Тема матери является вечной. Ее затрагивали многие поэты, писатели, художники, композиторы. Данная работа заинтересовала меня после классного часа, посвященного Дню матери. Ведь существует много и стихотворений и прозаических произведений о матери. Но лирика является наиболее тонким и даже музыкальным произведением среди других, не зря сложилось столько песен о матери. Меня стал волновать вопрос: как же раскрывают тувинские поэты образ матери. Мама - это самое святое, что есть у человека. Наиболее удачным считается произведение великого тувинского поэта Александра Александровича Даржая «Матери» (венок сонетов). Еще интереснее и ярче мне показалось сравнить образ матери дагестанского поэта, мастера слова и гуманиста Расула Расуловича Гамзатова «Берегите матерей».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Шагонара
Улуг-Хемского района Республики Тыва
Муниципальная научно-исследовательская конференция
Сравнительная характеристика образа матери в поэме
Р. Гамзатова «Берегите матерей» и
тувинского поэта А.Даржая «Матери»
Подготовила ученица 9 Б класса МБОУ СОШ №1 г.Шагонара
Маскыр Олеся Алдын-Хереловна
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Монгуш Чеченмаа Макаровна
г.Шагонар, 2016
декабрь
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………3-5
Глава 1.1. Литературоведы о творчестве Расула Гамзатова………. …………...6-8
1.2. Композиция и строение поэмы Р.Гамзатова «Берегите матерей»…..9-10
1.3.Анализ образа матери…………………………………………………..11-15
Глава 2.1. Творчество тувинского поэта А.Даржая………………………………16
2.2. Что такое сонет и его использование в тувинской литературе………17-18
2.3. Анализ образа матери в произведении А.Даржая «Матери»……….19-24
Вывод……………………………………………………………………………….25
Использованная литература………………………………………………………26
Введение
Тема матери является вечной. Ее затрагивали многие поэты, писатели, художники, композиторы. Данная работа заинтересовала меня после классного часа, посвященного Дню матери. Ведь существует много и стихотворений и прозаических произведений о матери. Но лирика является наиболее тонким и даже музыкальным произведением среди других, не зря сложилось столько песен о матери. Меня стал волновать вопрос: как же раскрывают тувинские поэты образ матери. Мама - это самое святое, что есть у человека. Наиболее удачным считается произведение великого тувинского поэта Александра Александровича Даржая «Матери» (венок сонетов). Еще интереснее и ярче мне показалось сравнить образ матери дагестанского поэта, мастера слова и гуманиста Расула Расуловича Гамзатова «Берегите матерей».
Таким образом, исходя из вышесказанного, выявляется проблема: как раскрывает образ матери дагестанский поэт в поэме «Берегите матерей» и тувинский поэт Александр Даржай «Матери». Интересно рассмотреть биографии, творчество обоих поэтов. Творчество Гамзатова более известно, чем творчество нашего земляка Александра Даржая. Но это не значит, что в Туве он мало известен. Книги и сборники Даржая выходили много раз, переиздавались. Его знает вся республика. У тувинского поэта существует много переводов из зарубежной лирики.
Уже много десятилетий литературу нашей страны невозможно представить без имени Расула Гамзатова. Оно известно миллионам людей, которые предано, называют Гамзатова своим любимым поэтом. Чтобы лучше понять поэта необходимо увидеть его страну. Горы родины во всей их неповторимой красоте и величии навсегда вошли в поэзию Гамзатова.
Здесь у нас такие горы синие
И такие золотые нивы!
Если б все края их цвет восприняли,
Стала бы земля еще красивей.
Поэт Роберт Рождественский так сказал о Расуле Гамзатове: «Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы.
Сердце его мудрое, щедрое, живое. Я видел его во многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт. Его всегда называют в числе любимых поэтов»
Актуальность работы: Актуальность темы исследования обусловлена как недостаточной её изученностью, так и общим положением, сложившиеся в настоящее время в изучении творчества Даржая и исследованиях, посвященных взаимовлиянию национальных литератур народов России и тувинской литературы. Между тем, гамзатовские образы стали неотъемлемой частью духовного мира россиян, в том числе и народа Республики Тыва. По моему мнению, и в настоящее время, и в эпоху деградации многих нравственных ценностей и утраты духовных ориентиров, поэзия Гамзатова, полная правды и любви к человеку играет большую роль в формировании духовного мира современника. В этом контексте обращение к гамзатовским идеям и образам, которые повлияли на тувинскую литературу, является оправданным и важным.
Также, актуальность темы мы видим в необходимости рассматривать ее в перспективе сравнительного литературоведения, позволяющему осмыслить произведения А.А.Даржая и поэта народов России, Расула Гамзатова, по своим художественным особенностям, сюжетам и мотивам, персонажам, идеологическому содержанию и художественному стилю как явления интернациональные.
Объект работы: Образ матери в поэме Расула Гамзатова «Берегите матерей» и тувинской лирика Александра Даржая «Матери».
Предметом исследования является изучение лирики в сравнительной художественно-эстетической и лирической идей и образов.
Новизна работы определяется тем, что сам образ матери имеет место быть, но форма написания удивительна. Ведь в тувинской лирике сонет использовали очень мало. Научный интерес заключается в том, что для тувинской литературы необычен жанр венка сонетов. Венок сонетов традиционен для западноевропейской литературы (шекспировский венок). В тувинской литературе не раз были попытки исследовать жанр «венок сонетов», но в сравнении с другими авторами это работа считается новой.
Методы исследования. В работе использованы методы идейно-тематического, сравнительного изучения материала, также мы опирались на приемы комплексного анализа текстов.
Цель исследования - анализ основных направлений и проблематики через сравнительную характеристику литературного героя.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- определение путей и художественных особенностей в сравнительной характеристике изображения женской доли, образа матери в поэме Р. Гамзатова «Берегите матерей» и в произведении тувинского поэта А.Даржая «Матери»
- сравнительный анализ произведений обоих поэтов.
Глава 1.1 Литературоведы о творчестве Расула Гамзатова
Творчество Расула Гамзатова достаточно глубоко и всесторонне исследовано в литературоведческом аспекте. Произведения Расула Гамзатова стали предметом обсуждения еще с 40-х годов 20 века. Уже сравнительно небольшая поэтическая книга студента третьего курса Литературного института имени М. Горького «Земля моя», выпущенная в 1948, стала предметом обсуждения в. Союзе писателей СССР. В обсуждении приняли участие, высоко оценив книгу и талант молодого-поэта, такие известные мастера слова, как Я.Смеляков, А. Марков, С. Липкин. Книга была рекомендована для публикации в центральном издательстве «Молодая гвардия» с включением в нее произведений, написанных уже после выхода сборника в свет.
Художники, изучающие природу искусства, слова, прославленные поэты, известные в своей стране и в мире, высоко оценили талант Гамзатова. При оценке его труда используются эпитеты преимущественно превосходной степени: «незаурядный талант» (А. Фадеев), «очень талантливый поэт» (Я. Смеляков), «очень хороший поэт» (М,Светлов), «один из самых талантливых, самых умных наших поэтов» (М.Исаковский), «явление необычайно яркое» (А.Твардовский), «поэт мирового масштаба» (Э. Межелайтис). Следует отметить, что эта высокая оценка была единодушной.
Сам поэт, уже обладавший многочисленными наградами и премиями, в том числе и международными, неоднократно отмечал, что ему приятно, когда оценивают его труд, хвалят за определенные достижения, но коробит, когда называют «великим», «гениальным», «классиком»: «Только оценка будущих поколений может действительно возвеличить или уничтожить все, что написано нами сегодня. В поэзии нет карьеры, есть судьба».
Владимир Федорович Огнев в форме диалога с литературоведом Натальей Владимировной Капиевой в статье «О родине песня его». опубликованной в Литературной газете 18 марта 1970 попытались определить, в чем новизна творчества Расула Гамзатова, в чем секрет диалектики. Они считают, что секрет прежде всего в цельности поэтического облика. А цельность поэзии Гамзатова в сочетании полярных достоинств – непосредственности и глубокого ума.
Исследователи поделились в данной статье, какие новые стороны в его поэзии открыли они для себя, о широте круга раздумий, о значимости этих раздумий, о глобальности географии , о многоликости творчества. «В своей щедрой многоликости Расул Гамзатов – всегда Расул Гамзатов. Это стало еще очевиднее, когда мы получили возможность идти за ним вот так: шаг за шагом, от тома к тому» (Огнев).
Владимир Огнев правдиво отмечает исключительную особенность стихов Гамзатова: «Эта-то страстная энергия движения и пленяет! Слишком часто в последнее время приходится читать стихи вялые, описательные. Они – лишь подобие поэзии. Стих рождается из противоборства мысли. Гармония – через сближение противоположностей. В этом – Расул Гамзатов».
Книга В. Дементьева "Расул Гамзатов. Жизнь и творчество", выпущенная в 1984 году, стала одной из крупных работ, посвященных анализу и исследованию творчества Расула Гамзатова. В ней автор анализирует истоки творческой биографии поэта, рассматривает его основные произведения, которые пользуются большим успехом у читателя…
В монографии литературного критика творчество крупнейшего аварского советского поэта берется широко и полно. Анализируются истоки творческой биографии Гамзатова, рассматриваются основные произведения поэта, которые пользуются широкой читательской популярностью. Это «Мой Дагестан»; цикл стихов об отце «Стихи о Гамзате Цадасе» ; триптих «Разговор с отцом», «Берегите матерей», «Брат»; поэмы «Горянка», «Зарема» и, конечно, стихи о Дагестане, о женщинах, любви.
Талантливый, смелый, полный непосредственного и верного чувства современности поэт –Р. Гамзатов не только постулировал высокую поэзию, но и создал ее. Новое содержание, параметры и направления литературного процесса в нашей стране во многом определялись талантами, характерами, умами и душами этих титанов.
В результате исследовательской работы можно сделать вывод: специалисты – литературоведы постоянно отмечали, что одно из основных качеств Расула Гамзатова состоит в способности мыслить и ощущать мир как неустанное движение и как движение воссоздать его.
В итоге приходим к мнению, что на сегодняшний день имеются новые возможные направления работы по изучению литературной критики творчества двух поэтов. Положения и выводы исследовательской работы могут стать основой более крупной научной работы по данной теме. Одним из предметов, имеющих символическое значение есть очаг в горской сакле. Без него нет жизни, без него нет поэзии. Он занимает центральное место в жилище. У камина, у очага завязываются в долгие зимние вечера беседы, он служит средоточием дома, хранительницей которого является женщина, в первую очередь – мать.
У Хандулай, так звали мать поэта, была, действительно, типичная для горских крестьянок судьба: она держала на своих плечах дом, родила пятерых детей, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге, чтобы всегда была в доме чистая родниковая вода. В своей долгой жизни она понесла и тяжёлые потери: погибли на войне два её старших сына, умер муж. Но она же испытала и радость признания таланта сначала Гамзата, а потом и своего сына Расула, нянчила внучек. Она была скромной женщиной, для которой высшее счастье – крепость семьи и светлость дома.
В поэзии сына образ матери всегда сердечен, нежен и трогателен.
«Матери – самые первоначальные поэты, - пишет в «Моём Дагестане» Расул Гамзатов – Они зароняют зёрнышки поэзии в души своих сыновей и дочерей, а потом уж из этих зёрнышек вырастают и расцветают цветы. В самые трудные, тягостные, страшные часы своей жизни вспоминают потом мужчины колыбельные песни…
Песня матери – начало, источник всех человеческих песен. Первая улыбка и последняя слеза – вот что такое она».
Поэт:
Всё то, что мной написано доселе,
Сегодня до строки готов отдать
За песню ту, что мне у колыбели
Вблизи вершин ты напевала, мать.
Там, где вознёсся к небу сопредельный
Кавказ, достойный славы и любви,
Не из твоей ли песни колыбельной
Берут начало все стихи мои?
Когда – то мать разжигала для сына очаг. Когда – то она поила его родниковой водой. Когда – то она давала ему понять, где добро, а где зло. Когда – то она гладила его поседевшую голову…
Но сохранила душа материнское прикосновение, усвоены заветы матери, утолена жажда, и по – прежнему горит в очаге огонь.
1.2. Композиция и строение поэмы Р.Гамзатова «Берегите матерей»
По композиции поэма «Берегите матерей» составлена из
1. Эпиграфа
2. Части 1
3. Части 2
4. Части 3
Каждая глава имеет свои разделы. Например, первая часть подразделена на несколько подчастей:
- Песня черной шали;
- Моя беседа с черной шалью;
- Старое предание;
- Не сумел я, мама, тебя сберечь;
Эти подчасти имеют свое начало и завершение. Это как бы отдельные небольшие рассказы, с развитым сюжетом.
Многие литературоведы доказали, что Гамзатов часто использовал противопоставление. И в данной поэме этот прием используется: часть 1 имеет название «Черная шаль наших матерей», часть 2 звучит как «Светлые песни наших матерей». И 3 часть имеет название «Колокола звенят о матерях». Подчасти состоят из песен – это «Песня о колоколе», «песня о матерях».
В эпиграфе автор просит отдать дан уважения и памяти всем матерям, за то, что они матери. Он обращается ко всем: и к природе, и к человеку:
Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы!.. И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это — древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем — исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!..
Я произношу его:
«Мама!»
1.3. Анализ образа матери
Поэма "Берегите матерей" - гимн Родине, матери, женщине. Поэма это многозначна и поднимается до высоких гражданских обобщений, дробится на лирические отрывки или бытовые сцены и концентрирует внимание на образе. Идея поэмы, рожденный потребностью заполнить пустоту, которая образовалась после смерти матери, утолить жажду памяти и выразить чувство безнадежно неоплаченного долга перед ней, не сводится к одному конкретному образу - в поэме глубокое и взволнованное раздумье о жизни всех матерей и сыновей, их отношениях, о своем прощании с матерью, прощание всех матерей и сыновей.
Идейно-нравственное содержание поэмы обогащает введение в ее художественную систему фольклорных национальных традиций, фольклорной образности. Духовный и психологический портрет матери, проживший жизнь полную труда, забот, горя, но и радостей и счастья тоже, портрет человека, сумевшего выстоять.
Это все замечательно определен и выражен одним единственным, но чрезвычайно емким образом шали. Древний и обязательный, как закон, обычай ношения платка - шали сделал его широким национальным символическим образом. Белый платок горянки в фольклоре - символ чистоты и непорочности, черный -знак траура и печали; снятый с головы и брошенный к ногам враждующих, он орудие миротворчества, потеря его - позор навеки и т.д.
Прямой и непосредственный свидетель и участник всех событий в жизни матери, шаль становится эмоциональным заинтересованным рассказчиком, ибо все драмы судьбы ее хозяйки вносили в ее «жизнь» коренные изменения.
Отражая смену волн, царивших в жизни матери - шире в человеческом вообще, - менялись ее краски: веселые сменялись печальными, и, наоборот:
Какой только я не была!
И зеленой.
Как в Африке знойной могучий банан
Лиловой была, как преторы полян,
Что в мае коврами фиалок одеты.
Была и кофейного теплого цвета,
Оранжево-желтой была, как закат,
Была золотистою, как листопад,
И серой, как надпись на старом кинжале, -
Цвета перемены судьбы отражали.
В первой части лирический герой получает весть от друзей о болезни отца. И именно перед смертью отец завещает, чтобы сын - берег мать. Пронзительные строки автора нельзя читать без слез и дрожи в голосе.
Смерти угодил я под копыта,
Видно, в стремя встал не с той ноги.
Душу дома, маму, береги ты;
Слышишь, сын мой, маму береги!
И замолк навек. Отца не стало…
Но звучаньем прерванной строки
Все кругом гудело, рокотало,
Повторяло:
— Маму береги!
Хлынул дождь — и все в горах намокло,
Разбежались по воде круги…
Слышу: через крышу, через стекла
Молят капли:
— Маму береги!
В данном отрывке мы видим, что мама – это душа дома. После смерти отца, наказ остается звучать в сердце, в природе, которая также оплакивает отца и уже одинокую и пожилую мать.
Следующая часть – это «Песня черной шали». Траур всех горянок и траур матери по отцу.
В этой части рисуется и образ матерей Хиросимы:
Движутся черные тени
Весны, осени, зимы.
Длится, не убывая,
Траурный их черед.
И — мне теперь сдается —
Колокол Хиросимы,
Колокол поминальный,
Он и над ними поет.
Движутся черные шали.
Все же их что-то много!..
Слышится мне над ними
Мерный, тяжелый звон.
Когда поэт был в японском городе Хиросимы, он увидел памятник, тронувший его. Это был памятник, посвященный больной от ядерного излучения девочке. Она думала, если сделать 1000 белых журавлей, то сбудется ее мечта. А ее единственной мечтой было выжить, поправиться. И именно тогда Расул Гамзатов получает страшную новость о смерти матери. Обобщенный образ всех женщин, которые погибли или носят траур от ядерного взрыва и его последствий, как бы сливается с образом горянок, которые также носят траур по погибшим. Это все, кто потерял свою мать или же матери, оставшиеся при трауре, то есть потерявшие своих близких.
В следующей «Песне черной шали» возникает образ самой черной шали – символ траура и смерти.
Черна, как печаль,
Моя чернота.
Я — черная шаль,
Я — поминок фата.
Я горе храню
Под своей чернотой,
Меня надевают
Полночной порой.
В «Беседе с черной шалью» лирической герой проводит диалог с шалью. Она рассказывает свою быль и говорит, что изначально не была черного цвета. Спокойная беседа и форме вопроса и ответов трогают читателя.
Веселые краски?! Да как уберечь их,
Когда все бело от костей человечьих,
Когда по дорогам шагает война
И кровью земля напилась допьяна?!
В те годы тела устилали равнины,
И души солдат, словно клин журавлиный,
По небу летели, как в песне твоей, —
Той песне, какую сложил ты поздней…
Весь мир пропитался и горем, и злобой.
«Веселые краски»! Сберечь их попробуй!
И стала я тусклою, словно зола.
Казалось, надежда навек умерла,
Казалось, цвета я меняла напрасно…
Самое из трагичных отрывков является «Не сумел я , мама, тебя сберечь»
Только лишь коснусь я струн пандура,
Возникают мамины шаги.
Смерть отца… Прощальный вечер хмурый.
Слабый голос: «Маму береги!»
И когда заслышу эту речь я,
Дрожь проходит с головы до ног…
Мама!.. Не сумел тебя сберечь я!
Как же так — тебя я не сберег?!
Над плитой могильной спину горбя,
Я взываю к сердцу сыновей:
— Знайте, люди, нет страшнее скорби,
Чем расстаться с матерью своей!
Трудно жить, навеки мать утратив,
Нет счастливей вас, чья мать жива!
Именем моих погибших братьев,
Вслушайтесь — молю! — в мои слова!
Лирический герой винит себя в смерти матери. И призывает нас, беречь матерей.
Глава 2.1. Творчество тувинского поэта А.Даржая
Имя Александра Даржая неразрывно связано с развитием тувинской литературы с 60-х годов. Вслед за классиками тувинской литературы Степаном Сарыг-оолом, Салчаком Токой, Сергеем Пюрбю, Монгушем Кенин-Лопсаном, Юрием Кюнзегешем, Салимом Сюрюн-оолом, Кызыл-Эником Кудажы и др., представляя третье поколение тувинских писателей, Александр Даржай вместе с писателями своего поколения (Монгушем Доржу, Владимиром Серен-оолом, Черлиг-оолом Кууларом и др.) внес огромный вклад в развитие и совершенствование тувинской поэзии и прозы.
Его высокопоэтичные, эмоционально насыщенные стихотворения определяют настоящее лицо тувинской поэзии: в них выражены любовь к родной Туве, боль и переживание за свой народ, его лирический герой всегда чувствует время своего существования, живет, плачет, радуется и надеется. Его поэзия характеризуется многообразием связей с жизнью, исследованием внутреннего мира человека, преемственности поколений, любви и преданности своей матери, а значит, родной земле, родному народу и языку.
Александр Даржай — писатель, творивший в двух историко-культурных пространствах — советском и постсоветском. Поэтому в его творческой эволюции, как и у всех писателей этой эпохи, было время творческих взлетов, время творческой несвободы, время сомнений, время веры в человека… Он остался верным своему долгу — служению тувинской культуре, литературе и родному народу.
Литературное творчество Александра Даржая отличается стремлением реалистически и эстетически отражать действительность и познанием логики нашего времени (особенно его поздняя поэзия — с 1990-х). Ведь «одна из заслуг литературы в том и состоит, что она помогает человеку уточнить время его существования, отличить в толпе как предшественников, так и себе подобных, избежать тавтологии, то есть участи, известной иначе под почетным именем «жертвы истории» (И. Бродский).
Книги Александра Даржая на тувинском и в переводах на русский язык «Өглеривис ак-көк ыжы» (1987), «Четкер четкизи» (1991), «Зерна добра» (1991), «Сарыг бүрү үезиниң сарынналы» (1993), «Ынакшылдың ширээзи» (2003), «Испытание временем» (2004), «Кылаңнашкан дамдылар» (2008), «Тос чүкче чажыг» (2009) войдут в сокровищницу тувинской литературы.
Например, в сложной циклической форме «венок сонетов» написано стихотворение «Чоорган болган тываларым» («Тувинцы мои»), состоящее из 15 сонетов, объединенных общими темой, идеей, поэтическим выражением. Последний (15-й) сонет строится из первых строк предыдущих 14-ти сонетов. В данном стихотворении не только воспевается любовь к своему народу, но и раскрывается его историческое прошлое, настоящий период развития и надежда на то, что в будущем у тувинского народа будет высокий дух. Эта сложнейшая форма характеризует мастерство поэта и широту поэтического мышления. Нужно подчеркнуть, что за более чем 70-летний период развития тувинской поэзии написано всего 4 (!) венка сонетов. Три из них принадлежат перу Александра Даржая. (Первый венок сонета «Ынакшыл» («Любовь») написан в 1980 году Владимиром Серен-оолом.)
Органично данный жанр был заимствован тувинской поэзией через русскую и занял достойное место в тувинской литературе.
В истории тувинской поэзии 4 венка сонетов. Первый принадлежит Владимиру Серен-оолу: Венок сонетов «Любовь» (1981). Остальные три - А.Даржаю: Венок сонетов «Матери», «Негасимый свет моей любви», «Мы тувинцы».
2.2. Что такое сонет и его использование в тувинской литературе
Для того чтобы проследить западноевропейские и русские традиции венка сонетов в поэзии известного тувинского поэта А.Даржая раскроем историю и художественное своеобразие сонета и венка сонетов.
Сонет - твердая стихотворная форма: стихотворение состоит из 14 строк, разделенных на два четырехстишия (катрена) и два трехстишия (терцета); в катренах повторяются только две рифмы, в терцетах - две и три. Общепризнанно, что сонет - уникальная, каноническая форма в мировой лирике.
Вместе с сонетом, «единственно выжившей из твердых форм», является и венок сонетов. Он также имеет свои твердые структурные признаки...
Венок сонетов - это лирическая или лиро-эпическая поэма, построенная из 15 сонетов, причём 15 сонет является магистральным, т.е композиционным ключом (основой), замыкающим собой поэму, в нём заключается замысел всего. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается этот сонет третьей строкой магистрала. И так далее — до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, 15-й, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов.
Венок сонетов - это сложнейшая конструкция лирических стихотворений, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). В самой его структуре заключен особый «рычаг», рождающий установку на перечитывание.
Сонет и венок сонетов дают возможность понять и постичь особенности мировосприятия поэта, его системы ценностей.
Венок сонетов появился в Италии в ХIII веке. Родоначальник этого жанра Данте Алигьери (1265-1321) Его перу принадлежат замечательные лирические стихи, посвященные прекрасной Даме Беатриче,
Главой старшего поколения итальянских гуманистов был Франческо Петрарка (1304-1374). В деятельности этого замечательного поэта, мыслителя и ученого выразились особенности первого этапа итальянского Возрождения. В 1327 году он встретил в церкви красивую молодую женщину, которую в течение многих лет воспевал под именем Лауры, посвятил ей 317 сонетов, объединенных общим названием «Книга песен».
Много нового в венок сонетов внес У. Шекспир - великий английский поэт и драматург. Он расширил круг основных тем жанра и размышлял в своих сонетах о времени и об изменчивости мира. Особое внимание поэт уделял традиционной теме сонета – теме любви. [2]
2.3. Анализ образа матери в произведении А.Даржая «Матери»
Тема Родины, тема корней у Александра Даржая всегда сопряжена с образами матери, отца, детства, родного очага и родной речи, образами детей и заветами предков. Данные миниатюры характеризуют ожук дажы как три строки, раскрывающие суть тувинской души. И результатом постоянного обращения к образу малой Родины и его философского осмысления стало то, что А. Даржаю удалось вырвать данную тему из узких рамок, где властвуют лишь сентиментальность и славословия. По мысли поэта, высказанной не прямым, а поэтическим способом, любое место на земле, тем более место, где человек стал человеком, является священным.
Основной поэтической доминантой в творчестве Александра Даржая выступает Родина — Мать-Земля, женщина — Мать, в которой ощущаются трепетное отношение, душевные переживания, перерастающие в глубокую драму, например, в стихотворении по поводу попавшей под водохранилище его малой родины:
А я же так верил
в вечность родимой земли.
Но сегодня я навеки родину потерял…
(«Я моря не видел ни разу», пер. Е. Антуфьева)
О, родина! Меня корней лишить –
Я идолом степным окаменею,
И будет ворон падаль сторожить,
Спустив крыло на каменную шею.
Забыть отцовский посох пастуха,
Могилу матери — нет тягостней греха.
Учусь у вас, народ и лес кедровый…
Тема Родины, тема корней у Александра Даржая всегда сопряжена с образами матери, отца, детства, родного очага и родной речи, образами детей и заветами предков. Данные миниатюры характеризуют ожук дажы как три строки, раскрывающие суть тувинской души. И результатом постоянного обращения к образу малой Родины и его философского осмысления стало то, что А. Даржаю удалось вырвать данную тему из узких рамок, где властвуют лишь сентиментальность и славословия. По мысли поэта, высказанной не прямым, а поэтическим способом, любое место на земле, тем более место, где человек стал человеком, является священным.
Венок сонетов «Матери» родился неожиданно. Как-то работая ночью за письменным столом, перед глазами поэта возник образ матери. Она положила ему руки на плечи. Так появились первые строки:
Ночная свежесть веет тишиной.
Пасутся в небе звездные отары.
Запела мама тихо надо мной-
Не там ли, где затеплились Стожары?
Струится свет из сочной темноты,
Где будто чудо-дверца отворилась.
С улыбкою загадочною ты,
Как сказочная дарийги явилась.
Все 15 сонетов были написаны на одном дыхании, без единой поправки, без чернового варианта. Сам того не ожидая, поэт сложил строки, из которых получился венок сонетов - доверительный разговор сына с матерью. Как говорит сам поэт: «Я попал в плен своих воспоминаний».
Каждый сонет «цепляется» за другой – последняя строка очередного сонета становится первой последующего. А.Даржай продолжил традиции западно-европейской литературы. Венок сонетов написан шекспировской строкой (два четырехстишия, два трехстишия). Так поэт продолжает традиции поэзии Золотого и серебряного веков в русской литературе.
Но его венок – это гимн Матери – «мелодия букета».
Если говорить о содержании «Венка», то оно необычно, оригинально. Условно его можно разделить на 2 части.
В каждом сонете первой части поэт говорит о качествах характера, которые воспитала в нём его мама ( 2-8 сонеты)
Уже в первом сонете перед нами возникает зримый образ матери. Вначале она как сказочная дарийги с загадочной улыбкой. А затем в доверительном разговоре поэта с матерью мы видим образ земной женщины, которая хочет счастья для своих детей.
О воспитании трудолюбия говорится во втором сонете:
«У коновязи ждёт встающих рано
Оседланный скакун». И я вставал
Всегда, как ты меня учила, мама,
Лишь первый луч ложился на аал.
В третьем сонете слышится строгий голос матери: «Где взял – туда отдай! И впредь своим чужое не считай!»
И с самого детства сын старается следовать ее завету честности:
... И больше никогда
Ты за меня не ведала стыда.
Вот исполненье твоего завета.
Мать учит сына чистоте души, её открытости в человеке, добру и твёрдости характера (4-5 сонеты).
Вот исполненье твоего завета:
Всегда мой дом открыт моим друзьям,
Я до ночи работаю с рассвета –
Всего, что надо, добиваюсь сам.
А помнить о добре, добру служить
До гроба буду. До седин прожить
Хочу с душою чистой, родниковой.
У Александра Даржая мама - самый необходимый советчик. И он с самого детства старается следовать ее заветам.
Именно эти заветы сын сохранит на всю жизнь
Поэт утверждает: «Если писать о родных местах, о родине, без упоминаний о матери, это немыслимо. Мать – главный деятель доброты. В человеке, который не любит свою мать, нет ничего святого. С любви к матери начинается всё хорошее в человеке». [1]
15 сонет – это итог всего Венка сонетов, это итог того, о чём хотел рассказать поэт.
Говоря непосредственно о Венке сонетов, необходимо отметить разнообразие используемых в нем выразительных средств, к ним можно отнести:
Разные интонации (от повествовательных до восклицательных):
Запела мама тихо надо мной –
Не там ли, где затеплились Стожары? (1 сонет.)
Где нет числа тому, что надо славить,
Где ты и жизнь, и Родину дала! (6 сонет.)
2. Частые риторические вопросы и обращения:
-но что цветы? (1сонет.)
- Пою тебе впервые, мама, я.(1сонет.)
О, Родина! (7сонет.)
Трудился, мама, я зимой и летом.
Осталась, мама, честь моя со мной. (2сонет.)
3.Сравнения:
С улыбкою загадочною ты,
Как сказочная дарийги явилась. (1 сонет.)
«Судьба, подобно пойманной жар-птице,
В твоих руках»… (4 сонет.)
На родине живу, как среди сада… (6 сонет.)
4. Ритмичные черты слов:
Что дали люди и что ты дала…
5. Анафора:
Как мы пред матерями виноваты!
Как слезы матерей чисты и святы!
Восславим мать и край родимый свой! (12 сонет.)
Пусть годы сдвинет песен волшебство,
Пусть аргамак мой по дорожке света. (2 сонет.)
Где и пылинка малая мила,
Где нет числа тому, что надо славить,
Где ты и жизнь, и Родину дала. (6 сонет)
Вывод:
Поэму Р.Гамзатова «Берегите матерей» и венок сонетов «Матери» по праву можно считать шедевроми поэзии. Оба произведения имеют одну основную мысль – глубокое и взволнованное раздумье о жизни всех матерей и сыновей, их отношениях, о своем прощании с матерью, прощание всех матерей и сыновей.
У Гамзатова это не венок сонетов, но это пронзительная поэма глубоко идентична произведению А.Даржая «Матери». У Дагестанского поэта это мысли уже взрослого мужчины, у Даржая это и детские воспоминания: воспитание дала мать, которая взрастила и приучила не обманывать ни себя, ни свой народ. В произведении идея мысли народа также связана с мыслью матери. Наш поэт делает ключевыми слова как честь, совесть, родина, Тува, мама. У Расула Гамзатова также являются слова, идущие красной нитью по всему произведению: священное слово «мама», «маму береги!», «черная шаль», жизнь, судьба, война, воспитание и детство, колыбельные песни. И главное – у Даржая под словом Родину автор подразумевает маму, честь, достоинство. А у Гамзатова понятие мама самое широкое, и именно под этим словом подразумевается и родина, и народ, и честь.
Литература.
2. Абуков К.И. Ступени роста.– М.: Советская Россия, 1982.
3. Воробьева H.H., Хитарова С.М. На новых рубежах: о многонациональной прозе наших дней. — М.: Советский писатель, 1974г.
4. Гамзатов Р. Мой Дагестан.- Махачкала, 2007.
5. Дементьев В. Расул Гамзатов. -М.: Советский писатель, 1984г..
6. Александр Александрович Даржай: Биобиблиографический указатель /М-во культуры и туризма Респ. Тыва. Сост.: З.М.Монгуш. – Кызыл: Типография ИП Р.К. Ооржак. – 2010.
7. Баевский B.C. История русской поэзии 1730-1980 гг. М.: Наука, 1996. -286 с.
8. Даржай А.Благословение неба и земли: Стихи и поэмы. Перевод с тувинского. М.: Советский писатель, 2005. – с. 39-46.
9. Мижит Л.С. Триада в тувинской словесности: поэтический жанр ожук дажы (трёхстишие) / Альманах «Улуг-Хем», 1998, с. 47-53.
10.Творческий путь писателя А.А.Даржая. пособие для учащихся старших классов и студентов. Авторы-составители: Шожал З.О.,Тулуш Ч.Х. Тувинское книжное издательство, 2006.
Если хочется пить...
Юрий Визбор. Милая моя
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Усатый нянь
Дерево в снегу