В данной работе ученица анализирует такие проблемы, как человек и эпоха, судьба интеллигенции в Гражданской войне, чести и долга, трусости и предательства, любви и преданности, показывает роль дома в семье Турбиных.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 123.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1»
Литература
Проблематика романа М.А. Булгакова
«Белая гвардия».
Игнатова Анна Алексеевна,
ученица 11 З класса
МБОУ «Лицей № 1»
Кузнецова Галина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 1»
Пермь, 2018.
Оглавление.
Введение 3
История создания романа «Белая гвардия» 4-5
Прототипы персонажей 6-8
Значение эпиграфов 9
Проблема « человек и эпоха» 10-11
Проблема судьбы интеллигенции в Гражданской войне 12-15
Проблема чести, долга, трусости, предательства 16
Роль Дома 17-19
Проблема красоты, уюта, покоя, любви и преданности 20-21
Заключение 22 Список литературы 23
Введение.
По прозе М. .Булгакова существует достаточно критических статей. К анализу романа «Белая гвардия» обращались, например, Г.А. Лесских, В.Я. Лакшин, М.О. Чудакова.
В.Я. Лакшин в статье «Мир Михаила Булгакова» писал, что книга подобна стону уставшего от войны измученного бездомьем человека. «Булгаков был привержен прошлому», - пишет Лакшин (7,23). Булгаков защищал в романе вечные ценности: дом, родину, семью, не щадил ни петлюровцев, ни немцев, ни белых, и о красных не сказал ни слова неправды.
Г. А. Лесских в комментариях к роману «Белая гвардия» говорил, что писатель продолжает традиции Л.Толстого. Дело даже не в сходстве Николки с Петей Ростовым или полковника Най-Турса с Васькой Денисовым, а в отрицании самой возможности «планировать» историю, управлять ею. Обращение к А.С. Пушкину связано с темой Смуты, показана отвратительная картина кровавых злодейств, неизбежных во всякой русской Смуте, а также бессмысленность всей этой Смуты, неразумность, несбыточность чаяний мужиков, земельной реформы, возлагаемых на эту Смуту.
В критике отмечается, что в романе «Белая гвардия» М. Булгаков склоняется к мысли, что Петлюра и остальные деятели были «мифом», что в действительности события определялись не ими, а «четыреста сорок раз четырестами тысяч мужиков с сердцами, наполненными злобой» (9,430). Как мы видим, литературоведы писали и о традициях романа, и об истории создания, и о мировоззрении писателя, а также о прототипах героев.
Тема моей работы: «Проблематика романа М.Булгакова «Белая гвардия»
Цель: осмысление основных проблем романа.
Задачи:
Булгаков начал писать роман «Белая гвардия» после смерти своей матери (1 февраля 1922 года) и писал до 1924 года. Впервые опубликован (не полностью) в России в 1925 году. Полностью — в Париже: том первый— 1927 год, том второй — 1929 год, На родине писателя роман будет опубликован в 1966 году. «Белая гвардия» — во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях писателя o Киеве конца 1918 —начала 1919 года. По мнению самого писателя, «Белая гвардия» - «это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране...», «изображение интеллигентско-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии». Здесь повествуется об очень сложном времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе противоречивые чувства и мысли. В этом романе запечатлелись еще не остывшие, жгучие воспоминания о городе Киеве во время Гражданской войны. Принято считать, что Булгаков работал над романом «Белая гвардия» в 1923—1924 гг., однако это, вероятно, не совсем точно. Во всяком случае, известно, что в 1922 году Булгаковым были написаны некоторые рассказы, которые затем в измененном виде вошли в роман. В марте 1923 года в седьмом номере журнала «Россия» появилось сообщение, что Михаил Булгаков заканчивает роман «Белая гвардия», охватывающий эпоху борьбы с белыми на юге (1919—1920).
Данные об истории создания «Белой гвардии» чрезвычайно скудны. Не сохранилось не только ни одной рукописной страницы - нет даже машинописного текста романа. Процесс работы над «Белой гвардией» может быть воссоздан лишь по разрозненным упоминаниям самого Булгакова и его современников, а также появлявшихся в разное время в печати фрагментов романа.
В октябре 1924 года в краткой «Автобиографии» М.А.Булгаков констатировал, что целый год писал роман «Белая гвардия» и что он любит его больше всех других своих вещей. Эта книга для писателя дорога и особенна, она полна воспоминаниями о родном Киеве, большой и дружной профессорской семье, детстве и юности, домашнем уюте, друзьях, светлом счастье и радости. Слово «год» не следует понимать буквально. Самые первые сведения o романе относятся к декабрю 1922 года, когда в «Литературном приложении» к газете «Накануне», издававшейся в Берлине, был опубликован отрывок « В ночь на третье число» (из романа «Алый мах»). Комментаторы считают, что «Алый мах» - первоначальное название «Белой гвардии». Название неоднократно уточнялось в процессе работы. В автобиографических «Записках покойника» роман фигурирует пол названием «Черный снег».
Весной 1923 года М. Булгаков писал в письме своей сестре Надежде: «…срочно дописываю 1-ю часть романа; называется она „Желтый прапор“ (11,91). Роман начинается со вступления в Киев петлюровских войск. Вторая и последующие части, видимо, должны были повествовать о приходе в Город большевиков, затем об их отступлении под ударами деникинцев и, наконец, о боевых действиях на Кавказе. Таков был первоначальный замысел писателя. Но после раздумий о возможностях публикации подобного романа в Советской России М. Булгаков принял решение сместить время действия на более ранний период и исключить события, связанные с большевиками.
Писался роман тяжело, трудно. Работая по ночам в нетопленой комнате, М. Булгаков страшно уставал, от нервного перенапряжения у него холодели руки и ноги, и он опускал их в тазик с горячей водой. Сохранились сведения о том, что первоначально писатель задумывал создать эпическую трилогию. Однако осуществить этот замысел он не смог из-за цензуры. Ему пришлось уложиться в рамки сравнительно короткого романа, c небольшим количеством действующих лиц. Отказавшись от замысла трилогии, М. Булгаков уже во второй половине 1920-х годов основательно перерабатывает последнюю главу романа.
В конце августа 1923 года М. Булгаков сообщил Ю. Л. Слезкину, что закончил роман в черновом варианте — видимо, была завершена работа над самой ранней редакцией, структура и состав которой до сих пор остаются невыясненными. В этом же письме Булгаков писал: «…но он ещё не переписан, лежит грудой, над которой я много думаю. Кое-что исправлю…» (10,74).
Затем в течение полугода о романе в дневнике Булгакова ничего не говорится, и лишь 25 февраля 1924 года появилась запись: «Сегодня вечером… я читал куски из „Белой гвардии“… По-видимому, и в этом кружке производило впечатление» (11,98).
В. П. Катаев вспоминал: «…Булгаков читал нам свои вещи — уже не фельетоны, а отрывки из своего романа. Было даже удивительно, когда он в один прекрасный день сказал нам: „Знаете что, товарищи, я пишу роман и, если вы не возражаете, прочту вам несколько страничек“. И он прочитал нам несколько страниц очень хорошо написанного живого, острого полотна, которое потом постепенно превратилось в „Белую гвардию“…» (10,94).
Но вместо заслуженного успеха роман принес автору травлю до конца его дней. Когда дело дошло до публикации всего романа, возникла трагическая ситуация: великолепный роман оказалось не возможным опубликовать. Булгаков надеялся отдать его в альманах «Недра», членом редколлегии которого был В.В.Вересаев, но роман не был принят к печати по цензурным соображениям.
«Белая гвардия» во многих деталях является автобиографическим романом, который основан на личных впечатлениях и воспоминаниях писателя о событиях, происходивших в Киеве зимой 1918—1919 гг. Турбины — девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери. В членах семьи Турбиных без труда угадываются родственники Михаила Булгакова, его киевские друзья, знакомые и он сам. Действие романа происходит в доме, который до малейших деталей списан с дома, в котором жила семья Булгаковых в Киеве; теперь в нём расположен музей - Дом Турбиных.
Во враче-венерологе Алексее Турбине узнаётся сам Михаил Булгаков. Прототипом Елены Тальберг-Турбиной послужила сестра Булгакова — Варвара Афанасьевна.
Многие фамилии персонажей романа совпадают с фамилиями реальных жителей Киева того времени либо немного изменены.
Мышлаевский
Прототипом поручика Мышлаевского мог быть друг детства Булгакова Николай Николаевич Сынгаевский. В своих воспоминаниях Т. Н. Лаппа (первая жена Булгакова) писала, что Сынгаевский мечтал о балете, хотел в балетную школу поступить, но перед приходом петлюровцев пошёл в юнкеры.
По версии булгаковеда Я. Ю. Тинченко, прототипом Мышлаевского стал друг семьи Булгаковых Пётр Александрович Бржезицкий. В отличие от Сынгаевского Бржезицкий действительно был офицером артиллеристом и участвовал в тех же событиях, про которые рассказывал в романе Мышлаевский.
Шервинский
Прототипом поручика Шервинского стал ещё один друг Булгакова — Юрий Леонидович Гладыревский, певец-любитель, который служил (правда, не адъютантом) в войсках гетмана Скоропадского, впоследствии он эмигрировал
Тальберг
Капитан Тальберг, муж Елены Тальберг-Турбиной, имеет много общих черт с мужем Варвары Афанасьевны Булгаковой, Леонидом Сергеевичем Карумом (1888—1968), немцем по происхождению, кадровым офицером, служившим вначале Скоропадскому, а потом большевикам. Карум написал мемуары «Моя жизнь. Рассказ без вранья», где описал в том числе события романа в собственной интерпретации. Карум писал, что он очень рассердил Булгакова и других родственников своей жены, когда в мае 1917 года надел на собственную свадьбу мундир с орденами, однако с широкой красной повязкой на рукаве. В романе братья Турбины осуждают Тальберга за то, что он в марте 1917 года «был первый, — поймите, первый, — кто пришел в военное училище с широченной красной повязкой на рукаве… Тальберг как член революционного военного комитета, а не кто иной, арестовал знаменитого генерала Петрова» (1,20). Карум действительно был членом исполкома Киевской городской Думы и участвовал в аресте генерал-адъютанта Н. И. Иванова. Карум отконвоировал генерала в столицу.
Николка
Прототипом Николки Турбина стал брат М. А. Булгакова —Николай Булгаков. События, которые происходили с Николкой Турбиным в романе, полностью совпадают с судьбой Николая Булгакова.
Карась
По версии М. О. Чудаковой, прототипом Карася, согласно воспоминаниям Т. Н. Лаппа, послужил приятель Сынгаевских: «невысокого такого роста, толстенький, лицо круглое. Симпатичный был. Вот чем занимался, не знаю».
По другой версии, которую высказал исследователь Ярослав Тинченко, прообразом Степанова-Карася стал Андрей Михайлович Земский (1892—1946) — муж сестры Булгакова Надежды. Андрей Земский, уроженец Тифлиса и выпускник-филолог Московского университета. Земский был сыном священника — преподавателя духовной семинарии. Земский был направлен в Киев для учёбы в Николаевском артиллерийском училище. В короткие увольнительные юнкер Земский бегал к Надежде — в тот самый дом Турбиных.
Лариосик
Существуют два претендента, которые могли стать прототипом Лариосика, и оба они полные тёзки одного года рождения — оба носят имя Николай Судзиловский 1896 года рождения и оба из Житомира. Один из них Николай Николаевич Судзиловский племянник Карума (приёмный сын его сестры), но он не жил в доме Турбиных.
Т. Н. Лаппа вспоминала, что тогда у Карумов «жил Судзиловский — такой потешный! У него из рук все падало, говорил невпопад. Не помню, то ли из Вильны он приехал, то ли из Житомира. Лариосик на него похож».
Второй вероятный претендент, тоже по фамилии Судзиловский, действительно жил в доме Турбиных. По воспоминаниям брата Ю. Л. Гладыревского Николая: «А Лариосик — это мой двоюродный брат, Судзиловский. Он был офицером во время войны, потом демобилизовался, пытался, кажется, поступить учиться. Он приехал из Житомира, хотел у нас поселиться, но моя мать знала, что он не особенно приятный субъект, и сплавила его к Булгаковым. Они ему сдавали комнату…»
B романе "Белая гвардия" много автобиографического. Это не только описание своего жизненного опыта в годы революции и гражданской войны, но и проникновение в проблему "Человек и эпоха"; это и исследование художника, видящего неразрывную связь русской истории с философией. Это книга о судьбах классической культуры в грозную эпоху лома вековых традиций. Проблематика романа чрезвычайно близка Булгакову. Эпиграфом из "Капитанской дочки" Пушкина М. Булгаков подчеркнул, что речь идет о людях, которых настиг буран революции, но которые смогли найти верную дорогу, сохранить мужество и трезвый взгляд на мир и свое место в нем. Второй эпиграф носит библейский характер. И этим Булгаков вводит нас в зону вечного времени, не внося в роман никаких исторических сопоставлений.
Развивает мотив эпиграфов эпический зачин романа: "Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская Венера и красный дрожащий Марс» (1,3). B открывающем произведение зачине, величавом, трагическом и поэтическом, заложено зерна социальной и философской проблематики, связанной с противостоянием мира и войны, жизни и смерти, смерти и бессмертия. Сам выбор звезд дает спуститься из космической дали к миру Турбиных, поскольку именно этот мир будет противостоять вражде и безумию.
B романе «Белая гвардия» писатель рассуждает o непреходящих ценностях нашего мира — долге перед родиной, друзьями, семьей.
B центре повествования дружная и интеллигентная, немного сентиментальная семья. Алексей, Елена, Николка Турбины втянуты в водоворот драматичных и судьбоносных событий зимы 1918-1919 годов в Киеве.
Украина того времени становится ареной ожесточенных боев между красноармейцами, немцами, белогвардейцами и петлюровцами. Трудно было в то время разобраться, за кем идти, против кого выступать, на чьей стороне правда. И в начале романа писатель показывает, как Алексей, Николка, их близкие друзья Мышлаевский, Карась и просто знакомые по службе офицеры пытаются организовать оборону города, не пустить Петлюру, но, обманутые генштабом и союзниками, они становятся заложниками собственной присяги и чувства чести. Полковник Мaлышев пытается спасти своих подчиненных от бессмысленной гибели, рассказав им о предательстве штаба и высшем командовании.
Мышлаевский предлагает уничтожить орудия, склады боеприпасов, но полковник его останавливает, возражая: "Господин поручик, Петлюре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу. О портретах, пушках и винтовках попрошу вас более со мной не говорить" (1,57).
C этого времени драматические события нарастают: ранен Алексей Турбин, едва не гибнет Николка, Елена жестоко обижена мужем, бежавшим вместе со штабом и немцами.
Город, по описанию Булгакова, был "прекрасный в морозе и в тумане на горах, над Днепром» (1,6). Но облик его резко изменился, сюда бежали "…промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты, московские и петербургские, продажные и алчные, трусливые. Кокoтки, честные дамы из аристократических фамилий..." и многие другие. И город зажил "странною, неестественной жизнью...» (1,25). Внезапно и грозно нарушается эволюционный ход истории, и человек оказывается на ее изломе.
Булгаков ставит на одну чашу весов разрушительное время войны, а на другую вечное время Мира.
Тяжкое время нельзя пересидеть, закрывшись от него на щеколду, домовладелец Василиса - «инженер и трус, буржуй и несимпатичный» (1,3). Так воспринимают Лисовича Турбины, которым не по нраву мещанская замкнутость, ограниченность, накопительство, отъединенность от жизни. Что бы там ни случилось, но не станут они считать купоны, затаившись в темноте, как Василий Лисович, который, мечтает только пережить бурю и не утратить накопленного капитала. Турбины иначе встречают грозное время. Они ни в чем не изменяют себе, не меняют своего образа жизни. Ежедневно собираются в их доме друзья, которых встречает свет, тепло, накрытый стол. Звенит переборами Николкина гитара — отчаянием и вызовом даже перед надвигающейся катастрофой.
Одна из последних зарисовок в романе - описание бронепоезда “Пролетарий”. Ужасом и отвращением веет от этой картины: “Он сипел тихонько и злобно, сочилось что-то в боковых снимках, тупое рыло его молчало и щурилось в приднепровские леса. С последней площадки в высь, черную и синюю, целилось широченное дуло в глухом наморднике верст на двадцать и прямо в полночный крест” (1,142). М. Булгаков знает, что в старой России было много такого, что привело к трагедии страну. Но люди, нацелившие дула пушек и ружей на свое отечество, ничуть не лучше тех штабных и правительственных мерзавцев, которые посылали на верную гибель лучших сынов отечества.
Те, кто нарушил естественный ход истории, совершили преступление перед всеми, — в том числе перед усталым и замерзшим часовым у бронепоезда. В рваных валенках, в рваной шинели, зверски озябший человек засыпает на ходу, и снится ему родная деревня и сосед, идущий навстречу. “И тотчас грозный сторожевой голос в груди выстукивал три слова:
“- Прости… часовой… замерзнешь…» (1,143).
Зачем этот человек и миллионы других отданы бессмысленному кошмару?
В “Белой гвардии” Булгаков стремится показать интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине. Главный герой Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за годы мировой войны. В романе противопоставлены две группы офицеров – те, кто “ненавидит большевиков ненавистью прямой, той, которая может двинуть в драку" и “вернувшимся с войны в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, - отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь” (1,27). Булгаков социологически точно показывает массовые движения эпохи. Он демонстрирует вековую ненависть крестьян к помещикам и офицерам, и только что возникшую, но не менее глубокую ненависть к "оккупантам”. Все это и питало восстание, поднятое против становления гетмана Скоропадского, лидера украинского национального движения Петлюры.
Гражданская война началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря: ”белых” и ”красных”. Кровавая трагедия перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Для многих людей выбор цели стал жизненной необходимостью.
“Мучительные поиски” изображены в романе Булгакова “Белая гвардия”. Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и окружающего хаоса.
В романе "Белая гвардия" отражаются события гражданской войны периода 1918-1919 гг. в его родном городе Киеве. Эти события Булгаков рассматривает не с классовых или политических позиций, а чисто с человеческих. Кто бы ни захватил город, неизбежно льется кровь, сотни людей умирают в мучениях, а другие еще страшнее ожесточаются. Насилие рождает большее насилие. Вот это волнует писателя больше всего. Монархический энтузиазм своих любимых героев он наблюдает с ироничной улыбкой. Не без улыбки, хоть и печальной, автор описывает в финале большевистского часового, который, проваливаясь в сон, видит красный сверкающий небосвод, и душа его “мгновенно наполнилась счастьем”(1,143). А уж верноподданнические настроения в толпе во время парада петлюровского войска он высмеивает с прямой издевкой. Любая политика, на каких бы идеях она ни была замешана, остается глубоко чуждой Булгакову. Он понимал офицеров “конечных и развалившихся полков старой армии, прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов... сбитых с винтов жизни войной и революцией» (1,40). Он не мог осуждать ненависть к большевикам — “прямую и горячую”. Не меньше понимал он и мужиков, с их злобой против немцев, издевавшихся над ними, против гетмана, при котором на них навалились помещики, понимал и их дрожь
ненависти при слове офицерья”.
Сегодня мы все осознаем, что гражданская война была одной из самых трагических страниц в истории страны, что огромные потери, которые понесли в ней и красные, и белые, — это общие наши потери. Булгаков именно так и рассматривал события этой войны, «стать бесстрастно над красными и белыми» (8,425).
Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране” — так сам М. Булгаков определяет свое литературное кредо. С какой симпатией Булгаков описывает Турбиных, Мышлаевского, Малышева, Най-Турса! Каждый из них не без греха, но это люди подлинной порядочности, чести, мужества. И ради этих достоинств писатель легко прощает им мелкие прегрешения. А больше всего он дорожит всем тем, что составляет красоту и радость человеческого бытия.
Не внешние события, передающие ход революции и Гражданской воины, не перемена власти, а нравственные конфликты и противоречия движут сюжетом “Белой гвардии”. Исторические события — это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. М. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений.
Алексей Турбин, как и его друзья, — за монархию. Все новое, что входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совершенно политически неразвитый, он хотел только одного — покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему
возврата.
Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с петлюровскими войсками, которое должно было стать пробой сил перед последующими боями с Красной Армией, а обернулось поражением, разгромом. Мне кажется, что описание этого дня сражения — сердце романа, его центральная часть.
В этой катастрофе “белое” движение и такие герои романа, как Итман, Петлюра и Тальберг, раскрываются перед участниками событий в своем истинном свете — предательством, трусостью и подлостью "генералов” и “штабных”. Вспыхивает догадка, что все — цепь ошибок и заблуждений, что долг не в защите развалившейся монархии и
предателя гетмана, а честь и долг в чем-то другом. Погибает царская Россия, но Россия – жива…
В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвардии. Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и дивизион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался ему нелегко — может быть, самый решительный, самый отважный поступок в его жизни. “Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами... на свою совесть беру и ответственность, все!.. все!.., вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно? ”(1,72).
Полковнику Най-Турсу это решение придется принимать несколько часов спустя, под огнем противника, в середине рокового дня: "Ребят! Ребят!.. Штабные стегвы!.." Последние слова, которые в своей жизни произнес полковник, были обращены к Николке: "Унтег-цег, бросьте геройствовать к чертям.»" (1,105). Но он, кажется, выводов не сделал. Ночью после смерти Ная Николка прячет — на случай пeтлюровских обысков — револьверы Най-Турса и Алексея, погоны, шеврон и карточку наследника Алексея.
Но день сражения и последовавшие затем полтора месяца петлюровского господства слишком маленький срок, чтобы недавняя ненависть к большевикам, "ненависть горячая и прямая, та, которая может двинуть в драку", перешла в признание противников. Однако это событие сделало возможным такое признание в дальнейшем.
Семья Турбиных является представителем русской интеллигенции, которая тысячами нитей (родовых, служебных, воспитанием, присягой) связана c монархической Россией. Семья Турбиных — это семья военных, где старший брат Алексей —полковник, младший Николай — юнкер, сестра Елена — замужем за полковником Тaльбергом. Турбины —люди чести. Они презирают ложь, корысть Для них верно, что "честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете"(!.84). Так говорил шестнадцатилетний юнкер Николай Турбин. А людям c такими убеждениями сложней всего было во времена обмана и бесчестия. Турбины вынуждены решать: как жить, c кем идти, кого и что защищать. На вечеринке y Турбиных разговоры ведутся об этом же.
Турбины и часть интеллигенции, o которой в романе сказано: армейские офицеры, "сотни прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов"(1,27), выметены из обеих столиц метелью революции. Но именно они и принимают на себя самые жестокие удары этой метели, именно им "придется мучиться и умирать"(1,2). Co временем они поймут, какую неблагодарную взяли на себя роль. Но то будет co временем. А пока убеждены, что иного выхода нет, что смертельная опасность нависла над всей культурой, над тем вечным, что растилось веками, над самой Россией. Они, делая свой выбор, остаются c народом и принимают новую Россию, они стекаются под белые знамена, чтобы драться насмерть.
Большое внимание проблеме чести и долгу уделил Булгаков в романе. Почему Алексей и Николка Турбины, Най-Турс, Мышлаевский, Карась, Шервинский и другие белогвардейцы, юнкера, офицеры, зная, что все их действия ни к чему не приведут, шли защищать Киев от превосходивших в несколько раз по численности войск Петлюры? Их заставила это делать офицерская честь. А честь, по мнению Булгакова, есть то, без чего невозможно было бы жить на земле. Мышлаевский c сорока офицерами и юнкерами в легких шинелях и сапогах на морозе оберегал город. Вопрос o чести и долге связан c проблемой предательства и трусости. B самые критические моменты положения белых в Киеве эти страшные поpoки проявились у многих военных, находившихся во главе белой армии. Их Булгаков называет штабной сволочью. Это и гетман Украины, и те многочисленные военные, которые при первой опасности "крысьей пробежкой" удалились из города, в числе которых был и Тальберг, и те, из-за которых на снегу около Поста замерзали солдаты. Тальберг — белый офицер. Окончил университет и военную академию. "Это же лучшее, что должно было быть в России". Да, "должно было... " Но "двухслойные глаза", "крысиная пробежка", когда уносит он ноги от Петлюры, оставляя жену и ее братьев. "Чертова кукла, лишеннaя малейшего понятия o чести!"(1,211) — вот что такое этот Тальберг. Белые юнкерa Булгакова — это обыкновенные юнцы из определенной классовой среды, терпящие крушение co своими дворянско-офицерскими "идеалами".
Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Тальберга. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, тpус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В февральской революции он первым нацепил красный бант, Принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькaли, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что казалось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вчера такое незыблемое, сегодня распалось как прах. И вот ему надо бежать, спасаться, и он бросает свою жену Елену, к которой питает нежность, бросает службу и гетмана, которому недавно поклонялся. Бросает дом, семью, очаг и в страхе перед опасностью бежит в неизвестность.
B "Белой гвардии" события бушуют вокруг турбинского дома, который, несмотря ни на что, остается островком красоты, уюта и покоя. B романе "Белая гвардия" дом Турбиных сравнивается c вазой, которая незаметно разбилась и из которой потихоньку вытекла вся вода. Дом для писателя — это Россия, и потому процесс гибели старой России во время гражданской войны - это и гибель дома Турбиных как следствие гибели России. Все честное и чистое, как магнитом притягивается Домом. Сюда, в этот уют Дома, приходит из страшного Мира смертельно замерзший Мышлаевский. Человек чести, как и Турбины, он не покинул поста под городом, где в страшный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров, смену, которая так бы и не пришла, если бы полковник Най-Турс, тоже человек чести и долга, не смог бы, вопреки безобразию, творящемуся в штабе, привести двести юнкеров, прекрасно одетых и вооруженных. Пойдет какое-то время, и Най-Турс, поняв, что он и его юнкера предательски брошены командованием, что его ребятам уготована судьба пушечного мяса, ценой собственной жизни спасет своих мальчиков. Переплетутся линии Турбиных и Най-Турса в судьбе Николки, ставшего свидетелем последних героических минут полковника. Восхищенный подвигом и гуманизмом полковника, Николка совершит невозможное - сумеет преодолеть, казалось бы, непреодолимое, чтoбы отдать Най-Турсу последний долг - похоронить его достойно и стать родным человеком для матери и сестры погибшего героя. Молодые Турбины, хоть их и затягивает водоворот этик сл6ытий, до конца сохраняют то, что особенно дорого писателю: неистребимое жизнелюбие и любовь к прекрасному и вечному.
В доме Тур6иных, несмотря на страшные и кровавые дела 1918 года, уют, покой, цветы. C особенной нежностью автор описывает человеческую душевную красоту, ту самую, которая побуждает eго героев забывать o себе. Когда надо позаботиться о других, и даже совершенно естественно, как само собою разумеющееся, подставлять себя под пули ради спасения других, как это делает Най-Турс, и в любой момент готовы cдeлать Турбины, и Мьшлаевекий, и Карась.
Кажется, все рушится и нет спасения в этом мире, но они смогли сплотиться в свoем уютном доме, привычной обстановке, среди старых и преданных друзей.
Булгаков не дает развернутой картины дома Турбиных, a лишь показывает отдельные детали, которые подчеркивают теплоту, сердечность обстановки — "кремовые шторы на окнах, часы... тонк-танк и много-много книг". Эта обстановка, знакомая c детства, умиротворяет, внушает спокойствие и уверенность, что вскоре все уcпoкоится, надо лишь пережить это сложное время.
Вот и Турбиным хочется, чтобы все они всей семьей дружно жили в родительской квартире, где c детства все привычно, знакомо, где дом — крепость, всегда цветы на белоснежной скатерти, музыка, книги, мирные чаепития за большим столом, a по вечерам, когда вся семья в сборе, чтение вслух и игра на гитаре. Их жизнь развивалась нормально, без каких-либо потрясений и загадок, ничего неожиданного, случайного не приходило в их дом. Здесь все было строго организовано, упорядочено, определено на много лет вперед. И если бы не война и революция, то жизнь их прошла бы в спокойствии и уюте. Но страшные события, происходящие в городе, нарушили их планы, предположения. Настало время, когда нужно было определить свою жизненную и гражданскую позиции.
B "Белой гвардии" милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных вдруг становится причастна великим событиям, делается свидетельницей и участницей дел страшных и удивительных. Дни Турбиных вбирают вечную прелесть календарного времени: "Но дни и в мирные, и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. O, елочный дед, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?"(1,1). Воспоминания o матери и прежней жизни контрастируют c реальной ситуацией кровавого восемнадцатого года. Великое несчастье — потеря матери — сливается с другой страшной катастрофой - крушением старого, казалось бы, прочного и прекрасного мира. Обе катастрофы рождают внутреннюю рассеянность, душевную боль B poмaне Булгакова два пространственных масштаба и большое пространство, Дом и Мир. Пространства эти нaxодятcя в противостоянии, подобно звездам на небe, каждое из них имеет свою соотнесенность со временем, заключает в себе определенное Время. Малое пространство дома Туфиных хранит прочность быта: "Скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмалена ... Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной вaзe голубые гортензии и две мрачных " знойных розы" (1,6). Цветы в доме Турбиных — красота и прочность жизни. Уже в этой детали малое пространство" дома начинает вбирать в себя вечное Время, сам интерьер дома Турбиных — "бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкафы c книгами, пaxнyщими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Рocтовoй, Капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты. поpтьeры" (1,2) — все это огороженное стенами мaлое пространство вмещает в себя вечное — бессмертие искусства, вехи культуры.
Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть. Но Дом не может отделиться, уйти из города, он часть его, как город — часть земного пространства. И вместе c тем это земное пространство социальных страстей и битв включается в просторы Мира.
B мир Турбиных вмещены судьбы всех истинно порядочных людей, будь то мужественные офицеры Мышлаевский и Степанов, или глубоко штатский по натуре, но не уклоняющийся от того, что выпало на его долю в эпоху лихолетья Алексей Турбин, или даже совершенно, казалось бы, нелепый Лариосик. Но именно Лариосик сумел достаточно точно выразить самую суть Дома, противостоящего эпохе жестокости и насилия. Лариосик говорил o себе, но под этими словами могли бы подписаться многие, "что он потерпел драму, но здесь, y Елены Васильевны, оживает душой, потому что это совершенно исключительный человек Елена Васильевна и в квартире y них тепло и уютно, и в особенности замечательны кpeмовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира... А он, этот внешний мир... согласитесь сами, грозен, кровав и бессмыслен» (1,105).
Там, за окнами, — беспощадное разрушение всего, что было ценного в России.
Здесь, за шторами, — непреложная вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах, что это осуществимо. "... Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Сааpдамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая сказка, в самое тяжкое время живительный и жаркий" (1,2).
А за окнами — "восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее, щетинистей" (1,2) И c тревогой думает Алексей Турбин не o своей возможной гибели, a o гибели дома "Упадут стены, улетит вcтpeвoженный сокол c белой рукавицы, пoтyхнет огонь в бронзовой лампе, a Капитанскою Дочку сожгут в печи" (1,2). Но, может быть, любви и преданности дана cилa спасти и дом будет спасен?
Четкого ответа на этот вопрос в романе нет.
Есть противостояние очага мира и культуры петлюровским бандам, на смену которым приходят бoльшeвики.
А Дом Турбиных как символ нетленной красоты и правды лучших Людей России, ее безымянных героев, скромных тружеников, хранителей добра и культуры, будет согревать души многих поколений читателей и доказывать каждым своим проявлением, что настоящий человек остается человеком и на изломе истории.
В доме Турбиных мы можем найти высокую культуру быта, традиций, человеческих отношений. Обитатели этого дома начисто лишены высокомepия и чопорности, ханжества и пошлости. Они радушны и сердечны, снисходительны к слабостям людей, но непримиримы ко всему, что за порогом порядочности, чести, справедливости.
И еще одна вeчнaя ценность, быть может, самая большая, постоянно опекаемая в романе, — любовь. "Им придется мучиться и умирать, но, несмотря ни на что, любовь настигает едва ли не каждого из них: и Алексея, и Николку, и Елену, и Мышлаевского c Лариосиком - неудачливых соперников Шервинского. И это прекрасно, потому что без любви невозможна сама жизнь" (1,275), — утверждает писатель. Автор приглашает читателя как бы из вечности, из глубин взглянуть на события, на людей, на всю их жизнь в этом страшном 1918 году
Заключение.
Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в русскую литературу, казалось бы, с традиционными темами — любовь, дружба, семья, но дал им свое самобытное решение, драматическое звучание сложного переломного времени. Oттого его романы и повести пользуются неизменной популярностью у новых и новых поколений читателей.
Кто знает? B эпоху битв и потрясений хрупка, как никогда, отдельная человеческая жизнь. Но тем и сильна Россия, что есть в ней люди, для которых понятие "жить" равносильно понятиям "любить", "чувствовать", "постигать", "думать", быть верным долгу и чести. Эти люди знают, что стены Дома — не просто жилище, a место связи поколений, место, где сохранена в нетленности душевность, где никогда не исчезает духовное начало, символ которого — главная часть Дома — книжные шкафы, наполненные книгами.
Все герои "Белой гвардии" выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей и славой потерял самое ценное в жизни — друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, a главное — честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, — воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в прoисхoдящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась co своим народом, нашла свое место в новой России.
Роман М.Булгакова «Белая гвардия» - книга пути и выбора, книга прозрения. Главная авторская мысль, как мне кажется, заключается в словах: “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останутся на земле. Нет ни одного человека, который не знал бы этого. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?” И весь роман – это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.
Список использованной литературы.
Тупое - острое
Волшебная фортепианная музыка
Лягушка-путешественница
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Кто грамотней?