Да,
Он назад не возвратится –
Вчерашний день,
Но и в ничто не превратится
Вчерашний день,
Чтоб никогда мы не забыли
Каким огнем
Горели дни,
Когда мы жили
Грядущим днем.
Л. Мартынов 1955 г
Картина литературы xx - начала XXI веков будет неполной без включения в ее контекст художественно - документальных произведений, представляющих не вымышленные ситуации, а реальные обстоятельства. Среди них видное место занимают мемуары – воспоминания о прошлом, преломленном в творческом сознании писателя. Не умаляя достоинств собственно художественной прозы, стоит отметить особый эффект воздействия художественной документалистики. Подлинность изображаемого обеспечивает интерес читателя и более высокую степень эмоционального восприятия произведения. Совмещение реальности факта с богатством литературных возможностей его отражения – важнейшее достоинство художественно – документальной прозы.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование посвящено мемуарам И. Одоевцевой "На берегах Невы" | 585.5 КБ |
Поэтика мемуарной прозы как жанра.
(Опыт анализа произведения И. Одоевцевой
«На берегах Невы»).
Исполнитель: учащаяся 11 Б класса
Еременко Наталья
Владимировна
Научный руководитель: Ястребова
Надежда Владимировна
учитель русского языка
и литературы 1 категории
г. Н. Тагил
2008
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Поэтика мемуарной прозы как жанра.
1.1Взаимодействие документального и художественного
в литературе……………………………………………………………………7
1.2 Отличие мемуаров от других жанров художественной
документалистики…………………………………………………………….9
1.3 Мемуарная проза как жанр…………………………………….……….….11
1.4. Понятие «поэтика» применительно к мемуарной прозе……………..14
1.5. И. Одоевцева: личность, биография, творчество………………….... 16
2. Анализ мемуаров И. Одоевцевой «На берегах Невы».
2.1 Сюжетно-композиционная организация……………….........................18
2.2 Система образов. Средства создания мемуарных образов ………..21
2.3 Интертекстуальная система текста……………….…………................24
2.4. Форма авторского самовыражения……...…………….…….…………29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы…………………………………………………………...35
Приложения ……………………………………………………………………36
Введение
Да,
Он назад не возвратится –
Вчерашний день,
Но и в ничто не превратится
Вчерашний день,
Чтоб никогда мы не забыли
Каким огнем
Горели дни,
Когда мы жили
Грядущим днем.
Л. Мартынов 1955 г.[1]
Картина литературы xx - начала XXI веков будет неполной без включения в ее контекст художественно - документальных произведений, представляющих не вымышленные ситуации, а реальные обстоятельства. Среди них видное место занимают мемуары – воспоминания о прошлом, преломленном в творческом сознании писателя. Не умаляя достоинств собственно художественной прозы, стоит отметить особый эффект воздействия художественной документалистики. Подлинность изображаемого обеспечивает интерес читателя и более высокую степень эмоционального восприятия произведения. Совмещение реальности факта с богатством литературных возможностей его отражения – важнейшее достоинство художественно – документальной прозы.
Интерес читателей к мемуаристике находится теперь на очень высоком уровне. Причины, вызвавшие активизацию в литературе документальности, разнообразны. Это и огромная потребность в достоверном знании о мире, полностью удовлетворить которую невозможно за счет обычных средств информации. Это и осознание ценности индивидуального начала в эпоху утверждения стандартов в культуре, в образе жизни. Это и внутрилитературные творческие искания, когда возможности классического реализма оказались недостаточными для создания представления о современном состоянии человека и мира.
Еще на исходе XIX века Л. Толстой почувствовал и предсказал ускорение темпов жизни: «Все – личности, семья, общество, все изменяется, тает и переформировывается, как облака. Не успеешь привыкнуть к одному состоянию общества, как уже его нет, и оно перешло в другое». [2] В условиях стремительных радикальных перемен как в начале 20, так и в начале 21 столетия мемуаристика получает интенсивный толчок к развитию. Стремление «остановить мгновение», зафиксировав осевшее в памяти прошлое, передать представление о нем читателям разных поколений движет пером мемуаристов.
В наши дни мемуаристика читается и, следовательно, пользуется коммерческим успехом. Но в этом есть не только плюсы, но и минусы. Коммерческий успех форсирует выпуск так называемой «лоточной литературы», посвященной нескромным подробностям личной жизни звезд кино, шоу-бизнеса, политических деятелей. Мемуары теряют достоверность, информативность, а главное – неповторимую поэтику.
Мемуары субъективны, но какова допустимая мера субъективности, должна ли она быть скорректирована критическим анализом источника? Каждый ли человек способен написать по-настоящему ценные с эстетической точки зрения воспоминания, заметки о своей жизни?
В начале xx века к воспоминаниям обращаются крупнейшие писатели: М.Горький, И.Бунин, М. Цветаева, Б. Пастернак, А.Солженицын. В творческой биографии многих талантливых художников слова создание мемуарных книг оказалось главным делом жизни. Так случилось с И. Эренбургом, Н. Берберовой, А.Цветаевой, И. Одоевцевой.
В «серебряном веке» русской поэзии сформировалась эстетика акмеизма: верность детали, точность, изящество, близость к поэтике 21 столетия – все то, что сегодня получило название Петербургской школы.
Ирина Одоевцева - .живой свидетель той блестящей эпохи. Она участница совместного рукописного альманаха Гумилева, Георгия Иванова, Мандельштама. Ей посчастливилось взглянуть на свою молодость из дали времен, вернуть второе дыхание голосам, давно умолкшим, оживить прошлое. Мемуары Ирины Одоевцевой высокохудожественны и поэтичны. Книга И. Одоевцевой «На берегах Невы» приобрела широкую популярность.
Мы выбрали это произведение И. Одоевцевой, чтобы на его примере раскрыть чарующую поэтику мемуарной прозы. Эта тема, во-первых, нова, а во-вторых, очень актуальна в наши дни.
Вследствие двойственной (документально-художественной) природы мемуаристики поэтика этого жанра имеет свою специфику. Специальных исследований по этому вопросу пока немного.
Новизна проявляется и в самом обращении к жанру мемуаров, который находится за пределами школьной программы общеобразовательной школы, а также в использовании таких приемов анализа текста, к которым, как правило, не прибегают на уроках литературы.
Актуальность же, помимо всего сказанного выше, можно видеть еще и в том, что молодой современный читатель, во-первых, должен уметь критически рассматривать любую информацию, во-вторых, иметь критерии для эстетической ее оценки.
В молодежной среде становится модным написание дневников, как личных, так и публикуемых в Интернете, а это тоже, хотя и косвенно, связано с темой данной работы. Далеко не все пишущие знают, как можно сделать заметки о своей жизни не только искренними, но еще и интересными, яркими, вызывающими эстетически положительное восприятие.
Результаты исследования данной темы могут быть озвучены для учащихся на уроках литературы или на внеклассных мероприятиях.
Объект исследования: мемуары И.Одоевцевой «На берегах Невы»
Предмет: поэтика произведения «На берегах Невы» И. Одоевцевой как примера мемуарной прозы
Цель исследование поэтики мемуаров И. Одоевцевой «На берегах Невы».
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
Структура работы: Введение; первая глава, в которой рассматриваются литературные мемуары как жанр; вторая глава, в которой анализируются мемуары И.Одоевцевой; заключение, список литературы.
Лучшее, что мы можем сделать –
это правдиво выразить. «Правдиво
выразить» - значит понять и подробно
изложить субъективно данное.
Карл Густав Юнг[3]
В литературе как искусстве слова имеются две тенденции:
документальность – воспроизведение подлинных обстоятельств реального мира и художественность – образное воссоздание реальности. В результате формируются разнонаправленные задачи литературы: отразить действительность как она есть и преобразовать ее, создать особый условный художественный мир, подобный реальному, а иногда принципиально отличающийся от него.
Эти задачи реализуются в пределах двух разноплановых типов повествования, что и приводит к возникновению документальной и художественной литературы.
Документальная литература стремится к максимальной точности изображаемого, в известном смысле, ей присуще фотографическое видение мира. Авторское мнение, оценка изображаемого выражена открыто и представляет собой развернутое суждение. Смысл документального произведения прямо доводится до читателя, исключается возможность различных версий по поводу его содержания.
Информационная точность, открытость авторских суждений порождают суховатую сдержанность стилевой манеры, когда слово используется в его прямом значении и фактически исключается образное, переносное его истолкование. Документальная проза лишена яркой эмоциональной окраски, но это обстоятельство не означает, что читатель совсем не испытывает эмоционального воздействия. Оно достигается определенным отбором фактов, их соотнесение, комментирование, интерпретацией.
Художественная литература – специфическое проявление эмоционально-интеллектуальной деятельности человека. Ее цель – создание особой, литературной модели реальности, человеческого бытия и сознания. Основной признак художественной литературы – образность.
Художественная литература открыто тяготеет к вымыслу, посредством которого, отталкиваясь от реальности, создает условный художественный мир. Используя богатый арсенал изобразительных приемов, она не только рассказывает о событиях, но воспроизводит их во всей зримой наглядности, производя сильное нравственно – эстетическое воздействие на читателя.
Несмотря на очевидные различия – литература документальная и литература художественная имеют общие точки соприкосновения, влияют друг на друга, что создает предпосылки для возникновения пограничной области – художественно-документальной прозы. Она становится полноправным по отношению к ним типом повествования. Эффект воздействия художественно-документальной прозы чрезвычайно силен. Повышенный интерес вызывает реальная основа произведения, в то же время художественная интерпретация реальности способствует усилению его эстетического воздействия.
Двадцатое столетие принесло с собой резкие перемены качества и образа жизни, что вызвало значительные изменения в литературе. Социально-политические и научно-технические процессы породили иное видение мира, чрезвычайно актуальными стали поиски выхода из лабиринта общественных и мировоззренческих проблем, все это не могло не отразиться на характере литературного творчества. Повышенный интерес к действительности, обостренное чувство неизбежной зависимости от нее упрочили позиции документалистики. «Литература, в зависимости от исторических предпосылок, то замыкалась в особых, подчеркнуто эстетических формах, то сближалась с нелитературной словесностью»,- писала Л. Гинзбург в своих мемуарах.[4]
В литературе двадцатого века, когда авторитет и творческие возможности документалистики стали очевидными, когда было осознано в полной мере значение традиций художественной прозы, выделение художественно-документальной литературы в самостоятельную разновидность оказалось насущной необходимостью. Без этого невозможно полноценное исследование многих произведений.
1.2. Отличие мемуаров от других жанров.
Сущность мемуаров наглядно выявляется при соотнесении их с другими жанрами художественной документалистики.
Общее определение мемуаристики практически не вызывает разногласий. «Мемуары – записки о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий».[5] «Мемуары – литературное произведение, повествующее в форме записок от лица автора о прошлых событиях, участником или свидетелем которых он был»[6]. Как видим, истолкования этого понятия совпадают.
Основополагающие признаки жанра – это отражение внешнего мира, документальность, ретроспективность, субъективность, связанная с проявлением индивидуального, личностного начала. Для полной характеристики необходимо выявление всех составляющих его черт.
Мемуаристика примыкает к исторической прозе, объектом изображения которой также становится историческое прошлое. Однако историческая проза исключает явное присутствие автора в изображаемом, мемуары же освещают прошлое в форме повествования от первого лица. Автор оказывается полноправным персонажем своего произведения.
Биография – жизнеописание какого-либо лица, это жизнь и деятельность реальной личности. Авторское отношение к герою нейтрально. Соотнесение мемуарной и биографической прозы наглядно демонстрирует одну из основных черт мемуаров – откровенно проступающее личностное начало.
Жанры мемуаров и автобиографической прозы сходны, но не тождественны. В них чрезвычайно сильно субъективное начало, выраженное в авторском рассказе о собственной жизни, в раскрытии своего духовного мира. Однако, в мемуарах внешние, исторические события составляют основной объект повествования, а в автобиографической прозе исторические, культурные бытовые планы – фон, на котором разворачивается описание жизни автора.
Мемуары соотносятся также с дневниками и записками.
Мемуарные произведения в основном отличаются упорядоченной сюжетно-композиционной структурой. Дневники представляют собой периодические записи о текущих событиях.
Содержание записной книжки не всегда прогнозируется кругом жизненных наблюдений и биографией самого автора, как это имеет место в дневнике. В записную книжку включаются также заметки, порой далеко отстоящие от реалий обыденного: рассуждения нравственного, философского плана, замечания об искусстве и т. п. Ограниченные авторской концепцией, мемуары не предполагают подобной раскованности. Однако, между ними и записными книжками есть определенные соответствия, в частности, в отношении категории «памяти» - и те и другие пишутся для памяти, но записные книжки – для себя, подразумевая дальнейшее использование в своем творчестве, а мемуары – для памяти современников и потомков, ориентированы на читателя.
Сопоставление мемуаров с другими жанрами художественно-документальной литературы раскрывает черты сходства этих жанров: документальность, ретроспективность (воспоминания о минувшем), мемориальность, типизация и эстетизация.
Мемуары – самый сложный по составу жанр художественно-документальной прозы. Обладая четко выраженной мемуарной основой, определяемой предметом изображения – прошлое в индивидуальном восприятии автора, они могут включать фрагменты, имеющие признаки исторического повествования, биографии. Автобиографические мотивы – непременный компонент жанра. Записки и дневники либо используются в качестве исходных документальных источников, освоенных мемуаристом, либо мемуарное повествование частично повторяет форму этих жанров.
1.3. Мемуарная проза как жанр.
История развития мемуаристики демонстрирует широкий диапазон ее возможностей. Она объединяет как традиционное, строго документальное повествование, так и художественные произведения. Если в первом случае авторство может принадлежать самым разным людям, то художественные мемуарные произведения создаются профессиональными писателями, органично включаются в их наследие, содержат в себе особенности их мировидения и стиля.
Мемуарная проза, или литературные мемуары, преследует цель
соединить факт с его художественной интерпретацией. В литературных мемуарах расхождение между тем, что было, и тем, что вспомнилось, значительно больше, чем в воспоминаниях документальных. Практически ни одни воспоминания известных писателей не избежали упреков в ошибках, в недостоверности, в субъективности. Такая участь постигла многих авторов ( И. Эренбурга, В. Катаева и др.). Даже в мемуарах Н. Берберовой «Курсив мой», отнесенных А.Вознесенским к достоверной прозе, обнаружен ряд неточностей.
Проявление художественного начала в мемуарной прозе многообразно: оно сказывается в творческом преображении факта, в сюжетной организации материала, в образном строе произведения, в беллетризации текста или его отдельных фрагментов, в индивидуальном стиле повествования.
Невозможно оспаривать значение точности факта, тем не менее, литературные мемуары не стоит воспринимать однозначно, как бесспорный документ. К мемуарному повествованию применимо понятие психологической достоверности как критерия точности в передаче мысли и чувства. «Главное здесь - не прошлое, а переживание прошлого», [7]- справедливо отмечает И.О.Шайтанов по отношению к мемуарам Катаева, одному из самых субъективных вариантов писательской мемуаристики.
Свободное обращение с фактами, обусловленное активным проявлением авторской личности, вовсе не означает допустимости их грубого искажения или откровенного вымысла, идущего вразрез с тем, что было на самом деле.
Творческое отношение к факту влечет за собой повышенное внимание к сюжетной организации материала. Сюжет мемуаров, как и любого литературного произведения, - это и ряд событий,и содержание, то есть совокупность всего рассказанного. Многие мемуары приближаются к таким жанрам художественной прозы, как роман, повесть, рассказ. Организующим стержнем мемуаристики является движение памяти автора.
Не всякая жанровая разновидность литературных мемуаров сюжетна. Как правило, сюжет ослаблен в литературном портрете, в мемуарном очерке, отсутствует в мемуарной миниатюре или эссе.
В ходе развития мемуарного сюжета проявляются образы мемуарных героев. Реальные люди, перенесенные памятью писателя на страницы произведения, не утрачивая присущих им качеств, сохраняя черты своего жизненного поведения, превращаются в персонажей, которые действуют в обстоятельствах, предложенных жизнью, но несколько преображенных в контексте мемуарной прозы. Происходит перевоплощение реального человека в художественный образ, подобно тому, как подлинные обстоятельства оказываются источником мемуарного сюжета. Реальность претерпевает художественную трансформацию и отражается по законам литературного творчества. Следовательно, образы в литературных мемуарах особые, имеют двойственную природу. Они приближаются к своим прототипам, но не тождественны им. В писательских мемуарах человек неизбежно «олитературивается», как и все, что попадает под воздействие авторской творческой воли. Выстраивается система персонажей, проявляющая концепцию данного мемуарного текста. Понятие «система персонажей» не означает их непременного взаимодействия.
Степень авторской «выраженности» может быть различной в зависимости от направленности воспоминаний , от желания и возможности писателя раскрыть обстоятельства собственной жизни, качества своей личности. Например, мемуаристика русского зарубежья более раскована в оценке исторических событий, их участников, в исповедальности, чем подцензурная мемуарная проза советских писателей.
Отличительным свойством литературной мемуаристики является сложность ее текстового состава, включающего авторское повествование, описание, рассуждение, беллетризованные фрагменты. Структура текста наглядно демонстрирует двойственность мемуарной прозы как художественно-документальной, фиксирующей в себе точность документа и раскованность художественной манеры письма. Сам документ, не утрачивая своего информационного значения, становится одним из выразительных средств поэтики текста.
Литературная мемуаристика вызвала к жизни множество мемуарных форм, которые складывались постепенно, по мере накопления «жанрового опыта», то есть упрочения позиции, совершенствование мемуаров как специфического типа повествования. В настоящее время сложилась система разновидностей мемуарной прозы, включающей в себя «большие» и «малые» повествовательные формы, отражающие варианты документированного и беллетризированного мемуарного письма, степень автобиографичности мемуаров. На этой основе можно выделить мемуары-хронику, мемуары–роман, мемуары-повесть, мемуары-очерк, мемуарные зарисовки, миниатюры, эссе.
1.4. Понятие «поэтика» применительно к мемуарной прозе.
Основную специфику искусства составляет его эстетическая природа. Творчество художника – деятельность, удовлетворяющая эстетической потребности личности и формирующая сферу эстетических отношений между людьми. Из эстетической предназначенности искусства вытекают его познавательные возможности и миросозерцательные начала - выражение в художественном произведении авторского сознания.
Целью поэтики является изучение способов создания эстетического эффекта, художественной сферы литературы.
Поэтика включает изучение системы правил, лежащих в основе художественных текстов, как прозаических, так и стихотворных, их создания и прочтения (интерпретации); эти правила всегда отличны от соответствующих правил обиходного языка, даже если лексикон, грамматика и фонетика обоих одни и те же[8].
Литературное произведение обладает устойчивой художественной структурой, что обеспечивает его целостность. Художественная сторона произведения обусловлена его сюжетно-композиционной организацией, совокупностью приемов создания художественного образа, пространственно-временными параметрами, изобразительными средствами языка. Поэтика служит средством проявления содержания, формирует «вторую реальность» - мир художественного текста.
Поэтика и ее составляющие имеют индивидуальное преломление в каждом конкретном случае в зависимости от художественно-эстетической системы, жанра и т.д. В рамках мемуарного жанра совокупность художественных средств дополняется выразительными возможностями документа, который приобретает эстетическое значение.
Вследствие двойственной (документально-художественной) природы мемуаристики поэтика этого жанра имеет свою специфику, что вызывает необходимость специальных исследований в этом отношении.
Свое исследование поэтики мемуарной прозы мы начали с того, что изучили имеющуюся литературу. Нам очень помогли работы Т.Г.Симоновой, А. Тартаковского, Л.А. Левицкого, И.О. Шайтанова и др. На материалах этих авторов строилась теоретическая часть нашего проекта.
1.5. И. Одоевцева: личность, биография, творчество.
Ирина Владимировна Одоевцева (урожденная Ираида Густавовна Гейнике; литературный псевдоним выбран по имени матери) родилась в Риге, в семье адвоката в 1895 году. Поэт и писатель. Автор многих поэтических сборников, повестей и романов. Но особую ценность представляют ее мемуары «На берегах Невы» и «На берегах Сены».
Входила во второй «Цех поэтов», в группу «Звучащая раковина», где близко сошлась с Н. Гумилевым, ставшим ее литературным учителем. Печаталась в сборниках «Дом искусств», «Звучащая раковина», незадолго до эмиграции выпустила стихотворный сборник «Двор чудес».
В 1923 году вместе с мужем, поэтом Георгием Ивановым, уехала через Берлин в Париж, в свадебное путешествие. Но путешествие превратилось в эмиграцию. Однако и вдали от родины Ирина Владимировна не чувствовала себя полностью от нее оторванной. Она поддерживала внутреннюю, духовную связь со своей страной, постоянно надеясь на возвращение. Три с половиной десятка лет длилась совместная жизнь – и, конечно, литературное творчество – Ирины Одоевцевой и Георгия Иванова. Они сумели приспособиться к новым обстоятельствам, избежать трагической судьбы большинства эмигрантов. Благодаря отцовскому наследству Одоевцева устраивала вечера поэтов и даже балы, для которых снимала специальные помещения. Война резко изменила ее жизнь. В послевоенные годы резко чередовались полосы везений и чудовищных неудач.
В 1958 году во Франции, вдали от родины, Георгий Иванов умер. Как ни тяжел был этот удар, Одоевцева не сломалась, она продолжала жить и работать.
В конце 70-х годов Ирина Владимировна соединяет свою жизнь с писателем и литературным критиком Горбовым Яковом Николаевичем. В эмиграции работал таксистом, ушел добровольцем на фронт. После войны написал роман «Осужденные».
Новый удар настиг И.В. Одоевцеву в 1981 году. Она заканчивала редактирование своих новых мемуаров «На берегах Сены», когда скончался ее второй муж. Долгие два года она провела в больнице. Затем, когда наконец она переехала домой, подкралось самое страшное – одиночество. Лишь несколько верных старых друзей навещали ее, проводившую все время в инвалидном кресле. Спасали книги.
В 1987 году по приглашению Союза писателей Ирина Одоевцева вернулась в Петербург, успела увидеть издание своих произведений на родине.
Ей было двадцать два, когда на родине произошла революция; двадцать семь, когда она вынужденно оказалась в эмиграции, длившейся шестьдесят пять лет; девяносто один, когда родная земля позвала ее назад. Сама Одоевцева считала это необыкновенно большим подарком судьбы, полученным ею словно бы за всех тех, о ком она писала в своих мемуарах и кто не дожил до этого времени.
2. Поэтика мемуарной прозы на примере произведения
И. Одоевцевой «На берегах Невы».
Мы погибаем, не умирая,
Дух обнажаем до дна.
Дивное диво! – горит, не сгорая,
Неопалимая Купина!
М. Волошин, 1919 г.[9]
2.1 Сюжетно-композиционная организация.
Сюжет мемуаров отличен от сюжета художественных произведений, он проявляется в последовательности событий и в содержании произведения, объединяющем все, рассказанное автором. Композиция предполагает двоякое истолкование сущности этого понятия: соотношение частей, художественного целого (разделы, главы) и компоновку фрагментов текста, включающего описания (портрет, интерьер, пейзаж), рассуждения (философские, политические отступления), повествование.
В отличие от собственно художественного произведения сюжет мемуаров выстроен самой жизнью. Однако Одоевцева творчески происходит к отбору жизненного материала в соответствии с индивидуальным авторским видением, а также в связи с теми задачами, которые ставит: передать дух эпохи «Серебряного века», показать портретную галерею поэтов того времени, передать историю своего знакомства с Николаем Гумилевым и другими поэтами: «Нет, я ни за что не стала бы описывать свое «детство, отрочество, юность», своих родителей и, как полагается … несколько поколений своих предков – все это никому не нужно. Я пишу не о себе …, а о тех, кого мне было дано узнать «на берегах Невы». Ряд обстоятельств реальной жизни порой остается за пределами текста, когда эти обстоятельства не составляют предмет интереса мемуаристки, не согласуются с избранной ей темой. И, напротив, незначительные подробности оказываются существенными в контексте произведения, если они служат дополнительным штрихом к основной теме, обогащают ее новыми мотивами.
Ирина Одоевцева, несмотря на то, что старалась говорить о себе «как можно меньше», концентрирует внимание на тех сторонах жизни, которые соотносятся с личным ее опытом. Таковы воспоминания о голодных днях в Петербурге, учеба у Николая Гумилева, участие в литературных вечерах:
Мемуаристка порою ссылается на впечатление очевидцев, упоминает о событиях, свидетелем или участником которых не была, тем не менее, содержание мемуаров основывается, прежде всего, на отражении лично воспринятого ей самой.
Содержание мемуаров достаточно жестко привязано к реальности , но эта реальность не фотографически производимая, а трансформированная в сознании автора, следовательно, определенным образом организованная за счет отбора фактов, их соотнесения друг с другом, обрамления деталями, дополняющими картину былого.
Мемуарный сюжет связан с отражением действительности, осознающейся как историческая, и организован процессом воспоминания, когда факты и события отражаются сознанием автора через определенный промежуток времени. Элементы сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог) слабо обозначены. Основной прием отражения в мемуарах - повествование. Содержание рассказа не распадается на отдельные сюжетные фрагменты.
Композиция мемуаров включает те же составляющие, что и художественная проза: портрет, рассуждение, описание обстановки действия и т. д. Вот, например, портрет Георгия Иванова, данный автором: «Высокий и тонкий, матово-бледный, с удивительно большим ртом и очень белыми зубами. Под черными, резко очерченными бровями живые, насмешливые глаза. И черная челка до самых бровей». Или портрет Мандельштама: «В углу сидит Мандельштам. Он очень невысокого роста, с большой головой, с тощей шеей, с лысиной на голове. Мандельштама называли «лошадь» - за торчащие вперед зубы. У Мандельштама были пышные, слегка вьющиеся волосы, поднимающиеся над высоким лбом. Конечно, он худой. Встречи с Мандельштамом не были похожи на встречи с другими поэтами. И сам он ни на кого не походил. Он был не лучше и не хуже, а совсем другой».
Или описание дома Гумилева: «Прихожая маленькая, тесная, теплая. В нее из холодного, необитаемого кабинета принесли зеленый диван и два зеленых низких кресла. Электрический матовый шар под потолком редко зажигается. Прихожая освещается пламенем не перестающей топиться печки. От этого теплого красноватого света освещена не вся комната, но ее часть». Эти составляющие композиции имеют не только художественное значение, но также и документальное: зафиксирована внешность поэтов Серебряного века, детали быта. В этих описаниях просвечивают признаки исторической эпохи: голодная худоба, холод послереволюционного Петербурга.
Размышления автора и ее героев рисуют нам неоднозначную послереволюционную обстановку, угрозу ареста, кризисность сознания. Вероятно, этим обусловлены частые размышления героев мемуаров о смерти. Гумилев в холодной своей квартире открывается ученице: «Я в последнее время думаю о смерти. Нет, не постоянно, но часто. Особенно по ночам. Всякая человеческая жизнь, даже самая удачная, неизбежно кончается смертью…Все мы приговорены от рождения. Смертники. Ждем – вот постучат на заре в дверь и поведут вешать».
Органичной частью мемуаров являются документальные источники: выдержки из документов, свидетельства очевидцев, записи автора, сделанные по горячим следам события. Введенные в текст повествования, эти фрагменты усиливают эффект достоверности, присутствия во времени, о котором идет речь. Документальные вставки либо соотносятся с авторским повествованием, либо имеют достаточно самостоятельное значение.
Очевидно тесное взаимодействие сюжета и композиции. Сюжетная основа выстраивается и организуется за счет определенного расположения частей текста. В свою очередь, соотношение разделов произведения, фрагментов повествования влияет на восприятие содержания, определяет характер рассказа, то есть формирует сюжетную специфику книги. У Ирины Одоевцевой сюжет - динамичное, ярко выраженное сцепление фактов, событий сцен. Это несколько отличает ее повествование от традиционных мемуаров, где преобладает ослабленный сюжет, в котором информация о происшедшем заменяет прямое его изображение.
2.2 Система образов. Средства создания мемуарных образов.
В литературных мемуарах наряду с повествованием большое место занимает изображение, когда обстоятельства прошлого воссоздаются в их живой конкретности и читатель оказывается как бы его очевидцем, а не просто информируемым лицом. Вступает в свои права мемуарный сюжет, повторяющий реальность и при этом подчиняющийся требованиям сюжетной организации художественного текста. В связи с этим изменяется положение представленных в мемуарах лиц, которые в ряде случаев начинают играть весьма активную роль, превращаясь из объекта описания в субъект, самоценный, действующий в обстоятельствах, предложенных жизнью и воссозданных писателем. Происходит превращение реального человека в литературный образ, правда, особого рода – открыто сохраняющий связь с прототипом, стремящийся максимально точно передать его свойства.
Активность мемуарных героев неодинакова, она варьируется в зависимости от принятой писателем манеры рассказа, от места образа в мемуарном сюжете, обусловлена как объективной значимостью самого лица, так и степенью знакомства с ним автора.
Мемуары И.Одоевцевой, выдержанные в рамках романного ( то есть безусловно, художественного) воспроизведения прошлого, включают в себя целую галерею реальных лиц: Н. Гумилев, И.Бунин, А.Белый, В. Маяковский, М. Кузмин, К. Чуковский, М. Лозинский и многие другие. Не только представители акмеистов, и даже не только поэты. В их образах мемуаристка стремится воплотить характерные особенности изображаемых лиц.
Основа системы образов в литературных мемуарах – это образы – персонажи, которые становятся действующими лицами произведения, образы – описания, не включенные в мемуарный сюжет, образы – упоминания, которые вступают в качестве детали, дополняющей общую картину прошлого.
Так одним из главных действующих лиц, безусловно, становится Николай Гумилев. И. Одоевцева использует всевозможные приемы для создания этого образа: 1) описание внешности: «Трудно представить себе более некрасивого и более особенного человека…Продолговатая, словно вытянутая вверх голова, с непомерно высоким плоским лбом. Волосы, стриженные под машинку, неопределенного цвета. Жидкие, будто молью траченные брови. Под тяжелыми веками совершенно плоские глаза», 2) описание поведения, одежду: «Он стоял, неподвижно глядя перед собой. С минуту? Мучительно долго. Потом двинулся к лекторскому столику у самой рампы, сел, аккуратно положил на стол свой пестрый портфель и только тогда обеими руками снял с головы – как митру – свою оленью ушастую шапку и водрузил ее на портфель. Все это он делал медленно. Очень медленно, с явным расчетом на эффект», 3) изображение поступков, черт характера: «Я наблюдала со своим стаканом чая, как он с наслаждением ликвидировал одно блюдо за другим, не переставая говорить о стихах. Мне и сейчас непонятно, как можно есть в присутствии голодного человека. Но раз я не заявила о своем голоде, он попросту его игнорировал, не замечал. В голову не приходило… Он был очень эгоистичен и эгоцентричен», 4) авторскую характеристику: «Поэт, путешественник, воин, герой», 5) речевую характеристику. «Помилуйте! – отчитывает он одну из своих учениц. – Вы взяли эти образы из ахматовского реквизита. Ах вы бедная подахматовка!» 6) самохарактеристику, 7) мнения других героев о Гумилеве, 8) цитаты Гумилевских стихотворений, 9) монологи героя, 10) изображение семьи Н. Гумилева и его отношений с близкими: « Весной 1921 года обнаружилось, что Анна Николаевна, как он подчеркнуто официально называл жену,... должна переехать в Петербург. Гумилев решил перебраться жить в Дом искусств…Жить в доме искусств было удобно. Но возник вопрос: как быть с Леночкой? Детям в Доме искусств места не было. И тут Гумилев принял свое «соломоново» решение. Он отдал Леночку в один из детских домов». Это далеко не полный набор средств Одоевцевой – портретистки. Уже из перечисленного можно видеть, насколько разнообразны и противоречивы черты главного героя. Одоевцева не стремится создать целостный, положительный образ кумира своей юности. Она показывает своего учителя разносторонне, этим достигая особой выразительности и яркости образа.
В образный ряд мемуарной прозы включается и изображение самого автора, которому отводится чрезвычайно важная роль. Автор выступает в активной роли создателя художественного целого, восстанавливающего ушедший в прошлое мир, и как участник описываемых событий, являющийся действующим лицом произведения. Образ Одоевцевой - автора создается взаимодействием двух временных пластов: время, к которому отнесены воспоминания, и время написания мемуаров, - что обуславливает его очевидную эволюцию.
Одоевцева времени написания мемуаров смотрит на себя –героиню как на очень молодую и наивную девочку, подчеркивает это различными деталями (например, постоянно упоминается бант, который носит Одоевцева –ученица Гумилева). Из автобиографических свидетельств в книгах Одоевцевой создается образ начинающей поэтессы, вошедшей в литературу на исходе серебряного века, затем известной писательницы. Автор воспоминаний не меняет кардинально сообщаемые факты своей жизни, но смещение некоторых смысловых акцентов, незначительная перестановка событий, усиливающие целостность рассказа, обеспечивающие выразительность создаваемого образа, присутствуют в ее повествовании.
Особенностью мемуаров является знание автором развязки описываемых событий, судеб изображаемых лиц. Эта осведомленность обуславливает характер восприятия окружающего мира, возникают ассоциации, возможные только при соотнесении фактов, при рассмотрении их в контексте жизненного процесса.
2.3. Интертекстуальная система текста.
Литературный текст концентрирует в себе содержательно-концептуальный и художественный аспекты произведения. Единство текста обусловлено совмещением и взаимодействием составляющих его элементов. Текстовое содержание мемуаров многообразно, а его варианты определяются различиями в подходе писателей к освещению жизненного материала, особенностями творческого почерка каждого автора.
Авторское повествование неоднородно: распадается на собственно повествовательные фрагменты (описание, рассуждение, оценки), беллетризованные отрывки, которые состоят из изображения, описаний, комментариев, прямой речи героев – реальных исторических лиц. Таким образом, мемуарный текст имеет многоуровневую структуру, основными компонентами которой являются повествование, беллетризация и интертекст. Текст мемуарного произведения Ирины Одоевцевой включает оригинальное авторское повествование и элементы «чужого слова» - цитаты, реминисценции, автоцитаты. Все эти элементы образуют интертекстуальную систему мемуаров «на берегах Невы».
Книга Ирины Одоевцевой – пример мастерской беллетризации воспоминаний, а также создания интертекстуальной системы текста. В ней не преобладает рассуждение автора о былом (ведь автор ставила цель воссоздать образы любимых ею людей, а не высказаться перед читателем), авторские замечания присутствуют лишь в качестве комментариев. Но зато насколько субъективно- эмоциональны порой эти комментарии! Например, это замечание можно отнести к изображению поэтического круга Петербурга, второй жены Н.С. Гумилева.
Диалог в мемуарах используется в его традиционной роли – как речевое общение персонажей. Монолог как форма развернутого высказывания одного лица в мемуарах обнаруживает двоякую принадлежность: персонажам и самому автору. В данном произведении авторский развернутый монолог опять же отсутствует. В тексте в большом количестве приводятся монологи Николая Гумилева. Он делится воспоминаниями детства, своими взглядами на искусство, семейную жизнь и многим другим.
Диалоги и монологи в составе литературных мемуаров Одоевцевой – одно из многофункциональных средств, дополняющих и разнообразящих основу произведения – авторское повествование, делающих сюжет динамичным, дорисовывающих портреты героев.
Обращаясь к воссозданию подлинных событий прошлого через преломление их в восприятии автора – повествователя, мемуары основываются на серьёзной документальной подоплеке, являются одновременно литературным произведением и своеобразным документом. Функцию таких исторических документов, описывающих эпоху Серебряного века, в мемуарах Ирины Одоевцевой выполняют преимущественно цитаты. «Цитата - дословное воспроизведение отрывка из какого – либо текста»[10]. Цитаты в произведении используются в разных формах: то воспроизводят используемый источник в полном объёме, то сокращают его до отдельных строк, даже нескольких слов. Цитаты включаются в монологи, диалоги, описания, авторские рассуждения, то есть пронизывают весь текст мемуаров «На берегах Невы».
Следует отметить, что в данных мемуарах идет речь не столько о цитатах в обычном смысле этого слова, сколько о соединении авторского текста с другими, цитируемыми текстами художественных произведений – стихотворений современников Ирины Одоевцевой.
Помимо функции исторического документа цитаты в мемуарах Одоевцевой выполняют еще и функцию художественного средства, детали, конкретизирующей приметы внешнего мира («Низкая комната, мягкая мебель, Книги повсюду и теплая тишь» - описание комнаты Н. Гумилева), уточняющей обстоятельства, о которых идет речь, или рассуждения автора. Возникает, на первый взгляд, парадоксальная ситуация: стихотворения, то есть самостоятельные художественные тексты превращаются в документальный текст, а тот, в свою очередь, выступает в художественной роли. Соединение стихотворных текстов с текстом мемуаров придает произведению необыкновенную поэтичность, легкость. С другой стороны, эпоха, изображаемая в книге Одоевцевой, превращается в миф о периоде духовного взлета, парения над бытовым неустройством мира творческого человеческого начала.
Разновидностью цитирования являются автоцитаты, которые создаются привлечением собственных, ранее созданных текстов. Так И. Одоевцева неоднократно приводит отрывки или полные тексты собственных стихотворений, которые она читает Гумилёву:
Автоцитирование проявляется у Одоевцевой столь же активно, как и цитирование чужой речи, стихов. Это и свидетельства собственной творческой юности:
Я сижу на сафьяновом красном диване.
За окном петербургская снежная даль.
И я вижу, встает в петербургском тумане
Раззолоченный, пышный и милый Версаль…
и демонстрация того, что писалось и обсуждалось в гумилевской литературной мастерской:
Я надену черное сомбреро,
Я накину красный плащ…
и поэтические обращения к Гумилеву:
Прозрачный, светлый день.
Каких весной не мало,
И на столе сирень
И от сирени тень.
Но хочет Гумилёв,
Чтобы без лишних слов
Я б ямбом написала
Об этой бы сирени
Не более трёх строф
Стихотворенье…
и способ создания образа автора:
Ни Гумилев, ни злая пресса
Не назовут меня талантом.
Я маленькая поэтесса
С огромным бантом.
К понятию «цитация» примыкает пересказ. Пересказ – принадлежность авторской речи, основанной на изложении чужой мысли или сообщения. Цитирование увеличивает емкость мемуарного произведения. За счет цитат расширяются его информационная, эмоциональная насыщенность, временные границы. Так у Одоевцевой на страницах, посвященных Н. Гумилеву, часто пересказываются его мысли, высказывания: « Иногда мне кажется, - говорит Гумилев, - что и я не избегну общей участи, что и мой конец будет страшен. Совсем недавно, неделю тому назад, я видел сон, нет, я его не помню. Но когда я проснулся, я почувствовал ясно, что мне жить осталось совсем немного, несколько месяцев, не больше». Или другой пример цитирования Николая Гумилева: «А как я любил Рождество. Всегда любил, для меня, - говорил он, - слово Рождество, Сочельник, елка казались совершенно особенными, магическими и полными тайны».
Таким образом, цитата оказывается не только результатом интеллектуальной деятельности ее создателя, но и проявлением сознания автора мемуаров – Ирины Одоевцевой – использующей отрывки чужой речи при формировании нового литературного целого.
Мемуары И.Одоевцевой насыщены отрывками из стихотворений, что, с одной стороны,естественно: речь идет о литературной жизни, о поэтах и писателях. Мир поэзии для них органичен, реален, как и окружающий мир. Стихи возникают как реакция на внешние обстоятельства, по ассоциации с ними. Метельный морозный вечер в послереволюционном Петрограде вызывает в памяти строки из знаменитой поэмы А. Блока:
…Черный ветер,
белый снег,
ветер, ветер…
На ногах не стоит человек,
или:
Разыгралась что – то вьюга!
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!, -
которые в мемуарах оказываются прямой иллюстрацией к изображаемому и лишаются своего обобщающего символического значения.
С другой стороны, выделяясь на фоне авторского слова, «чужая речь» нарушает его однородность, активизирует внимание читателя, входит в арсенал изобразительных приемов писателя-мемуариста. Она используется в качестве выразительного средства (деталь, сравнение, метафора), выступает как структурный элемент текста (описание, рассуждение, эпизод).
2.4. Форма авторского самовыражения.
В мемуарной прозе выделяются открытые и опосредованные формы авторского проявления. К открытым относится автобиографический сюжет, система авторских рассуждений, комментариев, оценок. К опосредованным - практически все составляющие произведения: историческая основа, портреты современников, описания, речевые особенности. Так Ирина Одоевцева не раз обращается к портретной характеристике Н. Гумилева: « На эстраде, выскользнув из боковой дверцы, стоял Гумилев. Высокий, узкоплечий, в оленьей дохе, с белым рисунком по подолу, колыхавшийся вокруг его длинных худых ног. Ушастая оленья шапка и пестрый африканский портфель придавали ему еще более необыкновенный вид. Продолговатая, словно вытянутая вверх голова, с непомерно высоким плоским лбом. Волосы, стриженные под машинку, неопределенного цвета. Жидкие, будто молью траченные брови под тяжелыми веками, совершенно плоские глаза. Пепельно-серый цвет лица. Узкие бледные губы. Улыбается он тоже совсем особенно. В улыбке его что-то жалкое и в то же время лукавое. Что-то азиатское. От «идола металлического», с которым он сравнивал себя в стихах:
Я злюсь, как идол металлический
Среди фарфоровых игрушек.
Он сидит прямо, высоко подняв голову. Узкие руки с длинными ровными пальцами, скрещенными на столе, одна нога заброшена на другую. И вдруг он резко меняет позу, вытягивает левую ногу вперед, прямо на слушателей, которые замечают его дырявую подметку и сбитых полкаблука, как будто срезанных ножом».
Автобиографизм в мемуарах проступает по-разному: от четко прорисованной автобиографической линии до автобиографических фрагментов, мотивов. Автобиографический сюжет скрепляет разнородный мемуарный материал. В книге Одоевцевой «На берегах Невы» биография автора – неотъемлемая часть общего содержания.
И. Одоевцева – свидетель литературной жизни Росси и Запада в 10 -50-е годы. Интерес к литературе, собственное творчество предопределили ее тесную связь с литературной средой. Отсюда основная тематическая направленность ее воспоминаний, обилие портретов известных писателей, рассказы о событиях, связанных с литературой, оценки отдельных произведений и другое. Биография мемуаристки во многом характерна для представителей русской интеллигенции послеоктябрьской эпохи: приобщение в юности к традициям национальной культуры, к атмосфере Серебряного века, резкий слом жизни после революции, эмиграция, творческая деятельность как вклад в создание литературы русского зарубежья. Эта женщина проявила недюжинную работоспособность, присутствие духа, умение преодолевать неблагоприятные обстоятельства и заслужила право на склоне лет рассказать о литературе, жизни, своих современниках.
В автобиографическом сюжете наиболее наглядно проявляется личность мемуариста. Писатель создает свой автопортрет, становится героем собственного произведения. Характер автора раскрывается в поведении, в отношениях с людьми, с миром. Порой сходные обстоятельства вызывают разную реакцию мемуаристов, объяснимую их личностными качествами. Доброжелательная, снисходительная Одоевцева отражает прежде всего положительные стороны людей, старается смягчить то, что оставляет неприятное впечатление.
Заключение
Проведенное исследование дало ожидаемые результаты. С одной стороны, результатами будут полученные сведения о мемуарной литературе. С другой стороны, результаты – это приобретенный опыт многопланового анализа текста. И главный результат – полученное в результате рассмотрения отдельных составляющих поэтики литературных мемуаров подтверждение высокой художественной и эстетической ценности произведения И. Одоевцевой как примера мемуарной прозы.
В литературе двадцатого века, когда авторитет и творческие возможности документалистики стали очевидными, когда было осознано в полной мере значение традиций художественной прозы, выделение художественно-документальной литературы в самостоятельную разновидность оказалось насущной необходимостью. Без этого невозможно стало полноценное исследование многих произведений.
Сопоставление мемуаров с другими жанрами художественно-документальной литературы раскрывает черты сходства этих жанров: документальность, ретроспективность (воспоминания о минувшем), мемориальность, типизация и эстетизация. Однако, мемуары – самый сложный по составу жанр художественно-документальной прозы. Обладая четко выраженной мемуарной основой, определяемой предметом изображения – прошлое в индивидуальном восприятии автора, они могут включать фрагменты, имеющие признаки исторического повествования, биографии. Автобиографические мотивы – непременный компонент жанра. Записки и дневники либо используются в качестве исходных документальных источников, освоенных мемуаристом, либо мемуарное повествование частично повторяет форму этих жанров.
Мемуарная проза играет значительную роль в литературе. Богатство творческих возможностей мемуарной прозы проявляется не только за счет конкретных средств литературного воплощения содержания, но также и, пожалуй, прежде всего, вследствие присущего ей многообразия видовых и жанровых модификаций. Границы мемуаристики простираются от сугубо документальных рассказов о былом до произведений, синтезирующих реальность с художественным повествованием на грани вымысла.
В литературных мемуарах И.Одоевцевой «На берегах Невы» документальная основа образов соединяется с эстетическим принципом их воплощения, произведение включают в себя целую портретную галерею писателей 10 – 50 –х годов двадцатого века. Индивидуальность каждого отчетливо проявляется в изображении мемуаристки, при этом она пользуется широко распространенными общими приемами: портретная характеристика, авторская оценка, отражение поведения человека, его речевой манеры и т. д.
В автобиографическом сюжете наиболее наглядно проявляется личность мемуариста. Писатель создает свой автопортрет, становится героем собственного произведения. Характер автора раскрывается в поведении, в отношениях с людьми, с миром. Порой сходные обстоятельства вызывают разную реакцию мемуаристов, объяснимую их личностными качествами. Доброжелательная, снисходительная Одоевцева отражает прежде всего положительные стороны людей, старается смягчить то, что оставляет неприятное впечатление.
В воспоминаниях поэтессы отражен дух целой эпохи – так называемого Серебряного века. Читая ее книгу, мы погружаемся в неповторимую атмосферу того времени, мастерски воссозданную автором.
Мемуары Ирины Одоевцевой, начиная с момента первой публикации и до сегодняшних дней, пользуются интересом и любовью читателей.
Художественно-документальный вариант мемуаристики становится заметным явлением литературного процесса, что особенно очевидно в 20 веке, когда увеличивается поток мемуарных сочинений, активно опробуются новые формы мемуарного повествования. Получение точного знания стало одной из необходимых ценностей нынешней цивилизации, и художественно-документальная литература успешно соответствует этой потребности, в частности, выдвигая на первый план жанр мемуаров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обложка книги мемуаров Н.Берберовой
Обложка книги мемуаров Ирины Одоевцевой
А.А.Блок
Портрет работы К.А. Сомова. 1907
А.Белый. 1918
О.Э.Мандельштам
Фото М.С. Наппельбаума
Анна Ахматова
Фото М.С. Наппельбаума
Михаил Кузмин
Фото М.С. Наппельбаума
[1] Скороспелова Е. Русская проза 20 века. – М., 2006 г.
[2] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90т. – Юбилейное издание, т.52. – М., 1952. – С. 68.
[3] Берберова Н. Н. Курсив мой. – М., 2000
[4] Гинзбург Л. О психологической прозе. – С. 6
[5] Ожегов С. Словарь русского языка. – М.: Рус. Яз., 1986.-С. 297.
[6] Левицкий Л.А. Мемуары// Литературный энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – С. 216.
[7] Шайтанов И.О. Как было и как вспомнилось ( современная автобиографическая и мемуарная проза). – М.: Знание, 1981.- С.55.
[8] Русский язык. Энциклопедия./ Под ред. Ю.Н. Караулова – М., Дрофа, 1997
[9] Волошин М.А. Стихотворения и поэмы. - Екатеринбург, 1992. – С. 208
[10] Краткая литературная энциклопедия. – М.: Сов. энциклопедия, 1975.- Т.8. – С. 402.
Рождественский венок
Император Акбар и Бирбал
Четыре художника. Осень
Зимняя сказка
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка