Связать мифологию Петербурга с литературой
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 62.9 КБ |
Государственно бюджетное образовательное учреждение
гимназия №155 Центрального района Санкт – Петербурга.
Петербург в мифах
Исследовательская работа
Выполнила:
Зайцева Анастасия
10 А класс
Научный руководитель:
Петрова Ольга Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Санкт – Петербург
2017
Оглавление.
1. Введение. ………………………………………………………….. 3 стр.
2. Основная часть. …………………………………………………….. 4-10 стр.
3. Роль мифов, легенд, литературных произведений в сознание петербургской молодежи и взрослого поколения?............................................................11 стр.
4. Заключение. …………………………………………………………..12 стр.
5.Список литературы ………………………………………………… 13 стр.
6.Приложения……………………………………………………………14-15 стр.
Мы живем в одном из красивейших и загадочных городов мира. Город многолик и изменчив. В нем живут не одни только красота и безмятежность, но и одновременно пугающие, необъяснимые и чарующие образы. Однако разделить «историческую» мистику Петербурга, которая непосредственно, является частью истории города, от современных, создающихся в основном в интернете, мифов не всегда легко. Сегодня, как не странно, создание мифов куда более всеобъемлющее , чем в том же 17 веке. Раньше же миф передавался из уст в уста , его было достаточно трудно придумать, именно поэтому, мифы так или иначе связанные с историей, с историческими событиями с литературой, как мне кажется наиболее интересные и информативные. Петербург может поведать множество мифов. Почему он так привлекает? В чем скрыт его секрет? Как эти секреты отражаются в жизни Санкт- Петербурга?
Мне захотелось найти ответы на все эти вопросы.
Цель работы:
На примере некоторых мифов, а так же литературных произведений показать иной Петербург, тот, что невозможно объяснить простыми словами, продемонстрировать важность сего образа в развитии и процветание нашего города, а так же узнать отношение горожан к мифам о своем городе.
Актуальность работы заключается в том, что история любого города с самого своего появления преследуются порой необъяснимыми обстоятельствами, которые в свою очередь сопровождаются мифами, придающие городу некий загадочный шарм, сохранившейся и ныне, способствуя, как экономическому так и культурному, развитию города, так же как мне кажется Петербург один из тех красивейших и прекрасных городов, которые неоспоримо является хранилищем мифов.
Для достижения цели я использовала следующие методы:
• Изучение теоретического материала по теме
• Анализ и систематизация полученных сведений
• Анкетирование
• Использование литературных источников (справочники, литературные произведения) и ресурсов сети Интернет.
Что же такое миф?
Миф — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах, героях.
Очень часто можно встретить мифы о выдающихся исторических личностях и знаменательных дат.
Зачем нужны мифы?
Одна из особенностей мифа, отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет буквально все, так как для него нет непознанного и неизвестного. Обычно, люди использовали мифы, что бы объяснить необъяснимое, что-то сверхъестественное, для объяснения мира. Например, исторические мифы необходимы людям, потому что в них заложены его коренные национальные ценности. В этих мифах живет память, которая объясняет - кто мы, что с нами происходило, как мы реагировали на различные обстоятельства жизни. В народных мифах, преданиях и легендах, как правило, заложены ценности, дух, сила, которая дает опору людям не только в кризисные, тяжелые периоды истории, но и в повседневной жизни. В них - разные варианты ответов, что нужно делать в тех или иных случаях. Но все же большинство мифов ходит именно о разной нечисти и необъяснимых событиях.
Из мифов человек может извлечь полезный для себя некоторый урок, модель поведения.
Какова роль мифов?
Раньше это был способ, как я уже ранее сказала, объяснить необъяснимое, сейчас же по большей части мифы существуют для образа, придавая характер, привлекая людей, которые в свою очередь не остаются равнодушными.
Санкт-Петербург – это кладезь мифов, поэтому совсем не удивительно, что в введен такой термин как Петербургский миф.
Петербургский миф - это художественно воплощённое явление, через которое определяется самобытность культуры Санкт-Петербурга.
Это явление начало зарождаться в 1722 году, чему поспособствовали зловещие слухи, которые расползлись по всему городу, что конечно же не осталось без внимания, в дальнейшем петербургский миф развивался, проникая в русскую литературу, благодаря чему, в некоторой степени, он существует по сей день.
Российский лингвист и филолог Владимир Николаевич Топоров выделяет следующие типы петербургских мифов:
• миф творения
• исторические мифологизированные предания, связанные с императорами и видными историческими деятелями, святыми, народными
• эсхатологические мифы о гибели города
• литературные мифы
• «урочищные» и «культовые» мифы
Петербург в мифах.
Начиная с самого основания города, Петербург стал местом тайн. В свое время зародилось множество мифов о городе, его основание в том числе. Есть такой миф, где говорится, что 16 мая 1703 года Петр I ,осматривая отвоёванные у шведов земли, прогуливался по острову Ени-саари (сейчас Заячий остров) и вдруг остановился, вырезав два дерна, положил их крестом и сказал: «Здесь быть городу»! Место, на котором он принял историческое решение, Петр приказал отметить каменной плитой с надписью: «От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16 основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем». В это время в небе появился орел и начал парить над царем, он следовал за Петром повсюду, а затем исчез. После закладки города Петр I приказал установить деревянные ворота, которые должны были служить въездом в крепость. Когда ворота были возведены, орел появился вновь и опустился на перекладину ворот. Когда Петр в первый раз прошел под воротами, орел сел на его плечо, и с тех пор постоянно был рядом с императором. Считается, что орел - это посланец богов, символ силы и власти в мифологиях разных народов. Если появилась это птица, значит, Петербург и его основатель имеют божественное происхождение. Однако, существует и другое мнение, где Петр I это Антихрист, который воспользовавшись тем, что Бог отвернулся от людей за их грехи и вероотступничество, явился на землю со своим градом названным Петербургом и град этот будет существовать ,разрушать храмы и поклоняться иноземцам до тех пор, пока народ не укрепится в вере и не свергнет Антихриста и не сотрет с лица земли град его Петербург. Эти извечные представления людей о добре и зле, очень сильно накалились в то время, поводом для сочинения мифов и легенд становилось все: от переноса столицы из Москвы в Петербург до решения о бритье бород и реформе письменности.
Миф о том, что Санкт-Петербург был построен на пустом месте и, что до него тут ничего не было. Хотя на самом деле город возвели на месте многочисленных поселений. Сначала здесь жили предки прибалтийско-финских народов. Затем, на Неве поселились славянские племена. Будущую территорию Петербурга стала контролировать Новгородская Русь. Борьба за земли шла на протяжении нескольких веков. Затем контроль этой территорией и поселениями, которые здесь расположились, перешел к Московскому княжеству.
Пугающий миф о том, что на строительстве Петербурга Петр убил сотни тысяч несчастных крестьян, согнанных со всей России, известна давным-давно. Однако документы той поры ничего подобного не фиксируют. Насильно на возведение города крестьян собирали только в период с 1703 по 1717 год — потом их заменили вольнонаемные рабочие. Строительство шло каждый год с марта по ноябрь, причем в две смены, составлявшие от 12 до 18 тысяч человек: вторая полностью меняла первую летом. За пять месяцев, полтора из которых приходились на летнюю пору, рабочие массово умирать попросту не успевали. Болели, конечно, но их лечили.
Канцелярии городовых дел князь Черкасский сообщил царю, что из 32000 строителей, работавших на возведении Петербурга в этом году, болели всего 1000 (данные о смерти он не приводил, но понятно, что они были меньше этой цифры) . Тем не менее Черкасский предложил заменить принудительный труд на вольнонаемный — одним из аргументов было как раз нежелание тратить лишние деньги на лечение. По оценкам современных историков, реальная смертность при строительстве Петербурга за все время не превышала 4-5 тысяч человек.
В Петербурге любой памятник, любое архитектурное сооружение несет в себе как минимум один миф, а порой их бесчисленное множество. Так например: Михайловский или инженерный замок - сконцентрировало много разных мифов вокруг себя. Что говорить о появления замка, то существует миф, говорящий о том, что когда – то, много лет назад архангел Михаил посетил данное место, что бы указать, где строить замок: поэтому он носит такое название. Среди народа, так же, ходил миф, что спустя года этот же замок посетил и дух Петра I, что бы предупредить Павла I о его скорой гибели . Это предсказанье сбылось в 1801 году. И кто знает, быть может, дух убитого императора до настоящего времени бродит по многочисленным комнатам Михайловского дворца. Говорят, если посетить это место ровно в полночь, то в окнах дворца можно увидеть отблеск от сияния свечи. А также услышать игру духа императора на флажолете – старинном музыкальном инструменте. По версии других людей, Павел I узнал о количестве предначертанных ему лет намного раньше. Одна бабка сказала ему, что он будет жить ровно столько лет, сколько букв на фасаде Михайловского дворца, как не странно букв там 47, как и количество лет, что прожил император. Медный всадник, памятник, который знает каждый, это имя всегда на слуху, и многие, жители и гости города,знают не один, а огромное количество всевозможных мифов. Есть мифы рассказывающие о том как, старообрядцы, которые увидели в своем неприятии петровских преобразований параллели между библейским пророчеством и деяниями императора, прозвали его «всадником апокалипсиса» "которому имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертой частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными", существует придание, что царю, что наступают шведы. Петр вскочил на коня и ринулся к Неве. Но тут выползла змея и обвила ноги коня, не дала прыгнуть в воду и спасла Петра от гибели.
Существует еще много мифов о Петербурге, однако
Мифический образ Петербурга в Русской литературе
Такое явление как Петербургский миф несомненно отразилось на русской литературе. Образ города в произведениях русских писателей отличают разнообразие красок, деталей, подробностей городского быта, пейзажи, центральное место в которых занимает Нева, с ее каменными берегами и плавным бегом. Петербург — город страшный и великий, город -дьявол и город-ангел, вечная, непреходящая тема в русской литературе. Александр Сергеевич Пушкин в своем произведение «Медный всадник» совмещает обе стороны Петербургского мифа, делаю его и чудо – городом и в то же время порождением Антихриста, проклятым город, что придает этому произведению еще большую ценность, двойственность, неоднозначность этого произведения. Которые, как мне кажется, подчеркивает те разнообразные образы, которые нам предлагают мифы, в поэме «Медный всадник» А.С.Пушкин противопоставляет Петру на коне, образ «маленького человека» Евгения. Петр как человек власти, как человек величия и Евгений обычная масса, мелкий чиновник ничего не представляющий из себя в этом мире. Пушкин не описывает романтический Петербург, как было принято в то время, он как будто бросает вызов будущему и пишет о Петербурге , как о пугающем, странном и безумном городе.
Говоря о Петербурге в мифах, как мне кажется нельзя не говорить о Николае Васильевичи Гоголе.
Гоголевский Петербург - это фантастический город.
Первое произведение Гоголя, в котором присутствует образ Петербурга –повесть «Ночь перед Рождеством». Здесь мы видим Петербург глазами Вакулы . Петербург представляется Вакуле чем-то невероятным. Вакула просто ошеломлен его сиянием и величием, показывая Петербург через звуки и свет. В этом загадочном городе Вакуле кажется, что дома живые и смотрят на него со всех сторон. Вакула заворожен таким образом города. Вакула видит один блеск и больше ничего. В этой повести Петербург - яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем.
Повесть «Невский проспект» - это произведение которое демонстрирует неоднозначность образа Петербурга, в нем есть и реализм и мистика. Обманчивый Невский, переворачивающий действительность с ног на голову. Я считаю, что здесь наиболее выражена идея зла, неверия, как говорил гоголь, - «Он лжёт во всякое время, Этот Невский проспект...». Сначала, с утра, невский проспект это всего лишь транспортная артерия, позже к часам двенадцати становится «педагогическим Невским проспектом»: сюда «делают набеги гувернёры всех наций со своими питомцами», после обеда – время аристократов, постепенно образ Невского проспекта наполняется символикой, становится таинственным, полуфантастическим. Это происходит, «как только сумерки упадут на дома и будочник вскарабкается на лестницу зажигать фонарь». Невский «оживает и начинает шевелиться», преображается, освещается новым, каким-то демоническим светом. Ночью «лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет», а в поступках людей чувствуется «что-то чрезвычайно безотчётное». Гоголь подводит читателя к пониманию главной мысли своего произведения, которая будет сформулирована в финале. «О, не верьте этому Невскому проспекту!» Здесь «всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется». Это произведение дающее нам неоднозначный образ, однако, как мне кажется из-за своей цикличности, день ото дня не изменявшегося расписания, невский проспект можно назвать дьявольским. И как мне кажется поставить точку на творчестве Гоголя можно произведением « Нос» , в каком еще другом городе можно увидеть, как по Невскому проспекту в странном окружении реального и фантастического мечется отставной майор Ковалёв в погоне за собственным носом. Такое сатиристическое , но одновременно невероятное и необъяснимое изображение Петербурга, наоборот подчеркивает, весь его дьявольский, нереальный подтескт , где миф – это реальность, где нет границ. Эти произведения стали частью Санкт- Петербурга некоторые из них увековечились в виде памятников, например можно увидеть необычный барельеф посвященный носу.
Как мне кажется благодаря этим литературными произведениям в основу которых лег миф, благодаря чему они тоже стали неким мифом, городские названия: улицы, мосты, переулки, дома – начали ассоциироваться с тем или иным героем, произведением. Гуляя по Невскому проспекту можешь почувствовать себя Пискаревым или Пироговым, может, ты окажешься одной из тех дам за которыми они пытались приударить.
Петербург в жизни города
Мифы стали неотъемлемой частью жизни города и его жителей. Много невероятного случается в Петербурге. Сами жители города многого об этом городе не знают, а многое, что знают порой оказывается заблуждением, однако если люди хотят разобраться в этой теме, то существует немало способов это узнать. Так например: в Санкт-Петербурге очень популярны экскурсии «Мифы и легенды Санкт-Петербурга», существует множество различных агенств, проводящих эти экскурсии, каждая имеет свой особенный маршрут начиная от дома пиковой дамы и заканчивая комнатой алхимика или башней грифонов.
Мне стало интересно узнать кто же является основной публикой, и результаты стали весьма ожидаемы. Я решила поговорить с одним из организаторов подобного мероприятия в нашем городе и они ответили на некоторые мои вопросы. В результате разговора выяснилось, что самые частые посетители это жители Петербурга, почти 80%, мне кажется, что это определенно хорошо складывается на жизни города, ведь жителям интересна его история, его тайны, жители хотят знать город, что очень приятно осознавать, остальные 15-18% в основном иногородние, люди приехавшие, что бы увидеть город Петра, узнать Северную Пальмиру, что несомненно не только обогатит знания этих людей, но и помогает развиваться такому туризму, что несомненно составляет и экономическую ценность. Так же, при разговоре выяснилось, что иностранцы(2%) тоже достаточно часто интересуются этой темой и проявляют инициативу в создание группы для проведения экскурсии на английском. Что касается возрастной категории, то тут тоже все достаточно понятно, самые частые посетители это : молодые люди, что совершенно логично, когда ты молодой ты полон сил и амбиций, тебе интересно буквально все, и тайны Петербурга только разогревают твой интерес, конечно, хочется узнать ответы на свои вопросы, получить новые знание о своем городе, о том месте где ты живешь, может быть эти мифы настолько тесно связаны с твоей жизнью, что каждый день , проходя мимо какого-либо здания ты даже не задумывался, что оно в себе таит, и семьи (в основном: один из родителей и ребенок, либо более старшие поколение и внуки), большинство детей очень любознательны по своей сути, они тянуться к чему-то более высокому а взрослые и сами не прочь узнать что-либо новое, ведь не бывает ненужных знаний, бывают просто люди, которым неинтересно саморазвитие, которые считают, что их багаж знаний достаточно полон для жизни, но они все глубоко ошибаются. Следующей аудиторий стали уже взрослые люди их гораздо меньше, если молодые люди, занимающие примерно 50% , и семьи на которых примерно 35%, То оставшиеся 15% процентов собственно и являются взрослой аудиторией, однако, мне кажется, что это достаточно много, учитывая, что у взрослых людей больше хлопот, чем у всех, им нужно работать, содержать семью, но все ж некоторые люди отрываются от дел , и посвящают небольшое количество времени этой экскурсии.
Я так же решила провести собственный опрос, своих знакомых.
Сначала я провела этот опрос среди двух категорий: старшеклассники и студенты, однако мне показалось, что это будет давать не совсем полное представление и я так же взяла категорию от 30 до 50 лет, некоторые участники опроса не являются жителями города, однако в скором времени собираются ими стать, некоторые участники даже никогда не задумывались о такой необычно составляющей. По результатам исследования, младшее поколение, то есть, старшеклассники самых разных школ, знает о мифах нашего города намного больше, чем люди, обучающиеся в университете, что вполне объяснимо, ведь многие студенты это люди приезжающие из других городов и они приезжают сюда учиться, поэтому вероятно они думают, что все остальные составляющие Петербурга им не нужны, что не сказать о школьниках, многие школьники считают, что о городе в котором ты живешь, независимо от того приезжий ты или нет, ты должен знать, ведь это не только развлечение, но это и история и художественно достояние. Если говорить о 30-50 летней категории, то тут люди поделились на два лагеря, некоторые готовы сами проводить экскурсии и рассказывать об этом необыкновенном городе, а других и вовсе не интересуют, что в нем произошло и происходит по сей день, второе мнение преследуют в основном люди более младшего возраста (30-40 лет).
Мне кажется, что результаты анкетирования демонстрируют нам не только разное восприятия города, но и совершенно разные жизненные позиции и предпочтения. Конечно, я не могу утверждать ,что это эти цифры являются достоверными, так как в моем исследование приняли участие всего примерно 130 человек, то они правильны лишь в рамках моего собственного исследования.
4.Заключение
Санкт-Петербург – загадочный город, который хранит свои тайны на протяжение уже более трех сотен лет. Некоторые из них были разгаданы, а некоторые до сих пор остаются неизведанными, и никому никогда не откроют свою суть, ведь в каждом есть своя Город-сказка, город – тайна, город-мечта, город-миф. Санкт-Петербург окружен тайнами, пропитан мистикой, завораживает своими мифами. Благодаря этому исследование я открыла для себя не только много новых интересных мифов, отношение жителей города, влияние этих мифах на их жизнь. Эта работа заставила меня задуматься, где же в моей жизни присутствуют мифы, где я с ними сталкивалась.
Список литературы :
Приложения:
К стр. 9-10
К стр.
Образец вопросов анкеты:
Мать-и-мачеха
Если хочется пить...
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Компас своими руками
Домик зимней ночью