Мне повезло со школьными учителями. В первую очередь – с учителем русского языка и литературы. На уроке внеклассного чтения она познакомила нас с творчеством татарского поэта Мусы Джалиля «Мои песни», посвященного Великой Отечественной войне.
Не могу забыть стихотворение «Чулочки», которое она прочитала нам, где рассказывается о маленьких детях, которых ведут на расстрел: «Перед расстрелом фашисты согнали всех перед ямой и заставили раздеться. Трёхлетняя малышка посмотрела немцу прямо в глаза и спросила: «Дядя, а чулочки мне снимать?» Когда учительница читала - мурашки по коже, и кажется, что в одном маленьком стихотворении собрана вся боль советского народа, пережившего ужасы войны. И как глубоко передал эту боль великий и талантливый поэт Муса Джалиль.
Вложение | Размер |
---|---|
poet_geroy_musa_dzhalil.doc | 73 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноключинская основная общеобразовательная школа»
КОД_______________________
Секция
Русская литература
Поэт - герой Муса Джалиль и его «Моабитские тетради».
Выполнила: Корочакова Татьяна,
ученица 8 класса.
Руководитель: Байкалова М.Г., учитель русского языка и литературы.
Аал Красный Ключ, 2017 год.
КОД_______________________
Наименование секции
Русская литература.
Поэт – герой Муса Джалиль и его «Моабитские тетради».
2017
Содержание..
1. Вступление
2.. Основная часть: Муса Джалиль поэт – герой:
- Муса Джалиль и его «Моябитские тетради»;
- стихотворения Мусы Джалиля написанные в «каменном мешке»;
- стихотворение Мусы Джалиля «Варварство».
3. Заключение.
4. Отзывы писателей о Мусе Джалиле.
1. Вступление.
Мне повезло со школьными учителями. В первую очередь – с учителем русского языка и литературы. На уроке внеклассного чтения она познакомила нас с творчеством татарского поэта Мусы Джалиля «Мои песни», посвященного Великой Отечественной войне.
Не могу забыть стихотворение «Чулочки», которое она прочитала нам, где рассказывается о маленьких детях, которых ведут на расстрел: «Перед расстрелом фашисты согнали всех перед ямой и заставили раздеться. Трёхлетняя малышка посмотрела немцу прямо в глаза и спросила: «Дядя, а чулочки мне снимать?» Когда учительница читала - мурашки по коже, и кажется, что в одном маленьком стихотворении собрана вся боль советского народа, пережившего ужасы войны. И как глубоко передал эту боль великий и талантливый поэт Муса Джалиль.
Актуальность реферата.
Может я пишу реферат не о том, но мне очень хотелось бы рассказать нашим слушателям о том, что вторая мировая война не должна быть просто сухой страницей в истории. После этого урока я поняла о том, что много чего я не знаю о второй мировой войне и, мне кажется, не только я, но и многие другие люди, которые не стали интересоваться художественной литературой.
В настоящее время, после услышанного стихотворения, я решила прочитать все произведения Мусы Джалиля из «Маобитских тетрадей» и найти ответ «Почему Муса Джалиль оказался способным на подвиг, находясь «в каменном мешке» у фашистов.
Цель реферата:
- подвести слушателей к ответу на вопрос: Почему Муса Джалиль оказался способным на подвиг?
Задачи:
- Муса Джалиль о том, что « самое прекрасное в человеке – это любовь к Родине»;
- заинтересовать слушателей к чтению произведений о Великой Отечественной войне;
- подвести к понятию «патриотизм», что каждый человек может совершить подвиг.
2. Основная часть. Муса Джалиль поэт – герой.
Когда началась война, Муса Джалиль ушел на фронт.
Война не пощадила поэта. В 1942 году на Волховском фронте тяжело раненный, не способный к сопротивлению, старший политрук Муса Джалиль, очутился в лапах гитлеровцев.
Тяжелый кошмар фашистского концлагеря не сломил поэта. Он создает подпольную антифашистскую организацию, куда вовлек только самых надежных своих товарищей. Но эта организация была разоблачена за несколько дней до восстания. Джалиль и его товарищи были арестованы и приговорены к смерти, был вынесен смертный приговор. В ожидании казни Муса не терял бодрости духа.
Его стихи, сложенные в перерывах между боями, проникнуты горячей любовью к Родине и борющемуся народу, яростным гневом и жгучей ненавистью к фашистским захватчикам.
Казалось, наступил конец. Над головой поэта повис топор палача. На что он мог надеяться вдали от народа и друзей, закованный в кандалы?
В страшной тюремной яме, которую в одном из стихотворений поэт называет «каменным мешком», под пытками эсэсовцев Муса Джалиль поседел, пережил «сорок смертей». Он писал в стихотворении «К палачу»:
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей,
Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.(стр. 175)
Жестокость эсесовцев, кошмар тюремной жизни, даже приговор о смертной казни не были в силах сломить волю Джалиля к сопротивлению. Поэт – герой презирал врагов. Он не дрогнул, остался стойким и верным солдатом своей Родины.
Он как бы предупреждает свободолюбивые народы, что фашизм – это самый опасный, самый коварный враг человечества, нужно избавить человека от этой смертельной опасности.
Предвидя приближение трагического конца, Муса стремился сказать как можно больше и сказать полнозвучным поэтическим голосом. Необыкновенной душевной теплотой согреты стихи, воспевающие Родину и народ. В тесные строчки самодельных тетрадей он стремился вложить всю свою горячую, сыновнюю любовь к Родине и глубокую тоску по ней. Он творил стихи в темной камере смертника, в этой мрачной дыре, где «каждый звук шага часового, как гвоздь, вбивался в больную голову поэта».
Стихотворение «Варварство»
Так точно, так ярко показаны все действия фашизма в стихотворении «Варварство», что верится каждому написанному слову. К этому стихотворению нужно обращаться как к историческому источнику, чтобы точнее представить всё, что происходило в разгар Великой Отечественной войны. Муса Джалиль как никто другой знаком с жестокостью противника СССР, так как сам был очевидцем безжалостных расправ с невинными людьми, попавшими в плен. Произведение четко не делится на строфы, будто автор, наблюдавший жуткую картину, переполненный различными чувствами, бегло писал эти строки. Легко заметить, что прием умолчания, который показывает взволнованность, недосказанность речи, излюблен поэтом (Окинул обреченных… Друг друга с бешенством гоня…В последний раз…), эта незаконченность предложений не случайна, автор не хочет навязывать своё субъективное мнение. Он желает, чтобы читатель, сделав необходимую паузу при прочтении, осмыслил, написанное, и сделал какие-либо выводы. Риторические восклицания и вопросы также играют существенную роль в эмоциональной окрашенности стихотворения. Поэт кричит:
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки! (стр. 162)
Он говорит словно от лица всего советского народа, который может простить, но ни за что не сможет забыть страданий, причиненных врагом. Это риторическое восклицание - очередное подтверждение боевого настроя наших людей.
Мастерски описана природа как действующее лицо. В этом поэту помогают многочисленные олицетворения и сравнения:
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.(стр. 162)
Точно нарисован пейзаж, картину которой можно услышать и представить - это нескончаемый дождь, порывы ветра, срывающие листву с деревьев, тучное небо, рёв рек и
детей. И только последний солнечный луч касается лиц «обреченных», прощаясь с ними. Природа не смолкает, а лишь набирает обороты ярости и злости: осенний лес «обезумел», бушует листва, мгла сгущается, и падает мощный дуб, «издавая вздох тяжелый», разрушая ложные надежды на счастливое завершение этой истории. Быструю смену событий, замечается, благодаря использованию большого количества глаголов. (Погнал и, заставили, смеялись, гудел, плакали, рыдала).
Метафорично поэт отзывается о немцах: «кучка дикарей». Ведь дикарь – это человек (говоря о фашизме тяжело произносить это слово), оторванный от цивилизации, живущий в первобытном состоянии. Арийская раса считала себя превосходной нацией, но так не думал Муса Джалиль и, чтобы показать всю ничтожность и мелочность их души удостоил их называть лишь «кучкой». Смех у немцев хриплый, а глаза «медные», безжалостные. Им смешно наблюдать за страданиями, им легко лишать жизней беззащитных женщин и детей. Строки стихотворения пропитаны отвращением к врагу, который заставляет жертв рыть себе могилы:
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили…(стр. 162)
Ненависть к немцам перекликается с патриотизмом. «И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков». Стихи Мусы Джалиля, написанные в Моабитской тюрьме, - как он сам выразился «на плахе под топором палача», - наполнены жаждой свободы и страстным призывом к борьбе в стихотворении из «Маобитской тетради»:
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...(стр. 164).
Используя риторическое обращение в объединении с инверсией (Страна моя), поэт призывает Родину бороться против зла и жестокости, он верит в победу добра, справедливости, правды над варварами.
Говоря о Родине, поэт не может не затронуть тему материнской любви, самой сильной формы этого чувства. Мать – это образец женской силы. Мать – это символ нежнейшей любви. Мать - это образ Родины. Это первый человек, которого мы видим после рождения, и тот, кого мы зовем в минуту страха, боли, или отчаяния. «Мальчуган, больной», герой стихотворения «Варварство» был слишком мал, чтобы умирать, но фашисты считали по-другому. Автор пишет о мужестве русской женщины в этот момент. Мать не теряет рассудка и самообладания даже в последние минуты жизни. Она находит в себе силы успокоить своего ребёнка, хотя боль её нестерпима. Придать драматичности происходящему помогает сравнение, умело использованные поэтом:
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.(стр. 163)
Душевная боль и физическая сливаются воедино и поражают мать в самое сердце. Как поэтично-прискорбно звучит сравнение:
… И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь! (стр. 184)
. Джалиля могли казнить в любое время, и его очень беспокоила судьба стихотворений, написанных в заточении. Их было больше ста. Джалиль не мог быть вполне уверен, что об их героической борьбе против гитлеровцев узнает Родина. Правду о них могли рассказать только его песни, друзья – стихи. Он верил, что его стихи дойдут до Родины, как сыновнее завещание.
25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнен на гильотине за подготовку восстания.
Долго о нем ничего не было известно. Именно стихотворения поэта помогли советским людям узнать о его трагической судьбе. Умереть стихам поэта не дали его товарищи по борьбе. Две его тетради были переданы на Родину.
Это и есть, известные всему миру «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.
4. Заключение
История имеет трагически сильное завершение, которое читать без слез невозможно .
Эти строки словно вырваны из моей души. Я абсолютно согласна с автором в том, что между ребёнком и матерью существует какая-то невероятная связь, наверное, это и есть одна любовь на двоих.
Любовь и ненависть, смелость и страх, вера и безнадежность… Все эти чувства испытывал каждый человек. Во время постоянных потерь они приобретают большую силу. Многие стихотворения Мусы Джалиля написаны на тему войны. Они реалистично рассказывают о настоящих событиях и об истинных чувствах. И сейчас, читая его стихотворения всегда нужно быть человеком, а не варваром, необходимо ценить всё, что есть, стремиться к чистоте души и окружающего мира.
Какое же нечеловеческое мужество потребовалось, чтобы остановить фашистскую чуму! Я хочу, чтобы эти строки прочли те, кто призывает уничтожать русских или несогласных, разделять на своих и чужих, на достойных жить и не достойных, может пора остановиться и подумать к чему может привести этот путь?
Для воспитания патриотов России стихи Мусы Джалиля должны изучаться в школе наряду со всеми произведениями русской классики.
Муса Джалиль навсегда останется одной из замечательных фигур нашей героической борьбы против фашизма.
Любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь, ненависть к врагу, высокие чувства дружбы и братства. Эта одна из причин громадной популярности стихотворений Мусы Джалиля.
Гестапо арестовало Джалиля в августе 1943 года. Спустя год его и ещё 10 героев казнили на гильотине в тюрьме Плётцензее за подрыв мощи Третьего рейха. В плену Джалиль успел написать более сотни стихов, ставших известными под названием «Моабитские тетради»
25 апреля 1953 года по праву считается днем второго рождения Мусы Джалиля. В этот день на страницах "Литературной газеты" впервые была напечатана подборка стихотворений Джалиля из Моабитской тетради. Так, о подвиге "татарского Фучика" заговорил весь мир.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А еще через год Комитет по Ленинским премиям в области литературы и искусства при Совете Министров СССР присудил Мусе Джалилю - первому среди поэтов - Ленинскую премию за цикл стихотворений "Моабитская тетрадь".
5. Отзывы писателей о Мусе Джалиле и его творчестве.
Вот что пишет Борис Полевой, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР: «Моабитская тетрадь»… Стихи и автор едины. Всё написанное выношено в раздумьях. Всё вырвалось из душевных глубин. Искренность каждой строчки – вот в чём сила этой поэзии. Излагая в бесхитростных строфах свои мысли и чувства, Джалиль передавал мысли и чувства своих современников, молодых советских людей, сражающихся с мировым фашизмом. И это сделало его стихи нержавеющими».
Одна из «Моабитских тетрадей» начинается стихотворением «Мои песни», написанным в 1943 году.
Когда читаешь Джалиля, думаешь о нём, вся его жизнь представляется подвигом, которым гордятся современники и, которому будут подражать потомки. До самых отдаленных кишлаков Памира дошли его «Маобитские тетради». Бессмертен тот, кто, умирая, побеждает. Муса Джалиль – в одном ряду с народным поэтом Венгрии Петефи, чехом Юлиусом Фучиком. ( Мирзо Турсун – Заде).
Ещё одна выдержка современника Олеся Гончара, украинского писателя, Героя Социалистического Труда. « Нам, украинцам, образ поэта – героя, поэта – патриота особенно близок ещё и потому, что народ наш также испытал на себе все зверства фашизма, до конца испил чашу страданий.
Нас не только восхищает, нам понятен подвиг Мусы Джалиля, нам радостен дух мужества, дух непокорности, питающий его поэзию. Ведь тысячи и тысячи наших юношей и девушек замучены в фашистских застенках. Все они – родные братья и сёстры Мусы Джалиля.
Поклон земле, породившей героя…Слава в веках поэзии, возвышающей человека».
В истории мировой культуры и её борьбы против гитлеризма Муса Джалиль встал рядом с Юлиусом Фучиком как одна из самых светлых фигур в мрачной ночи фашизма. Эти люди – образец интеллигента, литератора. Люди, показавшие, как сила духа торжествует над грубой физической силой, как твердость и глубина убеждений даже в «каменном мешке» тюрьмы побеждают временно торжествующее зло.
Литература.
1. Муса Джалиль. Стихотворения, М. 1964.
1. Муса Джалиль. Мои песни, М. 1958..
Источник:http://stories-of-success.ru/musy-dzhalilya
Сказочные цветы за 15 минут
Ель
Шум и человек
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Весёлая кукушка