Цель работы - проанализировать и сопоставить то, как раскрывается тема
жизни и смерти в стихотворении А.С.Пушкина «Брожу ли я…», на полотне Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» и в музыке Баха.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_drozdova_k_pechati.docx | 80.84 КБ |
Городская научно-исследовательская конференция школьников
«Шаг в будущее»
Тема жизни и смерти в стихотворении А.С.Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», картине Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» и токкате и Фуге ре минор Иоганна Себастьяна Баха
Автор: ученик 8 класса МАОУ СОШ №8
Дроздов Денис
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Брусинская Людмила Владимировна
Когалым -2013
Содержание.
1.Обоснование выбора темы. стр.3
2.Введение стр.4
3.Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц
шумных». стр.4-10
а) анализ творчества поэта;
б) главная тема произведения - это тема жизни и смерти, тема смены поколений;
в) образ жизненного пути в произведении;
г) понимание бессмертия.
4.Анализ картины Рафаэля « Сикстинская мадонна». стр.10-14
а) описание картины;
б) глубокий человеческий смысл картины;
в) бессмертие картины в человечности Марии и младенца, в глубокой связи времен.
5. Музыка Баха. стр.14
а) волевой порыв, напряженность музыки и мелодическая речь произведения.
6.Выводы. стр.15
7.Список использованной литературы. стр.16
Приложения.
Репродукция картины Рафаэля.
Запись музыки Баха.
1.Обоснование выбора темы.
Тему жизни и смерти на протяжении веков поднимают авторы в произведениях разных видов искусств. Вечность смерти и краткость жизни всегда волновали людей и представлялись в разных формах.
Цель работы - проанализировать и сопоставить то, как раскрывается тема
жизни и смерти в стихотворении А.С.Пушкина «Брожу ли я…», на полотне Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» и в музыке Баха.
Соотношение понятий «Жизнь» и «Смерть» очень часто является в искусстве объектом для осмысления. Одно никогда не следует без другого, поэтому их взаимосвязь и нацеливает на анализ. Часто сложность подачи, символичность делают исследование этой темы особенно интересным, чем и можно обусловить еѐ актуальность.
Три разных человека смотрят на вопрос жизни и смерти по-разному, но есть то, в чѐм их мысли сходятся, и эти мысли тонкими нитями незыблемости бытия пронизывают произведения. Рафаэль, А.С. Пушкин, Бах - творцы, поднимающие эту тему в своих произведениях и, несмотря на яркую индивидуальность каждого, придерживаются классических канонов в творениях.
А.С.Пушкин в свои 30 лет обратился к этой теме в стихотворении «Брожу ли я…», которое является ярчайшим образцом философской лирики в его творчестве. В этом произведении мысль о неизбежности и предначертанности смерти не является трагической, это всего лишь подтверждение незыблемого круговорота жизни.
«Сикстинская Мадонна» - одна из известнейших работ Рафаэля. Начатая вскоре после его 30-летия, картина выполнялась по заказу Папы Юлия II в 1512году для размещения еѐ как алтарного образа в капелле монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Сикстинская мадонна - воплощение того идеала красоты и добра, который воодушевлял народное сознание в эпоху Ренессанса и который Рафаэль высказал до конца, раздвинув занавес, тот самый, что отделяет будничную жизнь от вдохновенной мечты, и показал этот идеал миру, всем нам и тем, кто придет после нас. (1, стр.204)
Белинский писал, делясь своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». (2, стр.154)
Возможно, из-за схожих авторских философских суждений оба произведения перекликаются общими чертами. Самая основная из них - это некое движение, стремление к возвышенности, столь явно проявляющиеся в обоих произведениях. Присутствие младенца подчѐркивает тему жизни в этих произведениях, тему же смерти поддерживает различность еѐ вариантов. У обоих авторов персонаж предстаѐт перед лицом вечного.
Несмотря на разделяющие А.С.Пушкина и Рафаэля три века, их творения содержат общие мысли, устои и целостное гуманистическое мировосприятие.
Данное исследование перспективно в том плане, что тему жизни и смерти можно проследить и во многих других произведениях, например, в книге психолога С.Я.Рубинштейна «Человек и мир»…
2. Введение.
Проблема человека, его жизни и смерти на протяжении многих столетий приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Как ее продлить? Вопросы о возникновении жизни естественно влекут за собой вопросы и о смысле смерти. Что такое смерть? Торжество биологической эволюции или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным? И, наконец, -- что же царит в нашем мире - жизнь или смерть?
Я выбрал именно эту тему для исследования в связи с ее невыясненностью в науке, с ее объективной сложностью для изучения, а также с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают.
Эта тема может иметь не только научный, но и практический интерес, например: ее можно использовать на уроках литературы и МХК. Таким образом, тема работы актуальна и с научной точки зрения, и из практических соображений.
Объект исследования – три произведения разных видов искусства.
Предмет исследования:
образы-символы и мотивы в лирике, живописи и музыке. Общая тема жизни и смерти, которая объединяет выбранные произведения искусства.
Цель работы: проследить тему жизни и смерти в художественных произведениях классиков мировой культуры.
Для достижения поставленной цели в исследовательской работе потребовалось решить следующие задачи:
3. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных»
А. С. Пушкин - величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертий, вере и безверии. В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства (6,52) По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:
Смертный, век твой приведенье:
Счастье резвое лови;
Наслаждайся, наслаждайся;
Чаще кубок наливай;
Страстью пылкой утомляйся И за чашей отдыхай!
Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона”.
В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем,
Под стол ученых дураков!
Без них мы жить умеем,
писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты” 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:
Не пугай нас, милый друг,
Гроба близким новосельем:
Право, нам таким бездельем
Заниматься недосуг.
Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!..” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому (6, 129) настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:
И пусть на гробе, где певец
Исчезнет в рощах Геликона,
Напишет беглый ваш резец:
“Здесь дремлет юноша — мудрец,
Питомец нег и Аполлона”.
Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, -жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с
крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение ‘Телега жизни”:
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”.
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить...
И глядь — как раз умрем.
Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный...”. Теперь жизнь — это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. « Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.» ( 6, стр.129)
В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю; прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Главная тема стихотворения - это тема жизни и смерти, тема смены поколений. В своем стихотворении Пушкин поднимает вопросы , которые волновали человечество всегда и волнуют по сей день. Нет такого человека на Земле, который хоть раз в жизни не задумался о смерти. Это произведение имеет довольно четкую композицию. Оно представляет собой, как бы жизненный путь человека, от рождения до самой смерти.
Я предаюсь моим мечтам...
Мечты, мечты. Им предаются люди только в самом нежном возрасте, мечтая о будущей взрослой жизни, они уже осознают, что перед ними открыты все дороги:
Я говорю: промчатся годы...
Уже в юношеском возрасте человек понимает, что у него еще вся жизнь впереди, но вместе с тем он начинает задумываться и о том, насколько она скоротечна.
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час...
Пушкин говорит, что смерть неизбежна , и человеку следует принимать ее как должное. Каждую минуту на Земле умирают люди, но тем не менее жизнь продолжается:
Я мыслю: патриарших лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
В зрелом возрасте человек рассуждает о вечном, о добре и зле, о жизни и смерти, о вечных вопросах, бессмертных, как сама жизнь.
Младенца ль милого ласкаю.
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
Старость...В этом возрасте к человеку приходит мудрость, и он все чаще думает о приближении смерти:
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
В преклонном возрасте человека уже мало что радует, он подводит итоги своей жизни, оглядываясь назад, он думает о том, какой след он оставил после себя, соотносит хорошие и плохие поступки:
И где мне смерть найдет судьбина?
Это тоже очень немаловажный вопрос, волнующий человека. Умереть можно по-разному, но каждый человек хочет умереть достойно.
В бою ли...?
Умереть, защищая Родину - настоящая смерть достойного человека, прежде всего патриота.
И хоть бесчувственному телу
Ровно повсюду истлевать.
Но ближе к милому пределу
Отчизна. Родина. Патриотизм является неотъемлемым качеством духовного человека. Человек обязан любить родную землю. Человек ,который не имеет дома, не имеет души.
Младая жизнь будет играть.
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Заканчивается это произведение на довольно пафосной ноте. На смену смерти придет новая жизнь, и круг замкнется.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе — цвести.
Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?..
Бессмертие... Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. «Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, — так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”.(5, 175)
Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии.
Он размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек!
4.Анализ картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».
Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений европейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение - высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство как один из образцов эстетического совершенства.
Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре. Произведения Рафаэля являются собой самое полное, яркое выражение классической линии, классического начала в искусстве высокого Возрождения. « Рафаэлем был создан «универсальный образ» прекрасного человека, совершенного физически и духовно, воплощено представление о гармонической красоте бытия.
Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана, достигнув безупречного чувства» (3, стр.147)
То человеческое совершенство, о котором только грезили мыслители, которое тщетно пытались воспеть в стихах поэты, о котором неустанно твердили моралисты, нашло свое выражение в живописи Рафаэля так покоряюще и полно, что современники ценили ее как воплощение лучших стремлений и чаяний своего времени. Они прилагали к образам Рафаэля слово «grazie» (3, 154), разумея под этим не только телесное, но и духовное изящество человека.
Рафаэлю было около тридцати лет. Он находился в зените своих творческих сил. В эти годы- возможно, это случилось около 1512-1515 годов- художник принялся за мадонну, в которой потомки единодушно признали самое замечательное его творение.
В истории возникновения этого произведения Рафаэля многое до сих пор окутано тайной. В те годы Рафаэль доверял выполнение многих работ ученикам и подмастерьям. Но эту мадонну мастер выпонил самолично от начала до конца. Видимо, художник придавал особое значение этому созданию, которое вошло в историю под названием «Сикстинская мадонна»
Заказ написать мадонну послужил художнику поводом для того, чтобы дать наиболее совершенное и зрелое решение алтарного образа , которое занимало его в
течение всех лет его недолгой творческой жизни. Недаром “Сикстинская мадонна” так легко нашла себе место над алтарем Пьячентинского собора, и за четыреста лет со дня ее возникновения никому из видевших ее людей даже и в голову не приходило, что она не относится к числу алтарных образов.(4, стр.205)
Однако художник позаботился о том, чтобы из-под оболочки сверхъестественного в его образе выступила правда народной мудрости. Мария лишилась ореола святости( сияние вокруг нее- почти зрительная иллюзия, поскольку вся фигура выступает на фоне светлого неба). За ней не держат парчовых тканей, на голове ее не мерцает корона. На ней покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги ее босы. Мария, в сущности , простая женщина. Недаром многим бросалось в глаза , что и младенца она держит , как обычно держат крестьянки. Все обаяние ее - в изящной соразмерности фигуры, в спокойной осанке, в душевной чистоте.
Но эту босоногую женщину встречают как царицу- владычицу .Папа Сикст в роскошном парчовом облачении снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Земной владыка, как легендарные волхвы перед рождественскими яслями, обнажили свой лоб, и перед нами седенький лысый старичок, почти дрожащий от волнения. Варвара в своем пестро расцвеченном наряде потупила очи, выражая покорность и благоговение перед этим воплощением материнства. Даже обычно шаловливые, как амуры, putti с недетской задумчивостью взирают на небо.
Папа Сикст в знак умиления прикладывает руку к сердцу. Единственный из всех свидетелей, он видит лицо мадонны и потому, не замечая ничего вокруг, впился в нее глазами. Варвара делает порывистое движение и опускает глаза. Контраст между порывом папы и обратным движением Варвары, особенно рядом с фигурой самой мадонны, чуждой всякой порывистости, такой сдержанно-благородной и невозмутимо спокойной, вносит в эту сцену драматизм и повышает ее действенность, хотя в ней всего лишь три фигуры. Психологическая дистанция между действующими лицами как бы раздвигает рамки всей картины.
Может быть, задача надгробного образа натолкнула художника на мысль представить действие происходящим не на земле, не на фоне пейзажа, а на небе среди клубящихся облаков, как бы перед последней гранью жизни.
Откуда явилась Мария? Куда устремила тревожный взгляд? На что хмурится ее младенец? Куда возводят глаза херувимы? Если даже предположить , что картина служила надгробным образом и Мария обращалась к усопшему, то и тогда придется признать, что в истолковании Рафаэля это обращение получило более широкий смысл.
Рафаэль снял с легендарной темы ее церковный покров и этим выявил ее глубокий человеческий смысл. Персонаж христианской мифологии стал у Рафаэля образом нормального, прекрасного, идеально совершенного человека, и поэтому предание о том, что владычица неба спустилась на землю, превратилась в поэму о том, как человеческое совершенство в образе босоногой, но царственно-величественной матери с младенцем на руках способно привести в восхищение свидетелей ее появления.
Это явление в явлении, так как мадонна, легко ступающая по облакам, принадлежит иному миру, чем святой Сикст и Варвара. Ее фигура, силуэт, складки плаща, контуры покрывала очерчены легким, парящим силуэтом.
В то же время трудно себе представить что-либо более далекое от мистицизма. Мадонна предстает в этой картине как воплощение идеи прекрасного, светлой и ясной гармонии. Давно замечено, что удивительная по музыкальной слаженности композиция картины построена так, что взгляд зрителя, обежав всю группу, затем фигуру мадонны, неизбежно будет прикован круговым движением ритма к лицам матери и ребенка.
Рафаэль в своей Мадонне разгласил тайну материнской красоты. Это спокойное, ясное, почти детское лицо проникнуто легким внутренним движением, так что на нем можно прочитать множество оттенков задумчивость, и светлую печаль, молчаливый вопрос и погруженность в себя. Лицо рафаэлевской мадонны излучает такую душевную мягкость, такой гармонически прекрасный строй души, что она предстает перед нами как воплощение возвышенной человечности. Но не в этом неиссякаемая жизнь картины Рафаэля. Она в том, что тело и лицо молодой женщины есть ее душа, -потому так прекрасна Мадонна. В этом зрительном изображении материнской души кое-что недоступно сознанию человека. При всей материнской нежности над ней тяготеет сознание жертвенности как непреложного закона жизни.
Мадонна Рафаэля держит на руках младенца, исполненного недетской тоски. Она несет его навстречу людям, зная, что его ожидает. Но перед лицом грядущих испытаний она не теряет спокойствия, гордая сознанием материнства, счастливая от близости младенца.
Лицо его кажется взрослее, чем лицо матери. Таким печальным и серьезным взором, устремленным одновременно и вперед и внутрь себя, можно познавать, видеть судьбу.
Может быть, он видит Голгофский холм, и пыльную, каменистую дорогу к нему, и безобразный, короткий, тяжелый, неотесанный крест, который ляжет на это плечико, ощущающее сейчас тепло материнской груди...
Почему нет страха в лице матери и пальцы ее не сплелись вокруг тела сына с такой силой, чтобы смерть не смогла разжать их, почему она не хочет отнять сына у судьбы?
Она протягивает ребенка навстречу судьбе, не прячет свое дитя.
И мальчик не прячет лица на груди у матери. Вот, вот он сойдет с ее рук и пойдет навстречу судьбе своими босыми ножками.
Как объяснить это, как понять? Они одно, и они порознь. Вместе видят они, чувствуют и думают, слиты, но все говорит о том, что они отделятся один от другого, - не могут не отделиться, что суть их общности, их слитности в том, что они отделятся один от другого.
Бывают горькие и тяжелые минуты, когда именно дети поражают взрослых разумностью, спокойствием, примиренностью.
При первом взгляде на картину сразу, и прежде всего, становится очевидно - она бессмертна.
«Полон преклонения перед Рембрандтом, Бетховеном, Толстым, я понял,
что из всего созданного кистью, резцом, пером и поразившего мое сердце и ум - одна лишь эта картина Рафаэля не умрет до тех пор, пока живы люди. Но может быть, если умрут люди, иные существа, которые останутся вместо них на земле, будут приходить и смотреть на Мадонну...» (6, стр.180)
На эту картину глядели двенадцать человеческих поколений - пятая часть людского рода, прошедшего по земле от начала летоисчисления до наших дней.
На нее глядели нищие старухи, императоры Европы и студенты, заокеанские миллиардеры, папы и русские князья, полковники генерального штаба, воры, гении, ткачи, пилоты бомбардировочной авиации, школьные учителя, на нее глядели злые и добрые.
За время существования этой картины создавались и рушились европейские и колониальные империи, возник американский народ, происходили революции, менялся мировой общественный уклад... За это время человечество оставило за спиной суеверия алхимиков, ручные прялки, парусные суда и почтовые тарантасы, мушкеты и алебарды, шагнуло в век генераторов, электромоторов и турбин, шагнуло в век атомных реакторов и термоядерных реакций. За это время углубили душу и украсили жизнь: Рембрандт, Гете, Бетховен, Достоевский и Толстой.
Человеческое в человеке встречает свою судьбу, и для каждой эпохи эта судьба особая, отличная от той, что была в предыдущую эпоху. Общее в этой судьбе то, что она постоянно тяжела...
Но человеческое в человеке продолжало существовать, когда его распинали на крестах и мучили в тюрьмах.
Оно жило в каменоломнях, в пятидесятиградусные морозы на таежных лесозаготовках, в залитых водой окопах. Оно жило в монотонном существовании служащих, в нищете прачек, уборщиц, в их иссушающей и тщетной борьбе с нуждой, в безрадостном труде фабричных работниц.
Мадонна с младенцем на руках - человеческое в человеке - в этом ее бессмертие.
Наша эпоха, гляди на Сикстинскую Мадонну, угадывает в ней свою судьбу.
Каждая эпоха вглядывается в эту женщину с ребенком не руках, и нежное, трогательное и горестное братство возникает между людьми разных поколений, народов, рас, веков. Человек осознает себя, свой крест и вдруг понимает дивную связь времен, связь с живущим сегодня, всего, что было и отжило, и всего, что будет.
5. Музыка Баха.
Эволюция музыки достигает в первой половине 18 века блестящей эпохи. Формы, которые зарождались в начале 17 века, достигают высшей ступени совершенства. Четыре великих мастера, работающих в четырех различных странах, определяют своим творчеством все музыкальное искусство данного периода: Александро Скарлатти в Италии, Жан Филипп Рамо во Франции, Иоганн Георг Гендель в Англии, и Иоганн Себастьян Бах в Германии.(7, стр.27)
Едва ли не самое популярное органное произведение Баха - Токката и фуга ре минор. Велико значение этого сочинения в истории музыки и в жизни мыслящих музыкантов. Бах показал музыкантам, пианистам будущих поколений, широту и чистоту музыкальных, и эмоциональных окрасок. Относительно короткие в сравнении с другими циклами, эти токката и фуга длятся меньше десяти минут. Но по насыщенности звучаний, по емкости содержания, по драматическим признакам, по архитектонике сложных форм обе части этого произведения составляют идеальное целое и относимы к высочайшим достижениям мирового органного искусства. Это и пример совершенного слияния фуги с предваряющим вступлением - токкатой;4 захватывающе развивается единое действо. Близость музыки ораторскому искусству проступает в ре-минорной прелюдии.
«Начинается токката со взволнованного возгласа. Пауза. Снова возглас. Еще один. Зал захвачен шквалом звуков, насыщенным густыми, низкими голосами. Это не эпиграф. Это развернутое программное высказывание. Оно поражает своим волевым порывом, чтобы оставить нас на миг в глубокой тишине; затем уже возникает мелодическая речь. По-молодому мятежная, в темпе токкатного движения, эта речь артистически сдерживается голосами басов. Это и есть возгласы жизни, непрекращающиеся, мятежные. Токката как бы побуждает нас к действию, пробуждает в нас жизнь.
После паузы - фуга. Изящные и лиричные голоса воспринимаются как доверительные признания. В ней не столько красивость, сколько сосредоточение напряженной силы. Даже в нотном написании исследователи разглядели символ человеческого страдания: первые четыре ноты схожи с рисунком лежащего креста.» (7, стр.59)
По определению, фуга- это сложное философское произведение. Мы слышим в этой музыке тревожные, напряженные ритмы - это предвещание самой смерти. Но это напряжение, взволнованность, трагизм приходит на смену жизнеутверждающей токкате- символу жизни.
Тем не менее, все произведение не рассматривается, как предсмертное завещание, а наоборот, Бах сумел создать ощущение того, что жизнь и молодость торжествуют.
Токката и фуга ре минор Баха - глубоко философское рассуждение о жизни и смерти, вывод которой стал монументальным: после смерти жизнь не прерывается. Человек живет, пока жива память о нем, пока живы его творения. Жизнь бесконечна, как сама Земля, и после смерти человек становится ее частью.
6. Выводы.
Проанализировав произведения трех разных классиков мировой культуры, выявив доминирующие мотивы и образы- символы, я пришел к выводу, что тема жизни и смерти актуальна во все эпохи.
Пушкин рассуждает не только о жизни, но и о бессмертии. Его он видит и в слиянии с природой и в бессмертности самой человеческой души. Бессмертие каждого в его потомках, в памяти его близких. Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии.
Он размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек!
Я определил основные тенденции в коммуникативном содержании мировых произведений литературы, живописи и музыки, складывающиеся под влиянием философских представлений человечества о жизни и смерти. Они следующие:
Наша эпоха, глядя на Сикстинскую Мадонну, угадывает в ней свою судьбу. Каждая эпоха вглядывается в эту женщину с ребенком на руках, и нежное, горестное и трогательное братство возникает между людьми разных поколений, народов, рас, веков. Человек осознает себя, свой крест и вдруг понимает дивную связь времен, связь с живущим сегодня, всего, что было и отжило, и всего, что будет.
2.По определению, фуга - это сложное философское произведение. Мы слышим в этой музыке тревожные, напряженные ритмы. Но эти напряженность, взволнованность, трагизм следуют за бодрыми, жизнеутверждающими мелодиями.
В произведении Баха нет горечи, безысходности, угнетения. Торжествует молодость, бодрость, сама жизнь!
Таким образом, все авторы приходят к общему выводу: человеческая жизнь бесценна, а душа бессмертна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»
2. Запись музыки Баха.
Сказка "Узнай-зеркала"
Ребята и утята
Бабочка
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Басня "Две подруги"