Анализ концептов в текстах современных песен
Вложение | Размер |
---|---|
teksty_sovremennyh_pesen.pptx | 1.86 МБ |
Слайд 2
Текст современной популярной лирической песни
Слайд 4
Актуальность работы
Слайд 5
Цель исследования
Слайд 6
Задачи, поставленные в работе
Слайд 8
Песня как синтетический жанр массовой культуры
Слайд 10
Негативные тенденции в современной песне
Слайд 12
Стилистические средства воздействия на адресата
Слайд 14
Наиболее существенные для данной культуры смыслы (понятия), включенные в модель ценностной картины мира нации, – «культурные доминанты»
Слайд 15
Выявление основных концептов в песнях Духовная функция культуры состоит в постоянной передаче правил, стереотипов и норм поведения и типов коммуникаций, накопленных нацией, благодаря чему осуществляется взаимодействие человека с окружающей социальной и духовной средой. Наиболее существенные для данной культуры смыслы (понятия), включенные в модель ценностной картины мира нации, – «культурные доминанты», отражены и сформулированы в формах национального языка. Концепт – сложное явление, которое понимается и как основная ячейка культуры ,и как содержательная единица коллективного сознания, которая отражает предмет реального и идеального мира и хранится в национальной памяти в словесно обозначенном виде. Определим последовательность в описании концептов: 1) выделение смысловых доминант, отражающих концепт в песне; 2) описание ключевых образов-символов, составляющих эти смысловые доминанты; 3) выявим универсальные и специфические приемы и средства выражения концепта в песенных текстах.
Слайд 16
Смысловые доминанты, связанные с концептуализацией любовного чувства : Счастливая/ Несчастная любовь; Вера в существование «второй половинки»; Любовь как символ добра и спасения; Угасание любовного чувства; Любовное увлечение
Слайд 17
Ключевые образы-символы
Слайд 18
Средства выражения концепта Любовь Они метафоричны, что объясняется принадлежностью любви к разряду эмоциональных концептов. Наиболее распространенными метафорами в песне о любви являются такие, как разбить сердце , отдать сердце ; сойти с ума / свести с ума ; сгорать от любви и др. Важную роль в концептуализации эмоций играет выражение их с помощью цветовых и световых метафор. Положительные эмоции (любовь, радость и др.) получают воплощение в лексических единицах с семантикой «светлое», тогда как эмоции, связанные со страданием, несчастной любовью, «окрашены» в темные тона ( От глаз твоих становится светлее среди почти вселенской черноты ; Свет твоей любви прольется золотым дождем ). Черно-белая символика – одно из основных средств создания образов счастливой/несчастной любви в лирической песне.
Слайд 21
Примеры
Слайд 23
Примеры из текстов песен
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Каргопольская игрушка
Сказка про Серого Зайку
Кактусы из сада камней
Будьте как солнце!