Философский анализ сказок К.Жакова как особого культурного феномена
Вложение | Размер |
---|---|
сказки жакова | 48.45 КБ |
Управление образования администрации муниципального района "Усть-Куломский"
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ручевская средняя общеобразовательная школа.
Республиканский конкурс исследовательских работ в заочной форме.
Тема: Философские сказки Каллистрата Жакова
Исполнитель: Мууева Амина Рамзановна,
обучающаяся 8 класса МОУ Руческой СОШ.
Адрес: Усть-Куломскийрайон,сАныб,
ул.Центральная, д.137. телефон: дом. 88213792232
Руководитель проекта:
Гребенюк Диана Алексеевна, учитель коми
языка и литературы МОУ Ручевской СОШ
телефон: дом.88213792808
Руч
2016
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ.
♣ 1.1. Актуальность выбранной темы
♣ Цель проекта. Задачи. Гипотеза. Объект исследования.
Предмет исследования
♣ 1.2. Этапы исследования.
♣ 1.3. Методы исследования
♣ Практическая значимость исследования
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
5. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
6. Приложение 2
Введение
1.1 Актуальность темы исследования.
Сказка – это отражение жизни народа в самых различных её аспектах, синтез народной мудрости, народного таланта, народного мировоззрения. Сказка – это явление историческое; она появилась тогда, когда чисто поэтический вымысел начал играть преобладающую роль. Однако сказка не статична, она не застыла в своём развитии и переживает ряд метаморфоз. Жанр сказки популярен во всех европейских культурах, проявил длительную жизнеспособность и с этой точки зрения заслуживает изучения.
Сказка - это такое порождающее мир вымысла повествование, виртуальная природа которого очевидна, она есть своеобразный способ ухода от повседневных забот бытия и в то же время необходимая составляющая реального пласта культуры. Представить себе общество, в котором не присутствовал бы такой способ мировосприятия как сказка, со всей его условностью и уникальной спецификой: вымыслом, фантазийными элементами, здравомыслием и мистикой, преувеличением и нравоучением, неотрефлексированностью бытийных отношений повседневной жизни, -невозможно. Поэтому актуальность темы исследования обусловлена острыми потребностями развития полноценной культуры общества, а также культурологии как философской дисциплины, отражающей и вскрывающей тенденции развития всего культурного потенциала человечества. Изучение сказки актуально и в силу того, что она содержит в себе дополнительные возможности формирования внутренне богатого духовного мира человека, не случайно во все времена и у всех народов сказка органично включена в систему воспитания. Сказка несет в себе не только заряд эстетических ценностей: воспевание красоты, доблести, силы, смелости, но и мощный импульс нравственных и моральных ориентаций на добро, помощь, справедливость. Причудливым образом сталкивая два мира: мир добра и зла, сказка неминуемо, зачастую в иносказательной, а не декларативной форме, обосновывает правильный выбор. Проводит идею осуждения негативных устремлений своих героев и утверждает уверенность в победе над злом, обманом, жадностью, лестью и несправедливостью.
Сказку изучали фольклористы и этнографы. Однако философское исследование сказки как феномена культуры связано не просто с изучением о специфической роли и функций, которые сказка выполняла и выполняет в структуре современного бытия, но и с типологическими особенностями мышления и сознания, которые отражены в таком явлении как сказка.
Объектом исследования является философский анализ сказок К.Жакова как особого культурного феномена.
Предмет исследования является сказочный универсум во многообразии его функций и характеристик.
Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является философский анализ специфики и воздействия сказки, многообразие ее функций.
Реализация выбранной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:
• выявить культурное влияние сказки;
• проанализировать соотношение сказки и мифа;
• показать виртуальность сказочного мира К.Жакова;
• проанализировать особенности философских сказок К.Жакова.
Гипотеза.С помощью изучения сказок К.Ф.Жакова можно увлечь тех учащихся, которые имеют малую степень мотивации к обучению, а значит выполнить самую важную школьную задачу.
Практическая значимость исследования: Материалы и отельные главы исследования могут быть использованы в процессе преподавания коми литературы, истории Республики Коми, в разработке программы спецкурса – «Феномен философских сказок в коми культуре».
1.2. Этапы исследования
¬ Отбор научной и художественной литературы, ее изучение и анализ.
¬ Изучение сайтов Интернета по данной теме.
¬ Написание проекта.
1.3.Методы и приемы работы
Для осуществления цели мы использовали следующие методы:
метод сбора информации (изучение научно-популярной и художественной литературы, наблюдение);
¬ описательный метод;
¬ сравнительный метод;
2. Основная часть
Ыргőн шар вылас гижőма: « Коді менő босьтас, став
мирыс сылőн лоас» .
Эзысь зонка вылас гижőма: « Коді менő бось-
тас, став мирыс ошкыны кутас».
Зарни пőв вылас гижőма: « Коді менő босьтас, му
вылысь ставсő ньőбас да ставсьыс озыр лоас».
( К.Ф.Жаков « Эзысь мойд» )
Имя этого человека родом из коми зырян было хорошо известно столичным литературным и научным кругам России до 1917 года. Одни называли его « зырянским Фаустом», « дедушкой зырянской литературы», почитали за выдающегося писателя, фольклориста, философа, математика, отдавали должное его многогранному таланту, его энциклопедическим познаниям в разных сферах мировой культуры, науки, искусства. В этом плане он личность действительно уникальная, энциклопедическая и синкретическая - таких людей и рождал Серебряный век, «ренессансное» время русской культуры, ставшее временем её заката. Творчеством, К.Ф.Жакова, замечательного писателя оригинального философа, вправе гордиться народ коми. Всю свою жизнь он находился в творческом поиске, стремясь открыть что-то новое в науке, литературе, в постижении мира, найти в нём своё место и помочь другим обрести истину.Сам он неоднократно писал о том, что только как поэт и сказочник реализует он свою истинную сущность, и действительно, детская душа поэта ощутима во всех его художественных, а зачастую и философских текстах. Его называли коми-зырянским Фаустом, но в не меньшей степени ему было свойственно дон-кихотское начало. К.Жаков в своих сочинениях постоянно подчёркивает свою комиэтничность, а себя самого представляет как певца и поэта своего народа, которому многое дано, но с которого многое и спросится. Вот яркие самоопределения Жакова: « Дух какой-то незримый шепчет мне новые и новые сказания о чудесах видимого и непознанного мира, о картинах действительности и невозможности. Он поможет мне написать сказку мира, великую, ни с чем не сравнимую» либо « Я-сказочник, и мир принадлежит мне, и юг, и восток, и запад, и север! И снятся мне леса, и вижу я реки, синие прозрачные реки, и птицы безымянные поют песни свои, и над землёю небо, усеянное звёздами!» Жаков недаром называл себя «сказочником». Волшебный, гармонически- цельный мир народного бытия, увиденный через призму идеала, который неоднократно являлся ему в воображении, он буквально воссоздаёт на страницах своих книг. « Сказки мира» Жаков сочинял на протяжении всей творческой жизни, причём чаще всего они выливались во вполне завершённые формы книг либо циклов - рассказов, очерков, собственно сказок.
Вместе с тем сказки Жакова носят философский характер, созвучный исканиям своего времени. Чтоб создать свой эстетический мир, Жаков опирался на устное народное творчество, оно спасало его от эстетства, от отрыва жизни, от той болезни, опасность которой отметили А.Блок и В.Брюсов, рецензируя «Зелёный сборник». Он опирается на веками выработанное историческое самосознание народа, нашедшее идеальное отражение в сказках, преданиях. Для него это были не экзотика и не использование фольклорных сюжетов для пропаганды своих идей. Вот откуда ностальгическая поэтичность в его сказке о коми земле «Уриила», вот откуда его тоска по земле: « О божественный сад, оставленный мною! Как ты был прекрасен! Где сосны-как колонны в Севильском соборе. Далеко, далеко видно! Ещё дальше слышно, ау. Ау!»Человек всегда стремился узнать, открыть для себя что-то новое, поведать мир, другие народы, найти своё «я» в этом большом мире, утвердиться в нём: « Куда же ты зовёшь меня, о дивное светило, светозарный друг мой? Воздушное царство, скажи, откуда ты и что такое бытие? Откуда ручей течёт и куда?, Луна! Что ты глядишь всё на землю, кого ты ищешь? Чтобы найти ответы на эти вопросы, человек готов на всё « беспощадно ушёл и навсегда от своего счастья в мире».Но человек разочаровывается « ничего я не узнал,что такое бытие и почему мы видим прекрасную природу …» и, оказывается, что всё это не нужно. Человек счастлив дома, на родной земле, с любимым человеком.
Поэтизация национальной истории в его чердынском предании «Царь-Кор», которое скорее можно назвать исторической поэмой о родине, и других национально-поэтических сказках, таких, как «Жизнь Пама Бурморта», «Джак и Качаморт», «Бегство северных богов», «Войморт», имеет те же истоки. В этих произведениях писатель восславил древних языческих богов, которые так близки были человеку, дана символическая картина противопоставления язычества и христианства: Великий Ен- «кроткий старец», «он зажигал звезду при рождении каждого человека и гасил его после смерти, вёл небесный счёт земным делам.Солнце и луна, дети его, далёкие боги, спокойно ходили по небу, созерцая дела земные. Солнце догоняло луну, луна убегала от солнца-весёлые дети Бога-Старика играли они на своде небесном».Фольклорные сюжеты, образы автор обрабатывает, исходя из главной идейной установки, из стремления показать неизбежность наступления нового. Вместе с тем своих сказках он подчёркивает не только плюсы, но и серьёзные минусы исторического прогресса, отмечают утрату людьми многих важных моральных ценностей. Особенно тщательно Жаков разрабатывает образ языческого космоса и соответствующего ему пантеона языческих богов. Мироздание приобретает вид дома, крышей которого является небо. Образ «крыши неба» в мифопоэтике Жакова, в свою очередь, связывается с такими мифологемами как книга судеб мира, место которого катает Ен по крыше неба, производя гром.
Сам К.Жаков называл произведения этого типа сказками, часто заимствуя сюжеты из фольклора. Он считал, что они – сказки- « наиболее удобны для оптимизма, как результата победы над «мировой тоской и скукой» при помощи творчества».
В своих сказках Жаков открывает красоту и поэтичность самосознания древнего человека, включая и его моральные представления:«Человек был ленив, скучно ему стало на земле, и захотел он побывать на небе. Ходит гулень по небесным равнинам, и видит, что все от мала до велика делом заняты, никто от работы не отлынивает. « Работа дана всему миру на утешение»,- говорит Ен. -И ты работай, и будешь счастлив». Послушался человек великого Ена и стал работать. «Труд дан на утешение человеку,- говорит он.Так, в сказке «Гулень на небе» (сказка включена в школьную программу для внеклассного чтения в 5 классе) мы видим эстетическое отношение писателя к патриархальной трудовой морали, к поэтической наивности фольклорного самосознания патриархального коми крестьянина. Его нравственный идеал сливается с тем народным идеалом, который вырабатывался ещё в дохристианские времена, и который способен исчезнуть вместе с языческими богами. В своих сказках – своеобразных романтических новеллах – К.Ф.Жаков создал образы сильных, свободных людей, «живущих как боги», таких, как Джак и Качаморт с их пытливым умом и устремленностью в будущее: герои сказки «Войморт» - прародители всех коми-рыжебородый Порсьюр -рыболов, чернобородый Кырныш-то- охотник и русоволосый Войморт- оленевод, которые научили своему искусству всех северян. И наконец, К.Ф.Жаков создал образы знаменитых колдунов Севера, гордых и страстных.
Сказками «Тунныръяк», «Атаман Шыпича» К.Ф.Жаков не только восстанавливает древние предания, сохраняя их для потомков (до наших дней предание о Шыпиче в его наиболее полном виде только в обработке К.Ф.Жакова). Он воссоздает один из психологических типов национального коми характера, который запечатлен в фольклоре. По утверждению П.Сорокина, это тип «хищника, буйного, исполненного отваги». Сила и непобедимость Шыпичи в том, что его оберегает и Мать облаков Кымőр-мам, и отец северных гор, и Седой бог моря. Суровые боги – символы северной природы не смогли спасти разбойника от его судьбы. Тема рока – лейтмотив этой сказки. Все знают о грядущей гибели атамана – и он сам, одинокий и уставший от жизни, и сладкоголосая Сизь-ю-гőтыр-йома, и прекрасные его дочери, но все они безропотно повинуются тому, что начертано в книге великого Ена. Погиб Шыпича – и плачут «красные ольхи и белые березы над устьем темной Сысолы…» Романтическая трактовка К.Ф.Жаковым народного предания выявила в нем поэтическое богатство образов, эстетически осмысленных символов северной природы, и в то же время сообщила преданию трагический пафос гибели титанической личности орт неумолимого рока. Это позволяет назвать произведение К.Ф.Жакова новеллой судьбы. Источник драматизма здесь не в нападении разбойников на Шыпичу, а в столкновении сильной натуры с неумолимой судьбой. Можно сказать,, что атаман Шыпича – это эпический образ, взятый из фольклора и увиденный глазами философа.
Национально-поэтические сказки К.Ф.Жакова – это философские раздумья коми писателя о коми истории, в них мысль о величии народа, о его «Золотом веке» в прошлом и вера в его достойное будущее.
Художественное творчество К.Ф.Жакова в части его философской новеллистики оказало воздействие творчество Ф.Ницше.
Ф.Ницше – философ оказался близким К.Ф.Жакову – философу и новеллисту способами выражения философских идей через легенду, миф, притч. Притча стала в творчестве К.Ф.Жакова одной из разновидностей новеллы. Трактовка же личности у коми писателя отличается от той индивидуалистической, которую проповедует Ницше. Герои К.Ф.Жакова находятся в единстве с другими людьми. В его сказке «Золотая сказка»– одинокий человек, восходящий гору (мотив Ницше– «Я странник, неустанно восходящий на гору), преодолевая трудности, обретает небесную мудрость и возвращается к людям, и звезда на его башне «освещала все тропинки, по которым ходят одинокие люди». Гордый и нелюдимый человек из сказки «Сказка серебряная» понял, что нет ничего прекраснее, чем жизнь рядом с другими людьми. Надо отметить, что «Золотая сказка» и «Серебряная сказка» включены в школьную программу для изучения и обсуждения в 9 классе по коми литературе. Я счастливый человек в том, что я изучаю два языка: русский и родной (коми). И мне бы хотелось поделиться со своими впечатлениями об этих сказках на своём родном (коми) языке:
Шőр мőвпыс К.Жаковлőн философскőй велőдőмын – мездыны йőзőс őта-мőдсő увтыртőмысь, олőмас лёкторъяс вőчőмысь. Медым морт лоис бурджык, вежőраджык. А тайő лоас сэк, кор морт тőдмалас ставнас мирсő да олőмсő. К.Жаков чуксаліс йőзőс кыпőдчыны бурлун, мичлун да истина гőгőрвоőмын вылынджык тшупőдъясő. Тайő философскőй велőдőм сертиыс сійő лőсьőдлывліс ассьыс художествоа гижőдъяссő.
« Зарни мойд». Жаков гőгőрвоана кывйőн восьтő лимитизм философиялысь шőр мőвпсő. Морт олігчőжыс кőсйő пыр унджык тőдмавны олőмсő, но тайő абу кокни туй. Жаков őткодялő олőмсő изъяс костőд крут, джуджыд гőраő кавшасьőмкőд, и висьталő, мый абу быд мортлы тайő вын сертиыс, а коді жő сяммő кыпőдчыны тőдőмлунőн медвылыс тшупőдъясас, сылы воссьő истинаыс, аддзő кодзувсő, лоő духовнőй озырőн да шудаőн. (смотри приложение 1)
«Эзысь мойд» гижысь висьталő, мый медводз морт корсьő власьт, слава да озырлун, но збыльвылас сылы мортлы оз ковны, найő сőмын кőрталőны сійőс да личкőны сьőкыд изъясőн му бердő. Мортлы медбур овны свободнőя, йőзкőд őтвылысь, аслас семьяын, а слава да власьт, озырлун бурджык пыдő дзебны да некор не казьтывны найőс. ( смотри приложение 2)
Философской сказке-мифе «Ен и Омőль» Жаков разворачивает величественную картину творения земли и последующего рождения на ней всего живого, т.е. процесса эволюции, запущенного Еном: « Развернулись силы природы, этого великого лука, натянутого беспредельно-могучим стрелком». Чем далее идёт развитие Земли, тем совершеннее рождаются существа, и, наконец, лишь у маленьких существ, рожденных от бога Омőля, обладающих наиболее изящным и тонким строением, пробуждается сознание.
Сказка «Жизнь Пама-Бурморта»
История странствий Пама Бур-Морта выделена в отдельную новеллу, сюжет которой таков. Изверившись в религии отцов, Пама Бур-Морт покидает родные места, чтобы найти ответ на вопрос: в чем истина, если привычный мир, в котором жили отцы, деды, мир, поддерживаемый «чарами» древних «лу-
чезарных богов», – вдруг рухнул под натиском новой веры. Бур-Морт долго странствует по разным землям в поисках человека, «который бы нарисовал ему картину неба и земли», но находит такого только через много лет скитаний. Ему встречаются мудрецы, в образах которых угадываются христианский отшельник и эллинский философ. Каждый из них по-разному отвечает на вопрос Пама: «Где конец земли, высоко ли небо голубое и кто хозяин в этом чудном мире?» – но сходятся в том, что оба видят смысл жизни в созидании счастья, с той лишь разницей, что для христианина счастье находится в эсхатологическом будущем, когда он, после праведных трудов жизни, пройдет в град, «сошедший с хрустальных небес», очевидно, Небесный Иерусалим, а для эллина счастье заключено вкаждом миге длящейся жизни. Оба учения отвергнуты Памом, он интуитивно чувствует их неполноту, словно они не раскрывают весь смысл вселенской истории. Ответы на свои вопросы Пам получает где-то на юге, «возле тропика мира», куда приходит после долгих лет скитаний, перейдя «небесные горы». Это Индия, которая хотя и не называется Жаковым, но угадывается из контекстуальных отсылок к известным фактам: седой старик, живущий под деревом в «густолиственном лесу», держит в руках «самую старую книгу земли» – очевидно, «Ригведу», а «лесные книги», упоминаемые дальше, – не иначе как «Араньяки». В ответ на вопросы Пама старик рассказывает ему учение о космических циклах: «Из обломков нашей земли и солнца будут новые земли, иные солнца, другие люди, и прежде было так. Этому нет конца и нет числа ничему». Это учение объясняет механику движения человеческой истории как временного потока по отношению к полноте вселенского бытия: «Жизнь, что волны моря; волны переменны, море вечно».С точки зрения Пама Бур-Морта, в мире все происходит так, как должно происходить: как многие малые реки сливаются с великой Обью «не удержав своих имен», так и малые народы вливаются в большие, «забывая свои имена»; также и «всемирная религия торжествует над религиями малых народов». Мир живет по законам, устроенным «Тем, которому имени никто не знает», так нужно ли бояться «грядущей судьбы народов»? Новая религия Пама Бур-Морта основана на вере в несозданную Абсолютную реальность, являющуюся причиной и Сущностью мира, Брахман, который Пам называет Парабрамой. Но это не значит, что Пам Бур-Морт и его ученики исповедуют брахманизм – Жаков нигде не упоминает о божествах индуизма, он использовал только суть этого философского учения в собственных духовных целях и фактически соединил его со своей философской концепцией лимитизма. В космологической системе Жакова действует своего рода патриархальный, семейный принцип дополнительно свидетельствующий о мифологизме мышления автора: Природа – родина и буквальная мать человека, Космос – отцовское начало, принимающее и дающее Дух, отсюда человек – дитя и творение как Природы, так и Космоса, Вселенной.
Каков же итог исканий философа, писателя? На это отвечает сам К.Жаков: в области литературы он нашёл себя в сказках; из атеиста превратился в религиозного человека, слепо верящего в бога; в области морали и нравственности стал проповедником идей всепрощения и непротивления злу насилием; в личном быту обратился в кочевника-странника.
3. Заключение
В заключении я бы хотела остановиться на том, что нельзя забывать К.Ф.Жакова как педагога, ведь не зря мы изучаем его произведения в школе на уроках коми литературы. Педагогическая деятельность Жакова неотъемлема от его научного и литературного творчества и проходит через всю его жизнь. Он сформировал собственные требования к педагогике. Для него главной задачей была воспитать сильных людей. Слабость молодёжи он видел в том, что в школах плохо преподавали литературу, не учили на примере жизнеописаний сильных людей. Люди на привыкли думать от своего лица, а переписывают только мысли древних. Одну из философских сказок писатель так и назвал: « Другим подражай только тогда, когда своего нечего сказать или ради славы». Необходимо учиться, обращаться к знаниям. Жаков рекомендует как можно раньше развивать в своих детях наблюдательность и впоследствии любознательность. Педагогика должна быть основана на философии как науке о ценностях. Философию учащимся следует излагать в мифах, сказках, преданиях. Все естественные науки следует давать на базе краеведения. Такую школу Жаков называл «народный политехникум». Параллельно с образованием главной заботой, по мысли Жакова, должно быть воспитание характера, развивающая не только ум, но и волю и чувства. Главное дело учителя- организация самодеятельности учеников. Делом истинных педагогов всегда была пропаганда книг. Таковы были его педагогические идеалы. Жаков-педагог не менее значим, чем Жаков-учёный и философ.
Творчество К.Ф.Жакова- явление глубоко национальное. В его самобытной новеллистике, философских сказках отразились самосознание коми народа и собственные поиски писателя, его социально-историческое понимание времени. К.Ф.Жаков выразил созданием национально-фольклорных, историко-философских и социально-поэтических произведений, оплодотворённых оригинальными философскими концепциями (философия лимитизма). В произведениях Жакова сконцентрирован не только поиск одного писателя, они отразили мечту патриархального коми крестьянства о путях переустройства общества на справедливых бескровных началах, на основах добра и мира. К.Жаков в своём творчестве отразил, с одной стороны, стихийную мощь коми крестьянства, его стремление жить по законам патриархального братства, мира, согласия, а с другой стороны-сложность человеческого поиска истины, его стремления к высотам духовного и понимание трагической невозможности достигнуть нравственного согласия с современным миром. Отсюда его призыв преобразовать современную жизнь опытом истории и философии, обращение к народной этике и эстетике как высшему проявлению человеческой мудрости, способности усовершенствовать мир, привести его к согласию и единению.
« … Маленький секрет нашёл я для продолжения жизни моей в жизни одинокой и несчастной. Я стал жить воображением вместо того, чтобы жить на самом деле… И почувствовал я себя обладателем всего, чего жаждала душа моя. Я хотел бы жить на севере, это мне нельзя в действительности, воображением же, в сказках стал я жить там…О звезде плакал я. И вот пишу сказку, что звезда в руке моей. Отвернулись от меня люди, а я вообразил в рассказах моих, что друзья для меня-все земные жители.
Вот какой секрет я нашёл для продолжения жизни…Я богат в сказках своих и всем обладаю миром, и по-своему счастлив я!
Сначала я бессознательно пользовался секретом моим, а потом, на старости, как знать, может быть, сознательно воспользуюсь великим орудием моим-и что же? Мне будет хорошо, и людям забавно.
Ыджыд сьőлőма да мывкыд мортыд век сьőкыдджыксő
ас вылő босьтліс. Вежőрыс век нőйтчис-майшасис шойччőм
тőдлытőг…Висьысь сьőлőмсő К.Жаков восьтőма аслас ги-
жőдъясын, сьőлőмсяньыс петőм пőсь кывъясőн. И талунъя
лыддьысьысьőс вőрзьőдő тайő висьтасьőмыс.
Ыджыд Морт сійőс гижлőма, вежőра да сőстőм сьőлőма.
Знание писателя зырянской старины, ощущение своеобразия характера людей внутри из этноса, верное чувство материального и духовного в жизни народа делают произведения К.Жакова памятником национальной литературы. Жаков- это удивительный и поучительный пример соединения самосознания коми художника и писателя, ощущавшего свою причастность к мировой культуре, наделённого тоской по культуре: « гражданин мира» и сын своего отечества, своей малой родины.
4. Используемая литература и интернет-ресурсы.
1.Артеев, А.Б. Рукописи не горят…// Арт.-2006.-№2.-С.127-139.
2.Ведерникова, О.В. «Калевала» и «Биармия»: сопоставительный аспект/В.А.Лимерова, Е.В.Остапова//Тайő сьылőм-коми олőм.-Сыктывкар:ООО «Кола», 2008.-376с.
3.Жаков,К.Ф. Под шум северного ветра.-Сыктывкар:Коми книжное издательство,1990.-464с.
4.Жаков,К.Ф. Сквозь строй жизни.-Сыктывкар: Коми книжное издательство,1996.-384с.
5.Жаков,К.Ф. Утверждение истины/ И.Л.Жеребцов, О.В.Кырнышева// Рукописи послереволюционных лет из фондов Национальной библиотеки Республики Коми / Национальная библиотека Республики Коми, Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уро РАН.-Сыктывкар: АУ РК « Редакция газеты «Коми му»,2012.-544с.;4л.ил.
6. Жакова, Л.В. К.Ф.Жаков как педагог // Арт.-2001.-№3.- С.115-123.
7. Жеребцов,И.Л. « Зырянский Фауст» в поисках Бога // Арт.-1997.-С.244-250.
8.Ковальчук,С.Н. Латвия в жизни Каллистрата Жакова //Арт.-2011.-№3.-С.-108-132.
9.Котылев, А.Ю. Два образа коми края в произведениях К.Ф.жакова и П.А.Сорокина // Наследие.-2013.-№3.-С.-89-96.
10.Кузнецова, Т.Л. Литература сőвман туйяс: гижысь да кад.-Сыктывкар: «Эскőм»,2003.-168 л.б.
11.Лимеров,П.Ф.Поэма о древнем Знании: литературный эпос «Биармия» Каллистрата Жакова в контексте мифопоэтики// Арт.-2016.-№2.-С.-114-127.
12.Остапова, Е.В. 9-őд классын коми художествоа гижőд велőдőм./ Велőдысьлы отсасян небőг.-Сыктывкар: ООО «Анбур», 2007.-104 л.б.
13. Рощевская,Л.П. Коми учёный К.Ф.Жаков.-Сыктывкар:КРИРО и ПК, 2003.-132 с.
14.Творчество К.Ф.Жакова. Серия препринтов «Научные доклады». Коми научный центр Уро АН СССР, 1991.-Вып.269.-64с.
15.Созина, Е.К. Книга К.Ф.Жакова « Биармия» в контексте мифотворчества писателя// Арт.-2009.-№4.-С.-134-141.
16.Созина, Е.К. Мифотворчество Каллистрата Жакова в контексте русского символизма// Наследие.-2015.-№2 (7).-С.-17-33.
17. Созина, Е.К. Творчество К.Ф.Жакова в культурном контексте 20 века//Арт.-2011.-№3.-С.-94-106.
18.Федорович, И.В. Эволюционная философия К.Ф.Жакова//Арт.-2006.-№2.-С.-114-126.
19.Югов, С.А.Каллистрат Жаковлőн мойдъяс// Войвыв кодзув.-1990.-№ 11.-С.-63-67.
20.Специфика художественности К.Жакова // Уральский филологический вестник.- 2014.-№ 1.- режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21568059. Дата обращения: 18.12,19.12. 2016.
Приложение 1
Рисунок к сказке « Золотая сказка»
Приложение 2
Рисунок к сказке « Серебряная сказка»
Эта весёлая планета
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
О путнике
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Если хочется пить...