В с. Иволгинск живет Лариса Ивановна Муравьева. Однажды я услышал рассказ о ее родословной. Мне он показался интересным. На мой взгляд, семья – это важнейший институт общества, отвечающий за социализацию новых поколений, основа и опора государства.
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_respubliki_buryatiya.docx | 27.71 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Районное управление образования
МОУ Иволгинская средняя общеобразовательная школа
История семьи Муравьевых
С. Иволгинск
2013
Содержание
Введение
Глава1. История семьи как связь поколений
Глава 2. История семьи Муравьевых
Глава 2.1. История обретения фамилии
Глава 2.2.Непростые тропы судьбы Муравьевых
Глава 2.3.Семья Муравьевых в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы
Глава 2.4.Жизнь семьи с II пол. 20 века – по настоящее время…
Заключение
Список использованной литературы
В с. Иволгинск живет Лариса Ивановна Муравьева. Однажды я услышал рассказ о ее родословной. Мне он показался интересным. На мой взгляд, семья – это важнейший институт общества, отвечающий за социализацию новых поколений, основа и опора государства.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что исследование семьи является одной из важнейших проблем этнографической науки. В современном российском обществе появился интерес к вопросам истории корней, к познанию утраченных за последнее время нравственных ценностей.
В семье закладываются основы нравственного воспитания человека, культурно-духовного развития, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность.
Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы показать необходимость и значимость семьи в жизни человека.
Задачи:
1.Систематизировать и проанализировать документы семейного архива.
2. Подобрать общеисторический и краеведческий материал.
3. Осмыслить общечеловеческие ценности.
Родословную я составлял из воспоминаний и рассказов Муравьевой Ларисы Ивановны.
Описание методики
1.Сбор архивных документов
2.Интервьюирование членов семьи
3.Обзор научной литературы по данной теме
4.Анализ собранного материала
5.Оформление работы
§1. История семьи как связь поколений
Зачем нужна родословная? Многие могут сказать, что сейчас, в 21 веке, ее значение чрезвычайно мало. Отчасти они будут правы, ведь на каждого человека при развитии и жизни действует множество факторов, и он развивается своим оригинальным путем. Но все же родословную следует изучать, потому что с развитием генетики можно будет по родственным линиям прогнозировать возможные болезни или наоборот – таланты человека, его внешность… Уместно привести слова нашего современника – генеалога С.А.Сапожникова: «Генеалогия, родословие- это могучее нравственное средство и для укрепления семьи, и для укрепления государства. И это государственная задача - научить людей ценить цепь поколений, которая была перед ними, и чувствовать себя звеном в этой цепи. Это философская основа и жизни, и гражданственности, и патриотизма».
В древнейшие времена знание своей родословной было частью традиций народа, в основном, потому, что от этого зависела передача имущества и, в целом, власти. Знание истории семьи закрепляло социальный статус человека. И помогало доказать, особенно на Руси, право на владение землей или другим недвижимым имуществом.
У бурят в обычае было прививать детям любовь к родной старине, передавать детям знание своей родословной, семьи, связанных с ними легенд, преданий и сказаний. Родители, особенно дедушки и бабушки, начинали с малых лет рассказывать детям в доступной форме историю рода: учили запоминать ее наизусть уже в 2-3 года и в 5 лет без запинок называть предков по отцовской и материнской линии. Знание жизни своих предков было важно для того, чтобы ребенок не терял своих корней и гордился своими родственниками.
С.П. Балдаев писал в книге «Родословные предания и легенды бурят»: «Незнание родословной своего племени, рода, происхождения и расселения их, а также родовых и племенных песен считалось большим позором».
Знание истории своей семьи, родословной, во-первых, обеспечивало
хорошее знание не только истории рода и других племен, но и историю этноса в целом; во-вторых, человек чувствовал себя частью рода и этноса, понимая свою ответственность перед ними, старался следовать лучшим поступкам и делам своих предков.
Ж.А.Зимин писал: «Знать генеалогию еще в древности заставляла людей сама жизнь, стоявшая на низкой ступени его развития. Люди, имевшие один общий корень происхождения и связанные родством многих поколений, сообща боролись за судьбу рода, свое выживание. Они коллективно защищались от стихии природы, инородных захватчиков и других жизненных потрясений».
Очень многие бурятские дети (особенно живущие в сельской местности) и сегодня могут назвать своих предков до седьмого колена. Считалось, что только после седьмого колена, если роды не пересекались, можно было жениху и невесте связываться брачными узами. Таким образом, сохранялась генетическая чистота этноса. Сохраненная родословная – это генетический код семьи, рода, это волшебный ключ, открывающий двери прошлого и стирающий границы времени.
«Ямар угайбши?» (Какого ты рода – племени?) – такой вопрос в бурятском речевом этикете издавна был таким же обыденным и обязательным, как приветствие - «Здравствуйте!». Этот вопрос не дань этикету. Это исторически сложившееся отношение к своему прошлому. Ведь каждое бурятское племя, род имели свою историю, она сохраняется в его памяти. Поэтому единичный представитель того или иного племени (рода) является частью и его лицом одновременно.
Глава 2.История семьи Муравьевых
2.1История обретения фамилии
Род семьи Муравьевых берет свое начало со времен правления Николая Николаевича Муравьева, амурского графа. Он с 1847 по 1861 год был генерал – губернатором Восточной Сибири.
У графа Муравьева – Амурского работал денщиком некий бурят Алексей из Качугского района Иркутской области (по современному административно –
территориальному делению). Службу он нес исправно, был надежным, верным слугой. В возрасте 40 лет ушел в отставку. За хорошую службу, за верность долгу граф подарил Алексею 25 серебряных монет. По возвращении домой бывший денщик женился на скромной девушке – односельчанке. Дети у новоиспеченной семьи рождались и умирали, не прожив и года. Известно, что, отчаявшись, супруги обратились к местному шаману. Седовласый пророк посоветовал жениться на русской девушке и съездить к графу, для того, чтобы тот дал ему свою высокочтимую фамилию. Николай Николаевич в просьбе не отказал.
Таким образом, Алексей становится Муравьевым. Настоящая фамилия потомкам не известна. Впоследствии Алексей Муравьев женился на русской девушке Аксинье Спаскиной. Начали появляться в семье долгожданные дети: Федор, Иван и Андриан. Они занимались охотой и разводили скот. Незаметно сыновья стали взрослыми людьми. Они обзавелись семьями, в том числе и Иван. У него родились 4 дочери: Прасковья, Акулина, Прасковья (малая) и Александра. Росли девочки на радость своим близки
2.2. Непростые тропы семьи Муравьевых
Известно, что вторая дочь Ивана Муравьева Акулина (1900 г.р.) дважды была замужем. Первым супругом был Бартан Банаев – начальник Наркомзема. Он был суровым, жестоким, беспощадным тираном, вел распутный образ жизни. Однажды ударил замороженной щукой по голове так, что остался шрам на всю жизнь.
Молодая женщина, осмелившись, сбежала от мужа. Акулина Ивановна с 3-мя малолетними детьми приехала в Верхнеудинск в 1931 году к дальним родственникам. В том же году Муравьева устроилась на работу в Бурят – Монгольский научно – исследовательский институт культуры сторожем. Там она познакомилась с Базаром Будаевичем Будаевым, который позднее стал её вторым мужем. Базар Будаев был членом Союза художников Бурятии. В 1932 году родился сын Владимир. В 1937 году Базар Будаев умирает после тяжелой болезни. Через два года Акулина Ивановна Муравьева с 4-мя детьми уезжает в Иволгинский район.
В годы коллективизации жители Иволгинской долины объединились в коллективные хозяйства. В 1929 году создана коммуна «Гэгээрэл», а через год – артель имени Ербанова. Вскоре оба хозяйства объединились в колхоз имени Молотова. К ним присоединился еще один колхоз села Верхняя Иволга. В этот колхоз устраивается Акулина Ивановна Муравьева телятницей. Затем работает дояркой.
2.3. Семья Муравьевых в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы
Вскоре началась Великая Отечественная война, самая трагическая и одновременно героическая страница истории нашей страны. Она забрала всех, на ком держалось хозяйство,- кто сеял хлеб, растил скот. Ушли на фронт мужчины - трактористы, полеводы, животноводы. В колхозе остались женщины да подростки. Одной из передовых колхозниц являлась Акулина Ивановна Муравьева. Она, как и все другие ее односельчане, понимала сложность всего происходящего и прилагала все усилия для выполнения плановых заданий. Рабочий день у нее начинался в пять часов утра и продолжался до позднего вечера. На свою работу Муравьева водила и своих 4-ых детей. Младший сын Володя начал работать с девяти лет. Остальные были подростками. Акулина Ивановна часто вспоминала, как убирали скошенное сено. На луга тогда вышел весь колхоз - нужно было завершить сенокос. Убрать сено рассчитывали за день, но не управились. И люди не ушли с поля
до тех пор, пока не смели все сено в стога. Они работали так, чтобы своим трудом помочь тем, кто сражался на поле боя.
Три тысячи пятьсот иволгинцев ушли на фронт, отважно воевали в боях от Баренцева до Черного морей. Смертью храбрых пали 1006 воинов, среди них и сын Акулины Ивановны – Николай Будаев.
За год до войны Николай поступил в фабрично-заводское училище. Оттуда его направили на практику летом 1941 года в город Кемерово. По дороге его застала война. Весь эшелон отправили на фронт. Сын писал домой письма, в которых признавался любви к своим близким. Акулина Ивановна хранила письма Николая, часто перечитывала их и горько плакала, вспоминая о нем. В
« Книге Памяти» записано: «Погиб в бою 15.09. 1943 г., похоронен: в д. Сороки Калининская обл.».
В послевоенные годы по всей стране и, в частности в Иволге, шли восстановительные работы, возводились дома. В 1948 году трудовых успехов добились труженики колхоза им. Молотова. Они вырастили богатый урожай хлебов. Муравьевы приняли активное участие в этом деле.
Во всех колхозах района началось освоение залежных и целинных земель. Хозяйства расширяли посевные площади. Молодежь пересаживалась на «стальных коней» (тракторы) и осваивала новые земли. Не остались в стороне и дети Акулины Ивановны: Мария и Владимир. Они до самой пенсии работали в родном колхозе. А дочь Александра умерла в 1953 году после болезни. Акулине Ивановне одной пришлось воспитывать ее дочь Ларису.
2.4. Жизнь семьи со второй половины 20 века – по настоящее время
По своему желанию Лариса, повзрослев, оставила отчество и фамилию своей бабушки, тем самым сохранив фамилию Муравьева.
Акулина Ивановна прожила долгую жизнь. Умерла она на 89 году жизни. Следует отметить, что в настоящее время живут в разных городах 107 потомков Акулины Ивановны.
Ларисе Ивановне Муравьевой сейчас 58 лет. Она некоторое время
работала в родном колхозе, который переименовали в ОПХ «Иволгинское»:
сначала дояркой, затем рабочей зернотока. Л.И. Муравьева вышла замуж в 1980 году. В 1981г. родился сын Дмитрий, в 1982-дочь Алина. В 1986 году ее выбрали секретарем районной организации работников Агропромышленного комплекса. Награждена бронзовым знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки».
За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года получила нагрудный знак государственного комитета по статистике Российской Федерации. Дочь Алина работает в «Детской школе искусств», сын Дмитрий, окончив Иволгинский Сельскохозяйственный Техникум, работает в ООО «Мостотряд».
У Ларисы Ивановны Муравьевой растут 2 внучки - Юля и Лена, с которыми она с радостью водится. Женщина надеется, что историю ее семьи не забудут потомки.
Заключение
На примере семьи Муравьевых я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом находятся родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту, осмыслил общечеловеческие ценности: трудолюбие, верность долгу, справедливость, храбрость, которые формируются в семье.
Семья Муравьевых может служить примером неразделенной шестипоколенной семьи. У нас в Бурятии таких семей немного. И пока есть такие устойчивые семьи, в которых сохраняются этнокультурные традиции, можно говорить о том, что бурятский народ любит, чтит свое прошлое, свои корни.
Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берёт на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребёнка, а также на взрослых членов семьи. Она удовлетворяет потребности человека в любви, духовном общении, в моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха. Семья играет важную роль в ведении домашнего хозяйства. Она заботится о малолетних и престарелых членах семьи, придаёт устойчивость и стабильность обществу.
Список использованной литературы
5 Извеков И. Элективный курс «Генеалогия и история семьи»//Народное образование №5, 2006. Стр. 208-211
6. История и культура бурятского народа: Учебное пособие для учащихся и студентов/под ред.Михайлова Т.М.-Улан-Удэ: Бэлиг, 1999г.
Сыщук И.Я. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1994г.
Рецензия
Рецензируемая работа посвящена созданию и развитию семьи Муравьевых. Тема является актуальной, поскольку история каждого народа, большого и малого, история любой семьи представляет уникальную общечеловеческую ценность.
Доклад имеет логичное построение. В первой главе говорится о значении родословной, истории семьи. Вторая глава отражает жизнь семьи Муравьевых с середины 19 века до наших дней.
Д.Даржаин изучено достаточное количество современной литературы по исследуемой проблеме. Работа имеет теоретическое и практическое значение.
Бальчинова Т.В.
Прекрасное далёко
Шум и человек
Ручей и камень
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
5 зимних аудиосказок