Одним из самых почитаемых святых на Руси издревле считается Сергий Радонежский. Биография его изобилует фактами самоотверженного служения Богу. Ему посвящено множество храмов.Жизнь Сергия Радонежского - это беспримерный подвиг служения Богу и Отечеству. Известно, что дожил он до глубокой старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на суд Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Своих учеников он призвал прежде всего «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную».
Вложение | Размер |
---|---|
Биография Сергия Радонежского | 45.13 КБ |
Мой батюшка Сергий
Одним из самых почитаемых святых на Руси издревле считается Сергий Радонежский. Биография его изобилует фактами самоотверженного служения Богу. Ему посвящено множество храмов. Только в Москве их насчитывается 67. Среди них такие, как храм Сергия Радонежского в Бибиреве, собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре, храм Сергия Радонежского в Крапивниках и другие. Многие из них построены еще в XVII-XVIII веках. Существует множество церквей и соборов в различных областях нашей Родины: Владимирской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Смоленской и так далее. Есть даже за рубежом обители и святилища, основанные в честь этого святого. Среди них храм преподобного Сергия Радонежского в городе Йоханнесбурге в ЮАР и монастырь Сергия Радонежского в городе Румия, в Черногории.
Я стою на пороге храма Сергия Радонежского в нашем городе Чапаевске Самарской области. Когда я прихожу сюда, меня охватывает гордость за моих земляков, за мой народ, за то я могу прийти, мысленно поговорить, посоветоваться, иногда пожаловаться на что либо с моим почитаемым батюшкой Сергием Радонежским.
Открываю дверь и захожу… Ух! Народу1.. Здесь люди разные по духу, по мыслям в голове, по принципам и взглядам на жизнь. А цель посещения на сегодня у всех одна. Ведь сегодня необычный день. Все православные отмечают КРЕШЕНИЕ Господне.
Я смотрю и слушаю песнопение, вместе со всеми перекрестился.
В какой то момент я ощутил себя очень счастливым: ведь я нахожусь в красивейшем храме, а в этом храме и меня крестили, когда я был младенцем.
Ребёнком был и Сергий Радонежский.
Когда доподлинно произошло рождение Сергия Радонежского, неизвестно. Зато до нас дошли точные исторические сведения о его детской и юношеской жизни. Известно, что, еще будучи ребенком, он усердно молился.
В семье родителей Варфоломея, так в детстве звали Сергия Радонежского, было трое сыновей. Двое братьев его, Стефан и Петр, были детьми смышлёными. Они быстро освоили грамоту, научились писать и читать. А вот Варфоломею учеба никак не давалась. Сколько ни бранили его родители, ни старался образумить учитель, отрок не мог научиться читать, и святые книги были недоступны для его понимания. А затем произошло чудо: вдруг познал грамоту Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский. Варфоломей и сам не понимал, как это у него выходит, но он... читал! И скоро стал лучшим учеником в школе.
Когда ему исполнилось 12 лет, столько же сколько мне сейчас, он решил принять монашеский постриг. Кирилл и Мария против этого не возражали. Однако они поставили сыну условие: монахом он должен стать только после их смерти. Ведь Варфоломей со временем стал единственной опорой и поддержкой стариков. К тому времени братья Петр и Стефан уже обзавелись своими семьями и жили отдельно от престарелых родителей. Недолго пришлось ждать отроку: вскоре Кирилл и Мария скончались. Перед смертью они, по обычаю того времени на Руси, приняли сначала иноческий постриг, а затем схиму. После кончины родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Там принял иноческий постриг его брат Стефан, к тому времени уже овдовевший. Недолго здесь находились братья. Стремясь к «строжайшему монашеству», они на берегу реки Кончуры основали пустынь. Там, посреди глухого Радонежского бора, в 1335 году Варфоломей возвел небольшую деревянную церковь, названную в честь Святой Троицы. Из этой маленькой деревянной церковки и вырастет со временем знаменитый монастырь — Троице-Сергиева лавра.
Трудно было братьям жить в дремучем лесу — страшно и голодно. Кругом рыщут дикие звери, волки воют, зимой снега до самой крыши заметают избушку. Брат Степан не вынес трудной голодной жизни в лесу. Он простился с Варфоломеем и ушел в Москву, в большой теплый монастырь. Варфоломей остался один-одинешенек.
Шло время. Однажды вышел Сергий из избушки и видит: ходит вокруг нее большой медведь. Доброта у Варфоломея была сильнее страха. Вынес из избушки хлеб и положил на пенек. Медведь съел хлеб и ушел. Но с тех пор повадился приходить за угощением. И Варфоломей всегда по-братски делился со своим косолапым другом.
Этот эпизод из жизни Сергия Радонежского мне очень близок по духу. Мы с, братьями, а их у меня четверо, любим животных. У нас есть хомяки, попугай, несмотря на материальные затруднения. Ведь наша большая семья из семи человек: папа, мама и нас пятеро детей живём в маленькой двухкомнатной квартире.
Прошло время. Варфоломею минуло 23 года. Он выдержал все трудности и теперь точно знал, что сможет быть монахом. Он попросил знакомого игумена, то есть начальника соседнего монастыря, постричь его в монахи. Это значит — посвятить свою жизнь Богу, молиться за Русь-матушку и за всех русских людей.
Начиная новую жизнь, не похожую на жизнь остальных людей, монах и имя получает новое. Так Варфоломей стал Сергием. С этим именем он потом и вошел в историю как великий русский святой — Сергий из Радонежа. Сергии Радонежский.
Для меня Сергии Радонежский близкий человек — это тот человек, который всегда рядом: и в беде, и в радости. Конечно же я считаю своих родителей, братьев то же близкими и родными.
Когда смотрю на икону Сергия Радонежского, в уме появляется ощущение, что я знаю его уже тысячу лет. Как будто вы все время были вместе.
Близок мне Варфоломей и тем, что он очень чтил родителей и все их просьбы выполнял беспрекословно. Я тоже очень люблю своих родителей. Стараюсь быть примерной сыном: хорошо и отлично учиться, никогда не пререкаюсь, Я всегда прислушиваюсь к советам папы и мамы.
Очень много полезного и доброго для своей Родины сделал Сергий Радонежский. Главное условие непобедимости и нерушимости любой страны - в единении ее народа. Это очень хорошо понимал в свое время отец Сергий. Это также является очевидным для наших политиков сегодня. Хорошо известно о миротворческой деятельности святого. Так, очевидцы утверждали, что Сергий кроткими, тихими словами мог найти дорогу к сердцу любого человека, воздействовать на самые ожесточенные и грубые сердца, призывая людей к миру и послушанию. Нередко святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей русских объединиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя московского. Это впоследствии стало главным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Немалый вклад в победу русских в Куликовской битве внес Сергий Радонежский. Кратко рассказать об этом невозможно. Великий князь Дмитрий, получивший позднее прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтобы помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал несусветную рать, чтобы раз и навсегда поработить народ Руси. день Сергия Радонежского Люди нашей Отчизны были страхом великим охвачены. Ведь никому еще не удавалось побить вражеское войско. Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину - дело богоугодное, и благословил его на великую битву. Обладая даром предвидения, святой отец предрек Дмитрию победу над татарским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя. Даже тогда, когда Великий князь увидел несметную вражескую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.
Отец Сергий перенес большие мытарства и трудности.
Так же как Сергий Радонежский, наша церковь в городе Чапаевске за свою историю прошла «огромные испытания».
Храм Преподобного Сергия Радонежского находится в центре города, недалеко от железнодорожной станции. К нему, сойдя с электрички, можно дойти пешком по улице Железнодорожной. На повороте на ул. Комсомольская храм открывается неожиданно - и захватывает дух от его величественной, яркой красоты. Снаружи это византийско-русский стиль, внутри - чисто византийский: колонны, купол на своде. Еще 26 октября 1912 года на офицерском собрании Сергиевского завода прозвучало предложение начальника гарнизона генерал-майора В.П. Иващенко о возведении в поселке Иващенково (ныне г. Чапаевск) церкви.
Предложение единогласно признали необходимым, несмотря на то, что в окрестных селах, Титовке и Томылово, были свои храмы (Михаила Архангела и Казанско – Богородицкий), и при желании рабочие и служащие могли их посещать, а для военных чинов завода существовала молитвенная комнатка в здании офицерского собрания.
Храм посвятили Святому Сергию в связи с тем, что святой Сергий считался покровителем русского воинства: ведь в то время, когда строилась церковь, шла Первая мировая война, на фронте гибли люди, а на Руси всегда существовал обычай строить храмы в честь погибших защитников Отечества.
Проектировать и строить храм поручили бывшему главному архитектору Самары Дмитрию Александровичу Вернеру, который был принят по вольному найму в штат Сергиевского завода с 1 марта 1915 года.
Проект церкви стоимостью 50 тысяч рублей был утвержден 19 декабря 1915 года. Строительство предполагалось начать весной 1916 года, после того как будет подготовлена площадка для строительных работ.
Революционные события в стране и в городе на время прервали работы. Однако в 1918 году храм все–таки был достроен, правда, ценой удешевления проекта, а также благодаря обращению верующих к правительству с просьбой о разрешении завершить возведение храма.
Прихожане все-таки получили новую церковь. Это стало большим событием для всего поселка. Как будто бы парил над городом этот храм, - вспоминают старожилы. Стал храм гордостью жителей города. Но никто тогда и не догадывался о печальной судьбе российских храмов, которую уготовила им новая власть.
23 августа 1921 года в книге метрических выписей церкви Сергия Радонежского была сделана последняя запись, и функция записи актов гражданского состояния перешла к новой государственной структуре. Но церковь продолжала действовать. Службы в ней шли вплоть до 1926 года, когда последовало распоряжение местных властей о закрытии храма.
В 1929 году вслед за запретом колокольного звона горсовет решает совсем снять колокола, а металл использовать для отливки памятника В.И. Чапаеву, который предполагалось установить в нашем городе в ознаменование 12-й годовщины гибели красного командира.
Колокола пошли в дело увековечивания героев революции, а вот снести верх здания церкви не получилось - даже взрывчатка не помогла: строители храма работали на совесть. Скульптурную группу, символизирующую подвиг легендарной 25-й дивизии В.И. Чапаева, установили в областном центре (г. Самаре на театральной площади), а в Чапаевске памятник попроще.
Храм Сергия Радонежского становится «Домом обороны». В здании храма проводятся занятия военно-спортивных кружков, устроили тир. Но некоторым стрелкам хотелось пострелять в совсем другие мишени, и они пристреливали свои ружья в один из мозаичных крестов на южной стене храма. Там до сих пор видны повреждения от пуль.
С началом Великой Отечественной войны вокруг здания появились оборонительные дзоты, на звоннице были установлены зенитные пушки, а в подвале находились снаряды к ним. Кроме того, храм служил еще и овощехранилищем. Как объект оборонного значения здание охраняли солдаты местного гарнизона.
После Победы необходимость в Доме обороны как-то сама собой отпала. Здесь уже не проводилось никаких занятий, сняли охрану, увезли снаряды и пушки. На протяжении нескольких лет забытый храм стоял одиноким и пугающим своей заброшенностью. Здание, лишенное человеческой заботы и внимания, начало стремительно разрушаться.
И тогда вновь случилось чудо. Летом 1948 года город был взбудоражен слухами о том, что за ночь обновились все иконы, сохранившиеся на здании бывшего храма Сергия Радонежского.
Сотни людей побежали к церкви, чтобы увидеть чудо собственными глазами. Рассказывают, что одна пожилая женщина подошла к иконе, и прямо у нее на глазах икона начала обновляться. Слух о чапаевском чуде быстро разнесся по области. Началось паломничество к храму…
Однако во времена атеизма не принято было признавать чудеса. В школах срочно были проведены уроки, на которых преподаватели попытались развенчать миф о нерукотворном обновлении икон. Детям было объявлено, что священники сами всю ночь мазали иконы особым химическим составом, чтобы наутро они «якобы обновились». Даже отъявленные атеисты и скептики усомнились в справедливости слов учителей и впервые поняли, что не все события на свете можно объяснить с научной точки зрения…
В создавшейся ситуации местные власти решили здание храма переделать в Дом пионеров. Под сводами бывшей церкви появились строители – они сделали ремонт и перепланировку внутренних помещений здания. Так весной 1952 года здание после реконструкции стало гордо именоваться «Дворец пионеров». В бывшем храме зазвучали детские голоса. Но они пели не церковные псалмы, а пионерские песни.
Чтобы никто не сомневался в назначении здания, на уцелевший шпиль церкви водрузили красную звезду, на крыше появились скульптурные изображения пионера и пионерки, а лики святых, во избежание дальнейших чудес, закрыли панелями с пионерской же символикой. Панели крепились на штырях, которые безжалостно вбили прямо в центр икон.
Был у этого дворца один, и очень существенный, недостаток – много кружков, много желающих в них заниматься, а комнат в здании, казавшемся снаружи таким большим, всего пять! Каждый квадратный метр был на учете! Не помог и капитальный ремонт, который был произведен в 1984 году. После очередного прибавления кружков стало окончательно ясно, что детям нужно другое здание.
Моя мама, будучи пионеркой, посещала «Дворец пионеров».
20 сентября 1990 года Чапаевский городской Совет народных депутатов тогда еще Куйбышевской области передает здание бывшей церкви верующим. Начались реставрационные работы.
Полгода в церкви шла непрерывная работа по очищению здания, по подготовке его к служению людям в первоначальном качестве. Каждый верующий хотел внести свою лепту, приобщиться к великому делу возрождения храма. Настоятелем прихода был назначен отец Сергий (в миру – Сергей Геннадиевич Куликов).
Под свое покровительство взял храм архиепископ Самарский и Сызранский отец Евсевий. Он же и освятил в апреле 1991 года церковь в честь святого преподобного Сергия Радонежского.
А в 2005 году меня и покрестили в этой церкви.
Для меня Церковь - это дом Господень. Я считаю, что вера в Бога, избавляет нас от вредных суеверий и заблуждений. В церкви я получаю помощь и духовную поддержку. чувствую себя в безопасности.
Я хочу быть таким же самостоятельным, упорным и одержим как Сергий Радонежский. Я постараюсь жить достойно: сам себе готовить, много трудиться, надеяться только на себя.
Когда у меня возникают трудности, я мысленно обращаюсь к отцу Сергию, обращаюсь к Богу. Я чувствую силу молитвы. Она придает мне силы, а пример силы духа отца Сергия помогает преодолеть мои проблемы.
Во все времена люди делились на тех, кто верует в Бога и кто не верует в него. Я верую в силы Всевышнего и знаю, что он есть и все в его руках. Те, кто не верят, часто говорят о том, что если бы увидели Бога, то, несомненно, поверили бы в него. Однако нельзя говорит о том, что существует лишь то, что мы видим собственными глазами. А как же чувства, которые мы испытываем? Мы ведь не видим любовь, ненависть, страх. Мы просто это чувствуем и верим, что это есть.
Также и с Богом. Мы не видим его, но должен быть кто-то там, наверху, кто создал весь этот мир и нас в том числе. Он придумал мир таким, какой он есть. Я верю, что все в руках Всевышнего. Вера в Бога придает мне силы и уверенность двигаться по жизни. Я знаю, что есть кто-то к кому я могу обратиться со своими молитвами. Даже если не сбудется то, о чем прошу, по крайней мере, у меня есть надежда. Если не сбылось, значит на то воля Господа.
Вера в Бога делает человека добрее, искреннее и вообще помогает жить. В трудной ситуации вера по-настоящему помогает мне. Я знаю, что есть кто-то, кого мы не видим, но этот кто-то оберегает тех, кто живет по совести. Поэтому я стараюсь никому не делать зла, помогать близким и верю, что мне это когда-нибудь воздастся.
Лица верующих людей излучают добро и свет..
Жизнь Сергия Радонежского - это беспримерный подвиг служения Богу и Отечеству. Известно, что дожил он до глубокой старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на суд Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Своих учеников он призвал прежде всего «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную».
Балобин Василий, 12 лет,
Самарская область, г.о. Чапаевск.
Куратор:
Клычкова Елена Викторовна,
Учитель истории и оществознания.
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
По морям вокруг Земли
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Круговорот воды в пакете