Цель работы: определение истории возникновения образа символа лебедя, исследование развития этого образа в различных видах искусства у народов Поволжья.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_lebedya_v_folklore_narodov_povolzhya.docx | 45.54 КБ |
Тема. Образ лебедя в фольклоре разных народов Поволжья.
Цель:
определение истории возникновения образа символа лебедя, исследование развития этого образа в различных видах искусства у народов Поволжья
Задачи:
а) образ лебедя в удмуртском фольклоре;
б) образ птицы (лебедя) в татарском фольклоре;
в) образ лебедя в фольклоре русского народа;
3)найти музыкальные произведения, по этой теме у разных народов;
4)на основе проведенного исследования сделать выводы.
Гипотеза:
На внеклассных мероприятиях мы изучали песни разных народов Поволжья. Одним из самых ярких образов для нас стал образ лебедя. В процессе исследовательской работы мы выяснили, что в одних песнях лебеди являются символом птицы, а в других - девы.
Наша гипотеза состоит в предположении том, что образ лебедя – это символ девы.
Объект исследования: образ лебедя в искусстве.
Предмет исследования: развитие темы «Образ лебедя» в произведениях устного народного творчества, в изобразительном искусстве, в музыке.
Методы исследования: анализ специальной литературы, ресурсов сети Интернет, обобщение, сравнение, анализ текста.
Теоретическая значимость заключена в обобщении теоретического материала по теме: «Образ лебедя в искусстве ».
Практическая значимость исследование заключается в том, что его результаты могут быть использованы на уроках по литературе в 5 классе при изучении сказок и устного народного творчества.
Введение
Многие из нас наблюдали за плавающими лебедями. Они скользят по воде легко и бесшумно, и вода под ними светлеет, принимает перламутровый оттенок. Со времён глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви, чистоты и нежности, символом верности и благородства. Вспомним такие выражения: «лебединая шея», « плывёт как лебедь», «белая лебедь», «хороша, как лебёдушка на озерце» - так говорили, да и сейчас говорят о красавице. Выражение «лебединая верность» означает большую любовь, способность на самопожертвование во имя любви.
Почему именно лебеди стали священными птицами у многих народов? Этот вопрос не давал нам покоя, и мы решили проникнуть вглубь веков. Прежде всего, исследовать значение образа лебедя в фольклоре народов Поволжья. И нам захотелось узнать, а не скрыта ли разгадка в самом слове «лебедь». Вот какое определение слова «лебедь» дается в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова:
1) лебедь – большая водоплавающая птица семейства утиных с длинной, красиво изогнутой шеей;
2) лебедь – кликун – белый лебедь, издающий звучные клики;
3) лебедь – шипун – самый крупный белый лебедь, издающий шипящие звуки.
В толковом словаре русского языка В. И. Даля дается следующее толкование:
1) лебедь – лапчатая водяная птица;
2) лебединая песня – предсмертное или последнее произведение писателя; последнее слово умирающего.
Откуда же взялся образ лебедя?
Лебедь во многом собирательный образ. В русском фольклоре вообще считается нормой нерасчлененный образ «гуси-лебеди». Исторически это вполне объяснимо: сходная птицезвериная символика распространена у разных народов.
Откуда же она взялась? Как и другие «вечные образы», русский лебедь и сокол – наследие тех древнейших верований и обычаев человеческой предыстории, когда само человечество, его праязык и пракультура были нерасчленимые и царил мир тотемов.
Тотем – слово экзотического происхождения, взято из языка североамериканских индейцев. А родилось оно в стране оджибуэев, с упоминания которой начинается «Песнь о Гайавате» Генри Лонгфелло. Переводится «тотем» как «его род» и означает родовую принадлежность, но не по семейным узам, а по объединению себя и своего рода – племени с каким-либо животным, растением, птицей или предметом.
Русская и славянская культура знает тотемизм, в основном, в форме пережитков, запретов. У русских отголоски тотемизма сохранились главным образом в обрядовом фольклоре, связанном с почитанием и величием деревьев, птиц и зверей. Среди наиболее популярных персонажей русских сказок – звери (лиса, медведь, заяц, баран и другие) и птицы (гусь, утка, петух, сокол, лебедь, селезень и другие).
Таким образом,образ лебедя является наследием древнейших верований и обычаев людей, который пришел к нам в виде тотема.
Образ лебедя у разных народов Поволжья
Почитание лебедей имеет очень древние корни.
Лебедь связан со многими богами — Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Брахмой и др., а также христианскими святыми. Зевс, увлеченный красотой Леды, прилетает к ней в облике лебедя. В фольклоре различных народов весьма распространен мотив превращения лебедя в девушку и девушки в лебедя. С детства нам хорошо знакомы различные варианты сказки о том, как юноша похищает у купающейся девушки-лебедя ее пернатое одеяние, чем лишает возможности превратиться обратно в птицу. Хорошо известны также легенды о «лебединой песне» и «лебединой верности». Еще древние греки считали, что эти птицы перед смертью взлетают к солнцу с последней песней (Федосеенко, 1998). В художественной литературе лебедь символизировал поэта, певца, высоту поэзии (Мифы народов мира, 1980—1982).
Недавно экологами из Улан-Удэ записан рассказ одного бурята: «Птица, которую нельзя убивать — это белый лебедь. Вообще не положено его трогать. Даже смотреть боятся. Если убьешь — сразу один глаз пропадет (...). Раньше дочь была у бурят. Она родилась от человека-птицы. Она была лебедь, а муж — человек. У них родился человек (...). Если убьешь (лебедя — В.Б.), без одного глаза останешься, и не видишь. Как стреляешь, один глаз пропадет. Или же хозяйка у него пропадет, или сын пропадет» (Зайцева и др., 1999).
Буряты называют лебедя «дитем небес». У бурят он воплощает вечное материнство и верность нравственным корням. Лебеди — дочери Бога. Казахи охраняли лебедей, называя лебедя царем птиц. Вотяки в священной роще пойманного заранее лебедя украшали серебристыми лентами, садили на телегу, везли к реке, а затем отпускали на волю (Владыкин, 1994). В русских народных песнях и былинах лебедь по частоте упоминания стоит на первом месте среди других птиц (Гусев, 1996). Ю.Н. Тынянов (1987) интерпретирует метафору «лебедь белая» как специфическое проявление русского менталитета. У марийцев бытовал запрет на отстрел лебедей, гусей и голубей, которые назывались «божьи гуси».
Лебедь, как и аист, относится к почитаемым, святым птицам. «Такое отношение к нему, — пишет этнограф А.В. Гура (1997), — характерно прежде всего для русской народной традиции, для которой, в отличие от других славян, образ аиста мало характерен, а на Русском Севере и вовсе неизвестен».
Кара за убитого лебедя у русских падает не только на виновного, но и на весь его род. Даже если показать убитого лебедя детям, они все умрут. У некоторых славян, по поверьям, детей приносит лебедь. По легенде семейная пара лебедей неразлучна и моногамна, каждый хранит верность другому даже в случае смерти одного из них. Оставшийся супруг через три года гибнет с горя по убитому (Гура, 1997).
Лебедушка — символ чисто женский и плавание лебедей сопоставлялось с разными аспектами женской жизни. С плаванием лебедя против течения сравнивается грусть разлуки. В свадебных песнях лебеди расплетают навеки косу невесты. Лебедь с лебедятами — образ матери, обремененной семейством. Подобно другим птицам, лебедь говорит правду, которую видит и знает.
Лебедь у русских — распространенное ласковое обращение к женщине. В других песнях это часто символ девицы. «Уж не лебедь ходит белая, По зеленой травке шелковой, Ходит красна девица душа».
Невеста часто носит название «лебедушки и лебеди белой».
Образ лебедя в удмуртском фольклоре
В языческих верованиях удмуртов образ лебедя является одним из центральных. Лебедь (Юсь- по удмуртски) был родовым божеством значительной группы удмуртов. Любопытный языческий обряд, известный как праздник лебедя, описал почти 130 лет назад, в 1881 году, Николай Афанасьев. Основан он на предании, что один из верховных богов удмуртов явился к людям, несомый двумя лебедями, шеи которых украшали серебряные бляхи. Бог вскоре улетел, а люди стали ожидать его возвращения и на священном месте каждые два года проводить праздник, главным украшением которого являлась пара лебедей. Во время праздника в жертву богу приносился домашний скот, лебедей же не трогали. На шею птицам привязывали по серебряному рублю, опускали лебедей на воду и смотрели, куда те поплывут или полетят: если вверх по течению – к благополучию и урожаю, вниз – к несчастью и голоду. Существует предание, что однажды удмурты не смогли найти лебедей для праздника. Но во время обряда пара лебедей, пролетая мимо, опустилась к людям. Это было расценено как хороший знак и благословение бога.
Образ лебедя мы встречаем в удмуртской легенде о батыре Донды. При жизни Дондыбыл почитаем. Погиб он в результате раздоров от рук наемных убийц. Умирающий богатырь был превращен богом Инмаром в белого лебедя. В образе этой птицы Донды и по сей день покровительствует всем удмуртам, если не забывать его поминать.
В Пермском краеведческом музее хранится одна интересная археологическая находка, датированная IX-X веками, – отлитый из бронзы птицевидный идол с опущенными под углом крыльями. Это зооморфное изображение, похожее на лебедя, по мнению ученых, являлось символом «обиталища душ умерших», служило оберегом и было незаменимым при отправлении культовых языческих обрядов. В многочисленных подвесках и нашивках на удмуртской одежде также прослеживаются зооморфные мотивы, среди которых встречаются и изображения, подобные лебедю. Этот символ можно встретить также на украшениях, предметах быта, орудиях труда.
Свое отражение образ лебедя нашел в литературе и искусстве. Интересны и красивы притчи Владимира Владыкина, связавшие прошлое и современность. Вот одна из них: «Говорят, у удмуртов был такой обычай – один раз в год они ловили лебедей, а потом отпускали их, чтобы лебеди по Каме доплыли до великого бога Инмара и напомнили ему о людях. Верили ли люди в Инмара? Говорят, что они очень верили в лебедей».
В 2010 году исполняется 170 лет со дня рождения П.И. Чайковского и 133 года со дня первой постановки балета «Лебединое озеро». Детство композитора, прошедшее вВоткинском заводе Вятской губернии, природа удмуртского края, несомненно, наложили отпечаток на его творчество. Исследователи считают, что прообразом Лебединого озера из одноименного балета явился Воткинский пруд, на гладь которого открывался вид из дома Чайковских.
Образ человека-лебедя, или человека-птицы очень распространен в мифах, легендах и сказках удмуртского народа (Донды-Батыр превращается в белого лебедя и т.д.). Поэтому этот древний образ в обрамлении раскрытых белоснежных крыльев воплощает известные мечты удмуртского народа о свободе, стремлении к полету, чистоту помыслов. В мифопоэтической традиции образ лебедя связан с удмуртским Юсь-вось (моление с лебедями). Луд зазег лобан сюрес (Млечный Путь, как элемент астрального кода, связанный с лебедем). Лебедь в удмуртской мифопоэтической традиции выступает как особый мифический классификатор и символ божественной верховой сущности, неба, солнца, свободы, жизни, изобилия, подъема, взлета, вдохновения, связующего начала между космическими сферами, души и духа жизни".
Образ птицы (лебедя) в татарском фольклоре.
В татарской литературе образ птицы – часто употребляемый, архетипический образ, топос, эмблема, символ, единство, который функционирует в качестве мотива или же в других формах. Обратимся к представлениям об этом образе в мифопоэтических и фольклорных материалах. В мифопоэтическом понимании птицы (по некоторым преданиям это была утка) сыграли решающую роль в творении земли: Бог посылает птицу (в некоторых преданиях не просто птицу, а утку) на дно морское достать кусочек тверди, чтобы создать Землю [1]. Так же известно, что в некоторых сказках птица характеризуется и человеческими качествами. Например, в татарской народной сказке ―Алтын кош‖ (―Золотая птица‖) птица разговаривает как человек, помогает царскому сыну Арслану. В результате Арслан достигает своей цели – он становится обладателем трона. Также в татарском фольклоре немало сюжетов, где люди превращаются в птиц.
В татарской прозе можно увидеть и образ лебедя, например, в рассказе ―Аккошмоңы‖ (―Печаль лебедя‖) Ф. Яхина. Как известно, лебедь – персонаж тюрко-татарской мифологии, начало тотемистического рода народа. Во многих мифологических системах лебедь символизирует разлуку, тоску, но в то же время олицетворяет светлые надежды [1]. Образ Лебедя очень часто встречается и в татарском устном народном творчестве (в народных песнях, беитах и др.), в татарской поэзии и в татарской литературе в целом. Если пара лебедей символизирует большую чистую любовь, то одинокая лебедь олицетворяет потерявшего или разлучившегося с любимым человека. Что касается вышеупомянутого произведения Ф.Яхина, то в нем связанные с образом лебедя поверья употреблены для более яркого воздействия на читателя: “Атаммысоң, – дидеНәсим. – Нигә мин аккошкаташатыймди. Кулымкорыр... – дип, әлләниндиырымнархакындасөйләпбирде. Каянбарысын да беләдигенсин? Әбисесөйлидеринде” (―Ни за что не брошу камнем, – сказал Насим. – С чего это я должен бросать камнем в птицу. Рука отсохнет.... – проговаривая такие слова, рассказал о каких-тосувериях. Откуда всѐ это он знает?! Наверняка, бабушка рассказывает‖) [9, с. 30].
“ЙаХодаем, ялгызаккошязмышларынбиреп, мине ни өченшулайятимкылдың?!”,– дипөзгәләнәГалиябануапа да.―(О Боже, зачем же ты дал мне судьбу белых лебедей?Зачем же сотворил меня одинокой?!‖ – терзала себя Галиябануапа.) [9, с. 30].
“Аккошзарыхәвефле ул. Киленнәрнең буен шиңдерә, балаларныңкүңеленсындыра. Авылыбызгабер-берхәтәрзолымтөшмәгәе, дипшикләнгәнКәүсәрияабыстай”; “Ялгызаккошкүргәнкешеләрбәхетсезбулаларикән. Гомер буе аныңсагышыкүңелтүреннәнкитми, ди!”,– дипшомланаСәлимнеңәнисе.
Обычай почитания лебедей, как своих священных предков, запрет убивать их широко бытовал у ряда тюркоязычных народов Сибири.
Обобщая вышесказанное, отметим, в татарском фольклоре принято считать, что принципиальных различий между человеком и птицой не существует, именно поэтому птица легко превращается в человека, точно так же и человек без особо труда становится птицей. Есть даже предположение, что, например, в сказке «Хезмәтчеһәмкошларпатшасы» (―Слуга и царь птиц‖) птицы имеют свое царство. С подобным сюжетом мы встречаемся и в сказке «Мәрмәртавыбашында» (―На вершине мраморной горы‖).
Образ лебедя в фольклоре русского народа
Весь песенно-сказочный фольклор Руси и поэзия России расцветали под сенью лебединых крыльев. Лебёдушка – символ чисто женский, и плавание лебедей сопоставлялось с разными аспектами женской жизни. С плаванием лебедя против течения сравнивается грусть разлуки. Лебедь с лебедятами – образ матери, обременённой семейством.
Тотемические пережитки, связанные с лебедями, по сей день живут в запретах убивать или употреблять в пищу эту величавую птицу.
Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в лебедя, включая классический русский образ Царевны-Лебеди, восходит к греческим традициям, где Зевс также был лебедь: в этом обличии он овладел Ледой – и в результате на свет появилась прекрасная Елена – виновница Троянской войны.
В мифологии разных народов широко отражена связь лебедя с солнцем. У греков Аполлон улетает на зиму к гипербореям в колеснице, которую везут по небу лебеди. У славян эти птицы также сопровождали бога Солнца. Изображение солнечного колеса, влекомого лебедями, встречается у этрусков. В прикладном искусстве древности идеал суточного движения солнца выражалось при помощи животных: днём светило везут по небу кони, а ночью по подземному океану водоплавающие птицы: утки, лебеди, гуси. В Древней Греции лебедь считался олицетворением света. В христианской символике лебедь служит знаком Девы Марии.
Известный русский писатель А. С. Пушкин, каким – то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Радионовной. После той, первой записи, сделанной в 1828 году, пройдет три года, прежде чем сказка будет завершена. Поэт искал главную линию событий, которая так свободно соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице – Матери. В окончательном – их творит Царевна - Лебедь. Создается такое впечатление, что богиня появилась перед ним, и он отобразил ее лик с фотографической точностью. . Как величайшее откровение предстает перед нами портрет – описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон:
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилась в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит;
А во лбу звезда горит.
В русском свадебном фольклоре жених и невеста именуются по – тотемному: утка и селезень, сокол да лебедь:
Сокол да Сокол Соколович,
Свет добрый родной молодец
Летал Сокол по крутым горам,
Искал Сокол лебединые стада
Что, Гоголь мой, Гоголечек?
Был ли ты, Гоголь мой, на море?.
Белые Лебедки! Где вы бывали [8,c. 138].
Эта, загадочная на первый взгляд, свадебная символика уходит своими корнями в те далекие времена русской предыстории, когда не было никакой этнической или языковой расчлененности и тем более – национальной обособленности, и представители одних тотемных родов женились или выходили замуж за иноплеменников иной тотемной принадлежности. Как сейчас говорят: «вышла замуж за русского (татарина, якута, осетина и т. д. )», - так тогда говорили: «вышла замуж за сокола (лебедя, гоголя, журавля и т. д. )», имел в виду принадлежность жениха или мужа к конкретному тотему.
Невеста часто носила название «лебедушки и лебеди белой». Соколами и Лебедями, Селезнями и Утками обрядовый фольклор не ограничивался. Известно, к примеру, множество вариантов шуточной песни про свадьбу совы, что вышла замуж за «белого луня, за милого друга». Здесь тотемная сова заменяла лебедь, а тотемный сокол превратился в луня.
Итак, можно сделать вывод: песен с тотемными отголосками было записано великое множество; они и по сей день выступают неотъемлемой стороной свадебного обряда.Образ лебедя в русской и славянской мифологии связан со светлым и радостным началом.
Заключение
Образ лебедя в фольклоре разных народов Поволжья встречается довольно часто и имеет в своем основании широкий ряд архетипов, относящихся к античной и восточной культурам. Образ лебедя выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии. Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе лебедя, выступающего как символ возрождения чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, совершенства, поэзии и мужества. В других произведениях это образ девы. Образ лебедя – символ верности. Мы можем проследить образ этой удивительной птицы от античности до современности. Из народных сказок на тему о лебединой верности был заимствован сюжет для балета «Лебединое озеро », музыку к которому написал русский композитор П. И. Чайковский. Образ Царевны – Лебеди вдохновил русского художника М. Врубеля, и он написал картины «Лебедь – птица» и «Царевна – Лебедь», а позировала ему жена, русская певица Н. И. Забела. А. Грин назвал их «аристократами вод», Н. Заболоцкий – «белоснежным дивом». Г. Х. Андерсен подарил миру трогательную историю превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя. У Бориса Васильева есть повесть «Не стреляйте белых лебедей». Герой этого произведения Егор Полушкин говорил: «Вот я при Черном озере состою, а раньше оно Лебяжьим называлось. А сколько таких Черных озер по всей стране нашей замечательной – это ж подумать страшно!. Так вот надо бы так сотворить, чтобы они обратно звонкими стали: Лебяжьим или Гусиными, Журавлиными, или еще как, только чтоб не Черными, не Черными».
Таким образом, чистые озера, чистая природа и воздух, где могут жить лебеди – это признак культуры, признак близости и верности законам природы. Если лебеди живут рядом с вами, то вы - в оазисе духовности, чистоты, расцвета и возрождения. Любоваться белыми лебедями можно бесконечно, не так ли?
Удмуртская народная песня « У озера однажды лебедь»
Кулбуендаялгызаккош
(у озера однажды лебедь)
Коерлганконатлары
(вывернула крылья)
Конатларыкоераул
крылья ломает)
Аерлугазаплары
(разлука)
Припев:(2раза)
Айрылмагыз, айрылмагыз
(не расстовайтесь, не расстовайтесь)
Булсадэсэбэптлэре
(хоть и есть причина)
Канатларныkайыраул,
(крылья сломает)
Айрылусэбэптлэре
("причина"разлуки)
Яткошлы пар итмясул кош
(Чужая птица не станет парой)
Ялгызконаткоксада
(хоть она и будет одинока)
Бездэбергэбулалмабыз
(мы не смогли быть вместе)
Суларургэаксада
(хоть и вода течет против течения)
Припев:(2раза)
Ялгызаккушкургэнсоен
(когда вижу одинокую птицу)
озелэбэгерлэрем
(душа рвется)
Нигэ без бергячакларын
(почему мы не дорожим когда мы вместе)
Белмибезкадерлэрен
(не ценим)
Кулбуендаялгызаккош
(у озера однажды лебедь)
Коерлганконатлары
(вывернула крылья)
Конатларыкоераул
крылья ломает)
Аерлугазаплары
(разлука)
Припев:(2раза)
Айрылмагыз, айрылмагыз
(не расстовайтесь, не расстовайтесь)
Булсадэсэбэптлэре
(хоть и есть причина)
Гумернекыскартаул
(сокращает жизнь)
Айрылусэбэптлэре
("причина"разлуки
Мордовская народная песня «Лебедь»
«Птица хорошая — лебедь,
Птица прекрасная лебедь!
Богом любимый лебедь,
Богом хранимая птица.
Словно белый снег его перья,
Словно в черных чулках его ноги,
Словно медная труба у него шея,
Словно медная братина зоб,
Как серебряный клюв у лебедя,
Кончик клюва его позолоченный.
Лебедя послал вышний бог,
Птицу послал бог Нишке,
Над землей летать,
В небесах парить,
Жизнь людей посмотреть»
(Морохин, 1994).
Русская народная песня «Как по горкам, по горам…»
Как по горкам, по горам
Белый лебедь летал
Белый лебедь летал
Лебедушку выкликал
Белый лебедь летал
Лебедушку выкликал
Лебедушка выходила
Со лебедем говорила
Лебедушка выходила
Со лебедем говорила
Невестушка услыхала
Отцу матери сказала
Как отец - то и мать
пошли лебедя гонять
Как наш лебедь собрался
Оперился, поднялся
Полетел наш лебедин
Вдоль по улице один
Глянул, глянул молодец
на высок новый крылец
ПРОИГРЫШ
Неспесивая сударушка
В гости идет
А под правою полою
Кувшин меду волокет
А я меду не пью
Виноград не беру
А я свою сударыню
Вином, чаем напою
Напою накормлю
на весь народ объявлю
на весь народ объявлю
Что хорошую люблю
Белый лебедь летал
Лебедушку выкликал
Лебедушка выходила
Со лебедем говорила
Список используемой литературы и ресурсов сети Интернет:
Цветение вишни в лунную ночь
Почта
Кто самый сильный?
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Вокруг света за 80 дней