Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова имеют огромную эстетическую ценность. Они воспринимаются не только, да и не столько разумом, сколько чувствами, сердцем. Читая их, люди учатся замечать прекрасное в окружающем их мире, познают новые для себя чувства. Причина этому – искренность поэта, который отразился в своих творениях весь, каким был в действительности и каким хотел быть.
Донося до читателя свои чувства, переживания, мечты, Лермонтов находился в постоянном поиске идеала, эстетического идеала. Рисовал свободных и гордых героев, людей с пылким и смелым сердцем, любящих, верных клятве, гибнущих за свои идеалы, честь, мечту, за Родину, за верность самим себе.
За два года до смерти написал автор эту поэму, замысел которой пронес через всю свою жизнь. Она стала итогом многолетних творческих исканий, размышлений Лермонтова о смысле жизни, об основных жизненных ценностях.
Направление: гуманитарное
Образовательная область:
филология
Предмет : литература
Эстетический идеал
в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Исполнитель: ученица 9 «Б» класса
Разночинцева Регина
Руководитель: учитель русского языка
и литературы
Ястребова Надежда Владимировна
Г. Н. Тагил 2005 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………....4
1. Понятие эстетического идеала
2. Рассмотрение героя поэмы «Мцыри» как эстетического идеала.
2.1. Мцыри и критерии эстетического идеала……………………...12
2.2. Мцыри Лермонтова и Тариэл Шоты Руставели с позиций
эстетического идеала…………………………......………………19
Заключение……………………………………………………….…………….24
Список литературы……………………………………………………………26
Приложения…………………………………………………………………….27
Гравюры
Ф.Д. Константинова
Введение
Романтическая поэма «Мцыри» стала моим любимым произведением в творчестве М. Ю. Лермонтова. Я решила поразмыслить о прочитанной поэме. Чем она отличается от других творений великого поэта?
Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова имеют огромную эстетическую ценность. Они воспринимаются не только, да и не столько разумом, сколько чувствами, сердцем. Читая их, люди учатся замечать прекрасное в окружающем их мире, познают новые для себя чувства. Причина этому – искренность поэта, который отразился в своих творениях весь, каким был в действительности и каким хотел быть.
Донося до читателя свои чувства, переживания, мечты, Лермонтов находился в постоянном поиске идеала, эстетического идеала. Рисовал свободных и гордых героев, людей с пылким и смелым сердцем, любящих, верных клятве, гибнущих за свои идеалы, честь, мечту, за Родину, за верность самим себе.
За два года до смерти написал автор эту поэму, замысел которой пронес через всю свою жизнь. Она стала итогом многолетних творческих исканий, размышлений Лермонтова о смысле жизни, об основных жизненных ценностях. Герой этой поэмы – свободолюбивый юноша со страстной душой. Мцыри стал воплощением всех черт, которыми в понимании Лермонтова должен обладать идеальный герой. Николай Огарев назвал Мцыри «самым ясным или единственным идеалом Лермонтова».
Тревога, искания, напряженность вечной мысли – это ориентиры поэтического мира автора, в который он всматривается как художник и вслушивается как музыкант.
Объектом исследования стала поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
Предмет исследования: герой поэмы - Мцыри.
Цель работы: рассмотрение героя поэмы «Мцыри» как эстетического
идеала.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: В поэме «Мцыри» отражены результаты многолетнего искания Лермонтовым героя, воплощающего все представления автора об идеальном, и эти результаты полностью соответствуют критериям эстетического идеала.
Структура работы: Введение; первая глава, в которой раскрывается понятие эстетического идеала, рассматриваются различные точки зрения на назначение идеала; вторая глава, в которой герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» показывается как эстетический идеал; заключение, список литературы.
1.1. Формирование понятия эстетического идеала.
Эстетический идеал – это обобщенное представление людей о высшей красоте. Само понятие «эстетический идеал» довольно позднего происхождения, но основные слагаемые его содержания начали выявляться уже в глубокой древности. В Древней Греции они приобрели форму поэтических мифов о персонифицированных носителях красоты.
Считалось, что красота есть дар богов. Богиней - олицетворением красоты у древних греков была Афродита.
Красота представляет собой, согласно верованиям древних, большую ценность, особенно в своих наивысших проявлениях.
Так красивейшего юношу Ганимеда, по Гомеру, Зевс выкупил у его отца, троянского царя Троса, за упряжку резвых коней. Зевс дал Ганимеду бессмертие, и тот стал виночерпием на пирах небожителей. Человеческое стремление к красоте также выступает в мифах и в эпосе проявлением воли богов. Оно действует нередко вопреки воле самого человека.
Но постепенно все отчетливее проявляется мысль о том, что люди могут совершенствовать, в какой-то мере творить красоту, прежде всего телесную; собственную и других людей.
В еще большей мере человек способен творить свою внутреннюю, духовно- нравственную красоту на примере великих и прекрасных героев.
Так уже в глубокой древности выявились некоторые важные грани проблемы эстетического идеала:
На перекрестке этих трех положений и сформировалось понятие «эстетический идеал».
1.2. Представление об эстетическом идеале в современной эстетике.
Я обратилась здесь к работам нескольких авторов и классической литературе для того, чтобы дать ясное и наглядное представление о предмете дальнейшего разговора. Если реально эстетический идеал часто воплощается в образах искусства, то теоретически его содержание выражается и обобщается в понятии «эстетический идеал». Это даже не просто научное понятие, а категория эстетической науки.
Определение эстетического идеала как идеала красоты, идеала прекрасного остается, однако, еще весьма общим и неопределенным, так как сразу же за этим встает вопрос: а что такое прекрасное? Над разгадкой тайны прекрасного человеческая мысль бьется вот уже более 2,5 тысяч лет. В марксистско-ленинской эстетике сущность прекрасного также имеет статус дискуссионной проблемы. В передаче Аристотеля до нас дошло древнее определение гармонии как «смешение и сочетание противоположности».
Гармония не сводится к «правильности», то есть к элементарной однозначной упорядоченности элементов единства. «Правильность» выступает лишь как одно из ее простейших проявлений. Еще Н. Г. Чернышевский отмечал, что «прекрасное» есть отдельный живой предмет, а не отвлеченная мысль.
Чувственная гармония, однако, становится красотой лишь как чувственно-предметная, чувственно-представленческая сторона особого отношения человека к действительности эстетического.
Своеобразной природой красоты обусловлен ряд особенностей, присущих идеалу прекрасного - эстетическому идеалу:
1.Чувственная конкретность эстетического идеала. Эта черта эстетического идеала обусловлена чувственно – конкретным характером самой красоты.
Данное положение очень важно для ограничения эстетических явлений от неэстетических, в частности, для дифференциации красоты и добра, эстетического и этического.
Принцип гармонии лежит и в основе нравственности. Но для того, чтобы проявление нравственной гармонии получило статус
( ранг) эстетического, оно должно быть особенно ярко, рельефно , контрастно выражены вовне, обращено не только к нашему разуму, но и к чувственному восприятию, представлению , должно возбуждать воображение.
Исходя из этого, следует подчеркнуть связь эстетического идеала с отражением действительности в форме представлений как бы несущих еще в себе отпечаток конкретно- чувственной стороны реальных объектов.
что эстетический идеал есть не простая совокупность эталонов всех реальных предметов и явлений, существующих в мире, а концентрированное выражение должного. В центре эстетического идеала находится человек.
Красота человека – этот стержневой компонент эстетического идеала состоит в гармонии всего его существа.
Красота человеческого существа включает в себя гармоническое единство природного и социального, личностного и общественного, стихийного и сознательно - регулируемого, рационального и эмоционального, слова и дела и многих других противоположностей.
Теперь рассмотрим несколько взглядов на понятие эстетического
идеала.
По определению Ю. Борева (2), эстетический идеал – представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека по преобразованию мира и созданию культуры. Идеал не совпадает с действительностью и является обобщением и гиперболизацией лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, потребность в чем уже возникла и была осознанна. Народ, создающий идеал, создает и гениев, приближающихся к этому идеалу и приближающих к нему реальность.
Как считает В. П. Крутоус (5), в эстетический идеал, кроме образа прекрасного человека нужно включить и «прекрасный мир человека». Эстетический идеал в самом первом приближении можно определить как идеал красоты. Иными словами, он олицетворяет собой образец самой совершенной красоты, какая только существует в мире, и какую только в силах породить человеческая фантазия, в частности, художественная.
Итак, в понятие эстетического идеала как идеала красоты входят:
Прежде всего ,едва ли кто-то станет оспаривать, что эстетически должное раскрывается не только о представлении о прекрасном, но и через представление о возвышенном.
Возвышенное может быть гармоничным, как и прекрасное, но в этом случае оно , в отличие от последнего, выражает не «оптимум», а «максимум» развития, то есть наибольшую степень и полноту осуществления заключенных в предмете явлений, возможностей.
Естественно, возвышенное связано со своей особой гаммой эстетических переживаний – трагическое и комическое.
Все это обогащает эстетический идеал некоторыми новыми гранями. Понятие «эстетический идеал» шире понятия «идеал прекрасного».
Резюмируя, можно определить эстетический идеал как обобщенное представление о высшей красоте и эстетическом совершенстве человека и жизни.
Необходимо сказать о формах выражения эстетического идеала. Можно выделить 4 основные группы таких форм:
Каждая из этих основных форм может быть в свою очередь развернута в виде некоторого «веера» входящих в него вариаций, модификаций основных форм.
1.3. Назначение эстетического идеала.
В чем состоит назначение эстетического идеала в повседневной жизни? В прочитанной мною литературе встретились две точки зрения на этот предмет. Идеал – это то, к чему стремится человек, то есть это цель жизни, считают одни, человек живет для того, чтобы путем самосовершенствования приблизиться к идеальному представлению о себе. Идеал – посох, который помогает человеку в жизни, на который можно опереться, найти в нем поддержку в трудном жизненном пути к своим целям, считают другие.
Мне ближе вторая точка зрения на идеал, так как в этом случае человек живет не только ради самого себя и своего самосовершенствования, но может иметь в жизни и другие цели, может стремиться помочь другим людям, а чтобы эта помощь была большей, нужно изменяться самому, равняясь на идеал.
Эстетическому идеалу, идеалу прекрасного принадлежит среди всех других особое место, особая роль. Чувство прекрасного в той или иной степени присуще каждому. Оно проявляется в отношении к внешнему облику и поведению ( своим собственным и окружающих), к предметной среде, к искусству.
Но для вынесения оценочных суждений в этих сферах, для руководства эстетической деятельностью человека нужен высший критерий и эталон красоты. Таким эталоном, такой путеводной звездой выступает эстетический идеал. Героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как раз и можно отнести к такого рода идеалам.
М.Ю.Лермонтов за все время творческой деятельности успел создать множество ярких и запоминающихся образов. Среди них меня больше всего привлекает романтический герой Мцыри из одноименной поэмы.
Этот герой несет в себе огромный эстетический заряд. Мцыри, безусловно, обладает всеми качествами, присущими эстетическому идеалу: он красив, молод, силен, умеет любить, един с природой, стремится к свободе, любит Родину, а главное – у него есть цель в жизни.
С детства потрясенный суровой красотой Кавказа, Лермонтов поселяет нашего героя в племя, живущее в горах. Мцыри пленник, лишенный семьи, дома, отчизны. Потеряв Родину, он потерял все, что может быть дорогого в жизни любого человека:
…я видел у других
отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!...
От этого Мцыри считает себя не только сиротой, но и рабом, ведь из этих стен ему уже не выбраться. И вот в монастырском заточении у него рождается мечта :
Хотя б на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Пусть незнакомой, но родной…
Писатель и поэт Лермонтов, как известно, глубокий психолог, поэтому он показывает нам героя не только со стороны, но через его монолог раскрывает внутренний мир Мцыри, его психологическое состояние, его самые потаенные мысли. Недаром поэма производит на нас впечатление исповеди главного героя.
Для монахов побег Мцыри был неожиданностью, им непонятно, почему молодой человек отказался от жизни. Но на самом деле Мцыри только и мечтает о ней - о жизни, полной опасностей, удивительной, многообразной, неудержимо влекущей его к себе. Он бежит, чтобы
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
У Мцыри есть цель в жизни. Это положительное качество, одно из главных, по мнению автора.
Другое, что выделяет автор в своем герое, - его любовь к родине. Мцыри очень любит свою родину, там, где он родился, было хорошо, люди жили мирные и добрые, которые сами никогда первые не начинали войн, но всегда защищали то, что им дорого – дом. На родине звучали «рассказы долгие о том, как жили люди прежних дней», а не о битвах и крови.
Вторая причина, по которой Мцыри решил бежать – это желание найти своих родных и близких. За те годы, что он провел в монастыре, родина не была им забыта, воспоминания детства свято хранились в памяти:
…и вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше, и кругом
В тени рассыпанный аул,
Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов
И дальний лай знакомых псов.
Как живую картину он вспоминает золотой песок возле горной реки, ущелье, рассыпанный в тени аул, старцев «при свете лунных вечеров». Воспоминания юноши о милом крае отцов не только зримы, они озвучены гулом «домой бегущих табунов», «лаем знакомых псов», звуками песен и речей над «колыбелию», «кольчуги звоном».
…А мой отец! Он как живой
В своей одежде боевой
Являлся мне, и помнил я
Кольчуги звон, и блеск ружья…
Отца Мцыри описывает как романтического богатыря-горца, воина с «гордым, непреклонным взором». Он относится к родителю с почтением, уважением, восхищается его мужеством. С такой же любовью и нежностью вспоминает он и «молодых своих сестер».
Герой не мирится с пленом, несвободой, он не хочет чувствовать себя «рабом», и это еще одна причина его побега. Сбежав из монастыря, он «жил», и эту короткую жизнь оценивает так:
… жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости…
Из этих трех дней самым ярким воспоминанием становится для Мцыри воспоминание о проснувшихся в нем чувствах к прекрасной грузинке:
Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей…
… И мрак очей был так глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои
Смутились.
Душа Мцыри сразу улавливает тонкие, едва появляющиеся чувства. Конечно, он способен на любовь, нежность. Кто знает? Была б у него другая жизнь, он бы имел и дом, и семью, и был бы заботливым главой семейства. Однако Мцыри не желает оставаться в чужой земле и поэтому гасит в себе чуть зародившуюся любовь к прекрасной горянке и ищет дорогу в родные края.
Природа на его пути становится то другом и помощником, то врагом.
Лермонтов никогда не стремился к приукрашиванию природы. Его пейзажи пленяют своей живописностью, яркостью, он не создавал свои картины природы, а старался со всей точностью и строгостью передать нам увиденное; он бесконечно любил природу такой, какая она есть на самом деле.
Природа в поэме играет немаловажную роль. Образ ее не статичен. Сначала природа противопоставлена темнице, она как оазис в пустыне после «сумрачных стен». Мцыри, попав на волю, роднится с природой, которая в это время является для него идеалом свободы. Его радость от общения с ней не знает границ, его «бурное сердце» по накалу страсти не уступает грозовым разрядам и молниям. Именно гроза ближе всего духу Мцыри. Герою кажется, что он понимает язык природы, он угадывает мысли «груды темных скал, когда поток их разделял». Но дружба эта хоть и была «живой», оказалась краткой. Природа не только на какое-то мгновение дала
Мцыри почувствовать свободу, но и пробудила в нем желание избавиться от одиночества:
…я цель одну
Пройти в любимую страну
Имел в душе…
И как только вспоминается родина, природа превращается во враждебную силу. И Мцыри, стремящийся на родину, становится пленником природы, которая заставляет его преодолевать все новые и новые препятствия.
Как видим, природа в поэме выступает то в качестве друга, то врага. Когда речь идет о монастыре, природа – друг, символ свободы:
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой
Меж бурным сердцем и грозой!..
Но как только герой начинает думать о родине, «где люди вольны, как орлы», его отношения с природой становятся враждебными:
Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом,
Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час…
Но, однако, когда юноша опять попадает в монастырь, он вспоминает о природе не просто с каким-то дружеским участием, но с восторгом.
Монастырь - тюрьма и родина, как истинный идеал свободы, - два полюса, между которыми мостом и пропастью пролегла природа.
Безусловно, Мцыри любит природу, потому что с ней связаны не только бессильное отчаяние во время побега, но и лучшие воспоминания детства, ощущение свободы.
Красота – это еще один из эстетических критериев. И хотя сама внешность Мцыри в поэме не описывается, мы все же с точностью можем сказать, что Мцыри молодой, сильный, здоровый, а это, по эстетическим принципам, и есть основа красоты.
В неудаче своей попытки Мцыри винит лежащую на нем печать, оставленную «тюрьмой». Он сравнивает себя с цветком, выросшим во мраке:
Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок.
Перед самой смертью героя монах слышит его гордую исповедь:
Я мало жил и жил в плену,
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Это признание юноши показывает его силу духа, мужество перед надвигающейся смертью.
Не желая мириться с неволей, Мцыри хочет и смерть встретить, оставшись наедине с природой – он просит перенести себя в сад, где
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно золотист
Играющий на солнце лист!
Для того, чтобы подчеркнуть близость Мцыри к эстетическому идеалу, мы сравним его с героем другого известного произведения.
У Шоты Руставели есть поэма «Витязь в тигровой шкуре», герой которой, витязь Тариэл, потерял любимую и долго искал ее, проходя многие трудности, отчаиваясь и вновь начиная поиски.
Однажды на пути витязя оказываются лев и тигрица. А Мцыри Лермонтова на пути к свободе сражается с барсом. Сцены этих двух сражений мы и сравним.
Заранее отметим, что на Кавказе не водятся как барсы, так и тигры, и львы. Эпизоды сражения с этими грозными животными авторы вводят специально, чтобы выявить решительность, смелость, силу героев в сражении с противниками.
Можно сказать, что лучше всего у Руставели показана сила героя, но это не только природная сила, это еще и сила оружия, витязь в походе был вооружен копьем и мечом.
У Мцыри оружия не было, за исключением деревянного сука, который он догадался подобрать, так как первый же скачок барса ему «страшной смертию грозил», автор подчеркивает исключительно собственную силу героя.
Для Тариэла ситуация не была столь острой, он был заранее к ней подготовлен.
Рассердился я на зверя
И метнул копье стальное.
Так рассказывает Тариэл. Получается, что главный герой убил зверя без жалости, от накопившейся злобы. Зверь оказался для него лишь поводом избавиться от этого чувства, относящегося к людям. Мцыри же сражается с иными чувствами:
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуты битвы – сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы…
Мцыри никогда не имел возможности сражаться с противником, не
мог испытать себя. И теперь он впервые получает такой шанс, он «вдруг» может узнать себя, свою силу. Возвращенный в монастырь, он с гордой уверенностью утверждает:
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
На протяжении своего рассказа Мцыри сравнивает могучего барса с человеком:
Он застонал, как человек…
Себя же , наоборот, герой сравнивает с барсом:
Бой продолжался на земле,
И я был страшен в этот миг.
Как барс пустынный, зол и дик
Я пламенел, визжал как он,
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков…
Мцыри, брошенный людьми, становится частью природы, он равен барсу, и барс равен ему, он для Мцыри достойный противник.
В поэме «Витязь в тигровой шкуре» тоже есть сравнение:
Меч отбросил я далеко
И прекрасную тигрицу
Обхватил двумя руками,
Словно царь свою царицу.
Так пишет Руставели. Мысли и чувства героев здесь очень близки, так как Тариэл и Мцыри, безусловно, имеют нечто общее, они сильны и отважны. И все же, если судить с эстетической точки зрения, огромное преимущество в описании боя имеет Лермонтов. Тариэл как был человеком, так и остался, и зверь тоже. Тариэл заранее уверен в победе над низшим существом.
Для Мцыри же зверь – достойный и равный по силе и благородству противник. И в конце схватки герой Лермонтова относится с уважением даже к побежденному противнику:
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!...
Для Мцыри схватка была одним из ярчайших жизненных воспоминаний. Она дала ему почувствовать вкус жизни, дала уверенность в собственной силе. Тариэл же спустя какое-то время раскаивается и говорит, что схватился со зверем напрасно, только из одиночества:
Дик я, зол и бессердечен,
Если плачу и тоскую.
Он и сам понимает, что раньше был другим:
Был разумным я когда-то,
Нынче час пришел безумья.
Оттого в моей пустыне
Своеволен и угрюм я.
Таким образом, сравнение героев двух великих национальных писателей показало, что Тариэл, являясь одним из ярчайших образов грузинской поэзии, образцом силы, мужества, преданности, в эпизоде сражения с диким зверем уступает герою Лермонтова с позиций эстетического идеала.
Это сравнение является еще одним доказательством того, что Мцыри по всем эстетическим критериям подходит под определение эстетического идеала.
Заключение.
Рассмотрев работы по эстетике и литературоведению, я получила следующее определение эстетического идеала:
Эстетический идеал – это обобщенное представление людей о высшей красоте. Красота – этот стержневой компонент эстетического идеала , который состоит в гармонии всего существа человека.
Кроме того, в понятие эстетического идеала как идеала красоты входят:
Своеобразие эстетического идеала выражается также в его яркой, эмоциональной окрашенности, его обращенности прежде всего к эмоциональному миру человека.
Мцыри, безусловно, обладает всеми качествами, присущими эстетическому идеалу: он красив, молод, силен, умеет любить, един с природой, стремится к свободе, любит Родину, а главное – у него есть цель в жизни. Этот герой представляет собой пример внутренней цельности и душевной гармонии. Как литературный образ Мцыри производит сильнейшее эмоциональное воздействие на читателя.
Величайший поэт и кумир Лермонтова, А.С. Пушкин говорил: «Цель художества есть идеал, а не нравоучение», - и Михаил Юрьевич следовал этому правилу.
Поэзия Лермонтова – это исповедь души человеческой. Это вечная тоска по идеалу…
Вот почему поэт почти не знает равнодушных читателей, а его поэма «Мцыри», имея большую эстетическую ценность, оставляет на всю жизнь в душе нашей удивительное впечатление восторга, торжества и грусти.
«Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных созданий Лермонтова. В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля к свободе, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы – «мира восторг беспредельный» - были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме», - пишет Д. Е. Максимов в книге «Поэзия Лермонтова».
И если мы говорили о том, что идеал необходим человеку, как посох путнику, проходящему трудный и долгий путь, то герой Михаила Юрьевича Лермонтова может стать таким посохом: его пример наполняет сердце читателя активной любовью к жизни, желанием борьбы за свободу, любовь, счастье. Мцыри может служить ярким примером для воспитания в себе чувства патриотизма, любви к родине.
Список литературы
Хитрый коврик
Разноцветное дерево
Бабочка
Нора Аргунова. Щенята
Ночная стрельба