В работе приводятся экспериментальные и теоретические сведения о роли самостоятельных и служебных частях речи и их употреблении в тексте.
Целью работы было определение роли самостоятельных частей речи в художественном тексте, выявление частотности употребления самостоятельных и служебных частей речи.
Актуальность темы заключается в том, что одной из серьезнейших проблем сегодняшней школы является падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности. И только язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить часть своего «я»: мысль, состояние, настроение, отношение к чему-либо. Художественный текст поможет связать личность каждого ученика с учебным предметом. Методами и приемами в работе явились наблюдение, анализ и сопоставление. В качестве прогнозируемых результатов мы видим осмысленне, управление и владение своей речью; нахождение изученных частей речи в предложениях, правильном определении их роли в тексте.
По итогам работы сделан вывод, что частота употребления изученных в 5 классе частей речи в основном совпадает с данными «Частотного словаря русского языка». Полученные результаты могут быть использованы на уроках, а также на факультативных занятиях и спецкурсах по русскому языку.
VIII окружное заочное соревнование юных исследователей
«Ступень в будущее. Юниор»
Литературоведение и языкознание
Исследовательская работа
Тема: «Роль, место и частота употребления
самостоятельных и служебных частей речи в тексте»
Муниципальное образование Овгортское с.Овгорт
Автор работы:
Лонгортова Карина Николаевна
МБОУ «Овгортская школа-интернат
среднего общего образования»
6 б класс
Руководитель:
Макаренко Фаина Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Овгортская школа-интернат
среднего общего образования»
Оглавление
1. Введение. Цели и задачи....................................................................... 3
2. Значение языка, речи, слова в нашей жизни........................................ 4
3. Общее грамматическое значение самостоятельных частей
речи и их роль в текстах............................................................................... 5
4. Предлог и союз как служебные части речи............................................ 6
5. Частота употребления предлогов и союзов в речи................................... 7
6. Итоги исследования текстов художественных произведений.................. 8
7. Литература .................................................................................................. 13
Предмет исследования:
Цель исследования:
Задачи:
Актуальность:
Методы и приемы:
Прогнозируемые результаты:
Язык – одна из мировых загадок. Мы не всегда осознаём роль языка в нашей жизни, а воспринимаем его как воздух, как дыхание, как что-то само собой разумеющееся.
Язык живёт и развивается в речи. В современном русском языке слова «язык», «речь» и «слово» употребляются как синонимы. Так, например, С.Н. Сергеев-Ценский в стихотворении «Наш язык» употребляет все три слова:
В век темноты самодержавья
Тургенев к Родине приник
И взял, как меч, против бесправья,
Наш златокованный язык...
Народу русскому величье
По языку он предсказал.
И слово вещее мы ценим,
И слово русское мы чтим...
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь!
Язык представляет собой систему фонетических, лексических и грамматических единиц. Обратимся к морфологии – разделу науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Слова – это обозначения, названия, имена всего того, что мы видим, чувствуем, воспринимаем в окружающем нас мире.
Слова обозначают предметы, людей, животных, птиц (журнал, сосна, ворона), явления природы (оттепель, гололедица), семейной и общественной жизни (праздник, именины), различные действия (читать, решать, смотреть), качества (робкий, неторопливый) и многое другое.
Общее грамматическое значение существительного – значение предмета. В зависимости от значения выделяют несколько групп существительных: конкретные (дерево, дом, жаворонок), вещественные (масло, сахар, вода), отвлечённые (чтение, храбрость, доброта), собирательные (детвора, молодёжь, студенчество).
Общее грамматическое значение прилагательного – признак предмета. Имена прилагательные могут иметь лексическое значение цвета (синий, белый, коричневый), размера (большой, маленький), материала (кожаный, деревянный), формы (круглый, квадратный), а также обозначать качества характера человека, признаки и свойства его духовного мира (благородный, умный, честный, душевный).
В текстах-описаниях места (пейзажных описаниях) преобладают имена существительные и прилагательные. Они позволяют нам увидеть картину, в которой каждый предмет занимает своё место.
Общее грамматическое значение глагола – обозначает действие, состояние предмета. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, умываться, плыть, качаться), звучания (петь, говорить, кричать), состояния (синеть, золотиться, болеть), процесса (впитываться, нагреваться), существования (жить, находиться), речи (говорить, отвечать), мысли (думать, размышлять) и другие.
Много глаголов в повествовании, так как этот тип речи характеризуется тем, что его тема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий.
Общее грамматическое значение местоимения – указывает на предметы, признаки, количество, не называя их. Морфологические и синтаксические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они заменяют в предложении. Чаще всего бывают подлежащим, дополнением – как существительное, определением – как прилагательное, обстоятельством – как наречие.
Местоимения являются важнейшим средством связи частей текста. Местоименные слова позволяют не допустить неоправданного повтора слов.
Предлог как название части речи встречается уже в «Материалах для словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского (1890-1912 гг.). По происхождению это калька с греческого языка (prothesis), буквальный перевод значит «перед словом».
Предлогов не так много: около 200 слов. Однако свой незначительный состав предлог восполняет частотой употребления, по которой он занимает 4-е место (после имени существительного, глагола и местоимения). 36 предлогов входят в общий частотный список, 9 из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов, причем два из них возглавляют весь частотный список (в – на первом месте, на – на четвером).
Предлог – это служебная часть речи («частица речи»). В чём же состоит её роль, если учесть её высокую частотность? По меткому определению видного лингвиста В.А. Богородицкого, предлоги – это «словечки отношений». Такое определение полностью соответствует роли, отводимой в языке предлогам. Они наравне с окончаниями участвуют в установлении отношений между словами.
Союз – древнее название части речи, отмеченное в словаре И.И. Срезневского. По происхождению является калькой с греческого языка.
Количественно это сравнительно небольшая группа. По частоте употребления союз занимает седьмое место (после наречия). Но и среди союзов есть высокочастотные слова, к которым относятся и (второе место), а (десятое место) и но.
Союз, как и предлог, является служебной частью речи («частицей речи»). Его задача – соединять однородные члены предложения (брат и сестра; читать и писать; не день, а ночь) или части сложного предложения (Наступила осень, и птицы улетели в тёплые края).
Соединяя слова или предложения, союзы указывают на отношения, существующие между ними, поэтому союзы, как и предлоги, относятся к «словечкам отношений».
В «Частотном словаре русского языка» части речи располагаются по частоте употребления в такой последовательности:
1) существительное – 26,65 – 1 место
2) глагол – 17,12 – 2 место
3) прилагательное – 9,37 – 5 место
4) наречие – 8,096 – 6 место
5) числительное – 1,17
6) местоимение – 13,27 – 3 место
7) союз – 7,39 – 7 место
8) предлог – 11,1 – 4 место
9) частица – 1,002
В качестве примера для исследования мы взяли 100 слов из рассказа И.А. Бунина «Косцы».
Косцы
Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё – и пели.
Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернётся уже вовеки.
Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.
Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось …
Далее распределили изученные части речи в следующую таблицу:
Имя сушествительное | Имя прилагательное | Глагол | Местоимение | Предлог | Союз |
дороге | большой | шли | мы | по | а |
лесу | молодом | косили | они | в | и |
жизнь | полный | пели | неё | от | и |
время | берёзовом | не вернётся | то | в | и |
густоты | серединной | откликался | наших | перед | и |
свежести | исконной | жили | это | в | и |
цветов | предвечернее | косили | это | и | |
запахов | июньского | пели | та | потому что | |
поля | старая | были | мы | ||
глушь | кудрявой | было | они | ||
России | давней | уходила | им | ||
время | бесконечную | склонялось | нас | ||
дня | русскую | было | весь | ||
дорога | большая | было | наших | ||
муравой | берёзовый | нами | |||
колеями | |||||
следами | |||||
жизни | |||||
отцов | |||||
дедов | |||||
даль | |||||
солнце |
Как видно из таблицы, на первом месте – имена существительные (их в тексте 22), на втором месте –имена прилагательные и местоимения (их 15), на третьем – глаголы (в текте Бунина их 14). Так как это текст-описание места, то и преобладают имена существительные и прилагательные.
Как отмечено выше, среди союзов высокочастотным является союз И, в данном тексте он употреблён 6 раз, а среди предлогов высокочастотный предлог В в исследуемом тексте встречается 3 раза.
Представим данные в диаграмме:
С целью получения более полной информации по исследуемой проблеме обратимся к тексту А. Платонова «Маленький солдат» (этот небольшой рассказ предназначен для дополнительного чтения на уроках литературы).
Маленький солдат
Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год, он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата ... и оставил у немцев свой склад с боезапасом...
Распределяем изученные части речи в таблицу:
Имя сушествительное | Имя прилагательное | Глагол | Местоимение | Предлог | Союз |
Сергей | военного | был | его | в | и |
Лабков | немецкого | служили | своего | к | и |
сыном | единственного | взяли | они | при | и |
полковника | жил | себе | в | и | |
врача | рос | он | к | чтобы | |
отец | шел | них | для | и | |
мать | принимал | он | при | и | |
полку | начал | он | в | и | |
сына | понимать | его | с | и | |
армии | говорил | этого | о | что | |
Сереже | заботился | свой | при | и | |
год | взорвут | до | |||
сердцу | вышел | из | |||
войну | оставил | у | |||
дело | с | ||||
отца | |||||
война | |||||
услышал | |||||
отец | |||||
блиндаже | |||||
офицером | |||||
немцы | |||||
отходе | |||||
боезапас | |||||
полка | |||||
полк | |||||
охвата | |||||
немцев | |||||
склад | |||||
боезапасом |
Как видно из таблицы, на первом месте – имена существительные (их в тексте 30), на втором месте – глаголы (их 14), на третьем – местоимения (11). Так как это текст-повествование, то и преобладают имена существительные и глаголы.
Среди служебных частей речи высокочастотный союз И в данном тексте употреблён 9 раз, высокочастотный предлог В в исследуемом тексте встречается 3 раза.
Представляем данные в следующей диаграмме:
Сопоставим результаты наблюдения использования частей речи в двух текстах разных типов речи:
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что частота употребления изученных нами в 5 классе частей речи в основном совпадает с данными «Частотного словаря русского языка».
Литература:
Загадочная система из шести экзопланет
Сочные помидорки
Ах эта снежная зима
Лягушка-путешественница
"Не жалею, не зову, не плачу…"