В данной работе изучается лексическое наполнение текстов на основе лингвистического анализа поздравлений в социальной сети«Вконтакте», «Одноклассники» и подаренных открыток. Рассматривается речевой этикет в поздравлениях, который словесно выражает этикет поведения, языковые богатства, накопившиеся в каждом обществе для выражения добросердечного отношения к людям.
Всероссийская научно-исследовательская конференция « Шаг в будущее»
Исследовательская работа
Лингвистический анализ текстов поздравлений как источник информации
о речевом портрете современников
Автор: Петякина Юлия,
Ученица 9 класса
НРМБОУ «Сингапайская СОШ»
Руководитель: Баталова Оксана Владимировна,
учитель математики,
НРМБОУ «Сингапайская СОШ»
п.Сингапай
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Поздравление как речевой жанр: определение понятия, содержание, отличительные признаки……………………………………………………..4
Глава 2. Лингвистический анализ текстов поздравлений………………...6
Глава 3. Роль изобразительно-выразительных средств в текстах поздравлений…………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………….….18
Приложение…………………………………………………………………...20
Введение
Актуальность работы. В настоящее время в гуманитарных науках большое внимание уделяется изучению повседневности во всех её проявлениях, что наблюдается в «нарастающем внимании лингвистов к изучению различных сторон «живой» коммуникации» [1]. Именно поэтому современная лингвистика обратила внимание на такие виды речевой деятельности как граффити, частные записки, рукописные объявления, поздравления, которые в современной лингвистике принято называть естественной письменной речью (термин введён Лебедевой Н.Б.) [2].
Длительное время тексты естественной письменной русской речи рассматривались учёными как источник информации о культуре и традициях предшествующих поколений (например, исследование берестяных грамот); с точки зрения лингвистики тексты поздравлений не рассматривались. Сегодня отношение лингвистов к текстам естественной письменной русской речи, в частности, к поздравлениям, изменилось. На сегодняшний день поздравление входит в область малоизученных явлений, а ведь данный лингвистический объект интересен, отображает различные тенденции в речи, даёт представление о речевом портрете современника. Именно в этом заключена проблема и этим обусловлено обращение к данной теме.
Гипотеза: мы предполагаем, что в текстах поздравлений современников находят отражение важнейшие тенденции разговорной и письменной речи нашего времени.
Основными тенденциями нашего времени в текстах поздравлений являются:
- сокращение слов
Подростки стали сокращать многие слова для быстрого и удобного способа переписки.
- заимствования слов из Интернета в нормативную речь русского языка
Многие слова, придуманные в соц. сетях, либо обозначающие названия сайта или приложения стали использоваться в речи современников.
-лаконичность текстов
«Краткость-сестра таланта» - кредо современного поколения.
Цель исследования: определить с различных позиций (лексики,морфологии и синтаксиса) особенности текстов поздравлений как источника лингвистических тенденций письменной речи современников.
К достижению названной цели ведёт решение следующих задач:
1) изучить научную литературу по проблеме исследования;
2) выделить и классифицировать различные тексты поздравлений,
3) выявить семантические и грамматические особенности данных текстов, определить их стилистическую роль,
4) определить стилистическую роль изобразительно-выразительных средств языка в текстах поздравлений.
Теоретическая значимость работы заключается в исследовании природы поздравления как речевого жанра. Работа вносит определённый вклад в развитие теории речевых жанров, методики их описания, т. к. любая общая теория развивается на основе фактов, предоставляемых частными исследованиями. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы также при решении теоретической проблемы связи языка и культуры.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов и положений исследования на уроках русского языка, на факультативных занятиях и в работе элективных курсов по русскому языку.
Методы исследования: анализ, синтез, анкетирование, опрос, приём статистического подсчёта.
Глава 1. Поздравление как речевой жанр: определение понятия, содержание, отличительные признаки
Выделяемый в данной работе жанр «поздравление» относится к естественной письменной русской речи как одному из проявлений повседневной коммуникации. Под «поздравлением» в работе понимается приветствие по поводу приятного, радостного события в жизни адресата, включающее приятные пожелания в адрес получателя.
Как и другие речевые жанры, поздравление имеет несколько присущих ему признаков: имеет трёхчастную структуру, носит официальный характер, содержит похвалу. «В пожеланиях заложено побуждение быть достойным похвалы, соответствовать созданному образу, стремиться к совершенству и достижениям». Поэтому тексты поздравления «могут завершаться прямым призывом, но не к конкретным действиям, а вообще к добрым и правильным делам».[3].Также при анализе текстов поздравлений необходимо учитывать особенности языковой личности адресанта, ведь она несёт в себе, с одной стороны, «типичные черты своего народа, культуры, а с другой стороны – личный опыт знаний, мнений, предпочтений, оценок, отношений». [4]. При выражении поздравления учитывается и «социальный статус адресата, возраст, социальная роль, характер взаимоотношений - всё это отражается на лингвистическом уровне текстов поздравлений». [5].
В нашем обществе согласно правилам этикета принято поздравлять близких, родных, знакомых, коллег, одноклассников. При помощи поздравления люди проявляют вежливость, внимание, заботу. Поздравление даёт возможность адресанту выразить самые лучшие свои чувства по отношению к адресату, доставить радость себе и адресату, назвать и похвалить положительные качества личности адресата, вызвать у него положительные эмоции (веселье, восторг, восхищение, умиление, ликование) и чувства (любовь, симпатию, увлечение, преданность, благодарность, привязанность) и др.
В данной работе для нас наибольший интерес представляет речевой этикет в поздравлениях, который словесно выражает этикет поведения, даёт нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения добросердечного отношения к людям.
Современные исследователи жанра поздравления Лапинская И.П. и Карачун Т.С. отмечают, что «смысловая близость поводов для поздравления и нормативность социально-коммуникативных жанров речи привели к тому, что структура поздравлений и языковые формы выражения каждого из компонентов текста приблизились к клишированным» [6]. Действительно, когда человек пишет поздравление, он использует устойчивые готовые выражения, структуру поздравления, отложившиеся в языковом сознании. Однако каждый раз автор производит выбор языковых средств, подбирает для поздравления красивые добрые слова, отражающие положительные эмоции, добавляет своё индивидуальное, ориентированное на взаимоотношения с адресатом. В этом кроется причина эмоциональности поздравлений, на что указывают исследователи жанра. В частности, Сухотерина Т.П., отмечает «высокую эмоциональность поздравлений – ярко выраженный акцент на чувствах и их свободном изъявлении, высокий эмоциональный накал русской речи, богатство языковых средств для выражения эмоций и эмоциональных оттенков». [7].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что функционирование поздравления сопровождается, с одной стороны, соблюдением определённых стандартов, следованием к шаблону, уже сложившемуся эталону, с другой, - стремлением к непосредственности, непринужденности, естественности, раскованности, индивидуальности, что находит выражение в подборе языковых средств адресантом.
Глава 2. Исследование. Лингвистический анализ текстов поздравлений
В текстах поздравлений авторами используются чаще всего эмоциональные, оценочные средства, которые реализуются на разных уровнях: лексическом, морфологическом, синтаксическом. Рассмотрим тексты поздравлений с позиций различных уровней.
Лексическое наполнение текстов поздравлений несет основную смысловую нагрузку, вызывая ассоциации, создает позитивное, радостное, романтическое настроение. В тексте поздравления пишущим употребляются такие слова, которые обозначают положительные эмоции, хорошее настроение, выражают позитивное отношение к адресату, желание выразить добрые чувства, отметить достоинства, похвалить, расположить к себе.
Среди 60 случайно выбранных текстов поздравлений из социальной сети«Вконтакте» и «Одноклассники» и подаренных открыток (общее количество слов знаменательных частей речи в этих текстах 459, 1024 и 482 соответственно) нами отмечено общеупотребительных слов в социальной сети «Вконтакте» -424, «Одноклассники» - 869, в открытках – 421;из нихслов экспрессивно-стилистической окраски в социальной сети «Вконтакте»- 35, «Одноклассники» - 155, воткрытках –61.
1)Среди слов экспрессивно-стилистической окраски тех же 60 случайно выбранных текстов поздравлений отмечаем примеры разговорной лексики разговорно-бытового типа в социальной сети «Вконтакте» - 12 слов, «Одноклассники» - 71 слово, в открытках–24 слова: цветочное (веселое), заводной (энергичный), клёвый (современный), оптимист (неунывающий),(Настроенье у меня цветочное, потому что у кого-то День Рождения!); примеры жаргонной лексики и сленга в социальной сети «Вконтакте» -15 слов, «Одноклассники» -5 слов, в открытках - 7 слов: отрываться (отдохнуть), тя (сокращ. тебя), илита (видоизмененное от элита), нг (сокращ. Новый год), денюха, днюха (день рождения), норм (хороший), лавки (любовь), приколист (веселый), чумовой (замечательный), крутой (лучший),(Ты всего одна такая: чумовая, заводная , и по жизни оптимистка, и к тому же приколистка), (Отрывайся, развлекайся, самой классной оставайся!).В этих же текстах находим слова книжной лексики в социальной сети «Вконтакте» - 8 слов, «Одноклассники» -79 слов, в открытках - 30 слов: невзгоды, зной и стужу, сторицею, достатка и благополучия, рог изобилия, творческий поиск, глаза лучатся.
Интересен тот факт, что многие жаргонные выражения и слова, особенно из социальной сети «Вконтакте», приобрели массовое распространение. Люди используют этот сленг не только в письме, но и в устной речи, тем самым распространяя его. Поэтому многие жаргонизмы из Интернета вошли в повседневный обиход речи.
О том же явление писал Г.Я Солганик : «…далеко не случайно, что многие жаргонизм вошли в литературный язык, а другие находятся на пути вхождения в него».[8] Тем самым, я подтверждаю первую основную тенденцию- заимствование слов из Интернета.
Так же жаргонизмы отражают сокращение слов. Многие жаргонные выражения, как «спс», «норм», «нзч», «прив», мы можем наблюдать в письме и речи современного человека. Похожую тенденцию можно было наблюдать во времена СССР, когда широко использовались аббревиатуры. Но в данный период времени эту тенденцию находят опасной для развития русского языка. Люди, живущие во время скорости и быстрого развития, яро используя жаргонизмы, сокращают содержание текста до минимума. Эту тенденцию мы можем проследить в выбранных нами 60 случайных поздравлений.
В таблице №1 представлено процентное соотношение.( Приложение 1)
Вывод: пользователи соц.сети «Вконтакте» в своих поздравлениях чаще используют жаргонную лексику, на втором месте разговорно-бытовая лексика, а вот у пользователей « Одноклассников» процент разговорно-бытой лексики на первом месте, книжной же на втором. Отправители открыток более консерванты и используют книжную лексику чаще, нежели разговорно-бытовую.
2)Отбор слов в поздравлении имеет свою специфику, используются те слова, которые характерны для весёлых, радостных текстов. Поэтому мы можем выделить в текстах поздравлений следующие лексико-семантические доминанты.
1. Свет, яркость. Тексты поздравлений рисуют светлое описание мира, с этой целью широко используются слова с темой свет, яркий, блестящий, озарять, солнце: И пусть под счастливой звездой вся жизнь твоя станет богаче; Я в день этот светлый желаю тебе; Как солнышко весеннее, сияй; Пусть звезда удачи мир твой освещает; Желаем дней вам самых ясных; Будет солнечный мир озаряться светом, радостью и добротой;
В социальной сети «Вконтакте» мы выявили 2 лексико-семантический доминанта, связанных со светом, в «Одноклассниках» - 14, в открытках–16.
2. Тепло, горячий. Тексты поздравлений включают слова с семой тепло в прямом и переносном значении слова: Сердце тает сегодня от счастья; Пусть станет на сердце немного теплее; Пожеланья- тепла и друзей; Пусть зимний лед скорей растает, душа согревшись запоет; Много лет жить в любви и согласии, согревая друг друга душой;
В социальной сети «Вконтакте» мы выявили 3 лексико-семантический доминанта, связанных с теплом, в «Одноклассниках» - 4, в открытках–6.
3. Добро, удача, успех. Тексты поздравлений ориентированы на общечеловеческие ценности, поэтому пожелания добра и удачи чаще всего используются адресантами в качестве пожелания: Здоровья тебе и удачи: Всегда такой же милой оставайся; Ты самая хорошая, чудесная и милая! Веселая и добрая, самая любимая! ; Успехов, славы и карьеры, Большой удачи, процветания; Счастья, новых удач, доброты! Удача идет всегда рядом с тобой!
В социальной сети «Вконтакте» мы выявили 10 лексико-семантических доминант, связанных с добром/удачей/успехом, в «Одноклассниках» - 24, в открытках–16.
4. Здоровье, долголетие.В последние десятилетия, когда население России и продолжительность его жизни уменьшаются, смертность растёт, заболеваемость увеличивается, вопросы укрепления здоровья для большинства россиян, особенно старшего возраста, становятся приоритетными. Именно поэтому пожелания «крепкого здоровья и долгих лет жизни» - одни из самых распространенных в текстах поздравлений:
Здоровья, счастья и любви!
Здоровья тебе и удачи!
В социальной сети «Вконтакте» мы выявили 11 лексико-семантических доминант, связанных со здоровьем, в «Одноклассниках» - 14, в открытках–2.
5. Радость, веселье, смех, хорошее настроение. Среди положительных эмоций радость и веселье - одни из самых приятных для человека, поэтому так часто встречаются в текстах поздравлений пожелания «безудержного веселья», «всегда отличного настроения» и т.п.: Будь веселей, и прочь уйдут ненастья! Больше радости и везения! В настроении прекрасном к приключениям спеши! Пусть веселым будет праздник, Яркой, красочною- жизнь! ; Почаще веселись и улыбайся! ; Отрывайся, развлекайся, самой классной оставайся! ; Желаем, чтобы в жизни ты был так же бодр и весел ;
В социальной сети «Вконтакте» мы выявили 8 лексико-семантический доминанта, связанных с радостью/весельем, в «Одноклассниках» - 24, в открытках–16.
6. Счастье, благополучие.Стремление человека к счастью чаще всего определяет всю жизнь человека, это и мотив, и цель, и средство жизненной стратегии каждого, поэтому пожелания счастья, благополучия (чаще всего материального) также является одним из самых частотных в текстах поздравлений: Пусть Ангел-Хранитель тебя бережет и верной дорогой по жизни ведет…; Чтоб умножить совместное счастье и до свадьбы дойти Золотой! Ждет тебя пусть в жизни много счастья! И будет в жизни столько счастья, что им захочется делиться! Пусть счастье не покинет никогда! Наслаждаться безграничным счастьем; Больших удач во всем, везде и счастья обязательно; Минуты праздника прекрасны, в них столько счастья, доброты!
В социальной сети «Вконтакте» мы выявили 17 лексико-семантических доминант, связанных со счастьем/благополучием, в «Одноклассниках» - 27 в открытках–15.
7. Красота. Во все времена люди стремятся быть красивыми и ухоженными, поэтому использование этого пожелания не остается незамеченным: Сердечно желаю: счастья, здоровья, удач, красоты!
В социальной сети «Вконтакте» мы выявили 4 лексико-семантических доминант, связанных с красотой, в «Одноклассниках» - 8, в открытках–4.
8.Любовь как общечеловеческая ценность - одна из самых востребованных этических категорий. В ней соединены физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое, поэтому пожелание любви в текстах поздравлений современников по частотности употребления не уступает другим лексико-семантическим доминантам.
В социальной сети «Вконтакте» мы выявили 10 лексико-семантических доминант, связанных с любовью, в «Одноклассниках» - 17, в открытках–7.
В таблице №2 представлено процентное соотношение использования лексико-семантических доминантов. ( Приложение 2)
Вывод: по таблице мы можем выявить, что пользователи соц.сети «Вконтакте» зачастую желают получателям счастья и здоровья, такую же тенденцию прослеживаем у пользователей «Одноклассников», но вместо пожелания здоровья неоднократно используется пожелание добра/успеха/удачи и радости. У отправителей открыток процент использования света, радости и успеха самый высокий.
3)Так же отправителей поздравлений мы можем подразделить на 3 группы: адресанты 14-18 лет, адресанты от 30 до 40 лет и адресанты от 40 лет и более.Проанализировав 60 поздравлений, мы пришли к такому выводу, что в зависимости от возраста адресанта, меняются лексико-семантические доминанты: у молодых адресантов (14-18 лет) на первом месте в текстах поздравлений счастье/благополучие (45%), на втором любовь (40%), у людей от 30 до 40 лет на первом месте семейное благополучие (46%), на втором – материальное благополучие (39%), а у адресантов от 40 лет на первом месте пожелания здоровья (59%), на втором – счастье (38%). Данные представлены в диаграмме «Зависимость лексико-семантических доминант поздравлений от возраста адресантов». (Приложение 3)
4)С точки зрения морфологии следует отметить, что в поздравлениях наблюдается диспропорция в употреблении частей речи. (Приложение 5). Количественный подсчёт осуществлялся частотностью употребления той или иной части речи на 60 текстах поздравлений (тексты отбирались методом случайной выборки). Статистика такова: стиль поздравления характеризуется преимущественным употреблением существительных (693), глаголов (484) и прилагательных (375), заметно меньшим употреблением местоимений (217), наречий (132) и частиц (69). Так же отдельно рассматривая поздравления, взятые с соц.сетей «Вконтакте», «Одноклассники» и случайно выбранныхоткрыток , мы видим ту же диспропорцию. (Приложение 4)
Отмечаем тот факт, что проанализировав выбранные 60 поздравлений, мы приходим к выводу, что прилагательные, которые всегда являлись неотъемлемой частью письменной речи, пропадают. На их место становятся существительные и глаголы, последние из которых, больше призывают к действию, чем описывают портрет получателя. Убирая прилагательные из поздравлений, люди уменьшают объем поздравления, тем самым приводят к лаконичности текста. Эту тенденцию мы выделили в начале работы и проследили в выбранных нами текстах.
Среди существительных обращает на себя внимание значительное количество слов счастье, радость и удача. Среди глаголов появляется частое повторение форм глаголов повелительного наклонения: будь, оставайся, радуйся. Среди прилагательных отмечаем прилагательные в сравнительной и превосходной степени, а также сложные прилагательные, образованные путём повтора слов: Будет жизнь прекрасней с каждым годом; Желаю тебе всего самого наилучшего, всех земных благ и самых солнечных дней; Пусть твоя жизнь будет светлой-пресветлой, друзья – верные преверные, а судьба счастливой-пресчастливой; Самой веселой и классной…; Тачки покруче, шикарней подружки! И чтобы исполнялись все-все твои мечты!
Что касается наречий, то отмечаем наречия образа действия, меры и степени, указывающие на интенсивность, меру и степень. Ждет тебя пусть в жизни много счастья, больше улыбок; Пусть всегда всё в жизни будет о`кей! Все, о чем только мечтаешь, пусть непременно сбывается! Местоимения в текстах поздравлений представлены, прежде всего, следующими разрядами: личные, указательные, определительные и притяжательные: Но для нас, твоих друзей, в этот год дня ярче нет! Другой девчонки не найти такой же симпатичной. Среди служебных частей речи текстов характерно употребление формообразующих частиц пусть, пускай, выделительно-ограничительных лишь, даже, только, исключительно: Пусть любви крылатый бог не пройдет и твой порог! Виден стиль во всех работах, даже в дочке -вот отец!!! Пусть этой, чудесной весной мгновения ждут лишь прекрасные;
Вывод: обобщая получение результаты на основах Диаграмм 2,3,4 мы составляем Диаграмму 5 и приходим к тому, что отправители открыток, пользователи «Вконтакте» и «Одноклассники» преимущественно используют существительные и глаголы в своих поздравлениях.
5)Поздравления представляют интерес и с точки зрения словообразования, которое также является ярким источником речевой экспрессии благодаря богатству и разнообразию оценочных аффиксов. Как отмечает известный русский лингвист И.Б.Голуб, «у разных частей речи оценочность, создаваемая аффиксацией, проявляется по-разному. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки существительных» [9]. Характерные суффиксы и приставки также вносят в текст поздравлений эмоциональность, экспрессивность, оценочность. В большинстве поздравлений авторы используют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -очк-, -ечк-, -еньк-, -юшк-, -ышк- (Юлечка, сестричка, лапочка,солнышко, Катюшка), а также слова с суффиксом -иц- (красавица), с суффиксами -ик-, -к- (Юльчик, детка, красотка), в поздравлении слова с такими суффиксами подчеркивают доброжелательное, положительное отношение автора к адресату. Яркое оценочное значение имеют и суффиксы с устойчивой шутливой окраской: приколистка(И по жизни оптимистка, И к тому же приколистка!), братишка (С денюхой, братишка!).
Также используются слова приставочного образования с приставкой наи- (наилучший, наикрасивейший, наиглубочайший), усиливающей эмоциональность.
6)На синтаксическом уровне в исследуемом материале (60 случайно выбранных текстов поздравлений, общее количество предложений- 316) выявлены по цели высказывания повествовательные (104), побудительные (97) предложения, по интонации преимущественно восклицательные предложении (115) (Приложение 6):
В жизни- удачи, друзей! Смеха, везенья счастья, добрых и солнечных дней! Пусть ты улыбкой сияешь! Пусть тебе радость встречается! Всегда, как розочка, цвети! Пусть будет всё отлично!
Употребление восклицательных предложений в тексте поздравления связано с воздействующей функцией поздравительного текста: выразить свое добросердечное отношение и порадовать адресата, поэтому восклицательный знак, как правило, сигнализирует о повышенной эмоциональности, о желании автора поздравления подчеркнуть ценность отношений между ним и адресатом. Восклицание подчеркивает важность выделяемого компонента текста, предупреждает о значимости заключенной в нем информации. Функция восклицательного знака при этом заключается в привлечении внимания адресата к тексту поздравления, к выделению конкретных слов и словосочетаний.
В поздравлениях часто используются обращения, распространенные пояснительными словами характера, способствующие увеличению эмоциональности речи; для усиления воздействующей силы поздравительного текста часто используется утроение восклицательного знака:Для друга самого необыкновенного! Именинник! Катюшка, солнышко! Любимый муж и папа! Юльчик!!! Моей любимой подружке! Классной девчонке! Любимой учительнице!
Таким образом, восклицательный знак, как правило, сигнализирует о повышенной значимости выделенной им информации. Широко используется утроенный восклицательный знак, а также различные комбинации знаков.
В таблице №3 представлено процентное соотношение употребления повествовательных, побудительных и восклицательных предложений в соц.сети «Вконтакте», «Однаклассники» и в открытках. (Приложение 6)
Вывод: в своих поздравлениях пользователи соц.сети «Вконтакте» чаще используют повествовательные предложения, нежели побудительные и восклицательные, хотя разница использования всех этих предложений небольшая. Пользователи «Однокласников» наоборот используют восклицательную речь, а отправители открыток используют побудительные предложения.
7)Наличие в исследуемых поздравлениях в основном простых (212 предложений из шестидесяти поздравительных текстов) повествовательных и восклицательных предложений связано с целью данного жанра: лишняя информация не нужна, только поздравление, пожелание. Эмоциональность и экспрессия наиболее ярко проявляются в коротких простых предложениях. Данная характеристика сближает жанр поздравления с устной речью.
Однако 104 предложений (из 60 текстов) - сложные, адресанты употребляют сложносочиненные (41 предложений): Желаем дней вам самых ясных, и пусть сбываются мечты! Ведет удача день за днем – И будет жизнь всегда счастливой ; Пусть бьется сердце в такт с капелью, а солнца свет пусть вдохновит; Сложноподчиненных предложений, а также предложений с разными видами связи мы отметили 51: Настроенье у меня цветочное, потому что у кого-то День Рождения ! Хочу сказать тебе спасибо просто за то, что ты есть у меня! Много лет в любви и согласии, согревая друг друга душой, чтоб умножить совместное счастье; Всегда такой же милой оставайся, как солнышко весеннее сияй! И будет в жизни столько счастья, что им захочется делиться! Бессоюзных предложений нами отмечено лишь 12: Почаще веселись и улыбайся, Ты лучше всех на свете, так и знай! Пусть жизнь идет легко, красиво, празднично, Полна улыбок, нежности, любви, на сердце будет хорошо и радостно;
Как известно из курса стилистики, «сложноподчинённые предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений, эти предложения позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать серьезное обоснование» [9]. Однако стоит заметить, что точность и убедительность, а, следовательно, и выразительность сложноподчинённых предложений во многом зависит от правильного использования средств связи придаточных частей в составе сложного предложения, т.е. союзов и союзных слов. Среди подчинительных союзов в текстах поздравлений отмечаем общеупотребительные (что, чтобы, потому что) и разговорные: (раз в значении если) (Раз сказал – надо делать).
Процентное соотношение можно наблюдать в таблице №4. (Приложение 7)
Вывод: по данным таблицы мы приходим к тому, что отправители открыток пользователи соц.сети «Вконтакте» и «Одноклассники» используют в своих поздравлениях незамысловатые простые предложения. На втором месте у пользователей «Одноклассников» использование сложноподчиненных предложений, а у отправителей открыток наоборот сложносочинённых. У пользователей «Вконтакте» сложноподчиненные и сложносочиненные предложения имеют равный процент.
Глава 3. Роль изобразительно-выразительных средств в текстах поздравлений
Содержание поздравлений несет в себе, как уже отмечалось, оценочную информацию, а поэтому предполагает использование тропов и фигур -всего арсенала изобразительно-выразительных средств языка. Большое значение в тексте поздравления имеют метафоры, эпитеты, сравнения, гипербола, лексический повтор, градация, инверсия. (Приложение 9)
Как известно, эпитетом называют художественное, образное (а не логическое) определение: но важно не само определение, а сочетание, которое оно образует со своим определяемым словом и в котором открывается какая-то новая сторона. Так, обращаясь к адресату, используются следующие эпитеты: Самая очаровательная, женственная и милая! Чудесная подруга!
8) В части пожелания нами отмечены художественные определения: адресатам желают царское поздравление; многокрасочного будущего; лучезарного вдохновения;интересных лет; богатырского, неистощимого, цветущего, здоровья; бесконечной, всепобеждающей любви. Как видно из примеров, эпитеты подчеркивают качества, которыежелают адресату.
Метафоры в текстах поздравлений создают более яркий образ изображаемого: Пожеланья- быть такой прекрасной, и улыбкой радости сиять, наслаждаться безграничным счастьем, головы кружить и восхищать! Пусть ты улыбкой сияешь! Удача идет всегда рядом с тобой!
Сравнения используются адресантами и как средство художественного описания сравниваемого предмета, и как средство речевой экспрессии: с тобой легко и интересно, как колокольчик, смех звучит…; Всегда такой же милой оставайся, как солнышко весеннее, сияй!
Гиперболы в текстах поздравлений выражают отношение адресата к адресанту, показывают его искренность и великодушие: Желаю любви, огромной, как море! Гипербола - это прием выразительности, применяемый говорящим с целью, во-первых, «обратить внимание слушающего на данную ситуацию или ее свойства и, во-вторых, создать у слушающего преувеличенное представление об этой ситуации или о ее свойствах» [10]. Преувеличенная оценка - наличия или отсутствия чего-либо, различных свойств, действий, расстояний и т. п. - является одной из самых распространенных в текстах поздравлений: Ты лучше всех на свете. Это точно…; С твоим замечательным днем сегодня тебя поздравляя; Открытка самая проникновенная для друга самого необыкновенного; Три прекраснейших года прожито…;
9)Большое значение в текстах поздравлений имеют также фигуры и синтаксические приемы. Так, при помощи лексического повтора адресант акцентирует внимание адресата на важных словах и словосочетаниях: Дорогой малыш! Поздравляю с Днем Святого Валентина! Желаю счастья счастливого, желаю солнца солнечного, любви, любви и еще раз любви! Я тебя люблю. Света. Также при помощи повторов автор поздравлений может передать свое внутреннее состояние, пробудить в адресате то же чувство, какое испытывает сам: Ты самая хорошая, чудесная и милая… Веселая и добрая и самая любимая!
Для того чтобы подчеркнуть положительную оценку, пишущий использует и прием градации: И пусть всегда опорой будут надежда, вера и любовь! Желаю миллион улыбок, мешок здоровья и безграничного счастья!
Часто градация усиливается при помощи лексического повтора: Дорогой папочка! Поздравляю тебя с Днем защитника Отечества! Желаю по-мужски крепко дружить, по-мужски крепко любить и по-мужски крепко заботиться о нас с мамой!
Инверсия в тексте поздравлений играет акцентную или смысловую функцию, служит для постановки логических ударений на определённые слова, а также помогает передать эмоциональное состояние адресанта; передаёт его мысль, его отношение к адресату :Пусть солнечной этой, чудесной весной мгновения ждут лишь прекрасные…;
На данном этапе мы видим, что в поздравлениях, которые мы проанализировали, люди используют зачастую эпитеты, нежели красивые обороты метафор или сравнений. Получается, что люди используют больше прилагательных в своих текстах. Но ранее мы доказали, что тенденция использования прилагательных уменьшается. Тем самым приходим к выводу, что поздравления стали сухие, мизерный процент использования метафор и сравнений, люди перестали долго корпеть над текстом поздравлений и для облегчения работы используют лишь некоторые красочные прилагательные, и то малое количество. Но интересно отметить тот факт, что средства выразительности языка не пропали совсем. Большинство пользователей соц.сети «Одноклассники» до сих по используют тропы и фигуры речи, но уже в малых количествах и заменяют их смайликами. А это следующая основная тенденция, приведенная нами в работе.
В нашей школе мы провели небольшой опрос среди учеников 8-11 класса и учителей школы.( Приложение 8) И пришли к таким выводам, что большинство учащихся 8-11 классов зачастую используют смайлики в своих поздравлениях, молодые люди 19-30 лет абсолютно все неоднократно поздравляют своих близких, используя смайлики, то же прослеживаем и у опрошенных 30-40 лет, но так же вырастает процент не использования смайликов. Эта тенденция развивается у людей больше 40 лет, из которых 50% не используют смайлики.
Тем самым приходим выводу, что большинство людей заменяют красочные обороты, эмоции и чувства смайликами. Но эта тенденция пропадает у людей более 40 лет.
Вывод: пользователи соц. сети «Вконтакте» зачастую используют такой троп, как эпитет, одной из самых используемых фигур речи является лексический поворот. Пользователи соц. сети «Одноклассники» так же неоднократно используют эпитеты, и лексический поворот, но, в отличие от пользователей «Вконтакте», прослеживается использование рядов однородных членов. Отправители открыток в своих поздравлениях используют больше метафор, чем эпитетов и гипербол. А использование фигур и приемов речи прослеживается примерно одинаковое.
Заключение
Вывод: функционирование поздравления сопровождается, с одной стороны, соблюдением определённых стандартов, следованием шаблону, уже сложившемуся эталону, с другой,- стремлением к непосредственности, непринужденности, естественности, раскованности, индивидуальности, что находит выражение в подборе языковых средств адресантом. Кроме того, в текстах поздравлений авторы используют эмоционально-экспрессивную лексику, разнообразные тропы, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, значительное количество восклицательных предложений, различные по структуре предложения, что усиливает эмоциональную сторону поздравления, помогает в создании атмосферы праздника в тексте поздравления, улучшении эмоционального состояния адресата. Лингвистический анализ текстов поздравлений предоставляет информацию для характеристики речевого портрета современников. Как мы видим, основные тенденции устной речи прослеживаются в текстах поздравлений. Цель достигнута. Гипотеза подтвердилась
Литература
Учебное пособие.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.litmir.net/br/?b=81627&p=107 (дата обращения: 21.03.2015).
[Электронный ресурс]. URL: http://www. ct.uni-altai.ru›wp-content…2015/06/сухотерина.pdf (дата обращения: 24.03.2015).
[Электронный ресурс]. URL: http://www.portalus.ru/modules/linguistics/print.php?archive=&id=1401252375&start_from=&subaction=showfull&ucat= ( дата обращения 30.03.2015).
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Хитрость Дидоны
Кактусы из сада камней
Карандаши в пакете
Вокруг света за 80 дней