Научно-исследовательское эссе по эпосу Урал Батыр
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.31 КБ |
Исполняем ли мы заветы Урал батыра?
Эпос "Урал батыр " является ценной реликвией, он похож на древние писания Тибета, Индии, Монголии и Вавилона. В эпосе заключена нравственная сила народа, накопленная в течение столетий. Мы найдем здесь не только духовные основы нравственной системы, но и моральные принципы
и этнические нормы, по которым живут башкиры и бережно передают
«сокровище нации» из уст в уста, через песни, спектакли и фильмы, через книги и интернет.
Эпос начинается со спора, нельзя ли уничтожить Смерть, то есть одну из закономерностей вечного круговорота в природе. Урал по началу ведет борьбу со Смертью, но в конце эпоса один старик сказал Уралу и всему: "Не ищите бессмертия себе, не пейте из Живого родника на свете остается лишь то ,что составляет мира красоту, что украшает наш сад, - и имя ему добро".
На протяжении всего эпоса Урал батыр совершает добрые поступки, он живёт для того, чтобы помогать другим, когда –то со своей семьёй они отпускают лебедь, пойманную на охоте, которая заговорила человеческим голосом, впоследствии мы узнаём , что это прекрасная Хумай, дочь падишаха Самрау и Солнца, именно она олицетворяет первозданную красоту женщины, мудрость и нежность.
Услышав слова старика, Урал всю тайну познал, он обрызгал Живой водой всю Землю, и тем самым вечнозеленым сделал земли народа. Читая эпос, можно понять насколько обширными были территории древних башкир, и самое интересное, что они ездят верхом на львах и имеют луки и стрелы из тикового дерева, можно предположить, что башкирский народ странствовал по югу. В эпосе вечная борьба добра и зла. Цель этого эпоса, показать насколько сильны и умны были башкиры, их быт и культуру, также ,что бы читатель извлек для себя какую то мораль.
Урал Батыр перед смертью оставил наставления своему народу, а выполняем и соблюдаем ли мы заветы Урал Батыра ?
Первая его заповедь звучала так :
"Зло в попутчики себе не бери,
Не посоветовавшись не делай ничего."
В самом начале эпоса, когда Шульген и Урал остались дома одни, вопреки запрету отца Шульген отпивает из чаши кровь, а Урал пытается его остановить. Мы всегда выбираем каким путём необходимо идти, дорогой добра или зла, дорогой честности или обмана, дорогой ненависти или любви. Наблюдая за людьми, я поняла, что некоторые люди эту заповедь соблюдают, а есть которые не выполняют. Но по- моему башкир живущих по этой заповеди больше, может по этому еще остался великий народ. Следующая его заповедь
"Чтите старшего по годам,
Не пренебрегайте советами его,
Младшего чтите за молодость,
Не лишайте совета своего."
Сам Урал уважал отца , слушался его и мать, но , когда отец хочет побоями убить сына Шульгена, он начинает заступаться за брата и раскрывает глаза отцу, который привык всех убивать, и не ценит самое дорогое - своих детей. В мировой литературе мы можем встретить яркие примеры детоубийства, например в повести « Тарас Бульба» мы становимся свидетелями расправы отца над сыном предателем, Андрием. Но Гоголь даёт право читателю иметь свою точку зрения на этот дикий первобытный суд. Людям свойственно ошибаться, у человека должен быть шанс , осознав свои грехи, начать праведную жизнь, ведь зло порождённое тобой непременно вернётся к тебе бумерангом.
Мы уважаем родителей не за то, что они родители, а за их мудрость, за их доброту и справедливость, я думаю маленькие дети чаще бывают правы, так как они смотрят на мир чистыми сердцами, дело родителей - помочь ребёнку стать честным человеком, жить для людей, принося пользу.
Думаю ,эту заповедь практически все люди выполняют, но я боюсь ,что в будущем мы не сможем дать друг другу дельный совет, из за чёрствости и эгоизма нынешнего поколения, и уже сейчас люди редко проявляют милосердие и уважение друг к другу.
Третий завет Урал Батыра :
"Тем, в чьём глазу соринка,
Которая слепым его сделать грозит,
И для несчастных сирот
Будьте ресницами их глаз."
Относительно этого завета, можно сказать, что в наше время людей, способных на такие подвиги единицы. И каждый, прочитавший эти строки, должен извлечь главную мысль , что нужно помогать людям даже в мелочах, для нас это мелочь, а для нуждающегося в помощи человека решающая капля помощи. Вспомним, как Урал помог людям, над которыми творил бесчинства Катил. И я не понимаю тех людей, которые оставляют своих детей сиротами, сейчас это глобальная проблема, но есть люди которые помогают этим бедным детям, и я считаю взять ребенка из детского дома и заботиться о нем - настоящий подвиг.
Я думаю слепым стал Шульген от своей зависти и тщеславия. Он не слушал своего сердца, перед собой он видел только голый расчёт, предав брата он не обрёл счастья, лишь больше стал он похож на Катила и его свиту. Относительно этого завета, можно сказать
«Человек- пусть будет имя вам,
не уступайте дорогу злу
Не сторонитесь добра!».
. На протяжении всего эпоса Урал батыр совершает добрые поступки, он живёт для того, чтобы помогать другим, когда –то со своей семьёй они отпускают птицу, которая заговорила человеческим голосом, впоследствии мы узнаём , что это прекрасная Хумай, дочь Солнца и Луны, именно она олицетворяет первозданную красоту женщины, олицетворяет мудрость и нежность «слабого пола».
Читая эпос « Урал батыр» я погружаюсь в мир, где есть реальность и фантастика. Урал батыр поднимает огромный камень и швыряет его в небо, возможно в космос, но камень возвращается и он, поймав его, направляет в царство беспощадного Катила.
Этот завет Урал Батыра , больше всего нужен в нашем веке, многие люди забыли,что такое человечность. Настоящего человека сейчас редко встретишь, каждый думает только о себе, а о « любви к ближнему» давно забыли. Для меня это основные заветы которые должен знать каждый из нас , мы часто забываем о них но ведь от этих заветов зависит будущее башкирского народа. Больше всего я переживаю о будущем народа, так как нынешнее поколение, в том числе мои сверстники не думают о будущем своего народа, они стесняются или даже забывают свой родной язык, быт и культуру, я думаю ,что нам всем стоит брать пример из эпоса "Урал Батыр".
Так же я хочу обратить ваше внимание на поступок сыновей Урала: Иделя, Нугуша, Хакмара и Яика они ради будущего своего народа ,не пожалели даже собственную жизнь.
Читая эпос « Урал батыр» я погружаюсь в мир, где есть реальность и фантастика. Урал батыр поднимает огромный камень и швыряет его в небо, возможно в космос, но камень возвращается и он, поймав его, направляет в царство беспощадного Катила, тем самым совершая суд над обезумевшим палачом.
Акбузат – волшебный конь, для меня это символ преданности.
Я горжусь тем, что я являюсь частью башкирского народа, когда я читала эпос "Урал Батыр", я узнавала много нового о своем народе, о его прошлом, о мировоззрении древних башкир.
Вернёмся в наше время на мир охвачен террором, гибнут невинные люди, повсюду коррупция и беззаконние, наркотики и алкоголь порабощают души людей, думаю люди сами виноваты во всех бедах, люди потеряли ценностные ориентиры, все стремятся к богатству и славе, « ходим по трупам», брат на брата, куда катится мир, мы же не боги, сколько людей гибнет в наводнениях и авиакатастрофах, сколько людей гибнет от неизлечимых болезней. Люди, опомнитесь, живите с добрыми помыслами, живите и радуйтесь пению птиц, радуйтесь ,глядя на детей, учитесь жизни у них, ведь и Урал оказался мудрее своего отца, который не хотел поменять свой взгляд на мир. Я верю, что поколение моих ровесников из Башкирии имеет правильный взгляд на жизнь, в нашем классе много спортсменов, многие читают намаз, и поэтому народ будет жить!
Нора Аргунова. Щенята
Мороз Иванович
Никто меня не любит
Любимое яичко
Весенние чудеса