Эту работу выполнил ученик 4-го класса - Прытков Дмитрий. С этим материалом Дима занял первое место в муниципальном этапе конкурса "Одарённые дети" и второе место в республиканском этапе. Свою работу он посвятил своему любимому поэту А.С.Пушкину. Также представил на конкурсе стихи и сказки собственного сочинения. Очень бы хотелось, чтобы в старших классах у Димы также всё хорошо получалось.
Едва ли не главная цель искусства – дарить радость и наполнять жизнь человека смыслом. Искусство всегда было ориентировано на «работу» души и связано с ее развитием, а значит, оно имеет все основания сделать человека счастливым. Причем, процесс этот, зачастую, происходит естественно и незаметно. Ведь ощущение счастья даёт совпадение внутренних ожиданий, а это – как раз то, что способно привнести искусство в жизнь человека.
Люди издавна стремились к постижению истины. Можно сказать, что путем приобщения к искусству, Творец открывает истину человеку (художнику, музыканту, ученику, а также просто зрителю и слушателю). При этом факт творческого вдохновения имеет решающее значение. Что-то должно «оживить» душу человека, «зажечь» в ней божественную искру.
Марк Туллий Цицерон древнеримский политический деятель, оратор и философ говорил, что «все искусства состоят в исследовании истины».
В этих словах автор связывает два важных понятия: искусство и истина. Цицерон поднимает проблему познания мира, проблему существования истины, которая достигается через искусство.
Для того чтобы выразить свою позицию, нужно знать, что такое искусство и что такое истина. Искусство — это продукт творческой деятельности человека, который не имеет чётких рамок и ограничений и может выражать психоэмоциональные аспекты сознания человека. Истина — это цель познания. Поскольку структура деятельности практически ничем не отличается от структуры познания, можно сделать вывод, что понятия «истина» и «искусство» связаны между собой. Истина бывает так же разнообразна, как и искусство. Когда творцы создают свои произведения, то пользуются своим мнением; то, что они сотворили,— это их истина, то есть истина, которую другой человек, исходя опять же из своего опыта, может подтвердить или опровергнуть.
Как пример своей истины, связанной с искусством, можно привести такую ситуацию: Казимир Малевич написал свой «Красный квадрат». Для него то, что он написал,— его истина. А один английский турист, из-за неточности перевода, увидел уже не красный квадрат, а Красную площадь. Исследовав это произведение искусства по-своему, турист пришёл к своей истине.
Художественная литература тоже даёт немало таких примеров.
Создавая произведение искусства, автор пытается донести до окружающих свое внутренне послание. В этот момент, он выступает в роли творца, создателя своего мира, несущего внутренние открытия окружающим и передающего их, посредством своего творения. Без этого, никогда не появились бы на свет произведения, которые неизменно привлекают и будут привлекать к себе внимание. И это не случайно, ведь истина не имеет границ (в том числе — и временных).
Возможно, главный смысл искусства, состоит в том, чтобы «повернуть глаза зрачками в душу» так сказал Уильям Шекспир, великий английский драматург, поэт, актер. Иными словами, можно сказать, что цель искусства в жизни человека заключается в том, чтобы открыть глаза истине, через осознание самого себя. И именно этот процесс (сколь бы труден он ни был) и есть путь обретения счастья от приобщения к тайне божественного откровения.
Из всех литературных произведений, в которых люди искали истину, я бы хотел рассмотреть сказки А.С.Пушкина.
Самуил Яковлевич Маршак сказал, что «у каждого возраста свой Пушкин». Это, безусловно, относится к любым произведениям великого художника слова. Но, может быть, в большей степени, к его сказкам. Каждый русский ребенок знает их почти наизусть. Эти сказки сначала читают ему взрослые, потом он начинает читать их сам, погружаясь в волшебный мир русского фольклора и русского языка. Важно, что именно на произведениях Пушкина ребенок начинает осваивать свой родной язык, начинает понимать всю прелесть, красоту, глубину и многоплановость русской речи.
В детстве мы лишь погружаемся в мир героев, волшебства и фантазии. Затем, если перечитываем в юности, находим для себя что-то более глубокое, философское, значимое. Ведь сказки Пушкина - это кладезь не только народной мудрости, но и жизненных наблюдений и философских размышлений самого поэта. Поэтому можно со всей уверенностью сказать, что сказки А.С. Пушкина – это книги жизни. По крайней мере, они воспринимаются именно так.
Любимыми сказками Пушкина являются, безусловно: «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» (1831), «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1831), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о Золотом Петушке» (1834).
В «Сказке о царе Салтане…», как и в других сказках Пушкина, можно найти много подтверждений богатству описаний, переживаний, мыслей и характеристик персонажей, созданных на настоящем, исконном, русском языке.
Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека всегда. И всегда хотелось верить, что как бы ни сильны властолюбие и несправедливость, правда рано или поздно возьмет свое. Именно это писатель и утверждает в своих сказках:
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
В своих сказках Пушкин провозглашает ценность простых человеческих чувств, главным из которых является любовь. Сам Пушкин в письме к Александру Радищеву писал: «Нет истины, где нет любви!» Она способна творить чудеса и воскрешать мертвых:
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг…
В сказках Пушкина дороги, прежде всего, гуманные чувства, которыми проникнуто все творчество поэта. Недаром В.Г. Белинский охарактеризовал все творчество Пушкина как «лелеющую душу гуманность».
Все перечисленные произведения Пушкина ценны еще и тем, что они очень актуальны для нашего времени. Они помогают разобраться в проблемах.
Жизнь постоянно ставит любого человека перед выбором. На чью сторону встать? Что выбрать? Как поступить? Банально, но верно: произведения Пушкина помогают ответить на эти вопросы. Это значит, что великий художник слова, живший в начале 19 века, помогает жить людям два века спустя. Я уверен, что так будет и пять, и десять веков спустя. Потому что ценности, которые заложены в творчестве А.С. Пушкина, верны во все времена.
Это вечные истины, законы, по которым существовало, и всегда будет существовать человечество. Именно в этом, причина вечной актуальности творчества Пушкина. А также еще один повод назвать произведения этого поэта, да и сам этот феномен под названием А.С. Пушкин «нашим всем», что «остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим».
«Истина есть великое слово и еще более великое дело. Если дух и душа человека ещё здоровы, то у него, при звуках этого слова, должна выше вздыматься грудь» - эти слова Гегеля (немецкий философ), ярко выражают ту мысль, что истина столь же судьбоносна и значима для человека, как жизнь, счастье или любовь, что истина имеет отношение не просто к нашему познанию, но и к самому бытию, к самому существованию человека.
Таким образом, я прихожу к выводу: Цицерон был прав. Любой человек, который прикасается к искусству, находит для себя истину. Я хотел бы сказать, что чем больше люди узнают, создают, тем ярче и крепче становится луч истины. И, на мой взгляд, этот луч не погаснет никогда, потому что в человеческих душах искусство будет жить вечно...
В своём монологе я хочу обратиться к вам от имени величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!
Я, знаменитый поэт своего времени Александр Сергеевич Пушкин, обращаюсь к вам, к современному молодому поколению. Вначале немного хочу рассказать вам о себе…
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин. («Моя родословная»)
Как вы знаете, родился я 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве, учился в Царскосельском Лицее, где во время учёбы начал сочинять и в возрасте 15 лет печатать свои первые стихи.
Уже во времена учёбы меня часто посещали мысли о справедливости, о правде, о добре и зле, о смысле человеческой жизни, о назначении поэта. И хотелось всегда верить в то, что как бы ни были сильны корысть, коварство, несправедливость, они в конце концов своей ненасытностью сами себя накажут, и рано или поздно восторжествует правда. Именно эти ожидания воплощены были мной во многих моих произведениях: в стихах, поэмах, в сказках. За мои вольные думы я не раз испытывал гонения со стороны властей, меня уволили со службы, ссылали в скучные ссылки. Но какие бы удары судьбы ни пришлось бы мне вынести, какие бы испытания ни грозили незащищенной и одновременно стойкой моей душе, сердце всегда, не останавливаясь, продолжало биться для других.
Я настолько любил книги, что собрал в домашнюю библиотеку более 3500 экземпляров.
Читая книги, я выписывал те слова и выражения, которые мне больше всего нравились. Одной из таких цитат, стала цитата Блез Паскаля, знаменитого классика французской литературы: «Я только с теми, кто ищет истину!» Невероятно, но эти слова очень близки для меня. Свою основную заслугу я всегда видел в том, чтобы пробуждать в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Я считал, что поэт должен быть бескорыстным и благородным, честным и справедливым, а главное — быть смелым и решительным, не опасаясь ничьих насмешек и осуждения.
Что можем наскоро стихами молвить ей?
Мне истина всего дороже… («К.А.Б.»)
Когда я писал свои сказки, я хотел, чтобы добрый человек поспешил делать добро,
а злой задумался над тем, что творит, и стал бы чуточку добрее и милосерднее.
Иметь мужество не молчать, убедить, а если надо, то и заставить себя говорить нелицеприятную правду! – вот правило, по которому я старался жить. Верно служа всю жизнь народу, я думаю, что не ошибся, когда сказал:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал... («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»)
Основной целью моего творчества было то, чтобы нарисовать при помощи слова такую картину, чтобы каждый читатель смог сам сделать выбор между добром и злом, любовью и ненавистью, истиной и ложью.
Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники.
О, мои дорогие друзья, мне хочется верить, что мой труд был не напрасен, что мои произведения помогут вам многое понять и выбрать правильный жизненный путь.
Я желаю вам удачи, чтобы вы, как и я «Глаголом жгли сердца людей!», не боялись искать истину во всём, что вас окружает.
В заключение мне хочется сказать такие слова:
Кто б ни был ты, о слушатель ты мой,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче, как приятель… («Евгений Онегин»)
Ваш А.С.Пушкин.
Словами Алексея Плещеева из стихотворения «Памяти Пушкина», я хотел бы начать своё письмо - обращение к А.С. Пушкину.
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Здравствуйте, уважаемый Александр Сергеевич!
Пишет Вам ученик 4-А класса Прытков Дмитрий. Хочу поблагодарить Вас за то, что Вы появились в моей жизни. С каждым десятилетием Ваша эпоха уходит от нас всё дальше,
а Вы - Великий Поэт приближаетесь всё более к нам как, учитель, добрый наставник и друг - спутник всей нашей жизни, от рождения до старости.
…Я познакомился с Вами в возрасте шести лет. Родители подарили мне книгу, на обложке которой было написано «А.С.Пушкин». С этого момента, а точнее, с первых страниц, эта книга стала для меня любимой, а Вы, Александр Сергеевич, стали МОИМ Пушкиным. Трудно писать о человеке такой величины, но я все-таки попробую объяснить, почему Вас считаю своим.
Вы МОЙ, потому что Ваше творчество – неоценимое богатство, «священный дар» нам, читателям. Ваше творчество многожанрово: это и стихи, и романы, и повести, и эпиграммы, и поэмы, но прежде всего - это Ваши сказки. Ваши сказки - это колодец, из которого может черпать каждый и черпать бесконечно в течение всей жизни, они перерастают время и не теряют своего значения и в наши дни. Какое наслаждение я получаю от их чтения!
Нет человека, который не знал бы Ваших сказок - это: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде».
В чем же секрет моей любви к Вашим сказкам?
А секрет заключается в том, что в Ваших сказках самым примечательным является сам стих, очень живой, подвижный, передающий ритм движения и напряжённость событий – шутливый или грустный, но очень понятный и запоминающийся. Действия в сказках разворачиваются динамично, без длительных описаний, без монотонности.
Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец. («Сказка о царе Салтане»)
Энергична и действенна у Вас звуковая организация стиха. Значимостью обладает каждый звук, то передающий плеск морской волны, то воспроизводящий полет комара или шмеля:
Комаром оборотился,
Полетел и запищал... («Сказка о царе Салтане»)
Ваши сказки завершаются не моралистическим выводом, как было у многих других писателей-сказочников, а веселым пиром, славящим торжество добра, веру в светлые силы и чувства.
Вы широко применяете народные поговорки, пословицы, слова и выражения:
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!» («Сказка о рыбаке и рыбке».)
В сказках написанных Вами много слов разговорного, иногда просторечного языка
(«и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора», «инда плакал царь Дадон»).
Эти сказки открыли мне огромный мир человеческих чувств, переживаний, общечело-веческих проблем, пороков, недостатков. В них отражён уклад жизни, обычаи и нравы русского народа. Характерным для Ваших сказок является - национальный русский дух, увлекательный сюжет, интрига, мотив зависти.
Сказочные герои заставляют меня задуматься о многом, учат очень важным духовным ценностям: умению сопереживать, сострадать, любить. Я не мог остаться равнодушным к горю королевича Елисея, который отправляется на поиски своей невесты. Нельзя не восхищаться его смелостью, настойчивостью! Чернавка не идет на убийство (это большой грех!), не выполняет наказ «бабы гневной», проявляет жалость к молодой царевне. Не боясь наказания, она смело делает выбор между злом и добром:
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
Вы стали МОИМ, потому что воспитываете во мне такие человеческие качества, которые останутся вечными и неизменными во все времена. Это честность, совестливость, трудолюбие. Возможно, царь Дадон царствовал и дальше, если бы проявил благоразумие и порядочность. Но он забывает о погибших от «силы бранной» сыновьях, лишь только увидел «шамаханскую царицу», он также нарушает условия договора со старым другом.
Дадон предает сначала своих сыновей, свое царство, затем и друга. И вот итог:
С колесницы пал Дадон –
Охнул раз, - и умер он.
Эта сказка больше похожа на притчу о человеке, который считает себя хозяином жизни. Я считаю, что не имеет права человек лгать и предавать! И если он это делает, то по поступкам своим и наказан будет.
Многому можно поучиться у Балды. Он честен, трудолюбив, «работает за семерых», добросовестно выполняет свои обязанности, «нянчится с дитятей», не прельщается вырученным у чертей оброком. Уговор (данное обещание) для него дороже денег, и он требует от попа оговоренной оплаты – «трех щелчков по лбу». А итог всему:
А с третьего щелчка
Вышибло ум у старика.
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!» - советует Балда ему и нам, читателям.
Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» также преподносит ценный урок: жадность еще никого до добра не доводила. Человек должен уметь довольствоваться тем, что есть. А если он хочет что-то изменить, нужно не «у самого синего моря» сидеть, а трудиться! Сказки Ваши – кладезь премудрости! Они воспитывают нас, делают человека лучше, чище, добрее. Они понятны всем: и детям, и взрослым.
Вы МОЙ, потому что Вы - гениальный поэт! Язык Ваших произведений «благороден, изящен, прост». А «самый верный признак гениальности – это простота и ясность». И в этой простоте, неслыханной легкости строк скрывается бесконечная глубина мыслей и чувств. И это позволило мне увидеть в Ваших сказках что-то своё, что-то близкое и родное. Хочется сказать, что какими бы извилистыми дорогами мы не шли, мы всё равно получаем прямую истину: доброта, милосердие – вот принципы по которым мы все должны жить!
Спасибо Вам, что вы нас этому учите!
С глубоким уважением к Вам и Вашим сказкам,
Прытков Дмитрий
с. Большое Игнатово
Рассказ
Сон «двоечника».
Однажды придя со школы и покушав, я прилёг немного отдохнуть, но … не заметил как заснул.
Мне приснилось то, что был четверг и мой дневник был весь в двойках. Я испугался и пошёл в школу, чтобы спросить учителя, почему у меня одни двойки? В школе не было никого. Я зашёл в свой класс и увидел, что там тоже пусто. Мне захотелось выйти, но сзади не было двери. Я был уже в другом помещении и увидел другую дверь. Мне пришлось зайти в неё, и … Я оказался на том же самом месте. Я ходил так туда-сюда пять раз, но снова оказывался на том же месте.
Вдруг… Я слышу мамин голос и просыпаюсь.
Вот такая смешная история произошла со мной.
Дети, учите уроки, чтобы не снились такие сны!
Сказка о сироте и короле.
Жил – был король. Не было у него жены и детей. Однажды утром захотелось королю посмотреть на свои владения. Видит он, что мальчик просит у его стражника кусок хлеба. Стражник усмехнулся и вместо того, чтобы сказать, что у него сейчас нет хлеба, он оттолкнул мальчика. Короля возмутило то, что его стражник так себя ведёт. Он подозвал мальчишку к себе и спросил чей он?
- Я ничей, - говорит мальчик.
- А как тебя зовут? – спрашивает король.
- Я не знаю.
- Ты сирота?
- А сирота – это значит одинокий?
- Да. А хочешь перестать быть сиротой?
- Да, хочу!
- Пойдёшь ко мне жить?
- Да, с радостью. Только кто вы?
- Я король!
После этих слов все повернулись к королю. Они были в недоумении от того, что сказал король. После этого он приказал одеть мальчика.
Прошло 16 лет. Мальчик уже стал большим, а звали его Никита. Как – то раз пошёл король на войну. Долго ждал Никита отца. Через месяц приходит один гонец. Говорит гонец то, что солдаты другого короля отбили у них половину царства. Вдруг пошёл дождь, загремели раскаты грома. В дверях появился колдун. Он спросил Никиту, хочет ли он прекратить войну. Никита ответил: - Да! Колдун исчез.
Целых три месяца не было войны. Но снова пошёл дождь, загремели раскаты грома. В дверях появился тот же колдун и заточил Никиту в кольцо, кольцо выбросил в воду, а сам начал царствовать.
Через 3 дня нашла кольцо девушка по имени Мария. Надела его на палец и слышит:
- Здравствуй, девица, я добрый молодец! Положи кольцо на своё зеркало и оставь корку хлеба.
Она так и сделала. Ночью видит, появился юный парень. Съел он корку хлеба и исчез. Появился он около дворца и зашёл в него. Темно. Зашёл в тронный зал. Видит он колдуна. Колдун тоже его увидел. И начали они бороться.
Бились они три дня и три ночи. На четвёртый день был повержен колдун. Нашёл Никита Марию. Сыграли они большую свадьбу.
И я там был, вино пил, но усы лишь обмочил.
Новый год!
Новый год, Новый год!
Это счастье и подарки.
Новый год, Новый год!
Это ёлка и гирлянды,
Это лучший праздник наш
Поздравляю, всех я вас!
Мой Пушкин.
Я с детства с Пушкиным дружу,
Стихи его читаю,
Знакомством с ним я дорожу
И наизусть все знаю.
Ко мне вошёл он не спеша
С хорошей доброй сказкой
И новый мир для малыша,
Раскрасил яркой краской.
И даже, если повзрослев,
Я Пушкиным не буду.
Все трудности преодолев,
Останусь верным чуду,
Ведь он открыл мне этот мир,
Большой и неизвестный,
Учитель, сказочник, кумир,
Мой лучший друг чудесный!
Его стихи и сказки
Мне мудрость в сердце принесли,
Дали умные подсказки,
От невежества спасли.
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Зимняя сказка
Весенние чудеса
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Несчастный Андрей