Исследовательская работа "Колыбельные моей семьи"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 56.5 КБ |
МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа:
« Колыбельные песни моей семьи»
Выполнила: Лапсуй Карина 7 класс,
. Руководитель: Ганина Л.В.учитель музыки
с.п. Алябьевский 2016 год
Оглавление
1.Введение.
Цели и задачи исследования
Актуальность исследования
Обьект и предмет исследования
2. Основная часть.
2.1 Из истории хантыйской колыбельной.
2.2 Виды колыбельных песен
3. Заключение.
4. Список литературы.
1.Введение.
Недавно в нашей семье произошло радостное событие: родилась моя сестра. Я обратила внимание на то, как ей нравится засыпать, слушая колыбельные песни. Мне стало любопытно: почему эти песни так называются, какие бывают колыбельные, чем они отличаются от других песен? Я подумала: почему же мама, зная хантыйский язык, не пела мне наши колыбельные песни? А может она их вообще не знает? А какие колыбельные песни пело поколение моей бабушки? Пели ли вообще? Меня заинтересовал этот вопрос, и я решила узнать о существовании народных колыбельных песен в моей семье.
Так возникла тема моего исследования: Народные колыбельные песни моей семьи.
Актуальность моего исследования: в наше время колыбельные – умирающий жанр песенного творчества, дети и молодые родители почти не знают колыбельных песен. А колыбельные моей семьи не изучены и не записаны и никто о них не знает, помнят лишь некоторые из старшего поколения.
Целью моего исследования является: найти и изучить разновидности хантыйских народных колыбельных песен и ,в частности, записать и сохранить колыбельные моей семьи.
В соответствии с целью я поставила задачи:
1.провести анкетирование среди учащихся и взрослых;
2. изучить литературу по данной теме;
3.собрать тексты народных колыбельных песен у своих родственников.
Объектом исследования является: песенный фольклор .
Предметом исследования является: колыбельные песни моего края.
Я использовала методы исследования: анкетный опрос, запись песен, собеседование.
Я провела анкетирование среди своих сверстников и среди матерей на знание колыбельных песен. Результаты были таковы:
среди учащихся-
35%- знают колыбельные на русском языке;
0%- на хантыйском языке;
63%- поют другие песни;
среди матерей-
95%- поют колыбельные на русском языке;
2%- на своем родном языке;
3%- не поют колыбельные песни песни;
Отсюда я сделала вывод, что народная колыбельная песня, созданная в далеких веках, передаваясь из поколения в поколение, к сожалению, сегодня почти забыта, а если и есть, то помаленьку начинают забываться. Поскольку людей старшего поколения становится все меньше и меньше, то долг каждого из нас перенять весь опыт, знания, культурные ценности народа и передать последующим поколениям.
2. Основная часть.
2.1 Из истории хантыйской колыбельной.
В глубокой древности появились колыбельные песни, которые есть у всех народов мира. Усыпляла мать своего ребенка и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова. Так
и передавалась народная колыбельная песенка от семьи к семье, от поколения к поколению. Эта песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка. Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают, становятся спокойнее, им снятся хорошие сны, их укладывают спать ласково и эта ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы.
С самого момента рождения младенец слышит пение матери. Она утешает малыша песней, помогает ему заснуть колыбельной песней. В звуках и словах колыбельной мать передает ребенку свою любовь и согревает малыша в холодной суровой тундре. Плавная, нежная мелодия обязательно сопровождается четким ритмом. Этот ритм напоминал цоканье оленьих копыт.
Особый жанр, существующий в песенном творчестве народов Севера, личная песня. Ее дарили мать или отец своему ребенку как талисман-хранитель. В словах песни воплощались родительские мечты о будущем ребенка, даже его характер отмечался. Личная песня подобна имени или родовому знаку. В древние времена сколько существовало жителей, столько было и личных, неповторяющихся имён. Песня связана с человеком до конца жизни.
С самого рождения ребенок в семье хантов получает от своих родителей люльку, имя и колыбельную: сколько детей в стойбище, столько и песен.
Хантыйские народные песни издавна изучаются фольклористами, историками и музыкантами. История изучения народных песен начинается с 18 века, со времени, когда была сделана первая нотная запись хантыйской народной песни. Старинных колыбельных песен, известных науке, не так уж много.
В ходе собеседования с бабушками я узнала, что рождение ребенка в хантыйской семье испокон веков считалось событием особым, значительным.
Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама -- которая родила, вторая -- принявшая роды, третья -- та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая -- крестная мама. Ребенок очень рано начинал ощущать и свою роль будущего родителя. У хантов считалось, что в новорожденного вселяется душа кого-либо из умерших, и нужно было определить, чья именно. Для этого проводилось гадание: называли поочередно имена умерших родственников и каждый раз поднимали люльку с новорожденным. На каком-то из имен люлька как бы «прилипала», ее не могли поднять. Это было сигналом, что к ребенку «прилипла» душа названного человека, чье имя и получал ребенок. Вместе с именем к нему как бы переходила и родительская функция. Дети умершего человека считались теперь детьми новорожденного. Они называли его мамой или папой, делали подарки и относились как к взрослому.
2.2 Колыбельных песни моей семьи
У себя в семье я записала всего 2 народные колыбельных песни . Их пела моя прабабушка, которой уже 85 лет.
Тей-тей
Пухием єнма
Вэнта, яркты кўриен
Кўриен єнма.
Вэнта, янкты ёшиен
Ёшиен єнма
Тей, тей, тей.
Лух лэмты кўриен
Кўриен єнма
Йэхал каталты ёшиен
Ёшиен єнма
Тей-тей-тей.
Баю-баюшки,
Сыночек мой расти.
Ноги, что в лес ходят,
Ноги растите.
Руки, что в лес ходят,
Руки растите.
Баю-баюшки.
Лыжи надевают ноги,
Ноги растите.
Лук держит руки,
Руки растите.
Баю-баюшки.
Пестрая глухарка, доченька,
Сюда садись, сюда садись.
На золотую голову моей доченьки
Сюда садись, сюда садись.
Длиною в сажень свое длинное крыло
Сюда накрой, сюда накрой.
Длиною в сажень свое длинное крыло
Сюда накрой, сюда накрой.
Доченьку мою, деточку мою
Маленькую мою, младенца (грудного) моего
Ты охраняй, ты охраняй.
Эти песни не отличаются особой поэтичностью, мелодия этих песен показалась мне очень проста, но мне нравилось их слушать. Становилось сразу как то спокойнее, может потому -что моя старенькая прабабушка пела от души. А далее она вспоминала истории о своей молодости, смеялась и плакала. Я сидела и слушала и понимала, что обязательно сохраню эти песни и воспоминания.
3.Заключение.
Эти песни - удивительный дар прошлого. Однако современные мамы почти не поют колыбельных песен. А ведь колыбельная песня пелась не только для убаюкивания, но и служила для познания ребенком окружающего мира. Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие.
Исследования последних лет показали, что колыбельные песни улучшают психическое состояние и эмоциональную стабильность, снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и покачивание люльки в такт.
От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер малыша, его физическое здоровье, степень развития. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Поэтому для крохи колыбельная не только способ успокоиться и крепко заснуть, но и показатель того, что все в порядке: мамочка рядом и очень любит его.
Итак, я пришла к выводу, что колыбельные песни - это уникальное богатство песенного фольклора народа, которое оказывает самое благотворное влияние на детей. Но их мало кто помнит и знает.
К большому сожалению, на сегодня колыбельная песня утратила свою ценность, и все меньше остаются людей, знающих эти песни. В настоящее время колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные обычаи, песни, мы что-то невосполнимо теряем. Сохранить и изучить их для последующих поколений – долг, я думаю, каждого человека, каждой матери.
Я разучила одну из колыбельных, и хочу ее исполнить для вас.
Список литературы:
1.Статья Л.Волковой «Влияние колыбельных песен на детей и взрослых» 2. Карабулатова И. «Загадка колыбельных песен»
3.Прослушивание и запись песен моей бабушки Лапсуй Улании 1932 года рождения
Любимое яичко
Композитор Алексей Рыбников
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Сказка "12 месяцев". История и современность
Дымковский петушок