Сочинение в рамках конкурса.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 310.65 КБ |
Приложение 2
Астраханская митрополия
Отдел религиозного образования и катехизации
Министерство образования и науки Астраханской области
МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ №234
Сочинение
«СУДЬБА ФЕОДОРА ПЕРВОПЕЧАТНИКА»
Выполнил: Шурыгин Алексей, ученик 7 класса МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ №234
Сотовый телефон: 89608646943
Руководитель: Шведова Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Сотовый телефон: 8648832761
Руководитель: Нестерук Светлана Николаевна, учитель истории
Сотовый телефон: 89053648996
Астрахань 2015
«Книга – великий дар человеку от Бога.
Она служит не только для передачи
исторической информации, но и служит
дверью в будущее: от того, какими
будут книги, зависит и то, какими
будут идеалы у молодёжи,
а значит – зависит наше будущее». Митрополит Калужский и
Боровский Климент (Капалин).
Книга – это, действительно, великий дар. Ведь о пользе книг говорилось еще с давних времен. Именно из этих хранилищ знаний мы черпаем многообразную информацию, повышаем тем самым свой интеллектуальный уровень. Книга – это кладезь мудрости, она учит нас жизни, этикету, моральным принципам. Сейчас, в наш век компьютерных технологий, мы все реже стали читать книги, так как все свободное время поглощено интернетом, социальными сетями, играми. А иногда так хочется просто сесть, взять в руки книгу и погрузиться в этот удивительный мир мечтаний и грёз, в который автор вложил всю свою душу. Я думаю, каждый когда-нибудь задавал вопрос: а кто же создал первую книгу. Попытаемся разобраться в этом.
Письменность на Руси возникла очень давно, самыми грамотными людьми были монахи, поэтому до 15 века книги переписывались в монастырях от руки. Каждая новая книга создавалась очень долго. Но в 1534 году был изобретен печатный станок, что явилось величайшим открытием и намного упростило процесс создания книг. Новая технология попала на Русь только через двадцать лет. Начало книгопечатания в России – это колоссальное культурное достижение, основоположником которого был Иван Фёдоров. В центре Москвы можно увидеть памятник великому первопечатнику. Человек в длинном кафтане держит в руках отпечатанный лист будущей книги. Его имя хорошо известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Иван Федоров стал великим человеком, оставив о себе память потомкам. Потому что каждый раз, когда мы берем в руки книгу, нужно помнить, что именно он является основателем книгопечатания в России.
Настоящее имя Ивана Фёдорова – Иван Фёдорович Московитин. Он родился в 1510 году. Место рождения остаётся неизвестным. Одни утверждают, что он родом из Москвы, другие - из села под Калугой. Есть сведения, что он происходил из белорусского рода Рагозиных. Он был образованным человеком своего времени. Обучался в Краковском университете, знал латынь, древнегреческий язык. В 1532 году под началом митрополита Макария занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского. Фёдоров осваивал тонкости типографического искусства в Анонимной типографии, издавая первые пробные печатные листы для повседневного богослужения.
В те времена государством правил Иван Грозный – государь жестокий и деспотичный. Но, несмотря на это, он хорошо понимал значение книги в жизни человека. Чтобы не отставать от Европы, он велел построить Государев Печатный двор. Печатный двор находился в Москве, в Китай – городе. Его руководителем и стал в 1553 году церковный дьякон Иван Фёдоров.
В этой типографии была отпечатана первая «Деяния и послания Апостолов», посвященная апостолу Павлу. Это первая напечатанная книга в России. «Деяния и послания Апостолов» - это не просто книга, а своеобразная «Азбука» для церковно-приходских школ царских времён.
Процесс написания книги - это тяжёлый и кропотливый труд, требующий творческого подхода. Первая книга печаталась целый год. Фёдоров проявил себя как блестящий представитель народных умельцев, о которых говорят, что у них «золотые руки». Он выполнял обязанности гравёра, резчика, литейщика, столяра, наборщика, печатника и переплётчика. Его главным помощником стал Пётр Тимофеевич Мстиславец. С его помощью Фёдоров вырезал шрифты и заставки, что являлось сложнейшей частью подготовительной работы. Буквы в книге выполнены в рукописном стиле, что говорит о том, что печатники выливали специальный шрифт, который радовал глаз своей незамысловатой формой. Каждый текст начинался с узорной рамки – заставки. Первая, заглавная буква – инициал – была крупнее и красивее остальных. Она была напечатана красной краской в виде человека или животного. Именно с тех пор и пошло выражение – «писать с красной строки».
Таким образом, оригинальная техника двухцветной печати, чёткий и красивый шрифт, отличная верстка, безупречно грамотный текст, богатое разнообразие и тонкое художественное выполнение заставок и узорные буквы – всё это восхищает в первой книге Ивана Фёдорова, изданной им в государственной типографии. Книга «Деяния и послания Апостолов» или сокращенно «Апостол» вышла в свет 1 марта 1564 года. Безусловно, это был шедевр древнерусской печати.
В 1565 году Иван Федоров выпустил ещё одну книгу - «Часовник». Это церковно-богослужебная книга, содержащая молитвословия и песнопения для церковных служб. Именно по этой книге долгое время детей обучали чтению. «Часовник» - это персональный домашний молитвенник для мирян, по которому читались молитвы по часам. Подготовка к печатанию заняла больше года. Нужно было дополнительно отлить литеры, заготовить доски для новых заставок, закупить бумагу, краски. Перед началом каждой стати – небольшие узорные заставки. В отличие от заставок «Деяния и послания Апостолов» 1564 года, три заставки «Часовника» сделаны чёрным по белому, а не наоборот. Отличие остальных заставок в том, что они представляют собой плетёные украшения из различных линий, а не сплетение растений и плодов. Шрифт «Часовника» тот же, что и в «Деяния и послания Апостолов». «Часовник» Фёдорова принадлежит к величайшим книжным редкостям. Подлинный экземпляр первого издания этой бесценной книги сохранился до наших дней, и находится он в Бельгийской Королевской библиотеке в Брюсселе.
В результате развития книгопечатания переписчики стали проявлять своё недовольство в сторону печатников. Почему это произошло? Раньше на Руси книги писались вручную. Это был большой труд. Имена многих писцов остались неизвестными. Но история сохранила нам имя дьякона Григория, Нестора – летописца. Благодаря им мы можем прочитать «Повести временных лет», «Остромирово Евангелие». С появлением печатного станка профессия писца перестала быть востребованной в обществе, и они могли потерять работу. Именно поэтому начались гонения на печатников. Кроме того, многие считали настоящим кощунством печатать на печатном станке священные писания. Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец вынуждены были покинуть Москву. Первопечатник подвергся ожесточённым нападкам, которые сделали невозможной дальнейшую работу и даже проживание их в Москве. Иван Фёдоров с Мстиславцем перезжают в Литву.
В Литве их радушно встретил гетман Ходкевич, который имел типографию в собственном имении Заблудове. Федоров с радостью соглашается на предложение Ходчевича работать в его типографии и печатать книги на церковно-славянском языке. В 1569 году первым заблудувским изданием стало «Учительное Евангелие». Оно представляло собой сборник бесед с толкованиями евангельских текстов. Среди «бесед» можно прочесть и «Слово на Вознесение» Кирилла Туровского, древнерусского писателя и проповедника XII века. Московские печатники вложили в это первое на новом месте издание весь свой опыт и знания, отдаваясь своей работе полностью, без остатка.
Но и в Заблудове русские печатники не смогли обосноваться. В 1569 году была принята так называемая Люблинская уния. Новое государство получило название Речь Посполитая. Под влиянием католической церкви гетман Ходкевич вынужден был закрыть типографию, но село оставил за Иваном Федоровым и советовал ему заниматься сельским хозяйством и воспитывать детей, но печатник оставался верен своему любимому делу.
В 1572 году первопечатник уезжает во Львов. Обосновавшись на новом месте, Фёдоров начинает хлопотать об устройстве типографии. Из Заблудова он, с разрешения Ходкевича, забрал часть оборудования и типографские материалы. Но для издания книги не хватало денег, богатые купцы не желали помогать Ивану. Но есть на свете добрые люди, и ими оказались городские мещане, откликнувшиеся на призыв церкви о предприятии Фёдорова. Именно они помогли Ивану возобновить печатание. Фёдоров пишет: «Наконец, явились некие малые в иерейском чине, иные же неславные в мире, которые пришли мне на помощь…Я верю, что в нынешней жизни им будет возвращено следуемое им, а в будущей жизни им воздастся сторицею». Но не только отсутствие денег стали препятствием для создания книг, печатник столкнулся с другими трудностями. Фёдоров узнал, что, помимо отсутствия цеха, он не имеет права нанять столяра и даже сам не смеет выполнить необходимые столярные работы. Лишь в 1573 году был нанят столяр, выписанный из Кракова. При этом его приписали ко львовскому цеху и разрешили делать только работу, непосредственно относящуюся к типографии, нарушение этого пункта грозило Фёдорову крупным штрафом.
Фёдоров решил переиздать «Апостол»: эта книга пользовалась большой популярностью, ее охотно читали и создать ее было намного легче, чем какую-либо другую. В феврале 1574 года книга вышла свет. Львовский «Апостол» очень похож на своего московского предшественника. Здесь тот же формат, те же буквы, те же заставки (за исключением предисловия и послесловия.)
В 1574 году вышла вторая книга Фёдорова во Львове, «Азбука». Эта книга являлась уникальным образцом древнерусского руководства для обучения грамоте. Руси просто необходимы были образованные люди: духовенство, ремесленники, торговцы. В то время школы существовали при монастырях, церквах. Именно там детей учили чтению, церковному пению и порядку богослужения. Читать на Руси учились по тексту, написанному преподавателем от руки. Тексты писались на бересте, на цере, на листе пергамена или бумаги. Иван Фёдоров использовал русские рукописные буквари, созданные до «Азбуки», и грамматический труд.
Вскоре Ивана Фёдорова пригласил в Острог князь Константин Острожский для издания книг духовного содержания. Так как князь поддерживал православие и боролся с иезуитами, ему принадлежала сеть школ. 18 июня 1578 года в Остроге была издана ещё одна «Азбука». В одной из тетрадей «Азбуки» был напечатан важнейший исторический источник – «Сказание Черноризца Храбра» о деяниях Кирилла и Мефодия.
В 1580 году был издан «Новый Завет с Псалтирью» - « первый овощъ от дому печатного своего острозского». Так называл Иван Фёдоров это издание объёмом свыше 1000 страниц. 5 мая 1581 года вышла маленькая книжечка «Хронология Андрея Рымши». Это был первый печатный календарь с перечислением двенадцати месяцев.
2 февраля 1582 года Фёдоров возвратился во Львов, но князь Острожский поступил менее благородно, чем в своё время гетман Ходкевич. Он разрешил Фёдорову увезти с собой большое количество экземпляров «Библии», но позже наложил в 1583 году арест на имущество Фёдорова. Когда Ивана Федорова сразила болезнь в конце 1583, кредиторы не заставили себя ждать и пришли в дом к больному. Сын Ивана Фёдорова уплатил все долги отца, ему пришлось продать свою книжную лавку, чтобы погасить долги. 5 декабря 1583 года Иван Фёдоров умер. Похоронили его во Львове в Свято-Онуфриевском монастыре. На его могилу положили плиту с изображением типографской марки первопечатника.
Жизнь Первопечатника – это подвиг, благодаря которому мы сейчас можем держать в руках книгу. Он был свято верен своему долгу, своей цели и твердо шел по пути ее достижения. Созданные книги для Федорова – это плата за его колоссальный труд и самоотверженность. Только благодаря любви к своему делу он добился небывалых результатов. Беззаветный труд, сопряжённый с постоянными неудачами и упорные поиски технических и художественных приёмов, филологические, корректорские, писательские и педагогические разыскания ставят Ивана Фёдорова не только на место выдающегося техника – полиграфиста, а человека связавшего времена и народы. Он остаётся в памяти всех людей грамотным просветителем, художником, творцом, создателем русской и украинской книжности, выдающимся деятелем русской и славянской культуры второй половины XVI века.
«Друкарь «Апостола», нам посланный Москвою,
Стал сам апостолом искусства и наук,
Дав книгу первую и дав пример собою:
Пролив, средь клеветы, недрогнувшей рукой,
Ученья чудный свет, как просвещенья друг».
(Из книги В. Анисимова о развитии типографского искусства)
Филимоновская игрушка
На берегу Байкала
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Мороз и заяц
На горке