«Счастье как оно есть».
Эта тема важна потому, что во все времена человек стремится быть счастливым, но не каждому это удается.
Эта тема важна потому, что никто точно не знает, что такое счастье и как оно должно выглядеть.
Данная научно-практическая работа представляет собой попытку:
- выяснить, что же такое счастье,
- выяснить, как его понимают современные люди
- и выяснить, существует ли вообще формула счастья.
Научная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_schaste_kak_ono_est_2018.docx | 66.13 КБ |
Проект на тему: «СЧАСТЬЕ КАК ОНО ЕСТЬ»
Призер 5 школьной научно-практической конференции
Авторы: Булима Наталья, Кашперский Никита
Руководитель: учитель русского языка и литературы, к.п.н. Лебеденко И.М.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..стр. 3
ГЛАВА I.
ФИЛОСОФИЯ СЧАСТЬЯ….…..…………………..……....………...стр. 6
§1. Ретроспективный взгляд на счастье …………………….……....….стр. 6
§2. Современное понимание счастья…………………….. ………….… стр.
ГЛАВА II.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЧАСТЬЯ……………….стр.
§1. Организация практического исследования счастья……………….стр.
§2. Формула счастья……………………………………………………….стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….стр.
ВВЕДЕНИЕ
Тема научно-практического исследования: «Счастье как оно есть» важна потому, что во все времена развития человеческого общества, в том числе и в современном мире человек стремится быть счастливым, но не каждому это удается. Никто точно не знает, что такое счастье и как оно должно выглядеть. Вероятнее всего для каждого человека счастье индивидуально, не похоже на другое счастье.
Данная научно-практическая работа представляет собой попытку выяснить, что же такое счастье, как его понимают современные люди и существует ли вообще формула счастья.
Гипотеза исследования: предположение о том, что счастье человека зависит от него самого.
Объект исследования: счастье.
Предмет исследования: индивидуальное счастье.
Цель исследования: найти способ быть счастливым.
Задачи исследования:
1. Изучить ретроспекцию взглядов на счастье.
2. Выяснить что такое счастье в современном понимании.
3. Организовать и провести практическое исследование счастья.
4. Проанализировать и подвести итоги практического исследования счастья. Найти и обосновать формулу счастья.
Методы исследования: изучение научно-популярной и учебной литературы в области философии, психологии, педагогики, методы беседы, анкетирования, опроса, регистрации показателей, анализа полученных данных, интерпретации полученных результатов.
База для практического исследования. Исследование проводилось в МОУ СОШ № 11 Московской области, Раменского района, пос. Дружба.
Структура исследования. Научная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
«Счастье - это внутреннее солнышко»
Н.И. Козлов
ГЛАВА I.
ФИЛОСОФИЯ СЧАСТЬЯ
§1. Ретроспективный взгляд на счастье
Первые упоминания о счастье дошли до нас вместе с историческим наследием Древнего Мира и, в частности Древней Греции и Рима. Многочисленные философские школы и течения, изучающие проблемы счастья человека, принято разделять на четыре основных направления философии Древнего Мира. Это так называемые школы: циников, скептиков, эпикурейцев, стоиков. Споря между собой, во многом противостоя друг другу, эти философские школы каждая по-своему давали ответы на вопросы о счастье человека и методах его достижения. Рассмотрим подробнее.
Школа циников.
Двумя крупнейшими представителями философского течения, фигурирующего под названием «кинизм», являлись ученик Сократа Антисфен и ученик последнего Диоген Синопский. В переводе на латинский киники - это циники. Антисфен преподавал в гимназии Киносарг («Зоркий пес»). Некоторые киники не без гордости называли себя псами. Имелась в виду их установка на особый образ жизни, связанный с ограничением круга жизненных потребностей. Их лозунг: «Ничего лишнего». Они, презирая богатство, почести и славу, искали кратчайший и наиболее простой путь к добродетельной жизни. В этой связи у них было три главных критерия: аскесис (максимальное опрощение потребностей: малоодетость, бродяжничание, небритость), отказ от общего образования (лучше всех учит, мол, сама жизнь), автаркия (личная свобода и самодостаточность).
Антисфен сам себя называл «непородистым псом». Его последователи носили короткий плащ, одетый на голое тело, нищенскую суму и посох. В основе его философии лежал девиз: «Жить согласно природе». В контексте этого все достояния цивилизации рассматривались как противоречащие природе. Поэтому, по их мнению, счастьем является возвращение в мир природы. Философские идеи Антисфена продолжил его ученик, знаменитый Диоген Синопский (400-323 гг. до Р. Хр.). Для характеристики этой личности приведем такой пример: в конце своих дней он встретился случайно с Александром Македонским, который предложил ему выполнить любое его желание, на что философ попросил царя не загораживать от него солнце. Услышав такой ответ, полководец воскликнул: «Не будь я Александром, я хотел бы быть Диогеном!» Взгляды философа с каждым годом приобретали все более причудливые и вызывающие формы: Диоген стал ходить почти голым, отправляя естественные надобности на глазах у всех, пил воду из луж, ел сырое мясо. Местом его обитания становится большая глиняная амфора, вошедшая в историю под названием «Диогеновой бочки». Острый ум Диогена в сочетании с экстравагантным поведением привлекал к нему тысячи людей. Особую популярность его идеи нашли в среде «золотой» молодежи того времени. Окруженные с детства роскошью, но не находя удовлетворения духовным запросам, молодежь из аристократических семейств увлекалась идеями циников, которые, как им казалось, делали их свободными. Прекрасно известно, что именно эти причины стали основополагающими в появлении движения «хиппи», основными представителями которого были дети богатых семейств Европы и Америки.
Постепенно учение циников превратилось в настоящий цинизм, где даже смерть близких воспринималась как ничего не значащее событие. Ведя бродяжнический образ жизни, циники жили за счет общества, ровным счетом ничего не делая и считая всех остальных намного ниже себя. Однако удовлетворенности и счастья в единении с природой последователи этого учения не нашли. Чувство неудовлетворенности, а порой полной депрессии наполняли жизнь этих людей. Видимо этим и объясняется то, что современные «хиппи», проведя несколько лет в подобном состоянии, возвращались в общество, сменяя со временем своих родителей в управлении заводами, фабриками, банками. Они возвращаются в жизнь, против которой совсем недавно протестовали, а потом и их дети повторяли их жизненный путь, пытаясь безуспешно избавиться от грубого материализма в жизни, найти что-то светлое, духовное.
Школа циников вскоре прекратила свое существование, однако ее идеи, как мы видим, дожили до нашего времени, принося все ту же опустошенность, неудовлетворенность, разочарование в жизни.
Скептики.
Школа скептиков была очень знаменита в Древней Греции 3-го века до н.э. Основателем ее стал житель города Элиды в Пелопоннесе Пиррон (365-275 гг. до Р. Хр.). Название школы произошло от древнегреческого слова скептикос... - ищущий, исследующий, рассматривающий. Источником скептицизма было все же стремление к познанию и разочарование в его результатах. Скептики считали, что всякая истина относительна. Но как в таком случае, когда нет четко определенных ориентиров, жить счастливо? У скептиков был свой ответ: будь бесстрастным, невозмутимым, всегда сохраняй спокойствие.
Толчком, побудившим Пиррона начать поиск истины, стало его участие в походе Александра Македонского в Индию. Как-то он стал свидетелем разговора царя с индийскими мудрецами, которых греки именовали гимнософистами (в переводе с греческого - «нагие мудрецы»). Пиррона поразило их спокойное отношение к жизни. Вернувшись в свой родной город, философ создает учение, в основе которого лежит основополагающий принцип скептицизма (в переводе с греческого - «исследую, сомневаюсь»). Именно сомнение во всем, по мнению Пиррона, должно было избавить людей от ненужных забот, тревог и заблуждений. Ибо, по его мнению, человека, во всем сомневающегося, ничто в этом мире не может взволновать или огорчить. Ничего в этом мире не может быть ни прекрасного, ни ужасного, не может быть ни правды, ни лжи. Рассказывают, что на вопрос, обращенный к Пиррону: «А не умер ли ты, Пиррон?», философ спокойно ответил: «Не знаю». И в одном этом ответе заключена вся его философская концепция. Как-то раз Пиррон шел мимо болот со своим учителем Анаксархом, как вдруг тот провалился в трясину. Увидев барахтающегося учителя, Пиррон спокойно продолжал свой путь, ибо, по его мнению, зачем что-либо предпринимать, если все в этом мире относительно.
Пиррон и его школа давно ушли в прошлое, но их идеи живут и сегодня. Сегодня появляется все большее количество людей, к которым можно применить слово «скептик». Безнравственность общества, преступность, рост эпидемий, войны, экономический кризис, пренебрежение духовными ценностями побуждают многих стать на путь скептицизма. Эти люди считают, что таким образом они ограждают себя от неуютной и неприглядной действительности. Философия безрадостности земного существования, отсутствие привязанностей - любви, дружбы продолжает разъедать, подобно червю, человеческий разум. Зачем что-либо желать, к чему-то стремиться, кого-то любить, кому-либо помогать, если все так относительно в жизни? Зачем искать Бога? Зачем вообще жить? Все относительно! Многие люди, вынашивая подобные мысли, кончали жизнь самоубийством, другие - сходили с ума. Идеи этой философии поистине разрушительны!
Эпикурейцы
В 341 г. до Р. Хр. в городе Лампсака на острове Самосе, в семье афинского поселенца и заклинательницы злых духов, родился мальчик, названный Эпикуром. Все детство будущего философа прошло в атмосфере постоянного страха, так как он был свидетелем страшных и зловещих обрядов, которые совершала его мать. Страх перед темными силами и смертью терзал всю жизнь этого человека. Пытаясь найти спасение от этих кошмаров, Эпикур начал заниматься философией, надеясь в ней обрести душевный покой и радость. Вначале он становится последователем Демокрита, а с 310 г. выдвигает свою философскую концепцию. «Пусты слова того философа, который не врачует никакое страдание человека», - писал он, - как от медицины никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезней души». Как мы уже отметили, главной проблемой человечества Эпикур считал страх, и поэтому его философия была направлена в первую очередь на борьбу с ним.
Многочисленные поклонники философа покупают для него в Аннах участок земли, где разбивают роскошный сад, который становится маленьким островком того, о чем проповедовал философ. Будучи глубоким атеистом, он считал, что истинная радость заключается в ограждении себя от этого жестокого мира и ухода в прекрасный уединенный сад, где можно получать удовольствия посредством удовлетворения вкуса (прекрасная еда), посредством слуха (музыка, беседа), зрительных восприятии (красивые пейзажи), посредством любовных наслаждений. Жить в угоду только себе, не обращая внимания на других.
Со временем утонченная философия Эпикура превратилась в грубое удовлетворение низменных потребностей, лишь лицемерно прикрытое остатками философии. Девизом эпикурейцев стало: «…станем есть и пить, ибо завтра умрем». Сущность счастья, по Эпикуру, - отсутствие страданий, воспринимаемое как удовольствие. Наряду с этим «негативным» удовольствием, определяемым через отсутствие страданий, философ признает существование удовольствий «позитивных», низших, т.е. физических, и высших, т.е. духовных. Мудрец должен больше всего заботиться об ограничении своих потребностей, ибо «у кого меньше потребностей, у того и больше наслаждения», но никому не следует отказываться от удовольствий духовных, высшее из которых - любовь. Эпикурейцы исповедовали в своем кругу культ любви. Собираясь после смерти учителя в тиши его сада, вдали от неспокойного, суетного мира, они воздавали почти религиозные почести основоположнику эпикурейства, освободившему их, по их словам, от страха перед богами и перед смертью. Страх этот Эпикур считал главным препятствием на пути к человеческому счастью. От страха перед богами он пытался избавить своих учеников, говоря, что боги, хотя и существуют, обитают «между мирами», в некоем промежуточном пространстве, и совершенно не вмешиваются в жизнь смертных. А чтобы помочь преодолеть страх смерти, он повторял: «Смерть для нас ничто: что разложилось, то нечувствительно, а что нечувствительно, то для нас ничто». «Когда мы есть, - объясняет философ, - то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».
Главной составной частью философии Эпикура является этика как учение о способах постижения счастья. Для того чтобы стать счастливыми, человек должен познать законы природы. Эпикур написал свыше 300 сочинений : « О природе», «Об атомах и пустоте», « О судьбе», « О любви» и др., но до нас дошли только три его послания Геродоту: «Из всего, что дает мудрость для счастья всей жизни, величайшее - это обретение дружбы»; «Нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно»; и «Нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя сладко».
Однако, было бы неверно сводить всю содержательно-смысловую сущность эпикурейства к гедонистическим мотивам. Эпикурейцы более тонко и глубоко подошли к проблеме наслаждения жизнью в аспекте связи человека с миром культуры. Наслаждение жизнью, по их мнению, достигается путем нравственных упражнений, посредством выработки нового, зрелого отношения к жизненным проблемам. Именно эпикурейцы исходным моментом счастья считали, во-первых, отсутствие страданий, во-вторых, наличие чистой совести, не отягощенной безнравственными поступками, и, в-третьих, хорошее здоровье. Не трудно заметить, что все эти три условия, необходимые для того, чтобы человек испытывал наслаждение жизнью, совершенно не вяжутся с мифологемой о том, что эпикурейцы призывали к воздержанию в пище, питье, любви и других утехах и жизненных удовольствиях. Напротив, глубокий и тонкий смысл эпикурейского подхода к культуре заключается в том, что в культурных текстах, в различных видах культурного творчества они видели возможность укрепить нравственный потенциал личности, усовершенствовать сферу ее индивидуальных потребностей и, наконец, возможность укрепления здоровья. Удовлетворенность жизнью, таким образом, и наслаждение ею неразрывно связывались с процессами освоения духовно-нравственных ценностей прошлого и настоящего и необходимостью войти в культурное пространство современности.
Стоики
Самой популярной философской школой Древней Греции, а затем и Рима была школа стоиков. Стоицизм, как специфическое направление философской мысли, просуществовало с 3 века до н.э. до 3 века н.э. Стоицизм - наименее греческое из всех философских школ. Ранние стоики в большинстве своем Сирийцы: Зенон Китеонский, Клеанф, Хрисипп. К поздним стоикам относится Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, они - римляне.
Основателем этого направления был Зенон (346-264 гг. до Р. Хр.). Родившись в городе Китии (остров Кипр) в семье купца, он с ранних лет начал заниматься торговлей. Однажды одна из очередных сделок оказалась неудачной, и Зенон остался в Афинах. Именно там он впервые близко познакомился с философами и их трудами. Пытаясь найти себя, он примыкает вначале к циникам, а затем в 300 г. создает свое направление в философии.
Стоики в своих воззрениях выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы от страстей. Согласно Хрисиппу существует мировая душа - это чистейший эфир, самый подвижный и легкий, женственно нежный, как бы тончайший вид материи. Свое название она ведет от Стоа Пойкиле - расписного портика, крытой колоннады, располагавшейся вблизи рыночной площади Афин, где собирались последователи этой школы послушать своих учителей. Идеалом для стоиков становится сверхчеловек - мудрец, который сам в себе содержит божественное, слившись с космическим Логосом. В понятии стоиков бог - это как бы космический творческий огонь, содержащий в себе все образовательные начала, из которых создается весь окружающий мир. Космос при этом представляется как бы одушевленным. Цель человека - освободиться от всех привязанностей, отказаться от семьи, друзей, желаний. У него должны отсутствовать радости, переживания, страх и любовь. «Ваше счастье - не нуждаться в счастье», - провозглашают стоики. Философская концепция стоиков, построенная на собственном Я, привлекала гордых греков и амбициозных римлян.
Идеи философов XX в., проповедующих о коммунистическом рае, заимствованы у стоиков. Впервые подобная утопия была выдвинута Зеноном, который говорил, что союз людей должен быть подобен «пасущемуся на общем пастбище стаду, согласно общему закону». При этом стоит отметить, что стоиков отличала высокая нравственность и образованность, ибо без этого не мог состояться мудрец.
Идеи стоиков, как уже отмечалось, живут и сегодня, ибо любой человек, возвышающий себя, вне зависимости от занимаемого положения - будь-то император или бедняк-гордец, презирающий других, есть стоик. Большую распространенность стоицизм получил в религиозных кругах. Именно стоики становились инквизиторами и основателями монашеских орденов, именно они являли пример религиозного фанатизма (самого страшного из всех существующих!), именно стоики отправлялись в крестовые походы, истребляя инакомыслящих, и, наконец, именно они выдвинули догмат о спасении с помощью собственных добрых дел. Стоики учили, что жизнь надо принимать такой, каковой она является. Жить следует в полном согласии с природой, богами, судьбой. Страстями не изменишь жизнь, значит, следует опираться на разум, направляя в соответствии с ним волю. Нет причин для хныканья, будь, если это возможно, здоровым, сильным, мужественным и знатным. Но если придется стать больным, немощным и бедным - не беда, главное исполняй свой долг человека, оберегай свое место в единстве природы и сообщества людей всего мира.
§2. Современное понимание счастья
Споря между собой, во многом противостоя друг другу, древние философские школы, каждая по-своему, давали ответы на этические вопросы, поставленные эпохой эллинизма. Общественные и политические смуты, личная и социальная неустойчивость вынуждали человечество отчаянно искать пути к счастью, к обретению независимости от произвола прихотливой судьбы. Рассмотрим как понимается счастье в современном мире.
Понятие «счастье» имеет многоаспектное, трудно поддающееся систематизации содержание. Например, польский исследователь В. Татаркевич, написавший фундаментальный труд «О счастье», выделил 4 основных значения этого понятия:
- благосклонность судьбы, удача;
- состояние интенсивной радости;
- обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни;
- чувство удовлетворения жизнью.
В. Татаркевич указывает, что эти четыре значения являются наиболее распространенными, но ни одно из них по отдельности, ни все вместе не исчерпывают смысл понятия счастья. Кроме того, по каждому пункту можно найти контраргумент, доказывающий, что счастье не обязательно есть, например, удача или положительный баланс жизни.
Можно привести иные трактовки понятия счастья. Моралисты говорят, что счастье в добродетельном поведении. А психологи утверждают, что счастье это чувство удовлетворения жизнью.
Видимо человечество все время было столь несчастливо, что даже не смогло выяснить, что такое счастье. Шопенгауэр, например, считал счастье понятием отрицательным, а именно, счастье, по Шопенгауэру, есть отсутствие страданий. Многим известно его изречение: «Счастье, как и здоровье: когда его не замечаешь, значит оно есть». Все тот же Шопенгауэр, мрачно заметил: «Есть одна для всех врожденная ошибка - это убеждение, будто мы рождены для счастья».
Ответом Шопенгауэру звучит реплика М.Е.Салтыкова-Щедрина: «Человек так уж устроен, что и на счастье-то как будто неохотно и недоверчиво смотрит, так что и счастье ему надо навязывать». И совсем уж полным контрастом отдает фраза Людвига Фейербаха: «Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью - это стремление стремлений».
Наиболее известным из определений счастья является такое: «Счастье это, когда тебя понимают». Понятие «счастье» часто трактуется как «соучастие» (в общем деле, в общей судьбе). По мнению других, слово «счастье» происходит от «сейчас», т.е. оно – «сейчастье». Человек счастливый живет здесь и сейчас, радостно переживая (не пережевывая, а целиком) данный конкретный момент жизни, неважно, вызвана ли эта радость происходящими событиями, или каким-то воспоминанием, или же предвкушением будущего. Под счастьем можно понимать и устойчивое эмоциональное состояние (кратковременную радость нельзя назвать счастьем), в котором доминирующей эмоцией является радость. Счастливый может позволить себе любые чувства - даже печаль и грусть подобно тому, как в сладкую кашу добавляют щепотку соли. Именно тем и ценно счастье, что в нем доступны любые чувства, переживания, эмоции. Некоторые люди считают, что счастье есть ощущение полноты бытия.
Многие древние мудрецы и некоторые современные ученые, философы утверждают, что счастье достижимо для того, кто исследовав свою природу, следует ей. По этому мнению следование своей природе гарантирует счастье. Но попробовали бы вы ей не следовать! Всякая вещь следует своей природе, и ни одно явление не происходит без достаточной причины. Все, что в нас заложено природой, воспитанием и образованием останется лишь возможностью и никогда не станет действительностью без достаточной причины. И если в нашей природе заложена способность быть счастливыми (а это так, ибо никто бы тогда и не был бы счастлив; даже разговоров бы не было), то проявится она лишь при наличии достаточной причины. Причиной для счастья всегда является достижение какой-либо цели. Но каковы эти цели? Установить их невозможно, ибо только по достижении цели становится ясным, способна ли она приносить счастье или нет. Единственным неоспоримым суждением по данному вопросу может быть лишь одно: «Хочешь быть счастливым - будь им».
Вывод прост: не привязывайте свое счастье к чему-то конкретному, оно может прийти оттуда, откуда не ждали.
Человечество в своем поиске счастья нашло кратчайший путь к нему. Это любовь, дружба, творчество. Творчество - вот еще один путь преодоления себя и поиска счастья. Творения наши, в которых мы претворяем наши идеалы в материале, несут в себе подобно нашим детям частичку нас самих. Желанием творчества движет то же, что лежит в основе любви. Недаром же у многих всплеск творческой активности совпадает с приходом любви. И именно в эти периоды наиболее полно раскрываются способности человека, он переживает бурное развитие. И, пожалуй, именно в это время человек бывает наиболее счастлив, ибо его жизнь полна. Так может быть, дружба, любовь и творчество состоят в некоем триединстве, как лепестки цветка? И счастье возможно лишь, когда все три составляющих присутствуют в жизни человека?
Только счастливый человек способен к нравственному поведению в его подлинном смысле, ибо над несчастным довлеет стремление к личному счастью и связанные с ним эгоистические мотивы поведения. Счастливый же добродушно желает всем «Будь счастлив!» Пожалуй, это единственное правило, которому современный счастливый человек может следовать без труда, и которое, без всяких оговорок, может быть положено в основу всеобщего морального законодательства.
Счастливый человек отвлекается от саморефлексии и обращает взоры на внешний мир. В этом смысле, достижение счастья подобно выздоровлению, и потому отчасти прав сказавший, что «если счастья не замечаешь, значит, оно есть». Собственно, бурное радостное переживание происходит в момент вхождения в счастье, а потом к нему быстро привыкаешь как ко всему хорошему. А если счастливый человек обратится к саморефлексии, то он осознает себя счастливым.
Вывод по главе 1.
В качестве вывода по 1 главе можно привести совет древнего мудреца мудрого Горация, который поможет счастливым лучше сохранить свое счастье, а несчастных утешит в печали: «Будь доволен тем, что в руках имеешь. Ни на что не льстись. И улыбкой мудрой умеряй беду. Ведь не может счастье быть совершенным».
Человек, ставший счастливым подобен человеку, который взглянул на небо после дождя и увидел радугу, но увидел ее так, как увидел Ной, выйдя из ковчега; увидел не как набор цветов спектра, а как символ великой надежды на продолжительное счастье.
ГЛАВА II.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЧАСТЬЯ
§1. Организация практического исследования счастья
Практическое исследование счастья проводилось в МОУ СОШ № 11 Московской области, Раменского района, пос. Дружба силами редакции школьной газеты «Всеобщее мировоззрение. Кругозор» при непосредственном участии и руководстве авторов представленного исследования. В исследовании приняли участие ученики и преподаватели МОУ СОШ № 11 в количестве 40 учащихся и 20 преподавателей. Вся исследовательская работа проводилась по согласованию с администрацией школы, в свободное от учебных занятий время и при добровольном согласии участников эксперимента на обработку полученных результатов.
Для проведения исследования были составлены вопросы и разработана анкета. Анкета и вопросы представлены ниже.
АНКЕТА
для учеников и преподавателей МОУ СОШ № 11 пос. Дружба
Уважаемые преподаватели и ученики школы № 11 поселка Дружба!
Редакция газеты «Всеобщее мировоззрение. Кругозор» в рамках подготовки к научно-практической конференции «Мир, излучающий свет» проводит опрос мнений учеников и преподавателей на тему «Счастье как оно есть». Цель опроса – выяснить существует ли формула счастья. Просим ответить на наши вопросы.
( Подходящий ответ обведите кружком)
1. Знаете ли вы что такое счастье? Да Нет Затрудняюсь сказать
2. Знаете ли вы как стать счастливым? Да Нет Затрудняюсь сказать
3. Счастливы ли вы? Да Нет Затрудняюсь сказать
(Напишите ваше мнение) ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?__________________
Дополнительно в практическом исследовании использовались такие методы как изучение научно-популярной и учебной литературы в области философии, психологии, педагогики, методы беседы, анкетирования, опроса, регистрации показателей, анализа полученных данных, интерпретации полученных результатов.
Представим полученные данные.
На вопрос «Знаете ли вы что такое счастье?» положительно ответили 28 учеников из 40 опрошенных, 10 затруднились ответить и 2 ученика признались, что не знают, что такое счастье, 20 преподавателей из 20 опрошенных знают, что такое счастье.
На вопрос «Знаете ли вы как стать счастливым?» положительно ответили 25 учеников из 40 опрошенных учеников, 5 учеников затруднились ответить и 10 признались, что не знают как стать счастливым, 18 преподавателей из 20 опрошенных ответили «да» на поставленный вопрос, 2 учителя затруднились ответить.
На вопрос «Счастливы ли вы?» положительно ответили 32 ученика из 40 опрошенных, затруднились ответить 8 учеников, среди преподавателей школы из 20 опрошенных 2 учителя затруднились ответить, 18 признались, что они счастливы.
Все участники эксперимента написали о своём понимании счастья, из чего можно сделать вывод о том, что все участники эксперимента знают, что такое счастье.
Полученные данные сведены в таблицах 1 и 2 и представлены на рисунках 1 и 2.
Таблица 1.
Данные мнений о счастье среди учеников МОУ СОШ № 11.
вопрос | да | нет | Затрудняюсь ответить |
Знаете ли вы что такое счастье? | 28 | 2 | 10 |
Знаете ли вы как стать счастливым? | 25 | 10 | 5 |
Счастливы ли вы? | 32 | 0 | 8 |
Всего опрошенных – 40 человек |
Таким образом, таблица 1 позволяет наглядно увидеть, что большинство учеников нашей школы знают, что такое счастье, знают как стать счастливым и счастливы.
Таблица 2.
Данные мнений о счастье среди преподавателей МОУ СОШ № 11.
Вопрос | да | нет | Затрудняюсь ответить |
Знаете ли вы что такое счастье? | 20 | 0 | 0 |
Знаете ли вы как стать счастливым? | 18 | 0 | 2 |
Счастливы ли вы? | 18 | 0 | 2 |
Всего опрошенных - 20 человек |
Таким образом, таблица 2 позволяет наглядно увидеть, что большинство преподавателей нашей школы знают, что такое счастье, знают как стать счастливым и счастливы.
Проведенное практическое исследование счастья в МОУ СОШ № 11 позволило сделать вывод о том, что в нашей школе учатся и работают счастливые люди, которые знают, что такое счастье и могут поделиться своими знаниями с окружающими. Следовательно, школу № 11 поселка Дружба Раменского района Московской области можно назвать Школой Счастливых Людей.
Мнения участников эксперимента представлены в следующем параграфе. Эти мнения позволили сформулировать семь привычек счастья и вывести формулу счастья, которой авторы исследования готовы поделиться со всеми.
§2. Формула счастья
Счастье – это когда тебя понимают. Большее счастье – быть любимым. Еще большее счастье – любить. И когда твое счастье счастливо с тобой.
Счастье – это здоровье родных и близких.
Счастье – это когда с радостью идешь на работу. И когда с радостью возвращаешься домой.
Счастье…когда есть дом, в который хочется возвращаться. Счастье…когда дети твои выросли достойными людьми. Счатье…когда не болит, когда здоровы дети, когда есть кому подумать о тебе. Счастье… это просто отсутствие несчастья.
Это такое волшебное чувство, которое возникает в человеке, которого в этот момент переполняет чувство радости и искреннего восторга, он словно светится изнутри. Это когда человек думает позитивно, не накапливает вокруг себя негатив, не чувствует его.
Счастье – это такое состояние души, когда хочется жить, творить и радоваться тому, что уже имеешь.
Счастье – это когда мама и пап всегда с тобой рядом, и они помогают тебе в сложную минуту чем-либо.
Счастье – это когда человек добрый, отзывчивый и ему ничего не надо.
Счастье – это когда все хорошо и все рады.
Счастье – это когда у человека все есть и ему большего не надо потому, что у него все есть.
Счастье – это когда люди смеются.
Один из участников эксперимента в конце анкеты написал:
« Спасибо ! Вам!
Как здорово, что в рутине ежедневных дел, на бегу можно задуматься о важном, улыбнуться и снова в путь».
Аристотель говорил, что целью всей человеческой деятельности должно быть счастье. Очень длительное время люди обращали недостаточно внимания на эту мысль. Возможно, Аристотель говорил еще и о том, как стать счастливым, но его слова не дошли до нас. Поэтому назовем два современных способа стать счастливее:
- Выяснить, в какие периоды времени вы испытываете наибольшее счастье, и расширяйте эти периоды насколько возможно;
- Выяснить, в какие периоды времени вы наименее счастливы, и сокращайте их насколько возможно.
Отдавайте больше времени той деятельности, которая очень усиливает ваше ощущение счастья, и тратьте меньше времени на все остальные занятия. Начните с отказа от «провалов в несчастье», занятий, которые активно делают вас несчастными. Лучший способ стать более счастливым — это перестать быть несчастным.
Систематически обдумывайте способы сделать более радостными для вас те занятия, которые сейчас не приносят вам удовлетворения или делают вас несчастными. Если получится — отлично. Если нет, подумайте над тем, как избежать этих ситуаций.
После того как вы избавились или, по крайней мере, запустили в действие план по избавлению от причин ваших несчастий, постарайтесь сосредоточить свою энергию на позитивных поисках счастья. Для этого нет более подходящего времени, чем настоящее. Счастье существует лишь сейчас. Мы можем вспоминать счастье, которое имело место в прошлом, или планировать что-то, что принесет нам счастье в будущем, однако удовольствие от этих действий мы можем получить лишь сейчас.
Что нам на самом деле необходимо, так это набор ежедневных привычек, способствующих поддержанию и усилению счастья, некий режим, наподобие такого, который мы вырабатываем при занятиях спортом или здорового питания. Семь привычек счастья на каждый день перечислены ниже.
1. Физические упражнения.
2. Стимуляция умственной деятельности.
3. Духовная или творческая стимуляция, медитация.
4. Делайте добрые дела.
5. Проводите перерывы с хорошими друзьями.
6. Доставляйте себе удовольствие.
7. Поздравляйте себя.
Рассмотрим семь привычек счастья подробнее.
Одним из основных ингредиентов счастливого дня я считаю физические упражнения. Я всегда отлично себя чувствую после тренировки (если не во время ее). По-видимому, физические нагрузки высвобождают эндорфины, натуральные антидепрессанты, которые сходны по строению и действию с некоторыми стимулирующими лекарственными препаратами (но совсем не опасны, и вам не надо тратить на них деньги!).
Ежедневные занятия физическими упражнениями должны стать важнейшей вашей привычкой. В рабочие дни я всегда занимаюсь перед уходом на работу и слежу, чтобы непредвиденные ситуации на работе не занимали время моих тренировок. Если вы часто находитесь в разъездах, то уже при покупке билетов планируйте время ваших тренировок и, если необходимо, подкорректируйте свой рабочий план так, чтобы не пропустить тренировку. Если же вы занимаете высокую должность, скажите своей секретарше, чтобы никогда не ставила никаких собраний на время до 10 часов утра, и вы будете иметь достаточно времени на упражнения и подготовку к рабочему дню.
Вторым ключевым компонентом счастливого дня я называю стимулирование умственной деятельности. Вам может хватать этого компонента на работе, но если это не так, то обеспечьте себе некое ежедневное интеллектуальное или духовное упражнение. Есть много занятий, которые подойдут для этой цели, — все зависит от ваших интересов: разгадайте кроссворд, просмотрите определенные газеты и журналы, прочтите часть книги, побеседуйте в течение как минимум двадцати минут на абстрактную тему с вашим чрезвычайно умным другом, напишите короткую статью или журнальную заметку, короче, сделайте что-нибудь такое, что потребует от вас активной мыслительной работы (просмотр телепрограмм, даже очень высококачественных, в эту категорию занятий не входит).
Третьей важной ежедневной привычкой должна стать для вас духовная или творческая стимуляция. Все вовсе не так грозно, как звучит: все, что от вас требуется, - это давать своему воображению или своей душе как минимум получасовой материал для работы. Сходите на концерт, в художественную галерею, театр или кино, почитайте стихи, понаблюдайте за закатом или восходом солнца, посмотрите на звездное небо или посетите любое мероприятие или место, которое заряжает вас энергией и возбуждает (это может быть даже боулинг, скачки, политический митинг, церковь или парк). Очень хороша для этой цели медитация.
Четвертая привычка счастья - делать добрые дела. Это не должно быть крупным мероприятием по благотворительности; это может быть случайная услуга, например оплата чьей-то парковки или помощь человеку, который спросил вас о том, как пройти на такую-то улицу. Даже небольшой альтруистический поступок окажет огромный эффект на ваше настроение.
Пятая привычка — это привычка проводить перерывы в работе в приятном общении с другом. Это, по меньшей мере, полчаса, проведенные в общении с другом тет-а-тет, когда вас никто не беспокоит, причем форму встречи вы можете выбрать сами (подойдет беседа и за чашечкой кофе, и в неспешной прогулке).
Шестая привычка - доставляйте себе удовольствие. Для того чтобы это случалось каждый день, составьте список всех удовольствий, которые можете себе позволить (не беспокойтесь, показывать этот список никому не надо!). Добейтесь, чтобы каждый день вы могли вычеркивать хотя бы одно удовольствие - как уже полученное.
И последняя привычка - в конце каждого дня поздравьте себя с тем, что вы следовали ежедневным привычкам счастливой жизни. Поскольку цель этих привычек состоит в том, чтобы сделать вас более счастливым, а не более несчастным, то вы можете считать успехом выполнение пяти или более правил (включая и седьмое). Если вы не можете засчитать себе выполнение пяти правил, но все равно достигли чего-то значительного или порадовали себя, поздравьте себя с тем, что прожили день не зря.
Перечисленные привычки счастья помогут вам выработать собственную формулу счастья.
Представим коллективную Формулу счастья МОУ СОШ № 11, полученную в результате проведенного исследования.
Оказывается, счастье может быть обычным состоянием человека. Самое главное – это забыть фразу «Когда-нибудь станет лучше!». Потому что стать счастливым можно уже сегодня, завтра, всегда! Вот некоторые советы участников эксперимента.
Когда вас преследуют грустные мысли, гоните их прочь! Поймите, что есть ситуации, которые вы изменить не в силах. Поэтому постарайтесь реагировать на то, что происходит, спокойнее.
Сделайте счастье своей целью. Попробуйте чувствовать себя счастливым человеком даже в самой напряженной ситуации. Например, вспомните какие чувства вызывали у вас удивительные рассветы, какое облегчение охватывало вас, когда вы успешно завершили сложное дело, как вы радовались, когда вам сделали приятный подарок.
Привыкайте ощущать себя счастливым. Чаще улыбайтесь себе и окружающим,пусть и ваше окружение поймет - счастливый человек. Каждый день, каждую минуту будьте благодарны миру за тысячу мелочей. И уже завтра утром поблагодарите судьбу уже за то, что вы проснулись.
Пытайтесь сделать счастливее и других людей. Если кто-то попал в беду, постарайтесь предложить помощь, пусть она и будет небольшой.
Стремитесь меньше критиковать действия и поступки других людей. Воспринимайте их поведение как сущность, и таким образом вы сможете избежать негативных эмоций.
Ведите себя так, будто бы ваше сегодняшнее положение и есть то, к чему вы стремились, и вы заметите как изменится мир вокруг вас в лучшую сторону.
Забудьте про зависть - это змея, которая способна навсегда отравить вам жизнь. Да и зачем завидовать, когда вы сами само совершенство!
И самое главное - не старайтесь сразу же, впопыхах, стать стопроцентным счастливчиком. Учиться быть счастливым нужно постепенно, шаг за шагом.
Мне кажется, что главный атрибут счастье это УЛЫБКА!
Улыбка, она ничего не стоит, но много даёт.
Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновения, а в памяти остаётся порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который ни стал бы от неё богаче.
Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
Её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали!
Никто не нуждается в ней так, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!
Дела звучат громче всяких слов, а она говорит: «Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть».
Заключение
В представленной научно-исследовательской работе на тему «Счастье, как оно есть» была определена цель: найти способ быть счастливым. В качестве гипотезы было сформулировано предположение о том, что счастье человека зависит от него самого. Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы в исследовании были решены следующие задачи:
1. Изучена ретроспекция взглядов на счастье.
2. Определено, что такое счастье в современном понимании.
3. Организовано и проведено практическое исследование счастья.
4. Проанализированы и подведены итоги практического исследования счастья. Найдена и обоснована формула счастья.
В результате проведенной теоретической работы и практического эксперимента авторы исследования смогли сформулировать семь способов достижения счастья, вывести формулу счастья. Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза подтверждена.
Счастье - одна из основных тем гуманитарного знания со времен античности до наших дней.
Понятие счастье воспринималось древними философами как некое абсолютное благо. По этой причине проблема счастья интересовала многих мыслителей, была широко разработана и имела большое количество различных, порой противоречивых подходов.
В настоящее время под счастьем психологами принято понимать постоянное и полное удовлетворение человеком своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей.
Однако, вопрос о том, как можно достичь счастья до сих пор остается открытым и продолжает вызывать множество споров…
Счастье - это философская категория, которая подразумевает идеальное состояние высшего удовлетворения жизнью. С этой точки зрения счастье – абсолютное отсутствие всех желаний. Так или иначе, все философы сходятся на том, что счастье есть понятие не материальное, но внутреннее. То есть человек счастлив, если он внутренне на это способен.
Список использованной литературы
1. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. М.: Наука, 1996. - 335с.
2. Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон. Иллюзии, или приключения мессии поневоле»: Повести. - СПб.: Грант, 1993 - 319с.
3. Гораций Собрание сочинений СПБ.: Биографический институт. «Студиа биографика», 1993 - 448с.
4. Грасиан Б. «Карманный оракул или наука благоразумия» СПб.: Знамение, 1998. - 288с.
5. Диоген Лаэрций «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М., 1979
6. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Т.1, М.: Правда, 1988 - 720с.
7. Марк Аврелий Антонин «Размышления», СПб.: 1993 - 248с.
8. Ницше Ф. «Веселая наука»/в кн. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Худож. Лит., 1993 - 319с.
9. Ницше Ф. «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого.» М.: Интербук, 1990. - 301с.
10. Платон «Пир»/в кн. Платон Сочинения в трех томах. Т.2, М., 1970
11. Татаркевич В. «О счастье и совершенстве человека», М.: Прогресс, 1981. - 367с.
12. Шекспир В. Сонеты, СПб.: Скорина, 1992 - 158с.
13. Шопенгауэр А. «Афоризмы житейской мудрости»/в кн. Шопенгауэр А. «Свобода воли и нравственность», М.: Республика, 1992 - 448с.
14. Энциклопедия мысли. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, максимов, парадоксов, эпиграмм., Симферополь: Таврида, 1996. - 688с.
Приложение.
Техника: минуты счастья
Автор: Ричард Кох (Richard Koch), преподаватель экономики управления и стратегии бизнеса Школы бизнеса при Бирмингемском университете. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.
Почувствуйте себя счастливым, впустите это состояние в свое тело, расправьте плечи, улыбнитесь, почувствуйте искорки в глазах, «захватывание» духа: А теперь, удерживайте это состояние в течение 5 минут.
Если вас вышиб из него телефонный звонок или вопрос родственника «У тебя чего, крыша поехала?», сделайте вторую попытку. Не торопитесь, входите в состояние постепенно, как в прохладную морскую воду.
Поначалу будет немножко непривычно, новое состояние, это как новый пиджак, тело к нему привыкает постепенно.
Через 5 минут попробуйте выйти из этого состояния, вспомните о какой-нибудь насущной проблеме. О неуплаченных счетах за телефон, о том, что вам сегодня на работе начальник нагрубил, о том, что завтра рано вставать.
На сегодня все, вы свою норму счастья выполнили. А завтра - приступайте опять. Поглощайте состояние счастья в той же небольшой дозе, при желании время можно немножко увеличить и добавить «второй подход». Как в боди-билдинге.
Попробуйте увеличить «счастливое» время до 15-20 минут, добавьте утренние и вечерние подходы. Почему много? Вы же не боитесь кушать 3 раза в день? Так и насыщайте свой организм эндорфином с такой же частотой. Это и приятно и для здоровья полезно.
Кстати, когда вы уже «поймали» состояние не надо сидеть в позе лотоса, можно заняться привычными делами, помыть посуду, погулять с собакой, поспорить с любимым человеком: Только удерживайте это состояние, удерживайте его, привыкайте в нем жить. А вот выходить из состояния «счастья» необязательно. Если вы забудете это сделать по истечении запланированных 15 минут, ничего страшного.
Окружающие первое время будут на вас смотреть, правда, как на помешанного, но ничего, потом привыкнут. И тогда про вас начнут «Счастливый человек. Везет же людям!» Будьте счастливы!!!!!
Лавовая лампа
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Военная хитрость
Компас своими руками
Рисуем лошадь акварелью