Проект, представленный на XVI научно-практической конференции "В ответственности за будущее".
Данный проект посвящается отношению животных и людей. Темой, также входящая в наш проект, является суждение по внешности и людей, и животных.
Актуальность данного исследования состоит в том, что подобные темы, направленные на воспитание прекрасного в человеческих душах, всегда будут в центре внимания. Много лет каждое поколение стараются воспитать лучше, добрее, чем предыдущее. А значит можно сделать вывод, что тема актуальна.
Целью нашего проекта было представление отношения людей и животных на примере двух произведений: рассказа Юрия Яковлева «Он убил мою собаку» и стихотворения Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге».
Вложение | Размер |
---|---|
chinokalova_338.docx | 41.96 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная
школа № 338
ПРОЕКТ
" Отношение к животным на примере рассказа Юрия Яковлева "Он убил
мою собаку" и стихотворения Эдуарда Асадова
"Баллада о рыжей собаке""
Секция «Экология природы – экология души
Выполнили ученики 5 В класса
Гарифуллина Анжела
Кузнецова Ирина
Мамасадыкова Жазгуль
Научный руководитель
Учитель русского языка и литературы
Чинокалова Ксения Владимировна
Санкт-Петербург,
2017
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Юрий Яковлев «Он убил мою собаку»…………………………. 4
Глава 2. Эдуард Асадов «О рыжей дворняге»……………………………. 6
Заключение…………………………………………………………………..7
Библиография……………………………………………………………….8
Приложение…………………………………………………………………..9
Введение
Данный проект посвящается отношению животных и людей. Темой, также входящая в наш проект, является суждение по внешности и людей, и животных.
Актуальность данного исследования состоит в том, что подобные темы, направленные на воспитание прекрасного в человеческих душах, всегда будут в центре внимания. Много лет каждое поколение стараются воспитать лучше, добрее, чем предыдущее. А значит можно сделать вывод, что тема актуальна.
Целью нашего проекта было представление отношения людей и животных на примере двух произведений: рассказа Юрия Яковлева «Он убил мою собаку» и стихотворения Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге».
Задачи нашего проекта:
- проанализировать рассказ с точки зрения объявленной темы;
- проанализировать стихотворение с точки зрения представленной темы;
- представление конечного результата в форме выступления и небольшого фильма.
Методы нашего проекта были следующие:
- Анализ текста;
- Мозговой штурм
Замечали ли вы, что люди, выбирая себе друга, обращают внимание в первую очередь на внешность, а потом уже на душу человека? Это правда, многие обращают больше внимания на внешность, а не на душу.
Об этом наш проект в рамках темы «Экология души» - «отношение к животным и людям в зависимости от их внешности».
Даже к некрасивым, не породистым животным нужно относиться хорошо, потому что у каждого животного есть своя душа и самая обычная собака может быть преданной, доброй и отзывчивой. Например, как рыжая дворняга из стихотворения Асадова «Он убил мою собаку». Всем она не нравилась, даже хозяин её бросил, но она ждала, пока вернётся хозяин, а потом бежала за ним, бежала по рельсам, сбивая в кровь лапы.
Или собака из рассказа Яковлева «Он убил мою собаку». Собака пыталась быть дружелюбной с людьми, но они не принимали её. В конце концов, отец главного героя стреляет в собаку и убивает её, чем разрушает отношения с сыном.
Даже у простой дворянги может быть породистая душа.
Но такая проблема есть не только в отношениях животных и людей. Люди аналогично относятся и к людям, судя их только по внешности.
Безобразный человек может быть очень умным, пример тому – Стивен Хокинг, учёный-физик с мировым именем, больной боковым амиотрофическим склерозом, что привело к поражению его мышц.
Поэтому мы можем сказать смело, что внешний вид человека часто отличается от его внутреннего мира. Только в сказках «Прекрасная принцесса добра и сострадательна; злобная колдунья уродлива, и на носу у нее огромная бородавка», как писал Виктор Пелевин в «Священной книге оборотня».
Многие писатели говорили об этом. Тургенев в «Муму» описывает Герасима большим и страшным, но душа его не чужда нежной любви. Эдуард Асадов напротив, описывает обычных с виду людей, но они лишены сострадания, они не ведают, что собака, которую они оставили, тоже имеет душу.
Ему вторит и Яковлев, показывая, что наше обычное окружение, состоящее из обычных людей, часто недостаточно добро и недостаточно сострадательно и к животным, и к детям.
И к людям многие люди относятся не лучше, они смотрят больше на одежду, чем на характер, ум и душу. О таком писал Короленко в повести «В дурном обществе», описывая умнейшего Тыбурция, одетого в лохмотья. Под дешёвой одеждой может быть богатая, отзывчивая, общительная душа. И очень важно это понимать, ведь главное – это поведение.
Поведение мы можем контролировать, по нему и судят людей. Хамство, грубость, невежество никого не красят, а улыбчивость, ласковость сразу настраивают нас на позитивный лад.
Народная мудрость уже отметила это, так как мы знаем много пословиц и поговорок на эту тему: видом сокол, а голосом – ворона; волка и в овечьей шкуре знают; не всё то золото, что блестит, не красна изба углами, красна пирогами; не по виду суди, а по делам гляди; не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож; снаружи лицо, а внутри – глина; Федот, да не тот.
Глава 1
Юрий Яковлев, «Он убил мою собаку».
В кабинет директора школы приходит мальчик Саша, называющий себя Таборкой. Выглядит он довольно бедным: «руку ему оттягивал большой чёрный портфель в белых трещинках. Кожаная ручка оторвана, держится на одном ушке, и портфель достаёт почти до полу. Если не считать старого, облезлого портфеля, то в наружности Таборки не было ничего примечательного. Круглое лицо. Круглые глаза. Небольшой круглый рот. Не за что зацепиться взгляду».
Мальчик начинает рассказывать про собаку, которую он нашёл, так как её оставили предыдущие хозяева.
Директор вспоминает этого мальчика, которого он собирался отчитать за неподобающее поведение в школе. Но рассказ его увлекает, и постепенно этот молодой педагог проникается сочувствием к мальчику.
Таборка привёл собаку сначала в класс, но учительница Нина Петровна выгнала её. Тем более, что собака сделала лужу.
Аккуратную женщину собака схватила за пальто – та рванулась и пальто порвалось.
В милиции собаке дали кусок сахара, но больше ничего для неё сделать не смогли.
Мать кричала на Таборку, говоря, что от собаки одна грязь.
А отец мальчика выстрелил собаке в ухо, чем, возможно навсегда, разрушил отношения с сыном.
Таков сюжет этого рассказа. В нём мы видим только одного положительного взрослого – директора. Он некрасив: «…длинный и худой. Он занимает полкресла. А вторая половина свободна. Руки, тоже длинные и худые, лежат на столе. Когда директор сгибает руку в локте, она становится похожей на большой циркуль, которым рисуют на доске окружности». Он, сидя в кресле предыдущего директора, чувствует себя явно не в своей тарелке. Посетители к нему ходят явно часто, но он тяготиться своим долгом ругать их, хотя и чувствует необходимость. Ему захотелось помочь этому мальчику, но единственное, что он смог ему предложить – подарить другую собаку, овчарку. Директор, уже живя в мире взрослых, конечно понимает, почему людям неприятна собака Таборки. Но гнев на тех, кто бросил пса всё же случайно прорывается, и он кричит: «Заведут собаку, а потом бросят!». И вдруг мы видим, что Таборка пока что более добрый даже по отношению к злым людям. Он отвечает, что собаку не убили, а только бросили. Хотя и без поводка, ошейника и намордника.
Не осуждает Таборка и тех, кто ругался на его собаку. После каждого рассказа он добавляет «но это не он убил мою собаку».
Убивает собаку отец. Яковлев не говорит о причинах этого поступка. Просто убивает эту собаку и тем самым убивает отношения с сыном.
Таким образом, в этом рассказе мы видим двух нескладных, но очень похожих друг на друга людей – директора и Таборку.
Отец убивает собаку. Похожий образ есть у Тургенева в «Муму». По одной из версий, Муму должна была умереть, чтоб в Герасиме не осталось никакой слабости. Аналогичную ситуацию мы видим и у Яковлева, ведь как повлияла на Таборку смерть собаки? Мы видим, что он стал подозрительно тихим и спокойным, но «локоть на рукаве вырвался наружу».
Вывод: что-то такое умерло в Таборке. Его детство закончилось, поскольку убили кусочек его души из-за того, что выглядела она обычной дворнягой.
Глава 2
Эдуард Асадов, «Стихотворение о рыжей дворняге»
В начале этого стихотворения мы видим вполне человечного и даже приятного нам хозяина собаки, треплющего ей спину и извиняющегося перед ней за то, что придётся её покинуть. Однако читателя страшит реакция собаки, следящей за хозяином «глазами с почти человечьей тоскою».
У входа в вокзал собаку гладит старик, добрый, кажется, но произносящий страшные слова:
«Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!»
В поезде едут обычные люди, такие, как мы с вами. И хозяин собаки. Никто не думает и не вспоминает о псе. А он в это время бежит по шпалам, пытаясь догнать уходящий поезд.
Но собака выбивается из сил, бьётся головой о камни и летит под мост. Погибает. Завершается стихотворение словами «Ведь может быть тело дворняги, а сердце - чистейшей породы!».
В данном стихотворении ещё больше делается акцент на нашей теме: собаку оставили, потому что есть дела гораздо важнее, чем преданность животного. И оставил её не дурной человек, а просто не думавший о том, что и у беспородной псины есть душа. Каждый из нас может являться таким человеком – не думающим о том, что тому, кто рядом с нами, бывает очень больно от наших действий.
И для этого хозяина собака могла бы быть не первым и не последним домашним питомцем, но задумывался ли он о том, что и собака чувствует?
Отдельного внимания заслуживает старик, сидящий у вокзала. Он видит, что собака умная, добрая, но всё равно ставит перед псом невыполнимые условия: «Эх, будь ты хорошей породы!». Если б собака была бы хорошей породы, он бы её, быть может, и любил.
Но не уродилась собака, и это осознание добавляет стихотворению трагичности. Ведь внешность мы исправить не можем, не получится из дворняги сделать породистого пса.
Внучка Асадова вспоминала: Когда дедушка читал «Стихи о рыжей дворняге» со сцены, люди в зале плакали. И я плакала. Хорошо это помню — мне было тогда лет семь. Дедушка любил собак, так как они очень преданы своим хозяевам. В молодости он стал свидетелем истории, подобной той, которую описал в «Стихах о рыжей дворняге». Хозяин оставил собаку на перроне, и она изо всех сил бежала за уходящим поездом...
Заключение
Мы проанализировали рассказ Юрия Яковлева «Он убил мою собаку» и стихотворение Эдуарда Асадова «О рыжей дворняге».
Данные произведения поднимают сложную и важную тему: отношение к животным. Но на самом деле невозможно говорить только об отношении к животным, не поднимая проблему отношения людей к людям.
Поэтому данный проект может послужить почвой для исследования таких тем, как отношение к детям на примере русской литературы, отношение к друзьям и т.д.
Таким образом, можно сделать исследование влияния различных литературных произведений на читателя, исследование их воспитательской ценности.
Выводы же можно сделать следующие:
1. Данная тема неоднократно поднималась писателями, является для них актуальной и часто глубоко личной.
2. Подобные темы часто поднимаются в детской литературе, так как имеют глубокую воспитательную ценность.
3. При анализе текста выясняется, что невозможно отделить тему отношения к животным от отношения к людям.
Библиография
Приложение
Эдуард Асадов
Стихи о рыжей дворняге
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!
— Можно войти?
— Войди… Как твоя фамилия?
— Я Таборка.
— А как тебя зовут?
— Табором.
— Имя у тебя есть?
— Есть… Саша. Но зовут меня Табором.
Он стоял на пороге директорского кабинета, и руку ему оттягивал большой чёрный портфель в белых трещинках. Кожаная ручка оторвана, держится на одном ушке, и портфель достаёт почти до полу.
Если не считать старого, облезлого портфеля, то в наружности Таборки не было ничего примечательного. Круглое лицо. Круглые глаза. Небольшой круглый рот. Не за что зацепиться взгляду.
Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель.
Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? Разве всё запомнишь.
— Подойди сюда и сядь… Не на кончик стула, а как следует. И не грызи ногти… Что у тебя за история?
Мальчик перестал грызть ногти, и его круглые глаза посмотрели на директора. Директор длинный и худой. Он занимает полкресла. А вторая половина свободна. Руки, тоже длинные и худые, лежат на столе. Когда директор сгибает руку в локте, она становится похожей на большой циркуль, которым рисуют на доске окружности. Таборка посмотрел на директора и спросил:
— Это вы про собаку?
— Про собаку.
Мальчик уставился в одну точку: в угол, где висели плащ и коричневая шляпа.
— Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в школу. В живой уголок. Туда берут ужей и золотых рыбок. А собаку не взяли. Что она, глупее этих ужей?
Он проглотил слюну и с укором сказал:
— А собака — млекопитающее.
Директор откинулся на спинку кресла и пятернёй, как гребёнкой, провёл по тёмным густым волосам.
— И ты привёл её в класс?
Теперь директор вспомнил, за что приглашён к нему этот возмутитель спокойствия. И ждал только подходящего момента, чтобы обрушить свои громы на эту круглую, давно не стриженную голову.
Мальчик снова проглотил слюну и, не отрывая глаз от плаща и коричневой шляпы, сказал:
— Она сидела тихо. Под партой. Не повизгивала и не чесала лапой за ухом. Нина Петровна не замечала её. И ребята забыли, что у меня под партой собака, и не прыскали от смеха… Но потом она напустила лужу.
— И Нине Петровне это не понравилось?
— Не понравилось… Она наступила в лужу и подпрыгнула как ужаленная. Она долго кричала. На меня и на собаку. А потом она велела мне взять тряпку и вытереть лужу. А сама встала в дальний угол. Она думала, что собака кусается. Ребята гудели и подпрыгивали. Я взял тряпку, которой стирают с доски, и вытер лужу. Нина Петровна стала кричать, что я не той тряпкой вытираю. И велела мне и моей собаке убираться вон. Но она ничего… Она не убивала мою собаку.
Таборка по-прежнему смотрел в одну точку, и со стороны казалось, что он рассказывает не директору, а плащу и шляпе.
— Всё? — спросил директор.
Таборка был у него пятый за этот день, и у директора не было никакого желания продолжать разговор. И если бы мальчик сказал «всё», директор отпустил бы его. Но Таборка не сказал «всё» и не кивнул головой.
— Нет, — сказал он, — мы ещё были в милиции.
Час от часу не легче! Директор с шумом придвинул кресло к столу. Он чувствовал себя в этом большом кресле, как в костюме, который велик. Наверное, его предшественник — старый директор — был толстым, раз завёл такое кресло. А он новый. Директора тоже бывают новичками.
— Как ты очутился в милиции?
Таборка не вспыхнул и не заволновался. Он заговорил сразу, без заминки:
— Моя собака не кусалась. Не то что собаки, которые живут за большими заборами и вечно скалят зубы. Их чёрные носы смотрят из-под ворот, как двустволки. А моя собака махала хвостиком. Она была белой, и над глазами у неё два рыжих треугольника. Вместо бровей…
Мальчик говорил спокойно, почти монотонно. Слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.
— И женщину она не кусала. Она играла и ухватила её за пальто. Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. Она думала, что моя собака кусается, и закричала. Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.
Мальчик поднял глаза на директора: рассказывать дальше? Директор сидел на кончике своего кресла и грудью навалился на стол.
Глаза его прищурились, как будто он целился. Они не видели ничего, кроме Таборки.
— Давай дальше.
— В милиции нас продержали два часа. Мы стояли у стенки и всё чего-то ждали. Но в милиции не убили собаку. Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару… Оказывается, собаке полагается номер и намордник. По правилам. Но когда я нашёл мою собаку, у неё не было ни номера, ни намордника. У неё вообще ничего не было.
— Где ты нашёл её?
— В посёлке. Хозяева переехали в город, а собаку бросили. Она бегала по улицам, всё искала хозяев.
— Заведут собаку, а потом бросят!
Эти слова вырвались у директора, и он вдруг почувствовал, что после них уже не сможет ударить кулаком по столу. Мальчик не ухватился за его слова. Он неожиданно возразил:
— Они бросили собаку, но не убили. А я наткнулся на неё. Отдал ей свой завтрак, и с тех пор она не отходила от меня.
— Как звали твою собаку?
— Не знаю. Ведь хозяева уехали.
— И ты никак не назвал её?
Мальчик непонимающе посмотрел на директора.
— Ты не дал ей имени?
— А зачем?
Он наконец выпустил из рук тяжёлый портфель, и тот глухо плюхнулся на пол.
— У неё было имя. Я просто не знал его. Спрашивал у ребят. Никто не помнил, как её звали.
— Вот и назвал бы её как-нибудь.
Мальчик покачал головой:
— Раз у собаки есть имя, зачем давать ей новое. У собаки должно быть одно имя.
Теперь Таборка смотрел на медную пепельницу, которая стояла на краю стола. Пепельница была чистой и блестящей. Вероятно, новый директор не курил.
Таборка поднял руку и почесал затылок. И директор заметил на рукаве крупную штопку. Она была похожа на решётку, которая не выпускала локоть наружу.
Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.
— Когда я в первый раз привёл собаку домой, он был в отъезде. Мама сказала: «От собаки одна только грязь!» Какая грязь может быть от собаки? От собаки одна радость. Потом мама сказала: «Я твоей собакой заниматься не буду. Занимайся сам!» Так я для того и взял собаку, чтобы заниматься самому. Моя собака была очень умной. Когда я учил наизусть стихи, она смотрела мне в глаза и слушала. А когда у меня не выходила задача, собака тёрлась о мою ногу. Это она подбадривала меня. А потом приехал он и выгнал собаку.
Таборка не отрывал глаз от пепельницы, а директор скрестил пальцы и положил их под щёку и не спускал с мальчика прищуренных глаз.
— Чем ему помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку. Её один раз уже выгоняли. Я поселил её в сарае. Там было темно и скучно. Я всё время думал о своей собаке. Даже ночью просыпался: может быть, ей холодно и она не спит? А может быть, она боится темноты?.. Это, конечно, ерунда: собака ничего не боится! В школе я тоже думал о ней. Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле… Потом он заплатил штраф за порванное пальто и выгнал собаку из сарая. Я привёл её в школу. Мне некуда было её деть.
Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками. Они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.
— Я не знал, что он задумал убить мою собаку. Меня тогда не было. Он подозвал её и выстрелил ей в ухо.
В комнате стало тихо. Как после выстрела. И долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.
Неожиданно директор сказал:
— Слушай, Табор! Хочешь, я подарю тебе собаку? Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.
Мальчик покачал головой:
— Мне нужна моя собака. Я бы её научил спасать утопающих. У меня книжка такая есть, как учить собак.
Директор встал со стула. Он стал ещё выше, чем казался вначале.
Пиджак висел на его худых плечах, как на вешалке. Может быть, его костюм тоже принадлежал когда-то старому директору. Как большое кресло.
Он подошел к мальчику и наклонился к нему:
— Ты можешь помириться с отцом?
— Я с ним не ссорился.
— Но ты с ним не разговариваешь?
— Я отвечаю на его вопросы.
— Он тебя когда-нибудь бил?
— Не помню.
— Обещай мне, что ты помиришься с отцом.
— Я буду отвечать на его вопросы… Пока не вырасту.
— А что ты будешь делать, когда вырастешь?
— Я буду защищать собак.
Директор молча прошёлся по кабинету и вернулся в своё неуютное кресло. А мальчик взял портфель за ручку, которая держалась на одном ушке, и пошёл к двери. Когда он уходил, директор заметил, что штопка на рукаве порвалась и острый локоть вырвался сквозь решётку наружу.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Хитрый коврик
Пока бьют часы
Вокруг света за 80 дней
Юрий Визбор. Милая моя