Исследовательскаяработа" Алёна Арзамасская- Темниковская"
Вложение | Размер |
---|---|
isledovatel.rab_.docx | 45.82 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Андреевская средняя общеобразовательная школа »
Алёна Арзамасская -Темниковская
Исследовательская работа
Выполнила : Лемясева Елизавета
ученица 9 класса
Руководитель: МанцуринскаяС.М.
учитель мокшанского языка
д.Андреевка
2018
Оглавление.
1.1 .Актуальность, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.
1.2.Обзор литературы и источников.
2. Основнаячасть
2.1.Помнить свою историю 4
2.2. Литература и Алёна Арзамасская- Темниковская 5
Библиографический список 9
Приложения
Введение.
Актуальность темы - мы постоянно слышим о скромной ,красивой девушке, которая отдала свою жизнь, ради счастливой жизни простых людей. Хочется ближе познакомиться С жизнью этой женщины и в исторических фактах, и в произведениях писателей и поэтов
Объект исследования: Алёна Арзамасская- Темниковская
Предмет исследования: отдельные документы и прозаические, и поэтические произведения
Цель исследования:- Узнать, как можно больше, об Алёне Арзамасской, истории мордовского народа на основе изучения материала школьного краеведческого музея, изучения литературы.
Задачи исследования: узнать больше об этой удивительной женщине , - научиться самостоятельно выделять литературный обзор по этой теме
Гипотеза - я предполагаю, что многим , интересующимся своей историей интересно узнать о старице Алёне.
Методы исследования: 1) анализ литературы, 2) систематизация полученных знаний
Свое исследование я начала с просмотра материалов Интернета. Об Алёне ни чего там я не нашла. Потом отправилась в школьную и центральную библиотеку в национальный отдел. Там мне помогли с материалом. В этих книгах и газетных материалах довольно подробно даётся описание жизни ,борьбы и казни Алёны. Про Алёну подробно описывается в книге Михаила Брыжинского « Ради братий своих», изданного в Саранске 1986году. В библиотеке нашла газету «Мокшень правда» со статьёй « Исчадие Бунташного века» от 7 июля 1992 года. На странице помещен рисунок, на котором изображён, Юрий Долгорукий А также отрывки из повести Виктора Гуськова « Темниковская Атаманша» в газете «Темниковские известия» от 1992 года.
Тема «Алёна Арзамасская( Темниковская) » давно привлекала моё внимание. Я восхищаюсь умом и бесстрашием этой девушки, Второй Жанной – д Арк. Я горжусь, что рождена именно на мордовской земле и своими корнями навсегда связана с историей этого края. В газете «Известия Мордовия» я подробно читаю о тех новых масштабных свершениях, мероприятиях, которые проводятся на нашей мордовской земле. Наша республика быстрыми шагами идёт вперёд, развивая, сохраняя и обогащая свою национальную культуру .
Я начала собирать в свою копилку «Моя Мордовия» интересные факты об истории наших предков и узнала, что в последнее время внимание писателей привлекает личность « Российской Жанны д Арк»
Историки спорят о национальной принадлежности Алёны, но уже одно, то, что её подвиг совершился на мордовской земле, делает её подлинной героиней мордовской истории.
Сегодня я хочу рассказать все, что слышала, и читала об удивительных мордовских атаманах, которые не побоялись драться против царских воевод. Сколько же нужно иметь терпения, чтобы выдержать такие пытки, которые перенесла эта женщина.
Основная часть
2.1 Помнить свою историю
В 2018 году в декабре исполнится 348 лет с тех пор, как разразилось восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина. Оно глубоко всколыхнуло всю Россию.
Давно отгремели пушки разинцев, а память о них всё живёт. В галерее народных героев, которых выдвинула крестьянская война, одной из ярких личностей была женщина- атаман по имени Алёна. ( Е. Чистякова, доктор исторических наук. Еженедельник «Неделя»№ 31,1966г.)
Думая об Алёне, невольно вспоминаешь о другой крестьянской дочери, которая жила ещё за два с половиной столетия до неё, которая тоже села на коня, взяла в руки меч и совершила подвиг во имя народа и которую предали и сожги на костре, о Жанне дАрк.
Как много сходного было в их судьбах! И как различна судьба памяти о них! Даже у нас, на родине Алёны, её имя известно неизмеримо меньше, чем имя Жанны.( Б.Бялик, доктор исторических наук.Журнал «Юность»№12,с. 68-72,1970г.)
Может быть, и прав Б.Бялик, если последние слова его сопоставить с необъятным простором Росси, но в Мордовии многие и многие знают об Алёне.
Родилась Алёна в семье крестьянина Выездной слободы под Арзамасом. С раннего детства столкнулась она с несправедливостью и угнетением.
Рано овдовев, Алёна ушла в монастырь, там обучалась грамоте. А когда до неё дошла весть о поднявшемся крестьянском восстании под руководством донского казака Степана Разина, она бежала из монастыря и стала одним из самых популярных вожаков крестьянской войны..Алёну знали и уважали во всей округе и ей нетрудно было собрать отряд в 200 человек. Во главе его она отправилась в Кадомский и Темниковский уезды. По дороге к отряду присоединились всё новые и новые группы крестьян из мордвы, татар, русских и отряд её быстро вырос до 7000 человек. Крестьянка из Арзамаса, она стала известна в народе как Алёна Арзамасская, а когда она лихо ворвалась на коне в город Темников во главе собранного ею войска, её стали называть не только Алёной Арзамасской, но и Алёной Темниковской.
Успех всюду сопутствовал Алёне. Помещики бежали из своих имений. Осенью 1670годаизТемникова бежал воевода Челинцев. И его место занял атаман Федька Сидоров, освобождённый разинцами из Саранской тюрьмы. Повстанческие силы Алёны и Сидорова объединились и преградили путь правительственным войскам, тормозили продвижение их вглубь восставших районов.
Около двух месяцев Алёна вместе с Фёдором Сидоровым управляла городом Темниковым, проявив при этом большие организаторские способности. Она переписывалась с атаманами близлежащих городков, захваченных разинцами. Алёна сама лечила раненных и учила Сидорова «заговаривать» боль.
Имущество богачей было отобрано. Повсюду восстанавливалось мирское управление. Всё дела решались сообща «на кругу».Церковные обряды не соблюдались.
Из Темникова повстанцы пытались разгромить ставку Ю.Долгорукова в Арзамасе, откуда открывалась дорога на Москву.( Бялик Б. «Алёна Арзамассакая»,ж. «Юность» ,№12, 1970.
Студёным декабрьским днём 1670г. полковой воевода Юрий Долгоруков, с войсками подступил к Темникову, городу бунтовщиков и государевых воров. Жуткая слава страшного воеводы сковала страхом жителей города. Ведь Долгорукий уже прошёлся огнём и мечом по десяткам сёл и деревень, крестил кровью Арзамас.
Ужасное время и ужасные нравы… Если рассматривать разинщину с позиций классовой борьбы, как это и было до сих пор, то вольно или невольно начинаешь приуменьшать чёрное в бунтовщиках и преувеличивать в карателях. По сути это же была трагедия русского народа, занимавшегося самоистреблением в кошмарных масштабах и формах, и надо ещё посмотреть, кто больше зверствовал - атаманцы или воеводы. С воеводами всё обстоит понятнее – они регулярно докладывали о своих» подвигах»в столицу, разинцы же своих архивов не создавали. То малое, что осталось в документах, рисует бунтовщиков как свирепое и необузданное воинство. Трудно себе представить, чтоб люди сплошь и рядом восстали из благородных побуждений, голи перекатной, движимой только жаждой наживы, в рядах вольницы.
Творилось невообразимое, никто не мог считать себя в безопасности – ни дворяне, ни крестьяне, ни купцы, ни воины. Шацкий воевода, отправляя отряд на усмирение деревень, напутствовал стрельцов вести себя как в чужой земле: дома сжечь, баб и детей рубить, всё разорять.
Трудно оценивать действующих лиц национального бедствия как героев- слишком несхожи их судьбы, цель, деяния. В Темникове сошлись лицом к лицу два таких героя- монахиня Алёна и князь Долгоруков. Князь сообщал царю, что горожане привели к нему» вора и еретика старицу», бывшую крестьянку Выездной арзамасской слободы Алёну. О её жизни и подвигах до сих пор мало ,что известно. Знаем только то, что она постриглась после смерти мужа, но когда ушла из монастыря и как примкнула к Разинщине, возглавив большой отряд - остаётся предполагать. Со своим отрядом она совершала победоносный рейд по Арзамасским и Темниковским краям, захватила Темников, где воеводствовала вместе с атаманом Фёдором Сидоровым.
Князю Юрию Долгорукову некогда было вести следствие по полной форме: как атаман, Алёна уже была повинна смерти, однако казнена была как еретичка и ведьма. У неё были найдены коренья, однако сам факт траволечения ещё не повод для обвинений в колдовстве, кореньями и отварами лечили по всей Росси, очень часто врачеванием занимались именно монахини.
Но Алёна попалась на чисто мужском деле, верховодила в ратных делах, одолевала умудрённых опытом воевод. Приписать её победы колдовству было легче, чем поверить в её полководческий талант. В обвинении фигурировало и то, что она учила колдовству атамана Сидорова.( С. Бахмустов, газета Советская Мордовия 1992г.)
Всех пленных подвергли жёстким допросам. Долгоруков приказал их « пытать и огнём жечь»
Последовали страшные , нечеловеческие пытки. Но даже видевшие виды каратели были потрясены выдержкой этой героической женщины. Чтоб объяснить свой страх перед ней, палачи распустили слух, что Алёна колдунья и не иначе, как с помощью колдовства могла управлять семью тысячами мужчин и держать в страхе помещиков и мурз.( Б.Бялик «Алёна Арзамасская». Ж. « Юность»,№12,1970г.)
После пыток её осудили к сожжению в срубе как разбойницу и еретичку, подозреваемую в колдовстве.
Казнь Алёны привлекла внимание современников – иностранцев( И.Ю.Марций) Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в о публикованной в германии в 1677году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных поучительных материях, а также каждый раз о важнейших событиях нашего времени» Фриш пишет: « Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним ( заодно),подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальше сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися ( солдатами).Она должна была обладать не бывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук.
Её мужество проявилось во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и совершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука»
Об участи Алёны сообщает потрясённый её самообладанием некий иностранец, находившийся в ту пору в России: « Оне не дрогнула и ничем не выказала страха, когда услыхала приговор: быть сожжённой заживо. Прежде чем ей умереть, она пожелала, чтобы сыскалось поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, как она, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять. Перед смертью она перекрестилась… спокойно взошла на костёр и была сожжена в пепел». Это пока единичное свидетельство о том, как погибла смелая русская женщина- атаман Алёна
2.2 Литература и Алёна Арзамасская- Темниковская
Любой писатель- это сын своего народа, и ему не пристало прятаться от волнующих его вопросов. Повествуя о прошлом, писатель учит понимать сегодняшнее и помогает заглянуть в завтрашний день, - так точно охарактеризовал задачу писателей один из самых популярных прозаиков К.Г.Абрамов.
Эта легендарная атаманша была воспета многими писателями и поэтами Мордовии. Первым автором произведения об Алёне был Дмитрий Кедрин, написавший в 1938 году « Песню про Алёну –Старицу» Алексей Максимович Горький посоветовал молодому мордовскому поэту Петру Эрьке ( Петру Семёновичу Кириллову) написать об этой женщине поэму. Ведь в крестьянской войне участвовала и мордва( женщины в том числе).В 1938 году П.Кириллов принёс в театр драматическую поэму « Литова». Патриотизм, потребность перед лицом смертельной опасности заявить о себе, как о бессмертном , неистребимом, имя которому - Народ .Всё это слилось в стремлении создать и поставить музыкальную драму « Литова» Так, в « Литературной газете»( №17,1971году) зав.отделом культуры редакции газеты « светская Мордовия» Н.Шибаков писал, что ещё в 1939 году поставлена пьеса .
В документально- художественном сборнике» Алёна Арзамасская-Темниковская» собранные материалы из всех документальных источников, где упоминается её имя . Здесь большой интерес представляет» Распросные речи восставших»,иначе говоря, следственные материалы, которые обычно брали с пленных под пыткой, докладные отписки воеводы Ю.Долгорукова, свидетельства зарубежных историков.
В последнее время внимание писателей привлекает личность Российской Жанны дАрк- Алёны Арзамасской .Она показана в романах русских писателей( Ст. Злобнина, «Степан Разин»,В.Шукшина « Я пришёл дать вам волю»),в 1987году вышла поэма ростовской поэтессы Елены Нестеровой» Алёна Арзамасская» и др.
Если сравнивать Алёну в произведениях русских и мордовских писателей, то у тех и других трактовка одной и той же личности близка, но не однозначна .Не только по художественным приёмам, но и по идейному содержанию.. В романах С.Злобина « С.Разин» и В.Шукшина «Я пришёл дать вам волю» Алёна предстаёт перед нами как уже готовый, сложившийся характер. Поэтому в образе Алёны мы видим, прежде всего, незаурядность и мужество народной героини.
Подход к этому образу в повести М. Брыжинского « Ради братий своих» имеет свои идейно- художественные оттенки. Во –первых, он смотрит на свою героиню глазами мордвина, а это невольно заставляет искать в героине такие черты характера, которые в какой-то мере присущи женщине –мордовке. Не случайно М. Брыжинский ищет в родословной Алёны мордовские « притоки».Во-вторых, для мордовского писателя важно, то, как складывался характер Алёны.
Образ Алёны, героини книги Брыжинского, трогает до глубины души, Её любовь, доброта, чуткость покоряют нас.
« Из крепости процессия вышла через Казанские ворота…
…Слышите, бра-ать-я? ( М.Брыжинский « Ради братия своих» (с.276-279)
Последние страницы книги… Какой болью пронизаны они! Слух о том : как встретила смерть Алёна Арзамасская - Темниковская прошёл по всей стране. Дошли слухи и до Германии, Голландии, Англии, Франции.
Так, я познакомилась с книгой Михаила Ивановича Брыжинского « Ради братий своих» и её прекрасной героиней русского и мордовского народа Алёной Арзамасской.
Тема истории в творчестве М.Петрова выдвинулась как главная в70-егоды. Новый роман « Алёна Арзамасская» писатель обратился непосредственно к тем историческим событиям, которые происходили на мордовской земле в1670-1671годах. Образ ( Алёны)человека сильной и трагической судьбы. Она показана не только как талантливый организатор и руководитель, народного восстания, но и как простая женщина со своими сомнениями и ошибками, с заранее обречённой судьбой..
В романе « Алёна Арзамасская охвачен период « темниковской» жизни героини, когда она, собрав отряд в 5000 человек, заняла город Темников. В течение 2 месяцев Алёна управляла городом и командовала своим разноязычным и разноплеменным войском Она переписывалась с атаманами, лечила раненных. «Матушка» ласково величают её разинцы. Он вводит нас в самую гущу событий, перевоплощается в каждого из героев.
Множество замечательных песен ,стихов, и повестей сложено о героине нашего Темниковского края- Алёне Арзамасской. Эта тема до сих пор волнует многих современников.
Жизнью мужественной героини мордовского народа всерьёз заинтересовался слесарь московского электролампового завода Виктор Гуськов. По воле судьбы он побывал в краеведческом музее нашего старинного городка, где увидел картину местного художника, изобразившего монашку, которой была уготована смерть на костре. Картины из нелёгкой жизни Алёны В.Гуськов увидел по- своему Их он переложил на бумагу. Так и появилась новая повесть под названием « Темниковская атаманша»
Подвиг этой героической женщины стал темой стихов и баллад многих поэтов нашей страны: Ирины Волобуевой, Л. Лавлинского; ей посвятили свои произведения заслуженный писатель Мордовской АССР А.К.Мартынов, Э.Симдянов, А.П. Тяпаев; поэма( Темниковского поэта) Федора Бобылёва « Алёна». В Мордовском краеведческом музее хранится картина художника Мясникова « Сожжение Алёны», скульптор Обухов- автор бюста « Алёна Арзамасская- Темниковская»
Я думаю, что работа принесла пользу не только мне, но и ученикам нашей школы, узнавшим о трагической жизни Алёны.
Выявив проблему и изучив соответствующую литературу, я пришла к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как проявление интереса к людям, прославившим родную землю, есть важнейшее условие успешного развития России. Интерес к истории малой Родины способствует укреплению любви к стране. Человек, знающий свои корни, вырастет настоящим человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение ее материальных и духовных богатств
Он как будто такой невзрачный
Заканчивая свою исследовательскую работу об Алёне Арзамасской- Темниковской, хочется немного сказать и о месте её гибели – Темникове, о городе, где люди свято хранят память об отважной старице разинских повстанцев, где она трагически погибла за народное счастье
Он как будто такой невзрачный
Город мой, в котором я живу,
Но пройдёшь по нему – и увидишь
Исторический «сон» наяву.
Вот у бывшей кладбищенской церкви
Ров заметный и вал земляной,
Что когда-то служили защитой
Темниковцам в страде боевой.
Тут есть площадь. Базарная прежде.
Рядом с ней раскинулся парк.
А тому 300 лет здесь сожжена
Наша русская Жанна д Арк.
Атаманша Алёна отважная
На царя и бояр поднялась,
По рожденью была Арзамасская,
По делам Темниковской звалась.
П.Смирнов «Темниковские известия»1992г
Библиографический список
Апушкин Я. « Люди из легенд» (о пьесе К Скворцова «Алёна Арзамасская»)// Театр.жизнь.1977г. -7. С.19.
Бахмустов С. «Исчадие бунташного века»/Совет.Мордовия.1992г.7июля.С.3
Бобылёв Ф.«Алёна» // темниковские известия- 1979, 10 апреля
Бялик Б. «Алёна Арзамасская»// Журнал Бность,1970г.№ 12,с.68-72
БяликБ. Великое слово: статьи. М.1981.с 292-306.
Брыжинский М. « Ради братий своих» Саранск. Мордовское книжное издательство 1986г.
Гуськов В. «Темниковская атаманша» Темниковские известия.Повесть № 89,82,85
Кирилюк С. «За землю, за волю»В кн.: Край мордовский. Лит.- худож.сб.№1,Саранск,1976,с.179-194.
Старина Алёна// Наука и религия.1980.№ 3-с.12-13
Симдянова Э. « Вечный огонь или повествование об Атамане Алёне. Поэма. Саранск,: Мордов.кн.издат-во,1974г.
Шамаров А. «Арзамасские экскурсии»//В мире книг.1973.№9.с.82-85
Философские стихи Кристины Россетти
Солнечная система. Взгляд со стороны
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Аэродинамика и воздушный шарик