I место. Диплом в номинации "Литературоведение". 2 возрастная группа (14 - 18)
Вложение | Размер |
---|---|
dom_melehovyh_v_godinu_smuty_v_romane_m.a._sholohova_tihiy_don.doc | 132.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
РЕФЕРАТ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДОМ МЕЛЕХОВЫХ В ГОДИНУ СМУТЫ
В РОМАНЕ М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»
ВЫПОЛНИЛА:
УЧЕНИЦА 11 А КЛАССА
ТЕЙКИНА ЕКАТЕРИНА
РУКОВОДИТЕЛЬ:
СТЕЦКАЯ Н.А.
СУРГУТ
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
IV. Литература ……………………………………………………………17
I
ВВЕДЕНИЕ
М.А.Шолохов (1905 – 1984) не дожил до XXI века. Он не ощутил возросшего страшного чувства бездомности русского человека уже в нашем веке. Но в своем романе «Тихий Дон» писатель пытался предупредить, к чему может привести Смута (гражданская война), как она может отразиться на доме, семье каждого человека, втянутого в братоубийственную войну. Сегодня мы можем это наблюдать на Украине. Тысячи и тысячи людей остались и остаются там без крыши над головой, разрушаются семьи, погибают дети.
Трагедия, изображенная М.А.Шолоховым в романе «Тихий Дон», становится нам, читателям XXI века, понятна и близка. Сегодня в России мы не можем допустить Смуты, так как она приносит только разрушение и смерть. Трагедия Дома Мелиховых - это предупреждение нашим современникам, сделать все возможное, чтобы наш Дом был прочным. В.Распутин писал: «Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре — одна важнее другой…». Говоря о семье Мелеховых, Шолохов ведет речь о народной нравственности, о разумном и человеческом в ней. Писатель за крепкий дом, в котором есть и мир, и согласие, и порядок.
Показывая трагические события гражданской войны на Дону, М.А.Шолохов создал яркие, правдивые, живые образы людей, столкнувшихся в яростно-непримиримой борьбе, людей близких, родных, отцов и сыновей, поднявших руку друг на друга. Можно ли в этой Смуте сохранить себя, своих близких, свой Дом? Этот вопрос задает наш классик со страниц романа, на который я попыталась ответить в своей работе. Десятки научных работ написаны уже на эту проблему, но ясного ответа все еще нет. Идут споры и о главном герое романа. Рассуждая о Григории Мелехове, известный литературовед В.Петелин отмечает: «Но стóит познакомиться с истолкованием образа Григория Мелехова в критической литературе о „Тихом Доне», как сразу же возникает вопрос: да тот ли это Григорий, о котором мы только что читали в романе М. Шолохова? <…> Мысль, пронизывающая исследования о „Тихом Доне», заключается в том, что Григорий Мелехов, находясь во враждебном советской власти лагере, теряет свои положительные качества, постепенно превращается в жалкое и страшное подобие человека.
О „страшной душевной опустошенности», „страшной духовной деградации» Григория Мелехова пишет В. Гоффеншефер, о „жалкой слабости» Григория Мелехова упоминает М. Чарный, „жалким, узким и своекорыстным эгоистом, думающим только о себе», называет его В. Кирпотин. В послевоенных исследованиях о „Тихом Доне» с еще большей настойчивостью и прямолинейностью заговорили о Григории Мелехове как об отрицательном герое и пришли к убеждению, что сам М. Шолохов „развенчивает», „карает», „осуждает» своего героя, беспощадно раскрывая его духовную пустоту, моральное и физическое вырождение».
В.Петелин дает свою оценку герою: «…действительный трагизм Григория Мелехова в том, что он возникает при остром несоответствии между благородством человеческой личности и антинародным восстанием, в котором он принимает участие…». Это трагедия не только главного героя, но многих семей на Дону. Семья у Шолохова – это зеркало, своеобразно отражающее и события мировой истории. Тема шолоховского романа – семья, простой человек в водовороте исторических событий.
М.А.Шолохов – единственный в советской литературе мастер слова, человек-эпоха, который в немыслимо трудное время рискнул ответить на все тревожнейшие, вечные для России вопросы, актуальные и в наши дни.
Целью моего исследования является изучение проблемы дома, семьи в годы гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». В соответствии с поставленной целью мною определены задачи:
1.Изучить биографию М.А.Шолохова.
2.Прочитать и проанализировать роман М.А.Шолохова «Тихий Дон».
3. Изучить русскую историческую эпоху начала XX века.
4.Изучить критические и литературоведческие работы по данной
проблеме.
В ходе исследования применялись следующие методы:
1.Аналитическое чтение романа «Тихий Дон».
2. Изучение критической и литературоведческой литературы.
3.Исследование актуальности темы.
4. Поисковый.
Объектом моего исследования является роман М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Предметом - дом, семья Мелеховых.
Совокупность цели и поставленных задач обусловили следующую структуру исследования, которая состоит из введения, основной части (в основной части - три небольшие главы), заключения и списка использованной литературы.
II
ДОМ МЕЛЕХОВЫХ В ГОДИНУ СМУТЫ
1. Толстовская традиция в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»
М.А.Шолохов творчески осмыслил традиции Л.Н.Толстого уже на новом историческом этапе в романе «Тихий Дон». Но что может быть общего между замыслом Л.Н.Толстого воплотить всенародную борьбу с иноземным нашествием и «Тихим Доном», раскрывшим кровавые конфликты гражданской, то есть внутринациональной борьбы? На мой взгляд, сходство между двумя романами заключено в стремлении их авторов показать столкновение значительных общественных сил, втянутых в грандиозный социально – исторический конфликт. Отсюда такое пристальное внимание писателей к «мысли народной». Надо отметить особенность «Тихого Дона», роднящую его с «Войной и миром», - стремление показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных личностей, а от общего духа народных масс. В своём творчестве М.Шолохов связан с народным сознанием, с одной стороны, и развивает эпические традиции Л.Толстого с другой. Национальный характер, душа народа – вот предмет художественного исследования М.Шолохова, продолжившего традиции Л.Толстого. Сопоставление этих двух произведений выявит не только характерные особенности «Тихого Дона» как романа – эпопеи, но и его значимые отличия от толстовского романа, которые и определили неповторимое своеобразие произведения Шолохова. Как и в романе «Война и мир», Шолохов в центре «Тихого Дона» помещает семью, пример человеческой общности, начало всей жизни. Но как трагически отличаются судьбы Ростовых и Мелеховых в годину тяжёлых испытаний! 1812 год сплачивает героев Толстого, они вместе переживают и отъезд из Москвы, и пожар, ярким пламенем заалевшим над её небом, и гибель Петра. Гражданская война уничтожает уклад жизни Мелеховых: погибает Петр, кончает жизнь самоубийством Дарья, умирает Наталья, изменив своему материнскому предназначению. Семья становится тем сюжетно – композиционным центром, в котором отразились взгляды М.Шолохова на братоубийство.
Повествование в «Тихом Доне», как и в романе Толстого «Война и мир», строится на изображении семейных гнезд. Но если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию семьи, то герои Шолохова мучительно переживают ее распад, что с особой силой подчеркивает трагизм эпохи, изображенной в романе. Рассказывая о распаде семьи Мелеховых, Шолохов ставит для нас, потомков, задачу возрождения семьи и уверенно убеждает, что всегда есть с чего начинать. В измученной душе Григория многие жизненные ценности утратили свой смысл, и лишь чувство семьи и Родины осталось неистребимым. Не случайно Шолохов заканчивает повествование трогательной встречей отца с сыном. Семья Мелеховых распалась, но Григорий сможет создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда. И несмотря на трагичность романа, отразившего события одного из самых жестоких периодов в истории нашей страны, читатель остается жить с надеждой в этом огромном, сияющем под холодным солнцем мире.
2. История страны и история Дома Мелеховых
Картины семейной жизни Шолохов чередует с историческими потрясениями в стране. Разброд и брожение умов после революции 1905 года, мировая война, падение самодержавия, корниловский мятеж, расстрел людей третьего июля, революция 1917 года, гражданская война – все это напрямую коснулось каждой казачьей семьи. Повествование переносится из одной враждующей стороны в другую, затем обратно в казачью станицу, охватывая десять лет истории.
Исторические события в романе «Тихий Дон» даны не столько сами по себе, сколько в их преломлении в судьбе семьи Мелеховых. Автор неторопливо рассказывает историю семьи Мелеховых, начиная с описания турчанки, которую дед привез с войны. Далее повествуется о большой любви Григория и Аксиньи, о его женитьбе на Наталье. В романе Шолохова много персонажей, автор описывает их облик, привязанности, манеру поведения. Красочно и живо рассказывается о сватовстве и свадьбах, рождениях детей и похоронах. Со знанием дела говорится о любви казака к лошадям, об оружии, о воспитании молодых воинов. Мелеховский курень, стоявший на краю казачьего хутора Татарского, оказался в самом центре событий мировой и русской истории, ибо волны жизни широко расходятся от него и отовсюду сходятся к нему.
Начало романа «Тихий Дон» и конец его перекликаются. «Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона», - вот запевные строки великого романа. Поистине, открытый всем ударам «дом у дороги». Большой жизненной дороги — того же Гетманского шляха, который не раз явится в романе как дорога войн, бедствий. Важна в описании и стремнина, стремя Дона, буквально бурлящий поток, подхватывающий человека. Здесь затягиваются семейно-бытовые узлы для сюжетных толчков, ударов извне, и из недр истории, всё собрано вместе. Дом устойчив, хотя это и не дом-крепость, он вознесен над берегом, обращен к степи (простору), но около него же крутой спуск, глыбы. А в конце романа М.А.Шолохов пишет: «…почти все окна … были выбиты, дверь сорвана с петель, стены исковыряны пулями. Все во дворе являло вид заброшенности и запустения. Угол конюшни начисто снесло снарядом, второй снаряд вырыл неглубокую воронку возле колодца, развалив сруб и переломив пополам колодезный журавль. Война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор, оставив после себя безобразные следы разрушения. Но еще больший ущерб хозяйству причинили хоперцы, стоявшие в хуторе постоем: на скотиньем базу они развалили плетни, вырыли глубокие, в рост человека, траншеи; чтобы не утруждать себя излишней работой — разобрали стены у амбара и из бревен поделали накаты в траншеях; раскидали каменную огорожу, мастеря бойницу для пулемета; уничтожили полприкладка сена, бесхозяйственно потравив его лошадьми; пожгли плетни и загадили всю летнюю стряпку..». «Рябые, изуродованные осколками и пулями стены дома выглядели неприветливо и заброшенно. В комнатах свистел ветер, на столах, на скамьях толстым слоем лежала пыль…».
Семья Мелеховых; находящаяся в центре внимания Шолохова, - своего рода микромир, в котором, как в зеркале, отразилась страшная трагедия войны. В начале произведения - это большая, дружная, сплоченная семья: Пантелей Прокофьевич, Ильинична, Петр, Дарья, Григорий, Наталья, Дуняшка. У них большое исправное хозяйство, они с радостью трудятся, возделывают землю. Пантелея Прокофьевича полновластный хозяин в своем доме. Еще с молоком матери впитал он в себя патриархальные устои и стоит на страже их. Не гнушается он поднять руку на домашних, чтобы охладить их пыл. Однако в контексте того времени это входило в его обязанности, считалось долгом перед детьми. В Библии сказано: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его», «наказывай сына своего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей». В то же время Пантелей Прокофьевич - это очень трудолюбивый человек, хозяйственный, в курене которого царит достаток.
Весь смысл жизни Пантелея Прокофьевича заключен в семье. Он безмерно гордится сыновьями, дослужившимися до офицерских чинов. Любит похвастаться их успехами. Например, приехавшего в отпуск Григория он везет со станции через весь хутор, минуя свой проулок. «Сыновей на войну провожал рядовыми казаками, а выслужились в офицерья. Что ж, аль мне не гордо прокатить сына по хутору? Пущай глядят и завидуют. А у меня, брат, сердце маслом обливается!» – откровенничает Пантелей Прокофьевич.
Отдельные исследователи, в частности, Л.Якименко, осуждает Пантелея Пракофьевича за эту черту, но, думается, напрасно. Разве плохо, когда отец гордится своими детьми, радуется их успехам как своим?
Начинается гражданская война. То одна, то другая сторона одерживает верх. Меняются власти. Не однажды приходится Пантелею Прокофьевичу бросать свой дом, спасаться бегством. И, возвращаясь, видит он все большие разрушения и опустошения.
Поначалу Пантелей Прокофьевич пытается что-то чинить, восстанавливать. Но далеко не все можно было уже восстановить. И скуповатый Пантелей Прокофьевич, ранее приучавший семью беречь каждую спичку, обходиться вечером без лампы (так как «керосин дорогой»), теперь, словно защищаясь от тяжелых потерь и разрухи, махнул на все рукой. Он пытается хотя бы в своих глазах обесценить нажитое с таким трудом. Все чаще в его речах звучит смешное и жалкое утешение: «Он и поросенок-то был так, одно горе…», «он и амбар-то был…» Шолохов пишет: «Все, чего лишался старик, по его словам было никуда не годное. Такая уж у него повелась привычка утешать себя».
Но имущественные утраты были лишь частью беды. На глазах Пантелея Прокофьевича разрушалась крепкая, дружная семья. Как ни пытался, не мог Пантелей Прокофьевич сохранить в доме старинный порядок.
Первой от семьи откололась Дуняшка. В своей любви к Михаилу Кошевому – убийце брата – Дуняшка пошла против всей семьи. Чуждается стариков и Наталья, остро переживавшая новое сближение Григория и Аксиньи. Дарья после смерти Петра норовила под любым предлогом уехать из дому, чтобы погулять на воле. Пантелей Прокофьевич, видя весь этот разлад и сумятицу в семье, ничего не мог поделать. Кругом рушилось все привычное, устоявшееся, и его власть хозяина, старшего, отца развеялась как дым.
Разительно меняется характер Пантелея Прокофьевича. Все еще покрикивает он на домашних, но хорошо знает, что нет уже у него ни прежней силы, ни власти. Постоянно пререкается с ним Дарья, не слушается Дуняшка, Ильинична и та все чаще перечит своему старику. Его тяжелая вспыльчивость, повергавшая некогда в страх и смятение весь дом, теперь не представляет серьезной опасности для окружающих и поэтому нередко вызывает смех.
Со временем что-то жалкое и суетливое появляется в облике Пантелея Прокофьевича. Наигранной бодростью, хвастливостью он словно пытается защититься от беспощадных ударов судьбы.
А жизнь не щадила ни его, ни других Мелеховых. За короткий промежуток времени погибают Петр и Наталья, которая не вынесла измены Григория, не захотела родить от него и после аборта умерла от потери крови. Хоронясь от близких, Пантелей Прокофьевич горько оплакивал эту смерть, потому что любил Наталью, как родную дочь. Не прошло и месяца, как вновь запахло «ладаном» в доме Мелеховых. Утопилась Дарья, не захотевшая жить с «дурной болезнью».
С ужасом думает Пантелей Прокофьевич об опасности, которой подвергается жизнь Григория на фронте. На долю старика выпало столько горя и утрат, что больше их сносить он уже не мог.
Это новое состояние Пантелея Прокофьевича Шолохов выражает в том чувстве загнанности, страха перед несчастьями, которое не покидало старика. Он стал бояться всего. Он бежит из хутора, когда привозят туда убитых казаков. «За один год смерть сразила столько родных и знакомых, что при одной мысли о них на душе его становилось тяжко и весь мир тускнел и словно одевался какой-то черной пеленой».
В размышлениях, переживаниях Пантелея Прокофьевича начинает звучать чувство приближающейся смерти. В осеннем лесу все напоминает Пантелею Прокофьевичу о смерти: «и падающий лист, и с криком пролетающие в голубом небе станицы гуси, и мертвенно полегшая трава…» Когда рыли могилу Дарье, Пантелей Прокофьевич выбрал место и для себя. Но довелось ему умереть вдали от родных мест. После очередного наступления Красной Армии Пантелей Прокофьевич пустился в бега. Заболев тифом, он умер на Кубани. В чужой земле похоронили его Григорий Мелехов и Прохор Зыков – ординарец Мелехова.
Неслыханной тяжести путь пролег между этими – начальной и конечной – точками жизни и Григория Мелехова. Путь героя к истине тернист и сложен. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень – веселый, сильный, красивый. Автор всесторонне раскрывает образ главного героя – тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к врагам, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности. Гражданская война сломала жизнь Григорию. Его колебания, метания между белыми и красными свидетельствуют не только о нетвердости характера героя, но и о том, что он искатель правды. Григорию хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Его то тянуло к большевикам, и он шел, других вел за собой. Но потом было раздумье, и он холодел сердцем: «Неужто прав Изварин? К кому же прислониться?». Эти мысли смешивались в герое с совершенно другими. Григорий представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, позже выедет в степь, пойдет за плугом, «ощущая его живое биение и толчки». Он представлял себе, как будет вдыхать «сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости». От этих мыслей у Мелехова теплело на душе. Ему хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза: «Мира и тишины хотелось…» Григорий Мелехов не находит правды ни в большевистской среде, ни в среде белогвардейцев, потому что и те, и другие поглощены только классовой борьбой. А классовая борьба в любом случае, всегда и везде - кровь, насилие, убийства. Григорий Мелехов, — отважный, лихой казак, на счету которого за несколько лет беспрерывной войны не одна загубленная жизнь, в какой-то момент вдруг осознает, что его человеческое естество больше не может выносить кровопролития. Наступает минута «чудовищного просветления» — и после боя, во время которого им было зарублено несколько матросов-красноармейцев, Григорий, катаясь по земле в ужасном припадке, умоляет: «Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите, ради Бога… в бога мать… Смерти предайте!..» Душа Григория истосковалась по мирной жизни, мирному сельскому труду, родному куреню, близким людям. Но все это беспощадно отняла у него война. Григорий Мелехов — ярчайший пример того, к чему приводит человека длительный «разрыв» с землей, невозможность заниматься крестьянским трудом, выход из привычного течения жизни и постоянная необходимость быть «душегубом». О многом говорит уже сравнение двух портретов этого персонажа. Вот он, восемнадцатилетний, в начале романа: «младший, Григорий, весь в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой, же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулится Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Обратим внимание на последнее слово, «звероватость»: здесь оно обозначает, скорее, положительное качество — неисчерпанную жизненную силу, буйную энергию (хотя иногда и «дикую», бьющую через край), внутреннее родство с природой и народом. Однако многолетняя война, заставляющая постоянно вести противоестественное для нормального человека существование, приводит к тому, что «звериное» начало принимает совсем иные формы — начинает ассоциироваться с одиночеством и жестокостью. Григорий признаётся: «Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…». Судьба Мелехова символизирует судьбу народа: этот мужественный, горячий и искренний человек вместе со всем казачеством испытывает мучительные колебания в выборе «правильного» пути, переходя несколько раз из лагеря в лагерь. Важно отметить, что он не просто пассивно «плывет по течению», а пытается в безвыходных обстоятельствах найти «свою правду»; когда же это не получается — чувствует собственную ответственность за происходящее: «Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый…». Трагедия героя, как и трагедия народа, состоит в том, что в ситуации общенациональной катастрофы единственного «правильного» пути нет и быть не может. Григорий честно проходит свой путь, но ему суждена роковая судьба: в конце концов, потеряв почти всех родных и близких ему людей, он оказывается в состоянии неопределенного «равновесия»; о том, что ждет героя в будущем, читатель может лишь догадываться.
Надо сказать, что в работах критиков, посвященных роману «Тихий Дон», нет единодушного мнения о том, как следует оценивать сущность образа Григория Мелехова и отношение к нему автора. Еще в 1940-х годах возникли, а в 1960—1970-х годах окончательно сложились две основных точки зрения на этого героя: согласно одной из них (так называемая «концепция исторического заблуждения»), Мелехов — трагическая фигура, народный герой, чей трудный путь отражает колебания народных масс в целом; сторонники другой (концепция «отщепенства») полагают, что Мелехов представляет лишь наиболее консервативную часть казачества.
Мне кажется, что первая точка зрения ближе к истине. Шолохов создал образ сильной личности, главное качество которой — искренность и стихийное правдоискательство. Поскольку Григорий Мелехов занимает центральное место в системе образов романа, автор по ходу сюжета «сталкивает» его с персонажами, которые представляют все важнейшие силы эпохи: это большевики и сочувствующие им казаки, руководители контрреволюционных сил на Дону, рядовые солдаты, средние и высшие офицеры. Чаще всего мы именно глазами Григория видит происходящие события: повествователь, рисуя происходящее, нередко передает точку зрения героя, а речь повествователя по стилю «сближается» с колоритной речью Григория, в которой немало специфически диалектных слов. Мелехов — простой казак, он не очень склонен к самоанализу: его внутренний мир выражается больше через внешнее действие, через поступки. Вместе с тем, взрослея и переживая все новые и новые драматические ситуации, пытаясь отыскать правильный путь, Григорий все чаще задумывается над ходом жизни и дает оценку событиям.
Мелехов у меня вызывает симпатии в первую очередь своей абсолютной искренностью. За свои ошибки он расплачивается очень дорого. Так, уступив родителям и женившись на нелюбимой Наталье, он обречен его всю жизнь метаться между двумя женщинами: доброй, честной и преданной женой, матерью двоих его детей, — и страстно любимой красавицей Аксиньей Астаховой. В этой личной драме как бы «повторены» колебания Григория между двумя политическими лагерями.
Литературовед В.Петелин пишет: «…В финале романа Григорий Мелехов предстает измученным, истерзанным горем, страданием, но мужественным и сильным. Возвращение в хутор до амнистии - это капитуляция перед советской властью, перед Революцией, возвращение в родную среду, к родному народу; это не капитуляция врага народа, а решение человека заблудившегося, но убежденного всем ходом событий в неизбежности и правоте нового пути».
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» возвращает нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осознать простую истину, что высший смысл человеческого бытия – это вечные общечеловеческие ценности – Дом Труд, Любовь. Б.Васильев писал: «В Гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия…».
3.Разрушение Дома в эпоху Смуты
В конце романа Дом Мелеховых разрушен, семьи больше нет. Как изображает Шолохов разрушение мелеховского семейства? Смерть Петра, драма и гибель Дарьи, утрата Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в семье, смерть Натальи, отход Дуняшки от семьи, разрушение хозяйства во время обстрела, смерть хозяина дома «в отступе», смерть Ильинишны, приход в дом Мишки Кошевого, который вряд ли можно назвать началом новой жизни мелеховского куреня, смерть Полюшки – всё это этапы постепенного крушения того, что в начале романа казалось незыблемым. Примечательны слова, сказанные однажды Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково всё рухнулось». И хотя лишь всего речь идёт о поваленных плетнях, есть у этих слов и более широкое значение: разрушение Дома, семьи коснулось не только Мелеховых, - это общая судьба, общая трагедия казачества.
М.А.Шолохов впервые в русской литературе заговорил о гражданской войне как о трагедии для всего народа. Едва ли был еще в русской литературе такой дом, где умирали даже матери в миг ожидания ребенка, где завязывались и развязывались в смертный час мучительные драмы, дом, к которому приходит в финале «казачий Гамлет» с роковой, загадочной целью — проститься, найти спасительную смерть под этим «созвездием топора», объяснить себя — без слов, одним жестом всепоглощающей любви — сыну.
В романе «Тихий Дон» М.А.Шолохов, показывая трагедию Мелеховых, призывает опамятоваться, остановиться, задуматься о судьбе собственных детей, своей страны и народа.
III
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как и всякий большой художник, М.А.Шолохов вошел в литературу со своими идеями и образами, со своими героями - крупными человеческим характерами, рожденными самой жизнью, развороченной бурными переменами Октябрьской революции и еще дымящейся пожарищами войн. Правдивый летописец этой эпохи, он вторгался в жизнь современников, завладевал их переживаниями и властно вел за собой. Шолохову выпала доля произнести такие слова о судьбах народа в революции, какие до него никогда и никем еще не были сказаны. В то же время он продолжил традиции Л.Н.Толстого. Отсюда в романе «Тихий Дон» пристальное внимание М.А.Шолохова к теме народа и теме дома и семьи. Писатель творчески осмыслил традиции Л.Н.Толстого уже на новом историческом этапе. Если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию семьи, то герои Шолохова мучительно переживают ее распад, что с особой силой подчеркивает трагизм эпохи, изображенной в романе.
Исторические события в романе «Тихий Дон» даны не столько сами по себе, сколько в преломлении в судьбе семьи Мелеховых. М.А.Шолохов в своем произведении показывает: разрушение Дома, семьи коснулось не только Мелеховых, - это общая судьба, общая трагедия казачества.
В ходе исследования я пришла к выводу: М.А.Шолохов в своем романе хотел подчеркнуть, что семья для человека — это всё равно, что фундамент для дома. Отсутствие такого фундамента влечет за собой жизненные неурядицы, непонимание, одиночество. А Смута в стране и в душах людей разрушает дом, семью, как она разрушила семью Мелеховых. Сегодня в России мы не можем допустить гражданской войны, ярким примером этому является Украина.
Я считаю, что изучение романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» очень важно особенно сегодня, в своем произведении великий классик рискнул ответить на вопросы, которые остаются актуальными и в наши дни.
ЛИТЕРАТУРА
Военная хитрость
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Галка в чужих перьях
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Серебряное копытце