Данная работа была представлена на муниципальном уровне НПК "В мир творчества, мир поиска, мир науки"
Вложение | Размер |
---|---|
rech_politika.docx | 52.83 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кумарейская средняя общеобразовательная школа
Районная научно-практическая конференция школьников
«В мир поиска, мир творчества, мир науки»
Секция «Русский язык, литература»
Речь как один из способов создания имиджа политика
(на примере высказываний В.В. Путина, В. В. Жириновского)
Автор: Москалева Валентина Сергеевна, обучающаяся 8 класса МБОУ Кумарейская СОШ
Адрес учреждения: 666397, Иркутская, Балаганский, Кумарейка, Школьная, 1
Контакты: тел.89247092853, эл. адрес mou-kumar@yandex.ru
Руководитель: Москалева Екатерина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кумарейская СОШ
Кумарейка, 2018
Содержание
2.1. Нарушение норм речи в коммуникативной практике политика…с.6
2.2.Нарушение норм речи как способ создания имиджа В.В. Путина..с.8
2.3.Особенности речи В.В. Жириновского……………………………..с.15
1.Введение
На современном этапе развития общества особо остро встает проблема организации эффективного взаимодействия между людьми, в том числе и воздействия на массовую аудиторию. Одним из способов решения этой проблемы является создание (пропагандой, рекламой) имиджа человека, в частности политика, которому можно доверять, компетентному в той или иной сфере. Важную роль в формировании представления о личности, отношения к ней играет её речевое поведение как составляющая имиджа. Причем искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой информации, может содержать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что каждый человек вовлечен в процесс формирования общественного мнения, на нас оказывают влияние, целенаправленно воздействуют, поэтому необходимо обладать определенным уровнем культурного развития, в том числе и коммуникативной компетенцией, чтобы снизить возможности манипуляции нами.
Методы исследования:
Целью работы является определение особенностей речи в публичных высказываниях В.В. Путина и В.В. Жириновского, ее эффективности для создания имиджа политика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Гипотезой исследования послужило предположение о том, речь является одним из способов создания имиджа политика
В качестве объекта исследования послужили выступления Владимира Владимировича Путина - президента (2000—2008) и премьер-министра (1999, с 2008) России, а также фрагменты выступлений В.В. Жириновского, лидера партии ЛДПР, чьи личности воспринимается в обществе неоднозначно: являются предметом и критики, и восхищения миллионов; их достижения в области политики и рейтинг среди граждан позволяют говорить о незаурядности личности и обусловливают наш интерес именно к личностям В.В. Путина и В.В. Жириновского. Уточним, что оценка личности и действий В.В. Путина и В.В. Жириновского не является целью нашей работы и не в нашей компетенции.
Предмет исследования – проведение анализа речи выступлений В.В. Путина и В.В. Жириновского.
Новизна нашей работы заключена в том, что мы рассмотрели намеренное особенности речи политиков, как метод создания имиджа на примере высказываний В.В. Путина и В.В. Жириновского.
Использование фрагментов из выступлений В.В. Путина и В.В. Жириновского, находящихся в открытом доступе в интернете, и анализ научных работ по русскому языку, позволяет, на наш взгляд, говорить о научной достоверности проведенного исследования.
Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографического списка, в котором насчитывается 24 наименований.
Во введении кратко обосновывается выбор темы, определяются цель и задачи исследования, коротко освещается содержание работы.
Основная часть работы посвящена изучению особенностей речи известных политиков, при этом особо выделены именно те, которые нам необходимы для дальнейшего анализа. Здесь же мы непосредственно приступаем к исследованию фрагментов выступлений В.В. Путина и В.В. Жириновского. После чего сделаны соответствующие выводы.
В заключении обобщаются результаты исследования, подведены итоги, сделаны выводы.
Приложение состоит из компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint, а также форм анкет, проведенных среди учащихся 7-11 классов.
Практическое применение данной работы возможно на уроках русского языка, а также данные исследования могут использоваться в качестве иллюстративного материала на спецкурсах, кружках по культуре речи и речевому этикету.
Работа посвящена проблеме культуры речи: особенности норм речи рассматривается как один способов создания имиджа политического деятеля. На примере высказываний В.В. Путина и В.В. Жириновского определяются характер речи (в реализации тактик моделирования структуры имиджа, создания «своего круга», персонификации), коммуникативное намерение адресанта. Исследование иллюстрируется примерами из выступлений В.В. Путина, В.В. Жириновского.
2.Речь как один из способов создания имиджа политика
2.1. Нарушение норм речи в коммуникативной практике политика
По мнению О.С. Иссерс, «современное понимание имиджа предполагает динамику в соотношении реальных качеств личности и смоделированных, обусловленных ролевой установкой. Выбор имиджа осуществляется на основе прогнозирования аудитории» [2;206]. Так, коммуникативная стратегия политика (обусловленная задачей «понравиться своему народу») определяет использование речевых тактик: моделирования структуры имиджа (выделение доминанты, факультативных и сопутствующих ролей), создания «своего круга», персонификации. В связи с тем, что «имидж формируется не только на уровне лексической семантики, но и через семантические и грамматические категории, обнаруживаемые в риторическом контексте» [2;202], мы считаем возможным проанализировать особенности норм речи в моделировании структуры образа, персонификации, создании «своего круга».
Имидж (как самоподача, самопрезентация [2;194]), точнее речевое поведение как одна из его составляющих, или «языковой паспорт говорящего» («то впечатление, которое он создает о себе своей речью» [3;59]) во многом определяются коммуникативными качествами речи оратора (правильностью, ясностью, точностью, уместностью, выразительностью).
Исходя из определения культуры речи как владения нормами русского литературного языка в его устной и письменной форме, использования языковых средств в соответствии с целями и условиями общения, можно выделить три её компонента: нормативный, этический и коммуникативный.
Нормативный компонент связан с безупречным владением языковыми нормами - орфоэпическими лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими. Этический компонент культуры речи проявляет себя главным образом в целенаправленных речевых действиях. Речевой акт осуществляется по особым, принятым в данном обществе в данное время, правилам, которые определяются многими внелингвистическими факторами: возрастом участников речевого акта, официальными или неофициальными отношениями между ними и т.п. Коммуникативный компонент играет решающую роль в достижении целей общения.
Таким образом, нарушение этих компонентов ведет к ошибкам, грамматическим, речевым и логическим. Данные виды ошибок в ситуации их намеренного использования могут быть направлены на реализацию различных целей: создание образности, придание эмоциональности высказыванию; для того чтобы акцентировать какой-либо фрагмент высказывания, привлечь внимание читателей/слушателей к выступлению в целом. Вне зависимости от намеренного или ненамеренного нарушения норм речи (языковых, этических, коммуникативных) ошибки формируют языковой паспорт оратора, его имидж.
2.2.Нарушение норм речи как способ создания имиджа В.В. Путина
Доминанту роли В.В. Путина, на наш взгляд, можно определить понятием «Патриот», «Державник», «Сильная рука». Ряд речевых тактик, направленный на формирование именно такого образа, связан с нарушением этического компонента общения.
Об этом в частности свидетельствуют высказывания, подобные приведенному в качестве примера: «Но, если вы готовы стать самым радикальным исламистом и готовы сделать себе обрезание, приглашаю вас в Москву. Я порекомендую сделать операцию таким образом, чтобы у вас уже ничего не выросло» [7].
Угроза, стоящая за эвфемизмом «чтобы у вас уже ничего не выросло», вероятно, не вполне допустимым с точки зрения этики в публичном выступлении, четкая оппозиция «вы» и «я» делают высказывание категоричным, демонстрируют непримиримость и агрессию по отношению к «врагу», обозначенному открыто – радикальным исламистам. Нарушение этического компонента культуры речи в данном примере одновременно является приемом моделирования образа, персонификации и создания «своего круга».
Критика США в следующем фрагменте высказывания В.В. Путина дополняет его образ Патриота чертами политика, хорошо осведомленного, контролирующего ситуацию, имеющему опыт работы в органах Государственной безопасности: «Да, Соединённые Штаты не разрабатывают, якобы, наступательного оружия. Во всяком случае, общественности об этом не известно. Хотя наверняка разрабатывают. Но мы даже сейчас спрашивать об этом не будем. Мы знаем, что разработки идут. Но сделаем вид, что мы об этом не знаем: не разрабатывают» [9].
Чёткая оппозиция («мы» - США), категоричность утверждения («Мы знаем») подчёркивают ранее обозначенные черты политического имиджа. Однако, по нашему мнению, противоречие между признанием «общественности об этом не известно» и неподтвержденным фактами обвинением может быть определено как нарушение этических норм общения.
Создание «своего круга» и образа «врага» как речевая тактика требует особого внимания к выбору средств общения. Так, например в высказывании: «Вот академик Лаверов сказал, что у них есть даже препарат, который стимулирует сегодня мозговую деятельность. Ну, дайте этим критикам этот препарат. Может, успокоятся», - пренебрежительное отношение к противникам проявляется не только в легко прочитываемом намеке (им необходим препарат для улучшения мозговой деятельности), но и в именовании «этим критикам».
Намек как нарушение этического компонента общения может использоваться и для формирования образа человека прямолинейного, откровенного, правдивого, хоть и резкого: «Вряд ли кто-то, собираясь на это мероприятие, надел памперсы».
Одной из доминирующих характеристик В.В. Путина – политического деятеля, на наш взгляд, является его близость народу, понимание особенностей национального менталитета. Вместе с тем, нарушение этических норм может привести к нежелательной интерпретации имиджа политика. Например: «У нас народ простой и очень решительный. Как только разрешение получат — все будут летать на метле и на кастрюле, и с этим ничего нельзя будет поделать!»
Позитивная оценка («решительный») из-за использованной тактики обобщения («все будут летать на метле и на кастрюле») снижается. Огульное обвинение, подозрение (притом, что «разрешение будет получено»), может восприниматься и негативно, как оскорбительное недоверие.
Нарушение этических норм может проявляться как в выборе речевых тактик, языковых средств, так и предмета речи. Приведем пример: «Привет передайте своему президенту! Оказался очень мощный мужик! ….Я никогда не ожидал от него! Он нас всех удивил! Мы все ему завидуем!» [13].
Неожиданная оценка противозаконного поступка сама по себе свидетельствует либо о невысоких моральных качествах говорящего, либо о невысоком уровне коммуникативной грамотности. Последствия того и другого особенно негативно влияют на восприятия имиджа публичного человека.
Как показал анализ текстов-образцов, В.В. Путин использует различные виды ошибок для реализации коммуникативного намерения.
Нарушение нормативного компонента культура речи ведет к появлению грамматических ошибок. Среди грамматических ошибок, выявленных нами в выступлениях Путина, можно отметить нарушение правил образования форм слова используется как способ концентрации внимания на определенной информации, например: «Последние наши контакты с американскими коллегами показывают, что они действительно задумались над сделанными нами предложениями и ищут пути решения проблем и пути снятия наших озабоченностей» - использование формы множественного числа
Среди речевых ошибок можно выделить несколько групп ошибок:
Плеоназм: «Оказался очень мощный мужик!»
Нарушение лексической сочетаемости может выступать в качестве приема: позволяет расставить акценты, привлечь внимание к ключевым понятиям высказывания.
Например, «Никому не должно быть позволено устраивать селекцию прав и свобод человека в зависимости от обложки паспорта…»[6]. (подчеркивается демократия в государстве).
Или: «Только после этого, после того, как у нас пошли первые жертвы и список их значительно увеличился - речь шла уже о нескольких десятках наших погибших миротворцев, там, по-моему, 15-20 человек уже погибло, а также уже были большие жертвы среди мирного населения, сотнями измерялись - только после этого Президент России принял решение о вводе контингента для спасения жизней наших миротворцев и мирных граждан» (Кроме того, и отстранение «Президент России» подчеркивает вынужденный характер действий правительства)
А также нарушение лексической сочетаемости придает речи эмоциональность, делает ее образной: «Утащить с хозяйской кухни вкусненький кусочек технологий, а потом под одеялом, стараясь не чавкать, тихо его съесть. Нет! Мы так дела не делаем».
Особо можно выделить группу ошибок, связанных с нарушением коммуникативного компонента. Частотным является использование слов и фразеологизмов с иной стилевой окраской (жаргонизмов, просторечия и вульгаризмов), для создания имиджа говорящего как очень сильного, эмоционального человека, близкого к народу.
«Я не думаю, что они там подтухли. Они маскируются под полудохлых, на самом деле у них там всё в порядке… Они больше, чем кто-либо другой, заинтересованы как раз в том, чтобы у нас в стране были выработаны приемлемые для всех участников рынка общие правила и чтобы эти правила всеми соблюдались. А гарантом выступало бы само государство…»[17].
Нарушение стилистического единства текста проявляется в использовании – жаргонизма («подтухли»), экспрессивной лексики («полудохлых») и фразеологии общественно-политического характера («приемлемые для всех участников рынка», «гарантом…выступало»). Повтор местоимения «они» в данном случае может рассматриваться как средство противопоставления «свой - чужой».
Например, в лексике: «Знаете, я так «накарябал» здесь, что уже сам не разберу, что я записал. Я тогда отвечу на то, что сам могу прочитать, а если я на что-то не отвечу, вы напомните мне свои вопросы» (просторечие); «Будем преследовать террористов везде. В аэропорту — в аэропорту. Значит, вы уж меня извините, в туалете поймаем — и в сортире (вульгаризм) их замочим (жаргонизм), в конце концов!»; «Массовый террор… — желание поставить под контроль большие массы людей. Психологически унизить, поставить на колени власть, общество и государство… Но Россия может подняться с колен и как следует огреть» (просторечие) [12].
Или фразеология: «Мы цену на газ не из носа выковыриваем» (вульгаризм); «Надо исполнять закон всегда, а не только тогда, когда схватили за одно место» (вульгаризм); «У нас есть что предъявить в ответ, есть что посчитать. Россия при развале Советского Союза отдала десятки тысяч квадратных километров своих исконных территорий… Естественно, мы никогда не будем вести переговоры о каких бы то ни было к нам территориальных претензиях. Пыталовский район Псковской области? От мёртвого осла им уши, а не Пыталовский район!»; «Если будем сопли жевать годами, тогда ничего не изменим. Надо принять все меры для стимулирования переработки леса на территории России, а не гнать кругляк за границу. А то шуруют туды-сюды в огромных количествах, и ничего не сделано. Я понимаю, почему это происходит. И вы понимаете… Это лоббисты. Они думают о своих интересах… А вы должны думать об интересах народа. С 1999 года рассматриваются проекты… И ни хрена не происходит. Я знаю эту болтовню, и каждый год одно и то же» (просторечия); «Не ахти, может быть, какие деньги, но это реальная поддержка» (просторечие); «И мне приятно отметить, что ни одного раза мною не были допущены какие-то натяжки. Ничего не нужно высасывать, как говорят у нас в народе, из пальца» (просторечия) [15], [17].
Нарушение стилистического единства высказывания проявляется и в использовании изобразительно-выразительных средств языка:
«Утащить с хозяйской кухни вкусненький кусочек технологий, а потом под одеялом, стараясь не чавкать, тихо его съесть. Нет! Мы так дела не делаем» Здесь употребление эмоционально-окрашенных слов придает метафоричность высказыванию, вместе с тем стилистически снижая его.
Или: «Я не скажу, что существует два непримиримых врага, с одной стороны — государство, а с другой — олигархи. Я думаю скорее, что государство держит в руках дубинку (метафора), которой бьёт всего один раз. Но по голове . Мы её только взяли в руки, и этого оказалось достаточно, чтобы привлечь внимание. Когда мы действительно рассердимся, то без колебаний пустим её в ход. Нельзя шантажировать государство. Если будет необходимо, мы уничтожим инструменты шантажа» [10]. Метафора «дубинка в руках государства» как средство уничтожения «инструментов шантажа» (тоже метафора, судя по контексту, олигархов) несколько искажает образ России как демократического государства, а В.В. Путина как гаранта соблюдения конституционных прав и свобод.
Иногда стремление к образности, выразительности приводит возникновению алогизма: «Руки у России всё крепче и крепче. Их не выкрутить даже таким крепким партнёрам как Евросоюз» [9]. (Партнер, который выкручивает руки?)
В ряде случаев можно отметить разговорный синтаксис (инверсии, неполные предложения, срыв синтаксической конструкции и т.п.), обусловленный не столько ситуацией устного общения, сколько особенностями речевого поведения В.В. Путина: «Те, кто проводят в отношении России такую политику, они что себе думают, они нас полюбят только в том случае, если мы умрем?»; «Мазурик какой-то (жаргонизм): взял и утащил самолёт! [5] Самолёт… игрушки отобрали… что вы привязались, ей-Богу?»
Нарушение коммуникативных норм может приводить к возникновению двусмысленности, затруднять понимание высказывания: «Россия веками осваивала эти территории, и мы не допустим того, чтобы ситуация там деградировала и дальше» [7]. Из этих слов разве нельзя сделать вывод, что освоение Россией территорий привело к их деградации?
Или: «Мы сейчас говорим об автобусах, но, по сути, речь идёт о поддержке программы создания серьёзных, хороших, качественных образовательных центров на селе. Автобусы — это хорошо. Но если не будет дорог, то вам придётся заниматься покупкой автобусов не переставая» [7], [12]. Совмещение двух логических неоднородных понятий затрудняет понимание предмета речи.
Таким образом, имидж политика - Патриота, «Сильной руки», представителя народа («Простого человека»), выражающего взгляды и защищающего интересы своих избирателей создается во многом нарушениями норм культуры речи. В качестве наиболее частотных можно отметить нарушения таких компонентов общения: этического - для демонстрации силы, агрессии по отношению к «врагам» России и коммуникативного (нарушение стилистического единства высказывания, использование лексики со сниженной и просторечной окраской) с целью подчеркнуть близость народу.
2.3.Особенности речи В.В. Жириновского
Особенности речи Владимира Вольфовича Жириновского как способ имиджа был проанализирован путём чтения дневниковых записей политика, так называемые блоги. Это более современное средство массовой коммуникации, позволяющее донести свои мысли до пользователей Интернета. Блог как медиа ресурс позволяет политику создать образ простого человека, а также постоянно делиться с читателями блога своими мыслями обо всем, что интересует автора.
В ходе исследования было обнаружено два блога: http://zhirinovski.livejournal.com и http://www.blogs.mail.ru/mail/zhirinovskyvv . [22], [23].
Владимир Вольфович Жириновский в своем дневнике, прежде всего, пишет о «маленьких человеческих радостях», доступных каждому. Вот, например, фрагмент блога о лете: «Если будет хорошая погода и тишина на дорогах, может быть, я выберусь за город на машине. Тихая деревня, лес, водоем-в Московской области немало приятных и живописных мест. Возможно, я съезжу на выходные в Калужскую или Ярославскую область. Пару дней побыть на солнышке, погулять в лесу, искупаться в озере - вот в таком ключе обычно проходит мой летний отдых. В принципе, я всю жизнь так отдыхаю, я уже забыл, что такое отдыхать целый месяц. Вот уже 20 лет не получается устроить полноценный отпуск. Возможно, на будущий год все затихнет, пройдут выборы Президента, выборов в Госдуму не будет, и тогда я отдохну подольше» [22].
В другом фрагменте дневника Жириновский сливается в едином порыве с хоккейными болельщиками России: «Всё, еду на полуфинал Чемпионата мира по хоккею, чтобы болеть за российскую сборную! Пятнадцать лет назад российскую сборную по хоккею боялись и считались с ней. Сегодня мы возвращаемся в тот формат, когда мы 24 раза становились чемпионами мира, чемпионами Европы и Олимпийских игр. Я думаю, что вполне реально, чтобы наша команда в 25-й раз стала чемпионом мира! Я верю, что завтра мы выиграем у финнов! Шведы выиграют у канадцев, и в воскресенье мы разгромим шведов, как это было под Полтавой, в Петровские времена! У нас самые лучшие условия именно в зимних видах спорта, и особенно - в хоккее! Когда-то мы ворвались на это поприще, разгромили канадцев лет 50 назад. Теперь мы должны снова стать чемпионами мира, и для этого есть все условия! От всей души желаю победы нашим хоккеистам, горячо болею за них и приду вместе с членами фракции ЛДПР поддержать наших хоккеистов завтра и в воскресенье!» [22].
Как видно из приведенного отрывка, речевой имидж известного политика создается с использованием стандартных житейских впечатлений. Жириновский добивается единения с народом, говорит на языке рядового россиянина. Мечта об отпуске и триумфе хоккейной национальной сборной понятна большинству читателей блога и вызывает симпатию к его автору. Кроме того, болеть за российскую сборную по хоккею - проявление патриотизма. В отрывке используется сравнение возможной в будущем игры со шведами с битвой под Полтавой. Тем самым поднимается имперская тематика. Таким образом, даже в отрывке про хоккей Жириновский, прежде всего, напоминает о своей патриотической позиции.
Важной составляющей речевого имиджа В.В. Жириновского является то, что он может позволить себе высказаться на любую тему практически в любой форме. Это «право» В.В. Жириновский заслужил в течение своей политической карьеры. В начале 1990-х годов он обещал россиянам райскую жизнь, обливал соком в прямом телеэфире губернатора Нижегородской области Бориса Немцова, выступал с резкими заявлениями. В итоге в массовом сознании сформировался образ политика, способного на яркие, неординарные решения и фразы.
Любимые риторические приемы В.В. Жириновского:
Подмена тезиса (аргументы в пользу ложного утверждения): «…в магазинах - импортное продовольствие. Вот наше с вами отношение к сельскому хозяйству» [23].
Использование ложных и недоказанных аргументов: «здесь (в Думе) должны сидеть 90 процентов юристов»
Намеренное запутывание: «Кто виноват, что мы рожаем урода? Или наоборот. Вот ведь до чего дошло».
Аргументы к публике и личности (личные нападки на оппонентов): «Я для вас как пастух, вас веду и веду все и никак не доведу до точки, до ручки, чтобы вы прозрели, наконец» [23].
Аргументы «к палке» (угроза неприятными последствиями): «будем до выборов понижать страховки, а после выборов количество мест будет увеличиваться в моргах».
Аргументы к жалости (возбуждение в слушателях сочувствия): «они живут в халупах, где нет воды, мы им еще воду не дали…»
Встречаются в речи В.В.Жириновского и такие уловки, как умышленный уход от темы, попытки замаскировать основную мысль в гуще деталей и т.п. (например, рассуждения про аборты, про уродов и про бандитов в Государственной Думе).
Немного найдется выдающихся политиков, чьи имена становились бы нарицательными еще при их жизни. Как ни странно, Жириновский относится именно к этой категории. «Вы словно Жириновский», «у вас манеры Жириновского», «вы мне напоминаете Жириновского» - такие выражения теперь не редки. И те, кто их произносит, еще не дают себе отчета в том, насколько серьезное значение они придают человеку, о котором предпочитают всегда говорить несерьезно. В этом-то и заключается некоторая странность феномена В.В. Жириновского: он слишком серьезен как реальность, и слишком несерьезен как образ, витающий в воображении его недоброжелателей. В глазах же простого народа Жириновский был, есть и будет защитником народа, даже, несмотря на противоречивые мнения аналитиков и недоброжелателей.
Рассмотрим положительные черты речи Владимира Вольфовича:
- отличный ритор и оратор;
- присутствует захватывающая энергия;
- на всё имеет свою точку зрения;
- отражает теневые стороны общества;
- чётко разграничивает личную жизнь и работу;
- знание структуры своей работы
Возможно, Владимир Вольфович Жириновский кому-то кажется человек несерьезным, «шутом». Может ли «несерьезный» политик создать столь серьезную партию, с которой считается даже нынешнее правительство и о которой с полной серьезностью говорят на Западе? Может ли такой «шут» добиться таких успехов на поприще политики, оставив при этом с носом своих откровенных конкурентов? Над этим тоже стоит задуматься…
В.В. Жириновский, человек, обладающий речью беспринципной, откровенно водящий за нос своих избирателей невыполнимыми обещаниями. Иначе говоря, речь В.В. Жириновского якобы не сдерживается никакими моральными нормами, потому и дает столь ощутимый результат.
Исходя из мнений, представленных выше, можно выделить следующие отрицательные черты речи В.В. Жириновского как политика:
- чрезмерная, отпугивающая эмоциональность, резкость (предпочитает решать некоторые конфликты кулаками);
- речь порою двусмысленная;
- игра на публику.
Для более успешного речевого воздействия должны учитываться условия, в которых происходят речевое общение, отношения между говорящими, реальная возможность осуществления действия, а также характеристики желаемого объекта воздействия (его возраст, социальный статус, эмоциональное состояние, систему его мотивов).
Феномен речевого воздействия связан, в первую очередь, с целевой установкой говорящего субъекта речевого воздействия. Быть субъектом речевого воздействия - значит воздействовать на деятельность своего собеседника (не только физическую, но и интеллектуальную). При помощи речи можно побудить своего собеседника начать, изменить, закончить какую-либо деятельность, повлиять на принятие им решений или на его представления о мире.
На мотивацию речи произносимой политическим деятелем влияют следующие факторы:
• социальное происхождение избирателей;
• социальная принадлежность тех или иных групп избирателей (их социально-экономический статус);
• социальное окружение (влияние неформальных и формальных групп);
• пол, возраст избирателей;
• национальность избирательного корпуса;
• религиозность;
• внутренняя и внешняя политическая обстановка страны;
• географические условия.
Итак, в зависимости от степени важности намерений речевые стратегии могут характеризовать конкретный разговор с конкретными целями (обратиться с просьбой, утешить, подбодрить) и могут быть более общими, направленными на достижение более общих социальных целей (установление и поддержание статуса, проявление власти, подтверждение солидарности с группой).
Таким образом, обобщая различные методы и критерии оценки эффективности речевого имиджа политика, мы предлагаем единую схему оценки речевого имиджа:
На основе проделанной работы можно сделать вывод, что наша гипотеза получила подтверждение. В.В. Путин допускает нарушения норм речи в публичных высказываниях, и, так как он высокообразованная личность (успешно закончил МГУ), «лицо страны», можно говорить о преднамеренности этих ошибок, то есть об их использовании как способа создания имиджа человека неравнодушного, близкого к народу, политика сильного, искренне заинтересованного в повышении престижа страны, иногда очень эмоционального и даже агрессивного по отношению к противникам. На основе же достижений В.В. Путина, в частности в политической карьере, можно говорить об эффективности использования ошибок для создания имиджа.
Анализируя речь Владимира Вольфовича Жириновского, приходим к выводу, что его яркая неординарная речь в сочетании с его напористостью и умом дают возможность политику долгие годы являться лидером партии ЛДПР, иметь большое количество сторонников его взглядов. Такие особенности речи Владимира Вольфовича легли в основу создания имиджа знаменитого политика, имя которого становиться нарицательным еще при его жизни.
Думаю, что специалисты пресс-службы, составляя речь политиков, должны учитывать следующие критерии, чтобы речевое общение их проходило легко, мысли красиво излагались, а сам диалог был бы непринужденным и гармоничным:
5. Библиографический список
1. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова. 5-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 184с. – (Серия «Мастерство работы со словом»)
2.Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 288с.
3. Стернин И.А. Практическая риторика: учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений. - 5-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272с.
4. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - Изд. 2-е, испр. и оп. /Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков.-М.: Флинта, Наука, 1998.-312 с. [Электронный ресурс].URL: http://www.ritori ka.info/didakticheskie-materialy/dokumentaci ja/slovar (дата обращения: 19.07.2010)
5.Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, 25 апреля 2005г.,Москва, Кремль, Мраморный зал. [Электронный ресурс]. URL: www.gov.karelia.ru/Leader/Work/posl2007.htmlwww.gov.karelia.ru/Leader/Work/posl2007.htmlwww.gov.karelia.ru/Leader/Work/posl2007.html
(дата обращения: 19.07.2010)
6. 18 октября 2007 года в прямом эфире телеканалов "Россия" , "Первый" информационного канала "Вести" , радиостанций "Маяк" и "Радио России" Президент Российской Федерации В. Путин ответил на вопросы граждан, заданные в телеэфире, по телефону и в Интернете. Стенограмма Прямой линии с Президентом России В. Путиным [Электронный ресурс]. URL: www.president-line.ru (дата обращения: 4.09.2010)
7. Выступление Путина на очередной встрече лидеров "Группы восьми" 21-23 июля 2000 г. на Окинаве[Электронный ресурс]. URL: 2002.kremlin.ru/summit2/s2_oki. (дата обращения: 10.11.2010)
8. Выступление В.В Путина в Екатеринбурге о вступлении в ВТО. Октябрь 2003года. [Электронный ресурс]. URL: www.rg.ru/sujet/139.html
(дата обращения: 5.11.2010)
9. Выступление В.В Путина в ноябре 2003 года на официальном визите в Италии. [Электронный ресурс]. URL: www.moskva-putinu.ru (дата обращения: 5.11.2010)
10. Выступление Владимира Путина на еженедельном совещании с членами правительства в ноябре 2004 года.[Электронный ресурс]. URL:www.putin2004.ru/putin/press/404DDEA3 (дата обращения: 7.11.2010)
11. Заявления В.В. Путина об урегулирование вопросов стоимости российского газа для Украины и стоимости аренды Россией базы Черноморского флота в Севастополе в апреле 2010 года [Электронный ресурс]. URL: www.gazetaprotestant.ru/index.php/review_smi/7718(дата обращения: 20.12.2010)
12. Встреча Владимира Путина с президентом Украины Виктором Януковичем в марте 2010 года.[Электронный ресурс]. URL: www.rian.ru/…yanukovich_visits_moscow_04032010 (дата обращения: 5.11.2010)
13. Интервью Владимира Путина с американскими журналистами в Ново-Огарёво. Сентябрь 2003 года.[Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 5.10.2010)
14. Встреча Владимира Путина и премьер-министра Израиля (апрель 2006 — сентябрь 2008) Эхуда Ольмерта осенью 2006 года.[Электронный ресурс]. URL: www.newsru.co.il›В Израиле›11sep2009/putin_302.html (дата обращения: 13.11.2010)
15. Переговоры Владимира Путина и премьер-министра Украины Юлию Тимошенко в ноябре 2009года. [Электронный ресурс]. URL: www.inosmi.ru›Экономика›20091121/156583839.html (дата обращения: 29.11.2010)
16. Выступление в ноябре 2003 года Владимира Путина на заседании президиума Государственного совета и Совета безопасности, на котором выступил с концепцией национальной безопасности России.[Электронный ресурс]. URL: президент.рф (дата обращения: 27.11.2010)
17.Выступление В.В Путина в июле 2006 года в Санкт-Петербурге саммите «Большой восьмёрки». [Электронный ресурс]. URL: www.ikd.ru/node/239(дата обращения: 7.10.2010)
18. Выступление В.В. Путина на пресс-конференции в преддверии саммита «большой восьмерки» в июне 2007 года в Германии.
[Электронный ресурс]. URL:www.rg.ru/sujet/3012.html (дата обращения: 09.10.2010)
19.Выступление на пресс-конференции в феврале 2008 года Владимира Путина, на которой он сделал отчет об итогах своего восьмилетнего правления.[Электронный ресурс]. URL: Files.putin-itogi.ru/Putin-Itogi-10let.pdf(дата обращения: 5.10.2010)
20. Пресс-конференция после переговоров Владимира Путина с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони в апреле 2010 года в Милане. [Электронный ресурс]. URL: www.rian.ru/trend/putin_visits_austria…23042010 (дата обращения: 12.11.2010)
21. Отчёт Владимира Путина о работе правительства в 2009 года.
[Электронный ресурс]. URL www.rian.ru/trend/putin_duma_report_20042010
(дата обращения: 15.10.2010)
22. Блог В.В. Жириновского http://zhirinovski.livejournal.com
23. Блог В.В. Жириновского http://www.blogs.mail.ru/mail/zhirinovskyvv
Рецензия
на исследовательскую работу русскому языку
Москалевой Валентины Сергеевны, обучающуюся 8 класса
МБОУ Кумарейская СОШ
Тема работы «Речь как один из способов создания речевого имиджа политика» основана на речевых тактиках В.В. Путина и В.В. Жириновского.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что каждый человек вовлечен в процесс формирования общественного мнения, на нас оказывают влияние, целенаправленно воздействуют, поэтому необходимо обладать определенным уровнем культурного развития, в том числе и коммуникативной компетенцией, чтобы снизить возможности манипуляции нами.
Целью работы является определение особенностей речи в публичных высказываниях В.В. Путина и В.В. Жириновского, ее эффективности для создания имиджа политика.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, речь является одним из способов создания имиджа политика
В качестве объекта исследования послужили выступления Владимира Владимировича Путина - президента (2000—2008) и премьер-министра (1999, с 2008) России, а также фрагменты выступлений В.В. Жириновского, лидера партии ЛДПР, чьи личности воспринимается в обществе неоднозначно: являются предметом и критики, и восхищения миллионов; их достижения в области политики и рейтинг среди граждан позволяют говорить о незаурядности личности и обусловливают наш интерес именно к личностям В.В. Путина и В.В. Жириновского. Уточним, что оценка личности и действий В.В. Путина и В.В. Жириновского не является целью работы.
Предмет исследования – проведение анализа речи выступлений В.В. Путина и В.В. Жириновского.
Новизна работы заключена в том, что было рассмотрено особенности речи политиков, как метод создания имиджа на примере высказываний В.В. Путина и В.В. Жириновского.
Использование фрагментов из выступлений В.В. Путина и В.В. Жириновского, находящихся в открытом доступе в интернете, и анализ научных работ по русскому языку, позволяет, на наш взгляд, говорить о научной достоверности проведенного исследования.
Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографического списка, в котором насчитывается 24 наименований.
Во введении кратко обосновывается выбор темы, определяются цель и задачи исследования, коротко освещается содержание работы.
Основная часть работы посвящена изучению особенностей речи известных политиков, при этом особо выделены именно те, которые нам необходимы для дальнейшего анализа. Здесь же мы непосредственно приступаем к исследованию фрагментов выступлений В.В. Путина и В.В. Жириновского. После чего сделаны соответствующие выводы.
В заключении обобщаются результаты исследования, подведены итоги, сделаны выводы.
Приложение состоит из компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint, а также форм анкет, проведенных среди учащихся 7-11 классов.
Практическое применение данной работы возможно на уроках русского языка, а также данные исследования могут использоваться в качестве иллюстративного материала на спецкурсах, кружках по культуре речи и речевому этикету.
Работа посвящена проблеме культуры речи: особенности норм речи рассматривается как один способов создания имиджа политического деятеля. На примере высказываний В.В. Путина и В.В. Жириновского определяются характер речи (в реализации тактик моделирования структуры имиджа, создания «своего круга», персонификации), коммуникативное намерение адресанта. Исследование иллюстрируется примерами из выступлений В.В. Путина, В.В. Жириновского.
Руководитель: ___________/Москалева Е.Ю./
Есть ли лёд на других планетах?
Барсучья кладовая. Александр Барков
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Заповеди детства и юности
Будьте как солнце!