В работе представлены материалы (результат поисковой работы) о воине-земляке, ветеране войны и труда Смышляеве Александре Николаевиче.
Презентация по ссылке https://yadi.sk/i/9HL9FpfR3Erp8x
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час о ветеране войны и труда, его боевом пути и добросовестном труде в мирные дни. | 30.56 КБ |
МКОУ «Кайлинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.Д.Жихарева»
Тема: "Солдат - всегда солдат!"
(О жизненном пути ветерана Великой Отечественной войны, жителя с. Кайла, Яйского района, Кемеровской области Смышляева Александра Николаевича)
Авторы:
Узикова Екатерина
Сусоева Алёна
Ахмедова София
учащиеся 4 класса
Руководитель:
Скородиевская Татьяна
Викторовна,
учитель начальных классов.
2017
Содержание.
1.Введение.
2.Цели и задачи.
3.Методы исследования
4.Страницы жизни.
4.1 Детство и юность.
4.2 Фронтовыми дорогами
4.3"Ах, война, что ты сделала..."
4.4 . Солдат – всегда солдат.
4.5 "Звучит, не умолкая, память..."
5. Заключение
6.Результаты поисковой деятельности.
7.Источники
1.Введение
В нашей стране чествуют ветеранов войны и труда, но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывалась из отдельных личностей. И пока хоть один из ветеранов или потомок ветерана будет жить, история, переданная дедом, прадедом, будет интересна последующим поколениям. Ведь вся сила народа в его прошлом.
И «надёжнее, чем обелиски, суровая память сердец».
В своей работе мы постарались открыть некоторые яркие страницы биографии ветерана Великой Отечественной войны, жителя с. Кайла, Яйского района, Кемеровской области Смышляева Александра Николаевича.
2.Цель: познакомиться с биографией Смышляева Александра Николаевича.
Задачи:
Зининой Н.А., односельчанами, хорошо знавшими Александра Николаевича.
2. Собрать материалы о жизни и трудовой биографии Смышляева А. Н.
3. Познакомиться с материалами сельского музея, и библиотеки о Смышляеве А. Н.
4. Систематизировать материал, написать лекцию о жизненном пути Смышляева А. Н..
5. Создать презентацию по жизненному пути Смышляева А. Н.
6. Познакомить учащихся школы с биографией Смышляева А. Н., приурочив выступление к празднованию дня Победы .
Объектом исследования в данной работе является биография ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда, жителя с.Кайла Смышляева Александра Николаевича
3.Методы исследования:
1. Ознакомление с жизнью и трудовой биографией А.Н.Смышляева 2.Поиск и изучение источников.
3.Анализ семейных фото и документальных источников;
4.Систематизация и обобщение материалов сельского музея, воспоминаний родных и односельчан.
5. Интервьюирование
При написании работы использовались 2 вида источников:
2.Письменный (документы, газеты, семейный архив).
4.Страницы жизни
4.1 Детство и юность.
Смышляев Александр Николаевич - родился 6 июня 1924 года в деревне Вознесенка Яйского района Новосибирской области (с 1943 года Кемеровской) в многодетной семье простого крестьянина. На долю семьи выпали трудности двадцатых годов: голод, нищета, болезни. В семье 9 детей. Мать и отец целыми днями на работе. Саше приходилось водиться с малышами. Выжили не все, осталась сестра да три брата. В 1940 году окончил семь классов. Очень тянуло к технике. При МТС открылись курсы трактористов и парень выучился, стал работать на колёсном тракторе, а потом в Яе на гусеничный уже учился.
4.2. Фронтовыми дорогами
Шла война, 1942 год. Ждал, когда же на фронт! И вот 11 августа 1942 года Саша призывник. Но сначала его направили в военно-техническое училище г. Новокузнецка. 29 октября 1942 года принял присягу.
Война, война! Страшная война. Воевал в составе 9 батареи 44ГВАП гвардии сначала рядовым, потом мл.сержантом. Бои, бои! Сколько их, не сосчитать. И в слякоть, и в холод – вперёд! К победе! Гнать врага с нашей земли! Возил артустановки с боевым комплектом на прямую наводку против танков.
С боями прошёл города Городок, Невель, Б.-Будница, Орша, Брянск, Кёнигсберг, почти всю Литву. Особенно запомнилось форсирование реки Неман.
Орудийный расчёт, в состав которого входил Александр Смышляев, форсировал реку и закрепился па «пятачке» у самой воды, ведя беглый огонь по противнику. Фашисты напирали на бойцов, обстреливала артиллерия, бомбили с самолётов. Но у бойцов было задание - продержаться до основного наступления. За 2 часа было отбито 5 атак. Но удержались, не отступили солдаты, хотя многие погибли. Медалью «За отвагу» наградила Родина своего солдата, орденом Красной Звезды. Позже были медали « За освобождение Кёнигсберга», «За победу над Германией», орден Отечественной войны I степени».
4.3 "Ах, война, что ты сделала...
21 июля 1944 года тяжело ранило Александра Николаевича в грудь. Чудом выжил, лечился в госпитале 4 месяца. После был отправлен в 208 зенитный полк стрелком, где воевал с ноября 1944 по июль 1945 года. С Победой не закончилась служба для Александра Николаевича. С июля 1945 по апрель 1947 года служил в 60 тяжёлом танковом полку, был командир орудия СМУ-100. Его ценили, как хорошего специалиста, знающего своё дело.
4.4 . Солдат – всегда солдат.
Вернулся солдат в село Кайла. Мать с сестрёнкой и братишками перебралась сюда жить. И снова линия огня. Только на мирном фронте. Война много разрушила, погубила. Из ушедших на фронт 200 человек, домой не вернулись 96. Нужно было сеять хлеб, бороться за урожай. Солдат – всегда солдат. Взялся за работу, преодолевая трудности послевоенной жизни, пахал, сеял, во время уборки урожая садился на комбайн – тяжёлая работа у тракториста. Со временем обзавёлся семьёй. Подрастали дети – сын Витя и дочь Нина.
Жена и дети видели его дома мало. Сначала Александр Николаевич работал трактористом, потом стал мастером-наладчиком. Умелый, знающий технику, работал добросовестно, своим трудом показывал пример другим. Техника его работала исправно, потому что следил за ней, берёг. Участвовал в профессиональных конкурсах наладчиков в районе, занимал 1 место. Поощряли его за хорошую работу грамотами, премировали часами, и к боевым наградам добавилась медаль «За трудовую доблесть». В 1980 году награждён медалью ВДНХ СССР за успехи, достигнутые в развитии сельскохозяйственного производства.
На всё хватало энергии у Александра Николаевича, ведь кроме работы, как и все односельчане, держали с женой хозяйство, ухаживали за огородом. И всегда он с улыбкой, с шуткой. Подросли дети, сын окончил техникум, стал механиком, дочь - педагог, уехали они из родного дома. Остались супруги одни.
Но время неумолимо движется вперёд. Вышел на пенсию, а тут горе – ушла из жизни жена, Вера Фоминична. Плохо одному, пусто в доме. И перебрался жить к дочери в город Киселёвск. Помогал, как мог: где финансами, где советом. Когда дочь работала в детском саду, ходил в садик, делился воспоминаниями о войне. Перебирают ручонками, трогают дети медали ветерана, а он улыбается, глядя на них и только одни мысли и пожелания: лишь бы не было войны!
4.5 "Звучит, не умолкая, память..."
Мы встретились с дочерью Александра Николаевича Ниной Александровной Зининой. Вот что она рассказала нам.
-К сожалению, годы не щадят человека. Папе уже много лет, и многое стёрлось у него из памяти. Выходя в тёплые дни погреться на солнышке, он молча сидит, задумавшись о чём- то, потом улыбнётся, вспоминая дни, когда приходили поздравлять дети из детского сада, где я работала. Как воевал, спросят. - Ничего особенного. Языков не брал, в атаки не ходил, а только подвозил вовремя артустановку под прямую наводку против танков. Любит и ждёт своих внуков и внучек, которые посещают в День Победы. Да и скажет: «Эх, помирать не хочется! Скоро весна, праздник. Так хочется всех увидеть!» Он любит жизнь. Смотрю на избороздившие лоб морщины, мозолистые руки отца … Большое спасибо тебе, родной за то, что прожив такую трудную жизнь, был всегда рядом, помогал, поддерживал, оберегал. Спасибо, и дай бог тебе здоровья!
А вот рассказ односельчанки, соседки Смышляевых, Кочетковой Татьяны Викторовны. «Мы жили с семьёй Смышляевых пососедству.В нашей семье 4 детей, у них двое. Дружили. Так уж получилось, что из соседей мы первые купили телевизор, и они приходили вечером смотреть фильмы к нам. Я только сейчас осознаю, какой скромный человек дядя Саша. Никогда он не заговаривал о войне, не рассказывал, через какие трудности ему пришлось пройти. Не выступал на митингах. А ведь есть о чем рассказать! Но, наверное, люди, прошедшие войну, считают служение Родине естественным для русского человека. Спасибо тебе, солдат Великой Отечественной войны!»
5. Заключение
Патриотизм - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Молодому поколению нужно знать о людях, которые свою жизнь посвятили Отечеству, о них нужно помнить. Помнить для того, чтобы строить справедливый разумный мир.
Как показывает жизнь, героями не рождаются, героями становятся как на войне, так и в мирное время. Часто они живут рядом с нами, а мы даже не подозреваем об этом. Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей влияют не только на сознание, но и на чувства людей; они затрагивают не только их ум, но и нервную систему. Вот именно для воспитания настоящих патриотов, любящих свою страну, свою малую родину нужна наша работа.
6. Результаты поисковой деятельности
Работа имеет практическую направленность: наша поисковая группа собрала материалы о жизненном пути Смышляева А.Н. также она способствует формированию устойчивого интереса к изучению биографии ветерана В О в, замечательного труженика и уважаемого человека в нашем селе – А.Н.Смышляева.
Заканчивая свою работу, можно с уверенностью сказать, что поставленные задачи решены:
* найдены нужные документы и актуальные материалы,
* проведена исследовательская работа с архивом семьи и
архивом сельского музея.
* взято интервью у дочери Смышляева А.Н. и соседки Кочетковой Т.В. и записаны их воспоминания
Достигнута цель: описана биография А.Н.Смышляева и создана презентация.
К положительным моментам можно отнести то, что мы научились работе с источниками, интервьюированию, оформлению материалов, коммуникабельности. Появилось желание по-настоящему заняться исследовательской деятельностью.
7.Источники
1. Материалы сельского музея (альбомы, фото, раскладушки.)
2. Воспоминания Зининой Н.А., Кочетковой Т.В.
3. Копии фотографий разных лет из архива семьи Смышляева А.Н.
4. Копии наградных документов .
5.Сайт "Подвиг народа" ( https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie35036608/)
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Снеговик
Дерево в снегу
Свадьба в Малиновке
Самодельный телефон
Комментарии
Классный час
Екатерина, Алёна и Софья, большое вам спасибо за поисковую работу! Вы собрали много информации из разных источников о жизненном пути участника войны. Спасибо Татьяне Викторовне за организацию поисково-исследовательской работы с учениками начальной школы! Вы можете каждый получить свидетельство участника проекта Вахта памяти по сохранению исторической памяти.