4 класс,проект по русскому языку "Имена прилагательные в сказке А.С.Пушкина "О рыбаке и рыбке"
Слайд 1
ПРОЕКТ «Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Слайд 2
« Русский язык - это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка» . Л. Н. Толстой.
Слайд 3
Цель: Найти в тексте «Сказка о рыбаке и рыбке» имена прилагательные, определить, какую роль имена прилагательные играют в сказке .
Слайд 4
Задачи: Научиться работать с текстом. Найти имена прилагательные , которые употреблены вместе с именами существительными. Определить какие прилагательные употреблены в переносном значении . Подобрать синонимы и антонимы. Установить значение устаревших слов.
Слайд 5
Актуальность выбранной темы . Мы, современные школьники, чтению художественных произведений, отводим совсем немного времени. А ведь так поступать нельзя! Мы с вами русские люди. Поэтому мы должны любить и уважать свой русский язык. Заботиться о том, чтобы наша речь была культурной, грамотной, красивой, понятной для окружающих. Чтобы этого достичь, нужно больше читать произведений – классиков и расширять знания о языке. На примере произведения А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке » можно попробовать показать как автор, используя такую часть речи, как имя прилагательное, позволяет нам увидеть в этом произведении красоту русского языка. Живописно описывает картины природы, выразительно передаёт характеры людей. А потом сделать соответствующие выводы о необходимости и потребности в чтении.
Слайд 6
Новизна проекта для нас заключалась в том, что: мы работали с авторским текстом; логически мыслили ; по- другому смотрели на литературное произведение.
Слайд 7
План работы над проектом. Перечитали сказку А.С.Пушкина . Нашли имена существительные, употреблённые с именами прилагательными. Подбирали имя прилагательное к имени существительному. Записывали составленные словосочетания. Записывали имена прилагательные, употреблённые в переносном значении. Записывали устаревшие формы слов. Выбрали и записали имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы. Проиллюстрировали словосочетания существительное + прилагательное. Сделали вывод. Защитили проект в классе.
Слайд 8
Прочитав сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», мы обратили внимание на прилагательные, которые использует автор в сказке. Эти прилагательные мы выписали в сочетании с существительными. Получились такие словосочетания: Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, сварливая баба, кирпичная труба, тесовые ворота, дубовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, грозная царица, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
Слайд 9
В своей сказке А.С.Пушкин употребляет прилагательные в переносном значении. сердитые волны, чёрная буря прямой простофиля золотая рыбка
Слайд 10
В ходе чтения сказки нами были выделены формы устаревших слов : прядь волос, спадающая на лоб; (« Она бьёт их, за чупрун таскает». А.С.Пушкин) Кичка старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, шапочка, часто с двумя выдавшимися вперед остриями. ( « На крыльце стоит его старуха. В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка». А.С. Пушкин ) Чупрун
Слайд 11
Землянка- крытое углубление в земле, вырытое для жилья. Очи - это глаза Корыто - продолговатый сосуд выдолбленный из широкого бревна, для стирки белья и других домашних надобностей.
Слайд 12
Душегрейка короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. Её носили женщины в холодную погоду. Палаты - жилое помещение, высокое, большое, богато украшенное.
Слайд 13
К отдельным прилагательным из сказки можно подобрать : Синонимы: Заморская – сломанное - иностранная Ласковое – хорошее Ветхая - старая Разбитое
Слайд 14
Антонимы: Ветхая – новая Разбитое – целое Чёрная – белая Сердитые – добрые Грозная– миролюбивая Старый – молодой Ласковое– грубое Великое – малое
Слайд 15
ВЫВОД: Выполняя данный проект было очень интересно работать с текстом сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор в своём произведении позволяет нам увидеть красоту русского языка, используя в нём много интересных устаревших слов (о значении которых мы раньше и не задумывались), чтобы красочно описать происходящие действия. Имена прилагательные в этой сказке помогают раскрыть смысл сказки, характер героев и другое. Например, используя разнообразные имена прилагательные, он живописно описывает картины природы: неспокойно синее море, помутилося синее море, почернело синее мор е. Также имена прилагательные помогают А.С. Пушкину выразительно передать и описать гнев золотой рыбки, внешний вид, наряды, жильё главных героев, характеры людей: ( Старуха вздурилась, сварливая баба- говорит он о жадной бабе, А старик у него добрый и уважительный , он с поклоном, уважительно обращается к рыбке: «Смилуйся, государыня рыбка!»
Слайд 16
Сказка А.С. Пушкина проста по смыслу, но очень глубока по содержанию. То, что баба осталась в итоге у « разбитого корыта», говорит о том, что нельзя быть таким жадным. Есть даже поговорка «Остаться у разбитого корыта », что означает остаться ни с чем.
Голубая лягушка
Ветер и Солнце
Загадка Бабы-Яги
По морям вокруг Земли
Как нарисовать зайчика