Исследовательский проект "А знаем ли мы фразеологизмы?"
Вложение | Размер |
---|---|
Фразеологическое лото | 733.5 КБ |
Проект - исследование «А знаем ли мы фразеологизмы?» | 337.59 КБ |
Слайд 1
ГБОУ СОШ пос. Коммунарский «Фразеологическое лото» Выполнила: ученица 4 кл., Шалимова Д. Руководитель: Шалимова О. В.Слайд 2
Актуальность Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял фразеологические обороты. Но не всегда мы задумываемся о том, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения. С появлением компьютеров, Интернета многие ребята перестали интересоваться изучением русского языка и совершенствованием речи. В связи с этим мне стало интересно – а насколько знают фразеологизмы наши сверстники.
Слайд 3
Цель – выяснение, какие фразеологические обороты знают учащиеся, употребляют ли их в устной и письменной речи. З адачи : 1. Изучить теоретический материал; 2.Провести анкетирование учащихся 3-4 класса по данной теме; 3. Проанализировать данные и сделать выводы; 4.Создать фразеологическое ЛОТО (словарь) класса; 5.Познакомить с результатами проекта учащихся начальной школы.
Слайд 4
Гипотеза : из числа фразеологизмов, которые употребляют взрослые и дети, есть такие выражения, значения которых школьники не понимают.
Слайд 5
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить синонимом, одним словом.
Слайд 6
Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Фразеологизмы – это средства выразительности языка , они делают нашу речь эмоциональной выразительной и яркой.
Слайд 7
«Хромое слово – кривая речь» Русская пословица.
Слайд 8
Практическая работа. АНКЕТИРОВАНИЕ • Для исследования учащимся было предложено 8 фразеологических оборотов. Взять себя в руки Вставлять палки в колеса Сесть в калошу Витать в облаках Тянуть кота за хвост Как две капли воды Плясать под чужую дудку Водить за нос
Слайд 9
Практическая работа. АНКЕТИРОВАНИЕ • Проанализировав устойчивые выражения, ребята должны были ответить на 3 вопроса: Слышал ли ты этот фразеологический оборот? Употребляешь ли его в своей речи? Объясни значение этих фразеологических оборотов.
Слайд 10
Результаты анкетирования
Слайд 11
Проведенная анкета ПОДТВЕРЖДАЕТ ГИПОТЕЗУ. ПРОБЛЕМА: среди фразеологизмов, которые употребляют взрослые и дети, есть такие выражения, значения которых школьники не понимают.
Слайд 12
Фразеологические словари
Слайд 13
Практическая работа. • Для того чтобы мы, школьники, лучше знали русский язык, могли употреблять в своей речи фразеологизмы, необходимо разъяснить, что же такое фразеологизмы, с какой целью мы их употребляем, происхождение и значение некоторых фразеологизмов. Поэтому, следующий этап - создание своего фразеологического ЛОТО (словаря).
Слайд 14
Практическая работа. Разработка правил, целей и условий игры. Правила: В лото могут играть от 2 до 16 игроков. Играющие получают игровые поля (на каждом из них изображены две иллюстрации и два объяснения фразеологических оборотов). У ведущего – 64 карточки (32- на белом, 32- на желтом фоне), содержащие 32 фразеологических оборота. Побеждает тот, кто первый безошибочно закрывает игровое поле.
Слайд 15
Подведение итогов. Игра готова. Задачи проекта выполнены. Приглашаем поиграть!!!
ГБОУ СОШ пос. Коммунарский
ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
СЕКЦИЯ “НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ”
Исследовательский проект
Тема: «А знаем ли мы фразеологизмы?»
Исполнитель: Шалимова Д.,
ученица 4 класса
Руководитель: Шалимова О. В.,
учитель начальных классов,
высшая категория
пос. Коммунарский
2016 г.
Введение
Русский язык чрезвычайно богат меткими и образными устойчивыми оборотами речи. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Часто на уроках мы слышим «зарубите себе на носу» - если материал важный и его надо обязательно запомнить. Опять «воды в рот набрал», «язык проглотил»! - говорит мама, когда ребенок молчит и не может ответить на ее вопрос. Ты «оказал медвежью услугу»,- произносит Елена Александровна, когда звучит подсказка на уроке. Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда нужно образно выразить своё отношение к данному факту: одобрительное, пренебрежительное или насмешливое.
Актуальность: Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял фразеологические обороты. Но не всегда мы задумываемся о том, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения. С появлением компьютеров, Интернета и социальных сетей многие ребята перестали интересоваться изучением русского языка и совершенствованием речи. Все меньше детей может не то что красиво и образно изъясняться, но и даже грамотно писать. В связи с этим мне стало интересно – а насколько знают фразеологизмы наши сверстники.
Поэтому, я поставила перед собой цель – выяснение, какие фразеологические обороты знают учащиеся, употребляют ли их в устной и письменной речи.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:
Я выдвинула гипотезу: из числа фразеологизмов, которые употребляют взрослые и дети, есть такие выражения, значения которых школьники не понимают.
В своей работе я использовали следующие методы:
Думаю, что эта тема будет актуальна во все времена, так как знание родного языка, его богатств необходимо каждому.
Основная часть
Фразеологизмы – это устойчивые выражения с самостоятельным значением. Каждое отдельное слово, потеряло своё первоначальное значение. Они приобрели совсем иной, общий для них смысл. Например, в значении фразеологического оборота «заваривать кашу» никакой еды нет, во фразеологизме «золотые руки» нет ничего, сделанного из золота.
1.Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что ещё зовутся устойчивыми словосочетаниями. Нельзя произнести беречь как зрачок глаза вместо беречь как зеницу ока.
2.Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:
сломя голову – быстро, рукой подать – близко.
3.Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл.
Часто прямое выражение превращается в переносное. Фразеологизмы нельзя понимать буквально, иначе речь становится комически-бессмысленной.
Язык достался нам в наследство от многих поколений людей как самое дорогое богатство. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче он выражает свою мысль. «Хромое слово – кривая речь» - говорит русская пословица.
Практическая часть моей работы состоит из нескольких этапов.
На первом этапе выясняю, что знают о фразеологических оборотах учащиеся 3-4 классов нашей школы. Для этого проведено анкетирование.
Для исследования учащимся было предложено 8 фразеологических оборотов. Проанализировав устойчивые выражения, они должны были ответить на 3 вопроса:
Фразеологический оборот | слышал | употребляю | значение |
Взять себя в руки | |||
Вставлять палки в колеса | |||
Сесть в калошу | |||
Витать в облаках | |||
Тянуть кота за хвост | |||
Как две капли воды | |||
Плясать под чужую дудку | |||
Водить за нос |
Если исходить из полученных данных, около 67% учащихся слышали эти фразеологизмы, но используют их в своей речи только 42 % детей.
Самое большое затруднение вызвало как раз задание под номером 3. Оказалось, что примерно только 22 % опрошенных действительно понимают смысл данных оборотов. Получается, что 20 % учащихся употребляя фразеологизмы в своей речи, не понимают их смысл и, поэтому, употребляя их, садятся в галошу.
Проведенная анкета ПОДТВЕРЖДАЕТ НАШУ ГИПОТЕЗУ: среди фразеологизмов, которые употребляют взрослые и дети, есть такие выражения, значения которых школьники не понимают. И это только на примере 8 фразеологизмов.
Итак, для того чтобы ребята лучше знали русский язык, могли употреблять в своей речи фразеологизмы, им необходимо разъяснить, что же такое фразеологизмы, с какой целью мы их употребляем, происхождение и значение некоторых фразеологизмов. Поэтому,
следующий этап - создание своего фразеологического ЛОТО (словаря).
Вот какие фразеологические словари я нашла в библиотеке и у преподавателя русского языка Салдаевой Г. В.
Думаю, такие издания не могут заинтересовать учащихся начальных классов (мелкий шрифт, без иллюстраций, а все примеры употребления фразеологизмов в литературе приведены из произведений, изучаемых в старшей школе).
Цель создания нашего ЛОТО (словаря) - познакомить ребят с различными фразеологическими оборотами (их в игре - 32). В ходе работы обращались с родителями к ИНТЕРНЕТУ, фразеологическим словарям под редакцией Степановой М.И., Жукова В.П., беседовали с близкими, учителями. А, самое главное, исследовали детскую литературу.
Заключение
Фразеологизмы окружают нас с самого детства т.к. встречаются во многих произведениях для детей. В ходе работы получен вывод: далеко не все ребята в начальной школе имеют представление о том, что такое фразеологизмы, а уж тем более не могут объяснить их значение. Достаточно мало моих сверстников употребляют фразеологизмы в своей речи. Я надеюсь, что проект-исследование поможет ребятам увидеть богатство и разнообразие фразеологизмов, ведь благодаря им увеличивается словарный запас, речь становится более образной, яркой и эмоциональной.
Задачи проекта выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Список источников информации
Воздух - музыкант
Ветер и Солнце
Кто самый сильный?
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Плавает ли канцелярская скрепка?