Собраны произведения мордовских писателей о войне.
Вложение | Размер |
---|---|
произведения о войне | 74 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шокшинская средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия
Название работы. Великая Отечественная война в произведениях мордовских писателей.
Тип работы. Исследовательская работа.
Подготовила: Козлова Наталия
Анатольевна, ученица 10 класса
Руководитель: учитель эрзянского языка
и мордовской литературы
Шемякина Марина Ивановна
2015 год.
Содержание стр.
Введение 3
II. Основная часть.
1.1.Мордовские писатели – фронтовики, которые прошли по дорогам войны и героически погибли.
1.3.Произведения мордовских писателей, посвященные Великой Отечественной войне.
Заключение
Использованная литература
Введение
Война – это страшное слово!
Война – это взрывы и смерть!
Но нам не дано это видеть,
Мы в мирное время живем.
(Наталия Козлова)
С этих слов о войне мне хочется начать свою работу. О Великой Отечественной войне я знаю только из прочитанных произведений, из курса истории, из уст моей бабушки. А вот многим мордовским писателям пришлось увидеть войну своими глазами. Поэтому и появились такие прекрасные произведения о войне. На мой взгляд, только тот человек, который собственными глазами увидел войну, смог написать по этой тематике удивительные произведения.
Великая Отечественная война была самым трудным испытанием для всех людей. Ни в одной другой войне люди не чувствовали такой дружбы, смелости характера, трудности в борьбе против немцев.
В мордовской литературе, как и в другой литературе, были изданы произведения такого жанра: стихотворения, публицистика, очерк, рассказ. Но иногда появлялись произведения и другого жанра: поэма, роман.
Для того чтобы глубже изучить произведения, понять и раскрыть эту тему, посвященную тематике войны, я и провела исследовательскую работу по произведениям мордовских писателей.
Исследовать творчество мордовских писателей и выяснить произведения, посвященные Великой Отечественной войне, проследить особенности данных произведений на примере произведений нескольких писателей.
2. Задачи исследования.
- Проанализировать публицистические и литературные источники, посвящённые данной теме.
- Рассмотреть тематику военных произведений.
- Воссоздать целостную картину произведений о войне.
- Обобщить изученный материал.
- Сделать выводы по изученной литературе.
3. Методы исследования.
В данной работе использованы следующие теоретические методы исследования:
1. Выборка материала по теме.
2. Анализ литературы по теме.
3. Обобщение изученного материала.
4. Выводы по собранному материалу.
4. Объект исследования – биографии, произведения мордовских писателей о Великой Отечественной войне.
5. Актуальность исследования.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что большинство мордовских писателей сами были участниками Великой Отечественной войны, многие отдали жизнь за свободу и счастливую жизнь Российского народа. Поэтому в своих произведениях мордовские писатели отражали эту тематику, т.к. сами видели всю жестокость военных лет. Перенесли голод и холод ради счастливого будущего своих детей и родных.
Многие писатели уже в первые годы Великой Отечественной войны погибли. А есть писатели, которые на войне не были, но показали это страшное время в своих произведениях.
Эта тема всегда будет актуальной для нас и наших потомков, потому что почти каждая семья во время войны потеряла своего близкого человека.
Мордовские писатели оставили нам золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне. Если бы не они, то откуда бы мы знали о той страшной войне, где участвовали и наши близкие.
I. Основная часть
1.1.Мордовские писатели – фронтовики, которые прошли по дорогам войны и героически погибли.
Участие в битве с фашизмом стало священным долгом и для писателей Мордовии. Почти вся их организация ушла на фронт. Более 25 человек из них не вернулись. Среди них те, без которых нельзя представить историю нашей литературы. Это А. В. Рогожин, Ф. С. Дурнов, П. П. Батаев, В. А. Аношкин, В. И. Водясов, А. Ф. Зиньков, П. Д. Кономанин, С. Е. Прохоров, Г. И. Ельмеев, С. И. Родькин, А. М. Сафронов (Юргай), Н. И. Филиппов (перед войной возглавлял писательскую организацию Мордовии), А. Я. Чекашкин, И. С. Чудакин и др.
Творчество некоторых стало известно лишь по одному изданному произведению, но эти произведения вошли в школьную программу. Среди перечисленных фамилий наиболее известные для нас:
Алексей Владимирович Рогожин, погиб в 1944 году. Стихи о войне «Колмонест», «Цёранстэнь».
Григорий Ильич Ельмеев, погиб в 1941 году. Посвятил произведение войне «Полю».
Александр Фёдорович Зиньков, погиб в 1943 году, его произведения о войне «Баллада сисем алядо».
Фёдор Савватьевич Дурнов, погиб в 1944 году. Написал стихотворение «Мон течи туян бойс».
Степан Иванович Родькин, погиб в 1944 году. Стихотворение о войне «Аштян постсо».
Андрей Матвеевич Сафронов, погиб в 1942 году. Сонзэ произведениязо «Мишка – пограничник».
1.2. Отражение темы Великой Отечественной войны в своих произведениях - это большой вклад мордовских писателей и поэтов в мордовскую литературу.
В 1941-1945 годы многие писатели написали произведения, которые вошли в летопись Второй мировой. Среди этих писателей-фронтовиков И. З. Антонов, М. А. Бебан, С. Е. Вечканов, И. Д. Воронин, П. У. Гайни, И. М. Девин, П. С. Кириллов, А. М. Лукьянов, А. С. Малькин, А. М. Моро, Я. М. Пинясов, И. Н. Прончатов, Г. А. Пьянзин, В. И. Радаев (Радин-Аловский), Е. И. Пятаев, И. В. Чигодайкин, И. Ф. Чумаков, И. Е. Шумилкин, А. С. Щеглов и др. Большинство из них писали поэтические произведения. Из всех жанров именно поэзия первой отозвалась на события военных лет. Она выразила гамму чувств: боль, горе, тревогу, надежду. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. И именно поэзия отражала состояние души. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат. В стихах поэтов - фронтовиков, как в капле воды, отражён океан великой трагедии, великой истории, Победы.
В нашей мордовской литературе самым значительным и до сих пор непревзойдённым поэтическим произведением о войне является баллада А. С. Щеглова «Гайгстак, бандура!» ("Звени, бандура!"). Она была написана в декабре 1941 года и опубликована в газете «Эрзянь коммуна» в январе 1942 г. Поводом создания этого произведения послужили самые трагические события войны, которые развернулись осенью 1941 года под Москвой.
Именно под Москвой решалась судьба страны. Враг рассчитывал на скорую победу. Им было уже запланировано, что 7 ноября 1941 года немецкие солдаты пройдут по Красной площади как победители, но этого не случилось. Воины под Москвой стояли насмерть, но врага не пропустили. Всю страну облетела трагическая весть о подвиге панфиловцев. 16 ноября 1941 года в районе разъезда Дубосеково в 7 км. к Юго-Востоку от Волоколамска в ходе 4-часового боя воины-панфиловцы под командованием младшего политрука В. Г. Клочкова - Диева подбили 18 вражеских танков и не пропустили противника. Будучи тяжело раненным, В. Г. Клочков – Диев бросился со связкой гранат под вражеский танк, взорвал его и погиб смертью героя. Призыв младшего политрука, обращённый к бойцам, - «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» - стал боевым девизом защитников столицы.
Рядовой Александр Щеглов был участником тех кровопролитных боёв в районе разъезда Дубосеково. В тот день, когда панфиловцы совершили свой беспримерный подвиг, он был ранен. В госпитале, услышав о результате боя на хорошо ему известном рубеже, забыв о полученных ранах, поэт по свежим личным впечатлениям написал свою героическую балладу. Она начинается лирическим обращением поэта к бандуре, которая должна во весь голос воспеть подвиг двадцати восьми героев-панфиловцев:
Звени бандура
Звени во весь голос,
Чтобы на всей земле
Знали, как до капли
Пролили двадцать восемь героев
Кровь свою за родную Москву
Рассказывай каждому, как
Геройски сложили они головы.
В этой балладе с большей идейной силой и художественностью показан героизм в его непосредственном проявлении. Неотразимая сила её воздействия заложена в подтексте, в пафосе беззаветного служения. Баллада написана художественно отточенным стихом, до последней буквы вылилась из глубины сердца поэта. Автор в своей балладе проводит идею непобеждённости и бессмертия героев, гибнущих за правое дело, за светлые идеалы человечества.
Жанр героической баллады поэтами-фронтовиками использовался широко. Во время войны ими были созданы немало произведений, где основное внимание сосредоточенно на изображении мужества людей. К ним относятся баллады М. Бебана «Кулси пандало цёра» («Умирает под горой парень»), «Мокшонь цёрат и инекуй» («Мокшанские парни и змей»), С. Вечканова «Шоферэнь кулома» («Смерть шофёра»), П. Гайни «Слава» («Бессмертие»), П. Кириллова «Солдатонь кулома» («Смерть солдата»), Э. Пятая «Баллада од цёрадо» («Баллада о молодом парне») и др.
Баллада – поэтический жанр с его напряжённым сюжетом, стремительным развитием действия, острыми драматическими ситуациями. На гребень литературной волны баллада поднималась всегда в бурные, переломные моменты истории, в период социальных потрясений. Истинно и трагедийно звучат многие строки баллад, созданные во время войны. Нравственная стойкость героев воспринимается как дорога к обретению духовной высоты. Она нужна была в далёкие годы войны. Она в высшей степени необходима в дни сегодняшние, ибо отказ от неё способствует развитию мещанской идеологии, индивидуализма и равнодушия. В балладах поэтов-фронтовиков на первый план выдвигается образ народа-воина. Он воплощён либо в индивидуализированных характерах, либо в образах обобщённых, собирательных, приближающихся порою к монументальным фигурам героического эпоса. Эта тенденция ярко проявилась в произведениях П. Гайни, П. Кириллова, Э. Пятая, А. Щеглова, М. Бебана. Они создали гимны нравственной силе, благородству, поэтому их произведения стали поэтической энциклопедией фронтовой жизни и золотым фондом литературы.
Иван Захарович Антонов ушел на фронт в 1942 году. Его роман «Вейсэнь семиясо» отражает первые годы войны, где писатель показывает молодых солдат, которые еще не знают настоящей войны, но каждый день их сплочает дружба. Вот отрывок из этого произведения:
- Зярдо жо снарядось сезевиль овсе маласо, ды окопонтень пракшность вишка кевнеть ды мода покольнеть, Павелкин Петрань седеезэ кельмиль, чамазо ловташкадыль, телаванзо ютыль сорнома. Сон уш зярыяксть простякшнось эрямонть марто, но, эстензэ дивакс, яла одс ды одс марилинзе то глухой, то гайтев взрывтнень.
«Алкукс Степан корты, - арсесь Петра. – Весенень бу дружнасто кундамс, кодамояк вий а изнятанзат».
Григорий Яковлевич Меркушкин ушел на фронт с 1941 года. Его произведения «Толонь кить», «Поэтэнть тештезэ», «Народонть лемстэ». В драме «Народонть лемстэ» писатель показывает интеллигенцию, как они ведут себя на войне. Отражены слабохарактерные люди на примере одного героя из драмы Семена Куштаева. Как его разоблачает один из советских солдат Ишимбаев:
Ишимбаев (сась тензэ ежо, то корты эсь пачканзо, то пижни) Лоткак, собака!.. Тон кият? А вадря, конечно, оршить форма, советской форма, советской офицерэнь форма, леднят ломанень копорьс, понимаешь, кода эсь авать сельме икелев появат… Собака, конешна, тон кият? Мезекс минек форманть оршик. (Сестрантень) А тон кият? Сестрат? Советской сестрат?
Александр Степанович Малькин ушел на фронт с 1941 года. Его поэмы о войне «Лембе эскелькст», «Поэма а куломадо». В поэме «Лембе эскелькст» поэт отражает двух героев: русский солдат Иван, и немецкий солдат Ганс. Оба солдата погибли, только вот они ходят по земле, стучатся в дома. Ивана все встречают с радостью и впускают в дома. Ганс же ходит весь грязный, голодный, его проклинают. Даже родная мать Ганса не знает, что ее сын пошел убивать людей. Вот небольшой отрывок:
«Лембе эскелькст» (саевкс)
Аволь сув прась луганть ланга-
Те росась путсь пилекст ней.
Ки чирева, тея янга
Васолдо эль сы сулей.
Зярдо пачкоди кирашкос,
Косо сыре тумось кассь,
Сеск качамокс солы-машты
Сыре аванть ки куншкас.
Ды аламос натой кельми
Цеця прясо сиянь ведь,-
Истя невтсь ломань икеле
Кулозь Ганс эсь прянзо веть.
Кува юты-мельсэ кирди
Азарсь войнат, кельме калмт,
Мезде авань седей тарди,
Мезде горя канды свал.
Ды кирашксо церанть чамас
Авась таго вансь ды вансь,
Сонзэ певтеме ризнэманть
Пек чарькодизе Иван:
- Тиринь авай, иля пеле-
Ганс живекс а ули весть:
Сюдозь сон, ды мирэнть келес
Секс сулейкс лытаи веть.
Мастор юты – арась кудо.
Лемень кундынь кургот сельгсть…
Сисем седей пельксэс сюдозь,-
Сон а соды тундот, сексть.
Серафим Емельяноич Вечканов ушел на фронт с первых дней войны. Написал стихи о войне «Тетя», «Солдатонь серма». Вот небольшой отрывок из его стихотворения:
«Шоферонь кулома».
- Врагось арналётсо
Сацтниль войскань тылга
Велькссэ самолетсо
Онксниль, целиль «вилкат».
Перть-пельга икелеть
Прыльть ды прыльть снарядтнэ.
Пельть, хоть иля пеле
Зярдо, брат, варятне
Появить рунгосот
Ды нильтянзат, косо
Кежей шкась-акулась.
Но арсек: а кулат!
Прят жалямс а сави,
Бути ялгат жалят.
Арды, а сасави
Куломантень алясь.
Илья Прокофьевич Кишняков был на фронте до 1947 года. Великую Отечественную войну отражает в произведении «Вешнян эсень тештенть».
- Сергей маризе войнадо кулянть аэродромсо, ды теяк ялгатнень пельде. Кие-бути учлётнэнь эйстэ ульнесь ошсо, велявтнесь палаткатнес, ёвтась ялганстэнь, сеть – эсь ялгатненень. Нама, зярс чатьмонсть аэроклубонь покштнэ, аламот учлетнэнь ютксто кемсть те апаро кулянтень.
Василий Кузьмич Радаев-Аловский на фронте с декабря 1941 года. Его произведения о войне: «Азаргадозь кискантень кулома», «Сталинград», «Солдатонь арсеманзо» стихи. Очерк «Вастовома», рассказ «Патят-сазорт». Вот как отражает В. Радаев военную тематику в очерке «Вастовома» («Встреча»).
- Коммунистнэнень ды комсомолецтнэнень – икелев!
Штыксэ,прикладсо боецтнэ сявордсть фашистнэнь. Гитлеровецтнэстэ вейкесь автоматонть анокстазь арсесь удалдо ледемс Малойкинэнь, кона те шкастонть глушизе врагонь пулемётчикенть. Тень неезь коммунистэсь Юрасовмештьсэнзэ кекшизе эсь командирэнть. Риштизе прикладсо пряс гитлеровеценть. Тона сяворсь буто пулт.
Максим Афанасьевич Бебан на войне с 1941 – 1945 годы. Его стихи «Кулы пандало цера», «Врагонть границянть лангсо», «Сталинградонь геройтне», «Бути улевлинь нармунь», «Туян авай». В годы войны автор обогатил свое творчество лирической, задушевной струей, стремясь передать психологическое состояние воина-фронтовика, его думы и настроения. Лирический герой, солдат, находящийся за пределами Родины, страстно жаждет свидания с ней, скучает о родном крае.
- Авань мастор, мазый ёнкске,
Кода васолат эйстэнь!
Макста монень авань вайгель,
Вайгель тердемань монень.
Колмо кизэть, колмо телеть,
Кода войнасо тюрян.
Палозь палы монь седейнем,
Тиринь ёнкстон мелявтан.
Тошнакадынь кисэть, ёнкскем,
Кода авань кисэ мон.
Срады, сезеви удовкскем,
А муян оймамо ён.
Кежень мештьсэнь лаказь лакить,
Лангозот, азарсь фашист,
Мекс Россиянть каршо якить,
Совсить минек сэтьмечис.
Пётр Уварович Гайни на фронте с первых лет войны. Там он был военным корреспондентом, командиром роты. Написал стихи о боях против фашизма, о защите нашей Родины «Связистка», «Слава», «Чачома мастор», «Изнямонь тундо». Вот отрывок из стиха «Слава»:
- Прок килей уставна ды мазый
Тейтерь ботальонсо ульнесь
Ды свал валдомгалесь чамазо,
Зярдо сон боецтнэнь вастнесь.
Кияк тензэ лемсэ эзь мере,
Сазоркай мерькшнесть вейкень пес,
Вечкелизь боецтнэ тейтеренть,
Коната эждякшнось оймест.
Ды алкукс боецтнэнь седейсэ
Ульнесь сон сазордо родной,-
Симсть-ярсасть мартонзо сынь вейсэ
Ды вейсэ якасть виев бойс.
…………………………………..
Но кадык пачкоди мелезэнк,
Што живстэ сазорнк нейсынк.
Аволь тень кулома лемезэ,
Те – слава, конатань гайтезэ
А опами пингеде пингс!
Илья Максимович Девин всю войну был на фронте. Повествуя о нелегких путях-дорогах наших воинов, поэт вселял в их сердца оптимистическую уверенность в том, что близок день долгожданный победы, что наступит мир на земле. Его стихи «Иля ризнэ», «Кеж», «Иван-лейтенант», «Иля ризнэ», «Землянкасто – поэттнэнень», роман «Нардикше».
Четыре художника. Осень
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Н. Гумилёв. Жираф
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Шум и человек