Православная вера наполнила ум, сердце, душу поэта, она была его мировоззрением, стержнем его поэзии и мыслей.
Вложение | Размер |
---|---|
Христианские мотивы в творчестве А.С.Пушкина | 71.5 КБ |
тезисы | 16.82 КБ |
презентация к теме" Христианские мотивы в творчестве А.С.Пушкина" | 1.08 МБ |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Кирилло –Мефодиевские чтения
Христианские мотивы в творчестве
А.С.Пушкина
Автор: Алфёрова Ольга Юрьевна
Научный руководитель: Телегина
Лариса Леонидовна
г. Нижневартовск
2014 год
Аннотация.
«Духовной жаждою томим» (Христианские мотивы творчества А.С.
Пушкина).
Научно - исследовательская работа.
В работе ученицы 9А класса Алфёровой Ольги делается попытка исследования творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина с точки зрения православного мировосприятия.
Автор показывает связь произведений поэта с Библией, раскрывает мировоззрение А.С. Пушкина, которое было православным, и его отражение в произведениях поэта.
Содержание:
1.Вступление. Пушкин как нравственная личность и православный христианин.
Актуальность выбранной темы.
2. «Духовной жаждою томим».
2.1.«Отцы пустынники...» - поэтическое перерождение молитвы святого Ефрема Сирина.
2.2. «Пророк» -
2.3.Переписка Пушкина с митрополитом Филаретом.
З.Заключение.
1.Вступление.
Пушкин как нравственная личность и православный христианин. Актуальность выбранной темы.
Мы живём в смутные и трагичные для России времена. На наших глазах умерщвляются великая гуманная держава, самобытная русская цивилизация; из России хотят сделать пошлую Америку. Граждане безучастно наблюдают, как разрушаются их собственные, построенные их предками очаги. Именно такие времена предрекал Пушкин в стихотворении «Была пора...»
Игралища таинственной игры,
Металися смущённые народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.
Каждое слово, каждая мысль и поступок «самого умного человека России» достойны внимания. По выражению Тютчева, Пушкин был «богов орган живой»; его произведения и в самом деле звучали и звучат как органная музыка Божия.
Пушкин обладал мощным аналитическим умом. В его поэзии проглядывает особый христианский, православный дух. При всех вообразимых превратностях его судьбы Пушкин, даже если бы сбился с дороги, то обязательно отыскал бы правильный путь в жизни. Ведь его путеводными маяками были православие, от которого он никогда не отрекался, и, конечно, родной русский народ, с которым он жил душа в душу и никогда не приложил не то что руку, но даже палец к его поруганию.
В Пушкине часто выставляют то, что было для него нехарактерно, временно, а узловатая черта пушкинского характера почему-то замалчивается, хотя именно она наложила отпечаток на всю его личность, умудрила его взгляды. В любом человеке есть- по крайней мере, должен быть- нравственный стержень, проясняющий его мысли и дела. В Пушкин такой сердцевиной, без сомнения, была православная вера, глубокая и искренняя. Господь всегда был в его душе. Да и что доброго способен совершить человек без Бога в душе? Некоторые произведения поэт открывал словом «Бог» и заканчивал им.
По Пушкину, без Бога жизнь была лишена согласия, гармонии, все дороги обрывались бы и вели в хаос...
Православная вера наполнила ум, сердце, душу поэта, она была его мировоззрением, стержнем его поэзии и мыслей. «Мир Пушкина» за последние годы так изменился, что недавняя иллюзия полноты знаний о нём у многих людей исчезла.
Актуальность данной темы заключается в том, что творчество Пушкина в свете христианского мировоззрения недостаточно изучено, а проблемы духовности особенно важны в сегодняшнем мире. Пушкин по своему происхождению, мировоззрению и образу жизни был православным христианином. Об этом долгое время умалчивалось в официальной литературе. Исследователи творчества Пушкина не осмысляли его творчества с православной точки зрения. В последнее время появилось много публикаций, проливающих свет на его духовную жизнь.
Каковы же истоки формирования духовного облика Пушкина и каково влияние его поэзии на духовное развитие современного человека? Этому посвящено моё исследование.
2. «Духовной жаждою томим»…
Пушкин - потомок древнерусского боярского рода. Его предки строили храмы, основывали монастыри, в которых и упокаивались, многие перед смертью принимали постриг, подобно почитаемому ими святому благоверному князю Александру Невскому.
В последнее время генеалогические изыскания показали, что в роду Пушкиных было 12 святых, прославленных на Русской земле. Пушкины благоговейно хранили частицу Ризы Господней, и сам Александр Сергеевич в день её почитания 10 июля (23 июля н. ст.) заказывал молебны и завещал это своему старшему сыну.
Тот «Пушкин», что был сфабрикован в годы государственного атеизма, не имел крёстного отца, небесного покровителя, не был христианином. Но доподлинно известно, что Пушкин любил читать Библию. Оценка Евангелия, данная Пушкиным, остаётся актуальной и важной и в наши дни: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедовано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира: Из коей нельзя повторить ни единого выражения, которое не знал бы наизусть <...> книга сия называется Евангелием - и такова её вечная прелесть, что, если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противится её сладостному увлечению и погружаемся духом в Божественное красноречие.»
2.1 «Отцы пустынники...» - поэтическое перерождение молитвы святого Ефрема Сирина.
Религиозное чувство Пушкина, отражающее чистоту и силу его натуры, проявляется в порывах и движениях его духа и ума, исторгает из его личности неугасимый свет, близкий к Фаворскому. По словам князя Вяземского, Пушкин, особенно «в последние годы жизни своей, имел сильное религиозное чувство: читал и любил читать Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их».
Но более всего он любил молитву святого Ефрема Сирина, которую столь гениально опоэтизировал в следующих строках:
Отцы пустынники и жёны непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыка дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья.
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи».
Без этих свойств человек не способен быть подлинно творческой личностью. И Пушкин воистину сердцем взлетал «во области заочны», когда священник повторял в дни Великого поста эту умилявшую поэта мудрую молитву. Удивительно чистую молитву, духовно подтверждая роль сердца в молитвенной жизни. Как всякая творческая личность, как всякий живой и чуткий человек, Пушкин воспринимал ёмкую по содержанию молитву как здравый совет о том, как следует жить.
2.2.«Пророк» -
Пушкин часто обращался к Библии, черпая из неё вдохновение и сюжеты для своих сочинений. Стихотворение «Пророк» Пушкин пишет в 1826 годе, находясь в ссылке в Михайловском. Историю написания «Пророка» Пушкин рассказал Смирновой: «Я как-то ездил в монастырь Святые горы - чтобы отслужить панихиду по Петру Великому. Служка попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу - это был Иезекиль. Я прочёл отрывок, который перефразировал в «Пророке». Он меня внезапно поразил, он меня преследовал несколько дней, и раз ночью я встал и написал и написал стихотворение. «Следовало бы сказать: Исайя- неизвестно, кому принадлежит эта ошибка- Пушкину или госпоже Смирновой.» - уточнял митрополит Анастасий.
В стихотворении «Пророк» Пушкин наиболее полно и ярко выразил свои представления о роли поэзии в жизни общества, о высокой, мучительно трудной, самоотверженной и благородной миссии поэта. Автор использует сюжет Библейской легенды, в которой посланник Бога серафим очищает избранного из прочих человека от скверны, поразившей мир, даёт ему силы вскрывать язвы общества и совершать возмездие, так как сердце народа огрубело настолько, что не воспринимает ни правду и добро, ни критику и насмешку. Пушкин использует в стихотворении только часть библейского сюжета о чудесном превращении человека в пророка. Лирический герой, жаждущий духовного очищения, бредёт по жизни как по мрачной пустыне, бессмысленной, бесцельной, не освещенной идеалами, и вдруг в минуту полной растерянности, «на перепутье», появляется целеустремленный, энергичный серафим, и жизнь преобразуется, озаряется светом понимания истины:
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Осторожные, бережные прикосновения ангела тем не менее производят очень ощутимые изменения: органы восприятия путника приобретают исключительную обострённость, чувствительность, весь мир входит через них в человека.
И всё же обострённости восприятия недостаточно, чтобы бредущего в поисках истины путника превратить в пророка. Серафим вырывает у человека «празднословный и лукавый» грешный язык, заменяя его жалом мудрой змеи. Но и этого не достаточно: нужно избавиться от сердечной чувствительности, неуверенности, быть твёрдым.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул
Чтобы вести людей за собой, открыть им глаза на несовершенство общественного устройства и личные пороки, необходимо избавиться от жалости и ложного сострадания. Духовное очищение невозможно без страданий, тяжкой работы над собой.
Понять авторский замысел, особенно в лирике, можно с помощью внимательного анализа художественно - изобразительных средств, которые использованы в стихотворении. Эти средства - «тайный» язык поэзии.
В «Пророке» Пушкин часто использует эпитеты: «духовной», «мрачной», «трепетное».
Часто сочетание эпитета с существительным становится метафорой: «духовная жажда», «мрачная пустыня». В последнем словосочетании можно увидеть оксюморон.
Поэт, говоря о перерождении человека, применяет сравнения для более чёткой, понятной картины:
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Стиль стихотворения иногда напоминает Библию, это впечатление складывается из-за постоянного использования анафор:
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт...
Звучание стихотворения создаётся за счёт ассонансов и аллитераций. Напряжённая атмосфера стихотворения передаётся в строчках с повторяющимся звуком «р»:
...Ишестикрылый серафим
На перепутье...
... И он мне грудь рассёк мечем,
И сердце трепетное вынул...
Другие строки звучат мягче, в них сонорные как бы «перекатываются»:
И дольней лозы прозябанъе...
Яркие, громкие, «открытые» гласные помогают лучше услышать финальные строчки: «И Бога глас ко мне воззвал...»
В стихотворении звучит тема важности утверждения себя в мире через очищение и муки. Бог не жесток, он показывает человеку единственный путь в жизни через переделку себя, навстречу людям.
Образ библейского пророка, поучающего и спасающего свой народ, служит примером для А. Пушкина.
2.3.Переписка Пушкина с митрополитом Филаретом.
Зимой 1829/1830 годов состоялась знаменитая поэтическая переписка поэта со святителем Филаретом Московским. Отцу Филарету было адресовано следующее стихотворение:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Святитель Филарет, используя поэтическую форму пушкинского стихотворения, дал пастырский ответ на все поставленные в нём вопросы - о смысле жизни и смерти, о действующих в душе страстях и о пути избавления от них:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без Бога воли тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из тёмных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум-
И созиждится Тобою
Сердце чисто, светел ум.
Пушкин в свою очередь ответил на это следующим стихотворением:
В часы забав иль праздной скуки,
Вверял изнеженные звуки
Бывало, лире я моей
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слёз нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь бурные мечты.
Твоим огнём душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
Отзыв на стихи святителя был крайне важен, потому что должен был указать всю его дальнейшую судьбу, более того - предопределить в смысле добровольного выбора пути духовной жизни.
3.Заключение.
«Умнейшим и глубочайшим русским человеком своего времени» называл Пушкина Ф.М. Достоевский. «Пушкин был не только самым талантливым, но и самым русским человеком того времени», - писал о великом поэте И.С. Тургенев. И не только той эпохи, но и нашего и, несомненно, будущего времени. Пушкин был одним из первых, крупнейших политических мыслителей и поборников национального возрождения России. Если бы мы равняли шаг на него, то не шныряло бы в стране столько бесовщины, затемняющей её жизнь, не были бы у нас в дефиците совесть и честь.
«Надо учить молодёжь, что непонимание Пушкина есть величайшая неблагодарность, что, не понимая Пушкина, нельзя назваться русским человеком», - взывал Ф. Достоевский в 1877 году в подготовительных материалах к «Дневнику писателя».
Практическая значимость моего исследования заключается в том, что я сделал попытку осмыслить творчество Пушкина с точки зрения православного мировосприятия.
О духовной сущности творчества Пушкина справедливо сказал Ф.М. Достоевский: «Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но Бог посудил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».
4. Список используемой литературы.
1.Н. Антуфьева. Духовный свет Пушкинской поэзии.- В журнале «Православный просветитель», № 26, 2004 г., с. 11 - 13.
2.Иеромонах Мелетий (Соколов). Духовной жаждою томим. - В журнале «Православная беседа», № 1, 2003 г., с. 48 - 52.
З.А. Кондратьев. Иная, лучшая потребна мне свобода.-«Православная Москва», № 17, 2005 г., с. 10.
4.Митрополит Антоний. «О Пушкине».- Москва, 1991 г.
5.М.Г. Бройде. Читая Пушкина (к двухсотлетию со дня рождения).-Москва, Русский вестник, 1999 г.
Рецензия.
Христианские мотивы в творчестве А.С. Пушкина.
Научно - исследовательская работа написана ученицей 9 класса живо, интересно, увлекательно, отличается новизной исследования.
Во вступлении обозначена актуальность выбранной темы. Учащаяся акцентирует внимание на том, что данная проблема изучена недостаточно, исследует истоки формирования духовного облика поэта.
В основной части своего исследования учащаяся анализирует стихотворения Пушкина «Пророк», «Отцы пустынники и жёны непорочны», переписку Пушкина с митрополитом Филаретом, которые дают представление о сущности мировоззрения поэта, которое было православным.
В заключении учащаяся делает выводы о духовном облике поэта и влиянии Пушкина на современного человека.
Христианские мотивы в творчестве
А.С.Пушкина (тезисы).
Автор: Алфёрова Ольга Юрьевна
Научный руководитель: Телегина
Лариса Леонидовна
1.Вступление.
Пушкин как нравственная личность и православный христианин. Актуальность выбранной темы.
Пушкин обладал мощным аналитическим умом. В его поэзии проглядывает особый христианский, православный дух. Актуальность данной темы заключается в том, что творчество Пушкина в свете христианского мировоззрения недостаточно изучено, а проблемы духовности особенно важны в сегодняшнем мире. Пушкин по своему происхождению, мировоззрению и образу жизни был православным христианином.
Каковы же истоки формирования духовного облика Пушкина и каково влияние его поэзии на духовное развитие современного человека? Этому посвящено моё исследование.
2. «Духовной жаждою томим»…
Религиозное чувство Пушкина, отражающее чистоту и силу его натуры, проявляется в порывах и движениях его духа и ума, исторгает из его личности неугасимый свет, близкий к Фаворскому. По словам князя Вяземского, Пушкин, особенно «в последние годы жизни своей, имел сильное религиозное чувство: читал и любил читать Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их».
Но более всего он любил молитву святого Ефрема Сирина, которую столь гениально опоэтизировал в стихотворных строках:
Отцы пустынники и жёны непорочны….
Как всякая творческая личность, как всякий живой и чуткий человек, Пушкин воспринимал ёмкую по содержанию молитву как здравый совет о том, как следует жить.
2.2.«Пророк»
Пушкин часто обращался к Библии, черпая из неё вдохновение и сюжеты для своих сочинений. Стихотворение «Пророк» Пушкин пишет в 1826 годе, находясь в ссылке в Михайловском. В стихотворении «Пророк» Пушкин наиболее полно и ярко выразил свои представления о роли поэзии в жизни общества, о высокой, мучительно трудной, самоотверженной и благородной миссии поэта. Автор использует сюжет Библейской легенды.
В «Пророке» Пушкин часто использует эпитеты: «духовной», «мрачной», «трепетное». Часто сочетание эпитета с существительным становится метафорой: «духовная жажда», «мрачная пустыня».
В стихотворении звучит тема важности утверждения себя в мире через очищение и муки. Бог не жесток, он показывает человеку единственный путь в жизни через переделку себя, навстречу людям.
Образ библейского пророка, поучающего и спасающего свой народ, служит примером для А. Пушкина.
2.3.Переписка Пушкина с митрополитом Филаретом.
Зимой 1829/1830 годов состоялась знаменитая поэтическая переписка поэта со святителем Филаретом Московским. Отцу Филарету было адресовано следующее стихотворение:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Отзыв на стихи святителя был крайне важен, потому что должен был указать всю его дальнейшую судьбу, более того - предопределить в смысле добровольного выбора пути духовной жизни.
3.Заключение.
«Умнейшим и глубочайшим русским человеком своего времени» называл Пушкина Ф.М. Достоевский. «Пушкин был не только самым талантливым, но и самым русским человеком того времени», - писал о великом поэте И.С. Тургенев. И не только той эпохи, но и нашего и, несомненно, будущего времени. Пушкин был одним из первых, крупнейших политических мыслителей и поборников национального возрождения России. Если бы мы равняли шаг на него, то не шныряло бы в стране столько бесовщины, затемняющей её жизнь, не были бы у нас в дефиците совесть и честь.
«Надо учить молодёжь, что непонимание Пушкина есть величайшая неблагодарность, что, не понимая Пушкина, нельзя назваться русским человеком», - взывал Ф. Достоевский в 1877 году в подготовительных материалах к «Дневнику писателя».
Практическая значимость моего исследования заключается в том, что я сделал попытку осмыслить творчество Пушкина с точки зрения православного мировосприятия.
Слайд 1
Христианские мотивы в творчестве А.С.Пушкина Автор: Алфёрова Ольга Юрьевна, ученица 9А класса МБОУ «СОШ №8» Научный руководитель: Телегина Лариса ЛеонидовнаСлайд 2
Работа состоит из следующих частей: Содержание: 1.Вступление. Пушкин как нравственная личность и православный христианин. Актуальность выбранной темы. 2. «Духовной жаждою томим». 2.1.«Отцы пустынники...» - поэтическое перерождение молитвы святого Ефрема Сирина. 2.2. «Пророк» - Роль поэта и поэзии в жизни общества. 2.3.Переписка Пушкина с митрополитом Филаретом. З.Заключение.
Слайд 3
1.Вступление. Пушкин как нравственная личность и православный христианин. Актуальность выбранной темы
Слайд 4
Пушкин обладал мощным аналитическим умом. В его поэзии проглядывает особый христианский, православный дух. Актуальность данной темы заключается в том, что творчество Пушкина в свете христианского мировоззрения недостаточно изучено, а проблемы духовности особенно важны в сегодняшнем мире. Пушкин по своему происхождению, мировоззрению и образу жизни был православным христианином.
Слайд 5
Каковы же истоки формирования духовного облика Пушкина и каково влияние его поэзии на духовное развитие современного человека? Этому посвящено моё исследование.
Слайд 6
2. «Духовной жаждою томим»… Религиозное чувство Пушкина, отражающее чистоту и силу его натуры, проявляется в порывах и движениях его духа и ума, исторгает из его личности неугасимый свет
Слайд 7
По словам князя Вяземского, Пушкин, особенно «в последние годы жизни своей, имел сильное религиозное чувство: читал и любил читать Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их».
Слайд 8
Но более всего он любил молитву святого Ефрема Сирина, которую столь гениально опоэтизировал в стихотворных строках: Отцы пустынники и жёны непорочны…. Как всякая творческая личность, как всякий живой и чуткий человек, Пушкин воспринимал ёмкую по содержанию молитву как здравый совет о том, как следует жить.
Слайд 9
2.2.«Пророк» Пушкин часто обращался к Библии, черпая из неё вдохновение и сюжеты для своих сочинений. Стихотворение «Пророк» Пушкин пишет в 1826 годе, находясь в ссылке в Михайловском. В стихотворении «Пророк» Пушкин наиболее полно и ярко выразил свои представления о роли поэзии в жизни общества, о высокой, мучительно трудной, самоотверженной и благородной миссии поэта. Автор использует сюжет Библейской легенды.
Слайд 10
В «Пророке» Пушкин часто использует эпитеты: «духовной», «мрачной», «трепетное». Часто сочетание эпитета с существительным становится метафорой: «духовная жажда», «мрачная пустыня».
Слайд 11
В стихотворении звучит тема важности утверждения себя в мире через очищение и муки. Бог не жесток, он показывает человеку единственный путь в жизни через переделку себя, навстречу людям.
Слайд 12
Образ библейского пророка, поучающего и спасающего свой народ, служит примером для А. Пушкина.
Слайд 13
2.3.Переписка Пушкина с митрополитом Филаретом. Зимой 1829/1830 годов состоялась знаменитая поэтическая переписка поэта со святителем Филаретом Московским. Отцу Филарету было адресовано следующее стихотворение: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум.
Слайд 14
Святитель Филарет, используя поэтическую форму пушкинского стихотворения, дал пастырский ответ на все поставленные в нём вопросы – о смысле жизни и смерти, о действующих в душе страстях и о пути избавления от них: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без Бога воли тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из тёмных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум- И созиждится Тобою Сердце чисто, светел ум.
Слайд 15
Пушкин в свою очередь ответил на это следующим стихотворением: В часы забав иль праздной скуки, Вверял изнеженные звуки Бывало, лире я моей Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слёз нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты И силой кроткой и любовной Смиряешь бурные мечты. Твоим огнём душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Серафима В священном ужасе поэт.
Слайд 16
Отзыв на стихи святителя был крайне важен потому что должен был указать всю его дальнейшую судьбу, более того - предопределить в смысле добровольного выбора пути духовной жизни.
Слайд 17
3.Заключение. «Умнейшим и глубочайшим русским человеком своего времени» называл Пушкина Ф.М. Достоевский.
Слайд 18
О великом поэте писал И.С. Тургенев: «Пушкин был не только самым талантливым, но и самым русским человеком того времени»
Слайд 19
Пушкин был одним из первых, крупнейших политических мыслителей и поборников национального возрождения России.
Слайд 20
«Надо учить молодёжь, что непонимание Пушкина есть величайшая неблагодарность, что, не понимая Пушкина, нельзя назваться русским человеком», - писал Ф. Достоевский в 1877 году в подготовительных материалах к «Дневнику писателя».
Слайд 21
Практическая значимость моего исследования заключается в том, что я сделал попытку осмыслить творчество Пушкина с точки зрения православного мировосприятия.
Слайд 22
4. Список используемой литературы . 1.Н. Антуфьева. Духовный свет Пушкинской поэзии.- В журнале «Православный просветитель», № 26, 2004 г., с. 11 - 13. 2.Иеромонах Мелетий (Соколов). Духовной жаждою томим. - В журнале «Православная беседа», № 1, 2003 г., с. 48 - 52. З.А. Кондратьев. Иная, лучшая потребна мне свобода.-«Православная Москва», № 17, 2005 г., с. 10. 4.Митрополит Антоний. «О Пушкине».- Москва, 1991 г. 5.М.Г. Бройде. Читая Пушкина (к двухсотлетию со дня рождения).-Москва, Русский вестник, 1999 г.
Слайд 23
Благодарю за внимание!
Снежный всадник
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Карты планет и спутников Солнечной системы
«Течет река Волга»
Под парусами