Данная работа представляет исследование, посвященное работе средней школы в годы Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_sosh_no5_v_gody_vov.docx | 32.93 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №5»
Районная гуманитарно-просветительская конференция:
«Солдаты ушедшей войны…»
Номинация: «Тыл фронту»
«Работа Средней школы №5 в годы Великой Отечественной войны»
Работу выполнил:
учащийся 7 «б» класса
Соколов Родион
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Балашова Екатерина Геннадьевна
606505
Нижегородская область
Г.Городец
Ул. Краснофлотская, 12
Тел/факс 8(831-61)9-98-87
2015 год
Содержание
Введение 2
Основная часть
Отечественной войны 7
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение
Война… какое страшное слово.
Война не щадит никого. Четыре долгих года шла война. За это время:
Никто на эти вопросы не знает ответов. Потому-то виной всему стала война.
Война закончилась 70 лет назад, а память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить, и чтить память о погибших на этой войне.
Великая Отечественная война пришла в каждый дом, в каждую семью. Все мужчины встали в строй, на защиту Родины. В тылу остались дети, женщины и старики. Но они тоже приближали Победу своими подвигами.
Мне было интересно узнать о том, как жили и учились дети в годы войны, чем занимались в свободное от уроков время. А также было интересно узнать о ребятах, которые со школьной скамьи уходили на фронт.
Целью работы является выявление особенностей иобразовательного процесса средней школы №5 в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Задачи исследования: собрать и изучить материал об урочной и внеурочной деятельности школы; собрать материал о выпускниках и учителях школы, принимавших участие в боевых действиях. Предметом исследования стала деятельность школы №5 в годы войны.
Основная часть
Великая Отечественная война коренным образом изменила все сферы жизни общества нашей страны. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу. Обстановка невиданной в истории войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности отечественной школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды. Учителя и учащиеся с первых же дней войны принимали активное участие и в строительстве оборонительных сооружений, противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлического лома, лекарственных растений, в оказании помощи раненым в госпиталях, в шефстве над семьями фронтовиков и т. п. Школы развернули широкую общественно полезную работу. Мне всегда было интересно знать: как же жила наша школа в это тяжёлое время?
Первое сентября 1941 года в школе № 5 было особым. Была торжественная линейка, поздравления, но улыбки детей и взрослых были грустными. Шел первый год войны.
С большими трудностями, но школа работала в годы войны. Для строительства оборонительных сооружений г. Горького, противотанкового рва на левом берегу Волги требовалось огромное количество строительного камня. Учащиеся средней школы №5 приняли активное участие в погрузке галечника с берегов Волги вокруг Городца летом 1941 года. Камни собирали вручную и в корзинах носили по мосткам в трюмы барж.
С октября 1941 в Городец стали прибывать с фронта раненые. Учителя и учащиеся встречали их на пристани р. Волги, перекладывали на самодельные носилки или просто на одеяло и переносили в госпиталь, который был расположен в Архангельской церкви. Старшеклассники помогали раненым писать письма родным, читали книги, выступали перед ними с концертами.
В конце 1941 года наша школа была переведена на военный лад. В деревянном здании школы располагалась часть 167 литовского стрелкового полка. Многие добровольцами вступали в эту дивизию.
В декабре 1941 началось строительство оборонительного рубежа по берегу р. Волги. В строительстве принимали участие комсомольцы нашей школы во главе с вожатой Александрой Овчинниковой (Бугровой). В то время через Волгу не было моста, и готовая военная продукция с наших предприятий отправлялась в Горький по ледовой. Зимой наши старшеклассники чистили эту дорогу. Учителя вели политическую работу среди населения. На уроках военного дела учеников обучали умению собирать и разбирать винтовку.
Директор школы Лаптев призывал ребят помогать фронту. На торжественной линейке, посвященной первой победе (5 декабря 1941) он предложил: «Давайте выйдем на сбор металлолома, каждая его тонна – это сотни снарядов. И пускай они летят на головы немцам. Пусть эти снаряды быстрее принесут мир на нашу землю».
Ежегодно среди учителей успешно проводилась подписка на заём и лотерею. 20 января 1942 года учителя школы сделали подписку на заём на месячную зарплату. Учащиеся тоже вносили свой посильный вклад в фонд обороны. Они давали платные концерты, продавали брошюры Ленина и Молотова, собирали макулатуру, лекарственные травы, деньги на постройку танков, шили кисеты для солдат.
21 апреля 1942 года были составлены бригады из учителей и учащихся для оказания помощи колхозу «12 лет Октября» в сборе золы, куриного и голубиного помета для удобрения полей. Летом учащиеся работали на полях, пололи морковь, свёклу, а в августе и сентябре они собирали колоски на полях, соревнуясь, кто больше их соберет.
В декабре 1942 года на всю область прозвучал призыв колхозников из Чкаловска: «Собрать средства на строительство эскадрильи имени Чкалова». Среди учителей и был проведен сбор денежных средств на эскадрилью «Валерий Чкалов». Учителя передали для этой цели свой двухдневный заработок, а эвакуированные учителя (А.О.Гончаренко из Москвы, В.Ф. Лысенко из Ленинграда) трехдневный заработок.
Среди учащихся ширилась тимуровская работа. С 1942 года в каждом классе была организована тимуровская команда. Юные тимуровцы оказывали помощь семьям красноармейцев. В декабре 1942 года школьники – тимуровцы помогли жене красноармейца В. С. Инсарского (нашего учителя-фронтовика) переехать на другую квартиру. Они также привезли его детям елку. Ученики побывали на квартире Слащевского и выявили, что семья нуждается в помощи горсовета, после чего они добились помощи этой семье.Девочки 7-9 классов вязали носки, варежки для красноармейцев и отправляли их на фронт. Старшеклассники вечером учились ещё на курсах трактористов, чтобы весной и осенью помогать колхозам собирать урожай.
Трудились учащиеся не только во время учебного года, но и в заслуженные каникулы.
Но, несмотря на разные недуги, разочарования, заботы, дети пытались жить обычной жизнью. Устраивали школьные соревнования, выступали с докладами, участвовали в шахматном турнире, спортивных соревнованиях. 5 января 1943 года учащиеся нашей школы совершили лыжный поход на родину героя, в город Чкаловск.
5 марта 1943 года педсовет решил создать при школе кружок, который предусматривал обучение тактике ведения рукопашного боя и умению делать топографию местности.
Даже в такие трудные годы для страны в школах не падала успеваемость. 19 мая 1942 года на заседании педаг7огического совета было вынесено решение о проведении бесед по классам на тему: «Отличная и хорошая учёба – удар по врагу». За отличные успехи в течение учебного постановили выдать похвальные грамоты следующим ученикам: Красильникову Валентину, Владимирскому Станиславу – 4 «а» класс, Кожевникову Николаю – 5 «д» класс, Скудновой Полине, Копелевой Раде, ЙоффеЦецилии – 7 «б» класс.
В нашей школе есть стенд, посвященный учителям и учащимся школы, принимавшим участие в боевых действиях. С фотографий выпусков 1941-1942 годов на нас смотрят молодые юноши и девушки, и сложно представить, что за этими хрупкими фигурами скрывается столько мужества и отваги. Рядом с ребятами их верные наставники – учителя, которые продолжали исполнять свой долг не смотри ни на что.
Учителя школы №5 в годы Великой Отечественной войны: Лаптев Николай Васильевич, Янгаев Алексей Яковлевич, БибишевСевир Федорович, Кашин Михаил Александрович, Балясников Геннадий Александрович, Шумилов Лев Иванович, Проухина Зоя Александровна, Цыганов Алексей Иванович, Красикова Анна Афанасьевна.
8 января 1943 года в школе прошел вечер встречи с героями Отечественной войны. Учитель истории с глубокой печалью в глазах прочитала ребятам статью из армейской газеты о подвиге бывшей ученицы школы Лены Прыгуновой: « После окончания курсов медсестер ее отправили на судно «Бородин», которое шло в Сталинград. Немцы его постоянно бомбили. Недалеко от Сталинграда во время бомбежки сбило рулевое управление. И все оказались в ледяной воде. С самолетов расстреливали барахтающихся в воде людей. Елене удалось доплыть вместе с ранеными до берега, где построили шалаша».
Будут вечера встреч выпускников, но никогда не придет на них Малышева Тамара. Добровольцем она ушла на фронт в июле 1941 года. Последний свой боевой подвиг она совершила 12 сентября 1943 года. Во время бомбежки наших позиций вражеской авиацией Тамара Малышева не покинула своего поста. А продолжала четко выполнять поставленную перед ней задачу. Вражеская бомба попала в дом, где работала Тамара. Дом загорелся. Девушка бросилась спасать рацию, но не успела вынести ее из горящего здания. Героиня сгорела вместе с рацией.
Балясников Геннадий Александрович. Участник войны, военный руководитель школы №5. 10 октября 1942 года Геннадий Александрович был призван на фронт. Военную подготовку проходил 15 дней с деревянной винтовкой в стрелковом полку во Владимире. 1 декабря 1942 года он был отправлен на фронт. Полуголодные ехали они в товарном поезде, через 7 дней пути оказались на «Дороге жизни» на Ладоге без продуктов. Глубокой ночью, где пешком, где на грузовиках, под обстрелами добрались до станции Ладога и через 5 часов доехали до Ленинграда. Геннадий Александрович был направлен на оборону Ленинграда. Молодых, необстреленных ребят бросили на прорыв блокады. Балясникова Г.А. направили на курсы сержантов на три месяца, а затем снова бросили на прорыв блокады. В обороне молодой сержант простоял до октября 1943 года. В этом же году он закончил офицерские курсы и в чине младшего лейтенанта стал воевать в 92 стрелковой дивизии, которая была брошена на прорыв линии Маннергейма. Победу встретил в Латвии. Награжден двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной звезды и многочисленными медалями.
Железов Иван Порфирьевичпошел в школу35 в 1931 году, закончил в 1941 и поступил на курсы счетоводов. В 1942 году был призван в ряды Красной армии. Свой боевой путь начал младшим лейтенантом минометного взвода 138 полка Орденов Кутузова и Суворова, входящего в 63 Армию. 12 августа 1943 был на Курской дуге, именно этот день Иван Порфирьевич считает началом своей военной дороги. В составе белорусского фронта он дошел до Эльбы. В октябре 1944 года произошла случайная встреча Ивана Порфирьевича с отцом Порфирием Зиновьевичем. Оказывается, отец и сын в 1944 году вместе воевали в Белоруссии. Это была случайная встреча за несколько дней до гибели отца. Иван Порфирьевич освобождал Польшу, восточную Пруссию, Кенинсберг, принимал участие в штурме Берлина. Войну закончил в чине капитана, командира минометной роты. Награжден двумя орденами «отечественной войны» (Iи II степени), орденом «Красной Звезды», медалью «За отвагу», «За взятие Берлина». За войну был трижды ранен и контужен.
Красикова Анна Афанасьевна – выпускница школы №51941 года. 13 июня 1942 года Анна Афанасьевна была призвана в Красную Армию. Комсомолку направили на курсы радистов в Сормово. В течение 5 месяцев она изучала азбуку Морзе, латинский шрифт и многое другое. В ноябре 1942 года она была направлена во 2-ой Отдельный дивизион спецслужбы (разведка) войск НКВД старшим радистом, где прослужила 3 года. Дивизион спецслужбы обслуживал действующую армию. Ее неоднократно забрасывали в тыл врага. Наган на ремне, граната за поясом… Анна Афанасьевна была старшим радистом на Калининском фронте, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литве, Польше. Закончила войну в Берлине. Награждена орденом Отечественной войны II степени, 10 медалями.
Смирнова (Казаковцева) Ольга. Когда началась война, девушка училась в 10 классе, в декабре 1941 года Ольга вместе с подружками: Черновой Нюрой, Богдановой Ритой, Зверевой Ритой решила идти на фронт, защищать город и Волгу от фашистов, чтобы не дать им испить Волжской воды. Молодые девушки прошли курсы метеорологов и стали членами метеорологической службы на Волге, давая сводки о погоде лётчикам и капитанам речных судов.
После публикации статьи в «Городецком вестнике» «Великий 45 с прошлым и грядущим говорит…» к нам в школу пришла Шашкова (Суханова) Галина Степановна, принесла дорогие сердцу документы: справку-извещение Городецкого районного военного комиссариата Горьковской области от 10 ноября 1946 года за №386 о том, что Суханов Юрий Степанович в октябре 1942 года пропал без вести; аттестат об окончании 16 июня 1941 года полного курса школы №2 г.Городца (сейчас школа №5); фотографии.
Служил Юрий Степанович в артиллерии п.пс 1827 439 сп. Батарея 76/м/м.
По рассказам сестры Сухановой Г.С. мама до конца своей жизни ждала сына, не верила в его гибель. Его кровать всегда была заправлена, и всегда в любое время у матери хранился кусочек хлеба для своего сына.
Никогда не откроют школьную дверь – Ганичев Евгений, Кутузов Николай, Веричев Борис, Пикулов Виктор, Кузнецова Антонина, Волгунова Таисия. Из двадцати четырех выпускников 1941 года, которые ушли на фронт, вернулось только восемь…
Спасибо им за то, что мы каждый день приходим в родную школу, видим мирное небо над головой и слышим заливистый школьный звонок.
Заключение
В результате работы над темой было выявлено следующее:
1. В 1941-1945 годах школа продолжала функционировать.
2. Школьники и учителя испытывали большие трудности в связи с нехваткой учебников и письменных принадлежностей.
3. В свободное от занятий время дети занимались в кружках,и в секциях . Но главное внимание было направлено
на физическую подготовку и труд ради победы над врагом.
4. Дети нуждались в одежде и питании, но полуголодные, больные и босые хотели получить образование.
5. Ребята изо всех сил старались помогать взрослым.
Данная тема требует дальнейшего изучения. Пока не удалось составить список учителей и учащихся по годам обучения,. Для составления списка выпускников школы военных лет необходимо опросить оставшихся в живых учащихся школы военных лет. К сожалению, их становится всё меньше и многие из них уже не могут вспомнить своих одноклассников. Поэтому пока не представляется возможным точно определить время, когда происходила смена директоров и завучей школы
Перспективность работы заключается в дальнейшем ее использовании во внеурочной работе и на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война». Интересно будет также рассмотреть материалы по истории школы в годы войны и сравнить их с современным развитием образовательного учреждения.
Список литературы
Два морехода
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Есть ли лёд на других планетах?
Музыка космоса
"Не жалею, не зову, не плачу…"