Герои моей семьи
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_sashi_nechaeva.doc | 803.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Дульдургинская средняя общеобразовательная школа»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ГЕРОИ МОЕЙ СЕМЬИ»
Выполнил: ученик 3 «а» класса
Нечаев Александр
Руководитель: Тыпхеева Т.И.
с. Дульдурга
Дульдургинский район
Забайкальский край
2014 год
Содержание:
Введение.
Глава 1.
Корни моей семьи.
Глава 2.
Они сражались за Родину.
Глава 3.
Погиб во имя Победы.
Глава 4.
И в тылу ковалась победа.
Заключение.
Литература.
Введение
«Дерево мудрости, дерево жизни,
Мы его ветви, мы его мысли.
Мы – молодые на ветках листочки,
В летопись впишем новые строчки»
Народная мудрость гласит: «Друзей мы выбираем, родственники же нам достаются». Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за
существование.
В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас едва знакомы. Сегодня, даже весьма пожилые люди не сразу смогут объяснить, кто такой деверь, золовка, шурин, свояченица. Слова кажутся устаревшими, архаичными. Вероятно, так происходит потому, что связи семейные становятся менее прочными, сосредоточиваются в рамках так называемой семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.
Будущее невозможно без прошлого и настоящего, у человека должны быть корни. Он не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей на солнце, не знающей о том, что было вчера и что сулит завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Чтобы нас не называли Иванами, не помнящими родства, нам необходимо знать, чем гордиться, что передать в наследство своим потомкам. А для этого следует знать не только историю своей страны, но и историю своей семьи, какой след оставили предки в истории России и малой Родины.
Цель исследования: изучить и написать о предках моей семьи, их подвигах во время Великой Отечественной войны;
- показать, как судьба моих предков тесно переплеталась с событиями, происходящими в стране.
Объект исследования: жизненный путь моих родственников
Предмет исследования:
военные и трудовые подвиги моих родственников во время войны
Гипотеза:
Если я буду знать и хранить память о жизненном пути моих родственников, о их военных и трудовых подвигах, то буду стараться быть похожим на них, буду воспитывать в себе чувство гордости, любви и преданности Родине
Задачи:
1.Собрать и изучить материалы о героях моей семьи на основе воспоминаний моих бабушки и прабабушки;
2. Собрать фотодокументы;
3.Узнать ещё больше о Великой Отечественной войне
Методы исследования:
беседы с родственниками
Глава 1. Корни моей семьи.
В семье Доликовых Тимофея Дмитриевича и Пелагеи Григорьевны было семеро детей: четыре сына и три дочери. Жили очень бедно. Тимофей Дмитриевич был сельским кузнецом, был мастером на все руки. Без кузнеца не обходилась ни одна колхозная работа. С утра до позднего вечера пропадал в кузнице. Пелагея Григорьевна батрачила в зажиточных семьях, у кулаков: мыла полы, стирала, работала в огороде, доила коров, ухаживала за свиньями и овцами. Вот этим и кормили свою большую семью. Не было путной обувки, одежки. От старших младшим доставались обноски. Отец шил детям ичиги на несколько размеров больше, говорил: «Сена побольше постелешь, ножка будет отдыхать». А какой уж там отдых, когда идешь и держишь их.
Еще до войны умер Тимофей Дмитриевич. Сыновья Василий, Михаил, Петр и Константин работали в колхозе. Дочери Агриппина, Мария и Антонина учились в школе. Агриппина, как самая старшая из сестер, была основной помощницей матери, поэтому, не окончив 4 класс, с 12 лет пошла работать в колхоз.
На снимках: Пелагея Григорьевна, Василий Тимофеевич, Михаил Тимофеевич.
На снимках: Петр Тимофеевич, Константин Тимофеевич.
На снимках: Агриппина Тимофеевна, Мария Тимофеевна, Антонина Тимофеевна.
Глава 2. Они сражались за Родину.
Когда началась война, одного за другим братьев призвали на фронт. Не один раз они были ранены, лежали в госпиталях, а по выздоровлению снова отправлялись на передовую.
На снимке: (слева первый) Михаил Тимофеевич в госпитале.
Воевали братья не на жизнь, а на смерть. На их глазах погибали друзья-однополчане. Но они шли к Победе. И победили!
Трое братьев, Василий, Михаил и Петр, по окончании войны вернулись домой. Но недолго прожили. Раны, полученные на фронте, давали о себе знать. Да и работали после войны, восстанавливая разрушенное хозяйство, не щадя ни сил, ни здоровья. В 60-х годах умерли один за другим. Михаил до самой смерти носил осколок под сердцем. У Петра была оторвана ступня.
Глава 3. Погиб во имя Победы.
Младший из братьев Константин перед отправкой на фронт, в Сретенске, прошел курсы младшего командующего состава. А перед отправкой на фронт, на несколько часов заехал домой попрощаться. В форме лейтенанта, высокий, красивый, предстал перед своими родственниками. Сказал, что их везут на фронт. Мать просила его быть поосторожней на войне. А он сказал: «Мама, я так не могу. Или грудь в крестах, или голова в кустах!».
Шли тяжелые бои под Смоленском. Много погибло в тех боях наших солдат, но и превосходящие силы противника несли огромные потери.
В промежутке между боем Константин успел черкнуть домой несколько строк. Он писал, что ему скоро дадут звание капитана, и он сможет посылать свой аттестат матери, все же ей будет легче, ведь во время войны были большие налоги. Писал, чтобы мама за него не волновалась, у него все в порядке. А в конце написал: «Птички поют, а жить так хочется…». Не успел дописать. Опять немцы пошли в наступление. В этом бою он погиб.
После пришла похоронка:
«Ваш сын, старший лейтенант, командир пулеметной роты, Доликов Константин Тимофеевич, уроженец Читинской области Читинского района с. Новая Кука, за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 24 августа 1943 года. Похоронен Юго-Западнее д. Павлово Духовщинского района Смоленской области».
После войны могилы солдат, павших на полях сражений, перенесли в братскую могилу в город Смоленск. Также в Смоленске есть музей Славы, где есть стенд, посвященный Константину Тимофеевичу.
На снимках: в Смоленске издалека видна восьмиметровая стела, установленная на вершине Кургана. На ней даты – годы начала и окончания войны. Ниже начертаны слова: «Люди! Покуда сердца стучатся, – помните, какою ценой завоевано счастье, – пожалуйста, помните!». Еще ниже – барельеф воина, матери с ребенком, партизана, рабочего и мальчика. В их руках лента с надписью «Вечная память павшим за свободу и независимость нашей Родины».
Большое воинское кладбище находится на улице Фрунзе. В честь захороненных здесь 5652 советских воинов, погибших в боях за Смоленск во время Великой Отечественной войны и умерших от ран в госпиталях города, установлен гранитный обелиск. Фамилии захороненных солдат и офицеров выбиты на 58 каменных плитах и увековечены в памятном альбоме.
Глава 4. И в тылу ковалась Победа.
Когда началась Великая Отечественная война, Агриппине Тимофеевне шел 17-й год. Ее, как самую старшую из сестер, направили на курсы трактористов. Обучались на станции Ингода полтора месяца. Сдали экзамены, получили права и погнали свои трактора домой, в село Новая Кука. На тракторах работали девчонки, а прицепщиками были либо древние старики, либо мальчишки, совсем дети. Ведь все трудоспособное мужское население было призвано на фронт. Ранней весной пахали поля, боронили, сеяли хлеб, а зимой ставили трактора в не отапливаемые гаражи на ремонт на ст. Ингода. Порой руки примерзали к металлу. Трактора были газогенераторные, для них приходилось пилить чурочки.
В один из дней принесли ей повестку на всеобуч: «Явиться на станцию Домна. При себе иметь кружку, ложку, пару белья». Пелагея Григорьевна плакала: «Последнюю забирают». Их учили перевязывать раненых, изучали винтовку, ползали по-пластунски, ходили строем. Но на трактористах была бронь, поэтому на фронт их не взяли. Отправили на лесозаготовку. На станции Кручина вручную пилили лес, долбили его из-подо льда. Днем пилят, а ночью грузят вручную в вагоны. Испытали все – было голодно, холодно, одолевали вши. На лесозаготовках были три месяца.
После войны работала в колхозе дояркой, затем техничкой в школе, в которой проработала 30 лет.
Мария и Антонина окончили по 7 классов. Мария выучилась на бухгалтера, Антонина на агронома.
Заключение.
И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!
Э. Асадов
В ходе исследовательской работы я беседовал с людьми старшего поколения, в том числе с моей бабушкой и брабабушкой. Теперь я знаю, кем и какими были мои предки. Они жили, работали, растили своих детей, воевали на фронтах Великой Отечественной войны, трудились в тылу, восстанавливали разрушенное послевоенное хозяйство, а главное, они принесли нам Победу, чтобы мы жили в мирное время и ни в чем не нуждались. Теперь все зависит от нас, какими мы вырастем и будем ли достойны своих прадедов. И я уверен, мы их не подведем. Мы чтим память наших родственников-фронтовиков, их имена всегда будут жить в наших сердцах и памяти. История жизни моих родственников, как и многих других, является живым примером бескорыстного, самоотверженного подвига простых степняков, которые по первому зову Родины, не задумываясь, оставили свои семьи и встали на защиту Родины. Таким образом, я подтвердил гипотезу, что патриотизм, чувство гражданской ответственности, преданность Отечеству, малой Родине лежит в основе героизма моих предков, как на войне, так и в тылу.
На примере жизни моих родственников я буду хорошо учиться, получу достойное образование и буду работать во благо нашей страны.
Литература.
Акварельные гвоздики
Ночная стрельба
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Лиса-охотница
Сочные помидорки