Существует мнение о том, что прототипом Г. Калинова в пьесе А.Н. Островского "Гроза" стали 4 провинциальных города: Кострома, Кинешма, Осташков, среди которых не последнее место занимал и Торжок.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.74 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Торжка Тверской области»
Уездный город в литературном наследии
А.Н. Островского «Гроза»
Работу выполнила: Никитина Анна, 10 класс
Руководитель работы: Родионова А.А.,
учитель русского языка и литературы
Торжок
2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Биография…………………………………………………………………..5
Основная часть……………………………………………………………..6
Заключение………………………………………………………………...10
Список литературы……………………………………………………….11
Введение
Существует мнение о том, что прототипом г. Калинова в пьесе «Гроза» стали 4 провинциальных города: Кострома, Кинешма, Осташков, среди которых не последнее место занимал и Торжок.
Прочитав драму А.Н. Островского "Гроза", мы задумались над тем, насколько высока вероятность того, что события, пейзажные зарисовки, образы купечества с его «жестокими нравами» имеют место быть в Торжке.
Вследствие этого решили взять следующую тему нашего исследования.
Тема: уездный город в литературном наследии А.Н. Островского «Гроза».
Актуальность исследования состоит в том, чтобы создать высказывания на определенную тему, необходимо владеть не только знанием содержания литературного произведения, но и обладать информацией об истории создания, о месте, где разворачивались действия в драме «Гроза».
Объектом исследования является уездный город, его жизнь и нравы жителей.
Предметом исследования является текст драмы А.Н. Островского «Гроза» и дневниковые записи автора.
Цели исследования:
Гипотеза: мы предполагаем, что если Калинов – обобщенный образ уездных городов России, в число которых входит Кострома, Кинешма и Торжок, то используя такие методы как аналитический, частично – поисковый, сравнительный, мы можем утверждать, что «жестокие нравы», описанные автором в драме присущи жителям нашего города той эпохи.
Задачи:
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования помогают расширить научный кругозор.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования можно использовать в качестве дидактического материала на факультативных занятиях по литературе.
Данная работа опирается на содержание драмы «Гроза» А.Н. Островского, литературно-критические статьи, исследования творчества Островского, а также использованные электронные образовательные ресурсы.
Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) – известный русский писатель и талантливый драматург. Основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова.
Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование. В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете (1843)
В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди – сочтемся!», которое принесло ему литературную известность, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров. Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество его пьес, книг. Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа. Пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Лес» являются одними из самых главных его произведений.
Интересные факты
Островский с детства знал греческий, немецкий и французский языки, а в более позднем возрасте выучил еще и английский, испанский и итальянский. Всю жизнь он переводил пьесы на разные языки, таким образом, повышал свое мастерство и знания.
Творческий путь писателя охватывает 40 лет успешной работы над литературными и драматическими произведениями. Его деятельность оказала влияние на целую эпоху театра в России. За свои труды писатель был награжден Уваровской премией в 1863 году. Островский является основоположником современного театрального искусства, последователями которого стали такие выдающиеся личности как Константин Станиславский и Михаил Булгаков.
2. Основная часть
Александр Николаевич Островский был одним из крупнейших культурных деятелей XIX столетия. Его творчество навсегда останется в истории литературы, а вклад в развитие русского театра сложно переоценить. Писатель внёс некоторые изменения в постановки пьес: внимание не должно было больше акцентироваться лишь на одном герое; вводится четвёртая сцена, отделяющая зрителей от актёров, чтобы подчеркнуть условность происходящего; изображаются обычные люди и стандартные житейские ситуации.
У драмы «Гроза» история создания не сводится лишь к работе над текстом и прописыванию разговоров между персонажами. История создания пьесы «Гроза» Островского берет своё начало летом 1859 года, а заканчивается через несколько месяцев, уже в начале октября.
Известно, что этому предшествовало путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.
Прототипами города Калинова было множество уездных городков, одновременно похожих друг на друга, но имеющих нечто уникальное: Кострома, Кинешма, Торжок, Осташков и многие другие. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и характерах людей заносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».
Из записей в дневнике.
Драматург Александр Николаевич Островский посетил Торжок 10-15 мая 1856 г. Это был один из пунктов путешествия по Волге, предпринятого по приглашению Морского ведомства. Путевые заметки драматурга переросли в очерк «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода».
Островский прибыл в Торжок в два часа ночи. Остановился в гостинице. А ранним утром начал знакомиться с городом. Первые впечатления были восторженны: «Торжок один из красивейших городов Тверской губернии… Ходили по городу, который расположен на горах. Вид с бульвара на ту сторону Тверцы выше всякой похвалы».
В Торжке Островский вел дневник, встречался с именитыми горожанами и краеведами, предоставившими ему множество сведений по истории города. Так у купца Е.М. Елизарова – «законника и собирателя разных древних рукописей о Торжке» А.Н.Островский читал «Описание города, учиненное по указу царя Михаила Федоровича в 1625 году». Неоценимую помощь в сборе материалов о городе оказал Островскому местный учитель И.И. Новоселов.
«Литературная экспедиция», сделанная Островским в 1856 и 1857 гг. повлияла на создание пьесы “Гроза”. Каждый из городов, который посещал Островский, восхищал его чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел сходство в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.
«Гроза» представляет собой поэтическое обобщение дореформенной провинциальной России, данное в жизненной и художественно-конкретной форме верхневолжского бытового уклада и пейзажа. Но не какой-то определенный волжский город, не какие-то конкретные лица изображены в Грозе. Нравы и быт жителей Торжка, типы, встретившиеся Островскому в Кинешме, рассказы старожилов Костромы, прежние наблюдения над жизнью Замоскворечья -все это было переработано в творческой лаборатории писателя и превратилось в типичные картины русской жизни.
«Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом», — читаем мы на первой странице пьесы. Этой ремаркой драматург не просто ставит нас в известность, как называется город, в котором живут его герои. Нет, эту ремарку надлежит понимать в самом буквальном смысле: действие пьесы действительно происходит в городе. Недаром академик П. А. Плетнев писал в своем отзыве на «Грозу», что «не семья одна с обычными видоизменениями лиц и характеров составляет предмет изучения поэта: ему захотелось воспользоваться в некотором отношении общественною жизнью маленького русского городка...». На первый взгляд, может показаться, что «общественная жизнь маленького русского городка» почти не сливается с трагической судьбой героини. Но драматург показывает нам гнетущую силу калиновского общественного мнения, которая в конечном счете и привела героиню к обрыву. Вспомним знаменитую реплику Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Вспомним его же не менее знаменитый монолог о слезах невидимых и неслышимых, что льются за запорами. Вспомним, как озабочена Кабаниха тем, что люди скажут: «Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут». Не может не думать об этом и Борис: «Видеть ее никогда нельзя, а еще, пожалуй, разговор какой выйдет, ее-то в беду введешь. Ну, попал я в городок!» Об этом же говорит и Кудряш: «А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят».
Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для нее характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его “жестокие нравы”. Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: Кулигин говорит о красоте заречных далей, высокого волжского обрыва. “Нешто”, — возражает ему Кудряш. Картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве — это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о “бедности нагольной”. О прошлом калиновцы сохранили лишь смутные предания — Литва “к нам с неба упала”, новости из большого мира им приносит странница Феклуша.
Всё описанное драматургом в пьесе, говорит о том, что жестокие нравы жителей, пейзажные зарисовки указывают на события, заимствованные в нашем городе. «Гроза» - это пьеса жизни, где показан жестокий мир купечества. На наш взгляд, это могло происходить в нашем городе. Купцы города Калинова враждуют между собой, строят козни и судятся, подкупая чиновников: "А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям..."
Воображение художника переносит нас в небольшой уездный городок – с купеческими лабазами на главной улице, со старой церковью, куда ходят молиться благочестивые прихожане, с общественным садом над рекой, где по праздникам, напившись чаю «до третьей тоски», чинно гуляют обыватели, с посиделками на лавочках у тесовых ворот, за которыми остервенело лают цепные псы.
Ритм жизни – медлительный, сонный, скучный, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы. Не нужно особой наблюдательности, чтобы увидеть в описанных выше деталях, что небольшой уездный городок - это Торжок.
Заключение.
Таким образом, в ходе исследовательской работы мы выдвинули гипотезу, что если Калинов – обобщенный образ уездных городов России, в число которых входит Кострома, Кинешма и Торжок, то используя такие методы как аналитический, частично – поисковый, сравнительный, мы можем утверждать, что «жестокие нравы», описанные автором в драме присущи жителям нашего города той эпохи.
Исходя из вышесказанного, мы можем предположить, что выдвинутая нами гипотеза - оправдана.
Список литературы
1. Островский А.Н. Гроза. М.: Дрофа, 2012.
2. Григорьев А.А. После "Грозы" Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу. Впервые опубликовано: Русский мир. 1860. N 5, 6, 9, 11.
3. Кулешов В.И. История русской литературы 20 века: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, Трикста, 2004.
4. Творчество А.Н. Островского в критике его современников/Сост. А.Р. Верницкий. - Краснодар: Кубань, 1988.
5. И давний-давний спор//Русская трагедия. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002.
Электронные ресурсы:
1. http://ilibrary.ru/text/1492/p.1/index.html
2. http://www.ostrovskiy.org.ru/lib/ar/author/883
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Весёлая кукушка
Белый лист
Сказка "Морозко"
Весенние чудеса