Исследовательская работа к районной научно-исследователькой конференции "От краеведения к краелюбию"п.Березово,2014.
Вложение | Размер |
---|---|
История появления моего поселка Сосьва. | 38.28 КБ |
СОСЬВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Исследовательская работа
На тему:
«История появления поселка Сосьва»
Работу подготовили:
уч-ся МБОУ Сосьвинской СОШ
9 класса Пакина Мария,
уч-ся 6 класса Ефремова Александра
Руководитель: Пакина Татьяна Ивановна
Сосьва 2014г.
Крутится, вертится шар голубой… Снова сменяется лето – зимой… Снова, над Сосьвой чайки летят… Над нашей Сосьвой чайки летят… (отрывок из народной песни о п.Сосьва) |
Введение.
Наш поселок Сосьва находиться на удивительно красивом, высоком изогнутой дугой берегу реки Сосьва, что находится в 10 км.ниже устья реки Ляпин. Осенью, поселок особенно красив: на околицах кудрявые рябины переодеваются в пестрые и бархатные платья, надевают свои красные сережки и бусы, белоствольные березы своими золотыми, солнечными нарядами, озаряют все улицы поселка, а вечнозелёные сосны, ели и кедры вокруг поселка, как будто охраняют, согревают поселок. Природа словно в очередной раз готовится ко дню рождения поселка, который был основан осенью, в тридцатых годах XX века.
Зачем? Кто? И почему? решил здесь построить поселок, задались мы вопросом, и жили ли раньше здесь люди? Чем они занимались? Мы решили исследовать эти вопросы, найти на них ответы: у родственников, в научно-исследовательской и краеведческой литературе. В процессе своей работы мы выяснили много для себя интересных, незнакомых порой удивительных моментов из истории нашего поселка Сосьва.
Итак, поселок Сосьва носит название реки, на которой находится: «Сосьва», имеет коми - зырянское значение слова. Коми-зыряне живут выше течения реки Сосьва, в поселке Саранпауль у реки Ляпин. Свои воды Ляпин берет с Уральских гор, вода здесь прозрачная, чистая выезжая с устья реки Ляпин на нашу реку Сосьва, коми-зыряне видели темную, мутную воду, русло которой исходит с низин, болот, эту реку они и назвали «Сосьва» – что означает «темная вода».
В тридцатых годах XX века, когда началось строительство поселка, называли поселок «Сосьвинская культбаза», эти годы жизни поселка мы и постараемся осветить подробнее.
В нашем поселке коренными жителями является народ манси, которых раньше называли вогулами, они жили недалеко от места, где стоит сейчас поселок. Одно из значении слово «манси» переводится с мансийского языка как:«мань»-малый,«си»–народ (маленький народ, род).
По одной из мансийской мифологии, считалось, что это место где построен поселок, не хорошее, потому, что в самом круговороте (изгибе реки) живет «Куль» то есть в переводе с мансийского языка «Черт», который любил баловаться: мутить воду и топить лодки, судна проходящие мимо. Один из мансийских богатырей решил проучить его и выбросил куля (черта) в лес, то место, куда упал куль, образовалось большое глубокое озеро, вода которого, даже летом холодная. В народе это озеро называют «Интернатским», так как недолеко находился пришкольный интернат.
Поэтому место, где находится сейчас поселок, манси старались объезжать, обходить стороной, особенно изгиб реки. Чтобы не проплывать мимо, они сокращали путь, напрямую, перенося деревянные лодки по земле через лес. Если и приходилось проезжать мимо высокого берега, то манси, никогда не останавливались на этом месте (где находиться сейчас п.Сосьва). Лодочных моторов и железных лодок в то время не было, гребли по реке деревянными веслами, на деревянных лодках. Быстро гребли веслами только самые сильные мужчины, женщинам запрещалось прикасаться даже к воде. Течение на повороте реки быстрое, если промедлить, лодку или небольшое судно закручивало водоворотом, что пугало народ.
Коренные жители манси (вогулы), в основном жили родами в лесу, выше по реке от современного поселка, в местах, где нерестилась рыба и было больше зверей.
Основными видами промысла манси являлась охота, рыболовство, оленеводство, а также сбор дикоросов. Для промысла рыбы, зверей, боровой дичи и уток, манси сами изготавливали орудия лова из природного материала. Из ивовой коры вили веревки, из травы «пырей» - половики, из крапивных ниток рыболовецкие сети и шнуры для неводов. Семьи манси, жили родами, и имели зимнее и летнее место жительства. Летом они расселялись вдоль реки, чтобы рыбачить, назывались эти места летние юрты. С наступлением зимы переезжали в зимние юрты, которые располагались в лесном массиве, чтобы заниматься охотой на пушных зверей, боровую дичь, лосей, диких оленей, и пасти своих оленей. А с приходом весны вновь кочевали к берегам рек, где могли в течение лета и осени ловить рыбу, заготавливать на зиму сушёную рыбу, рыбий жир, заниматься сбором дикоросов.
В середине IXX века в мансийских хозяйствах в незначительном количестве имелись уже лошади и коровы. Полукочевой образ жизни не позволял им заниматься животноводством и огородничеством. С приходом весны большинство семей манси выезжали целыми семьями в низовья реки Сосьвы и на реку Обь промышлять муксуна, с целью обмена его у купцов на муку, соль, сахар, патроны и так далее.
Суровые условия выживания, отсутствие должного внимания государства к народу, а также отсутствия медицинского обслуживания, неграмотность, низкий уровень развития экономики Северной Сосьвы приводили к высокой смертности вогулов (манси).
В тридцатые годы XX века Советская власть решила преступить к преобразованиям в экономике, культуре и быта северных народов. Началась коллективизация и на нашей территории. Семьи, жившие родами, объединяли в колхозы, культбазы. У реки Сосьва решили построить Сосьвинскую культурную базу, чтобы являлась культурным центром для маленьких селений.
Почему именно это место избрали под строительство Культбазы? Выбранное место имеет хорошую водную транспортную сеть краткий путь до национальных поселков, а также находится на пересечений зимних и летних дорог в п.Няксимволь, п.Саранпауль и д.Анеево. Отсюда было легче и быстрее доехать до любого поселка Северной Сосьвы, реки Ляпин и средней части реки Сосьва*.
Когда началось строительство Сосьвинской культбазы, слово «куль» отпугивало местное население и поэтому пришлось много труда и времени вложить культработникам, чтобы привлечь местное население к работе и жизни в Сосьвинской культбазе.
Коллективизация мансийских хозяйств началась с организации простейших смешанных производственных объединений (товариществ) по рыбной ловле и охоте, сбору дикоросов, по совместной обработке земли. Сельхоз управлением Березовского райисполкома составлялся паспорт на каждый образовавшийся колхоз и простое производственное объединение*.
Строительство Сосьвинской культбазы, должно было решить следующие задачи:
Для выполнения этих задач были построены следующие объекты:
В весенне-летний период вся работа Дома народов Севера проводилась на плавучей базе. С целью культпросвета на реке действовали передвижные полит - просветительные учреждения, назывались «Красные чумы» -это плавучие лодки. Члены бригады, которых, читали доклады на различную тематику, проводили беседы на политические и педагогические темы, о ликвидации неграмотности, предстоящих выборах в местные органы, о значении сберкасс, об организации колхозов переходе с полукочевого образа жизни на оседлый образ и так далее. Организовывали художественную самодеятельность мансийского искусства. Также они подстригали, брили мужчин, оказывали медицинскую помощь.
Сосьвинской культбазе суждено было оказать благотворное влияние на коренное преобразование хозяйственной деятельности народа манси и привлечь его к оседлому образу жизни. Местное население также внесло свой вклад в строительство Кульбазы, они работали в качестве возчиков, поваров, оленеводов, плотников. Мои прадедушки Пакины, также являлись участниками этой стройки, они работали плотниками, строили первые дома, и объекты социального обслуживания населения. Строители вручную вырубали вековой лес, им надо было спешить, так как не за горами была зима. Всю трудоёмкую работу производили с помощью топора и ручной пилы.
Основанием поселка считается 16 октября 1933года.
Изучением культуры и языка манси занимались еще до строительства Культбазы. В 1931 году был разработан мансийский алфавит. До этого времени народ манси не имели письменности. С этого года началось регулярное издание литературы на мансийском языке.
Заключение.
Сосьвинская культбаза вчера, сегодня, завтра.
Таким образом, поселок Сосьва был, основан в тридцатых годах прошлого века. Началом строительства поселка послужило образование Сосьвинской культбазы. Основной задачей которой было - ликвидировать безграмотность среди коренного населения. К 1940 годам Сосьвинская культбаза - задачи свои выполнила, большинство населения манси умели читать и писать, открыли школы. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. большинство мужчин ушли на фронт, вернулись не многие, не кому было работать в колхозах и артелях, кроме детей и женщин.
В современное время население поселка Сосьва, составляет около тысячи человек разной национальности - преобладающая часть населения это коренные жители манси. В девяностых годах XX века, основное предприятие Рыбоучасток, которое занималось выловом сельди, пеляди и т.д., закрыли, он являлся основным работодателем взрослого населения. Большинство молодежи из-за отсутствия рабочих мест и безденежья уезжали с родного поселка.
Вначале 2000-х годах поселок вновь стал «оживать», разрастаться, практически каждая семья строят себе большие дома, обустраивают хозяйства и быт, в центре - есть детская летняя площадка, спортплощадка для мини-футбола. Постепенно, но строится новый детский сад и пришкольный интернат, в проекте строительство новой школы, что меня очень радует. Самая большая организация в поселке - школа, работают люди и у частных предпринимателей, национальных общинах. В летнее время люди собирают дикоросы, ловят знаменитую всем Сосьвинскую селедку, пелядь, зимой - охотятся. В последнее время большой интерес к нашему краю проявляют туристы из других мест нашей огромной Родины, а также приезжают туристы из других стран, чтобы порыбачить на удочку и просто наслаждаться нашей красивой природой.
Мы любим свой поселок и гордимся, что здесь родились и живем!
Использованная литература.
Отчего синичка развеселилась
Новый снимок Юпитера
Акварельные гвоздики
Валентин Берестов. Аист и соловей
Никто меня не любит