К.Г. Паустовский писал : «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Вложение | Размер |
---|---|
dolchin_amyr.doc | 527.5 КБ |
Исследовательская работа по теме:
Парцелляция как композиционный прием синтаксической расчлененности текста
Выполнил: Долчин Амыр
МБОУ «Ябоганская СОШ»
8 класс
Научный руководитель:
Селешева Наталья Леонидовна
с.Ябоган, 2017/2018 учебный год
Оглавление
1. Введение 2.Теоретический подход к вопросу. 3.Способы выражения парцелляции. 4.Время появления парцелляции и частотность ее применения в литературе 5.Парцелляция в средствах массовой информации 6.Заключение. 7.Список литературы 8.Приложение 1 9.Приложение 2 10. Приложение 3 11. Приложение 4 12.Приложение 5 13.Приложение 6 14. Приложение 7 15.Приложение 8 | 3 4 6 9 10 12 13 15 16 19 21 25 31 32 33 |
Введение
К.Г. Паустовский писал : «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Изучение русского языка может и должно быть интересным и увлекательным. Это удивительный мир слов и их значений, происхождение и история многих устойчивых выражений и оборотов, образование новых слов и правильное их написание и произношение. Не секрет, что часто по тому, грамотно ли человек пишет, судят о его знании языка, о его культуре, наконец, вообще о нем самом. Владение выразительными средствами языка и умение использовать их в зависимости от ситуации общения – это одно из условий культурной речи. Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы. Мы ощущаем потребность в занятиях русским языком дополнительно. В начале учебного года мы прочитали в книге странные предложения : «Она сидела. Молча. Не обращая ни на кого внимания. И плакала.» Оказалось, этот прием называется парцелляцией. Нам захотелось изучить эту тему подробнее.
Актуальность темы: Недостаточная изученность её в языке.
Мы поставили перед собой цель: Исследование особенностей употребления парцелляции.
В ходе работы решались следующие задачи.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что парцелляция создает экспрессию в тексте.
Мы считаем, что эта тема достаточно сложна, что делает ее интересной и увлекательной. Чтобы убедиться в этом, мы решили проследить, как употребляется парцелляция в различных стилях речи. Результаты исследований отображены в Приложении №1.
Помимо этого нам стало интересно узнать, насколько эта тема известна и понятна обучающимся нашей школы. Для этого мы провели анкетирование среди учащихся 5, 7, 9 ,11 классов. (Приложения №2, №3, №4, №5).
Теоретический подход к вопросу.
Парцелла (фр. рarcelle букв. частица) – небольшой участок земли, на котором с помощью примитивных средств производства крестьянин ведёт своё мелкое (парцеллярное) хозяйство. (краткий словарь иностранных слов)
Парцелляция (итал. parcella — частица, от лат. particula) — стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова; цель парцелляции. — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении всех остальных синтаксических и грамматических правил.
Практически все ученые едины во мнении о том, что, будучи синтаксическим процессом, парцелляция получает все больше распространения, а, следовательно, ее изучение представляет собой актуальную проблему в современных лингвистических исследованиях. В связи с изучением текста, способов его членения и организации, проблема парцелляции стала одной из актуальных в исследовании синтаксиса.
Парцелляция в основном изучается как процесс или преобразование синтагматического синтаксиса, как специализированное средство распространения состава предложения.
Термин «парцелляция» восходит к французскому слову «parceller», что значит «делить, дробить на части»; он применяется для обозначения способа членения текста. Парцелляция не имеет в лингвистической литературе полного и однозначного определения, что, несомненно, связано с многоплановостью самого явления парцелляции и с различием подходов к ее исследованию.
При этом, как отмечает большинство исследователей этой проблемы, парцелляция относится к области экспрессивного синтаксиса.
Парцеллят основывается на передачи мысли, оформленной пунктуационно и интонационно, и имеет результат информационной компрессии для четкого выделения языковой структуры, на которую автор делает смысловое ударение, определяя ее как гравитационный центр мысли, который не является при этом синтаксически законченной конструкцией. Парцелляция является одним из интереснейших явлений современного синтаксиса речи. Многие языковеды отмечают, что парцелляция – явление живое, активное, преуспевающее, особенно в языке художественной литературы и публицистики. Согласно точке зрения Е.А. Иванчиковой, явление парцелляции диктуется прежде всего экстралингвистическими факторами: ускорение современного темпа жизни и необходимость в связи с этим передавать информацию более выразительным и кратким способом.
Приоритет изучения парцелляции принадлежит российским исследователям, которые первыми отметили особый характер парцеллированных конструкций. Прием парцелляции, широко распространенный во многих языках, имеет свои индивидуальные черты в каждом конкретном языке. Возможности разных языков в образовании парцеллированных конструкций неодинаковы, так как они обусловлены особенностями синтаксиса каждого отдельного языка. Анализ парцелляции как грамматической структуры речи позволяет сделать заключение о том, что парцелляция является широким синтаксическим процессом.
Способы выражения парцелляции.
1.Именительный темы - особый компонент, который не входит в структуру предложения, но и не является самостоятельным. Он только называет предмет или явление, о котором пойдёт речь в высказывании, но сам ничего не сообщает об этом предмете. Например:
Труд! Всё сейчас было полно им вокруг. (К.Паустовский..
Ах, Франция! Нет в мире лучше края. (А.Грибоедов.)
Форма именительного падежа совпадает с формой обращения, но функции их разные. Именительный темы выделяет предмет высказывания, привлекает внимание к нему. Например:
Сибирь! Москва! Два этих слова звучали именем страны… (А.Твардовский.)
В предложении с именительным темы содержится указание на 3-е лицо (при обращении – на 2-е лицо). А.М.Пешковский назвал данный компонент именительным представления. Именительный представления, который называет предмет речи (мысли), используется для того, чтобы вызвать представление о нём в сознании собеседника, читателя. Например:
Москва!.. Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось! (А.С.Пушкин.)
Именительный представления включает иногда определения.
Россия средней полосы…
Туман лугов, и запах прелый
Копны, промокшей от росы.
И карий глаз ромашки белой. (Г.Соколов)
Такие синтаксические конструкции заметно выделяются в тексте, поэтому всегда выразительны, нередко усиливают эмоциональную окраску текста или его части, на что иногда в письменной речи указывает восклицательный знак. Экспрессивность именительного представления подчеркивается особой интонацией, которая характеризуется повышением тона и паузой после существительного.
Крестьянин… Он не только кормилец, он человек оседлый, надёжный, он – якорь жизни. (В.Астафьев.)
Россия! Где она кончается?
Найди конец, чтоб клином свет.
Россия в сердце начинается, -
А в нём конца и края нет. (Н. Кабушкин)
2.Инфинитивные предложения в составе сложного синтаксического целого «вмещаются» в семантику следующего предложения местоимением-подлежащим «это». Например:
Ждать! Это было не в его правилах. (В. Катаев)
Бродить по горам с молотком и сумкой за плечами, ездить верхом, жить в палатке, видеть пылающие под солнцем вершины… Неужели это действительно будет? (Ю.Волынский.)
Особым композиционным приёмом является синтаксическая расчленённость текста. Способы выражения этого приёма разнообразны. Изложение мысли автора может прерываться вводной или вставной конструкцией, вопросом или даже несколькими вопросами. Ощущение фрагментарности изображения, выделенности каких-то предметов или явлений, их самостоятельности синтаксически может быть организовано с помощью цепочки назывных предложений. Расчленение мысли, вынесение в начало слова, обозначающего предмет размышления, осуществляет именительный темы (представления).
3.Сложноподчиненное предложение. Целостная структура сложного предложения, подчиняясь коммуникативному заданию, членится на 2 или более интонационно оформленных предложения.
Например: Что он скажет, кроме банальных слов утешения?
Которые будут ему самому противны? (Н.Амосов)
Пешком до пристани всего четверть часа. Если идти через городской сад. (В.Панова.)
Время появления парцелляции и частотность ее применения в литературе.
Ни в одном из источников не говорится даже о примерных сроках появления этого лингвистического явления в художественных произведениях. Чтобы установить хотя бы примерные временные рамки мы решили проанализировать литературу разных периодов.
1.Древнерусская литература. Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры. Стимулом для возникновения древнерусской литературы явилось принятия христианства, когда возникла необходимость познакомить Русь со священным писанием, с историей церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевести с греческого и болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов.
Для своих наблюдений мы прочитали следующие произведения, относящиеся к древнерусской литературе:
Слово о полку Игореве» в переводах В. Жуковского и Н.Заболоцкого(XII в)
Былины:
«Исцеление Ильи Муромца»(XII в); «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (XI - XII вв); «Илья Муромец и Святогор» (XVI –XVII вв); «Илья Муромец и Сокольник»(XVI –XVII вв);«Илья Муромец и Калин –царь»(XIIIв); «Поездки Ильи Муромца»(XVII в);«Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»(XVIв).
Наши наблюдения размещены в Приложении 1. В результате наблюдений , мы пришли к следующему выводу.
Вывод:
Время написания всех этих произведений охватывает период с XI –XVII века, ни в одном из этих текстов не встречается предложений с парцелляцией. Следовательно, данное средство художественной изобразительности появилось не ранее XVII века.
2.Русская литература XIX века. XIX век в русской литературе называют "золотым веком". Литература этой поры явление уникальное, исключительное, несравненное. Она стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. Этот век подарил нам таких мастеров как: В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, А.С. Пушкин, К.Ф. Рылеев, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Григорьев.
Для работы я взяла произведения известных русских писателей: М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, И. С.Тургенева ( Приложение 2)
В итоге мы пришли к выводу: В произведениях:
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»;А.П.Чехова «Толстый и тонкий»,«Палата №6»;И.С.Тургенева «Рудин», «Ася»; Н.В.Гоголя «Мертвые души» парцелляция встречается не очень часто. Мы думаем это связано с тем, что авторы данных произведений не стремятся сделать текст эмоциональным и придать им экспрессивные оттенки, что напрямую связано с самим содержанием этих произведений.
3.Русская литература XX века. Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX — начала XX века. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имен художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: А. Ахматова и О. Мандельштам, А. Блок и В. Брюсов, Д. Мережковский и М. Горький, В. Маяковский и В. Хлебников... Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (М. Врубель, М. Нестеров, К. Коровин, В. Серов, К. Сомов и др.), композиторов (А. Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев, С. Рахманинов), философов (Н. Бердяев, В. Розанов, Г. Федотов,П. Флоренский,Л. Шестов). Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряженные поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем.
Для своих наблюдений мы взяли произведения А.И.Куприна и И.А.Бунина. Свои исследования мы внесли в таблицу (Приложение 3)
В итоге мы сделали вывод: А.И.Куприн и И.А.Бунин крайне редко используют в своих произведениях этот синтаксический прием.
4. Современная детская литература. Для анализа мы обратились к произведению «Эрагон» и к книгам для совсем маленьких читателей . (Приложение 4). Просмотрев произведения: А. Курляндского « Ну, Дед Мороз, погоди! », « С Новым годом, Кеша!» С. Козлова « Как ослик, ежик и медвежонок встречали Новый год»; Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот» ; Е. Шварца « Сказка о потерянном времени » ,
мы заметили , что в детских книгах парцелляция встречается очень часто.
Чтобы картина о применении парцелляции в современное время оказалось полной, мы обратились к средствам массовой информации.
Парцелляция в средствах массовой информации.
Средства массовой информации играют немаловажную роль в нашей жизни. Каждый день мы смотрим телевидение, слушаем радио, и, конечно, читаем газеты. Специфика языка СМИ определяется особенностями коммуникативной ситуации, которую он обслуживает. Дискурс массовой коммуникации характеризуется как дискантный, с индивидуально-коллективным субъектом и неизвестным, количественно неопределенным массовым рассредоточенным адресатом.
Риторическое усиление речи достигается с помощью стилистических фигур и тропов. Их использование отвечает двум основным тенденциям языка газеты - стандартизированности и экспрессивности. Некоторые выразительные средства языка газетной печати превращаются в штампы.
За последнее десятилетие положение газетной речи в стилистической системе русского языка стало еще более сложным. В соотношении основных форм национального языка очевидна экспансия двух неосновных, периферийных форм - жаргона и просторечия. Газетная речь вышла из жесткой системы книжных стилей и активно взаимодействует с разговорной речью. Газетная речь активно взаимодействует с рекламными и ораторскими текстами - вновь актуализированными подсистемами литературного языка.
Появляется одна очень важная закономерность: газетная речь растягивается между двумя разнонаправленными стилистическими полюсами - деловой речью и речью разговорной.
СМИ в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем более высока их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям.
Парцелляция получила распространение в публицистике сравнительно недавно (в первой половине 20 века). Парцеллирование является отражением устной речи и долгое время не признавалось допустимым в речи письменной, поскольку представляет собой нарушение правил письма. А суть «нарушения» в том, что пишущий ставит точку или вопросительный восклицательный знак не в конце предложения, а в середине – отсекая таким образом его несамостоятельную часть. Типичный пример: Такие обиды нельзя прощать. Никому. (ср. Такие обиды нельзя прощать никому). Часть предложения получает значение отдельного высказывания и таким образом ее смысловая роль возрастает. Этот оборот речи представляет собой риторическую фигуру, которая делает речь экспрессивной, выразительной. В устной, звучащей, речи такие «рубленые» фразы вполне естественны – членение единого предложения создается интонацией, а в письменной речи интонации соответствует знак препинания и обозначение отчлененной части с помощью заглавной буквы.
Например: Тот, кто берется за что-то и непременно добивается в этом успеха (газ. « Известия», интервью с известным спортсменом).
Как видим, отчлененная (парцеллированная ) часть не представляет собой предложения – это всегда только его часть.
Для работы мы взяли несколько периодических изданий. Результаты наших наблюдений отражены в Приложении 5.
Вывод:
Проанализировав статьи в следующих периодических изданиях:
мы пришли к выводу, что чаще всего употребление парцелляции встречается в газете « Аргументы и факты». Считаем что это связано с тем, что в этой газете большинство статей написано в художественном или публицистическом стиле, где по нормам этих стилей допустимо применение экспрессивности синтаксиса. В остальных газетах парцелляция употребляются реже или не употребляется совсем.
Заключение.
Работая над темой «Парцелляция как композиционный прием синтаксической расчлененности текста», мы достигли поставленной перед собой цели: исследование особенностей употребления парцелляции.
Мы убедились, что парцелляция придает экспрессивный оттенок тексту, в котором она употребляется.
В процессе выполнения работы об особенностях употребления парцелляции, мы пришли к выводу, что это лингвистическое явление применяется в языке не так часто.
Прочитав большое количество книг, и проследив за частотностью употребления в литературе и периодической печати, мы пришли к выводу, что это достаточно новое лингвистическое явление. Об этом свидетельствуют наши наблюдения. В древнерусской литературе ни в одном из прочитанных мною источников не встречается примеров парцелляции. В XIX веке писатели применяли парцелляцию, но довольно редко. Очень часто встречается этот прием в детских произведениях. В средствах массовой информации можно найти применение парцелляции в текстах с экспрессивным оттенком.
Все наши наблюдения привели к следующим выводам:
1. Парцелляция придает тексту особый смысл с помощью паузы, интонации, пунктуации, то есть с помощью особых синтаксических структур.
2. С помощью логического переключения на определенные части предложения писатель делает акцент на то, к чему необходимо привлечь внимание читателя. Без деления текста смысл получается совсем иной.
3. Парцелляция создает многоплановость тексту, что подчеркивает глубину сказанного.
Проведенное нами анкетирование среди учащихся 9, 11 показало, что тема « Парцелляция» малоизвестна для учащихся, но многие хотели бы познакомиться с ней более подробно. Для того чтобы изучение данной темы стало более интересным мы разработали сборник:
Таким образом, гипотеза о том, что парцелляция создает экспрессию текста, оказалась верной
Список литературы
1.Бунин И. А. Повести и рассказы [Текст] / И. А. Бунин, М: Олимп, 1993г – 368 с.
|
Приложение 1.
Название | Пример |
1. Слово о полку Игореве./ В.Жуковский.- М.: Художес - твенная литература» ,1983.- 222 с. | - |
2. Слово о полку Игореве./ Н.Заболоцкий.- М.: Художес- твенная литература» ,1983.- 222 с. | - |
3.Исцеление Ильи Муромца/ Былины. – Куйбышевское книжное издательство, 1976.- 133с | - |
4. Илья Муромец и Соловей Разбойник/ Былины. – Куйбышевское книжное издательство, 1976.- 133 с. | - |
5.Илья Муромец и Святогор/ Былины. – Куйбышевское книжное издательство, 1976.- 133 . | - |
6. Илья Муромец и Сокольник/ Былины. – Куйбышевское книжное издательство, 1976.- 133 с. | - |
7. Илья Муромец и Калин –царь / Былины. – Куйбышевское книжное издательство, 1976.- 133с | - |
8.Поездки Ильи Муромца/ Былины. – Куйбышевское книжное издательство, 1976.- 133с | - |
9.Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром / Былины. – Куйбышевское книжное издательство, 1976.- 133 с. | - |
Приложение 2.
Приложение 4
Паолини Кристофер « Эрагон ». Книга первая « Наследие» [Текст]/ К. Паолини. ЗАО « Росмэн - пресс », 2005 – 637 с.
№ Страницы | Пример |
Стр. 8 |
|
Стр. 18 |
|
Стр. 77 |
|
Стр. 95 |
|
Стр. 102 |
|
Стр. 119 |
|
Стр. 131 |
|
Стр. 238 |
|
Стр. 260 |
|
Стр. 350 |
|
Стр. 353 |
|
Стр. 359 |
|
Стр. 372 |
|
Стр. 392 |
|
Стр. 416 |
|
Стр. 420 |
|
Стр. 585 |
|
Успенский Э. Н. Новый год в Простоквашино /[Текст] Э. Н. Успенский, 2004, - 93 с.
№ страницы | Пример |
А. Курляндский « Ну, Дед Мороз, погоди! » | |
Стр. 38 |
|
Стр. 38 |
|
Стр. 40 |
|
Стр. 40 |
|
Стр. 42 |
|
Стр. 43 |
|
Стр. 44 |
|
Стр. 45 |
|
А. Курляндский « С Новым годом, Кеша! » | |
Стр. 53 |
|
Стр. 54 |
|
Стр. 55 |
|
Стр. 56 |
|
Стр. 61 |
|
Стр. 61 |
|
С. Козлов « Как ослик, ежик и медвежонок встречали Новый год » | |
Стр. 80 |
|
Успенский Э.Н. «Дядя Федор, пес и кот» [Текст ]/ 2000, 124с | |
Стр. 3 |
|
Стр. 8 |
|
Стр. 8 |
|
Стр. 9 |
|
Стр. 10 |
|
Стр. 11 |
|
Стр. 12 |
|
Стр. 12 |
|
Стр. 16 |
|
Стр. 16 |
|
Стр. 16 |
|
Стр. 16 |
|
Стр. 22 |
|
Стр. 23 |
|
Стр. 26 |
|
Стр. 27 |
|
Стр. 28 |
|
Стр. 32 |
|
Стр. 37 |
|
Стр. 42 |
|
Стр. 44 |
|
Стр. 45 |
|
Стр. 46 |
|
Стр. 46 |
|
Стр. 49 |
|
Стр. 66 |
|
Стр. 79 |
|
Стр. 79 |
|
Стр. 117 |
|
Шварц Е. « Сказка о потерянном времени » [Текст]/ М., Детская литература,2005, -128с
№ страницы | Пример | |
« Два брата » | ||
Стр. 16 |
| |
Стр. 19 |
| |
Стр. 19 |
| |
Стр. 19 |
| |
Стр. 22 |
| |
Стр. 26 |
| |
Стр. 30 |
| |
Стр. 38 |
|
Приложение 5
Газета «Сельские вести» | |
№, дата выпуска, название статьи | Пример |
№114-115,2 октября 2009 года | 1. Вяжет крючком и спицами и очень любит свое рукоделие. Носочки, шарфики, кружевные накидки и шали… |
№24, 25 июня-2 июля 2008 года | 2.В душе она романтик и авантюрист одновременно. Поэтому все предприятия, в которые пускается моя героиня со своим другом Маркизом, не могут быть скучными, ни несущими зла людям. 3. Да, мальчики очень ранимы. Может, даже ранимее девочек. Но все -таки растить нужно Мужчину-с большой буквы. Такого, который знает цену преданности, любви, верности. Грудью встанет на защиту женщины, но не постесняется проявить ласку и нежность. Такого, за которого другая женщина непременно скажет его матери спасибо. |
№116, 7 октября | 4.Ушел из жизни замечательный человек – добрый, мудрый, умный. Человек огромной души, которой хватало тысячам ее учеников, друзьям, знакомым, родным. |
| 5. По измененному и дополненному ГОСТу средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения. Говоря простым языком, светофоров, дорожных знаков. |
Газета «Аргументы и факты» | |
№, дата выпуска, название статьи | Пример |
№ 41, 7-13 октября 2009 год |
|
№39, 23-29 сентября 2009 год |
|
№40, 30 сентября-6 октября |
|
№23, 4-10 июня 2008 года |
|
№14, 2-8 апреля 2008 года |
|
№15, 9-15 апреля 2008 года |
|
№37, 10-17 сентября 2008 года |
|
№36, 3-9 сентября 2008 года |
|
|
|
13-20 февраля 2009 года |
|
№34, 20-26 августа 2008 года |
|
27 августа – 2 сентября |
|
21-27 августа 2008 года |
|
№43, 22-28 октября 2008 года |
|
№9, 27 февраля- 4 марта 2008 года |
22.Остальные современные российские персонажи - извините, не дворяне. Чисто литературные герои. |
№52, 24-30 декабря 2008 года |
|
№49, 3-9 декабря 2008 года |
|
№68, 17 июня 2009 года |
|
|
|
№16, 15-21 апреля 2009 года |
|
№38, 16-22 сентября 2009 года |
|
№38, 16-22 сентября 2009 года |
|
№25, 17-23 июня 2009 года |
|
№20, 13-19 мая |
|
«Парламентская газета» | |
№, дата выпуска, название статьи | Пример |
№ 24, 15февраля 2007 г. «Государство строится вокруг русского народа» | Но среди них практически нет ни одного государства, которое бы обозначало себя как многонациональное, если численность государствобразующей нации составляет более восьмидесяти процентов населения страны. Кроме России. |
№ 34, 7 марта 2007г. «Боец на треке, боец в жизни» | Будет ли защищать докторскую диссертацию – жизнь покажет, а пока Тамара Никитична вкладывает в законодательную работу всю себя. Так, как научилась на спортивной арене. |
№ 34, 7 марта 2007г. «Боец на треке, боец в жизни» | Вот и праздничный день 8 Марта планирует провести на лыжах, выбравшись на природу – надо держать форму. Если не ради себя – то ради избирателей, которым отданы еще не все «долги». |
№ 37, 15 марта 2007г. « Пора научиться считать до пяти» | И чиновничество должно понимать, что считать до двух очень просто, до одного еще легче, а вот с пятью или более партиями работать сложно. Но придется. Рано или поздно. |
№ 41, 22 марта 2007г. « Писатель пишет, но никто его не слышит» | Примут закон о тунеядстве, и пощел писатель за 101-й километр, в деревню зарабатывать стаж. Потому что сейчас пенсия у писателей, как у неработающих – 800 рублей. |
№ 44, 29 марта 2007г. « Здоровый дух живет в здоровом теле» | На основу нужно закладывать уже сейчас. И не только в виде фундаментов спортсооружений. |
№ 59, 26 апреля 2007г. « Каша из топора» | Приехали бы «картографы» на недельку в Новокузнецк. Где шахты переходят в ГОКи, а те – в меткомбинаты, на краю которых жилые кварталы. Подышали бы здешним воздухом с угольной пылью. Да зимой. Когда у нас даже тараканы в валенках ходят. |
№ 65, 17 мая 2007г. « Самая добрая теледива» | И у нас есть главное. Взаимопонимание. |
№ 69, 24 мая 2007г. « От гениев никуда не деться» | Люблю предисторию, все хлопоты перед началом. Подарки. Когда приходят люди. А самих торжеств не люблю. Только преддверие. |
№ 73, 31 мая 2007г. « Бог не выдаст, свинья не съест» | Мы ходили по лесам, по горам, плавали, бегали. Дрались. Ели здоровую пищу. |
№ 73, 31 мая 2007г. « Бог не выдаст, свинья не съест» | Она думает о детях, значит, о будущем. О внуках, о том, в какой стране они будут жить. В каких условиях. |
№ 73, 31 мая 2007г. « Бог не выдаст, свинья не съест» | А для этого нужна культура. Нормальная жизнь родителей. Нужно избавляться от нищеты. Чтобы семья не бедствовала. Социальные условия предоставить. Здравоохранение обеспечить. Полноценную школу. |
№ 79, 14 июня 2007г. « Мне жалко бить тарелки» | Я была там всего месяц на стажировке. На телеканалах CBS, CNN и дюк Юнивёрсити. |
№ 79, 14 июня 2007г. « Мне жалко бить тарелки» | А разъединяет отсутствие любви и тоже судьба. И еще законодательная система. |
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Снежная сказка
Как нарисовать лимон акварелью
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Свадьба в Малиновке
Сладость для сердца