Исследовательская работа о влиянии творчества А.С.Пушкина на творчество И.С.Тургенева.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pushkinskih_proizvedeniy_v_raskrytii.doc | 117.5 КБ |
Оглавление
Стр.
Вступление 1 – 2
Заключение 14
Литература 15
ВСТУПЛЕНИЕ
И.С. Тургенев принадлежал к тому типу русских писателей, которые очень охотно обращались к произведениям мировой литературы. Это он делал так же охотно, как Н.А.Некрасов, А.К.Толстой, другие писатели обращались к фольклору.
Произведения классиков для И.С.Тургенева становились источником своеобразного творческого состояния, помогали ему оформить новые замыслы. Он обращается к литературным произведениям особенно охотно в своих повестях, которые можно считать своеобразной творческой лабораторией, экспериментальным полем. Не случайно, некоторые исследователи считали, что повести Тургенева - это подготовительный этап к его великим романам.
К жанру повести писатель обратился в 40 - 50-е годы и не оставлял его до конца жизни.
Повести Тургенева можно разделить на 3 группы:
1. ранние повести 40-х - первой половины 50-х годов: "Андрей Колосов", "Бретер", "Три товарища", "Дневник лишнего человека", "Гамлет Шигровского уезда" и др.;
2. повести второй половины 50 – 60-х годов:
"Постоялый двор", "Переписка", "Затишье", "Два приятеля", "Ася", "Фауст" и др.;
3. поздние повести 70 - 80-х годов:
"Степной король Лир", "Вешние воды", "Песнь торжествующей любви" и
др.
Один из излюбленных приемов, к которому Тургенев обращался по сути, на протяжении всего творческого пути - реминисценция.
Реминисценция - это прямая или скрытая цитата; иногда перефразы, литературные ассоциации, введение в художественный текст не только литературного, но и живописного, музыкального и другого историко-культурного материала, что является очень существенным принципом художественных построений у И.С. Тургенева.
Реминисценция выполняет несколько функций в тургеневских повестях.
Важной функцией литературной реминисценции является усиление лиризма текста. Причем, в некоторых случаях стихотворные реминисценции выражены прозаическим текстом. В других цитируемые стихотворные строки сохраняются буквально, но они делаются вырванными из контекста стиха, в прозаическом окружении. Примером первой разновидности является описание ночной переправы через Рейн в "Асе", которое, по мнению Л.М.Лотмана, явно связано со стихотворением А.А. Фета «На Днепре в половодье». Здесь не подражая автору стихотворения, Тургенев вступил с ним в творческое соревнование.
Рассказы, повести Тургенева изобилуют стихотворными цитатами, передающими лирические настроения, а проза окружающая эти цитаты, в большинстве случаев носит лирический характер.
Самая простая и распространенная функция реминисценции - это воссоздание атмосферы изображаемой эпохи и того социального слоя, который состоит в центре произведения. Тургенев делает это разными способами, вводя в повествование самые разнообразные приметы эпохи, будь то живопись ХVIII века, как это сделано в рассказе "Три портрета" где автор уводит читателей в дворянскую усадьбу XVIII века, или чаще музыка, как в "Асе", где звучит вальс Ларена. Не менее важным для Тургенева был с точки зрения характеристики атмосферы эпохи и круг чтения героев.
Отдельно следует выделить те цитаты, которые сжато выражают суть произведения или предсказывают события, описанные в этой повести. Нередко появляются цитаты и ссылки на чужие произведения, играющие сюжетообразующую роль, прием реминисценции мы можем встретить и в повести "Затишье".
В своей работе мы рассмотрим на конкретном примере анализ тургеневской повести "Затишье", как стихотворение А.С. Пушкина "Анчар" повлияло на раскрытие внутреннего мира героев повести.
Свой анализ мы подчиним задаче выявления идейно-тематической связи повести "Затишье" со стихотворением А.С. Пушкина "Анчар".
Пушкинское творчество сыграло исключительную роль в развитии русской литературы. Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Толстой, Достоевский восторженно относились к Пушкину как к своему учителю. Гончаров проницательно замечал: "Пушкин - отец, родоначальник русского искусства, как Ломоносов - отец науки в России, в Пушкине кроются все семена и задатки, из которых развивались, потом все роды и виды искусства во всех наших художниках".¹
Своим учителем считал и И.С.Тургенев А.С. Пушкина. Рассказывая о своей случайной встрече с А.С. Пушкиным в конце З0-х годов, Тургенев писал в "Литературных и житейских воспоминаниях": "Пушкин был в эту эпоху для меня, как для моих сверстников, чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему"². Восторженное, любовное отношение к Пушкину Тургенев пронес через всю жизнь. За год до смерти, в декабре 1882 года, он написал А.А. Незеленову: "Вам, конечно, известно моё благоговение перед нашим великим поэтом. Я всегда считал себя его учеником - и моё высшее литературное честолюбие состоит в том, чтобы быть со временем признанным за хорошего его ученика"³.
Тургенев постоянно перечитывал произведения А.С.Пушкина и читал их другим. А.Ф.Кони вспоминал: "Выше всех и краше всех для него был Пушкин. Он способен был говорить о нем целые часы с восторгом и умилением, приводя обширные цитаты и комментируя их с особой глубиной и оригинальностью"⁴. В годы жизни за границей Тургенев деятельно и неутомимо пропагандировал Пушкина среди писателей Западной Европы. Одним из них он читал произведения поэта в подлиннике и тут же бегло переводил их, другим рассказывал о Пушкине, толковал его произведения, оказывал помощь при его изучении, например, Просперу Мериме, сам переводил его произведения на французский язык.
Имя Пушкина, цитаты его произведений постоянно встречаются в повестях, романах, критических статьях и письмах И.С. Тургенева.
Типы и образы пушкинской поэзии явились для Тургенева привычной и адекватной формой его собственных переживаний и раздумий. Свои идейно-художественные решения Тургенев постоянно и, так сказать, ограниченно подкреплял мудростью пушкинских открытий, трансформировал их в соответствии с новым жизненным материалом, выдвинутым новым периодом исторического развития.
Цитаты из стихотворений Пушкина постоянно живут в сознании И.С. Тургенева.
Тургеневское творчество всё проникнуто «пушкинским словом», часто – прямым и открытым, – реже – скрытым и невидимым. Диапазон творческих связей достаточно широк. Это и обращение к уже разработанным «пушкинским» темам, но в собственной оригинальной трактовке и обилие реминисценций в их разнообразном виде. Об этом многократно писали, анализируя не только природу преемственности, но и выясняя, какую роль «пушкинский» элемент играет в тургеневском творчестве. И сразу возникают вопросы: "Для чего писателю понадобилось цитировать стихотворения Пушкина? Какую роль они играют в произведении?" На эти и другие вопросы мы пытаемся ответить, рассмотрев повесть Тургенева "Затишье".
"Затишье" написано в январе-июне 1854 г. На рукописи Тургенев указал, что "повесть начата в Петербурге; в понедельник, 25 января 1854 года, окончена в Петергофской колонии в среду 23 июня 1854 года и то она написана с большими промежутками". 10 июля 1854 года И.И. Панаев писал М.Н. Лонгинову: "Возле живет И.С. Тургенев, и мы часто с ним видимся. Третьего дня он прочел свою новую повесть "Затишье", которая очень хороша". Впервые повесть была опубликована в журнале "Современник" в 1854 году с подписью Ив. Тургенев.
Можно предположить, что замысел "Затишья" возник у Тургенева значительно раньше, его осуществления, и повесть была им хорошо продумана, прежде чем писатель приступил к работе над ней. Этим обстоятельством и объясняется то, что "Затишье" не имеет предварительных черновых рукописей и писарских копий. Первоначальная рукопись повести стала в тоже время и наборной. Повесть, по мнению Л.В. Крестовой, "представляет первоначальную редакцию повести, дважды переработанную затем Тургеневым"1. Исключение представляет только глава 4, написанная И.С.Тургеневым дополнительно для издания "Повестей и рассказов" в 1856 году.
Являясь одновременно и черновой и окончательной набранной, рукопись "Затишье" позволяет проследить ход работы Тургенева от начальной его стадии до первоначального текста. На полях текста много вставок, исправлений, а также исключенных мест.
Значительной поправке подвергались страницы рукописи посвященные характеристике женских образов, в особенности главной героини повести Марьи Павловны.
Большое внимание писатель уделил и другому женскому образу: Надежде Алексеевне. Образ этот, в начале 1850-х годов, новый для творчества Тургенева , впоследствии варьировался в произведениях писателя (Ирина в "Дыме" и Пользова в "Вешних водах"), и в повести подвергался несколько раз поправке. Тургенев изменил возраст Надежды Алексеевны, сделав ее старше (24 года исправлено на 27), так как противоречивость ее облика, смесь положительных природных качеств с черствостью и эгоистичностью, могла быть характерна для женщины, успевшей пожить в обществе, развратившем ее.
Работая над другими персонажами повести, Тургенев стремился придать каждому из героев индивидуальность, сделать его запоминающимся.
Пейзажи Тургенева отличаются эмоциональной взволнованностью и лиричностью, живописностью. В рукописи "Затишье" И.С. Тургенев очень тщательно отделывал каждую картину природы, настойчиво искал соответствия с красками, звуками и линиями, добиваясь наиболее полного художественного образа.
В ходе работы И.С. Тургенев заменил многие французские выражения русскими. Тургенев изменил фамилии некоторых персонажей. Так, первоначально в рукописи Веретьев носил фамилию Ивин, и Надежда Алексеевна соответственно именовалась Ивиной. Вместо Бодрякова (поэта) был назван Кабурдин. Фамилия Помпонский также была найдена Тургеневым не сразу. Первоначально он назвал этого высокопоставленного чиновника Аристопетовым, но потом, очевидно, в связи с тем, что фамилия Аристопетов была очень близка по звучанию к фамилии прототипа этого образа Арапетова, Тургенев отбросил её и испробовал два варианта: Олимпийцев и Помповатый, пока не остановился окончательно на фамилии Помпонский.
Героиня повести Марья Павловна также имела реальный прототип. Об этом пишет Н.А. Островская, которой И.С. Тургенев рассказывал, что в "Затишье", в лице Маши, представлена им девушка, малороссиянка, которую он знавал в молодости и в которую был немножко даже влюблен.
Стихотворение "Анчар" А.С. Пушкина первоначально было названо "Дерево смерти", а цитаты из него менялись дважды, в тексте французского издания "Затишья" стихотворение "Анчар" Тургенев привел полностью, так как без этого восприятие повести было бы затруднено.
Появление "Затишья" вызвало критические отклики в периодической печати и ряд высказываний в литературных кругах, разбору новой повести И.С. Тургенева были посвящены статьи и рецензии в журналах "Отечественные записки", "Москвитяне", "Современник" и другие.
Высоко оценивая "Затишье" в целом, критики указывали на незавершенность образов главных героев повести и ее композиционную рыхлость (Некрасов, Анненков, Миницкий и другие). Особенной критике были подвергнуты мужские образы Астахова и Веретьева.
В отличие от литературных друзей И.С. Тургенева Л.Н. Толстой оценил "Затишье" как читатель очень высоко. Повесть ему очень понравилась.
Очевидно, под влиянием критики И.С.Тургенев внес в повесть некоторые изменения и дополнил ее.
Итак, в повести "Затишье" три главных героя: Марья Павловна, Владимир Сергеевич Астахов и Петр Алексеевич Веретьев. Это три центральных образа, вокруг которых разворачивается действие повести.
"Владимир Алексеевич Астахов принадлежал к числу людей, которые, осторожно попытавши свои силы на двух - трех различных поприщах, сами говорят о себе, что решились, наконец, взглянуть на жизнь с практической точки зрения и посвящают досуг умножению своих доходов. Он был не глуп, довольно скуп и очень рассудителен, любил чтение, общество, музыку, но всё в меру... и держал себя очень прилично. Ему было всего двадцать семь лет. Подобных ему молодых людей развелось в последнее время много. Он был среднего роста, хорошо сложен, черты лица имел приятные, но мелкие: выражение их почти никогда не менялось, глаза его глядели всегда одним и тем же сухим и светлым взором: лишь изредка смягчался он легким оттенком не то грусти, не то скуки. Учтивая улыбка почти не покидала его губ, волосы у него были прекрасные, белокурые, шелковистые и в длинных завитках"¹.
Главная мечта его жизни - женитьба. Он мечтает жениться по наклонности, но в тоже время выгодно. Особенно ему хотелось сыскать женщину со связями. Хотя Астахов и называет себя практическим человеком, но он не способен к пониманию благородного в жизни.
Очень хорошо Н.Г. Чернышевский охарактеризовал Астахова, назвав его "бездушным подлецом", "который свою низость и бесчувственность прикрывает европейскими фразами, приличными манерами".²
Ему противопоставлен образ Петра Алексеевича Веретьева. Ему всего 32 года, а он уже разочарован в жизни, ничем не занимается, хотя и одарен природою многими талантами: хорошо поет, играет на гитаре, прекрасный артист. Образован, много знает, но у него нет цели в жизни, Веретьев человек талантливый и самобытный. Все время он чего-то ищет, мечется, но так и не находит применения своим силам. Люди, подобные Веретьеву, это "люди с кипучими силами, с огневым темпераментом, с огромными страстями, с резкими недостатками, но с яркими талантами и с могучими стремлениями... Кабы этим силам да другую сферу - было бы совсем другое дело. Тип широкой натуры, разбрасывающейся в простом народе на сивуху, а в среднем кругу - на шампанское, мог бы переродиться в тип талантливого, живого, веселого работника... Если жизнь одних вколачивает, в негодяев, то согласитесь, что в этом не виноваты те личности, которые не выносят атмосферы этой жизни".³ Русская помещичья среда порождает людей типа Веретьева, людей, которые ни во что не верят, людей бездеятельных. Веретьев нравственно опустошен.
Эту опустошенность можно увидеть в сцене накануне предполагавшейся дуэли, когда Веретьев говорит, что ради своей сестры готов выдать всех других, "даже тех, которые были бы готовы всем пожертвовать для меня".¹
И в этой фразе Веретьев уже заранее предвещает неизбежность трагической развязки повести и судьбы Марьи Павловны. Тургенев с горечью отмечает, что "из Веретьевых никогда ничего не выходит".² Такие способные люди, как Веретьев, становятся полунищими завсегдатаями трактиров.Безмолвным, погруженным в самоанализ "лишним людям" (Веретьев и Астахов) противопоставлен образ женщины с твердым, целеустремленным характером. Это главная героиня повести "Затишье" - Марья Павловна.
И.С. Тургенев очень много работал над этим образом. Он искал такие художественные детали при изображении внешности героини, которые отражали бы наиболее существенные черты её внутреннего мира.
Описывая первое появление Марьи Павловны, Тургенев отбросил несколько вариантов черновиков, пока выбрал нужные определения, подчеркивающие суровую естественно-стихийную неподвижность её души, граничившую
почти с "грубостью и тупостью". "Вскоре появилась девушка лет двадцати, высокого роста, полная и стройная, в темном платье. Давно не видывал он (Владимир Сергеевич) такой прямой русской, степной красоты. Черты её лица выражали не то чтобы гордость, а суровость, почти грубость: лоб её был широк и низок, нос короток и прям, ленивая и медленная усмешка изредка кривила ее губы: презрительно хмурились её прямые брови. Она постоянно держала свои большие, темные глаза опущенными... Когда же она поднимала свои глаза, в них было что-то дикое, красивое и тупое, напоминавшее взор лани. Сложена она была великолепно. Классический поэт сравнил бы её с Юноной или Цецерой. Руки у нее были невелики, но немного широки и довольно красны. Она не носила перчаток. Она трудолюбива. Её руки чем-то похожи на руки Базарова. Марья Павловна украинка, любит украинские песни, прекрасно поет, талантлива. Марья Павловна - это девушка энергичная, благородная, с натурой истинно поэтической. Она безнадежно любит Веретьева, человека, который не достоин её любви. Ради него Марья Павловна готова на все, на любой поступок, ее поведение непредсказуемо.
Большую роль в её жизни сыграло стихотворение А.С. Пушкина "Анчар", которое ей прочитал Астахов. Всего четыре раза упоминается о нем в произведении, но без него мы не сможем полностью понять характера Марьи Павловны, а также Веретьева и Астахова, не сможем понять их внутреннего мира.
Впервые мы встречаемся со стихотворением "Анчар” во второй части. Владимир Сергеевич Астахов случайно узнает от Надежды Алексеевны, что
Маша не любит стихов, и он начинает расспрашивать её "почему она поэзии не любит".
- Я сама их не читала, а мне читали.
Марья Павловна не отвечала, а Ипатов оборотясь через спинку
стула, заметил с добродушным смехом, что она не только стихов, но и
сахару не любит и вообще ничего сладкого терпеть не может. "¹
Поэзию она приравнивает к сахару и считает её сладкой. Астахов пытается убедить Машу в том, что не все стихотворения "сладкие", и читает ей стихотворение "Анчар".
На Машу оно производит огромное впечатление. Оно потрясло её до глубины души, и она ночью в саду читает это стихотворение.
"На одной из дорожек сада Владимир Сергеевич увидал какую-то фигур в женском платье, он пригляделся: это была Марья Павловна, в лучах луны её лицо казалось бледным. Она стояла неподвижно и вдруг заговорила... Владимир Сергеевич вытянул осторожно голову.
- Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом...
дошло до его слуха...
- Каково, - подумал он, - стало быть, - подействовали стишки..."²
Для Астахова - это всего лишь "стишки", которые он читал для того, чтобы показать себя образованным, знающим, разбирающимся во всем человеком, а для Марьи Павловны - это трагедия. Человек послал чело-река на смерть, для того чтобы утвердить свою власть. Раб знает, что он послан на смерть, и все же идет к дереву смерти за ядом.
Так и Маша, она в глубине души своей может быть и осознает, что её надежды на любовь тщетны, но все равно тянется к Веретьеву, хочет быть с ним рядом, хочет помочь ему найти себя в жизни, она как раб, готова для него на все, даже на смерть. Мне кажется, что её любовь к Веретьеву - это своеобразное дерево смерти для Марьи Павловны, которое в конце повести приведет ее к самоубийству.
Когда Астахов в третий раз читает стихотворение "Анчар" в присутствии почти всех действующих лиц повести, то оно ни на кого не производит такого впечатления (да и в первый раз тоже). Только Веретьев подмечает, что Владимир Сергеевич читал стихотворение слишком "напыщенно", и что его надо читать довольно просто, так как "дело говорит само за себя". Для них же социальные отношения, которые поэт отразил в стихотворении неновы. В обществе, в котором живут эти люди, такие же антигуманные законы. Кто-то является послушным рабом, а кто-то могучим владыкой. И то, что для Марьи Павловны кажется ужасным, чудовищным, то для них было в порядке вещей, т.е. это жизнь, которой они живут.
Последний раз Тургенев вводит цитату из стихотворения "Анчар" во время свидания Марии и Веретьева, где происходит объяснение между ними. Веретьев говорит, что любит её, и любит за то, что она не светская барышня, не смеется без нужды, не носит перчаток на руках, "которые и целовать оттого так весело, что они загорели и силу в них чувствуешь..." Я люблю вас за то, что вы не унижаете, что вы горды, молчаливы, книг не читаете, стихов не любите...
Но Марья Павловна в ответ читает ему стихотворение " И здесь мне кажется, автор показывает её поэтическую натуру. Её отношение к поэзии меняется, теперь уже она не считает, что все стихи "сладкие", как сахар. "Марья Павловна начала читать Анчар".
Веретьев стал перед ней, скрестил руки на груди и принялся слушать. При первом стихе Марья Павловна медленно подняла глаза к небу, ей не хотелось встречаться взорами с Веретьевым. Она читала своим ровным, мягким голосом, напоминавшим звуки виолончели, но когда она дошла
до стихов:
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки...
её голос задрожал, недвижные, надменные брови приподнялись наивно, как у девочки, и глаза с невольной преданностью остановились на Веретьеве...
Он вдруг бросился к её ногам и обнял её колени.
- Я твой раб, - воскликнул он, - я у ног твоих, ты мой владыка, моя богиня, моя волоокая Гера, моя Медея...
Но раб ли Веретьев? Нет, он не любит Марью Павловну. Такие люди, как Веретьев, не способны на большую, чистую любовь. Это всего лишь эмоции, реакция на то, как читала Маша стихотворение. Если бы он любил её, то не уехал бы и не заставил страдать человека, который её любит. Раба - сама Марья Павловна, причем раба, преданная ему всей душой. Она глубоко страдает от своей неразделенной любви, разлуки, одиночества. И она решается на самоубийство. И здесь, наверное, на это решение повлияло стихотворение Пушкина "Анчар". Но основным виновником в смерти Марьи Павловны является Веретьев. Недаром старик Ипатов в письме к сестре Веретьева Надежде Алексеевне писал: "Но вам лучше всех известно, Надежда Алексеевна, на чью душу должен пасть тот великий и смертный грех! Суди господь бог вашего братца, а моя своячница не могла не разлюбить, не пережить разлуку..."
Марья Павловна умирает страшной смертью, бросившись в пруд.
М.В. Авдеев, автор нескольких статей, посвященных анализу женских образов в русской литературе, объясняет трагическую гибель Маши тем обстоятельством, что до самого последнего момента её сознание не было разбужено. По его мнению, крик о помощи, вырвавшийся из груди Марьи Павловны, является признаком "слишком поздно пробудившегося сознания", которое предсказано ей, что "человек, из-за которого она
гибнет, не стоит её чувства, что самое чувство изменяется, что
жизнь хороша, и есть на земле нечто кроме любви, нечто великое
и глубокое".¹
Марья Павловна умерла, но в тех испытаниях, через которые ей довелось пройти, проявились лучшие духовные качества русской женщины - воля, ум, способность к решительным поступкам, самоотверженная любовь, нравственная чистота.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какова же функция пушкинского стихотворения в повести? Как нам кажется, оно является своеобразным связующим мотивом. Его читают в присутствии всех, спорят о нем, высказывают разные мнения. Характерно, что именно оно является поводом для обсуждения. При этом слушатели делятся на непричастных к истории любви Марии (Ипатов, Астахов) и на посвященных (Надежда Алексеевна, Веретьев), но ни первые, ни вторые - не проводят параллели между происходящим в Ипатьевке и содержанием стихотворения. Явной связи как будто нет, но есть тонкий намек, загадка, которая интригует, заставляет размышлять. Ассоциации проводит автор, четырежды упоминая "Анчар" в тексте, он ведет мотив рабства и злой воли через все произведение к роковой развязке. Может быть, это отчаяние напоминает подтекст главной темы.
На примере повести "Затишье" мы видим, что стихотворение А.С. Пушкина, а в частности "Анчар", И.С. Тургенев вводит в текст для того, чтобы читатель мог лучше понять героев, их жизненные идеалы, позиции, понять, чем они живут, то есть раскрыть внутренний мир героев. Пушкинский "Анчар" и тургеневское "Затишье" объединяет трагедия человеческой личности, её покорности и неспособность противостоять судьбе.
Проследив связь между "Анчаром" Пушкина и "Затишьем" Тургенева, мы пришли к выводу, что опора на опыт предшественников помогла Тургеневу углубить философское и нравственное содержание собственных произведений.
ЛИТЕРАТУРА
4. Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. - Л., 1965.
5. Н.Н.Мостовская. «Пушкинское» в творчестве Тургенева//Русская литература,1997 №1 с.28-37
6. Муратов А. Л. Повести и рассказы И.С. Тургенева 1867-18 71 годов – Л., 1980
7. Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. - М., 1984.
Император Акбар и Бирбал
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Почему Уран и Нептун разного цвета
Как нарисовать лимон акварелью
Астрономический календарь. Май, 2019