В данной работе проводится анализ рассказа С.Стрельцова "Тургеневская девушка" а даётся интерпретация образа главной героини рассказа Сьюзи.
Вложение | Размер |
---|---|
interpretatsiya_obraza_turgenevskoy_devushki.doc | 117.5 КБ |
IX ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ЭКОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЭКО»
_____________________________________________________
Секция: литературоведение
Тема: Интерпретация образа «тургеневской девушки» в рассказе С.Стрельцова «Тургеневская девушка».
Автор: Кармелаева Дарья Григорьевна
Научный руководитель: Кезина Елена Витальевна
Место выполнения работы: МОУ «Лицей №230» г. Заречный Пензенской обл.
2011
Содержание.
Предисловие 3
I. Введение 4
II. Основная часть 5
1.1. Образ Аси из одноимённой повести 7
1.2. Образ Лизы Калитиной из романа «Дворянское гнездо» 8
1.3. Образ Натальи Ласунской из романа «Рудин» 9
1.4. Образ Елены Стаховой из романа «Накануне» 11
1.5. Основные черты характера «тургеневскойдевушки» 12
2. Характеристика главной героини рассказа С.Стрельцова «Тургеневская девушка» 13
III. Заключение. 15
Послесловие 16
Список использованных источников и литературы 17
Приложение 18
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Одной из главных проблем нашего времени является проблема нравственного и культурного падения людей. В современном обществе больше ценятся такие качества, как хитрость, изворотливость, умение льстить и наживать деньги, часто нечестным путем. Мы больше уважаем человека богатого материально, чем богатого духовно. Но почему такие качества, как благородство, доброта, милосердие, сострадание, стремление к самосовершенствованию стали неактуальны?
Наверное, одной из главных причин можно считать сокращение читающих людей. Ведь книги – один из основных источников духовного обогащения человека. В них заложен опыт многих поколений людей. Они учат нас мыслить, анализировать чужие ошибки, а следовательно – не делать их в своей жизни. По – моему, произведения русских классиков лучше всего подходят в этом плане. В произведениях А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и других так много действительно умных и нравственных мыслей. Их герои – настоящие образцы для подражания.
Так же и в произведениях И. С. Тургенева есть свои герои- идеалы. Это так называемые «тургеневские девушки», которые олицетворяли в себе все самые лучшие качества, которыми должна обладать настоящая женщина. Они стали примерами для многих поколений женщин, оставивших свой след в истории.
I. ВВЕДЕНИЕ.
Иван Сергеевич Тургенев является одним из общепризнанных гениев российской литературы. Его произведения живут и будут жить в веках, давая читателям и критикам возможность для мыслей и рассуждений о вечных философских вопросах. Ему принадлежит выдающееся место в развитии русской литературы XIX века. Именно с именем И.С. Тургенева связано литературоведческое понятие «тургеневская девушка». Оно возникло прежде всего для обозначения ряда героинь И.С. Тургенева. А уже в двадцать первом веке (2008 г.) в журнале «Нева» появился рассказ современного писателя Сергея Стрельцова, который называется «Тургеневская девушка». Это свидетельствует о том, что творчество И.С. Тургенева не только не потеряло интереса у читателей, но и является актуальным по сей день.
В ходе предварительного обсуждения нами была выдвинута следующая гипотеза: если рассказ С. Стрельцова называется «Тургеневская девушка», значит в нем мы можем увидеть совпадение черт главной героини с общепризнанным понятием «тургеневской девушки».
Чтобы проверить верность гипотезы мы поставили перед собой следующие задачи:
В ходе работы мы познакомились с работами следующих авторов: Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова, С.Н.Лапиной. Кроме того обратились к словарю школьника «Литературные герои» и Энциклопедии литературных героев, но исчерпывающего ответа на поставленный нами вопрос не нашли.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Анализ понятия «тургеневская девушка».
Значимость женских персонажей у Тургенева была отмечена еще его современниками. В свое время Н.А.Добролюбов, анализируя роман «Накануне», подчеркнул, что в нем главное лицо - Елена, и по отношению к ней должны мы разбирать другие лица (1:57). Эту мысль, несомненно, поддерживал и сам автор, о чем свидетельствует тот факт, что во французском переводе роман назывался «Елена», а название было одобрено самим автором.
Исследование женских характеров в творчестве Тургенева не раз привлекало внимание ученых.
В типологии женских образов тургеневских романов принято выделять два типа женских образов (7: 2-3). Первая группа - те, кто живут собственными интересами, ибо сосредоточены на себе (хотя это может, конечно, по-разному выражаться). Это такие женщины, как Одинцова и Ротмирова. И вторая группа - это именно тургеневские девушки, мысль которых все время обращена к жизни, страданиям других. К ним относят следующих героинь: Асю, Лизу Калитину, Наталью Ласунскую, Елену Стахову.
Образ тургеневской девушки развивает пушкинскую традицию «идеального женского типа». По отношению к этим героиням справедливо утверждение Г. Б. Курляндской о том, что их «натура лишена противоположных начал, в той или иной степени отличается цельностью, поэтому их поведение, определяемое натурой, всегда однозначно и не страдает неожиданными поворотами».
Изучение психологии русского человека, его внутреннего мира, русского национального характера увлекало писателя Ивана Сергеевича Тургенева. «Красота разлита всюду... Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности», — писал он в свое время Полине Виардо. В 50-е годы XIX века писатель был проникнут беспокойным желанием художника постичь тайны бытия, жизни и смерти, вечной природы, прекрасного.
В своих повестях тех лет Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность: «... что такое русская женщина? Какая ее судьба, ее положение в свете - словом, что такое ее жизнь?» Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она «многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит». Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: «и счастье, и любовь, и мысль», - героя, который способен изменить ход жизни, противостоять «людской пошлости». Поверив в героя, героиня Тургенева «благоговеет перед ним... учится, любит».
Образ тургеневской девушки не был неподвижным. От повести к повести типическое обобщение, которое нес в себе этот образ, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном — в отношении к идеалу жизни. Это девушки, исполненные радужных, «крылатых надежд», впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей. В «Асе» (и других повестях, например в «Первой любви») Тургенев психологически точно описал, как в юном сердце, впервые полюбившем, обостряются все чувства, и героиня видит, ощущает поток жизни, его незаметное течение.
1.1. Образ Аси из одноименной повести.
Идеалом истинно «тургеневской» девушки можно назвать Асю, героиню одноименной повести.
Главная героиня - это ярчайший образ в литературе (8: 40-41). Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита».
Жизнь Аси складывается трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Воспитывалась в доме отца как барышня, но быть его наследницей не могла. Всё это откладывает отпечаток на её характер. Она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах.
Но она не разлюбила жизнь, более того она хотела оставить свой след в истории. «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит героиня. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица. Ей нравятся романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин».
Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность (6: 273-274, 7: 4). Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура.
Тургенев рассказывает о том, как ее впервые охватывает любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее, и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н.Н. Но его эти вести пугают, и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой. Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается о робкую симпатию Н.Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Не вполне ясные объяснения Н.Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город. Ее странное поведение, сила, с которой она влюбилась в Н.Н., поражает нас, а судьба Аси, та драматичность, с которой она рассталась с Н.Н., заставляет нас посочувствовать ей. Но больше всего изумляет ее отношение к жизни, те цели, которых она хочет добиться, то, что она стремится достичь чего-то в жизни. Ася мечтает «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг». Это отличительная черта ее характера – жажда деятельности.
1.2. Образ Лизы Калитиной из романа «Дворянское гнездо».
Главную героиню романа «Дворянское гнездо» Лизу Калитину относят к типичному образу «тургеневской девушки». Д.И.Писарев считал ее одним из самых грациозных женских образов Тургенева (5: 273-274). Это духовно одаренная девушка, ищущая натура, кристально чистая и честная. В Лизе совмещается покорность, смирение и твердая воля. Ее воспитанием родители не занимались, поэтому она и отличается от них. Лиза много размышляет, всякая несправедливость больно ранит ее сердце. Это приводит её к мысли, что люди ведут бессодержательную жизнь. Однако будучи мало образованной, она неправильно определяет смысл жизни, деятельности. «Любить всех, и никого в действительности» - вот ее девиз. В фальши и несовершенстве мира Лиза убеждается на примере своей семьи. Образ Лизы достаточно противоречив (3: 251,253). Автор не дает внутреннего монолога героини, но дает ее психологический рисунок: через восприятие других персонажей, портретную зарисовку. Тургенев все время сопоставляет поступки Лизы, диктуемые ее нравственным долгом, ее слова о смирении. Писатель дает понять, что аскетическая мораль приводит Лизу к отказу от счастья, но она тоскует по нормальной жизни. Жажда любви, счастья у нее остаётся. В силу обстоятельств она не может быть вместе с любимым, поэтому решает уйти в монастырь. Объясняет свое решение Лиза так: «Кончена моя жизнь с вами. Счастье ко мне не шло, даже когда у меня были надежды на счастье. Я все знаю, и свои и чужие грехи, и как папенька наше богатство нажил; я знаю все. Все это отмолить надо. Чувствую я, не жить мне здесь, отзывает меня что-то, тошно мне, хочется запереться навек».
1.3. Образ Натальи Ласунской из романа «Рудин».
Еще одной яркой представительницей типа «тургеневской девушки» является героиня романа “Рудин” — Наталья Ласунская.
Это типичная героиня тургеневской прозы: воспитанная, скромная, нежная, не по годам умная, с богатым внутренним миром, а главное — способная на большие и искренние чувства, на самопожертвование во имя любви.
Основными занятиями Натальи, как и ее ровесниц из дворянских семей, являются прогулки, вышивка по канве, чтение: автор отмечает; что она читала не только исторические книги и назидательные сочинения, но и — тайно от матери и гувернантки — Пушкина. Кроме того, Наталья увлекалась лошадьми и, по словам автора, “училась прилежно, читала и работала охотно”.
С первых строк заметна симпатия автора к Наталье. Рисуя ее портрет, он говорит, что “с первого взгляда (Наталья) могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты лица ее были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки”. Описывая внешность Натальи, автор делает акцент на выражении ее лица, которое почти всегда отражало “внутреннюю работу мыслей”: “она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало”.
Сам Тургенев неоднократно отмечает, что его героиня вовсе не юная, неопытная девушка, и уж тем более не “холодная”, непреступная дворяночка. Данная мысль подтверждается после встречи Натальи и Рудина. Как и на многих других, красноречивый Рудин произвел на Наталью огромное впечатление, но ее чувства далеки от простого любопытства и слепого восхищения. Она увидела в Рудине человека с богатой душой и интеллектом, способного на яркие, значительные, приносящие несомненную пользу поступки. Именно в этом (то есть в способности к полезной деятельности) она и убеждала его во время многочисленных разговоров, чем, сама того не зная, лелеяла самолюбие Рудина, возвышая его в его же собственных глазах.
Но Рудин повел себя как слабовольный и неуверенный человек в ситуации, которая требовала от него мгновенного и решительного поступка. Он посоветовал Наталье покориться судьбе и воле матери тогда, когда сама Наталья ставила на кон свою жизнь, благополучие и готова была на все, только бы быть с любимым человеком. Как прекрасна Наталья в своем естественном порыве при последней встрече с Рудиным, и как низок и жалок сам Рудин, даже не сделавший попытки изменить что-либо или хотя бы дать надежду.
Даже будучи в расстроенном состоянии, Наталья находит в себе силы сказать Рудину замечательные слова: “...я до сих пор вам верила, каждому вашему слову верила... Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что люблю вас, я знала, что значит это слово; я на все была готова... Теперь мне остается благодарить вас за урок и проститься”.
В нескольких строках выражена боль разочарования, печаль и смирение, которые довелось пережить многим героиням произведений русской литературы (в первую очередь вспоминается пушкинская Татьяна Ларина), но тургеневским девушкам — в особенности.
1.4. Образ Елены Стаховой из романа «Накануне».
Елена Стахова — героиня романа И.С.Тургенева «Накануне» (1860). Автор изображает тип новой женщины, которая проходит путь от безотчетных порывов и неудовлетворенности привычным укладом жизни до самостоятельного выбора своей судьбы, до самопожертвования во имя родины ее мужа, Дмитрия Инсарова, борца за независимость Болгарии. Елене свойственны мечтательность, нравственная чистота, но у нее, в отличие от предшественниц, готовность к подвигу соединяется со способностью его совершить.
Елена Николаевна натура незаурядная. Ей только что исполнилось двадцать лет, она привлекательна: высокого роста, с большими серыми глазами и темно-русой косой. Во всем ее облике есть, однако, что-то порывистое, нервическое, что нравится не каждому. Ничто никогда не могло удовлетворить ее: она жаждала деятельного добра. С детства тревожили и занимали ее нищие, голодные, больные люди и животные. Когда ей было лет десять, нищая девочка Катя стала предметом ее забот и даже поклонения. Родители очень не одобряли это ее увлечение. Правда, девочка скоро умерла. Однако след от этой встречи в душе Елены остался навсегда. С шестнадцати лет она жила уже собственной жизнью, но жизнью одинокой. Ее никто не стеснял, а она рвалась и томилась: «Как жить без любви, а любить некого!»
Добролюбов не случайно придавал в романе «Накануне» большое значение образу Елены. Он считал ее настоящей героиней, во многом возвышающейся над Натальей Ласунской и Лизой Калитиной; по силе характера он ставил в один ряд с Еленой только Катерину из драмы Островского «Гроза». Елене свойственны необычайная жажда деятельности, целеустремленность, способность пренебречь мнением и условностями окружающей среды и, главное, непреодолимое стремление быть полезной народу.
1.5. Основные черты характера «тургеневской девушки».
Проанализировав эти образы, мы можем выделить общие черты, характерные для понятия «тургеневская девушка». Героини наделены доброй и чуткой душой, которая откликается на все прекрасное. И Лизе, и Асе, и другим героиням присуще чувство долга, их поступки можно назвать нравственными.
Ася не побоялась первой признаться в любви Н. Н., хотя в то время это было верхом неприличия, настолько сильно она любила. А Лиза, поняв, что не может быть вместе с любимым, бросает все и уходит в монастырь.
Все героини готовы на все ради любви. Но Ася горда, поэтому после объяснения с Н. Н. она немедленно уезжает в неизвестном направлении. Лиза, уйдя в монастырь, жертвует собой ради счастья других.
Каждая героиня живет мечтой о будущем, они строят планы, стараются воплотить их в жизнь.
Тургеневские девушки сами принимают все решения, будь то отъезд в другую страну или уход в монастырь, и вполне осознают ответственность перед другими людьми за свои поступки.
Главные герои неслучайно влюбляются в тургеневских девушек. Их душа покоряет всех.
Таким образом, общими чертами характера всех тургеневских девушек можно назвать следующие черты:
2. Характеристика главной героини рассказа С. Стрельцова
« Тургеневская девушка».
Сергей Стрельцов – современный русский писатель. Автор многих известных произведений. Родился в 1971 году. В 1991 году создал первый в истории мультимедиа учебник английского языка для детей. Был главным редактором Интернет-портала « The Saint George Journal». Живет в Москве (2: 88). Считается одним из лучших православных писателей современности.
Сергей Стрельцов в своем рассказе «Тургеневская девушка» представляет нам свое видение «тургеневской девушки» в образа главной героини рассказа – молодой американки Сьюзи.
Сьюзи - главная героиня рассказа. Это молодая американка, сирота. Она не знает своего отца, а мать умерла. Девушка провела все детство в приюте. Здесь она познакомилась с творчеством И. С. Тургенева и буквально влюбилась в его произведения. Для нее образ «тургеневской девушки» становится идеалом, которому она хочет следовать. Сьюзи начинает изучать русский язык, чтобы прочитать произведения своего любимого писателя в оригинале.
В надежде реализовать свою мечту она едет в Россию, где и находит счастье.
Сьюзи – неординарная и исключительная личность. Как это обычно было с героинями Тургенева, у девочки тяжелая судьба. С самого рождения она осталась одна, все детство прошло в детском доме. Одиночество приучило девушку рассчитывать только на себя. Героиня очень упорна в достижении своей цели. Она решает выучить русский язык- и она это делает, хотя было очень трудно. Сьюзи долго работает над произношением и ударением, для того чтобы совершенствовать свои навыки она даже устраивается няней в русскоговорящую семью. Мы видим то же упорство в Асе, когда она решает во что бы то ни стало быть вместе с любимым.
К тому же Сьюзи еще и творческая натура. Она пишет прекрасные стихи и прозу. Это ее способ самовыражения. Ее стихи печатаются в известном журнале, а влиятельный сайт признает ее поэтом года (4: 5, 8-9). Хотя мы не можем сказать ни об одной героине Тургенева, что она была поэтессой или писательницей, но стремление к самовыражению у них тоже было. Лиза нашла себя в религии. А Ася еще находилась в поиске. Она была то серьезной и чопорной, то веселой и резвой. Неслучайно Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!» Сьюзи, как и Ася и Лиза, свято верит в свои силы. Для них всех характерно стремление к деятельности, желание сделать что-нибудь полезное для других. Если Ася мечтает совершить какой-нибудь подвиг, то для Сьюзи этим подвигом становится возможность ухаживать за своим женихом, бедным художником-инвалидом.
Наивность – еще одна отличительная черта героини рассказа Стрельцова, приближающая ее к тургеневским героиням. Можно заметить, что, несмотря на все суровые жизненные испытания, эти девушки сумели сохранить в себе лучшие чувства и мысли. Но детская мечтательность и доверчивость не приносят счастья Асе и Лизе, а Сьюзи, наоборот, помогают осуществить мечту.
Сергей Стрельцов неслучайно называет рассказ именно «Тургеневская девушка». И в названии, и в самом рассказе скрыт глубокий смысл. Показывая нам эту девушку, автор рисует образ человека, для которого важна не материальная, а духовная сторона жизни. Это характерно и для героинь Тургенева. В наш век, в котором всем заправляют деньги, люди чаще всего стремятся приобрести материальное благополучие и построить карьеру, а духовные запросы оставляют на втором плане. Но писатель С.Стрельцов нам показывает, что еще остались бескорыстные люди, для которых материальное благополучие не имеет значения. Автор заставляет нас невольно задуматься над тем, ради чего мы живем, над смыслом нашего существования. Сделав свою героиню американкой, автор говорит, что черты «тургеневской девушки» присущи не только русским женщинам. Это общечеловеческие черты, свойственные людям всех народов и национальностей.
Таким образом, главную героиню рассказа С. Стрельцова Сьюзи можно назвать «тургеневской девушкой», так как ей присущи черты, свойственные этому типу. Только в отличие от героинь Тургенева, судьбы которых сложились трагично, Сьюзи в конце рассказа обретает свое счастье.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В своей исследовательской работе мы выявили сходство черт главной героини рассказа С. Стрельцова с общепринятым понятием «тургеневская девушка». На основании этого мы сделали вывод о том, что Сьюзи можно назвать истинно «тургеневской девушкой». Первоначальная гипотеза подтвердилась. Автор в своем рассказе продолжает традиции русской классической литературы и дает нам, читателям, уроки доброты, как это в свое время делал И.С. Тургенев. Можно сказать, что эти традиции продолжают свое существование в произведениях современных русских писателей.
Мы считаем, что данную работу можно использовать как на уроках литературы, посвящённых творчеству И.С.Тургенева, современных писателей, так и во внеклассной работе по нравственному воспитанию подрастающего поколения.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Таким образом, проблема падения нравственного и культурного уровня людей является одной из самых актуальных сегодня. И если ничего не предпринять, то в скором времени наверняка случится катастрофа.
Так что же нужно сделать, чтобы решить этот насущный вопрос? Конечно же, необходимо много читать. Книги – лучшие помощники в нравственном обогащении человека. Кроме того, необходимо сохранять традиции и обычаи, как это делает С. Стрельцов. Он сохраняет и развивает в своих произведениях традиции русской классической литературы. И поэтому необходимо включать таких современных авторов в школьную программу, чтобы уже со школьной скамьи развивать в детях лучшие человеческие качества.
Список использованных источников и литературы.
1. Добролюбов Н.А. Собр.соч.: В 9 томах. Т.2. М-Л, 1962.
2. Журнал «Нева» 2008 №10.
3. Классика для школы. И.С.Тургенев «Дворянское гнездо». Изд-во: «Стрекоза-пресс», 2002.
4. Лапина С.Н. Дискурсивный анализ рассказа С.Стрельцова «Тургеневская девушка» www. revolution.allbest.ru
5.Писарев Д.И. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова» соч. в 4 томах. Т.1, статьи и рецензии 1859-1862г. М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1955.
6. Словарь школьника «Литературные герои». Изд-во: «Современник», 1988.
7. Типология и своеобразие женских образов в произведениях И.С. Тургенева. revolution.allbest.ru
8. Энциклопедия литературных героев. Изд-во: «Аграф», 1998.
10. www. revolution.allbest.ru
Приложение.
С.Стрельцов
Тургеневская девушка
Сьюзи родилась сиротой, отец бросил ее мать, когда узнал, что та беременна. А мать ее умерла родами. С рождения Сьюзи скиталась по приютам, но ничуть не унывала. В шесть лет она выучила буквы и стала писать стихи.
Казенная еда, одежда и жилье нисколько не смущали ее, она чувствовала себя поэтессой. Она читала свои первые опыты и в классе, и в церкви, и в библиотеках, когда там проходили дни молодых поэтов. Любимым ее поэтом был царь Давид, выше него она ставила одного лишь Иисуса Христа, считая молитву Господню самым прекрасным стихотворением.
Когда ей исполнилось двенадцать, она решила попробовать печататься. Разослала свои стихи в журналы через Интернет. Единственным, кто напечатал ее в этот год, был Times Literary Supplement. Обычно там печатают только зрелых поэтов, а она попала на страницы издания потому, что не указала свой возраст. Она не знала этого. Отчаявшись, решила, что будет писать прозу. Чтобы решить, какую прозу следует писать, она стала читать книги известных авторов.
Когда ей было четырнадцать, в книге Генри Джеймса «Портрет леди» она прочла, что автор этой книги восторженно говорил о каком-то русском по имени Иван Тургенев, и нашла в библиотеке своего приюта книгу «Отцы и дети». Книга удивила ее уже тем, что американцы и англичане так не пишут. Она стала искать другие книги этого же автора и нашла еще две: «Рудин» и «Дворянское гнездо». Они были печально беспечальными, странными и раздразнили ее любопытство. Она решила, что ей следует выучить русский язык.
Она нашла русскую семью, где требовалось иногда сидеть с детьми, купила учебник с лазерными дисками. Алфавит она учила две недели, но на этом ее испытания не закончились. Попробовав читать, она поняла, как нелегко справиться с произношением. Трудно было все — от самых простых звуков до ударений. Через полгода регулярных разговоров с русскими и занятий в свободное время она поняла, что начинает говорить на новом для нее языке. Она стала брать русские книжки для детей и пыталась их читать, это было труднее, чем учебник. Так она узнала Пушкина, Лермонтова и Агнию Барто. Дело двигалось, и в шестнадцать лет она прочла всего Тургенева по-русски, скачивая его книги из Интернета. Радости ее не было границ. К тому же американские журналы стали печатать ее стихи и рассказы. Денег это не приносило никаких, но было приятно видеть свое слово напечатанным.
Когда она кончала школу лет, ее признали поэтом года на www.poetry.com, и она получила десять тысяч премии. На эти деньги она решила поехать летом в Россию. Собирая вещи, она написала разноцветными фломастерами в тетради: «Flight / to the sky / is / whatever / am I // dash / to the rot / is / whatever / I’m not»[1].
Стихотворение ей понравилось, и она отправилась в аэропорт. По дороге она открыла книгу — ее на прощание подарили русские, с ребенком которых она периодически сидела. В книге был аляповатый портрет какого-то старика. Она знала, что русские очень чтят такие изображения и называют их иконами. Она улыбнулась старику и сказала: «Если ты святой, то подари мне приключение». Старика звали святитель Николай.
По прилете в Москву она решила первым делом побывать на Красной площади. Не заезжая в гостиницу, направилась туда прямо из Шереметьево-2.
На площади она увидела церковь и удивилась, так как знала только про мавзолей Ленина. Она поднялась по лестнице и вошла в храм. Она нашла этого старика с иконы и сразу узнала его.
— Где же мое приключение? — спросила она весело, и ей показалось, что он улыбнулся ей в ответ.
Выйдя из церкви, она обнаружила, что рюкзак с вещами, который она оставила у входа, пропал. В рюкзаке были все ее деньги и документы, кроме паспорта, который лежал у нее в кармане джинсов. Она заплакала не сразу, но когда зарыдала, зарыдала всерьез.
Что делать, она не знала.
Шла и рыдала. У стены Исторического музея сидели на скамеечке двое. Один был одет и загримирован под Ленина, другой — под Маркса.
Видя, что она рыдает в голос, Ленин встал и подошел к ней.
— Что случилось? — спросил он.
— I’m robbed clean[2], — пролепетала она сквозь слезы.
— Ты по-русски не разговариваешь? — спросил он ее.
— Меня обокрали, — нашлась наконец она.
— Ну, и дела, — сказал Ленин.
— У меня остался только мой паспорт.
— Тебе есть где жить? — спросил ее Ленин.
— Нету, — ответила она, качая головой.
— Тогда пойдем со мной, и мы разберемся, где ты будешь сегодня ночевать.
— Я американка, — сказала она.
— Это я понимаю, — улыбнулся он ей в ответ.
Выйдя из метро, она поняла, что они в каком-то пригороде. Они сели на автобус и вскоре вышли в ухоженном и застроенном одинаковыми домами месте.
— Это Новогиреево, — обвел вокруг себя рукой Ленин.
— Это уже не Москва? — спросила она.
— Это еще Москва, — утешил ее он.
Они вошли в какой-то подъезд. Дом был дешевый, стены лестничных пролетов разрисованы, везде валялись бутылки и окурки.
— Вот здесь ты и будешь пока жить, — сказал Ленин, открывая какую-то дверь.
Они вошли в бедную, но аккуратно убранную квартиру.
— Я живу здесь с сыном, — сказал Ленин, и добавил: — Он инвалид. Николай,— крикнул он, снимая ботинки.
— Папа, я думал, ты будешь позже, — донесся голос из соседней комнаты.
— Коля, появись, у нас гости.
Из комнаты выкатился на инвалидном кресле молодой человек в тельняшке и тренировочных.
— Здравствуйте, — сказал он.
— Здравствуйте, я Сьюзи, — она протянула руку.
— А я Коля, — он пожал ее легкую ладонь.
— Я переберусь пока на диван на кухне, а она будет в моей комнате, — сказал сыну Ленин и пошел мыть руки.
Вечером, когда выяснилось, что у нее нет ни одной родной души на свете, они решили, что пока суд да дело, она останется у них и будет помогать Коле и по дому.
— Мы бедные, а бедные должны друг другу помогать, — сказал Ленин и представился: — Николай Николаевич, сын Николая Николаевича и отец Николая Николаевича. Женщины у нас нет, жена моя померла уж года как от рака.
— Я понимаю, — сказала Сьюзи.
— Мне приходится скоморошествовать перед туристами, чтобы хоть как-то прожить. По профессии я физик.
— Врач? — спросила она.
— Нет, ученый, — ответил ей он.
— Делали атомную бомбу, — сказала она, подумав.
— Да, делал.
— А я пишу стихи.
— А Коля у нас художник. Ты видела? Вся его комната в холстах.
— Да, это хорошо, — сказала Сьюзи.
— Что ж хорошего? — спросил Коля-младший,— Инвалид, да еще и художник, так я никогда не женюсь.
— Нет, женитесь, — сказала она и покраснела.
— На ком? — спросил он, не видя, как она краснеет.
— Я буду за вами ухаживать, — сказала она и покраснела еще больше.
— Ты на него не смотри, что он не ходит, — сказал Николай-старший,— это его от пули в Чечне перекосило.
— Вы солдат? — спросила она молодого человека.
— Бывший, — сказал он и, взглянув в ее глаза, тоже покраснел.
— Он еще и дворянин, — сказал отец. — У нас даже поместье есть свое. Флигелек в колхозной усадьбе нам отвели, в бывшей вотчине.
— Как у Тургенева? — спросила она, затаив дыхание.
— Почти, — сказал отец.
— Я мечтала о таком несколько лет, — сказала она с серьезной улыбкой.
— Тогда мы в твоем распоряжении, — сказал Николай-старший и вышел из кухни, чтобы оставить молодых наедине.
[1] Полет в небеса — это то, что я. Стремление к падению мне не свойственно (англ.).
[2] Меня обокрали начисто (англ.).
Заяц-хваста
Кто самый сильный?
Аэродинамика и воздушный шарик
Снеговик
Большое - маленькое