Сочинение написано после прочтения книги Александра Бондаренко "Юные герои Отечества"
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_tolkuna_po_knige_bondarenko.docx | 21.77 КБ |
Предложенная тема сочинения очень актуальна: юные герои были в прошлые столетия, есть они и в настоящее время.
Заинтересовавшись темой конкурса, я пошёл в школьную библиотеку за книгой Александра Бондаренко «Юные герои Отечества», потому что, к своему стыду, я её не читал. Но в нашей библиотеке её не оказалось: единственный существующий экземпляр был на руках. Можно было бы, конечно, прочитать электронный вариант, но не люблю я электронные книги. Уж лучше настоящую бумажную читать, вложить закладку и перечитывать понравившиеся страницы.
Сознательно отклоняюсь от темы, но не рассказать о том, как эта книга оказалась у меня в руках, я просто не имею права.
Наш учитель литературы обратилась за помощью в библиотеку «Музея военной техники УГМК». Там эта книга есть в большом количестве. Отзывчивый библиотекарь музея Галина Альбертовна Силенко, узнав, что в кадетской школе только один экземпляр, решила обсудить этот вопрос с директором музея. И директор Емельянов Александр Вячеславович постановил передать в дар кадетской школе восемь экземпляров книги «Юные герои Отечества».
Я прочитал книгу Александра Бондаренко за три дня. Рассказы очень интересные. Особенно привлекло, что юные герои - мои ровесники. Есть и истории о кадетах. Поскольку я учусь в кадетской школе, информация о кадетах особенно дорога.
Поэтому рассказ «Корпусная святыня» о сибирских кадетах из третьей части книги «Страна Советов» не оставил меня равнодушным. В этом рассказе описаны события марта 1918 года, когда по стране неравномерно продвигалась революция, и Симбирский кадетский корпус перешёл под контроль красных. Корпусные знамёна сначала заперли в церкви, а потом планировали увезти подальше от Симбирска. Полковник Царьков, узнав об этом, сообщил информацию кадетам старшего класса. Кадеты - симбирцы Пирский, Ипатов и Россин проявили смекалку, продумав план действий по освобождению корпусных знамён. Не испугались, что за подобное «предприятие» могут попасть под расстрел.
Прошло сто лет, но понятия «верность знамени», «сам погибай, а товарища выручай» - остались неизменны для кадет. И в нашей кадетской школе есть своё знамя, возле него почётный караул, а в торжественных случаях его выносят перед строем. При посвящении в кадеты перед знаменем произносят кадетскую клятву. А особенно трогательна сцена прощания со знаменем, когда выпускники-кадеты, преклоняя колено, целуют знамя.
В прошлом веке кадетские корпуса существовали во многих городах. В настоящее время кадетское движение тоже возрождается. Я знаю, что у нас в Свердловской области восемь кадетских школ: в Серове, Качканаре, Екатеринбурге, Верхней Салде, Каменск-Уральском, Верхней Пышме и Богдановиче. А кроме этого, есть ещё просто кадетские классы при обычных школах. А сколько же их, интересно, по всей России? В Свердловской области ежегодно проходит Большой кадетский сбор, где состязаются команды из кадетских школ области. Соревнуются в знаниях и умениях по различным областям: физическая подготовка, театральное искусство, танцы, общеобразовательные дисциплины и многое другое.
Но вернёмся к нашей книге. В ней есть рассказ «Гордость героев», который как нельзя лучше продолжает нашу кадетскую тему. Он о крымских кадетах. Этот рассказ мне напомнил эпизод из произведения Михаила Шолохова «Судьба человека». Там Андрей Соколов в плену отказывался от угощения, хотя был очень голоден. Так и эти крымские кадеты отказались от хлеба и табака, когда стояли у борта чужого парохода перед этими «зажравшимися» людьми, которые бросали им хлеб и пачки сигарет. Можно представить, как тяжело было этим голодным ребятишкам устоять при дразнящем запахе свежего хлеба. Они своим поведением поддержали честь русских воинов, не потеряли чувства собственного достоинства.
Ещё один рассказ о кадетах из книги Александра Бондаренко «Юные герои Отечества» называется «Кадетская дружба». Это история про Василия Гончарова и Ивана Латышева, принявших командование на себя, не бросивших оставшихся пятиклассников. Благодаря их слаженным действиям сто тридцать кадет младших классов Киевского корпуса были спасены. В данной сложной ситуации пятиклассники охотно подчинились старшим пятнадцатилетним товарищам, взявшим на себя груз ответственности. И пусть эти герои-кадеты (Гончаров и Латышев) впоследствии не стали военными, но жизнь прожили достойную. Нам, потомкам, есть на кого равняться. Чувство товарищества и взаимовыручки и у современных кадет на первом месте.
Вот и в части 4. Россия нового времени в рассказе «Кадет – всегда кадет!» перед нами уже современный герой - кадет из Северска Серёжа Шишкин. Он летом 2009 года, окончив девятый класс, приехал на каникулы в родное село. На его глазах стал тонуть в реке его приятель, посадивший на плечи семилетнего мальчишку. Растерялись все, кто тогда стоял на берегу. Присутствующие только кричали, а Сергей сразу бросился в воду, он среагировал мгновенно и адекватно, всё делал правильно, нырял до самого дна. Малыша спас, а вот приятеля не смог, тело унесло течением. За спасение утопающего Сергею присвоили звание вице - ефрейтор.
Читать о кадетах мне было особенно интересно, но это совсем не значит, что остальные рассказы хуже. Например, очень понравился рассказ «Юный герой Бреста» про Петю Клыпа. Петя был красноармейцем и воспитанником музыкантского взвода оркестра 333-го стрелкового полка в Брестской крепости. Началась Великая Отечественная война, Петя помогал военным в Бресте. Когда пришлось уходить из Бреста, он попал в немецкий плен. На Родину вернулся только в 1945 году после окончания войны. Мне Петя показался очень отважным.
Все рассказы в этой книге о моих ровесниках, правда живших в разные периоды истории нашей страны. Читая, я много раз ставил себя на их место, перевоплощался. О многом задумывался. А я смог бы так поступить? Смог бы выстоять? Хочется надеяться, что да. По крайней мере, мысленно я живу с убеждением, что не посрамлю звание кадета.
Книгу Александра Бондаренко я порекомендовал своим одноклассникам. Учительница по литературе меня поддержала, сказав, что в конце учебного года у нас пройдёт урок внеклассного чтения по этой книге и литературная викторина.
Агния Барто. Сережа учит уроки
Заколдованная буква
За чашкой чая
Огонь фламенко
Сказка про Серого Зайку