Свадебные обряды нашего мордовского села отличались большой сложностью и разнообразием, определялись особенностями расселения, многообразием контактов отдельных ее групп с соседями. Традиционные обряды, приуроченные к разным историческим этапам, должны были способствовать благополучному ходу развития этноса и знаменовали переход жениха и невесты в новую социальную категорию - категорию семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
svadebnyy_obryad.docx | 77.51 КБ |
IX Всероссийский конкурс творческих работ «Моя малая Родина»
Номинация: Традиции и ремесла народов России
Автор: Жадаев Вячеслав Константинович Учащийся 9 класса МБОУ «Нойкинская СОШ» Бугурусланского района Руководитель: Жадаева Наталья Анатольевна Учитель технологии и искусства первой категории МБОУ «Нойкинская СОШ» Бугурусланского района |
2018г
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ МОРДВЫ
Свадебные обряды нашего мордовского села отличались большой сложностью и разнообразием, определялись особенностями расселения, многообразием контактов отдельных ее групп с соседями. Традиционные обряды, приуроченные к разным историческим этапам, должны были способствовать благополучному ходу развития этноса и знаменовали переход жениха и невесты в новую социальную категорию - категорию семьи.
Свадебный цикл мордвы начинался со сватовства («ладяма» - мокша, «ладямо» -эрзя). Сватовство у мордвы проходило в несколько этапов. Прежде чем в дом невесты отправлять сватов для предварительных переговоров, туда шел один из родственников жениха («ингольдень якай» - мокша - «вперед идущий»). Придя в дом невесты, он садился под так называемую матицу, где, как считалось, пребывала хранительница дома. Под матицу гости садились еще и потому, что она якобы «опутывала», связывала, и тогда сватов уже не прогонят. В тех деревнях, где свадебный обряд мордвы сохранял больше традиционных черт, сватать ходили только мужчины. Порядок, при котором сватать ходили мужчины, может быть отголоском, так называемого брака умыканием. Исследователи мордвы отмечали, что в некоторых местах умыкание невест существовало приблизительно до середины XIX в. Окончательная договоренность о предстоящей свадьбе достигалась во время большого сватовства, которое называлось «симома» - мокша, «симема» - эрзя (букв. «питье») - «запой», «пропой». Во время него договаривались о «кладке» за невесту («питне» - мокша), о подарках, которые она должна была сделать родственникам жениха, и о приданом.
У мордвы, как у мокши, так и у эрзи, существовал обычай после сватовства знакомиться с хозяйством жениха. Этот обряд назывался «дом глядеть» или «смотреть место» («ваставарджама» - мокша, «таркавачамо» - эрзя). Этот обычай был широко распространен и у русского населения, живущего в Мордовии. У мордвы этот обряд не имел значения серьезного ознакомления с хозяйством жениха. Иногда родственники невесты приходили в дом жениха и на следующий день. Это посещение называлось «печурки смотреть». Оно имело шуточный, веселый характер: родственники невесты вооружались, чем попало и грозили хозяину сломать печь, если он не откупится от них угощением.
Значительным событием предсвадебного периода у мордвы было обрядовое мытье невесты в бане накануне свадьбы или за несколько дней до нее («стиръ баня»-мокша, «тейтеренъ баня» - эрзя, т. е. «девичья баня»). Баню для невесты топили подруги или невестки. Посещение девичьей бани у мордвы сопровождалось причитаниями. Было обставлено особыми церемониями. Смысл девичьей бани у мордвы состоял в очищении водой, так как известно, что у мордвы существовала вера в очистительную силу воды. Возможно, посещение бани невестой накануне свадьбы было ее прощанием с покровительницей бани («баня-ава» - мокша, эрзя). Возвращаясь из бани, невеста благодарила ее за то, что она вымыла ее.
Для мордовской свадьбы характерно прощание невесты с девичеством, когда она с причитаниями дарила каждой из подруг алую ленту. Большое значение придавалось у мордвы выпечке свадебных пирогов в доме жениха. Особо торжественно, с многочисленными обрядами ставили для них тесто. В данном обряде активно участвовали родственницы жениха.
В период между сватовством и свадьбой из дома жениха несколько раз приходили к невесте его родственники с гостинцами, чтобы назначить день ее проведения. Также существовал обычай ходить от невесты в дом жениха снимать мерку со стола и окна для того, чтобы сшить по этим размерам скатерть и занавески. Это сравнительно поздний обычай, называемый у мордвы «моркшмерама» - мокша («стол мерить») и «навеска мерама» - мокша («занавески мерить»), был распространен в селе Нойкино, Бугурусланского района. Родственницы невесты ходили к жениху также за рубахой, по размеру которой невеста шила ему в подарок рубаху к свадьбе. Подруги невесты и ее родственницы относили эту рубаху жениху, а в подарок стряпухам - полотенца. У мордвы было принято, чтобы невеста делала подарки не только жениху, но и его родственникам. Будущей свекрови она дарила «рукава» (рубаху со станом), свекру - рубаху и штаны, а другим родственникам - более мелкие подарки. Готовить эти подарки невесте помогали подруги. Вечером накануне свадьбы мать невесты угощала ее подруг ужином, а сама невеста благодарила их за помощь в приготовлении к свадьбе.
Венчание жениха и невесты сочеталось с обрядами, направленными на предохранение от злых сил. В конце XIX - начале XX в. венчание обычно совершалось в тот день, когда невесту забирали в дом жениха. За невестой приезжал «свадебный поезд», который состоял из родственников жениха. Большую роль при этом играли крестные жениха. Свахой обычно была крестная мать жениха - главное лицо в свадебном поезде. Вторым по значению лицом свадебного поезда был человек - посаженый отец «батьке» - мокша, который охранял жениха от порчи. К нему молодая невеста относилась с особым почтением в течение всей жизни. В некоторых местах «батьке» на свадьбе не было, и его роль выполнял «покш куда» - эрзя - «старший поезжанин», который был следующим после батьке свадебным персонажем. Нужно отметить, что в разных районах состав, название и назначение свадебных чинов варьировало. У мордвы-мокши других районов главным свадебным персонажем был «торынъганды» -мокша («тор» - «сабля», «ганды» - «идущий»). Им был обычно зять жениха, муж его сестры. Здесь в поезде жениха были «рьвянянъморайхтъ» - мокша (букв. «поющие в честь невесты») -девушки, в обязанность которых входило в песнях охаивать невесту. Следует отметить, что батьке играл роль охранителя жениха, невесты и всего свадебного поезда. Для этого он трижды с иконой в руках обходил вокруг свадебного поезда перед его отъездом в дом невесты. Торынъганды у мордвы-мокши делал это ножом или саблей. Большую роль в свадебной церемонии у мордвы-мокши играла крестная мать жениха - «крестный дедей». Поезжане, не наделенные особыми функциями, назывались «кудат» - мокша, эрзя. В некоторых местах все кудат, за исключением свахи -«кудавы», были мужчинами. В тех местах расселения мордвы, где в свадьбе сохранилось больше традиционных черт, жених не ездил за невестой со свадебным поездом. Молодые встречались у церкви.
Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, ее родственники запирали ворота и требовали выкуп, высмеивая или величая приехавших. Сваха у ворот тоже пела, прося быстрее впустить поезжан в дом. Войдя в дом, поезжане должны были дать еще ряд выкупов, в частности выкупить место около невесты. После благословения невесты родителями ее близкие родственники - «урьвали» - мокша - брали ее на руки и выносили во двор. Невеста пыталась сопротивляться, хваталась за дверной косяк и с причитаниями покидала родительский дом.
В конце XIX в. из дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь, а оттуда в дом жениха. Лишь в некоторых местах у мордвы свадебный поезд ехал вначале в дом жениха, а уже оттуда в церковь. Например, в у нас в селе Нойкино, Бугурусланского района невесту привозили в дом жениха вечером. Венчание происходило на следующий день. Такой порядок, вероятно, пережиток того времени, когда венчание не входило в свадебную обрядность мордвы.
После венчания молодую пару встречали в доме родителей жениха. Здесь родители молодого встречали их хлебом-солью, осыпали хмелем. Этот древний обряд имел магический смысл обеспечения деторождения. У мордвы молодых встречала обычно и «овта» («медведь» - мокша) - женщина, одетая в шубу, вывернутую наизнанку. В руках она держала сковороду с хмелем и потухшими углями, которую подставляли под ноги молодой. Она трижды должна была отшвырнуть ее. В конце XIX в. этому обряду придавали значение определения характера молодой.
Большое значение у мордвы придавалось надеванию молодой женского головного убора. Этот обряд совершался через 5-6 недель после брака и сопровождался жертвоприношениями покровителям дома, двора и предкам. В одних местах женский головной убор молодой надевали после венчания в церковной сторожке, в других - после брачной ночи. По другим данным, это делали через год после свадьбы или после рождения ребенка. Разница во времени надевания могла быть вызвана включением после христианизации мордвы в ее свадебные обряды церковного венчания. Возможно, в этом нашло отражение как былое деление женщин на половозрастные группы, так и изживание этой системы.
Наряду с этими обрядами, у мордвы широко был распространен обряд представления молодой печке в доме родителей мужа. И. Н. Смирнов связывал его с существовавшей у мордвы верой в то, что в доме есть покровительница печи. Молодую подводили к ней для того, чтобы она вошла с ней в добрые отношения.
Интересным и своеобразным являлся мордовский обряд наречения «невесткой» - «лемдима» («лем» - «имя» - мокша).На второй день свадьбы свекровь, уредев или какой-то другой родственник молодого нарекал молодую особым названием «невестки» в зависимости от того, женой какого по счету сына она была. Этим именем ее называли в дальнейшем все члены семьи мужа, кроме него самого, свекра и свекрови. Свекор и свекровь называли молодую «урьва» - мокша, эрзя - «сноха», а муж называл ее по прозвищу или используя местоимение («ты», «эй, ты»). Этот обряд совершался тоже перед печью. Связан он был, вероятно, с очистительной силой огня и воды (в некоторых местах обряд сопровождался перешагиванием молодой через ушат с водой и обрызгиванием ее и присутствующих этой водой). При наречении молодой ее стукали по лбу специально для этого испеченным хлебом (это говорит о том, что этот обряд мордвы связан с земледелием). Новое имя молодой служило знаком ее принадлежности к новой семье и указывало на ее положение в ней. Этот обряд почти всюду исчез у мордвы-эрзи и был распространен главным образом у мордвы-мокши. Можно предполагать, что в прошлом он был одним из основных обрядов мордовской свадьбы.
Особыми церемониями сопровождалось у мордвы представление молодой в доме мужа усопшим предкам, хранителю двора, богине воды. Хранительнице воды -Ведь - аве - эрзя-мокша - молодая раньше делала приношения, она одаривала тех, кто «показывал» ей дорогу к колодцу. Родственники молодой у мордвы в ряде мест назывались «горные». Они приходили в дом родителей молодого в день венчаний, на второй или третий день после него. Для них накрывали два стола - один для мужчин, другой для женщин. У мордвы-мокши второй день свадьбы назывался «потиха ши» («потешный день»). Гости рядились кто во что, в некоторых местах били горшки. Из дома молодой приходили ее родственники «искать ярку».После этого обряда поезжане покидали свадьбу. На второй день свадьбы молодую заставляли мести пол. Присутствующие бросали на пол мусор, деньги, которые шли в пользу новобрачной. Когда она в первый раз в доме мужа шла за водой, встретившиеся ей по дороге люди обрызгивали ее водой.
Во время первого посещения бани в новой семье («одирвань баня» - мокша, эрзя - «баня молодой») молодая одаривала всех родственниц мужа кольцами. При выходе из бани она оставляла кольцо и в дар хранительнице бани. В первую после свадьбы Пасху молодая одаривала родственников мужа. В это время ее вводили в дома родственников.
В конце XIX в. у мордвы в той или иной мере сохранялся обычай возвращения молодой в дом родителей через некоторое время после свадьбы. Он назывался «потавтома», «потавкс» - мокша, эрзя («возвращение»). Через неделю или две после свадьбы в праздничный день замолодой приезжали ее братья или другие близкие родственники и отвозили ее в дом родителей на неделю или две. У мордвы-мокши молодая ездила к своим родителям недели за четыре до религиозных праздников (Рождество, Пасха и др.) и оставалась там до самого праздника. Здесь перед Пасхой одна из ее родственниц («прянь понай») надевала ей женский головной убор и делала женскую прическу.
Таким образом, свадебная обрядность мордвы конца XIX - начала XX в. представляла собой яркое, самобытное явление культуры. Некоторые из обрядов относились к сфере магических действий, направленных на охрану молодых от сглаза, порчи. Втыкание иголок или булавок в одежду жениха и невесты, закрывание лица невесты, обход свадебного поезда одним из свадебных персонажей, отдельное кормление молодых и др. На плодородие (обсыпание хмелем, сажание им на колени ребенка и др.). Со временем одни обряды утрачивали свой первоначальный смысл и исполнялись лишь по традиции, другие получали новое осмысление, третьи приобретали шуточный, игровой характер.
Литература.
Ералаш
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
"Портрет". Н.В. Гоголь
Ласточка. Корейская народная сказка
Если хочется пить...