и их судьбах. Отвечая на вопрос о том, экслибрис - что это такое, можно говорить о том, что это не только современный жанр графического искусства и русского языка, но и предметная память об ушедших временах и людях.
У каждой книги свой знак своя история и свой писатель это складывается за счет книжного знака, в котором, если внимательно рассмотреть иллюстрацию можно раскрыть основную мысль рассказа и понимания автора к этому произведению. Каждый человек может создать свой отличительный знак, оставить след своей личности, поэтому каждый экслибрис цениться и является важной частью истории.
Заключение
Экслибрис ныне своеобразный жанр книжной графики, имеет славную историю, продолжающуюся уже более пятисот лет. Искусство книжного знака прошло многовековой путь развития. Стилистическая эволюция, как это отмечают исследователи, тесно связана с характером современных книжных украшений. Они грузны и замысловаты в эпоху позднего Возрождения и барокко, ясны и уравновешены, спокойны и строги во времена господства классицизма, особенно – ампира, журнально-графичны, хотя подчас не спасены от безвкусицы в годы застоя стиля модерн. Они находят естественную, органичную материалу форму в ксилографических миниатюрах 1920-30 годов – времени расцвета современной гравюры на дереве. Наконец, они разнообразны по облику и содержанию в наши дни.
В ходе проведения исследования все поставленные нами задачи были выполнены: мы рассмотрели как теоретическую часть вопроса, так и выполнили практическую его сторону.
Методика, рассмотренная нами, является легким, но действенным способом мониторинга, поднятия интереса к литературе и творческих навыков.
Список использованной литературы
1.Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т./ Т.Ф. Ефремова — М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2006.
2.Ивенский С. Г. Книжные знаки. История, теория, практика художественного развития / С. Г. Ивенский - М. : Книга,1980.
3. Ивенский С. Г. Мастера русского экслибриса / С. Г. Ивенский; Оформление Л. Г. Епифанова. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 336 с.
4. Источник: ЖЖ Евгений Николаевич Минаев. ЭКСЛИБРИС. Изд. Советский художник. М. 1968
5. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.
6. Ушаков, Дмитрий Николаевич. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.
7. Экслибрис // Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 728. — 800 с.
8 .view-source:http://glosum.ru/Значение-слова-ЭКСЛИБРИС
9.http://www.docme.ru/Немецкий экслибрис
10.http://www.vostokolyub.ru/kollektsiya-interesnostey/mirsimvolov/devyatka-simvol-znaniya.htm/Символика числа девять. (Дата обращения 30.11.2016)
11.http://xn----ctbibqemlceahmok5omc.xn--p1ai/518-znachenie-chisla-html (Дата обращения 30.11.2016)
Рисуют дети водопад
Лист Мёбиуса
Плавает ли канцелярская скрепка?
Привередница
Тигрёнок на подсолнухе