Поиски нового круга чтения и желание заглянуть в будущее привлекли внимание детей к тому факту, что некоторые произведения фантастики уже предсказали все то, что сегодня – повседневность. Выдвинув гипотезу, что, если сказка (через волшебные предметы указывая на мечту человека о технологическом улучшении жизни) способна предсказать будущее, то фантастика тем более способна это сделать, дети решили посмотреть, как разные жанры фантастики, описывая разные технологии, соотносятся с реальностью ближайшего будущего и, сравнив пригодность фантастики разных жанров для предсказания ближайшего или разумно отдаленного будущего, доказали, что с помощью качественной фантастики можно заглянуть в будущее.
Были проанализированы волшебные сказки с точки зрения наличия в них волшебных предметов, которые сегодня реальны, а значит, между сказкой и фантастикой, предсказывающей технологическое развитие будущего, существует преемственность. Далее были проанализированы определения разных жанров фантастики с 4 релевантных порталов, а по итогам анализа составлены собственные определения с учетом отношения жанра к реальности и прогностичности. Дети пришли к предварительному выводу, что все жанры фантастики можно разделить на два огромных массива: жанры побега от реальности (эскапизм) и жанры, работающие с реальностью, предсказывающие, анализирующие, формирующие будущее с высокой степенью вероятности (футорология) и свели в наглядную таблицу основные различия между фэнтези и научной фантастикой, чтобы «каждый смог сделать осознанный выбор и выбрать свой круг чтения».
Общий вывод: фэнтези есть проявление эскапизма, ухода от реальности и, хотя с точки зрения прогнозирования неликвиден, помогает людям узнать о поведении человека в нетипичных обстоятельствах. А НФ, как и посткиберпанк, дает возможность заглянуть в будущее потому, что связан с реальностью и основан на анализе тех научных технологий, которые существуют сейчас. Поэтому стоит уделить внимание жанру научно-популярной литературы. Поставив цель сформировать новый круг чтения, ученицы достигли ее, на основе анализа данных НФ порталов составив списки чтения по трем тематическим направлениям: фэнтези, НФ и посткиберпанк и научно-популярная литература.
Практическая значимость: некоторые материалы работы, а также созданные детьми презентация, интерактивный плакат и игра могут быть использованы на уроках внеклассного чтения с 5 по 9 класс, для занятий дополнительного образования, например, изостудии, для интерактивных занятий в школьных и районных детских библиотеках, а списки чтения могут быть рекомендованы всем, интересующимся фантастической литературой.
Вложение | Размер |
---|---|
budushchee_blizhe_ot_skazki_k_postkiberpanku.docx | 75.04 КБ |
otzyv.docx | 18.05 КБ |
tezisy.docx | 19.46 КБ |
spiski_knig.docx | 310.66 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 521
с углубленным изучением математики и информатики
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
_______________________________________________________________
Исследование
Будущее ближе:
от сказки к посткиберпанку
литература
Куприянова Мария Николаевна
Николаева Анна Борисовна
6А класс ГБОУ СОШ № 521
Руководитель:
Апреликова Ольга Сергеевна,
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 521
Санкт-Петербург
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ.
1.1. Обоснование выбора темы………………………………........3
1.2. Цель исследования. Задачи исследования………………..….4
1.3. Определение объекта исследования, гипотеза…..………......5
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Волшебные сказки……………………………………………..5
2.2. Как найти качественную фантастику?………………………...8
2.3. Жанры фантастики……………………………………………..9
2.3.1. Фентези ………………………………………..………………9
2.3.2. Научная фантастика……….………………………………...12
2.4. Эскапизм фэнтези и футурология посткиберпанка……...….18
2.5. Основные различия фентези и научной фантастики ….........19
3. ВЫВОД
3.1. Эскапизм фэнтези……………………………………………...21
3.2. Что стоит читать из фэнтези…………………………………..21
3.3. Футурология посткиберпанка……………………………......22
3.4. Что стоит читать из научной фантастики и посткиберпанка………………………………………………….23
3.5. Что стоит читать из научно-популярной литературы……….24
4. Список использованной литературы…………………………...24
5. Список использованных ресурсов……………………………...24
6. Приложения……………………………………………………...25
1.1.Обоснование выбора темы:
1. Мы ищем новый круг чтения!
Мы уже выросли из сказок, и нам нужна замена им, ведь мы любим чудеса. На смену детским сказкам приходит фантастика, потому что она выводит нас на новый уровень чудесного: от чудес несбыточных и нереальных (фэнтези) до чудес, которые уже стали частью действительности на наших глазах или станут либо вот-вот, либо
на протяжение нашей жизни, либо в ближайшие столетия (НФ).
2. Мы хотим заглянуть в будущее!
Фантастика на протяжение последних двух веков уже доказала, что написанные на основе современных авторам фактов науки произведения действительно способны предсказывать будущее. Сейчас качественная научная фантастика, исследуя технологии цифровой эпохи и варианты их развития, исследуя современное состояние общества, исследуя возможности современной сетевой коммуникации, способна предсказать вероятное будущее. Которое ближе, чем нам всем сейчас кажется.
3. Почему так важно заглянуть в будущее?
Современный мир вошел в непрекращающийся процесс технологических изменений. Все предметы, которыми мы пользуемся сейчас, постоянно совершенствуются. Эволюционируют сервисы. Появляются профессии, которые никогда не существовали раньше. То, что еще год назад казалось фантастикой, сегодня - повседневность (например, иммерсивная виртуальная среда). Фантастические произведения прошлого позволяют лучше осознать, какой научно-технический путь прошло человечество: например Жюль Верн, один из основоположников жанра НФ, в детстве (р.1828г) учился писать гусиными перьями при свете свечи. Современные фантастические произведения показывают, что движение
по пути прогресса неостановимо, что технологии развиваются сейчас и еще быстрее будут развиваться завтра. Каждый день немного лучше, чем предыдущий. Не будет утопий. Не будет антиутопий. Мы уже живем
в ПРОТОПИИ, [1.2] в обществе поступательного научно-технического прогресса, когда исчезают привычные границы, когда все накопленные человечеством знания доступны всем, когда наукоемкие и неразрешимые финансово исследования бесплатно и стремительно проводит коллективное сетевое сообщество добровольцев, будь то подсчет пингвинов в Антарктиде или картирование всех нейронов человеческой роговицы.
Мы хотим знать, чего лично нам ожидать от будущего. Как нам сориентироваться в ближайшем будущем. Кем стать, чтобы состояться в жизни. Какие старт-апы будут востребованы через пять-десять лет. Как, где, каким образом получать образование на протяжение всей жизни и делать это с удовольствием. Как превратить мечту в цель и достичь ее. Ведь, как написал Дж. К. Рамо в книге “Седьмое чувство”: “Эффективное образование состоит не только в овладении фактами, но и
в неусыпной чуткости - приспособиться и преуспеть в условиях перемен”. [1.2] с. 112
Сравнить пригодность фантастики разных жанров для предсказания ближайшего или разумно отдаленного будущего и доказать, что с помощью качественной фантастики можно заглянуть в будущее.
Задачи исследования:
Волшебные сказки
Литературные произведения фантастики разных жанров
Порталы любителей фантастики
Гипотеза
Если сказка (через волшебные предметы указывая на мечту человека о технологическом улучшении жизни) способна предсказать будущее, то фантастика тем более способна это сделать. И мы можем доказать это, посмотрев, как разные жанры фантастики, описывая разные технологии, соотносятся как с современной нам реальностью, так и
с реальностью ближайшего будущего.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Волшебные сказки
Ещё с раннего возраста взрослые вольно или невольно нам прививают интерес к чудесам. С 3-5 лет нам рассказывают сказки, потому что “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”, но чем старше мы становимся, тем интереснее нам не “Курочка-Ряба” и “Теремок”, а Волшебные сказки. Что они из себя представляют?
Волшебная Ска́зка — один из жанров
фольклора либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета и наличие волшебных предметов. Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.
По мнению ученых, происходит от обряда инициации. [1.1]
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование
о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств или волшебных помощников.
Наверное, все помнят волшебные предметы из детских сказок, так вот, они уже существуют в реальном мире, поскольку нам с вами повезло жить в такое время, когда благодаря научно-техническому прогрессу сказка становится былью:
Сказочные предметы | Современные изобретения |
Ковер-самолет | Самолет |
Ступа Бабы-яги | Вертолет |
Жерновки, скатерть-самобранка | Микроволновая печь |
Перо Жар Птицы | Лампа дневного света, фонарик |
Волшебный клубочек | Навигатор |
Золотой петушок | Радар |
Сапоги-скороходы | Коньки, ролики, гироскутер |
Волшебное блюдце | Телевизор, скайп |
Волшебное зеркальце | Инстаграмм или любой браузер, |
Печь Емели | Uber |
Волшебный горшочек | Мультиварка |
Мы доказали, что сказка способна предсказывать появление технических устройств путем простого сопоставления предметов из сказки и из нашей реальности. Таким образом, мы видим, что сказка способна предсказывать будущее - то есть волшебные сказки уже сделали это. (привет, гироскутер и сотовая связь). Действительно, со временем сказка становится былью, исполняя мечты человека об улучшении жизни через развитие науки и технологий. В этом смысле волшебные сказки являются частью фантастики как жанра:
1. между сказкой и фантастикой существует преемственность: они описывают чудесное исполнение желаний с помощью волшебных предметов
2. предсказывают технологическое будущее: мечтая
о волшебных предметах, люди в итоге их изобретают
3. показывают человека в необычных обстоятельствах, чтобы посмотреть, как он себя поведет.
Подрастая, мы сами начинаем читать волшебные народные сказки и литературные сказки не только потому, что они учат добру, но и именно ради необычных обстоятельств, в которые попадает герой.
Со временем Алиса, Старик Хоттабыч и “Черная курица” остаются
в прекрасном прошлом наших младших классов, и мы ищем интересную замену им в подростковых литературных произведениях - привет, Гарри Поттер, Бильбо и Фродо, доктор Джекил и мистер Хайд, Малефисента, Янки из Коннектикута, Дракула.
Но скоро вымышленные миры, как бы прекрасны они ни были, разочаровывают именно потому, что они связаны с реальностью лишь общечеловеческим началом - моралью (добро и зло), описывают недоступное и нереальное пространство и формируют опасное желание сбежать от реальности в мир единорогов, бабочек и бесплатного исполнения желаний. Фэнтези приедаются, несмотря на их разнообразие. Мы начинаем хотеть читать о чудесах, имеющих связь с нашей реальной действительностью. Мы хотим заглянуть в то будущее, которое футурологи и писатели-фантасты способны с большой степенью достоверности предсказать уже сейчас. Зная, что тот же Жюль Верн предсказал подводную лодку и полеты на Луну, Айзек Азимов и Станислав Лем - роботов, мы начинаем интересоваться НАСТОЯЩЕЙ (как нам кажется) фантастикой. В нашей жизни появляются Бредбери с его “Марсианскими Хрониками”, Стругацкие “Понедельник начинается
в субботу” и прочие книжки 20 века, что предлагают родители и другие взрослые. Им кажется, что это нас устроит. Пока, может быть, да. Но мы видим, что современная фантастика в тысячу тысяч раз огромнее и разнообразнее. Но всё, что мы знаем о ней, насмотревшись фантастических фильмов, лежит на поверхности. Поэтому естественным является наше желание узнать о разного рода фантастике побольше, разобраться в ее жанрах и сформировать разумный круг чтения, чтобы
не тратить время на посредственные произведения и полную ерунду.
Еще мы хотим, чтобы фантастика помогла нам узнать, что появится нового в мире через несколько лет. Ведь все великие изобретения начинаются с человеческой мечты и фантазии. Если бы люди не писали фантастические рассказы, то мы бы не знали, чего ожидать в будущем.
Как Сказка предугадывает желания людей (от ковра-самолета
к суперджету), так и фантастика не только описывает наши мечты
о будущем (от суперджета к космическому кораблю), но и подталкивает ученых изобрести что-то, что станет следующим шагом прогресса
(от космического корабля - к чему?)
2.2. Как найти качественную фантастику?
Мы ищем качественную фантастику потому, что в ней мы можем узнать о том, что позже появится в реальной жизни: значит, она должна соотносится с современной нам или ближайшей во времени реальностью, поскольку одной из целей нашего исследования было понять, какой жанр фантастики наиболее точно предсказывает будущее
Приступаем к анализу информации о разных жанрах фантастики
с точки зрения того, как они связаны с реальностью и насколько способны предсказать технологическое будущее, поскольку наша задача: сравнить пригодность фантастики разных жанров для предсказания ближайшего или разумно отдаленного будущего, чтобы выявить самый полезный и прогностичный жанр фантастики. Эту работу по анализу разных жанров мы выполняли путем анализа определений жанров фантастики на четырех разных, выбранных по релевантности порталах любителей фантастики, стараясь найти общее в формулировках этих определений:
1. Мир фантастики [2. 6 ]
2. LIVE LIB Клуб любителей книг [2. 7]
3. ЖЖ Клуб любителей фантастики [2. 8]
4. Лаборатория Фантастики [2. 9]
Но для начала мы должны определиться с определением, что такое качественная фантастика.
Она должна отвечать, по нашему мнению, минимум трем критериям:
1. должна задевать ум и сердце - этический смысл человек проходит испытание на человечность в необычных обстоятельствах
2. должна предсказывать будущее (НФ и посткиберпанк) - прогностичность
3. должна соотносится с реальностью (НФ и посткиберпанк) - связь с реальностью
2.3. Жанры фантастики
Приведенные далее определения жанров сформулированы нами
на основе анализа всех определений жанров фантастики на четырех использованных нами самых релевантных на настоящее время порталах фантастической литературы. (1. Мир фантастики [2. 6 ]; 2. LIVE LIB Клуб любителей книг [2. 7]; 3. ЖЖ Клуб любителей фантастики [2. 8]” 4. Лаборатория Фантастики [2. 9])
По этим определениям было выявлено общее содержание жанров фантастики и общая точка зрения на жанр. Также в определения мы добавили оценку того, насколько жанр способен предсказывать будущее и насколько он связан с реальностью (если авторы вообще ставят перед собой такую задачу). В качестве ярких примеров произведений жанра также взяты книги из списков, предлагаемых названными порталами.
2.3.1. Фентези
Это жанр современного искусства в литературе и кино, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Характеризуется пышными выдуманными, красочными, волшебными мирами и вызывает у людей, не выдерживающих контакта с реальной жизнью, большое желание сбежать в эту безопасную вселенную. Более красивую, чем реальность. Борис Стругацкий о фэнтези: “Чрезвычайно малое количество зацеплений между реальностью и фэнтези делает этот жанр, в общем, нечитабельным, недолговечным” [2. 5]
Таким образом, фентези не пригодна для предсказания будущего, разве что там возможно упоминание о каких-либо волшебных предметах, которые еще никому
не пришли в голову, что подтолкнет изобретателей к творчеству. Связи
с реальностью - это исполнение желания убежать от реальности. [2. 6 ]; [2. 7]; [2. 8]; [2. 9]
ГОРОДСКОЕ ФЭНТЕЗИ:
События протекают в настоящем мире в соединении с элементами фэнтези (прибытие инопланетян или неких мифологических тварей, сосуществование или противостояние человека и паранормальных существ, прочие изменения в городском порядке) Связь с реальностью - иногда убедительное описание городской среды; прогностичность - стремится к нулю..
книги: С.Мартынчик-”Отдай .мое сердце” ,Сергей Лукьяненко ”Шестой дозор”, Кассандра Клэр ”Город стекла”... [2. 6 ]; [2. 7]; [2. 9]
МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ:
Это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира.В современном значении этот термин скорее описательный, чем точный. Первоначально термин «магический реализм» использовался немецким критиком Францем Рохом для описания «новой вещественности» — жанра живописи.
Основами латиноамериканского магического реализма являются литература, верования, мышление доколумбовых индейских цивилизаций, таких как: ацтеки, майя, чибча, инки. Уже в произведениях, имеющих индейские корни, будь то написанные самими индейцами, будь то испанскими или португальскими писателями — историками, священниками, солдатами, сразу после конкисты, встречаются все составляющие чудесной реальности; то есть с нашей реальностью - связи никакой, разве что можно поизучатьэнографию народов мира. Прогностичность - ноль.
книги: Джоан Харрис ”Шоколад”, СалманРушди “Дети полуночи”, Габриэль Гарсиа Маркес “Сто лет одиночества”[2. 6 ]; [2. 9]
НУАР:
В основу жанра легли напряженный сюжет и грубоватая манера повествования в духе Эрнеста Хэмингуэя. Однако в отличие от «крутого романа», где главным героем выступал персонаж, расследующий преступление, героем романа-нуар является, как правило, жертва, подозреваемый или преступник, то есть лицо, непосредственно вовлечённое в преступление, а не распутывающее историю со стороны. Прогнозы будущего, как правило, антиутопичны, будущее выступает мрачной средой, где разворачивается действие. Связь с реальностью - наверное, будет интересно врачам-психиатрам, исследующим клинику депрессивных состояний современных горожан.
книги: Дэшил Хэммет"Мальтийский сокол", Деннис Лихэйн "Лунная миля", Мариша Пессл ”Ночное кино",Рэй Брэдбери”Смерть - дело одинокое”[2. 6 ]; [2. 7]; [2. 8]; [2. 9]
ТЕХНО-НУАР:
представляет собой гибридный жанр, проявившийся в литературе и по большей мере в фильмах, и сочетающий каноны фильмов-нуар и научной фантастики, таким образом, из контента техно-нуара можно выделить незначительную долю отсылок к реальности ближайшего будущего, но на очень примитивном уровне. Авторы этого жанра больше увлечены мистической, мрачной атмосферой своих идей, чем реальным устройством компьютеров и перспектив их развития. Поэтому данный жанр мы оставляем в директории Фентези.
книги: “i-o “(сборник) СаймонЛоган[2. 8]; [2. 9]
СКАЗОЧНОЕ ФЭНТЕЗИ:
Этот жанр очень популярен, потому что подростки всегда имеют кучу проблем, которые им, в силу неопытности, сложновато самим решить. Они берут фэнтези-книгу, погружаются в ее чтение (а это не так уж сложно, книга очень интересная), и на время их проблемы уходят
на второй план, потому что они заняты ничем иным, как сюжетом книги. Связь с реальностью - погружение в текст такой книги является ничем иным, как способом сбежать от неприятной реальности. Прогностичность - ноль.
книги: Эдит Патту ”Восток”, Джоан Роулинг”Гарри Поттер”, Эрин Хантер ”Коты воители”...и много-много еще.[2. 6 ]; [2. 7]; [2. 8]; [2. 9]
ГЕРОИЧЕСКОЕ ФЭНТЕЗИ:
жанр литературы, описывающий приключения героев в фэнтезийном антураже, в вымышленных вселенных, нередко похожих на нашу планету. Как правило, в таких книгах хорошо проработан пейзаж и характеристики героев. В целом героическое фэнтези — это миры меча и магии, в которых действуют герои, антигерои, идёт война, работает магия, и от всего этого можно ждать проблем. Связь с реальностью: как правило, образы героев проработаны достоверно. По ним можно изучать поведение человека в экстремальных ситуациях. Прогностичность, особенно технологическая - на уровне волшебных сказок.
книги: А. Сапковский "Ведьмак", Кинг "Темная башня",
Макс Фрай-"Чужак", Дж. р. р. Толкиен “Властелин колец”...[2. 6 ]; [2. 7]; [2. 8]; [2. 9]
2. 3.2. НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
Научная фантастика основывается на вымысле в области науки, включая как точные, так и естественные и гуманитарные науки. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений
на человеческое общество и личность. Зачастую действие НФ происходит
в далёком будущем, что роднит НФ с футурологией, наукой прогнозирования мира будущего. Многие НФ-писатели посвящают своё творчество литературной футурологии, попыткам угадать и описать реальное будущее Земли, как это делали Артур Кларк, Станислав Лем и др. Другие писатели пользуются будущим лишь как сеттингом, позволяющим полнее раскрыть идею их произведения. И в том, и в другом случае фантастам нередко удается предсказать реальное развитие науки и техники. Например, вот только некоторые из предсказаний научной фантастики, которые сбылись:
автор, произведение | изобретение |
Жюль Верн-”20000 лье под водой” | Акваланг |
Жюль Верн-”20000 лье под водой” | Субмарина |
Роберт Хайнлайн-”Ковентри” | Сушилка для рук |
Карел Чапек-”R.U.R”* | Роботы |
Отфрид Ганштейн-”Электрополис” | Микроволновка, кухонная плита |
Эдмонд Гамильтон-”Звездные короли” | 3D |
Артур Кларк | Телевизор |
Также многие авторы антиутопий и постапокалипсиса стремятся предупредить читателей об опасностях бездумного использования достижений прогресса и репрессивных форм государства и общества.
[2. 6 ]; [2. 7]; [2. 8]; [2. 9]
КОСМООПЕРА:
В этом жанре действие происходит на космическом корабле,на другой планете или даже в другой галактике. Связи с реальностью - есть доля правды, но вряд ли что-то подобное будет происходить в БЛИЖАЙШЕМ будущем. Прогностичность: часто встречается толковые и научно обоснованные описания технологий будущего, например, описания двигателей космических кораблей.
книги:Андре Нортон и Эд Эмшвиллер ”Саргассы в космосе”, АластерРейнольдс-”Звездный лед”, ФренкХерберт”Дюна”... Дэн Симмонс “Гиперион”, Гарри Гаррисон “Стальная крыса”[2. 6 ]; [2. 7]; [2. 9]
ПАНК ФАНТАСТИКА – довольно широкое понятие. Первоначальный термин, от которого пошло всё остальное – киберпанк, и там «панк» (англ. «мусор») указывал на неприятные стороны жизни при высоких технологиях и на некоторую маргинальность главных героев,
в целом на контр культурность жанра. Одно из самых конкретных определений – high-tech, lowlife: в мире доминирует какая-либо технология (возможно, старая, но небывало-развитая), но в жизни много дурных сторон, вплоть доантиутопии. Часто дело просто в акценте на некоей технологии и соответствующей ей эстетике эпохи. Корень «панк» теряет смысл и лишь указывает на аналогию с киберпанком. А если «панк» и есть, то додумывается пост-фактум – к антуражу некоей эпохи прикручивается, что в ту эпоху было плохого.
Наупанк (от now – сейчас) – термин, придуманный известным автором киберпанка Брюсом Стерлингом, для обозначения работ
о нынешнем дне, но тут также могут быть киберпанковые акценты.
Похожий термин – Реал Net, где важен акцент на современных компьютерных технологиях (иногда создающий впечатление фантастичности), но «панковые» аспекты необязательны.
Стимпанк, Дизельпанк и вообще Технопанк:
жанры фантастики, описывающие мир, базирующийся на технологиях уровня 1920-х — 1950-х годов (период с Первой мировой войны по начальный этап Холодной войны), Модная субкультура, сочетающая в себе эстетику того времени спричудливыми технологиями и чувствами. Это те произведения, которые называют “атмосферными”. Ретро. Связи с реальностью: этот жанр не пригоден для прогнозирования будущего, ведь паровые машины и броненосцы уже в прошлом.
книги: Герберт Уэллс ”Машина времени”,Филип Пулман-Золотой компас”, Жюль Верн ”20000 лье под водой”, Филип Киндред Дик ”Мечтают ли андроиды об электроовцах?”, Грэй Грин-”Кетополис”, Джеймс Блэйлок ”Подземный левиафан”, С. Лукьяненко “Мальчик и тьма”. [2. 6 ]; [2. 7]; [2. 8]; [2. 9]
Биопанк: направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам использования генной инженерии и применения биологического оружия. Жуть, чудовища в духе Годзиллы и генетически модифицированные разумные существа. Связь с реальностью: все технологически развитые страны мира сейчас активно занимаются генетическими экспериментами. Так что все может быть.
книги: Борис Акунин ”Левиафан”,ПаолоБачигалупи ”Заводная девочка” Дугал Диксон “Человек после человека”, Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» [2. 7]; [2. 8]; [2. 9]
Нанопанк – в мире распространены нанотехнологии. Акценты скорее на психологических аспектах, чем на непосредственных проблемах от технологий. Хотя и они могут быть, самая расхожая тема – Серая слизь, состоящая из нанороботов, которую можно закачать в кровь человека и превратить его в компьютер или ...да во что угодно.
Космопанк – содержит элементы киберпанка, биопанка и иногда нанопанка, но здесь зловещие мегакорпорации простёрли свои руки
в космические просторы. Перемещения между звёздами обычно не такие лёгкие, как в космоопере (хотя могут быть), и дело происходит в основном на планетах одной системы.
книги: Нил Стивенсон ”Алмазный век”, Виктор Пугинин ”Нанопанк”...[2. 6 ]; [2. 7]; [2. 8]; [2. 9]
Соларпанк– тот случай, когда «панк»-составляющая не просто забыта, а вывернута: оптимистичный взгляд на будущее, где используются экологичные технологии вроде солнечной энергии (отсюда название), и все люди равны, эстетически содержит элементы арт-нуво, азиатского и африканского искусства. [2. 9]
Связи с реальностью в панковских жанрах - принцип использования каких-либо абсолютно реальных технологий для создания атмосферного контента произведений. Прогностичность: только в тех жанрах, которые описывают наше время или будущее. Абсолютная достоверность прогнозов в жанре Реал Net[2. 6 ]; [2. 9]
ТВЕРДАЯ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА:
к этому жанру принято относить произведения, уделяющие внимание прежде всего вопросам науки и техники и обычно противопоставляемые «мягкой» гуманитарной научной фантастике. Повествование не нарушает известных научных законов, то есть основывается только на имеющейся на момент написания произведения естественнонаучной базе. Данный поджанр зачастую именуется «научной фантастикой как таковой» или «традиционной научной фантастикой»
в противоположностьфэнтези, «космической опере», «альтернативной истории», «криптоистории» и аналогичным жанрам.опере», «альтернативной истории», «криптоистории» и аналогичным жанрам.
Мария Галина в своей статье указывает, “Традиционно считается, что научная фантастика (НФ) — это литература, сюжет которой разворачивается вокруг какой-то пусть фантастической, но всё-таки научной идеи. Точнее будет сказать, что в научной (hardsci-fi) фантастике изначально заданная картина мира логична и внутренне непротиворечива. Сюжет в НФ обычно строится на одном или нескольких научных допущениях и гипотезах (создание машины времени, передвижение
в космосе быстрее света, гиперпространственные тоннели, телепатия и прочее” [1.3]
книги: КобоАбэ”Четвертый ледниковый период ”, Станислав Лем-”Непобедимый”, Роберт Чарльз Уильсон-”Спин”, Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой»,Айзек Азимов, цикл «История будущего», Роберт Хайнлайн «Звездный десант», Александр Беляев «Голова профессора Доуэля»; Иван Ефремов «Туманность Андромеды»; братья Стругацкие «Страна багровых туч»
«Машина времени» (1895) Герберта Уэллса — является примером достаточно «твёрдой» научной фантастики с точки зрения использования естественнонаучного базиса, при этом с точки зрения аспекта, находящегося в поле зрения автора — несомненный пример «мягкой», гуманитарной научной фантастики.[2. 6 ]; [2. 7]; [2. 8]; [2. 9]
МЯГКАЯ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
черпает вдохновение в области гуманитарных, общественных наук, и обращает внимание в первую очередь на гуманитарные аспекты, такие, как влияние научно-технического прогресса на развитие общества, психологические и социальные проблемы, человеческие взаимоотношения, чувства и переживания персонажей, и тому подобное
Книги: Роберт Хайнлайн “Дверь в лето”, Клиффорд Саймак “Пересадочная станция”, Урсула ЛеГуин “Левая рука тьмы”,Орсон Скотт Кард “Игра Эндера”, “Тень Эндера”, “Голос тех, кого нет”, Джоан Виндж «Снежная королева», Аркадий и Борис Стругацкие, цикл о Максиме Камеррере, Пол Андерсон «Челн на миллион лет», Роджер Желязны «Мастер снов»,Филип Дик «Убик» [2. 6 ]; [2. 7]; [2. 8]; [2. 9]
КИБЕРПАНК - технологии будущего (сверх машины), как правило, техническая антиутопия. Собственно, хороший, годный киберпанк отличается не только высоким художественным исполнением и годным фантастическим допущением, но и лютым цинизмом. Наиболее точным определением киберпанка является «Научно — фантастический нуар». Пересчитать такие произведения можно
по пальцам, так как по мере распространения компьютеров и компьютерной грамотности, киберпанк оказался скомпрометирован как жанр. Киберпанк исчерпал себя к концу восьмидесятых и, растеряв всю мрачность, выродился в повседневность. Авторы часто не слишком хорошо разбирались в компьютерных технологиях и недооценили стремительную скорость их развития в реальности [2.3]
книги: Нил Стивенсон "Лавина", Сергей Лукьяненко "Фальшивые зеркала", “Осенние визиты”, “Черновик” ,Уильям Гибсон “Нейромант", ДжеффНун “Вирт”, Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться», Филипп Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», Паоло Бачигалупи «Затонувшие города»[2. 6 ]; [2. 7]; [2. 8]; [2. 9]
Связь с реальностью- Гибсон уже в 21-м веке выдал книжку PatternRecognition («Распознавание образов») в которой не придумывает каких-то новых интернетов и почти не выходит за рамки реально возможных на момент выхода книги технологий. Причем через год очень похожий и реально доставляющий мем был воплощен IRL. Таким образом, Киберпанк с точки зрения связи с реальностью и прогнозирования технологий очень многообещающ. [2. 6 ]; [2. 7]; [2. 8]; [2. 9]
СОЦИАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА: жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играет описание отношений между людьми в обществе. Фантастическое допущение хоть и является обязательным элементом социальной фантастики, но выполняет вспомогательную роль Главная цель социальной фантастики — раскрыть законы развития общества, попавшего в новые и непривычные для человечества условия, изучить вопросы развития человеческой цивилизации, сущность человека, его взаимодействие с внеземным разумом и природой. Яркие разновидности — утопия и антиутопия.
Связь с реальностью - экстремальное обществознание. Прогностичность, особенно в жанре антиутопий, доказана.[2. 6 ]
УТОПИЯ(классическая позитивистская фантастика):
жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. Грубо говоря - будущее, в котором всё хорошо.
книги: Томмазо Кампанелла-”Город Солнца”, Фрэнсис Бэкон-”Новая Атлантида”...[2. 6 ]
ПОСТАПОКАЛИПСИС:
жанр научной фантастики и фильмов - катастроф, в котором действие развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу. Постапокалиптическим называют также творческий стиль, несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий.
книги: Джон Уиндем ”День триффидов”, Кормак Маккарт ”Дорога”, Сьюзен Коллинз”Голодные игры”, Вероника Рот-"Дивергент",
АНТИУТОПИЯ:
сообщество или общество, представляющееся нежелательным, отталкивающим, пугающим. Грубо говоря - будущее, в котором всё плохо. Антиутопия выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции, в произведениях подвергается сомнению сама возможность позитивного воплощения какого бы то ни было преобразовательного проекта. Главными темами антиутопии выступают, как проблемы невозможности непосредственного индивидуального общения вкупе с утерей личностью своего духовного мира (Е. Замятин), так и абсолютизированные до крайности негативные тенденции современного общества: нивелирующее людей потребление (О. Хаксли), тотальный контроль бесчеловечной государственной власти (Оруэлл), прогрессирующий индивидуализм (Р. Шекли) и т.д. [2. 6 ]; [2. 7]
книги: Рэй Брэдбери” 451 градус по фаренгейту”, Евгений Замятин ”Мы”, Джордж Оруэлл-”Скотный двор”,ЛоисЛоури-”Дающий”,.Герберт Джордж Уэллс-"Машина времени", Роберт Шекли “Корпорация “Бессмертие”, “Цивилизация Статуса” [2. 6 ]; [2. 7]; [2. 8]; [2. 9]
ПОСТКИБЕРПАНК:
жанр научной фантастики, развившийся из киберпанка, который, как и предшественник, описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы (всеобщее проникновение информационных технологий, генной и молекулярной инженерии, технологий модификации человеческого тела и другое). Однако, в отличие от киберпанка менее мрачен, изобилует политической и социальной сатирой, нередко высмеивает каноны самого киберпанка. Новая ветвь фантастики, в которой сюжет построен на идее технологической сингулярности. То есть если в киберпанке нравятся именно хромированные протезы, имплантаты, а то и вовсе бестелесное существование в сети, то вам сюда. Всё, что описал hightech здесь возведено в абсолют. Здесь нет разделения на нано- био- и прочий панк. Здесь всё вместе и возведено в квадрат.[2.7]
“А киберпанк мёртв. Как и панк в целом. Зато посткиберпанк — живее всех живых”[2. 8]. Связь с реальностью и прогностичность зашкаливает, поскольку современные авторы хорошо понимают, о чем пишут, будь то развитие современных технологий или тенденции развития общества. Поэтому жанр посткиберпанка можно считать самым подходящим для чтения, если мы хотим заглянуть в будущее.[2. 7]; [2. 8]
книги: Джефф Нун-”Автоматическая Алиса”,”Пыльца”и”Вирт”...
Уильям Гибсон трилогия Моста («Виртуальный свет», «Идору», «Все вечеринки завтрашнего дня») [2. 6 ]; [2. 7]; [2. 8]; [2. 9]
2.4. Эскапизм фэнтези и футурология НФ и посткиберпанка:
Познакомившись с разными жанрами фантастики, мы не можем не заметить, что все жанры фантастики можно разделить на два огромных массива
Эскапизм фентези | Футорология НФ и посткиберпанка |
Городское фентези | космоопера |
магический реализм | наупанк, стимпанк, дизельпанк, биопанк,нанопанк, космопанк, любой технопанк, киберпанк, соларпанк |
нуар и техно-нуар | твердая научная фантастика |
сказочное фэнтези | социальная фантастика (утопии и антиутопии, постапокалипсис) |
Эпическое и героическое фентези | посткиберпанк |
2.5. Основные различия между фэнтези и научной фантастикой
Также хочется свести в наглядную таблицу основные различия между фэнтези и научной фантастикой, чтобы каждый смог сделать осознанный выбор (и лучше узнать себя) и выбрать свой круг чтения. Или не делать такой выбор и читать оба направления, осознавая их различия, связь с реальностью и способность предсказывать будущее.
Основные различия между фэнтези и научной фантастикой
Фэнтези | НФ |
Магия и чудеса (сапоги-скороходы, полеты на драконах) | Технология и наука (ролики, пружинные ходули Космические корабли) |
волшебные сверхспособности, которых в реальности нет и не может быть (левитация, телекинез, телепатия, колдовство, всеведение) | сверхспособности человека, развитые наукой и технологиями (воздушные суда, квантовая механика, сотовая связь, симбионты, искусственный интеллект, интернет) |
условное средневековье - выдуманное время, которого нет и не будет ( Даниел Мартин«Игра престолов» | Любое время: реальное прошлое и настоящее; и будущее, предпосылки которого уже существуют (Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой») |
темы: человек в нереальных и невозможных обстоятельствах (любовь бабочки и единорога в облаках из сахарной ваты, битвы армий Наполеона и Чингизхана на арктическом шельфе, бесплатное исполнение желаний ) | темы: человек в реальных, в возможных, в предсказываемых футурологами обстоятельствах (любовь искусственного интеллекта с информационными сетями на космическом корабле, управляемым генетически модифицированным пилотом-киборгом) |
Нет связи с реальностью, кроме общей морали | Есть связь с реальностью |
Побег от реальности | Осмысление существующей реальности и предсказание будущей реальности |
3. Вывод
3.1. Эскапизм фэнтези
Фэнтези…Это самый любимый жанр среди подростков и людей, имеющих сложные отношения с социальной действительностью. Это великолепные пространства “Игры Престолов” и “Властелина Колец”. Так бы и остаться там поиграть. Или хотя бы написать фанфик. Или рисовать анимешных феечек под партой все уроки напролет. Или не вылезать
из фэнтезийных игр, скачанных на телефон. Однако нормально ли это увлечение? Увлечение миражами, до которых никогда не дойти, миром,
в который никогда не попасть? Одни считают это нормальным, другие странным и непонятным. Разве плохо черпать силы из волшебного мира? Окунаться с головой тоже, конечно, неправильно, нужно понимать, что фантазии и быль никогда не переплетутся. Единороги не водятся среди трамваев. Главное здесь — чувство меры. Иногда увлечение фэнтези перерастает в нечто нездоровое. Иногда так случается, что человек, убегая от проблем, подсознательно перебирается в другой мир. Поэтому стоит четко разграничивать выдумку и быль. Зачастую под маской любителя других миров и невиданных существ скрывается ранимая душа, которая ничем не защищена от внешнего мира. Конечно, многим просто интересно читать, смотреть что-то новое, еще не успевшее стать банальным и заезженным. Но все-таки хотим посоветовать всем и особенно некоторым одноклассникам: не переезжайте в фэнтези, заберите сказку и ее нравственные уроки с собой в этот мир. Будьте добрей, умней, справедливей, честней, воспитывайте в себе все те качества, которые вы так хотите видеть в других. Но смелее смотрите в лицо реальности, и вы увидите, что она тоже полна чудес, как технологических, так и свойственных человеческому духу и интеллекту.
3.2. Что стоит читать из фэнтези:
Николай Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки”
Александр Грин рассказы, “Золотая цепь”, “Бегущая по волнам”
Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»
Брэм Стокер «Дракула»
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
КлайвСинклер Льюис вся “Нарния”
Джон РоналдРуэлТолкиен “Хоббит” и “Властелин Колец”
Мария Семенова весь “Волкодав”
Робин Хобб “Сага о Шуте и Убийце” (16+)
Стелла Геммер “Город”
Урсула ЛеГуин “Волшебник Земноморья”
Диана Ибрагимова «Сетерра. Шепот пепла»первый роман трилогии «Сетерра», в 2017 году победивший на конкурсе «Новая детская книга».
Магический реализм: Джордж Сондерс «Линкольн в бардо» мистическая фантазия, лауреат Букеровской премии 2017 года.
Лучшие фэнтези-романы 20 века 1. Властелин колец, Дж.Р.Р.Толкин (1955) 2. Игра престолов, Дж.Р.Р.Мартин (1996) 3. Хоббит, Дж.Р.Р.Толкин (1937) 4. Волшебник Земноморья, Урсула ЛеГуин (1968) 5. Девять принцев Эмбера, Роджер Желязны (1970) 6. Лев, колдунья и платяной шкаф, К.С.Льюис (1950) 7. Вокзал потерянных снов, ЧайнаМьевилль (2000) 8. Гарри Поттер и философский камень, Дж.К.Роллинг (1997)9. Маленький, большой, или Парламент фейри, Джон Краули (1981) 10. Обитатели холмов, Ричард Адамс (1972)
Лучшие фэнтези романы 21 века
1. Американские боги, Нил Гейман (2001) 2. Джонатан Стрендж и мистер Норрелл, Сюзанна Кларк (2004) 3. Имя ветра, Патрик Ротфусс (2007) 4. Шрам, ЧайнаМьевилль (2002) 5. Пир стервятников, Дж.Р.Р.Мартин (2005)
[2. 6 ]; [2. 7]; [2. 8]; [2. 9]
3.3. Футорология посткиберпанка
Посткиберпанк, описывая техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы (всеобщее проникновение информационных технологий, генной и молекулярной инженерии, технологий модификации человеческого тела и другое) дает возможность заглянуть в будущее с очень большой долей правдоподобия потому, что основан на анализе тех научных технологий, которые существуют сейчас. Нам интересно, какие метаизменения произойдут
в нашей жизни. Эти изменения проявляются уже сегодня, в соответствии
с новыми технологиями (сеть, сетевые кластеры, искусственный интеллект, транспорт, базы ДНК, социалистические сетевые технологии, технологии продления жизни). Как в свое время сказал Уильям Гибсон, “Будущее уже наступило, просто оно неравномерно распределено” [2. 10], и нам, конечно, хотелось бы попасть в ту половину мира - или киберпорстранства (термин, кстати, тоже принадлежит Гибсону) [2. 10], - где будущее действительно ближе.
Таким образом, мы видим, что посткиберпанк и НФ являются теми жанрами фантастики, что пригодны для предсказания ближайшего или разумно отдаленного будущего. Это доказывает, что с помощью качественной фантастики можно заглянуть в будущее. Гибсон сказал:
“В основе нашей репутации провидцев лежит способность людей изумляться, когда нам удается что-то угадать.” [2. 10] Но, как показывает простое внимательное чтение, писателям фантастам действительно удается многое предсказывать, если они пишут свои произведения
не просто мчась вдаль на метле вдохновения (речь о фентези), а анализируя современные им данные науки. Да, посткиберпанк - самый интересный для НАС жанр. А также самый полезный и прогностичный жанр фантастики.
3.4.Что стоит читать из научной фантастики и посткиберпанка:
Лучшие sci-fi-романы XX века
1. Дюна, Фрэнк Герберт (1965)
2. Игра Эндера, Орсон Скотт Кард (1985)
3. Трилогия «Академия», Айзек Азимов (1953)
4. Гиперион, Дэн Симмонс (1989)
5. Левая рука Тьмы, Урсула ЛеГуин (1969)
6. Автостопом по галактике, Дуглас Адамс (1979)
7. 1984, Джордж Оруэлл (1949)
8. Нейромант, Уильям Гибсон (1984)
9. Тигр! Тигр!, Альфред Бестер (1956)
10. 451 градус по Фаренгейту, РэйБредбери (1953)
Лучшие sci-fi-романы XXI века
1. Обреченные на победу, Джон Скальци (2005)
2. Анафем, Нил Стивенсон (2008)
3. Заводная, Паоло Бачигалупи (2009)
4. Спин, Роберт Уилсон (2005)
5. Ложная слепота, Питер Уоттс (2006)
Но все же, если мы хотим заглянуть в будущее с большей степенью гарантии, то следует обратиться к жанру научно-популярной литературы. Потому что авторы Посткиберпанка читают именно такие книги.
3.5. Что стоит читать из научно-популярной литературы:
1. Кевин Келли «Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее» Год издания: 2017 Издательство: Манн, Иванов и Фербер
2. Джошуа Купер Рамо “Седьмое чувство: под знаком предсказуемости. Как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху” М., Эксмо, 2017
3. Дэвид Роуз “Будущее вещей. Как сказка и фантастика становятся реальностью” М. Альпина Нон-фикшн, 2017
4. Джеймс Баррат “Последнее изобретение человечества. Искусственный интеллект и конец эры Homosapiens” М. Альпина Нон-фикшн, 2017
5. Карл Эдвард Саган “Мир, полный демонов. Наука - как свеча во тьме” М. Альпина Нон-фикшн, 2017
6. МитиоКаку “Физика будущего” , “Будущее разума”, М. Альпина Нон-фикшн, 2017
7. Роберт Хейзен “История Земли. От звездной пыли - к живой планете. Первые 4 500 000 000 лет“ М. Альпина Нон-фикшн, 2017
9. Крис Хедфилд “Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите” М. Альпина Нон-фикшн, 2017
10. Франц де Вааль “Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?” М. Альпина Нон-фикшн, 2017
4.Список использованной литературы:
1.1) В.Я. Пропп “Морфология Волшебной сказки”, “Исторические корни волшебной сказки” Пропп
1.2) Джошуа Купер Рамо “Седьмое чувство: под знаком предсказуемости. Как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху” М., Эксмо, 2017Седьмое чувство
1.3) Галина М. С. Старая, новая, сверхновая… Журналы фантастики на постсоветском пространстве. «Новый мир» № 8, 2006 г.
5. Список использованных ресурсов:
2.1)Киберпанкhttp://lurkmore. Киберпанк
2.2) Антиутопия
https://newtonew.com/book/divnyy-novyy-mir-2-0-antiutopii-xxi-veka
2. 3) Несбывшиеся предсказания
https://www.mirf.ru/science/nesbyvshiesya-predskazania-fantastov
2.4) видео фант. корабли
2. 5) Б. Стругацкий Мир Фантастики
2. 6) Мир фантастики Что почитать
https://www.mirf.ru/book/chto-pochitat-100-knig-fantastiki
2.8) Клуб любителей фантастики ЖЖ https://ru-scifi.livejournal.com/
2. 9) Лаборатория Фантастикиhttps://fantlab.ru/forum
6. Приложения
приложение № 1
игра от сказки к посткиберпанку
приложение № 2
интерактивный плакат Будущее ближе
приложение № 3
презентация Будущее ближе: от сказки к посткиберпанку
Номинация конкурса | Литература |
Название конкурсной работы | Будущее ближе: от сказки к посткиберпанку |
Участник конкурса | Куприянова Мария Николаевна Николаева Анна Борисовна |
Образовательная организация | ГБОУ СОШ № 521 с углубленным изучением математики и информатики Красногвардейского района Санкт-Петербурга |
Класс участника конкурса | 6а |
Научный руководитель участника конкурса | Апреликова Ольга Сергеевна ГБОУ СОШ №521, учитель русского языка и литературы |
Отзыв о конкурсной работе
Каждому из нас, особенно детям, хотелось бы заглянуть в будущее. Ученицы 6 класса не только попытались выяснить, как можно сделать это с помощью чтения фантастики, но и проанализировали тематические определения ее жанров с тем, чтобы узнать, какой больше всего способен к предсказанию вероятного будущего с точки зрения развития технологий, а также их связь с реальностью. Начав с анализа волшебных сказок (волшебные предметы и их современные реальные аналоги), девочки выдвинули гипотезу, что если сказка (через волшебные предметы указывая на мечту человека о технологическом улучшении жизни) способна предсказать будущее, то фантастика тем более способна это сделать. Девочки проанализировали разные жанры фантастики и пришли к выводу, что все жанры фантастики можно разделить на два огромных массива: 1. Жанры побега от реальности (эскапизм) и 2. Жанры, работающие с реальностью, предсказывающие, анализирующие, формирующие будущее с высокой степенью вероятности (НФ и футорология). Они также сформулировали основные различия между фэнтези и научной фантастикой, чтобы «каждый смог сделать осознанный выбор своего круга чтения. Или не делать такой выбор и читать оба направления, осознавая их различия, связь с реальностью и способность предсказывать будущее». Признавая право любого читателя читать то, что ему нравится, ученицы пришли к выводу, что фэнтези есть проявление эскапизма, ухода от реальности и хотя с точки зрения прогнозирования неликвиден, помогает людям узнать о поведении человека в нетипичных обстоятельствах. А вот такой жанр НФ, как «посткиберпанк, описывая техническое развитие общества, дает возможность заглянуть в будущее с большой долей правдоподобия потому, что основан на анализе тех научных технологий, которые существуют сейчас. Но все же, если мы хотим заглянуть в будущее с большей степенью гарантии, то следует обратиться к жанру научно-популярной литературы».
Поставив цель сформировать новый круг чтения, ученицы достигли ее, на основе анализа данных НФ порталов составив списки чтения по трем тематическим направлениям: фэнтези, НФ и посткиберпанк и научно-популярная литература.
Тема работы очень увлекла детей, несмотря на то, что для раскрытия ее им пришлось не только проделать огромный объем работы по анализу определений разных жанров фантастики на релевантных порталах фантастики, но и освоить новые для себя навыки работы с документами и презентациями, как в Word, так и в Google. Также девочки освоили сервисы learningapps. для создания игры-приложения и thinglink. для создания интерактивного плаката. Важным опытом для них стало именно освоение навыков совместной работы в облачных сервисах.
Номинация конкурса | Литература |
Название конкурсной работы | Будущее ближе: от сказки к посткиберпанку |
Участники конкурса | Куприянова Мария Николаевна Николаева Анна Борисовна |
Образовательная организация | ГБОУ СОШ № 521 с углубленным изучением математики и информатики Красногвардейского района Санкт-Петербурга |
Класс участников конкурса | 6а |
Научный руководитель участника конкурса | Апреликова Ольга Сергеевна.ГБОУ СОШ №521, учитель русского языка и литературы |
Тезисы конкурсной работы
Обоснование выбора темы: для учениц 6 класса это поиски нового круга чтения и желание заглянуть в будущее, поскольку некоторые произведения фантастики уже предсказали все то, что сегодня – повседневность.
Цель исследования: Сравнить пригодность фантастики разных жанров для предсказания ближайшего или разумно отдаленного будущего и доказать, что с помощью качественной фантастики можно заглянуть в будущее.
Задачи исследования:
1. Сформировать список фантастических книг для чтения
2. Познакомиться с огромным массивом фантастической литературы через ту классификацию жанров фантастики, что предлагают доступные ресурсы интернета
3. Показать преемственность сказки и фантастики и 4.Показать, что сказка предсказывает технические реалии нашей действительности
5. Обозначить специфические особенности самых распространенных жанров фантастики и 6. Выяснить, какие жанры уводят от реальности, а какие предсказывают реальное будущее
7. Описать основные различия между фэнтези и научной фантастикой, чтобы каждый смог сделать осознанный выбор
8. Научиться находить нужную информацию в интернете и анализировать ее с точки зрения достоверности
Объект исследования: Волшебные сказки, литературные произведения фантастики разных жанров, порталы любителей фантастики.
Гипотеза: Если сказка (через волшебные предметы указывая на мечту человека о технологическом улучшении жизни) способна предсказать будущее, то фантастика тем более способна это сделать. Доказательство: посмотреть, как разные жанры фантастики, описывая разные технологии, соотносятся с реальностью ближайшего будущего.
Ход работы: Были проанализированы волшебные сказки с точки зрения наличия в них волшебных предметов, которые сегодня реальны, а значит, между сказкой и фантастикой, предсказывающей технологическое развитие будущего, существует преемственность. Далее были проанализированы определения разных жанров фантастики с 4 релевантных порталов, а по итогам анализа составлены собственные определения с учетом отношения жанра к реальности и прогностичности. Дети пришли к предварительному выводу, что все жанры фантастики можно разделить на два огромных массива: жанры побега от реальности (эскапизм) и жанры, работающие с реальностью, предсказывающие, анализирующие, формирующие будущее с высокой степенью вероятности (футорология) и свели в наглядную таблицу основные различия между фэнтези и научной фантастикой, чтобы «каждый смог сделать осознанный выбор и выбрать свой круг чтения».
Итоги работы: Общий вывод: фэнтези есть проявление эскапизма, ухода от реальности и, хотя с точки зрения прогнозирования неликвиден, помогает людям узнать о поведении человека в нетипичных обстоятельствах. А НФ, как и посткиберпанк, дает возможность заглянуть в будущее потому, что связан с реальностью и основан на анализе тех научных технологий, которые существуют сейчас. Поэтому стоит уделить внимание жанру научно-популярной литературы. Поставив цель сформировать новый круг чтения, ученицы достигли ее, на основе анализа данных НФ порталов составив списки чтения по трем тематическим направлениям: фэнтези, НФ и посткиберпанк и научно-популярная литература.
Практическая значимость: некоторые материалы работы, а также созданные детьми презентация, интерактивный плакат и игра могут быть использованы на уроках внеклассного чтения с 5 по 9 класс, для занятий дополнительного образования, например, изостудии, для интерактивных занятий в школьных и районных детских библиотеках, а списки чтения могут быть рекомендованы всем, интересующимся фантастической литературой.
Николай Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки”
Александр Грин рассказы, “Золотая цепь”, “Бегущая по волнам”
Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»
Брэм Стокер «Дракула»
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Клайв Синклер Льюис вся “Нарния”
Джон Роналд Руэл Толкиен “Хоббит” и “Властелин Колец”
Мария Семенова весь “Волкодав”
Робин Хобб “Сага о Шуте и Убийце”
Стелла Геммер “Город”
Урсула Ле Гуин “Волшебник Земноморья”
Диана Ибрагимова «Сетерра. Шепот пепла»первый роман трилогии «Сетерра», в 2017 году победивший на конкурсе «Новая детская книга».
Магический реализм: Джордж Сондерс «Линкольн в бардо» мистическая фантазия, лауреат Букеровской премии 2017 года.
Лучшие фэнтези-романы 20 века по версии портала “Мир фантастики”
1. Властелин колец, Дж.Р.Р.Толкин (1955)
2.Песнь льда и пламени, Дж.Р.Р.Мартин (1996)
3. Хоббит, Дж.Р.Р.Толкин (1937)
4. Волшебник Земноморья, Урсула Ле Гуин (1968)
5. Девять принцев Эмбера, Роджер Желязны (1970)
6. Лев, колдунья и платяной шкаф, К.С.Льюис (1950)
7. Вокзал потерянных снов, Чайна Мьевилль (2000)
8. Гарри Поттер и философский камень, Дж.К.Роллинг (1997)
9. Маленький, большой, или Парламент фейри, Джон Краули (1981)
10. Обитатели холмов, Ричард Адамс (1972)
Лучшие фэнтези-романы 21 века:
1. Американские боги, Нил Гейман (2001)
2. Джонатан Стрендж и мистер Норрелл, Сюзанна Кларк (2004)
3. Имя ветра, Патрик Ротфусс (2007)
4. Шрам, Чайна Мьевилль (2002)
5. Пир стервятников, Дж.Р.Р.Мартин (2005)
2. В жанре научной фантастики :
Рэй Брэдбери” 451 градус по фаренгейту”,
Евгений Замятин ”Мы”,
Джордж Оруэлл ”Скотный двор”,
Лоис Лоури ”Дающий”
.Герберт Джордж Уэллс-"Машина времени"
Роберт Шекли “Корпорация “Бессмертие”, “Цивилизация Статуса”
Нил Стивенсон "Лавина",
Сергей Лукьяненко"Фальшивые зеркала",
Уильям Гибсон"Нейромант"...
Джефф Нун “Вирт”
Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться»
Филипп Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
Паоло Бачигалупи «Затонувшие города»
Роберт Хайнлайн “Дверь в лето”
Клиффорд Саймак “Пересадочная станция”
Урсула Ле Гуин “Левая рука тьмы”
Орсон Скотт Кард “Игра Эндера”, “Тень Эндера”, “Голос тех, кого нет”
Джоан Виндж «Снежная королева»
Аркадий и Борис Стругацкие, цикл о Максиме Камеррере
Пол Андерсон «Челн на миллион лет»
Роджер Желязны «Мастер снов»
Филип Дик «Убик»
Кобо Абэ ”Четвертый ледниковый период ”,
Станислав Лем-”Непобедимый”,
Роберт Чарльз Уильсон-”Спин”,
Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой»,
Айзек Азимов, цикл «История будущего»,
Роберт Хайнлайн «Звездный десант»,
Лучшие sci-fi-романы XX века по версии портала “Мир фантастики”
1. Дюна, Фрэнк Герберт (1965)
2. “Игра Эндера”, Орсон Скотт Кард (1985)
3. Трилогия «Академия», Айзек Азимов (1953)
4. “Гиперион”, Дэн Симмонс (1989)
5. Левая рука Тьмы, Урсула Ле Гуин (1969)
6. Автостопом по галактике, Дуглас Адамс (1979)
7. 1984, Джордж Оруэлл (1949)
8. Нейромант, Уильям Гибсон (1984)
9. Тигр! Тигр!, Альфред Бестер (1956)
10. 451 градус по Фаренгейту, Рэй Бредбери (1953)
Лучшие sci-fi-романы XXI века
1. Обреченные на победу, Джон Скальци (2005)
2. Анафем, Нил Стивенсон (2008)
3. Заводная, Паоло Бачигалупи (2009)
4. Спин, Роберт Уилсон (2005)
5. Ложная слепота, Питер Уоттс (2006)
3. Научно-популярная литература:
Мария Куприянова, Анна Николаева
6 а класс ГБОУ СОШ № 521
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
СПИСКИ КНИГ, которые
стоит прочитать
по исследованию “Будущее ближе:
от сказки
к посткиберпанку”
Пейзаж
Два петушка
Император Акбар и Бирбал
Рисуем крокусы акварелью
10 осенних мастер-классов для детей