Валентин Григорьевич Распутин – крупнейший писатель-реалист, один из ярких представителей «деревенской» прозы в русской литературе второй половины ХХ века. Творчество Валентина Распутина большей частью посвящено проблемам деревни. И центральное место в своих произведениях о деревенской жизни В. Распутин отводит именно женщинам, а это, прежде всего женщина-мать.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_materi_v_proizvedeniyah_v._g._rasputina.rar | 2.36 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кумарейская средняя общеобразовательная школа
Образ матери
в произведениях В.Г. Распутина.
Районная научно-практическая конференция школьников
«В мир поиска, мир творчества, мир науки»
Секция «Литература»
Исследовательская работа Москалевой Анастасии Александровны, обучающейся
9 класса МБОУ Кумарейская СОШ
Руководитель: Москалева Екатерина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кумарейская СОШ
Адрес учреждения: 666 397 Иркутская, Балаганский , с. Кумарейка, Школьная,1
МБОУ Кумарейская СОШ
Контактный телефон:
Моб. 89247092853 e-mail: mou-kumar@ yandex.ru
Кумарейка, 2016
Оглавление.
1. Введение………………………………………………………………………….…с.3
2. Образ матери в произведениях В.Г. Распутина………………………………...…с.6
2.1. Образ матери в рассказе «Василий и Василиса».................................с.6
2.2. Образ матери в повести «Последний срок»........................................с.8
2.3. Образ матери в повести «Прощание с Матерой»……………………….с.11
2.4. Образ матери в повести «Дочь Ивана, мать Ивана»……..……………с.14
3. Анкетирование……………………………………………………………………...с.18
4. Заключение………………………………………………………………………..с.19
5. Библиографический список…………….……………………………………….….с.21
6. Приложение………………………………………………………………..............с.22
Валентин Григорьевич Распутин – крупнейший писатель-реалист, один из ярких представителей «деревенской» прозы в русской литературе второй половины ХХ века. Творчество Валентина Распутина большей частью посвящено проблемам деревни. И центральное место в своих произведениях о деревенской жизни В. Распутин отводит именно женщинам, а это, прежде всего женщина-мать.
Женщина - это начало начал. Её красота, обаяние, богатый духовный мир во все времена вдохновляли поэтов и писателей. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины матери-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги.
В произведениях В.Г.Распутина представлена целая галерея персонажей-женщин, каждый из которых обладает самостоятельным жизненным, эстетическим, эмоциональным содержанием. Однако все эти образы-характеры в своей совокупности объединены определенными общими связями, мотивами.
Материалом для данной исследовательской работы послужили художественные тексты В.Г. Распутина, а также материалы, собранные в процессе изучения соответствующей литературы.
Цель работы заключается в определении роли образа матери в произведениях В.Г. Распутина через интерпретацию текста.
При выполнении работы выдвигается рабочая гипотеза: образ матери – ведущий образ произведений В.Г. Распутина, образует символический план целого произведения.
Для достижения цели служит постановка следующих задач:
Объектом исследования явились произведения В.Г. Распутина «Василий и Василиса», «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Дочь Ивана, мать Ивана».
Предметом исследования в работе выступает каждое произведение в отдельности.
Цель и задачи исследовательской работы определяют основные методы исследования:
Методологической и теоретической основой работы послужили художественные тексты В.Г. Распутина, справочные материалы научно-популярных статей.
Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, одной главы, заключения, приложения и библиографического списка, в котором насчитывается 9 наименований.
Во введении кратко обосновывается выбор темы, определяются цель и задачи исследования, коротко освещается содержание работы.
В основной части работы отображены основные функциональные особенности распутинского образа матери. При этом выделены именно те особенности, которые нам понадобятся для дальнейшего анализа. Здесь же мы непосредственно приступаем к исследованию образа матери через его интерпретацию текста. Она необходима, для того чтобы показать, как происходит проникновение символики образа матери в произведениях В.Г. Распутина на всех уровнях повествования. После чего сделаны промежуточные выводы по главе.
В заключении обобщаются результаты исследования, подведены итоги, сделаны выводы.
Приложение состоит из компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint.
Предложенный материал может быть использован как на уроках, кружках и факультативах по литературе, так и на внеклассных занятиях по краеведению, библиотечных и классных часах.
Образ матери становится сквозным в творчестве В. Г. Распутина и появляется уже в первых очерках и рассказах начинающего писателя и проходит через все последующие произведения уже зрелого мастера.
В таких произведениях, как «Последний срок», «Василий и Василиса», «Прощание с Матёрой», «Дочь Ивана, мать Ивана» Валентин Распутин создает образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей народа, развивающих и обогащающих образ сельской праведницы. Всем им присуще чувство огромной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознание своей слитности с миром как человеческим, так и природным.
В своем творчестве В.Г. Распутин поставил вопрос о справедливости мира, в котором возможна смерть ребенка. В ситуации, намеренно лишенной какой-либо социальной подоплеки, предельно обнажено философское размышление о справедливости мироздания. Вопрос о смерти ребенка в художественном мире писателя приобретает значение проблемы бытия человека в ее преломлении в материнском сознании. В. Распутин находит свой подход к решению «вечной проблемы». Размышления матери о справедливости мироустройства в связи с гибелью своего дитя позволяют писателю с особенной силой передать ощущение трагизма бытия. По логике В. Распутина, утрата ребенка наделяет мать, творящую жизнь, правом спросить с самого Творца.
Взгляд на рассказ «Василий и Василиса» через мотив материнской утраты дитя позволяет открыть новые возможности в постижении его смысла. Ключевым качеством его главной героини произведения становится материнство. Женщина-мать в мире В. Распутина обеспечивает кровно-родовую целостность, больше всего при этом оберегая своих детей. Василий же, ставший причиной гибели их нерожденного ребенка, оказался виновником разрушения этой священной связи, являющейся первоосновой самой жизни. И потому Василиса, прежде всего, как мать не может позволить переступить эту грань, нарушить родовой принцип жизни даже собственному мужу, глубокое чувство к которому она хранит и после драматического разрыва. То есть понимание и принятие героиней высшего материнского призвания приходит в столкновение с ее природно-женскими стремлениями и желаниями.
Верность нравственным устоям требует от Василисы немалых душевных усилий, является источником ее мучительных переживаний. Согласно представленной в рассказе концепции, отношения мужа и жены находятся в прямой зависимости от их способности сохранения родовой целостности. Так, фактически одно имя двух персонажей «Василий и Василиса» становится символическим знаком общей трагической судьбы, общих духовно-нравственных основ героев.
В образе Василисы получает свое развитие идея, при этом образ женщины претерпел трансформацию: мистически окрашенный образ «вечной матери» обрел черты реальной, земной женщины-матери.
Пленительный образ женщины-матери создал В. Распутин в повести «Последний срок». Анна наделена щедрым сердцем, умением прощать обиды, окружать людей теплотой и заботой. В образе своей героини автор воплотил свои сокровенные мысли о великой духовной силе русской женщины, об огромной нравственной значимости ее природной роли матери, способной своей любовью противостоять злу в мире.
В. Распутин рисует в своем произведении критическую ситуацию: умирает Анна. Драматические обстоятельства позволяют автору раскрыть те нравственные законы, по которым живет героиня. Прослеживая вместе с писателем судьбу старой женщины, вникая в ее заветные мысли, мы понимаем, что только кровная причастность к родной земле, к труду на ней, к природе, к людям, к бесконечной цепи поколений дает смысл человеческому существованию. В противном случае нам всем угрожает бездуховность. Симптомы этой болезни подметил В. Распутин в образах детей Анны, потерявших связь с родной землей. Все они собрались в доме умирающей старой матери, чтобы проститься с ней. Но их занимают, прежде всего, собственные заботы. Люся спешит сшить себе еще при живой матери черное платье, чтобы выглядеть на похоронах подобающим образом, Варвара тут же клянчит это не сшитое еще платье для своей дочери. Сыновья Михаил и Илья запасливо покупают ящик водки — «мать надо проводить как следует» — и начинают пить заранее. И эмоции у них ненатуральные: Варвара, приехав и открыв ворота, сразу заголосила: «Матушка ты моя-а-а!». Люся «тоже опустила слезу». Так автор показывает, что духовный мир этих людей беден, они утратили благодарную память, озабочены лишь мелочными делами, оторвались от Природы (мать в повести Распутина — это и есть природа, дающая жизнь).
Автор задумывается, почему у такой матери выросли бездушные дети. Анна вспоминает прошлое, детство своих сыновей и дочерей. Вспоминает, когда родился первенец у Михаила, как он был счастлив. Изначально герои способны были «чутко и остро удивляться своему существованию», тому, что окружает на каждом шагу, способны понять свое участие в «нескончаемой цепи» человеческого существования: «чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей». Но погоня за сиюминутными благами затмила Михаилу, Варваре, Илье и Люсе весь свет и смысл жизни. Им некогда, да и не хочется задуматься, в них не развита способность удивляться бытию. Причина духовной и нравственной бедноты, по Распутину, заключается в том, что люди теряют связь со своими корнями. Только младшая дочь Таньгора сохранила благодарное чувство к матери, подарившей ей жизнь.
Что же за человек Анна? Как она относится к жизни? Какое значение имеет этот образ? Жизнь Анны была до краев заполнена хлопотами. Она была и хозяйкой, и матерью, и кормилицей, и работницей в попе и огороде. Казалось бы, ей-то некогда задумываться, она далека от «философий», жила, как Жилось. Но она пытает себя вопросами, которые далеко не всякий интеллектуал смог бы и решился бы поставить перед собой.
Вся ее прошлая жизнь напоминала бег по кругу, когда нет возможности остановиться и осмыслить происходящее: «...ей некогда быпо вздохнуть и оглядеться по сторонам, задержать в глазах и в душе красоту земли и неба».
Но несмотря на всю жизненную круговерть, Анна умеет видеть и ценить эту красоту. Ей вспоминается молодость, день, когда «она не старуха — нет, она еще в девках, и все вокруг нее молодо, ярко, красиво. Она бредет вдоль берега по теплой, парной после дождя рано». В этот момент Анна чувствует себя по-настоящему счастливой, неведомые чувства охватывают ее, и она полностью поглощена созерцанием красоты окружающего мира. Эти светлые воспоминания оправдывают все муки, все страдания земные. Анна никогда не ропщет на жизнь. И не от рабской покорности судьбе, и от сознания ни с чем несравнимой радости жизни, к которой ты приобщился на свой срок. Она поняла всю свою жизнь как мучительную радость.
Отсюда, от способности чувствовать красоту, от сознания своей ответственности за свой, человеческий срок на земле, идет высочайшая нравственность Анны. Из этой нравственности и вытекает ее бескорыстная любовь к своим детям, несмотря на их равнодушие к ней: «старуха старалась удерживать себя, чтобы не сказать и не сделать лишнее»; чтобы не обременять своих детей заботами, она готова даже «не откладывая... умереть». Она видит в детях произошедшие перемены, но от этого не перестает любить их меньше. Илья «побойчел», Люся «городская вся, с ног до головы ...» Никогда Анна ничего не просила для себя. Даже о гостинцах она спрашивает исключительно ради своей внучки Нинки. В образе Нинки — надежда на то, что ниточка жизни не прервется: «Поговорю с ей, и на душе легче».
Анна необычайно требовательна к себе. Даже в необходимости додаивать корову, чтобы принести молока своей больной дочери, она видит грех. Но Анна могла проявить и твердость характера, когда это было необходимо. Например, она «в упор из обоих стволов посолила задницу» караульщику Денису. За свою трудную жизнь Анна никогда не поступалась своей совестью, поэтому она уходит из жизни достойно.
Для Распутина образ Анны — образ идеальный. Писателя всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого. Все герои Распутина — это люди, сильные духом, и высокой нравственности. Анна же это человек, который воплощает в себе идеал матери и нравственную силу народа.
Год 1976 подарил поклонникам творчества Распутина новую радость. Писатель пишет повесть «Прощание с Матёрой». Индустрия прибирает к рукам один из отдаленных сибирских уголков. Строится ГЭС, которая мощным светом озарит этот уголок, даст людям тепло, энергию, благоустроит их быт. Но ощущения праздника у людей нет. Маленькая деревенька Матёра, попадает в русло искусственного водохранилища. Большинство местных жителей скорбит по своей Матёре, обреченной стать дном водохранилища. Да, строится громадина ГЭС, и какая-то Матёра в сравнении с этим чудом 20 века и с теми благами, какие она дает стране – пустяк, мелочь. Но только могут ли быть мелочью и пустяком вещи, касающиеся судеб живых людей, пусть даже горстки людей.
И вот русский человек поглядел на одну эту, ничем не выделяющуюся среди других, деревеньку, как бывало, русская литература глядит на «маленького человека», и открылось ему, что с каждой деревней уходит Родина, и сиротеет русское сердце.
В повести «Прощание с Матёрой» изображена жизнь сельских старух. Глубоко передаются читателю тяжелые, мрачные настроения этих женщин, которые знают, что скоро их деревня будет затоплена, и им придется переселяться в город. Повествование идет на одной пронзительной ноте – прощания с русской деревней, национальной культурой. Распутин горестно и бережно подробен в оглядывании каждого дня своих старых героинь, оставшихся в обреченной на затопление деревне, чтобы «доглядеть огороды», да и просто дотянуть до последнего. Не зря писатель и выбрал имя деревне – Матёра. Если мы заглянем в словарь, то узнаем, что так в Сибири зовется коренное, срединное течение, стержень реки, так определяется первородная живая сила, и все вместе имеет великим началом слово – мать. Автор этого символизма нигде не подчеркивает, но мы видим это сами. И не зря он выбирает в героини сильную характером старуху Дарью, из тех, на ком стоит всякая деревня, да и сама наша Родина.
Старуха Дарья – несомненно, один из самых дорогих автору образов, выразительница многих его заветных дум и помыслов. Создав этот образ, Распутин призвал на помощь все свое мастерство. Когда Дарья произносит свои монологи, воочию представляешь себе эту умудренную жизненным образом крестьянку, с ее склонностью порассуждать, посетовать на житье-бытье, щедро уснащая при этом свою речь местными, истинно сибирскими поговорками и прибаутками. К этой старой и мудрой женщине тянутся люди. В ее избе всегда многолюдно. Все важные монологи и диалоги повести происходят в доме этой пожилой женщины. «…Дарья ничем не могла помочь старухам, но они шли к ней, собираясь вместе, чтобы рядом с Дарьей и себя почувствовать тоже смелей и надежней…».
Высокой поэзии исполнены сцены прощания старухи с могилами близких, с родной избой, которую она обряжает накануне пожога, как обряжают покойника перед похоронами. Ее переживания, раздумья о пережитом, о происходящем, никак не назовешь отрицанием нового, того, что мы громко именуем прогрессом. Богатый житейский опыт и чувство справедливости не позволяют ей закрывать глаза на устремления молодости. Она понимает, что Матёра, ставшая для нее всем миром, не может быть таковой для остальных людей.
Но ведь и прошлое забывать нельзя. Без прошлого у человека нет будущего. А прошлое – это не только воспоминания, но и кладбища, где похоронены родители, деды, прадеды. И природа, с которой люди дышат одним воздухом; и народ, односельчане, как симпатичные, так и не очень, как добрые, так и злые. Все это вместе для распутинских старух называется словом «жизнь», и лишиться этого – значит для них перечеркнуть себя, оторваться от корней, от всего, что их хранило и питало.
Удивительны и неповторимы распутинские старухи. Казалось бы, чем знамениты эти необразованные сибирячки, которым за долгие годы жизни то ли не удалось, то ли не захотелось повидать большой мир? Но их житейская мудрость и выстраданный годами опыт стоят иной раз больше, чем знания профессоров и академиков. Старухи Распутина – особая стать. Сильные духом и крепкие здоровьем, эти русские бабы – из породы тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Это они рожают русских богатырей и их верных подруг. Это их любовью ли, ненавистью ли, гневом ли, радостью крепка наша земля – матушка. Они умеют любить и созидать, поспорить с судьбой и одержать над ней победу.
Всю повесть, все оставшиеся до затопления дни Дарья собирает, скликает родную материнскую историю, торопиться обдумать ее и воссоединить, чтобы хоть в ее сердце деревня дожила по человечески, не уронив себя. Чтобы весь опыт ее не канул без внимания, потому что всем веками наработанным и хранимым ею умом, она знает главное: «Правда в памяти .У кого нет памяти, у того нет и жизни!».Дарья – сильная по духу женщина. Она из тех, кто притягивает к себе людей, рядом с ней они набираются сил. Героиня родила шестерых детей, но трое из них умерли. Она пережила и потерю детей, и потерю мужа, который ушел на охоту и не вернулся. Но всё же сердце Дарьи не зачерствело, не охладело к людям. Наоборот, она старается жить «по совести», не обижать людей, помогать им. Героиня приютила у себя Катерину, чей дом спалил ее сын, Петруха, и Симу с внуком, которые боялись ночевать одни. Дарья до конца жизни остается преданной своей родине. Она формулирует главную мысль произведения, которую автор хочет донести до читателей: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни» [2, с. 63].
«Женский уклон» много значит в самоутверждении В. Распутина и в его широчайшем успехе. Тут и особенность его дарования и главная сила. Ищущий прочных нравственных ценностей, он нашел их в русской женщине. Речь идет, конечно, об отношении Распутина к женщине-матери, к женщине-жене, воплощающей прочные семейные связи. Именно такое отношение у Валентина Распутина к главной героине повести «Дочь Ивана, мать Ивана» Тамаре Ивановне, вобравшей в себя все лучшие черты распутинских женских характеров.
Беда семьи Тамары Ивановны, впрочем, как и многих современных русских семей, в том, что в доме нет единства, что семьей они названы номинально. Анатолий – муж, дети – Светка и Иван – обособленны друг от друга. Они страшно одиноки даже в семье, потому что они далеко от идеи сплочения. Смысла жизни у них нет. И только есть надежда, что жертвенный огонь Тамары Ивановны сплотит всех. Истоки силы и крепости этой женщины кроются в ее прошлом, в ее связи с землей, с домом, с семьей, с деревней. Недаром родилась Тамара Ивановна в глухой тайге, на берегу быстрой Ангары, и с детства умела и рыбу ловить, и стрелять из охотничьего ружья, и из любой глухомани выходить на верную тропу. Всему научила тайга, и потому там, внутри ее характера, находился кремень. Вот и вырисовывался такой характер: «Одна из многих и многих миллионов женщин, похожих на нее, она, благодаря этой особой сверхчуткости, этой способности самопроникновения, могла считать себя единственной…» [3, с. 36].
Сохранение женщиной женской сущности, ее цельности, возможно лишь при условии духовного единения людей. Эта идея В. Распутина еще отчетливее прозвучала в повести «Дочь Ивана, мать Ивана», которая стала обращением писателя к сердцу каждого человека, к сердцу русского народа с призывом уже не сохранять, а возрождать национальные духовные ценности. С потрясающим мастерством В. Распутин описывает боль главной героини повести Тамары Ивановны – матери изнасилованной девочки. Писатель подчеркнул, что решение героини вершить материнский самосуд вызвано отнюдь не сиюминутным эмоциональным порывом. Логика поведения Тамары Ивановны подтверждает осознанность ее действий. Для нее реальное участие в процессе противостояния «обесчеловечиванию» есть исполнение своего главного материнского долга. В сохранении нравственных основ жизни она видит сбережение и утверждение принципов рода, за которые она, мать, в ответе. Чувство ответственности за жизнь и материнской заботы о ней чрезвычайно развито в главной героине повести, и необходимость его реализации для нее оказывается важнее собственного благополучия. Тамара Ивановна, решившись на восстановление справедливости и защиту нравственных законов жизни, осознанно обрекла себя на неизбывные страдания от совершенного греха, в полной мере осознавая, что «не миновать ей этой пожизненной каторги под спросом совести» . Так В. Распутин в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» в образе ее главной героини воплотил главное качество русской женщины-матери – способность на самопожертвование во имя сохранения и спасения жизни.
Тамара Ивановна смогла услышать и откликнуться на призыв родной земли решительными действиями. Она показала, что в русском народе еще осталась сила, которая способна противостоять «хищническому» натиску «черных, желтых, пегих» завоевателей. Но самое главное, героиня показала необходимость и возможность преодоления душевной разобщенности русских людей. Поэтому в повести звучат одинокие голоса персонажей, сливающиеся в единый народный хор, который не только жалеет и оправдывает свою «мать–героиню», но и воспринимает ее как народную заступницу.
Уже в названии повести автор акцентировал внимание читателя на том, что Тамара Ивановна предстает лишь как одно из звеньев неразрывной цепи рода. Вместе с тем сосредоточенное внимание писателя на личности героини в контексте непрерывного процесса бытия свидетельствует о его стремлении подчеркнуть ее роль и значение в «большой истории». Именно в таком масштабе – с точки зрения исторического бытия России, пробуждения национального самосознания русского народа, развития его потенциальных сил и возможностей – осмысляется центральный поступок Тамары Ивановны. В связи с этим особое значение в повести приобретает образ Ивана-младшего. Он изображается писателем как достойный сын своей матери. Собственные действия и личностные качества он всегда соотносит с ее поступком и качествами ее характера. Тамара Ивановна воспринимается сыном как авторитет сильной волевой личности. Он гордится ее поступком, более того, в таком проявлении силы характера Иван видит единственно возможный путь сохранения человеческого достоинства. В повести отчетливо обозначилась уверенность автора в том, что этот молодой человек, уезжающий строить церковь на родину матери и деда, прочно стоящий на земле и обладающий волевой решительностью, и есть будущее страны. Однако не только Иван предстает как чаемая надежда России и жизни вообще; созидательную, совершенно конкретную и реально значимую силу писатель увидел в женском начале.
Миссию сохранения Родины художник возлагает прежде всего на русскую женщину. Эта идея красной нитью проходит через всю повесть «Дочь Ивана, мать Ивана». В. Распутин «по праву русского писателя» на протяжении всего своего творческого пути озабочен поисками героя современности. Качества народного заступника он нашел в русской женщине. Писатель увидел в ней духовные силы и волевую решительность, которые способны пробудить национальное самосознание и «собрать ополчение в защиту» своей страны.
А Тамара Ивановна пожертвовала собой уже во имя детей и Родины, во имя их будущего. Это свидетельствует о том, что женский образ в творчестве В. Распутина становится более содержательным и масштабным. Теперь он способен встать в центр произведения с эпической глубиной содержания. Женская «сверхчувственность» Тамары Ивановны представлена в сращенности с чувствами народа, а ее материнская судьба – в полном слиянии с судьбой национальной.
Среди обучающихся 6-11 классов было проведено анкетирование, позволяющее определить каким ученики нашей школы видят идеальный образ матери. В анкетировании участвовало 44 человека. Отвечая на поставленный вопрос, респондентам необходимо было отметить варианты ответов из предложенных либо записать свой.
Итоги анкетирования показали следующие результаты.
Из 44 опрошенных учащихся, читают идеальным образ матери как хранительницу очага – 30 человек (68%), воплощение мудрости – 21 человек (48%), человека совести, мать-героиню – по 17 человек (39%), способной на самопожертвование – 16 человек (36%), как идеал нравственности – 10 человек (23%) и слепо любящую всех – 6 человек (14%).
Таким образом, мать для большинства опрошенных – это хранительница очага и воплощение мудрости.
Интересен тот факт, что 25 родителей, отвечая на этот же вопрос указали, что идеальный образ матери – это, прежде всего, идеал нравственности (21 человек, 84%), воплощение мудрости (18 человек, 72%), а также человек совести (16 человек, 64%).
Вывод: скорее всего, такое противоречие в ответах детей и родителей связано с тем, что, взрослея, человек меняет свои нравственные ориентиры.
В произведениях первого периода творчества В.Г. Распутина материнство выступает как безусловная ценность, высший критерий, который может быть мерилом бытия, в соотношении с которым могут быть осмыслены самые сложные проблемы жизни. Кроме того, материнское начало представлено как важнейший фактор, обеспечивающий целостность рода в процессе передачи духовного опыта поколений. В извечной заботе старух-тофаларок, Василисы, Анны Степановны о духовном облике потомков и мира в целом проявляется особый, жертвенный характер русской женщины.
Стремление писателя постичь значение и сущность материнства обусловило специфику образной системы произведений 1960-х годов, в центре которой оказался образ пожилой женщины. Это обобщенно-символический образ «вечной матери», в определенной мере лишенный жизненной плоти. Ее духовные и физические возможности представлены главным образом в потенции, а их непосредственное проявление в жизненных обстоятельствах, в драматичных перипетиях текущей действительности не показано либо дано воспоминаниях о давно минувшем. Старухи-тофаларки, Василиса и даже Анна Степановна, женщина, обладающая безусловно сильным характером, не способны из-за преклонного возраста и состояния здоровья реализовать в действии, в поступке свои нравственные принципы. Они способны наблюдать за жизненным процессом и оценивать его как бы со стороны, не имея возможности вмешаться в его течение.
Анализ женских образов в творчестве В. Распутина, осмысление закономерностей его развития, позволяют говорить об определенных «типах» женщин, воссозданных писателем в произведениях. Это прежде всего образы распутинских старух-праведниц (Анна из повести «Последний срок», Дарья Пинигина), для которых жизнь - это неукоснительное следование заветам предков, главными из которых являются нравственность, добро, чувство дома, семьи, а также активная деятельность во имя ближнего или общего блага, умение любить и сострадать.
В повести «Дочь Ивана, мать Ивана» В. Распутин вновь, как и в ранних своих произведениях, обратился к образу «вечной матери», который, однако, стал существенно отличаться от материнского образа, созданного им в начале творческого пути. В первых произведениях метафора «вечная мать» свидетельствовала об осмыслении В. Распутиным материнства в онтологическом аспекте. Но в зрелом и позднем творчестве писателя все больше стала интересовать ментальная определенность материнства. Его художественные поиски реализовались в созданном им образе «вечной русской матери». Значимость и привлекательность образа Тамары Ивановны ещё раз подчёркивает одну из важнейших мыслей Распутина: женщина - вот истинная спасительница и защитница России и ее детей.
Таким образом, значительность женских образов в творчестве Распутина очевидна - они являются носителями «высокого света» нравственности, которая не даёт окончательно рухнуть миру.
Гипотеза, выдвинутая нами в самом начале исследовательской работы о том, что образ матери – ведущий образ произведений В.Г. Распутина и образует символический план целого произведения доказана.
Рецензия
на исследовательскую работу по литературе
Решетниковой Елены Алексеевны, обучающуюся 8 класса
МБОУ Кумарейская СОШ
Тема исследовательской работы «Образ огня в русской литературе».
Работа написана в полном соответствии с требованиями к написанию исследовательских научно-практических работ. Имеется правильно оформленный титульный лист, все страницы пронумерованы, в конце работы имеется библиографический список, а также приложение.
Актуальность данной темы заключается в том, что материал, касающийся роли огня в русской литературе более детального изучения.
Материалом для данной исследовательской работы послужили материалы художественных текстов Н.В. Гоголя и В.Г. Распутина, а также материалы, собранные в процессе изучения соответствующей литературы.
Новизна исследования заключается в том, что до настоящего времени никто еще не пытался собрать и изучить информацию о роли огня в русской литературе.
Материалом для данной исследовательской работы послужили художественные тексты Н.В. Гоголя и В.Г. Распутина, а также материалы, собранные в процессе изучения соответствующей литературы.
Цель работы заключается в определении роли огня в русской литературе через интерпретацию текста.
Объектом исследования явились повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».
Предметом исследования в работе выступает каждая повесть в отдельности.
Цель и задачи исследовательской работы определяют основные методы исследования: метод сплошной выборки; наблюдения; аналитический; описательный; сравнительно-сопоставительный; интерпретации художественного текста; обобщения и систематизации.
Методологической и теоретической основой работы послужили художественные тексты Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», справочные материалы научно-популярных статей.
Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографического списка, в котором насчитывается 8 наименований.
Во введении кратко обосновывается выбор темы, определяются цель и задачи исследования, коротко освещается содержание работы.
В основной части работы отображены представления об огне и его функциях в разных культурных традициях. При этом выделены именно те особенности, которые нам понадобятся для дальнейшего анализа. Здесь же мы непосредственно приступаем к исследованию образа огня через его интерпретацию текста. Она необходима, для того чтобы показать, как происходит проникновение огненных мотивов в повестях на всех уровнях повествования. После чего сделаны промежуточные выводы по главе.
В заключении обобщаются результаты исследования, подведены итоги, сделаны выводы.
При выполнении работы выдвигается рабочая гипотеза: образ огня образует символический план целого произведения, которая, в конечном счете, доказана.
Приложение состоит из компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint.
Предложенный материал может быть использован как на уроках, кружках и факультативах по истории, так и на внеклассных занятиях по краеведению, истории и географии.
Руководитель: ___________/Москалева Е.Ю./
Просто так
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
В поисках капитана Гранта
Какая бывает зима
Как нарисовать зайчика