Работа, занявшая 2 место на районной НПК "Шаг в будущее".
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_musor_v_rechi_uchashchihsya_nashey_shkoly.docx | 47.27 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Иволгинский район
НПК «Шаг в будущее»
Чем засорена речь
учащихся нашей школы
Жалсанова Сарюна –ученица 8а класса
Бальчинова С.Д.-руководитель
2016год
Оглавление:
Введение:
Основная часть:
Заключение
Список литературы
Исследовательская работа на тему:
Чем засорена речь учащихся нашей школы
Введение
Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. Еще в глубокой древности умные люди считали, что речь человека должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.Также мы знаем, что в древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов. Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.
Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и просто людьми, за которыми шли другие.
Изначально язык придумывали первобытные люди, ведь его не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Речь в нашей жизни играет огромную роль. Она передаёт наши мысли. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и
мысли…»,- говорил наш великий классик А.П.Чехов. Общаясь друг с другом и используя язык, мы совершаем речевое действие.
Наша речь «растет» и «взрослеет» вместе с нами. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям. Но, к сожалению, мы сплошь и рядом видим и слышим, как сильно засорена наша речь, письменная и устная.
Выбранная мною тема исследовательской работы продиктована именно современным положением, состоянием русской речи. Чем только она не засорена: это жаргонизмы, слова-паразиты, сквернословия, иноязычные слова и т.д. Поэтому я считаю, что данная тема очень актуальна.
Цель моего исследования: выяснить, чем засорена речь учащихся нашей школы, побудить школьников к бережному отношению к чистоте языка
. Задачи:
Объект исследования – речь учащихся.
Предмет исследования – отношение учеников к проблеме сохранения чистоты нашей речи.
Методы исследования:
Теоретическая часть
Что портит речь человека
Для начала рассмотрим, чем вообще засоряется наша речь. Вообще, речь человека как живой организм: она меняется, развивается, пополняется новыми словами, некоторые слова уходят из активного употребления (историзмы, архаизмы) . Изучив разную литературу, прочитав статьи, понаблюдав за речью учащихся, я пришла к выводу о том, что «плохие» слова можно разделить на следующие группы: жаргонизмы, слова-паразиты, сквернословия, иноязычные слова. Итак, рассмотрим каждую группу по отдельности.
Жаргонизмы
Жаргонизмы - это жаргонные слова или выражения. Людей, которые употребляют жаргонизмы, объединяют общие интересы. Так же можно сказать, что эти люди объединены по социальному признаку. Например: молодежный, профессиональный, тюремный, студенческий.
В словаре Ожегова дается следующее толкование слову «жаргон»: Жаргон-
речь какой-н. социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных. Ж. торговцев. Воровской ж.
Наиболее популярным считается тюремный жаргон. Например, мне запомнилось жаргонное слово «редиска» (плохой человек) из кинофильма «Джентльмены удачи»..
Если попытаться объяснить на простом языке, что такое жаргонизмы, то можно сказать, что это узкоспециализированные слова, которые использует группа людей, объединенная общими интересами или родом деятельности.
К примеру, школьные жаргонизмы:
и т.д.
В данном случае, эти жаргонизмы относятся к группе лиц "школьники", которые активно используют их при общении между собой.
И таких примеров можно привести очень много, но смысл, думаю, понятен.
Далее хочется остановиться на словах-паразитах, которые тоже достаточно сильно загрязняют нашу речь.
«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. Синтаксически большинство «слов-паразитов» являются вводными словами.
По мнению многих лингвистов, «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в некоторых случаях на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
«Слова-паразиты» также могут попадать в речь по причине лого фобии. Когда человек в момент публичного выступления находится в состоянии психического стресса, то для избегания дискомфорта произносит любое междометие, чтобы выиграть время и собраться с мыслями. В дальнейшем эти слова могут надолго фиксироваться в речи. Приведу примеры некоторых наиболее часто употребляемых слов-паразитов с небольшими комментариями, дающими характеристику их владельцев.
«Кстати» — это слово употребляют в повседневной своей речи все те люди, которым не хватает внимания.
Они могут ощущать неловкость в незнакомой компании, и поэтому и прикрывают свое смущение этим словом.
Вслушайтесь в чей-нибудь разговор и посмотрите, какое внимание людей сразу привлекает человек, начинающий свою речь со слова «кстати».
«Короче» — показатель торопливости, нервозности и агрессии.
Чаще всего этим словом пользуются люди с холерическим типом темперамента. Некоторых из них можно с уверенностью причислять к признакам неуравновешенной нервной системы. Можно встретить также часто употребление этого слова у людей болтливых и не умеющих справляться с этим своим качеством.
«Это самое» часто говорят те люди, которым лень исполнять свою работу и свои домашние обязанности.
Они могут быть ненадежны и импульсивны, так что на них нельзя слишком сильно надеяться. А еще подобные личности ловко избегают наказаний, вовремя сваливая свою вину на ближайших подходящих для этого жертв.
«Вообще-то» — еще одно слово из ежедневного лексикона неуверенных в себе людей.
Но, в отличие от «кстати», эти личности обладают завидным талантом закатывать скандалы буквально на ровном месте. Правда, делают они так по причине той же неуверенности в себе.
«На самом деле» проскакивает в разговорах самоуверенных и эгоистичных людей.
Они доверяют только своему опыту и своему мнению, а все остальное их просто не интересует. Как правило, человек-«на самом деле» тяжело заводит друзей и завязывает отношения, потому что считает себя одного единственным и неповторимым. Другие же люди – это просто публика для его жизненных выступлений.
«Типа» и «Значит» любят повторять настоящие консерваторы.
Они против всего нового и правоту своего мнения всегда могут доказать агрессивным отношением к собеседнику.
«Как бы» — это признак творческой натуры, которая часто проводит время в своем выдуманном мире.
Именно этим словосочетанием такие люди неосознанно подчеркивают свою оторванность от социума и всю относительность каждого события в собственной жизни.
«Просто» часто произносят в речи те люди, мнение которых не бывает самостоятельным.
Они зависят от своего окружения, и бояться взять на себя хоть какую-то ответственность. А еще они часто оправдываются, чем окончательно «роняют» себя в глазах знакомых людей.
Не могу не заострить ваше внимание еще на одной очень большой проблеме нашей речи-сквернословии. Это целое явление, имеющее и другие определения: «нецензурная брань», «ненормативная лексика», «матерные слова» и т.д. По моему мнению, это самые непристойные, грубые слова из всех групп слов, портящих нашу речь.
Недаром это явление именуется сквернословием, от слова «скверна».
В словаре В. И. Даля, который является результатом глубокого изучения живого русского языка, сказано: Скверна – мерзость, гадость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; грязь и гниль, тление, нравственное растление, все богопротивное».
В русском языке бранные слова называют матерными. Корень этого слова – мать. Произносить такие слова - значит посягать на самое родное, самое святое, что есть у человека – на мать. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова написано: Мат (прост.). Неприлично-гнусная брань с упоминанием слова «мать». Матерные слова – неприличные слова.
В «Универсальном словаре русского языка для школьников» читаем: Мат. Бранные слова и выражения, расцениваемые как непристойные и нецензурные.
Я абсолютна не согласна с мнением некоторых исследователей, которые считают, что сквернословить — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено, но являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. За сквернословие человека подвергали публичной порке: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, при народе, для всеобщего назидания секли их розгами.
Вызывает большой интерес и уважение к книга "Юности Честное Зерцало» выпущенная еще при Петре1-м, где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.
Самым важным и научно подтверждённым является то, что матерные слова опасны для здоровья, они не только способствуют снижению интеллекта, провоцируют преступления, обворовывают людей духовно, унижают и оскорбляют, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечат людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Таким образом, эта группа слов, которые засоряют нашу речь, совершенно недопустима к употреблению, особенно в речи школьников.
Следующая группа слов, также портящая чистоту нашей речи, - слова иноязычного происхождения.
Изучая литературу по данной теме, просматривая данные статистики, я с удивлением обнаружила, что за последние 10 лет естественней прирост иностранных слов превышает норму в 17 раз!
С одной стороны, использование иностранных слов в современной российской жизни абсолютно закономерно и связано с прогрессом. Как я выше отмечала, ведь язык как живой организм: развивается, изменяется. Но не всякое значение употребляемых иностранных слов понятно, особенно для массового восприятия. Прежде всего, это относится к узкопрофессиональным словам. Впрочем, не ясными порой оказываются слова, политически и экономически предназначенные для активного употребления в самых широких слоях. Например, есть же аналоги в русском языке иностранным словам: бартер-обмен, ребрендинг – переименование;ритейлер – продавец, торговец и т.д.
Я ни в коем случае не против иностранных слов. Без многих из них мы уже не сможем обойтись. Например: аэропорт, аналог и аналогичный, эквивалент, компьютер, процесс, феномен, профилактика и тысячи других слов. Вебмастера вовсю пользуются “плагинами”, “виджетами”, мы все знаем, что такое “он-лайн”, не говоря уже про “компьютер”. (Несколько завидуем французам. Они так берегут свой язык, что общепринятое “компьютер” заменили своим родным словом, придумав для него новое понятие). Но зачем засорять язык мерчендайзерами и ритейлерами, когда по сути это означает одно и то же – продавец, торговец. Для солидности? Продавец – не солидно, а ритейлер – значимо? Это с какой стороны посмотреть. Для умных людей – продавец – это профессия, заслуживающая уважения. Ритейлер – общее понятие для человека непонятной и вряд ли полезной деятельности.
По мнению многих исследователей, иноязычные слова зачастую являются данью моде.Подводя итог вышесказанному об иноязычных словах, я бы отметила следующее: если сквернословие абсолютно недопустимо в речи, то в отношении иностранных слов категоричной быть никак не могу. Ведь как учили нас в 7-м классе, язык - это развивающееся явление. Тем не менее, мне кажется, во всем нужна мера. Есть слова, которые действительно мы используем неоправданно. С другой стороны, немало и тех слов, которые прочно вошли в язык: информация, пообщаться, протестировать, офис, бизнесмен и т.д.
Практическая часть
В практической части своей исследовательской работы мною было проведено следующее:
Результаты анкетирования
Из результатов анкеты следует, что:
Чаще всего произносятся следующие
Проведенный мною опрос выявил интересную особенность: так как школа наша национальная, в ней большинство учащихся бурятской национальности. Среди детей, владеющих бурятским языком, меньше пользуются жаргонными и словами-паразитами. Но зато в их речи чаще встречаются слова ненормативной лексики. Также учащиеся, хорошо владеющие родным бурятским языком, используют в своей речи бурятские слова, которые наравне с иноязычными употребляются неоправданно. Так, например, наши школьники часто говорят: «хамаагуй», «байгааюмдаа».
Заключение
В ходе данного исследования было выявлено, что 100% учеников достаточно часто употребляют слова-паразиты, 80%-жаргоны, 40%-ненормативные слова 30% школьников даже не замечают их в своей речи. Установлено, что все слова, портящие нашу речь — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных, неоправданных слов вроде «блин», «чёрт», «это самое», «селфи», «мейкап» и другие. Большинство таких слов являются вводными словами, могут быть разными частями речи. При помощи анкетирования проанализированы наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты. Выпущен буклет–памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от ненужных слов». На основании результатов моего исследования можно сделать вывод, что такие слова засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего «мусорные» слова используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. Давайте беречь наш язык!
Список литературы
1 Брагина, А.А. Лексика языка и культура страны. Москва, Просвещение, 2001г.
2.Головин, Б.Н. Как говорить правильно. Москва, Просвещение, 1996 г.
3. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15.
4.Люстрова, З.Н., Скворцова, Л.И. О культуре русской речи. Москва, «Знание», 1998 г.
5.Успенский, Л.В. Культура речи. Москва, Знание, 1996 г.
6.Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе.– Praha, 1970.
Приложение 1
Анкета.
Приложение 2
Слова-паразиты, употребляемые учащимися нашей школы
Слова-паразиты | значение слова | Примеры употребления |
Щас | Нежелание что-либо делать | Ну щас…размечтался! |
Короче | Резкость, желание быстрее закончить речь | Короче, иду я вчера… |
Ну | Нежелание (Поиск слова) | Ну… щас подумаю. |
Типа |
| Ты, типа, не понял? |
Это самое | Пауза во время говорения при употреблении слов | Я…это самое…учила… |
Реально | Одобрение, уверенность | Клевый был фильм, реально! |
Вообще, ваще! | Легкое возмущение | -Идешь домой? – ну ты, ваще! |
По ходу | Неуверенное утверждение | По ходу, мои родители придут на собрание |
Прикольно | Весело | На вечере так прикольно было. |
Блин | Недовольство кем-нибудь или чем-нибудь | Ну ты блин совсем… |
Пипец! | Сильное удивление,недовольство чем-нибудь | Ты что, не придешь?! Ну пипец! |
Как его, ну как его, как это | Вместо каких-то слов; попытка что-либо вспомнить | Сложное предложение… как его…это такое предложение… как его… |
Глубоко фиолетово | Все равно | Да мне глубоко фиолетово, что ты сказал. |
Словарик жаргонных слов:
Училка-учительница
Хавчик-еда
Домаха-домашнее задание
Ботан-отличник
Двигай-иди
Словарик иноязычных слов:
Селфи – автопортретный фотоснимок
Мейкап- макияж
Онлайн-в реальном режиме (в интернете)
Хамаагуй -ничего, все нормально
Байгааюмдаа - да ладно
Приложение3
Памятка
Способы избавления от ненужных слов
1. Постоянно практикуйтесь в своей устной речи
Ищите любую, даже самую крохотную возможность для выступления перед той или иной целевой аудиторией. Ведь без постоянных тренировок и самосовершенствования невозможно ничего достичь.
2. Задержите дыхание
Если вы вдруг почувствовали большой соблазн вставить в свою речь какое-нибудь ненужное словечко, сделайте большой вдох. Это действие приведет к ненамеренной паузе, которую можно использовать для дальнейшего построения ваших будущих фраз.
3. Контролируйте себя со стороны
В избавлении от данной проблемы могут помочь посторонние люди. Попросите своего друга, знакомого или родственника пообщаться с вами или просто понаблюдать за вашей речью. Полученный результат нужно будет постоянно корректировать, и в итоге вы сможете сделать речь более грамотной и ясной.
4. Вынужденные остановки в речи
Необходимо приучить себя делать паузу в нужном месте. Если раньше вместо этого у вас возникал поток ненужных фраз и словосочетаний, необходимо научиться помолчать. И в этом молчании очень много плюсов:
Во-первых, при небольшой остановке ваше внимание автоматически концентрируется на дальнейшем продолжении рассказа.
Во-вторых, многие люди начинают переваривать услышанную информацию только после небольшой паузы, в чем вы им и поможете.
5. Отбросить все волнения
6. Самое главное: больше читать, постоянно пополнять свой словарный запас
Рецензия
на исследовательскую работу
ученицы 8а класса Жалсановой Сарюны:
чем засорена речь учащихся нашей школы
Работа Жалсановой Сарюны посвящена культуре речи учащихся нашей школы. Данная исследовательская работа основана на материалах, собранных методами анкетирования, наблюдения, опроса, изучения специальной литературы.
Актуальность темы продиктована современным состоянием речи большинства учащихся. Влияние технических новинок, интернета; частое пользование детей смс-сообщениями, убывающий интерес к книге - все это вкупе способствует искажению речи. Особенно остро это явление ощущается в нашей национальной школе, где обучение предмету русский язык проходит в условиях билингвизма. На сегодня мы имеем ученика с родным бурятским языком, который зачастую не знает родного бурятского и имеет бедный словарный запас по русскому языку. Таким образом, употребление «лишних» слов еще больше затрудняет процесс обучения.
Сарюна в ходе своей работы изучала специальную литературу, проводила анкетирование, наблюдение. Затем все эти материалы анализировала, составила словарик «лишних» слов учащихся своей школы, памятку для устранения проблемы.
Автор провела действительно большую практическую работу. Данная исследовательская работа выполнена на высоком уровне, имеет практическую значимость. Сарюна также грамотно использовала все названные методы. Сделаны соответствующие выводы.
Научно-исследовательская работа Жалсановой Сарюны «Чем засорена речь учащихся нашей школы» оформлена согласно предъявленным требованиям и рекомендуется для участия в научно-практической конференции «Первые шаги в науку»
Рецензент: Бальчинова Соелма Доржиевна,
учитель русского языка и литературы
Шум и человек
Карандаши в пакете
Сочные помидорки
Повезло! Стихи о счастливой семье
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись