Работа была создана в рамках районной НПК "Ломоносовские чтения", заняла 1 место.
Цель работы - выявить воспитательный и образовательный потенциал чтения фэнтези подростками.
Объект исследования – литературный жанр фэнтези.
Предмет исследования – воспитательные и образовательные возможности данного литературного жанра.
Вложение | Размер |
---|---|
fentezi.doc | 146.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Опытненская средняя общеобразовательная школа»
Воздействие литературы фэнтези на становление
личности читателя-подростка
Выполнила:
Кадычегова Виталина,
8 класс,
МБОУ «Опытненская СОШ»
Руководитель:
Терских Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы
с. Зеленое, 2017
Содержание
Введение 3
1. Глава 1. 4
1.1. История возникновения жанра фэнтези 4
1.2. Фэнтези и русская литература 6
1.3.Жанровые особенности фэнтези 7-8
1.4 . Поджанры фэнтези 8-10
Глава 2. Результаты исследования
2.1 Влияние фэнтези на личность подростка 11-12
2.3 Популярные авторы и серии в жанре фэнтези 13-15
Вывод 16
Библиографический список 17
Приложения 18
Введение
Чтение книг открывает нам новые горизонты, увлекает романтикой открытий необычайного, неизведанного, влияет на становление нравственно-эстетических вкусов, развивает воображение, творческую фантазию, расширяет кругозор, даже влияет на выбор профессии (например, историка или филолога). Литературный жанр фэнтези также через эмоциональные переживания пробуждает стремление к самосовершенствованию и потребность в самоанализе, развивает чувство прекрасного и способность задумываться не только над сиюминутными, но и над вечными вопросами.
Чтение произведений фэнтези не только заставляет переживать за героя и вместе с героем, не только увлекает и развлекает, но и учит, помогает принимать решения. Именно фантастическая книга спасает от одиночества, скуки, обид. Большинство читателей, в том числе и подростки, стараются подражать положительным героям.
С самого детства я любила читать, мне нравилось мечтать, выдумывать. Я читала очень много сказок и переживала за судьбы каждых героев, будь это даже Колобок. Я чувствовала то, что чувствуют они, переносилась в пространстве и времени. Это доставляло мне массу удовольствия и позволяло уйти в мир полный загадок и тайн. Но я выросла, и сказки были заменены чудесным жанром фэнтези.
Цель работы - выявить воспитательный и образовательный потенциал чтения фэнтези подростками.
Объект исследования – литературный жанр фэнтези.
Предмет исследования – воспитательные и образовательные возможности данного литературного жанра.
Гипотеза – чтение фэнтези формирует активную, творческую, гармонически развитую личность.
Задачи:
Для пpоведения данного исследования были использованы следующие методики:
Беседа- широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету. В данном исследовании мы использовали открытую анкету, требующие самостоятельного конструирования ответа.
Вопросы для анкеты и беседы были составлены исполнителем данной работы.
Глава 1. Обзор литературы
1.1. История возникновения жанра фэнтези
Как прием фантастика была известна искусству с незапамятных времен. В той или иной мере она присуща любому виду искусства. В литературе ее путь был долог и разнообразен: от первобытного мифа к волшебной сказке, от легенды и сказки - к литературе периода Средневековья, а позже романтизма. С развитием научно-технического прогресса пришла очередь научной фантастики, фэнтези. История последних началась гораздо раньше, чем появились их определение и название, что подверждается отсутствием дефиниции данного термина в словарях, изданных в нашей стране в период с 1972-1997гг. [6]. Этот факт говорит о том, что понятие было известно, но совершенно не определено. Да и определить оказалось не так легко и просто. Среди исследователей до сих пор нет единого толкования жанра фэнтези. В словаре Осипова Л.А. «Фантастика от «A» до «Я» дается следующее толкование: «Фэнтези – разновидность фантастической сказки» [5, С.251]. В словаре Белокуровой С.П. отмечается, что «это своеобразие соединение сказки, фантастики и приключенческого рыцарского романа» [1, С.120].
Жанр фэнтези сложился в литературе в прошлом веке, но свое начало берет с древних времен и очень тесно связан с культурными традициями, обычаями народов, которые нашли отражение в мифах, преданиях, сказках. Считается, что предыстория этого жанра началась с рыцарских романов эпохи Средневековья. Их действие разворачивалось в историческом времени, но происходят они на условном "феерическом” пространстве, где настоящая, подлинная география, временное пространство, границы не важны. Обычно это было некое королевство, где рыцари силой, смелостью, смекалкой противостоят колдунам и чародея, чудовищам, великанам. В рыцарских романах стали зарождаться шаблоны, традиции современного фэнтези. В них впервые появляется образ идеального Светлого Королевства, ведущего ожесточенную борьбу, порой бесконечную, с могучими силами Тьмы, Зла. Магистральным мотивом в них становится опасное путешествие рыцаря ради некой высшей цели. Здесь же возникают и тема борьбы за обладание неким священным предметом и образ доброго волшебника-помощника, не сразу помогающего герою.
Подлинным основателем фэнтези считается вошедший в историю литературы под своим наследственным титулом — лорд Дансени. Эдвард Джон Мортон Дракс Планкетт, 18-й барон Дансени, (англ. Edward John Moreton Drax Plunkett, 18th Baron of Dunsany; 24 июля 1878, Лондон, — 25 октября 1957, Дублин) - ирландский англоязычный писатель и поэт, один из первопроходцев жанра фэнтези. Дансени писал в основном, чтобы развлечь искушенную публику, а книги публиковал за собственный счет под именем лорд Дансени (англ. Lord Dunsany). Он числится среди отцов-основателей жанра фэнтези благодаря книгам о воображаемой стране Пегана: сборникам «Боги Пеганы» (1905), «Время и боги» и рассказам из книги «Сказания трех полушарий». В США, произведения подолгу жившего там Дансени сочли просто новинкой в обильном потоке журнальной литературы. Дальнейшее развитие направления в Америке было связано с журналистом Абрахамом Мерритом. После Меррита в американской литературе впервые появился термин «фэнтези». Именно в это время появляется Ро́берт И́рвин Говард, написавший историю о Конане. Но несмотря на большое количество разнообразных писателей, основоположником жанра фэнтези, в современном понимании, до сих пор традиционно считается Джон Рональд Руэл Толкиен (1892-1973), английский писатель, литературовед, у которого лучше всего проработан созданный им фантастический мир героев.
1.2. Фэнтези и русская литература
В русской литературе обращение к фэнтези - довольно распространенное явление. К приемам фэнтези порою прибегают писатели, работающие и в других жанрах. Современный жанр русского фэнтези «вырос» и расцвел в конце ХХ столетия. Бегство от действительности, желание вернуться к истокам, обращение к мифическому первозданному времени, осмысленному в художественной форме, - все это оказалось основополагающим в литературе ХХ века и способствовало возникновению и развитию новых жанров. В середине ХХ века в прозу вошёл необычный жанр, который позднее стали называть жанром фэнтези. Новый жанр быстро завоевал успех у читателей, особенно у молодёжи, и это послужило залогом его расцвета. Сейчас, необходимо признать, что по объёму изданий и популярности у рядового читателя фэнтези оставило далеко позади многие литературные жанры. Во многом востребованность этого жанра связана с развитием искусства кинематографии. Современные компьютерные технологии позволили экранизировать множество произведений. Среди всех литературных жанров именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая всё больше читателей.
1.3 Жанровые особенности фэнтези
Определений жанра фэнтези довольно много, мы остановимся на двух, показавшихся нам наиболее интересными.
Фэ́нтези (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.
Фэнтези - направление в литературе, в котором вымысел смешивается с реальностью, подавляет ее и, руководствуясь лишь только движением мысли автора, трансформирует в новую, отличную от действительной реальности. Это абсолютно уникальный мир, со своими законами и традициями.
По определению наиболее известных авторов фэнтези, этот жанр характеризуется созданием "вторичного мира", способного порождать "вторичную веру" в его существование (Дж.Р.Р. Толкиен). Цель фэнтези - исследование мира, скрытого за повседневностью. Фэнтези, несомненно, является отдельным жанром, так как данным произведениям присущи такие признаки, каких нет у других жанров.
Итак, к жанровым чертам фэнтези относятся:
1. Волшебная, сказочная атмосфера, в основе которой заложена тайна или загадка, связанная с необыкновенными явлениями, битвами, героями, различными магическими предметами.
2. Фантастические существа, предметы, необычные с виду, наделенные необыкновенными способностями, например: разумные звери, говорящие и ожившие деревья, духи природы, наводящие страх и ужас драконы, упыри, единороги.
3. Необъяснимая сила в обычных явлениях (живая и мертвая вода), в людях (чародеи, волхвы, ведьмы) или в предметах (различные артефакты).
4. Существование ирреального мира (другая планета, мифический Олимп, заколдованное королевство, невидимый мир духов).
5. Наличие знаний, выходящих за пределы научного познания о (характеристика магической системы, особенностей расы, различных открытий или изобретений).
6.Отметим еще один признак – полную свободу автора, который волен изменять сюжет повествования самым неожиданным образом [3].
Итак, жанровую структуру современного фэнтези определяет следование канонам той или иной мифологической системы, на основе которой создаются собственные мифы.
Понятие «фэнтези» недавно вошло в литературоведческий обиход, так что даже написание слова пока не устоялось. Иногда его пишут через «а»: «фэнтази», – сохраняя, насколько возможно, внутреннюю форму слова, обозначая его родство с «фантазией» и «фантастикой».
1.4 . Поджанры фэнтези
Героическое фэнтези
Стиль «меча и магии» считается самым древним и несколько менее «глубоким», нежели ряд других. Героическое фэнтези описывает приключения отдельных героев, физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Для воина важно было показать силу и доказать удачу, а потому и характерным для героического фэнтези становится рассказ о небывалом количестве врагов, которых победил главный герой. Эти герои, как правило, не изображаются носителями добра и благородства — среди них могут быть весьма «сомнительные личности»: пираты, воры, наёмники и просто бродяги. В отличие от эпического поджанра, проблемы героя обычно локальны и касаются лично героя и его друзей, либо отдельной местности, поэтому в героическом фэнтези распространена форма повести и короткого рассказа. Звание родоначальника героического фэнтези принадлежит Роберту Говарду, создавшему "Цикл о Конане", являющий собой собрание историй о неустрашимом Конане Варваре из Киммерии.
Эпическое фэнтези
Произведения данного поджанра масштабны подобно эпическому роману. Обычно описывается продолжительная борьба героев с врагом на стороне Зла и обладающим магическими способностями. События таких произведений затрагивают весь описываемый мир фантастики, где происходят масштабные войны, а в задачу героев входит спасение мира или королевства. Для поджанра характерны подробное описание битв и походов. Кульминацией сюжета является «квест» главного героя, его друзей, который может продолжаться на протяжении многих томов. Поскольку герои занимают в конфликте определённую сторону условного добра, борющегося со злом, часто (хотя и не обязательно) герои чётко делятся на положительных и отрицательных. Резкое деление на стороны Света и Тьмы является важной чертой эпического поджанра фэнтези. Произведение, положившее начало существованию эпического фэнтези - "Властелин Колец" великого английского ученого и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена.
Игровое фэнтези
Игровое фэнтези вдохновлено ролевыми играми и действие его происходит во вселенной, созданной редакторами для настольных и компьютерных игр, иногда является новелизацией их сюжета. Произведения «игрового» фэнтези могут иметь любые признаки других поджанров, но главной особенностью поджанра является концентрация внимания на квесте (миссии) группы героев, стилизованной под партию из ролевых игр. В таких произведениях действуют законы и правила, прописанные для сеттинга (от англ. setting «окружение, место действия»; среда, в которой происходит действие художественного произведения, настольной или компьютерной игры; место, время и условия действия) — например, в части применения волшебниками заклинаний.
Тёмное фэнтези
Тёмное фэнтези (англ. dark fantasy — буквально «тёмное» или «мрачное» фэнтези) — поджанр, находящийся на стыке между готикой и фэнтези. Главное отличие от готики в том, что действие происходит в фантастическом мире, напоминающем Средневековье. Мир фэнтези заселяется в книгах данного поджанра готическими атрибутами Сил Тьмы, которые, однако, не являются для мира и его обитателей нежелательными или пугающими, а воспринимаются как данность. Зло уже живет в данной реальности и имеет необходимую власть, порой неожиданно выступая даже в качестве положительной стороны.
Историческое фэнтези
Этот поджанр тесно связан с историей. Действие обычно происходит в прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия, мифических существ. Отметим, что к историческому фэнтези относятся произведения, в центре которых - реальная историческая личность, впутанная в невероятные фантастические события, например, солнце русской поэзии, А.С. Пушкин – борец с потусторонними силами зла в захватывающих романах красноярского писателя А.Бушкова. Порой в качестве антуража фэнтезийных сюжетов писатели используют лишь отдельные исторические события.
Юмористическое фэнтези и пародии
Книги подобного жанра в основном юмористические по содержанию и тональной окрашенности. В них часто высмеиваются штампы фэнтези, а также распространены пародии на произведения классиков жанра. Но чисто пародийные произведения не снискали особой славы и популярности среди читателей, в отличие от захватывающих авторских миров. Родоначальником юмористического фэнтези по праву считается американский писатель Лайон Спрэг де Камп.
Глава 2. Результаты исследования
2.1. Влияние фэнтези на личность подростка
Фэнтези, вместивший в себя лучшие традиции классической литературы и фольклорную мудрость, на современном этапе во многом взял на себя роль, которую ранее с успехом выполняла реалистическая, классическая литература – воспитание личности. Очень сильное влияние на формирование моей личности оказала серия романов о Гарри Поттере. Они настолько всеобъемлющие, что последствия отложившихся представлений о дружбе, чести и храбрости ощущаются внутри до сих пор. Эти книги не повлияли на мое сознание, они его сформировали. Поэтому основной задачей в этой ситуации становится оказание помощи юному читателю в попытке разобраться в огромном потоке фэнтези, выбрать лучшие книги, отсеять шелуху, которой, к сожалению, немало встречается на книжных прилавках. Мы считаем, что отбор произведений фэнтези для рекомендации нам, учащимся-подросткам должен происходить в соответствии с определенными критериями. Критерий эстетической ценности произведения должен стать основным. Следующие критерии представляются нам не менее важными: неагрессивность и толерантность; соответствие читательскому возрасту и занимательность, что означает гарантированность прочтения произведения критической массой учеников; актуальность поднимаемых автором нравственных, психологических проблем; возможность выбора темы для обсуждения в классе; доступность текста. Фэнтези может существенно влиять на формирование мировоззрения, представлений о нравственном и эстетическом идеале. Кому-то это утверждение может показаться нелепым. Чему могут научить книги о героях, размахивающих мечами в битвах со всевозможной нечистью? Но мы уже говорили, что они способны увлечь читателя бескомпромиссностью, борьбой с ложью и злом. Не беда, что в большинстве книг, написанных в манере фэнтези, зло и ложь ничуть не похожи на те, с которыми придется встретиться в настоящей жизни. Ложь всегда остается ложью, привычка сражаться с ней не исчезает, и потребность, вызванная текстом фэнтези, станет реальностью. Герой должен быть героем. Именно фэнтези сохраняет образ сильного и гордого человека.
Нас, подростков привлекают именно «идеальные» качества героев фэнтези, те, которых в реальном мире читатели лишены, но хотели бы иметь. Как сказал один из героев В.Крапивина: «Он – это ты, каким ты хотел быть в детстве, но не стал...». Осознать все идейно-художественное богатство этой обширной отрасли литературы мы сможем только при помощи взрослых руководителей чтения, в первую очередь – при помощи родителей и педагога. Но, к сожалению, многие педагоги, библиотекари и родители до сих пор недооценивают возможности литературы фэнтези в нравственно-эстетическом воспитании молодежи, считая, что никакой популярной литературе не сравниться в воспитательных возможностях с литературой классической. Однако мы считаем, что взрослые не должны игнорировать предпочтения подростков: порой выходит, что «поп-литература» остается единственным средством найти взаимопонимание между поколениями. В таком случае мы должны использовать это средство, тем более что фэнтези – часть «поп-литературы», предлагающая эстетически достойные произведения, пользующиеся завидной и неугасающей популярностью среди подростков и юношества. Мы уже отмечали, что педагогические, воспитательные и даже образовательные возможности фэнтези широки. Напомним однако, что фэнтези – явление сложное и многообразное, включающее в себя большое количество стилей и концепций, поэтому очень важно, чтобы педагоги, родители и библиотекари прежде всего сами ориентировались в этой литературе. Мы думаем, что работая с литературой фэнтези в школе или в библиотеке, преподавателю или библиотекарю необходимо составить представление о большинстве имеющихся изданий, и, конечно, прочитать те книги, которые будут предложены подросткам.
Анализ результатов исследования показал, что в возрасте 14 лет литература оказывает значительное влияние на формирование личности. Однако, по мнению некоторых подростков (10%) книги нужны только лишь для умения читать, для образованности, а не для духовного и личностного развития. То есть, некоторые подростки не представляют, насколько важно регулярное чтение книг.
Из 12 опрошенных 4 любят читать фэнтази и читают на данный момент (имеется ввиду, что читают в свободное время) – 33%, 6 опрошенных не любят читать этот жанр (50%),2 (17%) ничего не читают сейчас (1-2 вопросы). 8 человек (67%)- читают только школьную программу, 4 (33%) - сами выбирают (3 вопрос). У 25% испытуемых есть любимый литературный персонаж (4 вопрос).
На 5 вопрос все ответили «для развития, чтобы быть умными, образованными, не разучиться читать, они доставили мне море позитивных эмоций, хочется изменить некоторые вещи в своей жизни, тренировать волю». Мы думаем, если автор смог сподвигнуть читателя на изменение своей жизни в лучшую сторону, то это многого стоит!
В ходе беседы задавались вопросы по теме, выявлялось отношение подростков к книгам. При прочтении фэнтези актуализируются произвольные внимание и память, а также воображение и мышление. Цель жанра - показать, как органичны для человека добро и мечта, любовь и сострадание, и как разрушительны зло, жестокость, отчуждение. То есть, для того, чтобы понять смысл прочитанного, подросткам необходимо совершать усилия. Однако из данного исследования следует, что не все подростки (33%) имеют желания делать усилия и актуализировать произвольные личностные качества.
На наш взгляд, в школьную программу необходимо ввести произведения данного литературного жанра, что позволит заинтересовать обучающихся самим процессом чтения, сподвигнет их сопереживать героям, фантазировать над незаконченным финалом, оставит их неравнодушными к вечным проблемам, которые затрагиваются в произведениях Р. Толкина, Дж. Ролинг и многих других.
2.3 Популярные авторы и серии в жанре фэнтези
Емец Дмитрий, серия «Мефодий Буслаев» (приложение 3)
Книги серии «Мефодий Буслаев» очень хороши. Начиная читать новую часть, мне всегда нетерпелось узнать, чем всё закончится. | |
С одной стороны перед нами типичная юмористическая фэнтези, а с другой автор заключил в нее свои вполне серьезные наблюдения и размышления о жизни. Иногда какой-то абзац перечитываешь по нескольку раз, смакуя каждую фразу. А потом эти фразы как-то незаметно вливаются в собственную речь. Но плюс цикла в том, что книги заставляют думать. Задумываться над своей жизнью, просчитывать, кто ты - темный или светлый, добрый или добренький? А может, вообще серый? Нравятся герои - Ирка, Багров, Дафна, Варвара. да и остальные тоже. Плюс в том, что автор рассуждает очень интересно, живо. Во многих книгах маркером выделяла понравившиеся фразы и некоторым из них я стараюсь следовать до сих пор. Очень привлекают в этой серии философские размышления. И все довольно жизненно, понятно, в каждой книге можно найти несколько житейских советов... | |
Семенова Мария, серия «Волкодав» (приложение 4) |
Говорят, все наши фантазии где-то оживают. Если так, то созданный М.Семеновой мир уже просто обязан существовать. Настолько ярко, подробно и интересно он описан, что у меня не раз возникало ощущение, что я там побывала. Огромное количество стран, народов, обычаев и насколько же естественным, настоящим все это выглядит. У меня ни разу не возникло желания сказать: «Не верю!». Настолько это было ярко, сильно и непохоже на все, прочитанное ранее. И герой, пусть не былинный, но от этого не менее свой, и удивительный язык, которым написана книга. Очень красивый, запоминающийся русский язык. Просто почитать на таком языке одно удовольствие. И главное, за приключенческой канвой с драками и погонями не теряется второй смысловой слой с поднятыми весьма серьезными философскими проблемами. Семеновой удалось соединить, супернепобедимого героя и, в то же время, тонкую лиричность и глубокий психологизм. Волкодав не второй Конан-варвар, который убивает всех направо и налево, это человек с изломанной судьбой, который только сейчас начинает жить. Ведь все, что было с ним до начала книги — это была длинная подготовка к смерти. Смерти, которая не состоялась. Взрослый человек, начинающий жизнь заново и отчаянно ищущий смысл этой новой жизни. А драки и приключения — это лишь фон. Суровый немногословный герой, оригинальный мир, в котором легко угадывалась Русь и соседние с ней государства, интересный сюжет, неспешное повествование. Все это очень хорошо! А какое сильное впечатление произвели на меня прекрасные стихотворения Семеновой в начале каждой главы. Это история о человеке, который ничего хорошего не видел от людей, но все равно старается помогать другим в беде. Очень интересно описаны быт, культура, верования разных народов. Персонажи, яркие, живые, запоминающиеся. Очень красиво описаны разные животные, особенно, конечно Мышь.
Джоан К. Ролинг «Гарри Поттер»
Самый Главный Цикл, превративший детскую фантастику в одну из самых прибыльных отраслей мировой литературы. Благодаря юному волшебнику многие дети, не хотевшие читать книги, вновь принялись за чтение
Джон Р. Р. Толкин «Хоббит»
Замечательная литературная сказка отца-основателя эпического фэнтези. Вещь сама по себе великолепная, но ведь благодаря ей Толкин написал и «Властелина Колец»! После появления голливудской экранизации «Хоббит» наверняка станет самой читаемой книгой последних лет.
Клайв С. Льюис «Хроники Нарнии»
Один из лучших образчиков по-старомодному назидательной фантастики. Герои Льюиса не просто переживают приключения в волшебной стране, они ещё учатся пониманию, терпению, любви. Представленные авторы едины в существе воздействия на читателя – это устремление к вершинам духа, погружение в прозрачные глубины души, раскрытие всей широты поля деятельности творческого интеллекта и воли. Писатели предлагают гипотезы, ставят проблемы, завораживают красотой слога.
Вывод
1. Литература фэнтези имеет мощный образовательный и воспитательный потенциал для читателей, в особенности для подростков. Исторические реалии, фантастические сюжеты, балансирование сил Добра и Зла, извечное их противоборство и противостояние, моральный долг, защита родной земли, чести, имени – эти вопросы ставятся перед читателем, и он вместе с героями находит на них ответы и принимает решения.
2. Книги для подростков весьма разнообразны. Но особой популярностью пользуются приключения, фантастика, фэнтези. Предпочтения смещены в сторону развлекательного жанра.
3. Необходимо включить в программу среднего образования произведения данного литературного жанра . Самые интересные книги для подростков можно подобрать в библиотеке, потому что многие из хороших книг давно не переиздавались. Необходимо обратить внимание на произведения следующих авторов – Семенова М., Угрюмова В., Григорьева, Емец Д. и др. Ведь от того, какие книги мы читаем, зависит наше мировоззрение, восприятие современной жизни, формирование собственного отношения к тем или иным ситуациям.
Приложение 1
Анкета
1.Ты любишь читать фэнтези?
2.Что ты сейчас читаешь?
3.Ты читаешь только то, что задали в школе, или еще сам (а) выбираешь книги?
4. У тебя есть любимый литературный персонаж? Напиши его имя. Почему он тебе нравится?
5. Как ты думаешь, зачем люди читают фэнтези?
Приложение 2
Беседа
Тема: «Какую роль в вашей жизни играют книги (фэнтези)?»
План беседы:
1. Вступление. Объяснение для чего проводится беседа на заданную тему.
2. Вопросы. Получение ответов на них.
3. Высказывание мнений.
4. Завершение беседы. Подведение итогов.
Вопросы:
1. Читаете ли Вы фэнтези? Что полезного и нового Вы из них узнаете?
2. Какие книги в жанре фзнтези Вы помните? Назовите их.
3. Книги какого автора Вы предпочитаете?
Приложение 3
Список книг из серии «Мефодий Буслаев», автор Емец Дмитрий
|
|
|
Приложение 4
Список книг из серии «Волкодав», автор Мария Семенова
1. Волкодав. Право на поединок (1996)
2. Волкодав. Истовик-камень (2000)
3. Волкодав. Знамение пути (2003)
4. Волкодав. Самоцветные горы (2003)
Галка в чужих перьях
Военная хитрость
Что такое музыка?
Попробуем на вкус солёность моря?
Сказка про Серого Зайку