Проект исследует изменения языка молодежи на протяжении трех поколений семьи (бабушки, мамы и внучки), начиная с середины 20 века.
Вложение | Размер |
---|---|
Изменения молодежного сленга, начиная с 50 годов XX века | 40.89 КБ |
Презентация, иллюстрирующая основные моменты исследования о языке | 1.49 МБ |
Филиал муниципального образовательного учреждения
Кудринской основной школы
«Пелеговская основная школа»
Исследовательская работа
«Важнейшая часть нашей личности»
Выполнила: ученица 8 класса
Смирнова Дария
Руководитель: Ильинская
Елена Владимировна
село Пелегово
2016 год
Предмет: русский язык
Цель проекта:
Задачи проекта:
Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы. Возможно, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными. Жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.
Методы и приемы работы: чтение и анализ научной литературы, опрос, анализ информации.
Объект исследования: речь молодежи середины, конца XX и начала XXI.
Введение
Однажды утром я собиралась в школу. Моя младшая сестра Саша с бабушкой собирались в детский сад. Саше не хотелось никуда идти, и поэтому она медленно одевалась. Бабушка долго ее ждала и наконец, сказала: «Саша, ну что ты вошкаешься?!»
Какое интересное слово «вошкаешься»? Что же оно обозначает? После школы я зашла в библиотеку и посмотрела в словаре, что означает это слово, и оказалось, что у него и интересная история. По словарю Даля можно понять, что это слово было известно ещё в XIX веке. «Вошкаться» означает «возиться», «копошиться», «хлопотать около чего-то».
После этого случая, я стала наблюдать за речью окружающих, своих сверстников, и оказалось, что мы часто употребляем большое количество просторечных слов, а иак же жаргоны и сленг.
Дмитрий Иванович Лихачев сказал: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она „затягивает“». Он считал, что речь – это важнейшая часть любой личности. Если пообщаться с незнакомым человеком хотя бы пять минут, то по его говору можно понять, как он живет, как ведет себя в разных ситуациях. По речи можно судить о том, с кем мы имеем дело. Можно понять, чем занимается человек, каков уровень его образованности. Ведь человек, который не читает книги, плохо образован, у него и речь будет скуднее, чем у того кто интересуется науками, книгами или просто хочет быть интересным, умным и образованным человеком. Для меня интереснее общаться с теми, кто умеет поддержать разговор, с кем можно поговорить на любую тему, или просто с тем человеком, у кого речь красочнее и интереснее. Ведь литературные слова, красивые причастные и деепричастные обороты звучат лучше, чем надоедливые «блин», «че», «ну» и т.д.
Во время работы со словом «вошкаться», я узнала, что русский язык обедняется за счет появления жаргона и сленга. Люди стали забывать нормальные слова и заменяют их на просторечные. Одна из характерных примет нашего современного русского языка – активизация сленга, выход его за рамки молодежной среды. Так что же такое сленг и жаргон?
Сленг (англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей.
Сленг – это язык в языке, который развивается с огромной скоростью. Почти каждый день появляются новые слова. Возникают они из-за сокращений слов, выражений, из-за прихода иностранных слов в русский язык, из-за аббревиатур, появления разных субкультур, замены слов синонимами. Сленг может быть территориальный, жаргонный, молодежный, заимствованный, профессиональный. Пожалуй, новым источником, в 90-е годы стал компьютерный язык.
Сленг – постоянно обновляемый пласт языка, отражающий определенную динамику развития лексики. Сленг не остается постоянным. Молодежный жаргон 70-х годов непонятен для юношей и девушек начала 21 века, потому что со сменой одного модного явления другим, старые слова забываются, приходят новые. Этот процесс проходит очень стремительно. Если в любом другом сленге слово может существовать на протяжении десятков лет, то в молодежном сленге лишь за прошедшее десятилетие бурного мирового прогресса появилось и ушло в историю невероятное количество слов.
Яркая особенность сленга – это быстрота его обновляемости. Молодежь всех времен использует слова, которые легко запоминаются, быстрее передают эмоциональный настрой молодого человека. Как правило, они короткие, имеют своеобразное произношение, выделяются интонацией.
Жарго́н (фр. jargon) —социальный диалект, отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой. Жаргонные слова или выражения называют «жаргонизмами» .
Жаргон - вид речи группы людей. Он, как и сленг, может быть объединен единой профессией, занятием, группой, территорией. Молодежный жаргон стремился уйти от скучного мира родителей, взрослых, учителей. Поколения молодых сменяются каждые пять – семь лет, а с ними меняется и речь. Новый или старый жаргон остается с молодежью как непременное условие жизни. Сленг основан на особом отношении к жизни отвергающем все, что правильно, скучно, стабильно.
Иногда жаргонные слова и выражения трудно перевести на литературный язык. А нередко, люди сами не знают, что обозначают слова, которые они произнесли. Сейчас так называемый общий жаргон – это заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета. Он становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радио-эфире. Достаточно вспомнить известные рекламные ролики, в которых предлагается «оторваться по полной», «затусоваться», купить «крутой мотоцикл». Периодические издания, речь телевизионных ведущих, серьезных политиков – все это влияет на речь современной молодежи.
Актуальность этой темы очевидна. Молодёжный сленг – одно из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия. Он вбирает в себя другие языки за счет коммуникации в наш все более техничный век. И, безусловно, язык формируют мастера этого дела: поэты и писатели, которые все чаще употребляют в своих произведениях и стихах уже такой родной для всех сленг.
Наличие жаргонизмов в речи школьников говорит о том, что учащиеся не ощущают потребности в пользовании литературным языком, не чувствуют его выразительности и словарного богатства. Оценивая использование сленга молодежью, следует иметь в виду, что они представляют собой форму удовлетворения потребностей молодого человека в экспрессивных ситуациях. В современной речи подростков проявляются попытки самореализации, проявление творческого отношения к языку. Но это осуществляется уже на грани или даже за гранью дозволенного.
Носителями молодежного жаргона сейчас являются лица от 6-7 (со времени начала учебы в школе) до 35 лет. Действительно, сленговые выражения и слова мы встречаем в речи родителей и учителей. Часто эти слова применяются в юмористическом плане с целью достижения эмоционального воздействия, достижения контакта с классом, но ведь применяются! Родители, слушая разговоры своих детей, перенимают «модные» выражения. Например: мама решила испечь торт и сказала дочке: «Маш, забей в инете рецепт этого торта». Дедушки и бабушки используют жаргон, чтобы быть «на одной волне» с внуками, что бы влиться в современное общество.
Так почему же сленг пользуется большой популярностью у молодежи?
Сравним два выражения:
2. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных болельщиков – фанатов.
3. Сленг у молодых людей проявляется в самовыражении и встречном понимании, желании установить свои правила, сделать жизнь ярче, интереснее, выразить протест миру взрослых.
Современная молодежь употребляет своей речи сленг для того, чтобы выделиться среди сверстников, чтобы быть современным. Хотя я думаю, что в наше время, чтобы выделиться среди толпы, нужно употреблять в своей речи литературные слова, ведь сленг и жаргон теперь повсюду, а вот правильная литературная речь часто является большой редкостью.
Ученический сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен. Сначала века отмечены три бурные волны его развития:
Первая датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, поэтому речь подростков и молодежи окрасилась множеством "блатных" словечек.
Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли "стиляги". Вместе со своей особой модой они принесли и свой язык, частично заимствованный из иностранных слов, частично – из музыкальной среды, частично – неизвестно откуда. Чувак, чувиха – парень, девушка, брод – место вечерних прогулок (от Бродвея), хилять – ходить, гулять, лажа – ерунда, вранье и т.п. Вот как пели в пародийной песне начала 50-х годов: На рыбалке у реки Кто-то стырил башмаки. Я не тырил, я не брал, Я на шухере стоял.
Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения, и "хиппующие" молодые люди создали свой "системный" сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
70-е и 80-е годы стали временем массового изучения иностранных языков. Появлялись новые вещи, а вместе с ними и новые слова. Так возникло, например, слово вертушка для обозначения проигрывателя и слово видак – для видео - магнитофона.
Новым источником в 90-е годы стали компьютерный язык и, к сожалению, лексика наркоманов. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается. На сленге 80-90 годов изъяснялись наши родители, часть слов перешла к нам, мы ими пользуемся, значит, они живут долго в языке.
Язык подростков 21 века не всегда понятен их родителям и учителям, чья непосредственная обязанность – поиск взаимопонимания с юным поколением. Однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, но и невозможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Поэтому нам, школьникам, необходимо правильно выбирать языковые средства, подходящие к конкретной ситуации общения, учитывать при этом, кому предназначена речь, для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь. Конечно, большая часть подростков не осознаёт истоков возникновения некоторых слов, употребляемых ими в речи. Порой, они даже не думают, о чем говорят.
Исследовательская работа
Мне стало интересно то, каким языком разговаривала и разговаривает молодежь разных времен. Я решила провести исследовательскую работу о сленге трех поколений: время молодости моей бабушки, мамы и мое настоящее. Перед выполнением работы я поставила перед собой цели:
Я начала расспрашивать бабушку о словах, которые они употребляли в школе, институте. Она вспомнила лишь несколько из тех выражений, на которох общалась молодежь в то время, но мне и этого было достаточно. Это слова: «хилять» – прогуливаться, «рупии» – деньги, «жамкаться» – обниматься, «ладушки» – хорошо, и знакомое нам слово «вошкаться» - возиться.
Мама вспомнила слова, на которых общались в конце XX века. Например: «подфартило» - повезло, «гудно» - хорошо, «мани» - деньги, «заколоть» - считать ненужным, «дятел» - глупый, «простудифилис» - простуда, «лыбу давить» - улыбаться.
В начале XXI века, молодежь использует следующие слова: «лох» - дурачок, «фиолетово» - все равно, «ржать» - улыбаться, смеяться, «ок» - хорошо, «в лом» - лень и пр.
Бабушка сказала: «В наше время небыло таких словечек как у вас сейчас. Мы пытались контролировать свою речь. А вот вы болтаете все то, что в голову придет, и не думаете о том, что говорите. И мама твоя такая же была, хотя, даже у них не было таких выражений как у современных детей». Действительно, сленг молодежи XX века менее агрессивный, чем сленг современных подростков.
И мама, и бабушка рассказали, что слова, которые чаще всего приходилось «называть» жаргоном, имели много названий. Например: деньги в середине XX века это «рупии» и «мани». В конце XX века - «Мани», «манюшки», «бабосики». А в наше время это «бабло», «бабки», «баксы» и др.
Интересно, а какие названия еще можно сравнить и что они обозначают?
Середина XX века | Конец XX века | Начало XXI века | Словарь |
наплевать | заколоть | забить | Счесть не нужным |
шкары | бумеранки | соксы | носки |
шнурки | динозавры | предки, родаки | родители |
герла | клюшка | телка | девушка |
фейс | хайло | жбан | лицо |
хилять | тусить | отрываться | танцевать |
смайлить | лыбу давить | ржать | Смеяться, улыбаться |
чисто конкретно | реально | в натуре | В самом деле |
тормоз | дятел | лох | Жертва обмана |
Из исследования понятно, что жаргон середины XX века в основном образовывался от иностранных слов: «герла» от английского girl (девушка), «фейс» от face(лицо), «смайлить» от слова smile (улыбаться). А так же от архаизмов. Например: «руппии», «вошкаться». Сленг конца XX века, в основном, обазовывался так же от инстранных выражений, из – за переносных значений слов «заколоть», из-за изменения старых жаргонизмов, из - за присоединения к обычным словам суффиксов, приставок «простудифилис», «подфортило». Жаргон XXI века включил в себя образование новых слов XX века, в него вошли слова образованные от компьютерной лексики «клава» - клавиатура, от сравнений животных и людей «телка», «ржать как лошадь», от присвоения людям кличек и др. Сейчас каждый может придумать свои блатные словечки и этим пользуется современная молодежь. Общаясь, подростки могут говорить об одних и тех же вещах, но называть их по - разному. От этого происходит непонимание между людьми.
Интересно, что ни в XX, ни в XXI веке жаргон не образовывался он научных терминов. Было бы интересно услышать от молодого человека выражение «деград» образованного от слова деградация, вместо слова «лох». А если бы молодежь употребляла подобные слова, то, возможно, современное поколение больше бы интерисовалась науками, имело бы больше слов в голове, чем «ну», «блин», «короче» и тп.
Вывод: после исследования я ещё раз убедилась, что сленг у молодых людей проявляется в желании отвергнуть то, что скучно или просто, установить свои правила, выразить протест взрослому миру. Сленг, как и язык, меняется с течением времени. Это лишний раз подтверждает, что сленг – это часть языка, от неё не избавиться. Сленговые слова имеют «размытое» лексическое значение и не могут передать точную информацию.
Что же делать, чтобы сленг не заменил полностью литературный язык?
Я считаю, что любовь к правильному языку нужно прививать с самого рождения. Современной молодежи нужно читать больше книг, общаться с людьми, избегать контактов с жаргоном, меньше играть в компьютерные игры и употреблять жаргонизмов в своей речи. Но все же, запрещать молодежи использовать сленг бессмысленно. В переходный период в своей жизни, они делают все наперекор родителям, поэтому нужно, чтобы подростки сами поняли необходимость употреблять литературные слова вместо сленга и жаргона.
В выпуске известного всем юмористического журнала «Ералаш» (№ 1, 1974 год) можно увидеть, как взрослый человек цитирует одно из произведений Гоголя на языке «молодежи».
Заключение
Работая над проектом, я поняла, что русскому языку угрожает большая опасность в лице сленга и жаргона. Язык, на котором говорит целая нация – это гордость всего народа. Русские всегда гордились тем, что они имеют великий и могучий язык, но, к сожалению, из-за прихода инстранных слов, сокращений и искривления слов – из-за сленга и жаргона русский язык деградирует. Люди забывают литературный язык, и все больше разговаривают жаргонизмами и просторечными словами. И с этим нужно бороться. Молодому поколению нужно читать больше классической литературы, интересоваться науками, а не сидеть целыми днями в социальных сетях. Ведь русский язык так прекрасен! А употребляя сленговые словечки, мы искажаем красоту нашего певучего языка. Нужно не забывать что мы – русский народ. Россия – великая держава. А какая же она будет великая без могучего языка?! Русский язык нужно беречь так же, как берегли его великие писатели: Пушкин, Лермонтов, Ломоносов, Достоевский. Так давайте, и мы будем о нем заботиться. Ведь это же так просто: достаточно только следить за своей речью!
Список используемой литературы:
Слайд 1
Выполнила: ученица 8 класса Смирнова Дария Руководитель: Ильинская Елена Владимировна Исследовательская работа « Важнейшая часть нашей личности » Филиал муниципального образовательного учреждения Кудринской основной школы « Пелеговская основная школа » село Пелегово 2016 годСлайд 2
Цель проекта: проанализировать речь современной молодежи с точки зрения использования ими ограниченной в употреблении лексики и определение п утей воспитания языковой культуры; с равнить речь молодежи XXI века с речью молодого поколения XX века. Задачи проекта: Определить понятия "жаргон" и "сленг". Составить языковой портрет современной молодежи. Определить, какое место занимает сленг и жаргон в их жизни. Выяснить, почему жаргон так популярен у подростков. Выяснить, что делать, что бы деградация языка не продолжалась Провести исследование речи молодежи XX и XX I века. Проанализировать результаты исследования Сделать выводы по теме исследования. Выполнить компьютерную презентацию.
Слайд 3
Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьнико в. Методы и приемы работы: чтение и анализ научной литературы, опрос, анализ информации. Объект исследования : речь молодежи середины, конца XX и начала XXI .
Слайд 4
Введение Однажды утром я собиралась в школу. Моя младшая сестра Саша с бабушкой собирались в детский сад. Саше не хотелось никуда идти, и поэтому она медленно одевалась. Бабушка долго ее ждала и наконец, сказала: «Саша, ну что ты вошкаешься ?!» Что я делаю?
Слайд 5
Какое интересное слово « вошкаешься »? Что же оно обозначает? После школы я зашла в библиотеку и посмотрела, что означает это слово, и оказалось, что у него и интересная история. По словарю Даля можно понять, что это слово было известно ещё в XIX веке. « Вошкаться » - «возиться», «копошиться», «хлопотать около чего-то».
Слайд 6
По речи человека можно судить и о нем самом. Людям интереснее общаться с теми людьми, кто красиво и интересно излагает свои мысли и не употребляет «ну», «короче», «вот». Ведь своей речью мы выражаем уважение к собеседнику. Но о каком уважении может идти речь, если современное поколение не может без жаргона?! «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она „затягивает“», – утверждал Д.С.Лихачев.
Слайд 7
Сленг Сленг–набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей. Многие говорят что это язык в языке, который развивается с огромной скоростью. Со сменой одного модного явления другим, старые слова забываются, приходят новые. Этот процесс проходит очень стремительно. Почти каждый день появляются новые слова. Возникают они из-за: Сокращений слов Прихода иностранных слов в русский язык Появления разных субкультур Замены слов синонимами И других причин
Слайд 8
Жаргон Жаргон- вид речи группы людей. Молодежный жаргон стремился уйти от скучного мира родителей, взрослых, учителей. Жаргон остается с молодежью как непременное условие жизни. Сленг основан на особом отношении к жизни отвергающим все, что правильно, скучно, стабильно. Иногда жаргонные слова и выражения трудно перевести на литературный язык. А не редко, люди сами не знают, что обозначают слова, которые они произнесли. Жаргон, как и сленг, может быть объединен единой профессией, занятием, группой.
Слайд 9
Актуальность темы Актуальность этой темы очевидна. Молодёжный сленг – одно из составляющих процесса развития языка. Он вбирает в себя другие языки Язык так же формируют поэты и писатели, которые все чаще употребляют в своих произведениях и стихах сленг. Учащиеся не ощущают потребности в пользовании литературным языком. В современной речи подростков проявляется творческое отношение к языку. Но это осуществляется уже на грани или даже за гранью дозволенного.
Слайд 10
Так почему же сленг пользуется большой популярностью у молодежи? Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Сленг у молодых людей проявляется в самовыражении и встречном понимании, желании установить свои правила, сделать жизнь ярче, интереснее, выразить протест миру взрослых. Современная молодежь употребляет своей речи сленг для того, что бы выделиться среди сверстников.
Слайд 11
Появление «стиляг», копирующих моду США. Своя музыка, свои танцы, своя одежда, свой особый язык. Этапы формирования сленга в России: 20-е годы 50-60-е годы 70-80-е годы появление в СССР субкультуры «хиппи». Сформировался сленг на основе английского языка. Революция и гражданская война породили армию беспризорных, и речь «благополучной» молодёжи пополнилась множеством «блатных» словечек.
Слайд 12
Исследовательская работа Мне стало интересно то, как разговаривала и разговаривает молодежь разных времен. Я решила провести исследовательскую работу о сленге трех поколений: время молодости моей бабушки, мамы и мое настоящее. Перед выполнением работы я поставила перед собой цели: Понять, как и почему образуются сленг Узнать, почему сленг так популярен у молодежи Сравнить жаргонизмы ХХ века со сленгом XXI века Выяснить, что делать, что бы деградация языка не продолжалась
Слайд 13
Сленг трех поколений Бабушка: « хилять » – прогуливаться, «рупии» – деньги, «жамкаться» – обниматься, «ладушки» – хорошо, « вошкаться » - возиться. Мама: «подфартило» - повезло, « гудно » - хорошо, «мани» - деньги, «заколоть» - считать ненужным, «дятел» - глупый, « простудифилис » - простуда, « лыбу давить» - улыбаться. Я: «фиолетово» - все равно, «лох» - дурачок , «ржать» - улыбаться, смеяться, « ок » - хорошо «в лом» - лень и пр.
Слайд 14
И мама, и бабушка рассказали, что слова, которые чаще всего приходилось «обзывать» жаргоном, имели много названий. Например: деньги в середине XX века это «рупии» и «мани». В конце XX века - «Мани», « манюшки », « бабосики ». А в наше время это « бабло », «бабки», «баксы» и др. Интересно, а какие названия еще можно сравнить и что они обозначают? Середина XX века Конец XX века Начало XXI века Словарь наплевать заколоть забить Счесть не нужным шкары бумеранки соксы носки шнурки динозавры предки, родаки родители герла клюшка телка девушка фейс хайло жбан лицо хилять тусить отрываться танцевать
Слайд 15
Вывод: После исследования я ещё раз убедилась, что сленг у молодых людей проявляется в самовыражении и встречном понимании, желании отвергнуть то, что скучно, и просто, установить свои правила, выразить протест взрослым. Сленг, как и язык, меняется с течением времени. Это лишний раз подтверждает, что сленг – это часть языка, от неё не избавишься. Что же делать, чтобы сленг не заменил полностью литературный язык? Я считаю, что любовь к правильному языку нужно прививать с самого рождения. Современной молодежи нужно читать больше книг, избегать употребления жаргонных слов, меньше играть в компьютерные игры . Но все же, переходный период в своей жизни, молодежь делает все наперекор родителям, поэтому нужно, чтобы подростки сами поняли необходимость употреблять литературные слова вместо сленга и жаргона .
Слайд 16
Каждому нужно задуматься «А почему мы так говорим?»
Слайд 17
Заключение: Русскому языку угрожает большая опасность в лице сленга и жаргона. Русские всегда гордились тем, что они имеют великий и могучий язык, но, к сожалению, из-за сленга и жаргона русский язык деградирует. А ведь русский язык так прекрасен! Его нужно беречь так же, как берегли его великие писатели: Пушкин, Лермонтов, Ломоносов, Достоевский.
Слайд 18
Список используемой литературы: Даль В.И. «Толковый словарь русского языка. Современная версия», М. « Эксмо », 2007. Стр 148. Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. Т.10. 3-е изд., перераб . и доп. Глав. ред. М. Д. Аксёнова - М.: Аванта+ , 1999, стр. 398 – 440 http :// ru . m . wikipepia . org http://1 сентября.рф http://litera.ru https://www.youtube.com/watch?v=SbvTgy4PTXY http :// elenaranko . ucoz . ru /
Мальчик и колокольчики ландышей
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Ребята и утята
Есть ли лёд на других планетах?