Реферат к научно-практической конференции. Тема реферата "Цветы в поэзии С.А.Есенина".
Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее самоощущение. Однако еще А. Блок писал в своей статье «Краски и слова», что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. А. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.
Лингвистический анализ позволяет видеть картину эстетического целого в ее истинном свете, такой, какой создавал ее и хотел, чтобы воспринимали, поэт.
Что же известно нам о жизни слов, обозначающих названия цветов? Как возникли, когда появились они в языке? Какова их символика? Как соотносится цвет с образом в литературе и живописи? Можно ли проникнуть в тайный смысл видимых вещей, зная "язык цветов", и постичь символический подтекст произведения? Наконец, как, каким образом из таинственного соединения самых обычных слов, из волшебной игры значений рождается то чудо, которое являет собой великий и могучий русский язык - язык Пушкина, Толстого, Тургенева?
Вопросы определили ЦЕЛЬ работы: анализ мотивов и образов цветов в поэзии С.А.Есенина.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда ЗАДАЧ:
1. Проследить сложную судьбу обычных слов (название цветов), выяснить их забытые значения, показать тесную связь языка с историей и культурой народа;
2. Определить роль цветов в древних культах и религиозных обрядах.
3. Рассмотреть мифопоэтические, фольклорные и библейские традиции как источник мотивов и образов цветов в поэзии Есенина.
4. Исследовать "язык цветов" и символику цвета.
5. Определить художественный смысл и функции мотивов и образов цветов в поэзии С.Есенина.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_tsvetov_u_esenina.doc | 868 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Лесколовский центр образования»
«ЦВЕТЫ В ПОЭЗИИ Е.А.ЕСЕНИНА»
Выполнила: Пышняк София, ученица 5-а класса
Научный руководитель: Пивоварова В.П.
Лесколово
2012 год
Из растений, покрывающих нашу планету, природа создала поистине волшебную кладовую. Особенно прекрасен мир цветов! Волшебный дар цветов и их красота творят чудеса. Соприкасаясь с этими прекрасными творениями, человек становится нежнее, добрее, духовно богаче. Цветы – лучшие посредники в общении между людьми. Они сопутствуют нам постоянно в течение жизни, дарят радость, олицетворяют любовь и внимание. В древние времена их обожествляли. Наши предки считали, что духи и волшебники жили в дуплистых дубах, и среди цветов слышался их шепот. Им было известно, что растения обладают волшебной силой, поэтому с незапамятных времен цветы использовали при совершении магических действий, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. (Вспомним русскую народную сказку "Аленький цветочек", рассказанную в детстве ключницей Пелагеей Сергею Аксакову и записанную им в 1885 году).
С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов, художников и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о Новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названном его именем. Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты.
Чтобы понять глубинный смысл произведения или разгадать необычное историческое явление, нужно знать «язык цветов», их символический смысл, символический подтекст. Язык поэтического текста живет по своим законам, отличным от жизни естественного языка, он имеет особые механизмы порождения художественных смыслов. Слова и высказывания художественного текста по своему актуальному смыслу не равны тем же словам, употребляемым в обыденном языке. Слово в художественном тексте, благодаря особым условия функционирования, семантически преобразуется, включает в себя дополнительный смысл, коннотации, ассоциации. Игра прямого и переносного значения порождает и эстетический, и экспрессивный эффекты художественного текста, делает текст образным и выразительным. Специфической характеристикой поэтического текста является его семантическая нагрузка, полисемантичность, метафоричность, обуславливающие множественность интерпретаций всякого художественного текста. При исследовании языковых единиц выделяются средства и приемы создания экспрессивности художественного текста, т.е. своего рода борьба общеязыковых и поэтических смыслов и значений.
Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее самоощущение. Однако еще А. Блок писал в своей статье «Краски и слова», что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. А. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.
Лингвистический анализ позволяет видеть картину эстетического целого в ее истинном свете, такой, какой создавал ее и хотел, чтобы воспринимали, поэт.
Что же известно нам о жизни слов, обозначающих названия цветов? Как возникли, когда появились они в языке? Какова их символика? Как соотносится цвет с образом в литературе и живописи? Можно ли проникнуть в тайный смысл видимых вещей, зная "язык цветов", и постичь символический подтекст произведения? Наконец, как, каким образом из таинственного соединения самых обычных слов, из волшебной игры значений рождается то чудо, которое являет собой великий и могучий русский язык - язык Пушкина, Толстого, Тургенева?
Решению этих вопросов и посвящена моя работа.
Вопросы определили ЦЕЛЬ работы: анализ мотивов и образов цветов в поэзии С.А.Есенина.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда ЗАДАЧ:
1. Проследить сложную судьбу обычных слов (название цветов), выяснить их забытые значения, показать тесную связь языка с историей и культурой народа;
2. Определить роль цветов в древних культах и религиозных обрядах.
3. Рассмотреть мифопоэтические, фольклорные и библейские традиции как источник мотивов и образов цветов в поэзии Есенина.
4. Исследовать "язык цветов" и символику цвета.
5. Определить художественный смысл и функции мотивов и образов цветов в поэзии С.Есенина.
Кроме того, работа имеет и практическую направленность. Сегодня модно говорить о магическом воздействии цветов как символа на жизнь человека. Но полезно жить не только символами, которые нас все больше захлестывают, а ощущениями вкуса, запаха, прикосновения к приятному. Редко, пожалуй, мы задумываемся о том, что мир цветной в любое время года. Больше того, цветы несут нам ощущения, а ощущения дают переживания, без которых мир стал бы серым или в лучшем случае, черно-белым. Цветы сами по себе дают большую гамму переживаний и, хотим мы того или нет, не только создают наши эмоциональные состояния, но становятся связанными с нашим характером. "Цвет" нашего характера это достаточно устойчивые предпочтения тех или иных цветов. Отсюда АКТУАЛЬНОСТЬ исследования.
НОВИЗНА работы определяется попыткой рассмотреть образы цветов в контексте литературных произведений, сопоставить со значением цвета и выявить психологическое и эстетическое его воздействие на человека, ведь "в мире нет ничего… без формы, без цвета".
В данной работе используется аналитический МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ, контекстуальный анализ слов.
Есенинская поэзия обращена к прекрасному. Поэт умеет находить в природе, человеке, истории и современности по-настоящему красивое, самобытное, чарующее своей поэтичностью и неповторимостью. При этом он может так сопрягать эти разные начала бытия, что они взаимопроникают друг в друга. Поэтому Есенин природу очеловечивает, а личность уподобляет образам родного ландшафта, ценя естественное начало в человеке и высоко ставя его природосообразные поступки. Эти же свойства ценит он и в себе:
Сердцем я все такой же,
Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.
Семантика образов цветов и символика цвета в контексте произведений С.Есенина
В народе бытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов и трав. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху, незабудку, иван-да-марья, подснежник… Многие из этих названий цветов, созданных народом, со временем стали достоянием русского литературного языка, героями поэтических и живописных произведений. Но в диалектах русского языка те же самые названия (должно быть, в силу своей образности) продолжает обозначать самые различные растения. Так, васильком, например, называют цветы и растения, не имеющие отношения к тому синему цветку, который известен каждому из нас. В народе васильком именуют и кипрей, и полевую герань, и аптечную мяту, и шалфей, и зверобой, и веронику… Для лингвиста материал, касающийся названия цветов и трав, чрезвычайно привлекателен. Чаще всего истоки этих поэтичных и метких названий следует искать в образности народного мышления. Рассмотрим некоторые поэтические названия цветов, выявим их семантику, определим значение цвета.
Сон трава, колокольчик символизируют смирение, постоянство и благодарность.
Едва успевает сойти снег, как в светлых сосновых лесах, по сухим склонам появляются крупные лиловые колокольчики на невысоком стебле, опущённые серебристым пухом - "сквозь снег, кустиками, ростом в пядень, цвет синь", - как сказано в одном старинном травнике. Каждый из нас хорошо знает этот цветок - один из самых ранних вестников весны. Но так ли хорошо известно его название? Во всяком случае, русская классическая литература знает пример, когда писателю, по-видимому, пришлось довольствоваться названием "собственного изобретения". В одном из своих стихотворений 1917 года С.А. Есенин пишет так:
Колокольчик среброзвонный,
Ты поешь? Иль сердцу снится?
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах.
Пусть не я тот отрок нежный
В голубином крыльев плеске,
Сон мой радостен и кроток
О нездешнем перелеске.
Мне не нужен вздох могилы,
Слову с тайной не обняться.
Научи, чтоб можно было
Никогда не просыпаться.
Резко меняется настроение его стихотворений в 1919-1920 годах, хотя символ синего, как небо, колокольчика присутствует и здесь:
Ветры, ветры, о снежные ветры,
Заметите мою прошлую жизнь.
Я хочу быть отроком светлым
Иль цветком с луговой межи.
Я хочу под гудок пастуший
Умереть для себя и для всех.
Колокольчики звездные в уши
Насыпает вечерний снег..
В народе бытует немало названий этого цветка, самые распространённые из которых сон-трава и прострел. А в бывшей Тамбовской губернии растение это называлось подснежником. Причины появления подобного названия понять нетрудно: как справедливо замечает В.И. Даль, в народе "подснежником называются вообще все растения, которые появляются вскоре после таяния снега". Итак, название цветка выявлено. Но, может быть, символический подтекст заключается в другом?
Синий цвет, в который окрашен "колокольчик", у многих народов символизировал небо и вечность. Синий может также символизировать доброту, верность, постоянство, расположение. Он говорит о глубине чувств человека, его чувствительности и восприимчивости и олицетворяет стремление достичь цельности во всем, с чем сталкивается человек.
Синий цвет означает полное спокойствие. Тело настраивается на расслабление и восстановление сил, поэтому потребность в этом цвете возрастает в случае болезни или упадка сил. Синий цвет является символом спокойных вод, ровного темперамента, озарения в литературе. Он ассоциируется со сладким вкусом, его содержание - нежность, его органом чувств является кожа.
Не случайно, наверно, при создании символических работ художник Михаил Врубель, как правило, использовал краски фиолетовых, сине-голубых и лиловых оттенков. А описывая наступление первых весенних дней в лесах Полесья, полных первобытной прелести, замечательный прозаик А.И. Куприн ведёт читателя вслед за юной полесской "ведьмакой" Олесей по едва высохшей от снега дороге, покрытой пожухлой прошлогодней листвой, сквозь которую кое-где "подымали свои лиловые головки крупные колокольчики "сна"-первого цветка Полесья". Сном этот цветок называют и на Украине. То же название дали ему жители Брянской области, которые объясняют причины появления такого наименования тем, что крупные колокольцы сна обычно опускают головки, "словно спят".
С этим растением связано немало народных легенд. Видимо, легенды эти обязаны своим появлением тому обстоятельству, что сон-трава очень охотно использовалась знахарями и ворожеями для лечения от различных недугов.
Названия сон, сон-трава, прострел, ставшие ботаническими терминами, проникли также в русскую художественную литературу и публицистику. Так, прострел мы находим в дневниках путешествия по Монголии Г. Потанина: "Мягкие горные скаты, обращённые на север, были покрыты альпийским дерном, в котором цвели прострелы…" Но наибольшее распространение в художественной литературе получило наименование сон.
Василек – полевой цветок, который полон благородства и изящества. Его синий цвет в желтых колосьях ржи завораживает. Есенин не оставляет без внимания нежный, хрупкий василек, посвящая ему такие строки:
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха.
Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза.
Ландыш, цветок, который символизирует прелесть, слезы девы Марии, Белый цвет, как и голубой, - любимый цвет поэта. Носителем его является счастье, смирение. Многие поэты любили и воспевали в стихах эти нежные, прекрасные цветы. С.Есенин пишет необыкновенные строки об этих удивительных цветах:
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил
Мир поэзии Есенина, несмотря на сложность, многообразие и даже противоречивость его творчества, представляет собой неразрывную художественную ткань из образов, символов, картин, мотивов, тем. Одно и то же слово, многократно повторяясь, превращается в своеобразный есенинский символ, а, соединяясь с другими словами и образами, создает единый поэтический мир.
В стихах Есенина природа живёт богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы С.Есенин использует богатый опыт народной поэзии.
Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели – дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Черемуха - одно из самых любимых деревьев поэта и самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина.
Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, «черемуховую вьюгу»: «Сыплет черемуха снегом» Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.
Белые цветы и белая кора березы (береста) также «связываются» друг с другом. А общий для них признак — белый цвет — ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти:
Снежная равнина, белая луна.
Саваном покрыта наша сторона
И березы в белом плачут по лесам
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
(«Снежная равнина, белая луна»)
С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины. А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка — это потерянная радость, ушедшая чужая молодость:
Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка.
Мчится на тройке чужая младость,
Где мое счастье? Где моя радость?
Все укатилось под вихрем бойким
Вот на такой же бешеной тройке.
(«Снежная замять крутит бойко...»)
Каждый образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов: тройка — кони, сани — колокольчик... И это наполняет самые простые слова новым смыслом.
Символом любви с давних пор считается царица цветов роза. В творчестве С.Есенина этот замечательный цветок встречается в «Персидских мотивах»:
…Угощай, хозяин, да не очень.
Много роз цветет в твоем саду.
Незадаром мне мигнули очи,
Приоткинув черную чадру.
(«Улеглась моя былая рана»)
Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи веют,
Лепестками тая на губах.
(«Я спросил сегодня у менялы»)
Символ цветов, природы неразрывно связан с образом Родины:
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стёжку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Любуясь природой, восхищаясь ею, поэт пишет:
Я помню праздник,
Звонкий праздник мая.
Цвела черемуха,
Цвела сирень.
И, каждую березку обнимая,
Я был пьяней,
Чем синий день.
(«Письмо к сестре»)
Сирень (в целом) символизирует красоту, гордость, белая сирень – невинность юности, а фиолетовая сирень – первые чувства любви.
На лирике Есенина лежит печать времени. Она проникнута и тревожной озабоченностью поэта о судьбах страны в бурное революционное время, и предчувствием неизбежности конца старой, патриархальной Руси, и постепенным осознанием важности изменений для будущего родины, и пафосом любви «ко всему живому на земле».
Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия:
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
* * *
Синий май. Заревая теплынь
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черёмуха в белой накидке.
Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. «Искусство для меня, – отмечал Есенин в 1924 году, – не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить». Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта.» [Прокушев с. 67]. Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее самоощущение. Цветовой анализ проливает свет на стиль писателя, на поэтику его произведений, на общие и частные вопросы психологии творчества. Слово выполняет в поэтическом тексте эстетическую роль, а в совокупности с ритмом, мелодией стиха является средством создания образа. Язык, выполняющий эстетическую функцию, хотя и имеет прочные корни в обыденном языке, представляет собой некоторую внутреннюю форму.
Таким образом, можно сделать вывод, что художественный текст – это образное понимание мира. Прочитывая поэтические тексты С.А. Есенина и исследуя используемые им цветы, мы приходим к пониманию его внутреннего мира, образов, которыми пронизаны все его стихотворения. Поэтому ключевым понятием, относящимся к художественному тексту, является образ. «Отдельно взятое слово имеет значение, а слово в художественном тексте уже имеет смысл.» Слово в художественном тексте благодаря особым условиям функционирования семантически преобразуется, включает в себя дополнительный смысл, коннотации, ассоциации. Игра прямого и переносного значения порождает и эстетический, и экспрессивный эффект художественного текста, делает его образным и выразительным:
Цветы мне говорят – прощай,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Её лицо и отчий край
Итак, мир природы - залог бессмертия красоты, вдохновения и мудрости. Цицерон говорил: "Творения природы совершенней творения искусства". Проанализировав материал по данной теме, мы пришли к следующему заключению: в произведениях С.Есенина природа не просто копируется, а показана как неразгаданная тайна. ("Тайна мира драгоценна в своей неразгаданности"). Но, после проведения социологического опроса, к сожалению, приходится констатировать, что сегодня природа все больше отделяется от человека, переставшего ощущать и признавать ее скрытое величие.
Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, все труднее уловить тонкий смысл художественных деталей произведений русской классики. Знание языка цветов, разработанного христианской символикой и используемого не только в религиозной, но и в светской жизни, позволяет проникнуть в смысл произведения. И если это удается, все произведение порой озаряется новым светом, в который раз удивляя своей бездонной глубиной.
Таким образом, если учитывать семантику цветов, их символическое значение, можно получить сведения, углубляющие смысл произведений.
Следовательно, символика цветов играет большую роль в произведении, эти детали начинают приобретать новый, особенный смысл, цветок становится своеобразным символом-лейтмотивом, который проходит через все произведение, помогает понять скрытый символический подтекст той или иной сцены в произведении русской классической литературы и живописи. Кроме того, россыпь цветов в русской литературе означает "воспетую красоту", а символический подтекст в выборе художником слова растений должен был заставить задуматься читателя о бытие и кому он обязан этим цветением жизни.
Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в жизни каждого человека это состоится. А пока... Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок - земля превратится в сад... Мир природы - залог бессмертия и красоты, вдохновения и мудрости:
Остаться можно в памяти людской
Не циклами стихов и не томами прозы,
А лишь одной-единственной строкой:
«Как хороши, как свежи были розы!»
Я. Хелемский
Вокруг света за 80 дней
Сочинение
Весенняя гроза
Для чего нужна астрономия?
Иван Васильевич меняет профессию