Исследовательская работа «Тема большой и малой родины в творчестве Любови Тимошенко-Бережновой, поэтессы Богатовского края» учащейся 8 класса ГБОУ ООШ с.Андреевка муниципального района Богатовский Самарской области Смирновой Юлии Сергеевны. Цель работы заключается в изучении творчества Л.Ф.Бережновой, определении основных мотивов ее лирики, средств выразительности. Использованы такие методы, как обобщение, сравнение, систематизация. Углубленное прочтение позволяет выявить четко отразившуюся в стихотворениях поэта тему Родины и родного края. Материалами данной работы можно пополнить районный и школьный музеи, представить на неделе литературы, выступить в «Клубе читающих россиян».
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-prakticheskaya_smirnova_yu.docx | 61.14 КБ |
г.Самара
Открытая Международная
научно-исследовательская конференция
старшеклассников и студентов
«Образование. Наука. Профессия»
Наименование секции
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Тема большой и малой родины в творчестве
Любови Тимошенко-Бережновой,
поэтессы Богатовского края.
Работу выполнил: учащаяся 8 класса Смирнова Юлия Сергеевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа с.Андреевка
муниципального района Богатовский
Научный руководитель: Кочергина Людмила Викторовна, учитель русского языка и литературы, высшая категория
2018
Содержание
II. Основная часть
1. Жизнь и творчество Л. Ф. Тимошенко-Бережновой
2. Основные мотивы лирики
2.1. Тема Родины и родного края в творчестве поэтессы
2.2 Изобразительные средства выразительности, используемые
в стихотворениях.
III. Заключение
Литература
3
Введение
Известно всем, что поэзия - давняя, любимая страсть человечества. Нет на земле народа, у которого бы не было поэтов. Мировая поэзия бережно хранит имена тех, кто вовремя нашёл и сказал людям нужные слова – иногда бодрые и добрые, а иногда ироничные и горькие, и сказал так, что ему захотели поверить, ибо поэты – живые свидетели истории.
У каждого своё понимание поэзии, индивидуальное, принятое только им самим. Для одного поэзия сравнима со свечой, для другого – с путеводным маяком. Я думаю, что поэзия - это стремление делиться своим светом с окружающими. Очень точно подметила это Любовь Федоровна Тимошенко - Бережнова:
Стихи мои возьми с собой в дорогу,
И если трудно станется в пути,
Стихи мои, поверь, тебе помогут
Уверенность и силу обрести.1
Актуальность
На фоне последних событий тема гражданственности, патриотизма, любви к своей Родине, большой и малой, как никогда актуальна. Вот и среди людей нашего небольшого района всегда были люди, душой болеющие за родной край. Они не получили мировой славы, но своими делами снискали любовь и уважение земляков. Именно это и способствовало выбору темы моей работы.
Объект исследования: творчество Л.Ф.Бережновой
Предмет исследования: стихотворения Л.Ф.Бережновой
Цель исследования: изучение творчества Л.Ф.Бережновой, определение основных мотивов ее лирики, выделение темы Родины.
Задачи исследования:
- познакомиться с творчеством Л.Ф.Бережновой;
- систематизировать информацию о творчестве и биографии поэтессы;
4
- определить основные мотивы лирики, выделить тему Родины и родного края;
- определить изобразительные средства выразительности, используемые в стихотворениях.
Методы исследования: обобщение, сравнение, анализ, систематизация.
Практическая значимость: материалами данной исследовательской работы можно пополнить школьный архив, представить на неделе литературы, выступить на литературном вечере, посвящённом поэтам-землякам.
5
Задумчивые леса, высокие травы, тихая речка. У речки гордое имя – Самара. Рядом - озера, много озер. И над всем щедрое солнце… Спокойная красота русской природы. Здесь, в центре Самарской губернии, расположилась моя маленькая родина – Богатовский район, живописное село Андреевка. Но прекрасна моя родина не только природой, но и людьми, которые свою жизнь посвятили служению этой красоте. Таким человеком является жительница Богатовского района Любовь Федоровна Тимошенко-Бережнова, поэтесса.
Сборники ее стихотворений: «Не переставать удивляться», «Плывут кораблики», «Ромашковая вьюга», «Звонница», «Росы луговые», «Солнце на ладонях», «Звездопад», «Песни леса», «Цветет калина», «Последняя молитва» - любимы не только взрослыми, но и детьми.
Любовь Федоровна родилась 5 ноября 1948 г. в селе Мокшинское Тельманского района Татарии. В село Богатое она приехала после учебы в МГУ в качестве корреспондента районной газеты «Красное знамя». Любовь Федоровна писала стихи еще в юности. Их печатали в центральных и местных газетах: «Сельская жизнь», «Волжская коммуна», «Волжский комсомолец», в журнале «Советская женщина». Стихи ее напевны, и эту мелодичность заметили местные композиторы: Валерий Михайлов, Николай Федоров. Так стали песнями стихи «Ромашка», «Полынь-трава», «Доброта». Стихотворение «Богатовский край соловьиный» было положено на музыку Николаем Федоровым, и эта песня стала Гимном нашего района.
Каждый, кто знакомится с творчеством Любови Федоровны, обретает чувство гордости за свой край. Любовь Федоровну хорошо знают не только жители с.Богатое, но и всего Богатовского района, уважают и любят как замечательного человека, патриота своей малой родины и прекрасного поэта, чьи простые и доходчивые слова о доброте, верности слову, долгу сыскали глубокую признательность, авторитет и любовь на селе.
2. Основные мотивы лирики 6
2.1 Тема Родины и родного края в творчестве поэтессы
Зададим себе вопрос: чем живет человек? Сами и ответим: наверное, любовью. Любовью к своей стране, к родному краю, к людям, живущим в нем, к близким, верой в будущее. Все это Л.Ф.Тимошенко несет в своих стихотворениях. Значит, мы можем говорить о мотивах в ее творчестве. Если мы откроем словарь литературоведческих терминов, то увидим, что «мотив - это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений». Познакомившись с творчеством поэтессы, я выделила следующие мотивы: тема Родины, тема родного края и его природы, тема любви и дружбы, философская лирика и тема поэта и поэзии. Если говорить о последней теме, то она не стоит отдельно - она вливается в остальные и растворяется в них.
В своей работе более подробно я хочу остановиться теме Родины.
Родина...
Любовь к ней, к ее народу, традициям, истории, желание сделать свою страну еще прекрасней есть источник доблестного труда писателей и поэтов, художников и композиторов, рабочих и ученых. Так было всегда. Так есть и сегодня.
Ах, Россия моя, мне отдай свои беды,
До единой приму, чтоб сберечь тебя, Русь!
Жить и верить в добро – в этом есть мое кредо,
Я и в счастье, и в горе с Россией сольюсь!2
Она с уважением относится к истории нашей страны. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне ей было написано стихотворение, которое Николай Федоров положил на музыку, и оно превратилось в песню о героизме русских солдат и о памяти:
…Той священной войной опаленные,
Шли солдаты в решающий бой.
Из руин поднимались спасенные,
Заслоняя Отчизну собой!..
Над березоньками да над соснами
Расплескалась опять синева
Стали внуки давно уже взрослыми - 7
О войне память вечно жива… 3
Тема войны звучит и в стихотворении «Лебеда», и здесь мы видим человеческую позицию автора:
По ночам слышу стон неприкаянный –
Ветеранам все снится война.
Словно в сердце те стоны запаяны,
И уже не до сна, не до сна.4
Лексический повтор «не до сна» усиливает восприятие этих строк, акцентирует наше внимание, подчеркивая ужас войны.
Необходимо отметить, что все стихотворения, посвященные России, Родине, русскому народу наполнены оптимизмом, верой в светлое будущее. Достигается это использованием восклицательных предложений и глаголов повелительного наклонения:
А мы такое пережили – не приведи господь врагам!
Живи, цвети, борись, Россия, тебя врагу я не отдам!5
Любовь к своей стране немыслима без любви к своему родному краю. Родные места... Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни, когда предстоит сделать нелегкий выбор или подвести итог пройденному этапу жизненного пути, мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность, где мы делали первые шаги во взрослую самостоятельную жизнь. Только человек, влюбленный в свою родину, может сказать такие слова, и не просто сказать, а воспеть:
Вот закатные зори алеют,
Приходи любоваться скорей,
Даль озер на просторах синеет,-
В целом мире села нет милей!
Пролетел в небе клин журавлиный,
Над Самаркою скрылся в дали.
8
Богатовский край соловьиный,
Ты частица Российской земли.6
Это стихотворение стало Гимном Богатовского района - он звучит на всех мероприятиях, вызывая в нас чувство гордости.
Много лет этот скромный человек прославляет в своём творчестве бескрайние просторы богатовской земли. Лирические строки приносят многим людям радость, волнующую теплоту, воспитывают любовь к родному краю:
Поля, поля – родные перелески,
Ржаное поле где-то впереди.
Колосьев шепот тихий, словно всплески.
Земля! Позволь припасть к твоей груди!7
Малая родина - это светлый родник, который несёт в наши сердца любовь к родному краю. Она раскрывается человеку в детстве, тогда же постигается впервые, с восторгом, с восхищением, а с годами, вслед за первым ощущением малой родины, приходит любовь к своей стране. Реки Волга и Самара, цветущие луга по их берегам, поля и леса – все это моя малая родина:
Край мой заволжский, край соловьиный,
Рощи берез у околиц села,
Речка полоской, извилистой, длинной,
Лентой серебряной вдаль проплыла.
Клонятся низко плакучие ивы,
Лилии белые в тихом пруду…
Нивы родные, заволжские нивы,
Сердцу милее нигде не найду!8
Через красоту пейзажей русской природы она раскрывает нам, читателям, частичку
9
своей души, свои мысли, чувства, переживания. Читая такие строки, мы становимся ближе к природе, учимся видеть красоту вокруг себя, находить гармонию с окружающим миром.
Природа для поэтессы является неиссякаемым источником вдохновения:
Уронило солнце лучик в перелески,
Сразу стали птицы громче щебетать.
На траве повисли росные подвески,-
Красота лесная! Сердцу благодать!9
Поэтесса любит природу, с детства живёт с ней в единстве, поэтому все деревья, травы, растения кажутся такими же живыми, как она сама, живущими своей особой жизнью, наделёнными своей душой и судьбой. Она разговаривает с ветром, любуется бескрайними просторами, восторгается закатами, вслушивается в тишину; замечает в природе те мельчайшие детали, которые не видят миллионы других людей.
Природа и человек слиты воедино: человек глядится в природу и познаёт вечные тайны жизни.
В 1994 году вышел сборник «Не переставать удивляться»”, в который вошли лучшие стихи, выдержавшие проверку временем. Этой книге придают глубину и поэтическую
широту беспокойная гражданственность автора, стремление к добру и красоте, ее ответственность перед потомками.
В стихотворениях этого сборника мы слышим раздумья поэта о месте человека в жизни, о бережном отношении к миру, в котором мы живём, о любви к родному краю. Они воспитывают читателя, учат правильно жить:
Пусть вас все волнует и тревожит:
Запах трав, песчинки и вода.
Только зависть души пусть не гложет,
Прогоните зависть навсегда.
Поспешите в поле вы однажды –
Жаворонок трели разольет,
Доброту беречь обязан каждый,
Кто под небом солнечным живет!11 10
Как христианская заповедь звучат слова: «Пусть вас все волнует и тревожит…», «Прогоните зависть навсегда», «Доброту беречь обязан каждый».
Я думаю, что творчество Л.Ф.Бережновой не просто тесно связано с жизнью, оно рождается из неё.
Свое внимание я хочу остановить и на сборнике стихотворений «Звездопад», вышедшем в 2011 году. Этот сборник отличается от предыдущих тем, что стихотворения имеют свою, особенную философскую направленность, содержат раздумья о смысле жизни. Они пронизаны житейской мудростью. Мне кажется порой, что они просто выплеснулись на бумагу из сердца автора. Они наводят на глубокие нравственно-философские размышления, дают возможность вглядеться в настоящее, проникнуться происходящим, понять своё предназначение.
А листва мне в ответ шелестела,
Моего чуть касаясь лица:
Умереть – это только полдела,
А все дело – прожить до конца!12
Именно «прожить», принести пользу стране и людям, оставить добрый след на земле.
2.2 Изобразительные средства выразительности, используемые 11
автором
Природа воспринимается поэтом одухотворённой, способной сливаться с его чувствами и переживаниями. Он умело использует такие изобразительные средства, как эпитеты: «шалый ветерок», «родные перелески», «пестрая листва», «заливистое пение»; метафору: «шепот колосьев», «шаль снегов», «листвы разноцветные стежки».
Мы видим олицетворения: «мостик горбатится», «осень костер разожгла», «прокатилась зима», «небо дождиком расплачется», «упадет закат в реку», «вода позвала к яркой зорьке меня», «пожелтевшие травинки пьют росинки поутру», «осень торопливая по дорожкам скачет», «и река так свободно вздыхает».
Использование их не просто украшает и дополняет речь, а предает ей эмоциональность, делает ее живой, художественной. Они словно яркие краски, которыми художник оживляет свою картину. Их цель – усилить впечатление, возможно, даже удивить. И автору это удается:
Мне бы породниться с этими лугами,
Разве не приняли б, чем мы не родня?..
Васильки, притихнув, синими глазами
С ясным пониманьем смотрят на меня.10
Если мы вдумаемся в эти строки, то перед нашими глазами возникнет удивительная картина: васильки, притихнув, синими глазами с ясным пониманьем смотрят на меня!
Использует автор и сравнения: «тополя, как застывшие свечки», «как росинка, сверкала слеза», «застеснялись березоньки, словно невесты». Они служат для выражения авторских оценок и эмоций, для создания яркого, свежего, запоминающегося образа.
Выразительные средства, указанные выше, играют одну роль: помогают полно, точно, глубоко, в соответствии с замыслом передать мысль автора, донести ее до читателя или слушателя. Это своего рода воздействие на их мысли и чувства. Ведь всем известно, что гармония мыслей и слова, содержания и оформления речи есть важнейшее условие успешного общения.
Заключение 12
Всю жизнь глубокими корнями связаны люди с отчим домом, с тем местом, где родились, жили, учились и трудились. На долгие годы сохраняются в памяти картины родных мест. Они живут в сердце каждого, не теряя со временем своей привлекательной свежести и яркости красок. Стоит лишь предаться воспоминаниям, как мгновенно встают перед глазами лица близких людей. Прошлое для Любови Федоровны – это, прежде всего, дело рук предков, плоды их труда, которые существуют во времени, как памятники их деяниям. Прошлое, по мнению поэта, - родник, из которого произрастают и питаются корни патриотизма.
Поэзия Л.Ф.Тимошенко-Бережновой глубоко патриотична. Этим чувством проникнуты все ее произведения. Природа родного края, его люди стали предметом самых глубоких раздумий, сердечной привязанности поэта. Они передают нам чистую, возвышенную любовь к родине, свою необыкновенную искренность и человечность. Пейзажные зарисовки проникнуты глубокой и нежной любовью к родному краю, чувством родной земли, отчего дома. Они восхищают нас своей красотой, дарят нам тихую радость общения с природой, поселяют в душе гармонию и покой.
Анализируя стихотворения, приходишь к выводу: Л.Ф.Тимошенко-Бережнова своими стихами напрямую вмешивается в общественную и духовную жизнь каждого из нас. Она убеждает, разъясняет, дает оценку, формирует наше мировоззрение, помогает увидеть прекрасное рядом, воспитывает в нас бережное отношение к природе, любовь к родной земле.
Главная черта многих ее стихотворений не отточенность мастерства, а чистота и открытость души. Конечно, мы можем заметить в отдельных стихотворениях сбой ритма, рифмы иногда, но мы никогда не усомнимся в откровенности автора, душевности ее стихов, их правдивости.
У каждого было своё время. Но всегда Россия выживала благодаря тем, кто несмотря ни на что любил её, сострадал ей и помогал.
Творчество Л.Бережновой все больше волнует читателей и всё больше заставляет думать о жизни, размышлять о своей судьбе:
Да согрею всю планету,
Свою нежность всем даря,
Чтобы знать, что я по свету
Всю жизнь топаю не зря13 13
В этом видит смысл свой жизни Л.Бережнова, в этом ее назначение.
Читая стихотворения Л.Ф.Тимошенко-Бережновой, я испытываю гордость за свою малую родину, за людей, живущих здесь, и мое чувство любви становится еще сильней.
Завершая свою исследовательскую работу, я хочу пожелать всем: пусть в каждом человеке проснется интерес к поэзии! В наше время так важно, чтобы не угасли настоящие человеческие чувства, не заглохли родники души.
___________________________________________________________________________14
1 Тимошенко-Бережнова Л.Ф. Звонница: Стихи.- Самарское отделение
Литературного Фонда России, 1999 г., стр.3
2 Там же стр. 5
3 Тимошенко-Бережнова Л.Ф. Солнце на ладонях: Стихи – Самара, 2010 г., стр.68
4 Там же стр. 26
5 Тимошенко-Бережнова Л.Ф. Не переставать улыбаться. – Самара: Кн. изд-во, 1994 г., стр.16
6 Тимошенко-Бережнова Л.Ф. Ромашковая вьюга: Стихи – Самара: Русское эхо, 2008 г.
стр.8
7 Тимошенко-Бережнова Л.Ф. Не переставать улыбаться. – Самара: Кн. изд-во, 1994 г. стр.23
8 Тимошенко-Бережнова Л.Ф. Звонница: Стихи.- Самарское отделение
Литературного Фонда России, 1999 г. стр.8
9 Тимошенко-Бережнова Л.Ф.. Росы луговые: Стихи – Самара:Русское эхо, 2008 г. стр.4
10 Тимошенко-Бережнова Л.Ф. Не переставать улыбаться. – Самара: Кн. изд-во, 1994 г. стр.20
11 Там же стр. 5
12 Тимошенко-Бережнова Л.Ф. Звездопад: Стихи – Самара, 2011 г. стр.30
13 Тимошенко-Бережнова Л.Ф. Солнце на ладонях: Стихи – Самара, 2010 г. стр.69
15
Литература
1. Тимошенко-Бережнова Л.Ф. Не переставать улыбаться. – Самара: Кн. изд-во, 1994 г.
2. Тимошенко-Бережнова Л.Ф. Звонница: Стихи.- Самарское отделение
Литературного Фонда России, 1999 г.
3. Тимошенко-Бережнова Л.Ф.. Росы луговые: Стихи – Самара:Русское эхо, 2008 г.
4. Тимошенко-Бережнова Л.Ф. Солнце на ладонях: Стихи – Самара, 2010 г.
5. Тимошенко-Бережнова Л.Ф. Звездопад: Стихи – Самара, 2011 г.
6. Тимошенко-Бережнова Л.Ф. Цветет калина: Стихи – Самара, 2013 г.
7. Краткий словарь литературоведческих терминов - Москва, Просвещение, 1985 г
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – Москва, 1986
9. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. - Москва, Просвещение, 1972.
10. Интернет – ресурсы: http://www.bogatoe.info
Лист Мёбиуса
Лупленый бочок
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Плавает ли канцелярская скрепка?
Вода может клеить?