Зависть- самая разрушительная сила, которая встречается во всех сверах искусства
Вложение | Размер |
---|---|
ir_tsyganov_shk.47_.zip | 827.88 КБ |
Научно- исследовательская работа
Тема: «Разрушительная сила зависти»
( «Зависть – яд, отравляющий жизнь»)
Учитель русского языка и литературы
Волчкова Татьяна Витальевна
Самара, 2018
Содержание
I.Основная часть
1. Глава 1.Введение……………………………………………………………3
2. 1.1.Происхождение зависти……………………………………………….4
3. 1.2. Предмет и признаки зависти ………………………………………....6
4. Глава 2.
2.1.Зависть в Библии………………………………………………………….7
5. 2.2 Зависть в литературе………………………………………………….10
6. 2.3.Зависть в искусстве……………………………………………………14
7. 2.4 Влияние зависти на здоровье человека……………………………....17
II. Практическая часть
Анкетирование……………………………………………………………….18
8. Заключение………………………………………………………………...20
9.Литература………………………………………………………………….25
10.Приложения
Введение
Актуальность темы
Проблема зависти была актуальна во все времена. Постепенное расслоение общества на богатых и бедных, обеспеченных и живущих за чертой бедности, существование имущественных различий между людьми, стимулируют дух конкуренции и соперничества, активизируют чувство зависти к людям «другой судьбы», «счастливой судьбы», к их богатству, успеху. Дух потребительства, пронизывающий жизнь современного человека соседствует с завистью, которая с все большей силой подчиняет все другие интересы человека его стремлению к достижению богатства.
Цель работы: Проследить, как чувство зависти разрушает душу человека
Задачи:
1.Исследовать происхождение зависти
2.Рассмотреть предмет и признаки зависти
3.Привести примеры зависти из Библии, литературы, искусства
4.Зависть как смертный грех
5.Выяснить, как влияет зависть на здоровье человека
6. Определить, как бороться с завистью и сохранить душевный покой и здоровье
Гипотеза: Человек, подверженный силе зависти, разрушает себя духовно и физически
Объект исследования: чувство зависти
Предмет исследования: художественные произведения, живопись
Методы: Сопоставление, анализ, опрос.
Глава 1.
1.1.Происхождение зависти
В древнегреческой мифологии Зависть – дочь океаниды Стикс и Палланта, сестра богини победы Ники. Поэтому Зависть всегда и везде сопровождает свою сестру крылатую и ясноокую Победу. Греки представляли зависть то в виде демона Фтоноса, предстающего в мужском обличии, то как уродливую, грязную и косоглазую старуху, с отвисшей грудью, с терниями на голове и змеями в руках, гложущую собственное сердце или внутренности, со змеями в волосах, подобно горгоне Медузе, с длинными желтыми зубами, покрытыми плесенью, с высунутым наружу раздвоенным языком, с которого капает яд; ее посох увит колючим шиповником.
Древнее слово зависть вошло в лексикон многих славянских языков. Оно образовано от существительного завида - "зависть" при помощи суффикса - ть. От устаревшего для современного языка завида было образовано и прилагательное завидный "являющийся предметом зависти", "прекрасный, такой, которого можно желать для себя".
Слово зависть вошло во многие устойчивые сочетания: зависть прежде нас родилась; завистью ничего не сделаешь; злой плачет от зависти, добрый от радости, Прилагательное завистливый имеет разностильные синонимы: просторечное завидущий и устаревшее завистный. Такие синонимы входят в сочетания: завистливый взгляд; завидущие глаза.
Согласно определению, данному в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова: Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей.
Бесспорно зависть, одно из наиболее плохих человеческих качеств. Именно из-за зависти в этом мире творится наибольшее количество преступлений, известны даже случаи, когда из-за зависти брат убивал брата. Почему это так? Попробуем выяснить.
Чувство зависти возникает у человека, когда кто-то из его знакомых приобретает себе то, о чем он давно мечтал, когда кто-то оказывается успешнее, чем он сам. Человека сразу начинает что-то «грызть», принуждая делать необдуманные поступки. Тот, кто завидует, не может контролировать свои действия, так как все время думает о преимуществах и достижениях других, забывая о собственных.
Зависть присуща человеку независимо от пола, темперамента, характера. От этого порока одинаково страдают и безработные, и миллионеры, и слесари, и звезды шоу-бизнеса. Правда, с возрастом зависть ослабевает – по данным социологических исследований. Ее уровень у людей снижается, начиная с 50 лет. Думаю, это связано с тем, что с возрастом начинаешь больше ценить то, что есть, и не тратить душевные силы на сравнение себя с другими.
Больше же всего недовольных распределением благ среди молодых людей от 18 до 25 лет. Им хочется всего и сразу, и часто они не желают понимать, что деньги, слава и другие атрибуты успеха являются результатом упорного труда, а не подарком слепой фортуны.
1.2. Предмет и признаки зависти
Завидуют всему. Женщины завидуют модной одежде, новой прическе, элегантным туфлям, яркому цвету лака на ногтях. Поэтому объектом зависти у женщин часто является муж, друг или верная подруга. А также социальный статус, зарплата, машина и т. д. Мужская половина более чувствительно реагирует на карьерный взлет приятелей, их материальный успех, общественный статус, престижную марку автомобиля, размер коттеджа, славу и известность.
Впрочем, при исследовании зависти была вскрыта и ее иная функция – стимул к творческому проявлению человека. Именно под воздействием зависти многие люди, стремясь к тотальному превосходству, делают значимые открытия.
В этом случае речь идет о так называемой "черной" и "белой" зависти. "Белая зависть" определяется как мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. "Черная зависть" - крайняя форма выражения зависти. Это негативная эмоция, побуждающая злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости.Представим зависть в виде кластера.
Глава 2.
2.1.Зависть в Библии
История зависти насчитывает многие тысячелетия. Начнем с Библии. Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не была оценено по достоинству. Братья Иосифа продали его в рабство, потому что отец любил его больше. Царь Саул пытался убить беззащитного Давида, когда почувствовал, что народ любит его подданного сильнее, чем его самого. На всём жизненном пути Христа его окружала человеческая зависть фарисеи и книжники, движимые завистью и жаждой первенства, власти, сделали все, чтобы Христос был распят и погиб на кресте. Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов дают нам понять, что на протяжении веков это человеческое чувство наполняло сердца и души людей.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Исход 20:17.
Так звучит десятая заповедь Божия, где речь идет о зависти. Также зависть входит в семь смертных грехов. Интересно, что последовательность основных пороков со временем менялась. Ещё Папа Григорий Великий, живший в VII веке, при составлении списка опираясь на восемь помыслов Евагрия Понтийского, заменил «печаль» «завистью». Тогда она стояла четвертой в списке грехов. А в XIII веке Фома Аквинский предложил использовать последовательность, которая наиболее известна сегодня: лень, зависть, гнев, уныние, жадность, чревоугодие, блуд – то есть поставил зависть уже на второе место.
Что пишут отцы Церкви о грехе зависти:
Святитель Иоанн Златоуст сравнивает завистника с навозным жуком, свиньей и даже демоном. По его утверждению, зависть – прямая вражда против Бога, благоволящего к тому или другому человеку. | |
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин категорически утверждает, что своими силами зависть не побеждается. В ответ на добродетель завистник только озлобляется. | |
Святитель Василий Великий дает два очень простых совета. Первый: осознать, что завидовать вообще нечему. Богатство, слава, почет и уважение – абсолютно земные вещи, которыми к тому же надо научиться правильно пользоваться. Второй совет – «сублимировать» свою зависть в творческое преображение самого себя, достижение многих добродетелей | |
Максим Исповедник По возможности, не надо давать повода к зависти. Если не хочешь, чтобы тебе завидовали, не кичись своим успехом, богатством, умом и счастьем. |
В работе «О зависти» преподобного Амвросия Оптинского. Приводится притча ее главная мысль в том, что завистнику угодить нельзя:
«Однажды один греческий царь захотел узнать, кто же хуже сребролюбец и завистливый. Позвал он к себе обоих. Царь сказал им, что они попросили у него что-нибудь, только пусть знают, что он даст второму больше того, что попросит первый.
И начались «состязания» завистника и сребролюбца в том, кто попросит больше, и никто не знал, кому попросить первым. Тогда царь приказал завистнику просить первым. Тогда завистливый, движимый ненавистью к сребролюбцу, сказал: «Выколи мне глаз».
Царь был удивлен этой просьбой и захотел узнать причину такого желания. Завистник ответил: «Тогда ты прикажешь моему сопернику выколоть оба глаза». В этом суть зависти: человек, которым она овладела, так сильно желает зла другому, что готов нанести вред даже себе.
2.2 Зависть в литературе
И действительно, зависть пробуждает в душах людей самые негативные чувства, похвастаться которыми может далеко не каждый. Ещё французский философ Клод Адриан Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под её знаменем шествуют ненависть, предательство и интриги». На страницах самых талантливых литературных произведений нашлось место этому человеческому греху. Джонатан Свифт, Оноре де Бальзак, Мольер, Александр Пушкин, Уильям Шекспир, Петрарка – все они писали о зависти.
В капкан собственной зависти угодил Бурьянов герой произведения Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Федор Ипатович злоупотреблял своими полномочиями, а когда на его место назначили двоюродного брата Егора, он не смог с этим смириться. Завистливый Бурьянов заманил Полушкина в ловушку и спровоцировал драку, после чего новый лесничий оказался в больнице. Только тогда Федор осознал ошибку, он просил прощения у брата, но исправить содеянное было нельзя. Егор скончался на больничной койке. Так, мы видим, как зависть может убить человека.
О том, насколько опасна зависть, повествуется и в трагедии Пушкина о двух композиторах «Моцарт и Сальери». Сальери упорно трудился, но не мог достичь таких высот, как его друг. Со временем музыкант признался себе, что завидует гениальному Моцарту. Это чувство затмило разум композитора, и он решился на страшный шаг - убийство. Сальери был талантливым композитором. Почему же завидовал он Моцарту. Ответ прост: гениальности. Ни для кого не секрет, что Моцарт был гениальным творцом, чтобы создать шедевр, ему хватало ночи. И этот шедевр достигал до самой глубинной струнки сердца слушателей. Перед ним преклонялись. Сальери тоже писал прекрасные произведения, но для того чтобы создать поистине хорошее произведение, ему нужно было огромное количество времени, музыка у него рождалась в муках, долго.
Итак, не пережив губительную силу зависти, Сальери подлил в вино учителя яд. Когда Сальери опомнился, было поздно, Моцарт успел выпить яд и умер на глазах завистливого друга. Одного не учел Сальери: он погубил человека, но перед талантом, отраженным в произведениях гения, он оказался бессилен. Музыка Моцарта будет жить веками, и сгубить ее не может даже время.
Проблема зависти нашла свое отражение в повести Гоголя «Портрет». Чартков был способным художником, но случилось так, что он променял талант на славу и деньги. Однажды герой увидел прекрасную картину и осознал всю пустоту и никчемность своих творений. Чартковым овладела зависть, он обезумел, принялся скупать лучшие работы и уничтожать их. Бешенство художника обратилось в страшную болезнь, и он скончался от горячки, соединившейся с чахоткой. В данном произведении зависть отражена в портрете с изображением человека восточной внешности. У кого оказывался злосчастный портрет, тот непременно заболевал завистью и в конце концов, изможденный духовно и физически, погибал. Рассмотрим эпизод, произошедший с отцом Чарткова. Он тоже был художником. Но нарисовав портрет человека восточной внешности, заболел. Он начал завидовать и как ни боролся с этим чувством герой, спасения не было. Тогда герой избавился от портрета и обратился к Богу. В молитве только он нашел свое спасение.
Анна Матвеева, лауреат премии «Национальный бестселлер»2017года подробно описывает чувство зависти главной героини Веры Стениной. Это книга-гимн искусству и красоте. Главная героиня воспитывается в любви и достатке. Обладает уникальным даром чувствовать, видеть, вдыхать настоящее произведение искусства. Ей не нужны специальные приспособления для установления подлинная данная картина или искусная подделка- невооруженным взглядом Стенина определит это за долю секунды. Она сразу замечает, что маки на стене перестали пахнуть, почему? Оказывается, картину подменили. Но только Стенину не обмануть.
Итак, главная героиня талантливый искусствовед, но её всю жизнь душит, царапает, гнетет летучая мышь. Именно в виде летучей мыши представляется Стениной зависть. То она успокаивается, затаится в укромном месте и молчит, то не дает дышать, вепившись острыми когтями в шею героини. Чему завидует Вера Стенина? Стенина завидует сначала своей подруге, длинноногой красавице и знатоку геометрии в школе, Юлии Калининой. Позже она начинает завидовать ухожорам подруги, рождению дочери и т.д. Чувство зависти угнетает Веру. Но она сильная духом героиня, потому что ведет постоянную войну с «мышью», она её нисколько не дает распоясаться. Вера ведет постоянную внутреннюю работу с завистью. Завидуя во вселенских масштабах подруге, она никогда ее не оставляет в беде, помогает с ее дочерью.
Этот список можно продолжать практически бесконечно, потому что данная тема никогда не иссякнет и не потеряет свою актуальность. С помощью сатиры или трагедии великие писатели пытались донести до своих читателей всю тяжесть данного чувства для всех, кто с ней сталкивается. Представим зависть в виде таблицы:
№ | Автор произведения | Название произведения | Кто кому завидует | Предмет зависти | Каков исход |
1 | А.С. Пушкин | «Моцарт и Сальери» | Сальери завидует Моцарту | Творение (музыка) Гениальность учителя | Смерть главного героя |
2 | Н.В.Гоголь | «Портрет» | Чартков молодым талантливым художникам | Талант | Смерть Чарткова |
3 | Б.Васильев | «Не стреляйте в белых лебедей» | Бурьянов Полушкину | Должность лесничия | Смерть главного героя, Егора Полушкина |
4 | О. Матвеева | «Завидное чувство Веры Стениной» | Вера (искусствовед) Юле (журналистке) | Умственные способности Внешние данные Дочь подруги Умственные способности дочери подруги Духовные качества дочери подруги | Победа над завистью |
Вывод: Итак, мы проанализировали лишь четыре произведения, в которых главным действующим персонажем является зависть. Два произведения из литературы 19 века, одно из литературы 20 века, и одно современное произведение. Таким образом, можно сделать вывод, что временным границам зависти нет предела. Важно сказать, в большинстве случаях произведение, где центральным действующим лицом является зависть, в большинстве случаев трагический исход. Лишь немногие могут побороть в себе это страшное чувство, которое стоит в начале всех «войн». |
2.3.Зависть в искусстве
О зависти создано немало произведений искусства. Этои «Гиена Сальпетриера» Жерико, «Зависть и милосердие» Петрико, «Зависть» Боеха, «Зависть подруги» Владимира Драчинского, «Семь грехов» Верещагина и т.д. Монах Кирилл, увидев знаменитую «Андрей Рублев», писал: «Завидовал я тебе, сам знаешь как. Так глодала меня зависть, это же просто ужас. Все во мне изнутри ядом каким-то подымалось». Рассмотрим сюжеты нескольких картин, где главным действующим лицом выступает зависть.
№ | Автор | Название картины | В образе кого (чего) представлена зависть | Репродукция | |
1 | Теодо́р Жерико- французский живописец 19 века, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. | «Гиена Сальпетриера» | Старая седая женщина в белом чепце и больничном халате болела манией зависти. Мутные, слезящиеся глаза с покрасневшими веками смотрят настороженно и подозрительно. Гиена означает образ безымянного порока, нечистоты, непостоянства, нестабильности, двуличного человека | ||
2 | Василий Васильевич Верещагин- знаменитый русский художник 19века,большой мастер батальной сцены | «Семь грехов» | Зависть представлена в виде человека, отвернувшегося в сторону | ||
3 | Иероним Босх-Известный нидерландский художник эпохи Северного Возрождения. | «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» | Зависть – выражена в косых взглядах пожилых супругов на своего соседа, который сделал дорогую покупку). | ||
4 | Иероним Босх-Известный нидерландский художник эпохи Северного Возрождения | «Зависть» | Соседи завистливо наблюдают за соседом-богачом, накупившим товаров, которые еле тащит в мешке слуга. | ||
5 | Питер Брейгель «Зависть», 1558год | «Зависть» | В центре композиции женщина указывает на огромного индюка — символ Зависти и Тщеславия. Мир зависти «вывернут наизнанку», или перевернут вверх ногами, как торчащие из кувшина ноги. Зависть затмевает разум: в то время как незадачливая торговка завидует своим более счастливым собратьям, монстр пожирает ее товар. Зависть безжалостна. |
Таким образом, тема зависти была актуальна среди художников с эпохи Средневековья. Во всех картинах она представлена как грех. Зависть уничтожает человека. Зависть- начало всех бед.
2.4 Влияние зависти на здоровье человека
Человек бледнеет от зависти, поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или желтеет от зависти, поскольку кровь насыщается желчью. Исследователями установлено, что артерии людей с хронической озлобленностью, обильно омывающиеся гормонами стресса, в значительно большей степени подвержены патологическим изменениям, ведущим к развитию серьезных сердечно-сосудистых заболеваний
Датский врач Йорн Бекман, изучавший воздействие психологических факторов на иммунную систему, установил, что негативное отношение к окружающим вдвое снижает
сопротивляемость организма к сезонным болезням (простудные заболевания, грипп). Во время приступа злобы мышцы пилорического отдела желудка сильно сокращаются, происходят спастические сокращения кишечника, что проявляется острыми абдоминальными болями. При частой повторяемости этих явлений, вероятно, может развиваться желудочно-кишечная патология.
«Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей», - писал Фрэнсис Бэкон.
Так есть ли лекарство от зависти? Как избавиться от этого тихого, но такого страшного недуга?
Во – первых, нужно осознать свою зависть и понять, что все болезни в организме начались именно из за этого порока.
Во – вторых, просто перестаньте сравнивать себя с другими людьми. У вас своя жизнь, своя судьба, вы такой человек, какой вы есть. Просто примите это как должное и живите своей жизнью.
Если завидуют вам, постарайтесь максимально оградить себя от внимания тех людей и событий, которые вам неприятны. Не общайтесь с теми, кто вас провоцирует или раздражает, не поддерживайте сплетни.
Простите своих завистников заранее и постарайтесь как можно скорее о них забыть.
И Помните! Никто не выше, и никто не ниже, никто не превосходящий и никто не подчиненный. Каждый к месту.
О душевных недугах, вызванных завистью говорил Авва Пиаммон:
Зависть труднее вылечить, нежели другие страсти. Ибо кого она однажды повредила своим ядом, для того, почти, можно сказать, нет лекарства. Ибо она есть такая зараза, о которой образно говорится чрез пророка: вот я пошлю на вас змеев, василисков, на коих не действует заговариванье и они будут язвить вас (ср.: Иер.8,17).Итак, правильно сравнивается у пророка с ядом смертоносного василиска уязвление зависти, которую первый заразился и погиб виновник всех ядов и начальник. Ибо наперед он сам себя погубил, прежде нежели излил смертоносный яд на человека, которому позавидовал.<…> Тот, который первый растлился заразою этого зла, не принял лекарства покаяния и никакого средства к уврачеванию, как и те, которые попустили уязвлять себя тем же угрызением, отвергают всякую помощь святого заклинания, потому что они <…> от счастия их мучаются, стыдятся обнаружить истину, а какие- нибудь сторонние причины оскорбления приискивают. <…> извержение яда, который они не хотят обнаружить, скрывают в своем сердце.
Я полностью согласен со словами Пиамонна: зависть- смертный грех, больной завистью и не стремящийся излечиться от нее, более всего страдает сам. Такой человек не может быть счастливым.
II. Практическая часть
С чувством зависти знаком каждый человек. Кто- то впускает в себя в себя это чувство и оно превращает человека в своего раба. Кто-то старается не поддаваться страшному греху и на протяжении всей жизни воюет с ним. Как обстоит дело с завистью среди моих сверстников? Чтобы разобраться с поставленным вопросом, я решил провести анкетирование среди учащихся 7-11 классов. Для анкетирования (Завистливый ли вы человек или первые признаки зависти) были разработаны следующие вопросы:
В анкетировании участвовало 70 человек. Анкетирование показало следующие результаты (см. приложения 1-7)
На первый вопрос положительный ответ дали 24 человек, 46 ответили, что настроение у них не портится.
На второй вопрос положительный ответ дали 36 человек.
На третий вопрос ответили «да»- 38 человек, «нет»-32 человек.
На четвертый вопрос положительно ответили 39 человек, 21- отрицательно.
На пятый вопрос ответили «да»- 36 человек, «нет»-34 человек.
На шестой вопрос 22 ответили «раздражают», 48 –«нет».
На седьмой вопрос зависть считают грехом лишь 28 из 70 человек.
Анализ анкет показывает, что зависть стойко поселилась в сердцах практически 50% учеников.
Печален тот факт, что 42 человека из 70 не считают зависть грехом. Участники анкетирования во время работы вступали в дискуссию, утверждая, что зависть может сыграть и положительную роль в достижении человеком поставленной цели. С этим отчасти можно согласиться, но не забываем, что зависть –это смертный грех, «пожирающий» человека изнутри, и не каждый способен одержать победу над ней.
Заключение
Как увидеть в себе зависть? Это очень трудно для тех, кто не ищет, потому что зависть как эмоция сегодня активно поддерживается социумом и провоцируется им. Общество потребления основано на зависти, зависть в нем – один из главных действующих механизмов: человеку предлагается некий идеал, к которому он призван стремиться, но которого никогда не достигнет. Весь смысл в погоне, в вечном соревновании, постоянном сравнении себя с другими, у кого больше, дороже, круче.
И самое плохое, что все это РАЗРУШАЕТ ЖИЗНЬ, ЛИШАЕТ ЗДОРОВЬЯ И ДУШЕВНОГО СПОКОЙСТВИЯ!
Зависть – смертный грех. Завистливый человек страдает от счастья другого человека, причиняя огромный вред телу и душе и отдавая полновластно себя в служение Диавола. Единственный способ исцеления зависти- покаяние.
Таким образом, я доказал, что зависть имеет огромную силу разрушения. Зависть разрушает как физическое здоровье человека, так и душевное. Цель работы достигнута.
.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 7
Литература
12.www.pravmir.ru/ottsyi-tserkvi-o-grehe-zavisti-10-sovetov-s-kommentariyami/
Снегири и коты
Рисуем ананас акварелью
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Астрономический календарь. Март, 2019
Пчёлки на разведках