По следам А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге.
Вложение | Размер |
---|---|
po_sledam_a.s.pushkina_v_spb.docx | 613.19 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 291 Красносельского района
Санкт-Петербурга
По следам А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге.
Номинация: «Лучшая проектная работа»
Выполнили:
ученики 3 «Г» класса
Кролевец Даниил
Емельянова Анастасия
Волков Даниил
Руководитель:
Кирьянова Инга Викторовна
учитель высшей
квалификационной категории
ГБОУ СОШ № 291
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
14.1. Витражные иллюстрации к сказкам Пушкина………………………….12
14.2. Имение Ганнибалов в Суйде и домик няни в Кобрино.....…………..…13
14.3. Первый опыт, этапы подготовки проекта……………………………….14
2015 год в нашей стране был объявлен годом литературы. Наша учительница, Инга Викторовна, предложила посвятить внеурочную деятельность изучению Александра Сергеевича Пушкина. «Потому что какая же литература без Пушкина!» – сказала она. А мы не спорили, мы уже кое-что знали об этом Великом русском поэте от наших родителей. Каждый из нас слышал хотя бы об одной его сказке, читал хотя бы одно стихотворение.
Учебный год, который в результате для нас оказался «пропитанным» Пушкиным от начала до конца, начался с того, что мы вспомнили все уже знакомые нам сказки поэта и прочитали новые. Сказку о царе Салтане мы смотрели всем классом в Театре на Неве. На театральном кружке, который проводит Инга Викторовна после уроков, мы занимались подготовкой инсценировок по все тем же пушкинским сюжетам. На кружке «техника витража» каждый изготовил своими руками по одному (двум) витражам-иллюстрациям к сказкам Пушкина (см. Приложение I). Знакомиться с биографией поэта мы планировали на экскурсиях. Все вместе мы посетили усадьбу Ганнибалов, предков Пушкина по материнской линии в Суйде (см. приложение II) Оказывается именно здесь, на территории приусадебного парка, располагается всем известное Лукоморье. Посетили мы и домик, где жила няня Пушкина, Арина Родионовна в Кобрино. Именно эта женщина, крепостная крестьянка, сыграла в судьбе поэта огромную роль. Отчасти ее талант рассказчицы, баечницы и песенницы пробудил в маленьком Саше те удивительные способности, за которые весь мир называет его Великим. На экскурсии в Кобрино мы узнали много о том, как жили крестьяне, чем пользовались в быту. Рассказ экскурсовода был таким интересным, что мы все без исключения с удовольствием слушали. (см. Приложение II) Рассказ экскурсовода музея Суйды понравился нам гораздо меньше. А потому, наверное, и запомнили из него мы меньше. Особенно тяжело давалась биография прадеда Пушкина ребятам, чьи успехи в учебе не слишком хороши. Они все время отвлекались и мешали остальным. Тогда как в домике няни мы все слушали как один, а потом еще и на вопросы отвечали. Этот эпизод нам очень запомнился.
Следующим этапом изучения стала самостоятельная работа над проектом. Весь класс разделили на группы по 6 человек и каждая группа получила свое задание. Нам досталась тема «А. С. Пушкин в Санкт-Петербурге». Перед нами встала задача: изучить материал вместе с родителями и донести его до всех остальных ребят на творческом отчете так, чтобы всем было интересно и понятно. Кому-то из нас сразу пришла в голову мысль об экскурсии. Когда видишь перед собой живой объект, связанный с темой рассказа, гораздо легче понять то, о чем хотят рассказать и запоминается информация гораздо лучше. Мы поделились своей идеей с учителем. Послушав нас, Инга Викторовна пришла в восторг. «Вы затеяли большую работу. Молодцы!» – похвалила она. «Но вы должны понимать, что у каждой работы есть свои сроки. Успеете ли вы подготовить такую экскурсию к декабрю? Боюсь, это даже профессиональному экскурсоводу не под силу. Но не расстраивайтесь, в следующем учебном году, осенью, по школьной программе нас вновь ждет встреча с Пушкиным (см. приложение V). Что, если Вам подготовить настоящую экскурсию к следующей осени, а на защите проекта в классе представить ее виртуальный вариант?» Конечно мы согласились с учителем, тем более, что нам хотелось сделать нашу работу не просто хорошо, а очень хорошо, так, чтобы всем было интересно нас слушать. А как известно, хорошее дело требует тщательной подготовки. Итак, наш проект разделился на две части. На первом этапе целью стал сбор и обработка полученного материала с последующей проверкой отобранного на предмет интересности для публики. На втором этапе целью стала разработка экскурсионного маршрута и его тестирование.
Работа над проектом шла очень интересно. Каждый из нас находил факты из биографии Пушкина, связанные с каким-то местом Санкт-Петербурга. Потом мы встречались для совместной прогулки по городу, где каждый рассказывал о том, что узнал из книг и интернета (см. приложение III). Потом на регулярных совещаниях после уроков мы решали, какие объекты войдут в нашу экскурсию, а какие нет (см. Приложение III). Не обошлось и без дополнительных экскурсий в музеи: нашей звездочкой мы посетили Аничков дворец, где прекрасная экскурсовод Анна Васильевна провела нас по всем сохранившимся интерьерам дворца и рассказала, где именно ступала нога поэта. Экскурсовод дворца поведала о том, как проходили балы в Аничковом, от нее мы узнали много интересных историй из петербургской жизни поэта, но главный сюрприз, который преподнесла нам Анна Васильевна, и который потом мы планируем включить и в свою экскурсию тоже, оказался самым ярким впечатлением от посещения дворца. Анна Васильевна отвела нас в комнаты, со стен которых на нас смотрели герои сказок Пушкина. Эта находка всех очень вдохновила. Вот, подумали мы – увидеть это будет интересно даже последним шалунам класса. (см. Приложение IV) Итак, первая часть была закончена нами в конце декабря. Мы представили проект на итоговом уроке, где попытались рассказать одноклассникам все самое интересное, что в нашем городе напоминает о Пушкине.
…Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою сидел на бронзовом коне. Эта строка из поэмы Пушкина «Медный всадник» похожа на загадку. Кто этот Кумир? Почему скала огражденная? Ответ приходит быстро, если эти строки прочитать, стоя у памятника Петру Первому, что на Сенатской площади. Оказывается, именно с легкой на меткие названия руки Александра Сергеевича этот памятник был наречен «Медным всадником».
Памятник Петру получил прозвище «Медный всадник» благодаря одноименной пушкинской поэме о Петербурге, в которой рассказывается о страшном наводнении 1824 года. Основатель города - Петр I якобы наблюдает за событиями, которые происходят в его владениях. Каждую ночь каменное изваяние оживает.
Именно благодаря стихам Пушкина знакомая многим легенда, что ночью Медный всадник объезжает город, а утром возвращается на свое место стала широко известна.
(См приложение VI) Это строки из все той же поэмы «Медный всадник», где Пушкин описал наводнение 1824 года, самое страшное петербургское наводнение, когда вода поднялась на 410 сантиметров выше ординара и причинила Петербургу немало бед. В то время дом со львами у строившегося Исаакиевского собора был действительно новым. . Строил его О. Монферран для богатого сановника князя А. Я. Лобанова-Ростовского. Дом-дворец необычной треугольной формы. На высоком крыльце стояли мраморные сторожевые львы. Вот на одном из этих львов и просидел Евгений – главный герой, до тех пор, пока вода не спала. Интересная подробность: на одном из сторожевых львов дома князя Лобанова-Ростовского во время наводнения 1824 года действительно спасался от разбушевавшейся воды один из жителей города.
За то время, которое Пушкин провел в Петербурге он успел сменить 8 квартир. Самая первая, где он поселился в Петербурге сразу после окончания лицея располагается на набережной реки Фонтанки 185. Пушкин проживал там вместе с родителями и имел всего одну комнату. «Мой угол тесный и простой…» так называл он свое тогдашнее жилище. Именно здесь была написана им поэма «Руслан и Людмила».
После окончания лицея Пушкин был определен на гос. службу в коллегию иностранных дел и из Царского села переехал в Петербург. Не слишком утруждая себя службой, здесь в столице, он продолжает писать, ведет активную светскую жизнь, заводит многочисленные знакомства. «И жить торопится, и чувствовать спешит» как будто о себе в эти годы напишет поэт в своем знаменитом романе «Евгений Онегин». Тогда он стал частым гостем в квартире братьев Тургеневых на наб. реки Фонтанки. Тесные связи с этой семьей были у поэта с юности. Именно старший брат, Александр Иванович, посоветовал Пушкину поступать в лицей, ему же было суждено сопровождать тело Пушкина в Святогорский монастырь. Александр Иванович основал литературный кружок «Арзамас» участником и членом которого еще будучи лицеистом стал и Пушкин, ему придумали шутливое и меткое имя Сверчок. На одном из заседаний этого кружка, в квартире Тургеневых, из окон которой виден Михайловский замок, Пушкиным было положено начало знаменитой оды «Вольность». Глядя из окон на пустующий после убийства императора Павла Михайловский замок, Пушкин тут же в стихах стал описывать те далекие события истории (см. Приложение VII)
Как вспоминал позже один из очевидцев - " кто-то, глядя в открытое окно на пустующий после убийства хозяина дворец, шутя, предложил Пушкину написать на него стихи... С проворством тот вскочил на длинный стол, стоящий у окна, растянулся на нем, схватил перо и бумагу, и со смехом стал писать" К вечеру стихотворение было готово.
Этот дворец был заказан императрицей Елизаветой (дочерью Петра I) для своего фаворита, который впоследствии продал его обратно в казну. С тех пор дворец всегда принадлежал царской семье. Его название, возникшее совершенно случайно (дворец у Аничкова моста), так и пристало к нему окончательно. Некоторые императоры (например, Александр III) жили здесь постоянно. Остальные (как Николай I в пушкинское время) использовали его для закрытых немноголюдных балов и приемов.
Самое первое важное в жизни поэта событие, связанное с этим зданием, произошло в конце 1819 года. Благодаря его другу Жуковскому, который служил при дворе, и его казенная квартира располагалась как раз в Аничковом, Пушкин прочел здесь только-что написанную им поэму «Руслан и Людмила». В этот высокоторжественный день Жуковский, который был учителем Пушкина еще в Лицее, подарил поэту свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя». Что означало только одно: отныне знаменитый тогда поэт Жуковский признавал, что талант Пушкина превзошел его собственный.
Следующее появление Пушкина в Аничковом произошло уже после его женитьбы на 16-летней красавице Наталье Гончаровой.
Когда спустя семь лет, проведенных из-за ссылки вне Петербурга Пушкин уже с молодой женой возвращается в Петербург, высший свет и даже сам император, Николай I, сражены красотой его красавицы-жены. Государь желает видеть ее на своих закрытых балах в Аничковом. Для того, чтобы чета Пушкиных имела право там бывать Пушкину был пожалован придворный чин Камер-юнкера. Камер-юнкерского мундира Пушкин не любил. Когда великий князь поздравил Пушкина с назначением, тот дерзко ответил: «Покорнейше благодарю. До сих пор все надо мною смеялись, вы первый меня поздравили». Странные порядки тогдашнего высшего общества тяготили таких, как Пушкин. Вообразите, для каждого бала правилами был предусмотрен свой наряд в том числе и для мужчин. Однажды, Пушкин приехал во дворец по приглашению на бал, как обычно в своем мундире. Каково же было его негодование, когда его не пустили внутрь только потому, что на этот бал положено было прибыть во фраке. Оставив жену на балу одну, Пушкин уехал переодеваться, но возвращаться уже не стал, предпочел царский прием скромному вечеру у друзей.
На балах главную роль играла жена. Сам Пушкин почти не танцевал. Он стоял у стены, глядя на котильон и сдерживая лёгкую зевоту. Но к присутствию здесь его обязывало положение.
Для одного из таких балов, где участники должны были быть наряжены древнегреческими мифологическими существами, (причем женщины рядились богами, а мужчины — богинями) Пушкин по просьбе фрейлины императрицы Екатерины Федоровны Тизенгаузен написал стихотворение-комментарий к ее маскарадному костюму. Молодая особа нарядилась циклопом и предстала перед государем, произнеся строки, написанные Пушкиным для этого случая. (см. приложение VIII)
Государь и государыня оценили шутку по достоинству.
Сейчас это здание носит название Дворец творчества юных. Следы пребывания поэта сейчас здесь отыскать трудно, интерьеры с тех пор несколько раз переделывались, убранство залов менялось. Но все-таки о присутствии здесь поэта кое-что напоминает. Последний ремонт затевали уже после революции. Тогда писатель Максим Горький размышляет над тем, как с пользой украсить стены только что открывшегося здесь дворца пионеров. Наконец, он просит художников, работавших в технике Палех расписать несколько комнат двора сюжетами на сказки Пушкина. Роспись была сделана так искусно и качественно, что и нынешние дети спустя уже почти 100 лет могут любоваться этими фресками советской эпохи. Ведь Пушкина почитали во все времена.
В наши дни Каменный остров – это центральная, оживленная часть города. Во времена, когда жил Пушкин - это место было дачной окрестностью Петербурга. Место модное, близкое к загородному дворцу императора.
Александр Сергеевич называл Каменный остров "Приютом высшего света". Пушкин и его жена, Наталья Николаевна, включились в эту светскую дачную жизнь.
1836 год. Это последнее лето Пушкин с семьёй провёл на Каменном острове. К сожалению здание дачи, которую снимал Пушкин для своей семьи не сохранилось, но все же Каменный остров хранит еще следы пребывания поэта здесь.
Каменноостровский театр - единственный сохранившийся в Петербурге памятник деревянного зодчества эпохи классицизма.
В ходе строительства и развития города, Каменный остров в Санкт-Петербурге стал тем вожделенным местом, куда устремилась строиться, жить и отдыхать столичная знать. Разбивались парки, строились дачи и дворцы. После пожара в 1818 году Большого театра на Театральной площади и его неудачного восстановления, в 1827 году Дирекцией Императорских театров было принято решение о строительстве нового театра на Каменном острове. Интересной особенностью являлось то, что задняя стена театра имела раздвижной механизм — представление при этом шло на фоне пейзажного парка. Каменноостровский театр открылся 1 июля 1827 года. Как театр выглядел при Пушкине, видно на гравюре Михаила Андреевича Иванова. (см. Приложение VII) Семейство Пушкиных дважды снимало на лето дачу на Каменном острове и вне всякого сомнения, посещала этот театр как супруга поэта, активно включавшаяся в светскую загородную жизнь, так и сам поэт, любивший и ценивший театр.
Чудом это деревянное здание сохранилось до наших дней и до сих пор украшает собой один из самых живописных уголков города на Неве – Каменный остров.
Эта церковь построена в 1776—1778 годах при инвалидном доме моряков Балтийского флота знаменитым архитектором Фельтеном.
В Иоанновской церкви были крещены трое из детей Пушкина. 20 июля, в возрасте одного года, крестили Сашу. 22 мая 1835 года — младшего сына Гришу. Восприемниками мальчика были друг Пушкина Василий Андреевич Жуковский и Екатерина Ивановна Загряжская. 27 июня 1836 года состоялось таинство крещения младшей дочери Таши (так звали девочку в семье). Крестными её были Екатерина Ивановна Загряжская и друг поэта композитор Михаил Юрьевич Виельгорский.
В этом доме Александр Сергеевич Пушкин жил с 12 октября 1836 года до своей смерти 29 января 1837 года.
12 сентября 1836 г. семья Александра Сергеевича Пушкина переехала с дачи на новую городскую квартиру. Она находилась в самом центре Петербурга — «на Мойке близ Конюшенного мосту». Всегод три месяца длилось семейное счастье поэта в стенах этой квартиры, однако именно здесь сейчас организован мемориальный музей-квартира поэта в Санкт-Петербурге. Как это получилось? Дело в том, что после смерти поэта его верные друзья посчитали своим долгом сохранить память о трагических январских днях, но пока не знали, как это осуществить. Его верный товарищ, Жуковский даже нарисовал подробный план квартиры. Сразу после смерти Пушкина жена с детьми уехала из города. В квартире долгое время жили другие люди и если бы не этот план Жуковского, может быть мы не смогли бы сейчас видеть так подробно отреставрированные комнаты на Мойке 12. Открытие здесь музея стало возможным только спустя более чем 80 лет со дня смерти поэта. Вот тогда-то и пригодился план Жуковского. Все получилось в соответствии с этим планом и мемуарными свидетельствами современников, в ней были воссозданы буфетная и столовая, гостиная и спальня. В настоящее время все помещения квартиры воссозданы в том виде, какими они были в пушкинское время.
Француз по происхождению, Дантес приехал в Россию через несколько лет после июльской революции во Франции, с определенной целью сделать карьеру. Он стал открыто ухаживать за женой Пушкина. Злорадные усмешки и перешептывания за спиной Пушкина усиливались. Он ни на минуту не подозревал жену, но положение его в обществе с каждым днем становилось все более трудным. Другого выхода не было – дуэль - запрещенный тогда уже способ решать конфликты, показался поэту единственно возможным в этой ситуации. Последняя дуэль Пушкина с Дантесом состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года в районе Чёрной речки у Коломяжской дороги. Это место находится недалеко от станции метро Черная речка - в сквере на Коломяжском проспекте (между Коломяжским проспектом и улицей Матроса Железняка).
Сейчас в том тесте, где состоялась эта смертельная для Пушкина дуэль разбит сквер. Памятный сквер состоит из памятного обелиска и расположенных недалеко двух памятных камней. Обелиск был открыт 8 февраля 1937 года (к 100-летнему юбилею Пушкина А.С.) (см. приложение IX)
Защита нашего проекта на «Зимнем вечере» в школе состоялась 24 декабря. Все прошло так, как мы и планировали: весь класс внимательно слушал наше выступление. Ребятам явно было интересно. Когда Инга Викторовна объявила о том, что мы готовим настоящую экскурсию, которую представим перед всем классом в будущем году, класс воспринял эту новость с восторгом. Нам было очень приятно это осознавать.
За эти полгода жизни под девизом «наш Пушкин» мы настолько привыкли к этому имени, что замечаем его повсюду, тем более, что это не сложно. Как это не удивительно, но даже в новогодние подарки кладут конфеты с изображением нашего поэта на обертке.
Прогулки по городу с родителями теперь также не обходятся без Пушкина. Пушкин нам даже в городе ориентироваться помогает. И в нашем сознании теперь всегда Русский музей будет находиться рядом с памятником Пушкину работы Михаила Аникушина, а русских императоров мы научились отличать исключительно по тому, жили они до Пушкина, в его время или после него.
Изучив биографию Александра Сергеевича, нам стало интереснее читать его стихи. Многие – стали нам понятнее. Некоторые из нас даже Евгения Онегина пробовали читать. Словом, проект помог нам в изучении города через Пушкина и Пушкина через город. Мы надеемся, что проделанная нами работа поможет ребятам из других городов да и самим петербуржцам, изучающим творчество и биографию Александра Сергеевича, сделать свое посещение пушкинских мест интереснее и полезнее.
a. http://pushkin-omsk.narod.ru
б. http://az.lib.ru
Приложение I
Витражные иллюстрации к сказкам Пушкина
Приложение II
Усадьба Ганнибалов в Суйде.
Домик Арины Родионовны, няни А.С.Пушкина, в Кобрино.
Приложение III
Первый опыт
Этапы подготовки проекта.
Приложение IV
Рассказ экскурсовода в Аничковом дворце.
«Чудесная комната»
ПриложениеV
Учебники литературного чтения ОС «Школа 2100»
1класс «Капельки солнца»
2 класс «Маленькая дверь в большой мир»
Раздел I «Там на неведомых дорожках»
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Раздел III «Сказочные богатыри»
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)
3 класс «В одном счастливом детстве»
Раздел V «Глухая пора листопада»
А.С. Пушкин «Осень» (отрывок) 8 строчек
4 класс « В океане света»
Раздел II «У истоков детской литературы»
А.С. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок)
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Приложение VI
А.С. Пушкин
Отрывок из поэмы « Медный всадник»
Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознёсся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений…
Осень 1833 года
Приложение VII
А.С. Пушкин
Ода «Вольность» (отрывок)
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает,
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —
И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигуллы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упое́нны
Идут убийцы потае́нны,
На лицах дерзость, в сердце страх.
Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъёмный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наёмной…
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!…
Падут бесславные удары…
<Декабрь 1817 г.>
Приложение VIII
А. С. Пушкин « Циклоп»
Язык и ум теряя разом,
Гляжу на вас единым глазом:
Единый глаз в главе моей.
Когда б судьбы того хотели,
Когда б имел я сто очей,
То все бы сто на вас глядели.
4 января 1830 года
Приложение IX
Обелиск на месте дуэли А.С. Пушкина
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
1837 год
Фильм "Золушка"
Лупленый бочок
Аэродинамика и воздушный шарик
Притча о гвоздях
Философские стихи Кристины Россетти