Лучше друга не найти - обойди весь свет.
Лучше бабушки моей в целом мире нет.
Ярче солнышка она улыбается
И печали все мои забываются.
Всем известно, что авторитет человека зарабатывается годами. В течение всей жизни у человека формируются основные качества личности человека, работника, гражданина своей страны, патриота своей малой родины.
Мою бабушку зовут Шишлянникова Наталья Николаевна.
Она пользуется большим уважением в семье, на работе, среди друзей и жителей нашего города и села. У моей бабушки много талантов: она замечательный педагог, а, главное, она пишет стихи, она –самодеятельный поэт. Я решил написать исследовательскую работу на тему «Моя бабушка – моя гордость!» Я хочу, узнать, как бабушка стала таким уважаемым человеком, хочу, чтобы о таланте моей бабушки узнали мои одноклассники, а также хочу учиться так, чтобы бабушка гордилась мной.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.57 КБ |
Управление образования Мариинского муниципального района
МАНОУ «Гимназия № 2»
«Моя бабушка-моя гордость!»
Работа на краеведческую
конференцию школьников «Моей земли минувшие года»
Номинация: Литературное краеведение
Шишлянников Максим Денисович, 4 «д» класс
МАНОУ «Гимназия № 2»», г. Мариинск
Домашний адрес: с. Приметкино
Центральная – 20 а
Руководитель:
Заруцкая Татьяна Петровна,
учитель начальных классов
МАНОУ «Гимназия № 2»», г. Мариинск
Адрес: г. Мариинск, ул. Котовского, 10-13
8-960-902-43-00
Мариинск, 2017
Исследовательская работа «Моя бабушка-моя гордость!»
Содержание:
1.Введение…………………………………………………………………3
2.Детские годы и учёба…………………………………………………..4
3.Любимая профессия…………………………………………………….5
4.Литературное творчество……………………………………………....8
5.Отдых и труд рядом идут……………………………………………....12
6.Заключение………………………………………………………………12
Список источников и литературы………………………………………13
Приложения………………………………………………………………..14
Введение.
Лучше друга не найти - обойди весь свет.
Лучше бабушки моей в целом мире нет.
Ярче солнышка она улыбается
И печали все мои забываются.
Всем известно, что авторитет человека зарабатывается годами. В течение всей жизни у человека формируются основные качества личности человека, работника, гражданина своей страны, патриота своей малой родины.
Мою бабушку зовут Шишлянникова Наталья Николаевна.
Она пользуется большим уважением в семье, на работе, среди друзей и жителей нашего города и села. У моей бабушки много талантов: она замечательный педагог, а, главное, она пишет стихи, она –самодеятельный поэт. Я решил написать исследовательскую работу на тему «Моя бабушка – моя гордость!» Я хочу, узнать, как бабушка стала таким уважаемым человеком, хочу, чтобы о таланте моей бабушки узнали мои одноклассники, а также хочу учиться так, чтобы бабушка гордилась мной.
Объектом исследования являются жизненные годы моей бабушки, её творчество.
Предметом исследования являются достижения моей бабушки в литературном творчестве.
Целями моей работы являются: выяснение, описание и анализ интересных фактов из биографии и творческой деятельности моей бабушки. Для достижения поставленных целей я в своей работе буду использовать следующие задачи:
1. Собрать сведения о биографии бабушки на разных этапах её жизни.
2. Выяснить, что повлияло на становление мировоззрения и отношения к работе у моей бабушки.
3. Привести и проанализировать факты из биографии моей бабушки, связанные с литературной деятельностью.
4. Определить вклад в историю малой родины – города Мариинска.
Основными методами исследования являются
- наблюдение и анализ биографического описания, т. е. анализ фактического материала (использование сравнения и описания данных, имеющихся по теме, которые позволят помочь реконструировать картину жизни и деятельности бабушки);
- комплексная обработка имеющейся информации и её классификации;
- социологический опрос;
- чтение литературных произведений, периодической печати.
Основная гипотеза исследования:
Достойным человеком не рождаются, а становятся, т. е. воспитываются коллективом, окружающими. В течение всей жизнедеятельности человека формируются основные качества личности человека, работника, гражданина страны, патриота малой родины.
Источники:
При написании работы мною были исследованы различные источники по теме:
семейный архив и рассказы Шишлянниковой Натальи Николаевны, материалы из фонда библиотеки с. Приметкино.
В своей работе я отражу следующие направления:
1.Детские годы и учёба.
2.Любимая профессия.
3. Литературное творчество .
4. Отдых и труд рядом идут.
5.Заключение.
1.Детские годы и учёба.
Моя бабушка родилась в 1964 году в с. Приметкино Мариинского района. И детство её прошло в родном селе.
Моя прабабушка, мама моей бабушки, Шадрина Нина Петровна, была сельским учителем. Поэтому моя бабуля в школе пропадала с малых лет, жизни без неё не представляла и не знала ничего, кроме школы.
Бабушка так вспоминает о своём детстве:
«В школе я выросла. Детского сада в селе не было, и я была с мамой на занятиях. Она преподавала математику в среднем звене, а я всегда сидела на последней парте (как правило, там самый отстающий). И мне с ним было не скучно: решали вместе, рисовали, он мне кораблики делал, а на перемене мы их по ручьям пускали.Это повлияло на выбор моей будущей профессии, я стала учителем».
Есть стихотворение «Школа – судьба моя» там ответ на вопрос «Почему учителем стала?»
Почему вдруг учителем стала?
Потому что люблю детей?
Иль профессия мамы сыграла
Роль для выбора и моей?
Как сейчас вижу ночи темные,
Мать, склоняясь, у лампы сидит.
Перед нею судьбы огромные
И мечты шелестят со страниц.
Училась в школе бабушка хорошо. Окончила основную школу с одной «четверкой» и была поощрена грамотой «За отличную учебу и активное участие в жизни школы». Любимыми предметами у неё были литература и физкультура.
Бабушка активно участвовала в жизни школы: она была председателем совета дружины. В то время были пионеры и октябрята. Ребята сами придумывали различные дела и мероприятия, сами их проводили. А руководили этим председатели совета отряда (в классе), а в школе председатель совета дружины. Под руководством бабушки проводились различные интересные мероприятия.
Еще бабушка занималась спортом – лыжами, легкой атлетикой, волейболом. Участвовала в соревнованиях, занимала призовые места.
Приложение 1.
Фото из детских и юношеских лет.
Итак, я пришёл к выводу, что бабушка училась хорошо, была активисткой в школе, занималась спортом. Я стараюсь брать с неё пример.
2.Любимая профессия.
Профессия моей бабушки- учитель русского языка и литературы. Сначала, в 1983 году, она закончила Мариинское педагогическое училище (по специальности «старший пионерский вожатый») и пришла работать в родную Приметкинскую школу учителем русского языка, а в 1994 году она закончила уже по специальности Новокузнецкий государственный педагогический институт.Шишлянникова Наталья Николаевна в Приметкинской школе проработала 25 лет.
Уже с ранних лет она писала стихи. Представляете, какой учитель пришёл к приметкинским детям; пишет стихи, поёт, водит с ними хороводы, придумывает для них массу интересных дел. А ещё учит любить свою малую родину. В 1995 году бабушка принимала участие в разработке школьной воспитательной программы «Традиция», основная цель которой-возрождение русской народной культуры, фольклора.
«…Нужно припасть к своим корням. Ибо корни-это наша опора и надежда. Без них - пустота, пустыня в душе…», - говорила бабушка. «Каждому человеку интересно знать свои корни, историю своего рода, а почему бы не знать историю места, в котором родился, кто и как здесь жил?».
На своих уроках при изучении различного материала бабушка рассказывает детям о родном селе. Например, при изучении произведения И.С. Тургенева «Бежин луг», где крестьянские дети, стерегущие по ночам табун лошадей, рассказывают друг другу страшные истории о домовых, учитель предложила ребятам вспомнить собственные истории, услышанные от своих приметкинских бабушек.
На занятиях русского языка бабушка привлекала своих учащихся к исследовательской деятельности. Вместе с детьми был составлен словарь «Живая старина», который использовался на уроках. С помощью словаря на уроках разбираются не простые предложения, а пословицы и поговорки со старыми и незнакомыми словами, которые в обиходе уже не применяются. Дети исследовали этимологию этих слов. Наталья Николаевна стремилась к тому, чтобы дети применяли эти слова в своей устной и письменной речи, чтобы не было засорения русского языка иностранными словами. Онанастолько заразила приметкинских старшеклассников собственной любознательностью и стремлением узнать всё и вся про родное село, что ребята с удовольствием занимались в кружке «Родник».
Вместе с учениками бабушка составила сборник «Лекарственные травы села Приметкино», школьный альбом «Тайны имен земли Приметкинской». А ещё бабушкой был создан школьный музей «Русская изба» В нём собраны предметы старинного быта, методические материалы, фотоальбомы, летопись школы и села.
Программу «Традиция» бабушка представляла на областном конкурсе «Учитель года – 2000».
Приложение 2. Бабушка-учитель.
За добросовестную педагогическую деятельность, творческий подход к обучению детей, бабушка не раз была награждена Почётными грамотами и благодарственными письмами:
А ещё я узнал, что в 2002 году, Шишлянникова Наталья Николаевна являлась делегатом Всекузбасского съезда учителей, посвящённого 60-летию образования Кемеровской области.
Моя бабушка активно участвовала в педагогических профессиональных конкурсах и достигла значимых результатов.
Приложение 3.
Достижения моей бабушки.
Из характеристики моей бабушки:
«В процессе педагогической деятельности Наталья Николаевна проявила себя как инициативный педагог, умеющий самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Свой творческий потенциал успешно реализует через активное участие в социальных проектах города и района».
У моей бабушки активная жизненная позиция. Она неоднократно награждена благодарственными письмами, грамотами и дипломами управления образования и управления культуры Мариинского муниципального района за активное участие в творческих конкурсах, организацию и проведение культурно-массовых мероприятий для жителей города и района:
В настоящее время моя бабушка работает методистом в Доме детского творчества г. Мариинска.Моя бабушка является организатором и активным участником методических советов учреждения, методического объединения педагогов учреждения, организует работу мастер-классов, проведение открытых занятий.
Из характеристики моей бабушки:
«За время работы в должности методиста Шишлянникова Наталья Николаевна показала следующие результаты работы: эффективно использует в своей деятельности современные информационно-коммуникативные технологии, владеет компьютером, использует интернет ресурсы, электронные материалы, программы, работает в локальной сети. Систематическое использование методов активной коммуникации и других образовательных технологий и методик при проведении заседаний методического объединения педагогов дополнительного образования и методических советов способствует совершенствованию профессиональных компетенций и профессионального мастерства педагогов дополнительного образования учреждения».
Вывод:
Моя бабушка Шишлянникова Наталья Николаевна очень любит свою профессию и работу, добросовестно выполняет её. Тем самым преумножает славу своей малой родины.
3. Литературное творчество.
Одним из ярких направлений бабушкиной деятельности является её поэтическая деятельность. Как самодеятельный поэт Наталья Николаевна – активный участник литературного клуба «Проба пера» г.Мариинска. Её стихи патриотического содержания печатаются на страницах муниципальных газет «Вперед» и «Мариинск литературный», звучат с концертных площадок города и района, опубликованы в сборниках:
Моя бабушка написала много стихотворений о родном крае, о любви к городу, селу.
В сборнике стихов, посвящённом 155-летию города Мариинска, опубликованы бабушкины стихи:
«Юбилею города», «В честь царицы наречён», «Поэма о Мариинске», «Воскрешение».
На берегу реки сибирской КИИ,
Где встал седой и старый Арчекас,
Раскинулся во всей красе и силе
Наш Мариинск. Земной поклон от нас.
В сборнике статей, очерков, легенд, стихов о городе на Кии опубликованы стихи «Юбилею города» и «Вот наше село».
Вот наше село. Совсем небольшое.
Над речкой Утой, средь зелёных лесов.
Такое любимое, сердцу родное.
Ещё одно направление в творчестве моей бабули-стихи о войне.
В сборнике стихов мариинских поэтов о войне «Как резцом по памяти моей…» опубликованы стихи «У Вечного огня, застыв в тоске», «В саду под окном берёза», «С каждым годом остаётся их всё меньше!"
В этих стихотворениях отражены воспоминания её дедушек и бабушек, прошедших Великую Отечественную войну: их рассказы о пережитом, о друзья-героях. Все эти стихи берут за душу каждого неравнодушного человека.
Мне стало интересно, а знают ли дети о достижениях своих родных? Я провёл опрос среди своих одноклассников, учащихся 4 «д» класса гимназии № 2, по следующим вопросам:
Мои одноклассники отвечали так: мы любим своих бабушек и дедушек, но не знаем, чем они увлекаются, как происходило становление их личностей.
Мне очень хотелось, чтобы о творчестве моей бабушки узнали мои одноклассники. Мы с моим учителем пригласили бабушку на классный час. Она читала нам свои стихи, рассказывала о себе. Всем было очень интересно.
Моиодноклассники спросили: «Как у Вас получается, сочинять стихи?»
На что бабушка ответила: «Стихи ложатся на душу сами собой-без творческих мук и раздумий. Но обязательно-когда сердце что-то затронет: радость или грусть. Состояние души в такие моменты просто необыкновенное, настолько, что можно всё бросить и сесть, не замечая, что там делают остальные. Вплоть до того, что можешь мыть пол, кинуть тряпку и идти писать. Или встать среди ночи и стихи набросать, а утром уже здесь поправить, там перестроить».
Свою социальную активность моя бабушка успешно реализует через участие в различных акциях. В рамках акций она пишет замечательные стихи. Её творчество оценено следующими результатами:
И нам бабушка предложила поучаствовать в акции «Дарим добро». Мы на дубовых листочках писали добрые пожелания в стихотворной форме. И у нас получилось большой мощный дуб с тёплыми словами.
Приложение 4.
Вывод: уважаемым человек не рождается, он им становится. Для этого много трудятся.Моя бабушка-очень уважаемый человек. Она является самодеятельным поэтом города Мариинска. Её стихи опубликованы во многих сборниках. Наталья Николаевна прославляет свою малую родину.
4. Отдых и труд рядом идут.
Увлечения бабушки тоже связаны с творчеством: она любит петь. Знает много детских песен, поет их с нами. С удовольствием поет современные и народные песни.
А еще она умеет придумывать разные сказки. Своим детям и нам, внукам, она их рассказывает. Мы часто просим: «Бабушка, расскажи сказку про меня!», и слышим: «Жил-был мальчик. Звали его – Максим (или Андрей, или Артем)». А дальше начинаются необычные приключения с реальным мальчиком, тобой. И это так здорово!
А еще бабушка любит работать в саду. У них растут яблони, черноплодная рябина, вишня, боярышник, ранетки, кусты смородины, крыжовника, малина. И за всем этим бабушка и дедушка следят: пропалывают, поливают, подвязывают и подрезают кусты, пересаживают… И урожай всегда на славу: и себе, и детям-внукам хватает, и соседям, и родственникам.
5.Заключение.
Проведя исследование по теме «Моя бабушка - моя гордость!» - я узнал много интересных фактов из жизни моей бабушки Шишлянниковой Натальи Николаевны. Во время работы я попытался описать, проанализировать сделать выводы по теме. Проверить гипотезу исследования о том, что достижения личности неразрывно связанны с коллективом. Эта гипотеза подтвердилась при детальном рассмотрении жизнедеятельности бабушки со стороны общественных и семейных отношений на разных этапах жизненной деятельности бабушки.Я убедился, что в течение всей жизнедеятельности человека формируются основные качества личности человека, работника, гражданина страны, патриота малой родины.
Школа, семья, село для Натальи Николаевны Шишлянниковой понятия неразделимые. Всё это настолько переплетено в её сердце, дополняя друг друга и взаимообогащая, что всё вместе можно назвать жизнью и любовью.
Бабушка пользуется заслуженным уважением в коллективе за высокие достижения на работе, за хорошую общественную работу, за своё творчество и за то, что она замечательный добрый человек, который готов прийти на помощь. А в нашей семье мы просто обожаем нашу бабулю.
Когда бабушка дома, всем нам светло и весело!
Моя бабушка является хорошим педагогом, замечательным поэтом, неравнодушным к окружающим людям человеком.
Список источников и литературы:
1.Фотографии и копии документов из семейного архива Шишлянниковой Натальи Николаевны.
2.Сборник статей, очерков, легенд, стихов о городе на Кии «Сказание о Мариинске». [Текст] - Кемерово:2000.
3.Сборник стихов «Мариинск сокровенный» [Текст]- Мариинск:2011
4.Стихи Мариинских поэтов о войне «Как резцом по памяти моей…»». [Текст] - Кемерово:2015.
5.Газета «Мариинск литературный», июль, 2016г.
6.Газета «Вперёд», апрель, 2000г.
7.Газета «Гармония», декабрь, 2000г.
Стихи
ШКОЛА – СУДЬБА МОЯ
Почему вдруг учителем стала?
Потому что люблю детей?
Иль профессия мамы сыграла
Роль для выбора и моей?
Как сейчас вижу ночи темные,
Мать, склоняясь, у лампы сидит.
Перед нею судьбы огромные
И мечты шелестят со страниц.
Ещё маленькой бойкой девочкой
Я ходила в школу тайком
И тихонько смотрела в щелочку,
К двери класса пройдя босиком.
Открывалась за этой дверью
Изумленным моим глазам
Жизнь героев, победа над смертью.
Я поверила в чудеса.
Я поверила, что учитель,
Что стоит у классной доски,
Твой товарищ и ангел - хранитель.
И вся жизнь его – ученики.
И, наверное, не случайно
Засветил в душе огонек
И открыл какую-то тайну
Самый первый школьный звонок.
Голосистый, задорный, звонкий
Зазвучал он в моей душе –
Босоногой шалуньи-девчонки.
И не смог он смолкнуть уже.
И вот первый урок. И дети –
Разноцветное море глаз.
Их секреты про все на свете,
Что поведаны мне не раз.
Слезы радости и печали.
И страдания первой любви -
Обо всем глаза рассказали,
Не смогли утаить они.
Я влюбилась в их детские души,
Что открылись навстречу мне.
Нужно только уметь их слушать
В классной замкнутой тишине.
Без открытого детского сердца
Не могу я прожить и дня.
Школа – в детство ушедшее дверца.
Школа – судьба моя.
ПЕРВЫЙ УРОК
Переполох в девятом классе,
Чуть-чуть – и зазвенит звонок,
И практикант Семенов Вася
Свой первый проведет урок.
Слегка волнуется Василий,
Учитель – ноша нелегка.
Немало приложил усилий
Он ради этого звонка.
А ведь совсем ещё недавно
Входил он в этот самый класс,
Порой, не выполнив заданья
И наказания стыдясь.
Здесь для него звенел и первый,
И заключительный звонок.
Отсюда сделан шаг был верный…
И вот он, вот он – самый первый
Незабываемый урок.
Звенит, звенит!.. И сердце сжалось.
Ребята в классе. Всё. Пора.
Шагнул к доске. Рука дрожала,
Но мелом вывел он слова:
«Родная школа, ты – начало
Всех наших жизненных дорог.»
Класс слушал. Сердце ликовало.
Незабываемый урок.
* * *
Село. Родной и милый уголок,
Где детство босоногое промчалось,
Где встретился кудрявый паренек
И где любовь вдруг счастьем расплескалась.
Речушка и черемуховый цвет,
И запах земляники одурманит.
В руках уже завянувший букет,
И прошлое не возвращается, а манит.
Бегут года. Умчалась юность вдаль.
Душа ж стареть не хочет, не желает…
А прошлого совсем немного жаль…
И вновь сирень цветет и опьяняет.
МОЯ РОДИНА
Вот наше село. Совсем небольшое.
Над речкой Утой, средь зеленых лесов.
Такое любимое, сердцу родное.
Не слышно в нем шума больших городов.
Здесь люди добры и душою богаты,
Здесь знают друг друга дитя и старик.
Избу здесь впервые поставил когда-то
Приметкин – губернии Вятской мужик.
И это простое русское имя
Поныне осталось в названье села,
Лишь лес, что вокруг, поредел, да полыни
Расти уж не стали. Дорога легла
Вдоль улиц прямых, зеленеющих летом,
Несущих в названиях дух старины.
Крестьянин-мужик поет песни об этом,
Любовью и грустью те песни полны.
* * *
НАШ МАРИИНСК
На берегу широкой речки Кии,
Где встал седой и старый Арчекас,
Раскинулся во всей красе и шири
Наш Мариинск. Земной поклон от нас!
Земной тебе поклон, земля родная.
Ведь по заслугам отдается честь.
Тебе века. А ты все молодая
И радуешься жизни, той, что есть.
Старинными домами город славен,
Украшенными пышною резьбой.
А рядом с ними – нынешняя слава
И мастерство. Художник молодой
Построил дом, затейливо украсив
Карниз, наличники, ворота и крыльцо.
И этот дом – души умельца праздник,
Его открытое и доброе лицо.
Пусть малых городов на свете много,
Страна большая – родина одна.
Куда бы не вела судьбы дорога,
Мы помним лишь родные имена.
Мы помним имя матери и сына,
Отца и дочки, имя городка,
Где под окошком тонкая рябина,
За огородом быстрая река.
Наш Мариинск. Наш старый милый город.
Встречаешь ты за юбилеем юбилей.
Ты будешь вечно и красив и молод,
Как и сейчас, без седины кудрей.
Как нарисовать портрет?
Заповеди детства и юности
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Хрюк на ёлке
Астрономы получили первое изображение черной дыры