Габдулла Тукай прожил неполных 27 лет. После себя великий татарский поэт оставил богатое творческое наследие, которое навсегда вошло в литературную сокровищницу народов нашей страны. Благотворное влияние Тукая на духовную жизнь татар так глубоко и всесторонне, что с годами интерес к творчеству и личности поэта лишь возрастает. В 2013 году мы отметили 125-летие поэта. Один из его современников и близких друзей, известный писатель Фатых Амирхан писал: «Народ признал его своим поэтом, почувствовал, что то, о чем поёт Тукай, взято из народной души
Вложение | Размер |
---|---|
gabdulla_tukay.pptx | 2.72 МБ |
tukay.docx | 38.51 КБ |
Слайд 1
Великий татарский поэт Габдулла Тукай Подготовил ученик 4 б класса СОШ № 12 г. Казани Асылгараев МаратСлайд 2
«Народ признал его своим поэтом, почувствовал, что то, о чем поет Тукай, взято из народной души» (Ф.Амирхан). Габдулла Тукай (1886-1913гг.)
Слайд 3
Родина Г.Тукая- деревня Кушлавыч
Слайд 4
Здесь , в Кушлавыче, в семье муллы Мухамметгарифа и родился 26(14) апреля 1886 г. мальчик, будущий поэт Габдулла Тукай.
Слайд 6
«Умерев в рыданиях, мама не осталась ты со мной. В мир чужого всем ребенка приведя в недобрый час…»
Слайд 7
Отец торговал на толкучем рынке или был кожевником, не могу сказать точно, а мать без устали шила каляпуши богачам. Родители мои были трудолюбивы. Здесь мне не пришлось голодать.
Слайд 8
В 1892 году спровадили сироту в деревню Кырлай, в сыновья к Сагъди-абзый – для Габдуллы это был уже шестой дом. В Кырлае судьба отнеслась к мальчику благосклоннее.
Слайд 9
Летом 1892 года крестьянин из Кырлая Сагди абзый увез Габдуллу из Училе к себе и усыновил
Слайд 10
Природа Кырлая
Слайд 11
Дом Сагъди - абзый
Слайд 14
Природа Кырлая благотворно действовала на душу Тукая
Слайд 15
«Маленький Апуш и Сагди абзый» Художник Л.Фаттахов
Слайд 16
Поздней осенью 1892 года Габдуллу отдали в медресе, и всю зиму он одолевал первый свой учебник- “Иман шарты”. Двор хозяйства Сагди абзый.
Слайд 17
Первый учитель Габдуллы в Кырлае – Хабри халфа
Слайд 18
По этой улочке шакирд Габдулла каждый день ходил учиться в медресе «Мутыйгия»
Слайд 20
Шурале Габдуллы Тукая.
Слайд 21
Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай. Даже куры в том Кырлае петь умеют… Дивный край! Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил, На земле его работал-сеял, жал и боронил. Он слывет большим аулом? Нет, напротив, невелик, А река, народа гордость,- просто маленький родник. Шурале
Слайд 22
Вид Тукая говорил о том, что он серьезно болен: он был страшно худой выглядел как пятнадцатилетний подросток. Но даже больной он не переставал писать.
Слайд 23
«Последняя весна Тукая» художник Н.М.Сокольский
Слайд 25
Для детей он создал 150 произведений: более 70 стихотворений и около 50 прозаических произведений
Слайд 26
Скульптурная композиция И.Ханова « Дерево поэзии»
Слайд 27
Литературный музей Г.Тукая в Казани
Слайд 28
Кырлайда Тукай һәйкәле
Слайд 29
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайд 1. Великий татарский поэт Габдулла Тукай.
Слайд 2. Габдулла Тукай прожил неполных 27 лет. После себя великий татарский поэт оставил богатое творческое наследие, которое навсегда вошло в литературную сокровищницу народов нашей страны. Благотворное влияние Тукая на духовную жизнь татар так глубоко и всесторонне, что с годами интерес к творчеству и личности поэта лишь возрастает. В 2013 году мы отметили 125-летие поэта. Один из его современников и близких друзей, известный писатель Фатых Амирхан писал: «Народ признал его своим поэтом, почувствовал, что то, о чем поёт Тукай, взято из народной души».
Слайд 3. Родные места поэта – Заказанье. Здесь, в Кушлавыче, в семье муллы Мухаметгарифа и родился 26 апреля 1886 года мальчик.
Слайд 4. Отец дал ему имя Габдулладжан. Это и был будущий поэт Габдулла Тукай. Не прошло и пяти месяцев с момента рождения мальчика, как неожиданно скончался его отец.
Слайд 5. Овдовевшая мать Тукая, Мамдуда, была выдана замуж за муллу деревни Сасна. А маленького Габдуллу временно поручают на воспитание бедной старушке Шарифе. Тут и настигли мальчишку нескончаемые удары и лишения сиротской доли.
На свете, пожалуй, не было ни одного поэта, которому уже с малых лет довелось бы называть мамой семерых, а возможно, и восьмерых чужих женщин. Именно такая участь выпала на долю Габдуллы.
Ребенок у Шарифы не видел ни ухода, ни заботы – терпел одни обиды. Но вот мать забрала сыночка к себе, в Сасну. Читая об этом в автобиографическом очерке Тукая «Что я помню о себе», облегченно вздыхаешь: наконец-то он у родной своей матери!
Слайд 6. Но это счастье длилось недолго: умирает мать Габдуллы – мальчик оказывается круглым сиротой. Саснинский мулла отсылает его в деревушку Училе, к деду.
Это уже четвертая семья, где очутился Габдулла. Он был здесь не только не обласкан, но еще и голодал.
Слайд 7. Судьба прогнала Габдуллу и из этого дома. Посадили его одному ямщику в сани и отправили в неведомый путь. А в Казани, на Сенном базаре, тот ямщик ходил в толпе и выкрикивал: «Отдаю мальчика на усыновление! Бери, кому надо!» Подошел из толпы мужчина – он и увел мальчика к себе. Так ремесленник из Ново-Татарской слободы Мухамметвали с его женой Газизой обрели себе сына. Это уже пятый дом, куда ступил Габдулла. Тукай рассказывал так: «Отец торговал на толкучем рынке или был кожевником, не могу сказать точно, а мать без устали шила каляпуши богачам. Родители мои были трудолюбивы. Здесь мне не пришлось голодать».
Года два прожил Габдулла в этой семье, но… вдруг он опять оказывается лишним. Оба в раз захворали приемные родители: «На чьих же руках останется малыш, если мы вдруг помрем. Вернем-ка его лучше обратно в деревню…» – проводили они его обратно в Училе. «Можно представить себе, как восприняли мое возвращение в семье дедушки, где были уверены, что избавились от меня навсегда».
Слайд 8. Отсюда, приложив немало усилий, спровадили сироту в деревню Кырлай, в сыновья к Сагди-абзый – для Габдуллы это был уже шестой дом… «Выйдя из дома дедушки, я сел в телегу Сагди-абзыя. Дед с бабкой, наверное, оттого, что им было неловко перед ним, вышли меня провожать…
Слайд 9. Я уселся рядом с Сагди-абзыем, и телега тронулась.
– Вот приедем в Кырлай, говорил Сагди-абзый по дороге, там, наверно, мать тебя уже ждет. У нас, слава Аллаху, много катыка, молока, хлеба, будешь есть сколько хочешь…
Так он старался меня утешить, обещая счастье, от которого меня отделяло всего лишь несколько верст».
Слайд 10. Шел июнь 1982 года. Изголодавшиеся за зиму люди ели в деревнях траву. Хлеб, молоко и катык были для Габдуллы действительно счастьем.
Кырлай расположен по обоим берегам небольшого ручейка в лощине, но окружают его не поля, а смешанные леса. От дороги они отстоят довольно далеко, но темно-зеленые пики елей всегда перед глазами обитателей деревни.
В знаменательной поэме «Шурале» («Леший») Габдулла так описал впоследствии окрестности Кырлая:
Эта сторона лесная вечно в памяти жива.
Бархатистым одеялом расстилается трава.
От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро,
Набираешь в миг единый ягод полное ведро.
Часто на траве лежал я и глядел на небеса.
Грозой ратью мне казались беспредельные леса.
Слайд 11. Крытая соломой приземистая избенка за плетнем, принадлежавшая Сагди – абзыю, стояла возле самой околицы. Новая приемная мать Зухра встретила Габдуллу приветливо. Сняв с телеги, она ввела его в дом.
– Жена, принеси-ка мальчику хлеба с катыком, пусть поест!
То были первые слова, которые Сагди-абзый произнес, переступив через порог.
Слайд 12. Сагди с женой давно искали мальчонку, которого можно было бы взять на воспитание. У них было две дочери: старшая Сабира двадцати трех лет от роду и хроменькая четырнадцатилетняя Саджида, ходившая с костылем. Их единственный сын умер два с половиной года назад, и потеряв надежду родить своего, они решили взять чужого, чтобы было кому содержать их на старости лет и похоронить с молитвой. К тому же приближался передел земли, а наделы, как известно, выделялись по числу едоков мужского пола.
Наевшись досыта и спросив разрешения у новой матери, Габдулла вышел на улицу. Неожиданно его со всех сторон обступили невесть откуда взявшиеся мальчишки. Они глазели на него с изумлением. Видно, было чему изумляться: впервые попал им на глаза незнакомый пацан да еще в ситцевой рубашке, которую ему купили в Казани, в тюбетейке из разноцветных лоскутов бархата, которую сшила ему казанская матушка перед тем, как отправить в Училе. Ко всему прочему на Габдулле в отличие от всех деревенских детей были старенькие, но аккуратные кожаные сапожки.
Не сразу приняли его деревенские мальчишки в свою среду. От их зоркого глаза не укрылись ни рябинки на его лбу, ни бельмо на левом глазу. И потому его прозвали «Чагыр» («Кривой»).
Слайд 13. Первое лето в Кырлае прошло для Габдуллы беззаботно. Старшие спозаранку уходили в поле, а Габдулла, выспавшись и перекусив чем попало, выбегал на улицу: купался в речке, вместе с приятелями ловил штанами мальков, лазил по чужим грядкам и потихоньку от старух, присматривавших за огородами, выдергивал перья лука. Когда его одолевал голод, шёл домой, забирался в комнату через боковое окно, съедал оставленный для него хлеб с картошкой – и снова на улицу.
Слайд 14. Со временем ситцевая вышитая рубашонка на нем износилась, щегольская бархатная тюбетейка уже ничем не отличалась от тюбетеек деревенских пацанов, а покрытые цыпками ноги позабыли про сапоги. Габдулла превратился для своих сверстников в такого же, как они, деревенского мальчишку.
Слайд 15. Минуло лето, наступила осень, и руки маленького Габдуллы впервые знакомятся с крестьянским трудом. Его берут с собой собирать картофель, поручают складывать в мешки вырытые клубни. Осень выдалась холодная. Спасаясь от стужи, Габдулла зарывал босые ноги в рыхлую землю. Хромая Саджида, орудуя возле него лопатой, как-то нечаянно поранила ему ногу. Задень она лопатой родного брата, тот, конечно, поднял бы крик, прибежали бы старшие, осмотрели рану – утешили мальчика. Но Габдулла был приемышем. «Я охнул, – вспоминал он, – вскочил и, отбежав прочь, заплакал. Рана оказалась глубокой. Я засыпал ее землей и опять принялся за работу».
Слайд 16. Когда окончились осенние работы, Габдуллу отправили учиться. Поначалу его отдали к остабике Фахеррахмана-муллы, то есть в своего рода подготовительный класс. Был он так мал и худ, что никто не давал ему шести с половиной лет.
Учеба у абыстая начинается с книги «Иман шарты» («Основы веры»). Эта тоненькая брошюрка из молитвенных текстов на арабском языке. Перед текстом – арабский алфавит. Каждая буква имеет свое название: а – алиф, б – би, т – ти, д – дал. Сперва дети хором заучивают названия букв. Потом приступают к чтению, вернее к заучиванию самих молитв. В первый год успехи Габдуллы были куда как скромны.
Слайд 17, 18. Осенью после уборки картофеля, Габдулла продолжает ученье. На сей раз его определили не к жене, а к младшему брату Фатхеррахмана – муллы, то есть классом повыше. Все ученики занимались вместе. Уровень их знаний определялся тем, какую они в данное время читали книгу. «В медресе я очень скоро изучил иджек и суры. Уроки усваивал быстро, и, чтобы не бездельничал, мне поручили заниматься с отстающими мальчиками».
Успехи Габдуллы далеко выходили за обычные рамки. Известно, что он на равных спорил со своим учителем Хабри. На исключительные способности и сообразительность мальчика обратил внимание сам мулла и вскоре перевел его в свой класс. Отношение Габдуллы к ученью в немалой степени объясняется его происхождением: он был сыном муллы, и это обстоятельство поддерживало его рвение.
Слайд 19. Почтение к мулле, естественно, переносилось и на его детей. Ласков был к Габдулле и мулла Фатхеррахман. «То ли потому, что был он однокашником моего отца по медресе, то ли еще по какой причине, но он еженедельно давал мне по пятаку», – вспоминал Тукай. Все это поддерживало в мальчике чувство собственной значимости, внушило со временем мысль о своем особом предназначении, не позволяя согнуться под тяготами сиротства.
Ученье оказалось тем единственным поприщем, на котором он мог утвердить себя.
Как ни восхищался Габдулла батырами на сабантуях, героями – джигитами народных сказок, как ни сильно было желание самому стать таким же могучим, мальчик вынужден считаться с горькой действительностью: ростом он не вышел и силой не отличался, в играх со сверстниками всегда оказывался побежденным, бегая на перегонки – отставал. Но примириться с этим не мог. В чем-то он должен был опередить других, оказаться победителем. Не пропустил он мимо ушей и народную поговорку: «У кого крепкие руки, свалит одного, у кого крепкие знания – тысячу».
Слайд 20. Если Тукай счел нужным сказать, что именно в Кырлае у него «раскрылись глаза в мир», то, вероятно, в первую очередь имел в виду школу, которая приоткрыла ему дверь в литературу.
Сказки стали для впечатлительного Габдуллы тем миром, где можно на время спрятаться от неприглядной действительности. Воображая себя в роли сказочного героя, он не раз преодолевал моря и океаны, во имя спасения похищенной принцессы вступал в единоборство со страшными дивами и своем воображении выходил победителем в схватках с мальчишками, которые были куда сильнее его. В Кырлае были искусные сказители. Но и сами мальчишки любили рассказывать друг-другу сказки.
Сказка-поэма Тукая «Шурале», несомненно, связана с Кырлаем. Именно здесь он впервые услышал эту легенду.
Слайд 21.
Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.
Даже куры в том Кырлае петь умеют…
Дивный край!
Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил,
На земле его работал-сеял, жал и боронил.
Он слывет большим аулом? Нет, напротив, невелик,
А река, народа гордость,- просто маленький родник.
Слайд 22. Тукай умер очень молодым, в 27 лет, от туберкулёза лёгких. Невольно вспоминаются строки великого поэта Востока – азербайджанца Низами Гянджеви о пророческой миссии поэтов, художников, исторических личностей:
Слайд 23.
В двадцать семь, как пророк, покидая наш дол,
Он пожитки скитанья сложил и ушёл.
Слайд 24. Имя Тукая означает целую эпоху в духовном развитии татарского народа, в становлении его литературы, искусства, культуры в целом. Поэт навсегда останется жить в благодарной памяти народа.
Творчество Тукая давно перешагнуло национальные границы. Его произведения переведены на многие языки и широко известны в нашей стране и за рубежом.
Слайд 25. Для детей он создал 150 произведений: более 70 стихотворений и около 50 прозаических произведений. Поэт признан основоположником татарской детской литературы.
Слайд 26. Решением ЮНЕСКО 1986 год, год 100-летия поэта, был объявлен годом Габдуллы Тукая, и отмечался во всех странах мира.
Слайд 27. В том же году в Казани был открыт Литературный музей поэта и установлен памятник.
Февральским указом Президента РТ Рустама Минниханова 2011 год был объявлен годом Габдуллы Тукая в Татарстане. Именем поэта названа Государственная премия в области искусства Республики Татарстан.
Слайд 28. Значение Габдуллы Тукая для татарского народа огромно. Он выполнил в своей культуре ту же историческую миссию, что и Пушкин в русской культуре, Шевченко – в украинской, Абай – в казахской. Произведения Тукая большими тиражами издаются на русском и многих других национальных языках страны. Поэт продолжает жить вместе со своим народом, вместе с народами всей многонациональной России.
Слайд 29. Его путь, путь к бессмертию и славе продолжается…
Спасибо за внимание!
Несчастный Андрей
Плавает ли канцелярская скрепка?
Воздух - музыкант
Два плуга
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку